Русский духовный хоровой концерт
Ведущим хоровым жанром становится русский духовный концерт, служивший своеобразным символом древней отечественной традиции. Своего наивысшего расцвета духовный концерт достиг в екатерининскую эпоху (1762- 1796 ). Это было благоприятное время для российской культуры. Попытка возродить дух петровских преобразований во многом увенчалась успехом. Политика, экономика, наука и культура вновь получили импульс к развитию. Возобновилась практика обучения наиболее талантливых представителей науки и искусства за границей. Тесные культурные контакты России с просвещенной Европой не могли не повлиять на появление первых опытов профессионального композиторского творчества.
В этот период было создано более 500 произведений концертного жанра. К нему обращались почти все известные нам русские композиторы второй половины XVIII столетия.
Рожденный в недрах партесного многоголосия, духовный концерт на протяжении своего развития интегрировал два начала – церковную певческую традицию и новое светское музыкальное мышление. Концерт получил распространение и как кульминационная часть церковной службы, и как украшение придворных церемониалов. Он был средоточием тем и образов, затрагивавших глубокие нравственные и философские проблемы.
Если «партесный концерт можно до известной степени сопоставить с concerto grosso , то структура классического хорового концерта имеет общие черты с сонатно-симфоническим циклом. Она обычно состояла из трех или четырех разнохарактерных частей с контрастными приёмами изложения. В заключительной части, как правило, преобладали приемы полифонического развития.
Большой вклад в становление русского классического хорового концерта внесли выдающиеся иностранные композиторы, жившие в Петербурге (Д.Сарти, Б. Галуппи) . Вершинные достижения русской хоровой музыки эпохи Просвещения связаны с именами М.С. Березовского и Д.С. Бортнянского.
Русская светская музыка 18 века – ассамблеи, салоны, маскарады, зарождение романса
При императорском дворце, а затем и в домах вельмож, появились первые инструментальные капеллы. Знать и аристократы организовывали открытые музыкальные вечера, так называемые «ассамблеи», которые мог посетить любой желающий. Прославились на весь Петербург концерты, проводившиеся еженедельно в доме тайного советника Бассевича. На них представляла репертуар европейских композиторов 18 века капелла герцога Голштинского. По негласному правилу молодым дворянам вменялось обязательное посещение ассамблей. Там они могли не только слушать музыку, но и общаться, танцевать и даже играть в карты.
В салонах и аристократических домах развивалось любительское (или «салонное») музицирование. Молодые дворяне обучались игре на клавесине, виоле, арфе, флейте, гитаре, клавикордах, сочинялись и исполнялись лирические канты, так называемые «арии» – прообразы будущих романсов.
Именно с распространением любительского («салонного») музицирования в русской музыке 18 века тесно связано развитие так называемой камерной музыки. Самыми популярными на домашних концертах были различные танцевальные пьесы – менуэты, полонезы, экоссезы, аглезы, контрдансы и другие. Не меньшей любовью пользовались и вариации на темы народных песен. Большое количество таких вариаций для скрипки написал и издал первый композитор И.Е. Хандошкин (1747–1804).
В середине 18 века в русской музыке века возник еще один уникальный «салонный» жанр – российская песня. Эти песни, по стилистике и исполнению очень похожие на лирические канты и будущие романсы, создавались на стихи русских поэтов, таких как А. Сумароков, Г. Державин, Н. Львов и другие.
Помимо ассамблей, Петр I учредил также придворные маскарады, торжества и пиршества с музыкой. Специально для царского дворца он выписал из-за границы группу иностранных музыкантов и певцов. В 1690-х годах царь утвердил Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор – шутовской «орден», пародирующий своей деятельностью католическое и православное богослужение. Собор просуществовал более 30 лет. Все годы вдохновителем и организатором «ордена» был Петр I.
