Краткое содержание
Перед тем, как раскрыть смысл поэмы «Демон» следует познакомиться с главными героями:
- Демон — небесный изгнанник, существо без плоти, наделенное автором «взором» и крыльями, скитается во вселенских просторах;
- Тамара — молодая грузинка «неземной красоты».
Духу зла наскучило бесконечное одиночество, бессмертие и даже безмерная власть. Открывающиеся взору завораживающие пейзажи центрального Кавказа безразличны герою.
Внимание духа привлекает оживленная усадьба князя Гудала. В замке идет подготовка к свадьбе княжны Тамары
По старинному обычаю девушка танцует. Тамара добровольно выходит замуж, но волнение не покидает княжну. Девушка боится оказаться рабыней в чужом доме.
Чувства злого духа пробуждаются прекрасной танцующей девушкой. Нутро наполняется страстью к земной красавице. Дух использует свое могущество ради гибели спешащего на торжество жениха.
Дом невесты наполняется плачем и печалью. Рыдающая Тамара слышит волшебный голос утешения, обещающий приходить в золотых снах.
Княжна каждую ночь видит неотразимый взгляд, полный печали и любви. Тамара догадывается, что с ней заигрывает лукавая темная сила. Ради спасения она уходит в монастырь.
В стенах храма девушка продолжает слышать волшебный голос среди молитв. Демон дает волю страсти и наведывается в келью Тамары. Он знает, что близость с ним погубит девушку.
Речи духа, явившегося в образе мужчины, полны обещаний и клятв. Он плачет, вызывая сострадание Тамары. Соблазненная девушка погибает.
Образ Демона в искусстве
Если в 1860-х годах отношение к «Демону» в среде литературных критиков было зачастую скептическим, то ближе к концу XIX века — на фоне растущего интереса к русской поэзии — поэма и её герой вновь обрели актуальность. «Реабилитация» произведения во многом состоялась благодаря художнику Михаилу Врубелю, создавшему образ Демона в тридцати иллюстрациях к юбилейному двухтомнику Лермонтова и написавшему картины «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1899) и «Демон поверженный» (1901—1902).
«Тамара и Демон» (1890). Фрагмент иллюстрации М.А. Врубеля к поэме М. Ю. Лермонтова.
Врубелевский герой, с одной стороны, напоминает античных титанов, обладающих властью над миром; с другой — это, по замечанию философа Василия Розанова, некое стихийно-языческое существо, близкое древнегреческому богу Пану.
Сам образ падшего ангела, взбунтовавшегося против Творца и получившего за свой мятеж участь вечного скитальца, в литературе не нов: предшественниками лермонтовского героя были байроновский Люцифер («Каин»), гётевский Мефистофель («Фауст»), мильтоновский Сатана («Потерянный рай») и другие персонажи. Но если, к примеру, местом действия «Потерянного рая» является некое метафизическое пространство, то история Демона происходит на фоне земного — кавказского — пейзажа, среди гор. Возможно, здесь сказалось влияние Василия Жуковского, в балладах которого пейзажи «отличались явно повышенной гористостью».
См. Цитаты из книги «Демон» (1839) М.Ю. Лермонтова
Смерть Тамары
В монастыре Тамару постоянно преследуют мысли о Демоне. Она понимает, что ее нестерпимо тянет к этому мужчине. Она молится святым, преклоняется перед Демоном и не знает, что делать. Физическая близость с Демоном для Тамары равна смерти.
Демон понимает это и решает отменить свой коварный план. Но Демон не может совладать со своими чувствами и ночью он врывается в келью Тамары.
Даже на смертном одре Тамара улыбается. Смертельно несчастный Гудал похоронил единственную дочь в церкви на вершине холма. Ангел унес ее душу на небеса. Демон кричал ему наперерез: «Оставь ее, она моя!». В ответ же ангел отвечал: «Исчезни, Демон. Долго ты торжествовал.
Бог знает правду – Тамара любила и страдала, ее душа окажется в раю». Забыв свои безумные надежны, Демон навсегда остался одинок.
На вершине холма у могилы Тамары свистит ветер, видны развалины церкви и ходят легенды о любви Демона к смертной красавице. Вокруг могилы копошатся ящерицы и змеи, и лишь высокие горы охраняют безмятежный вечный сон Тамары.
Образ Демона
Образ Демона в знаменитой поэме Лермонтова — является брошенным героем, который посмел переступить правила добра. Он презирает ограничение человеческого проживания. Данный портрет взят автором из библейской легенды про изгнанного из рая. Михаил Юрьевич на свой манер переделал содержание. Наказание главного лица исходит из того, что он обречен до скончания веков блуждать абсолютно одиноким.
Образ демона это причина зла, уничтожающего всё на пути перед собой. Но несмотря на это, он оказывается в сближенном взаимодействии с противоположным началом. Поскольку нечистый это обращённый ангел, то ему прекрасно вспоминаются прошедшие события. Герой словно выливает свою накопившуюся месть на весь мир. Стоит выделить тот факт, что данный образ демона очень сильно отличается от Сатаны или же Люцифера. Такое вот личное выражение российского поэта к образу.