Возникновение русских военных духовых оркестров в 18 веке
После реформ армии в 1699 и 1705 годах в каждом полку появился свой оркестр, состоящий по большей части из труб, гобоев, литавр, валторн и барабанов. В связи с победами русского оружия в солдатской среде зародился новый жанр в отечественной музыке 18: «панегирический кант» – приветственный гимн на три голоса с бравурными трубными мелодиями (иногда его называли виват-кант – со слова «виват!» («да здравствует!») начинался кант, посвященный окончанию в 1721 году Северной войны). Часто виватические канты слагались в честь императора и его полководцев. Виват-канты породили особую поэтику, сопоставимую с одической, которая достигла своего расцвета в хоровых концертах, кантатах и ораториях в русской музыке конца 18 века.
«Любимая дочь русского народа» Елизавета Петровна, взошедшая на престол в 1741 году, продолжала прогрессивные реформы своего отца, особенно в области культуры. Ее эпоха вошла в историю как эпоха просвещенного абсолютизма.
Светская музыка при императорском дворе
Постепенно зарождается интерес к светской музыке, хоровому пению. В 1711 г. был издан указ об образовании оркестров в каждой воинской части. Получает широкое распространение исполнение кантов – вид многоголосных песен торжественного характера в честь военных побед России.
Канты – вид многоголосных песен торжественного характера в честь военных побед России.
Придворные празднества и развлечения отражали вкусы и нравы, свойственные царствующим особам и при всем их светском характере, порой, облекались в архаичные формы. Примером тому являлась знаменитая шутовская свадьба в Ледяном доме конца правления Анны Иоанновны.
Готовые работы на аналогичную тему
Между тем эта же императрица не отказывала себе в удовольствии послушать русское хоровое пение или итальянскую музыку. Именно при ней начался новый этап в развитии музыкальной культуры России. Музыка перестала иметь исключительно прикладное значение и зазвучала в театральной и концертной форме. В это время в придворном театре регулярно ставились итальянские оперы, а с основанной в Петербурге в 1737 г. французским балетмейстером Ж.-Б. Ланде государственной балетной школы, по мнению специалистов, началась история русского балета.
Особенный интерес возник к народным песням. Появились их первые нотные сборники. Народные мотивы звучали в операх, инструментальных произведениях, вокальной лирике.
Слайд 9Фомин Евстигней Ипатьевич 1761 — 1800 Фомин
― один из первых профессиональных русских композиторов, чьё творчество оказало
заметное влияние на дальнейшее развитие русской оперы. Наследие Фомина, однако, оставалось малоизвестным вплоть до середины XX века, когда некоторые из его опер были поставлены на сценах театров Москвы и Ленинграда. Родился 5 августа 1761 года в Санкт-Петербурге.В возрасте шести лет был отдан в Воспитательное училище при Императорской академии художеств, затем учился в самой академии, где осваивал игру на клавесине, теорию музыки и композицию. По окончании академии в 1782 году Фомин был отправлен в Болонью для совершенствования своего музыкального мастерства . В 1785 под именем Эугенио Фомини Фомин был избран в члены Болонской филармонической академии.В 1786 году Фомин возвращается в Петербург, где пишет свою первую оперу «Новгородский богатырь Василий Боеславич» на либретто императрицы Екатерины II. Опера в пяти действиях, законченная композитором необычайно быстро ― в течение одного месяца ― в том же году уже была поставлена в Эрмитажном театре Петербурга. В 1786―1788 он служил в канцелярии Г. Р. Державина.В Тамбове в 1788 анонимно было опубликовано либретто оперы Фомина «Ямщики на подставе». В 1788 году Фомин пишет одну из наиболее известных своих опер ― «Американцы» на либретто 19-летнего Ивана Крылова. Дирекция императорских театров не приняла её к постановке, и лишь в 1800 эта опера увидела сцену. Другим знаменитым сочинением Фомина является мелодрама «Орфей и Эвридика» , написанная в 1791 году. В 1797 Фомин был принят на должность репетитора придворных театров, где помогал певцам разучивать оперные партии.Умер 28 апреля 1800 года в Санкт-Петербурге.До нашего времени дошли партитуры «Ямщиков на подставе», «Американцев», «Орфея и Эвридики», а также хора из музыки к пьесе «Ярополк и Олег» (1798). Оперы «Новгородский богатырь Василий Боеславич» и «Золотое яблоко» (последняя из известных работ композитора) сохранились в виде оркестровых партий.
Русская комическая опера
Рождение национальной композиторской школы XVIII столетия было тесно связано с развитием русской оперы. Оно началось с музыкальной комедии, которая опиралась на комедийные произведения русских писателей и поэтов: Я. Княжнина, И. Крылова, М. Попова, А. Аблесимова, М. Матинского.
Комическая опера была бытовой по своему содержанию, с незамысловатой, но увлекательной фабулой из повседневной российской жизни. Ее героями были сметливые мужички, крепостные крестьяне, скупые и жадные богатеи, наивные и прекрасные девушки, злые и добрые дворяне.
Расцвету комической оперы способствовал талант выдающихся русских актеров – Е.С. Яковлевой (в замужестве Сандуновой, на сцене же – Урановой), крепостной актрисы П.И. Ковалевой-Жемчуговой, И.А. Дмитревского.
В увертюре, предшествующей мелодраме, во всей полноте раскрылось дарование Фомина-симфониста. В ней композитор с удивительным чувством стиля сумел передать трагический пафос древнего мифа. По сути, Фоминым был сделан первый шаг на пути создания русского симфонизма. Так в недрах театра, как это было и в Западной Европе, рождалась будущая русская симфония.
Русские композиторы
С 70-х годов развернулась деятельность русских композиторов. Они учились у иностранных педагогов, овладели современными
жанрами, формами и композиционными приемами. Народная песня послужила основой национальной композиторской школы.
Крупнейшими среди русских композиторов 18 в. были: Березовский Максим Сазонович (1745-1777, член Болонской
филармонической академии, создал новый тип русского хорового концерта), Фомин Евстигней Ипатович (1761-1800, член
Болонской филармонической академии), Хандошкин Иван Евстафьевич (1747-1804, основоположник русской скрипичной школы) и
Бортнянский Дмитрий Степанович (1751-1825). В области оперы работал также Василий Алексеевич Пашкевич (1742-1794), в
области хоровой и театральной музыки Осип Козловский.
М. И. Глинка (1804-1857 гг.)
Великий русский композитор, который сыграл огромную роль в развитии русской классической музыки. Обобщив достижения своих предшественников, он заложил основы национального музыкального стиля, открыл, подобно Пушкину в литературе, классический период в истории русской музыки. Творчество Глинки отразило передовые устремления времени. С вольнолюбивой поэзией Пушкина и декабристов его искусство сближают гуманизм, идеи патриотического служения народу.
Наибольшее значение имеют оперы Глинки, правдиво воссоздающие героику исторического прошлого, романтику национального эпоса. В тонкой лирике романсов раскрывается исполненный красоты мир чувств. Живописность и красочность свойственны его симфоническим произведениям. Открыв в народной песне неистощимый источник поэзии, Глинка сотворил подлинно демократическое национальное искусство.
Создание оперы «Иван Сусанин» (1836 г.) имело огромное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры. Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера композитора — «Руслан и Людмила» (1842 г.). Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в юношеской поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом. В годы работы над «Русланом и Людмилой» были написаны также музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1840 г.) и многочисленные романсы.
Вокальная музыка
В 1713 г. из Москвы в Петербург Петр перевел государственных певчих дьяков, превратив его в придворную певческую
капеллу. После учреждения Синода патриарших певчих дьяков стали называть Синодальным хором. Оба коллектива сыграли
большую роль в развитии русской хоровой культуры. В петровское время побед появился новый жанр — панегирические канты —
приветственные трехголосные гимны с ликующими трубными мелодиями. Канты исполнялись на церковнославянском языке с
латинскими словами. Многократно повторялся возглас «виват» («пусть живет»).
Тематика кантов в 18 в. расширилась, появились любовно-лирические, пасторальные, шуточные, поздравительные канты. Кантов
было превеликое множество, но мы не знаем имен их сочинителей.
Канты писались на слова Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, Сковороды и других поэтов того времени. Постепенно кант
превращался в романс. Такие промежуточные песни сочинял композитор-любитель Г.Н. Теплов (академик) на слова Сумарокова.
Видными авторами романсов были Федор Михайлович Дубянский (очень популярен был его романс «Стонет сизый голубочек» на
слова Дмитриева) и особенно Осип Антонович Козловский (поляк и белорус по происхождению) ввел в русскую музыку жанр
торжественного хорового полонеза. Полонез Козловского «Гром победы, раздавайся» для хора и оркестра на слова Державина (
- долгое время служил официальным русским гимном. У Козловского учился польский композитор Михаил Огинский, участник
восстания под руководством Костюшко, потом сенатор в Петербурге, автор широкоизвестных фортепианных полонезов («Прощание
с родиной»).
Пользовались популярностью в России украинские песни, они печатались в песенных сборниках и исполнялись при дворе
бандуристами и гуслистами. Много собирается и издается русских народных песен, это говорит о самосознании нации. Многие
иностранные и отечественные композиторы тогда и потом использовали народную музыку в своих произведениях.
Россия стала открытой для иностранных музыкантов. Первое знакомство с оперой произошло в 30-х гг., в царствование Анны
Иоановны. Это была итальянская опера. На русской сцене исполнялись первоклассные оперы и балеты, труппами из Франции,
Германии, Англии. В России работали крупные певцы, дирижеры, композиторы, мастера балета.
Выдающиеся русские композиторы XVIII века
Композитор, скрипач, дирижёр Василий Алексеевич Пашкевич прославился своими комическими операми, написанными на либретто разных литераторов, в том числе Я.Б. Княжнина.
Выдающимся виртуозом-исполнителем и композитором был один из основоположников русской скрипичной школы Иван Евстафьевич Хандошкин, происходивший из крепостных крестьян. Он автор многочисленных произведений для скрипки, в том числе вариаций на русские народные песни.
Самым знаменитым русским композитором $XVIII$ века, бесспорно, является Дмитрий Степанович Бортнянский. Почти тридцать лет он возглавлял Придворную певческую капеллу. Талант композитора раскрылся в различных музыкальных жанрах. Ему принадлежат оперы, сонаты, романсы, песни, марши. Но прежде всего Бортнянский известен как выдающийся мастер духовной музыки. Путь от певчего до управляющего Придворной певческой капеллой прошел Д.С. Бортнянский, получивший музыкальное образование в Италии. Им было написано около 200 музыкальных произведений (оперы, кантаты, оратории, духовная музыка).
Происходило активное взаимодействие с театром. Музыку к операм писали русские композиторы Е.И. Фомин, В.А. Пашкевич, М.М. Соколовский, о которых говорилось выше. Успеху оперы способствовали увлекательный сюжет, доступность музыкально-драматической формы, близость к русскому фольклору, разговорной речи.
- ,
- укрепление абсолютизма,
- окончательное закрепощение крестьян,
- введение системы всеобщего образования, учреждение первых академий наук и университетов –
все это не могло не сказаться на культурном облике страны. Большое место в духовной жизни людей стали занимать музыка и литература.
Положение народной музыки до Петра I
А с приходом к власти Петра I в 1682 году положение музыкантов существенно изменилось. Реформы Петра I дали толчок развитию всего светского искусства в целом и музыкального в частности.
Русская классическая музыка XVIII века
1 →
Длительное, полувековое накопление нового слухового опыта, эстетических вкусов и музыкально-исполнительских навыков привело, наконец, к качественному скачку в 1760-х годах. Именно с этого времени начала формироваться российская композиторская школа, в художественном стиле которой национальные традиции органично соединились с современными достижениями западноевропейского музыкального искусства.
Как это нередко бывает в истории культуры, те или иные стилевые завоевания совершаются не только в творчестве одного автора. Так произошло и в начале пути российской классической музыки, у истоков которого оказались три ровесника, родившихся в 1740-х годах: Максим Березовский, Иван Хандошкин и Василий Пашкевич. В разных сферах раскрылись их дарования: Березовского — главным образом в хоровой, Хандошкина — в скрипичной, Пашкевича — в оперной. Но все они явились высокообразованными и национально самобытными музыкантами.
Подобному творческому результату немало способствовали как условия их музыкального воспитания, так и время, на которое пришлось их духовное и творческое формирование.
Все они начали обучаться с детских лет, а в отроческом и юношеском возрасте уже служили как придворные музыканты, постоянно участвуя в музыкальной жизни столицы. Все они владели скрипкой — это было нормой обучения, а Березовский и Пашкевич учились и вокалу. Как исполнители они переиграли многое из европейского оперного, кантатно-ораториального и инструментального репертуара, привозимого в Россию. Вместе с тем сфера народной и городской песенности в быту и в концертах еще не была отделена от академических жанров тем барьером, который возник столетием позже. Отсюда и выросло то естественное, искреннее и непосредственное отношение к своим истокам, которое определило национальное своеобразие и ценность их музыки.
Василий Пашкевич, начавший служить как певчий придворного хора, постоянно участвовал не только в церковной службе, но и в музыкальных увеселениях двора. Певчие пели итальянские арии, народные песни, играли на инструментах, участвовали в оперных спектаклях. Максим Березовский и Иван Хандошкин в 1750-е годы начали музыкальную карьеру при дворе великого князя Петра Фёдоровича (будущего императора Петра III) в Ораниенбауме.
Император был меломаном. С помощью Я. Штелина, который был его воспитателем, а в дальнейшем библиотекарем, чтецом, в общем, близким доверенным лицом и, кроме всего, любителем и знатоком музыки, он собрал вокруг себя немецких, итальянских и русских музыкантов. Особое удовольствие великому князю доставляла собственная игра на скрипке.
Я. Штелин описал её насмешливо: «Этот государь для времяпрепровождения научился у нескольких итальянцев играть на скрипке так, что мог играть в симфонии, ритурнели к итальянским ариям и т. д. А так как итальянцы, даже когда он фальшивил или перескакивал через трудное место, всегда его прерывали возгласами «браво, ваша светлость, браво», то он думал, при своём пронзительном ударе смычка, что он играет с такой же правильностью и красотой, какой требовал, действительно, его музыкальный вкус.
1 →
Смотрите другие статьи этого раздела:
- «Весёлое кладбище»
- Queen
- А ты танцуешь буги-вуги?
- Антонио Вивальди. Венецианский скрипач
- Армянский танец «Кочари»
- Варган — инструмент единения с миром
- Венская опера
- Воздействие музыки на человека
- Выбираем музыкальный инструмент для ребёнка
- Застывшие узоры русского севера
- Звуковой образ в музыкальных фонограммах
- Игорь Фёдорович Стравинский и его балет «Петрушка»
- Инструменты барочного оркестра
- Искусство быть оратором.
- История создания музыкального синтезатора
- История театра «Ла Скала»
- Как выбрать качественную акустическую систему, зная необходимые критерии выбора?
- Как вырастить гения
- Камерная музыка
- Карлхайнц Штокхаузен и гностицизм
- Колядки
- Лезгинка
- Магия музыки
- Магия фламенко
- Музыкальное развитие ребёнка
- Музыкальное развитие
- Мюзикл
- Обзор инструментов виртуальной музыкальной студии Reason 5
- Польза колыбельных песен
- Проект »R4» в Париже
- Развитие музыкальных способностей
- Развитие творческого потенциала педагога
- Роль музыки в кинематографе
- Румба
- Русская классическая музыка XVIII века
- Самоучитель игры на гитаре
- Свет на сцене
- Светлый праздник Рождества!
- Светомузыка
- Синтезатор или цифровое пианино? Выбираем музыкальный инструмент.
- Сказочная музыка
- Советы для начинающих гитаристов
- Современный танец
- Специфика балетного искусства
- Струны. Как часто их менять?
- Танго
- Танец живота
- Танцы Индии
- Топ-10 самых дорогих видов музыкальных инструментов в мире
- Успешный ребёнок
- Хип-хоп (hip-hop)
- Хиропласт
- ЧА-ЧА-ЧА
- Шотландская волынка
- Электронная музыка конца 20-го века
Д. Д. Шостакович (1906—1975 гг.)
Один из крупнейших композиторов современности, выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог. В его творчестве представлены все жанры музыкального искусства: опера и балет, симфония и концерт, инструментальный ансамбль и романс, песня и оратория, оперетта и музыка для кино и театральных постановок. Творениям Шостаковича свойственны высокая гражданственность, острота конфликтов, эмоциональная напряженность. Потрясающие, порой трагические противоречия современного мира, неутихающая борьба созидательных и разрушительных сил жизни, светлые гуманистические идеалы свободы и справедливости нашли в его лице талантливейшего толкователя.
Музыкальный стиль Шостаковича ярок и самобытен. Велико влияние на его творчество Мусоргского и Чайковского, а из зарубежных композиторов — Малера. Также огромную роль в творчестве играет творчески постигнутая русская народно-песенная традиция. Опера «Нос» (по Гоголю, 1927—1928 гг.), балеты «Золотой век» (1930 г.) и «Болт» (1931 г.), Вторая («Посвящение Октябрю», 1927 г.) и Третья («Первомайская», 1929 г.) симфонии, музыка для драматического театра и кино говорили о тяготении к злободневным темам и идеям, о стремлении к новизне музыкального языка. Наиболее крупные произведения — опера «Леди Макбет Мценского уезда» (1932 г.; во второй редакции — «Катерина Измайлова», 1956 г.), Концерт для фортепиано, трубы и струнного оркестра (1933 г.), Четвертая симфония (1936 г.).
М. П. Мусоргский (1839—1881 гг.)
Великий композитор-реалист, создатель яркого самобытного новаторского искусства. Его художественные взгляды сложились под воздействием революционно-демократических идей 1860-х гг. Музыкант видел свою цель в правдивом изображении жизни угнетенного народа, в обличении социальных уродств самодержавно-крепостнического строя. Эту цель он преследовал и при обращении к переломным периодам русской истории. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — говорил Мусоргский. Он обладал даром исключительно глубокого и чуткого проникновения в психологию народа, позволившим ему создать галерею живых, неповторимо своеобразных национальных характеров.
Новизна замыслов заставляла Мусоргского искать оригинальные формы и средства музыкальной выразительности, обогатившие мировое искусство. Вершиной творчества композитора стала музыкальная драма «Борис Годунов» (1868—1872 гг.). Над операми «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю) композитор работал до конца жизни. В 1870-х гг. были созданы также баллада «Забытый» на сюжет одноименной картины В. Верещагина, цикл «Песни и пляски смерти» на слова А. Голенищева-Кутузова и фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874 г.).
Слайд 6Пашкевич Василий Алексеевич 1742 – 9 марта 1797Русский композитор, дирижёр, педагог, скрипач, певец, один
из создателей русской национальной оперы.Василий Пашкевич поступил на придворную службу
в 1756г., и был причислен к штату капеллы придворной церкви.С 1763 г. начал играть в оркестре «бальной музыки» (второй придворный оркестр Екатерины II).В 1783 г., после успеха трёх опер подряд Пашкевичу присваивают звание «камер-музыкант», а в 1789 г. — «концертмейстер бальной музыки» с чином коллежского асессора.Василий Пашкевич так же руководил музыкальной частью «Вольного театра» , занимался педагогической деятельностью.Павел I, после смерти матери, уволил композитора с придворной службы. Оставшись без работы и средств к существованию, Василий Пашкевич скончался 9 марта (20 марта) 1797 г., оставив вдову с годовалой дочерью.
Русская национальная композиторская школа
Большинство русских композиторов были выходцами из народной среды . Они с детства впитали живое звучание русского фольклора. Естественным и закономерным, поэтому, стало включение народных песен в русскую оперную музыку (оперы В. А. Пашкевича и Е.И. Фомина), в инструментальные сочинения (творчество И.Е. Хандошкина).
По традиции предшествующих веков наиболее широко в век Просвещения развивались вокальные жанры, как светские, так и храмовые. Среди них выделяются духовный хоровой концерт, комическая опера и камерная песня. Как и в фольклористике, в этих жанрах сохраняется отношение к слову как к приоритетной основе музыки. Автором оперы считается либреттист, а автором песни – поэт; имя композитора нередко оставалось в тени, а со временем забывалось.
Крепостной театр
Русские помещики отдавали своих крепостных крестьян и дворовых в обучение учителям музыки и пения, готовили из низ
оркестрантов, оперных певцов, хористов, композиторов. Из крепостных музыкантов составлялись капеллы, оркестры, квартеты,
оперные труппы, увеселявшие своих хозяев и их гостей в домашних театрах, салонах и столовых. Десятки оркестров и
ансамблей насчитывалось в поместьях и городах Волынской, Киевской, Курской, Московской, Петербургской, Полтавской,
Смоленской, Тульской, Харьковской, Черниговской и других губерний России, Украины и Беларуси. У графов Шереметевых,
владельцев крепостных театров в Кускове и Останкине, под Москвой, имелась превосходная оперная труппа и большой оркестр.
Хорошие труппы были у графа Воронцова в Тамбовской и Владимирской губерниях. Кадры крепостных актеров и музыкантов
пополняли и казенные труппы.
Положение крепостной интеллигенции было тяжелым и унизительным. За малейшие провинности наказывали кнутом, зверски
истязали, бросали в темницы. Их продавали, обменивали как лошадей и собак. Лишь некоторым из них удалось сбросить
крепостное ярмо. Это было следствием особой милости их господ и обычно стоило большого выкупа. Среди немногих была
Прасковья Ивановна Жемчугова дочь крепостного кузнеца Ковалева. Крепостная актриса-певица, клавесинистка и арфистка еще
в юные годы покоряла слушателей искренностью и глубиной драматической игры, обаянием и мастерством вокального
исполнения. Н.П. Шереметев, плененный душевным благородством и талантом замечательной актрисы, дал ей вольную, и сделал
своей женой. Венчание было тайным и в глазах света Жемчугова осталась любовницей графа.
Крепостные артисты стояли у истоков русского балета, они заложили основы той профессиональной школы хореографии, которая
в будущем будет признана лучшей в мире. Первой ласточкой этой славы явился шумный успех венских гастролей выдающегося
русского танцовщика 18 в. Тимофея Бубликова (Бубличенко). У Шереметева в труппе блистала танцовщица Татьяна Гранатова,
дочь крепостного оружейного мастера Шлыкова.
Очевидно, только в условиях крепостного быта могла возникнуть роговая музыка, когда исполнитель должен вовремя издать
свой звук рога в нужном месте мелодии (охотничий рог издавал единственный звук). Современники изумлялись стройности и
красоте этого сложного ансамбля. Ломоносов воспел его в стихотворении «На изобретение роговой музыки» (1745). И еще в
30-х годах 19 в. один из русских роговых оркестров с огромным успехом гастролировал в странах Западной Европы.
В целом, русская музыка 18 в. отличалась высоким профессионализмом, что дало почву для быстрого и высокого подъема ее в
19 веке.