Основной смысл поэмы состоит в том, что герой стремится найти способ перевоплотиться. Он весьма рассержен тем обстоятельством, что ему отведена участь рассеивать зло по всему людскому миру. По нежданному стечению событий он влюбляется в прекрасную девушку грузинку, которую зовут Тамара. Данным способом герой во что бы то ни стало желает победить Божью кару.
Образ героя в этом произведении выражается двумя главными особенностями. Это притягательность небес и таинственная загадочность. Поэтому женщина Земли не способна из-за своей слабости устоять перед искусителем. Он не итог человеческого воображения. Тамара может его почувствовать и осязать. Постепенно он начинает посещать её во сне. Демон походить на воздух и может вдохновляться чрез внутренний голос и дыхание. В поэме мы не найдём описания внешнего вида героя. В чувствах девушки он как светлый вечер, светится неслышно, подобно звезде, ускользает неслышно и бесследно. Грузинку заманивает зачаровывающий голос, притягивает её. После совершения убийства суженого Тамары, он приходит к ней, напускает золотые сны, избавляет ото всех земных беспокойств. Портрет перевоплощается с помощью колыбельную песенку. В этой песне присутствует воспевание мира в ночи, который столь характерен для романтической особенности.
Воспевания, которые воспроизводит Демон с течением времени отравляют сердце бедной девушки по миру, которого нет. Земные события и вещи её не привлекают. Доверяясь своему совратителю, грузинка покидает этот мир. Это происшествие приводит Демона к ещё большему отчаянию и сознанию в своей несостоятельности.
Похожие вопросы
Литература 21.03.2019 22:45 49 Русанов Влад
Помогите ответить на эти вопросы. Русский поэт, способствовавший возвращению Лермонтова из первой сс
Ответов: 1
Литература 24.02.2019 16:47 64 Остроущенко Валерия
Фанаты Екатерины Стриженовой в ШОКЕ! -32кг за 1 месяц! Секрет ее похудения в .. Проверочная работа п
Ответов: 1
Литература 29.06.2023 17:43 Борозна Павел
Вспомните биографию Лермонтова М.Ю.15 баллов) Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Детств
Ответов: 2
Литература 13.07.2020 13:42 13 Pinto Tomyy
Великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, спустя несколько столетий, по-прежнему занимает большое ме
Ответов: 1
Литература 18.06.2023 23:30 1 Биев Никита
Составьте хронологическую таблицу Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве в сем
Ответов: 1
Литература 18.05.2023 02:01 8 Кащенко Евгений
Проверочная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова и по его стихотворению «Три Пальмы» 1.Назовите год
Ответов: 2
Литература 08.07.2023 07:27 2 Потапов Марк
1. Фольклор – это … а) устное народное творчество; б) небольшие произведения для детей: колыбельны
Ответов: 2
Литература 03.07.2020 19:50 7 Федченко Анна
Помогите ответить на тесты по литературе даю 98 баллов Великая Отечественная война в произведениях
Ответов: 1
Литература 05.06.2023 03:56 4 Шевченко Анатолий
Помогите пожалуйста решить контрольную!!! Очень нужно!!! 1.Назовите годы жизни М.Ю. Лермонтова а)
Ответов: 1
Литература 05.06.2023 03:56 3 Алимерзаев Никита
Помогите пожалуйста решить контрольную!!! Очень нужно!!! 1.Назовите годы жизни М.Ю. Лермонтова а)
Ответов: 1
Литература 08.06.2023 18:35 7 Рачкова Лена
Очень нужна помощь 50 баллов Дайте развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 150 с
Ответов: 1
Средства выразительности
Эпитеты в стихотворении «Ангел» помогают создавать определённые образы и особую атмосферу. Так, показывая уникальную чистоту главного персонажа, Лермонтов называет его хвалу «великому» богу «непритворной». Поэт употребляет это определение так, чтобы читатель не мог не обратить на него внимания при прочтении: в конце второй строфы, в обособленной уточняющей конструкции. Образу молодой души придаёт особый колорит эпитет «чудный», относящийся к её желанию. То есть, несмотря на печаль мира и собственное томление, душа продолжает верить и надеяться, ведь она помнит «живой» голос Ангела.
Поэт пользуется антитезой «небо и земля», а усиливает её противопоставленными эпитетами, описывающими песни этих миров. Например, у земли песни «скучные», а у Ангела – «святые».
Кроме того, Лермонтов обращается к такой стилистической фигуре, как инверсия, что придаёт возвышенность и покой повествованию. В последней строфе мы обнаруживаем анафору: «И долго…И звуков», — что делает завершение стихотворения наиболее гармоничным, но в тоже время намекает на бесконечность жизни молодой души, когда-то принесённой на землю Ангелом.
Характер представителя черных сил
У Демона много лиц. Он горд, презирает все божественное:
«Презрительным окинул оком Творенье бога своего…».
Демон умеет быть хитрым и лукавым. Он поселяет в душах людей и мешает им жить и поступать так, как они бы хотели, уводить их в сторону от избранного пути. Мечты людей становятся коварными. Герой Ада бессмертен и не боится совершать черные дела, ему не грозит наказание. Такое существование не нравится Демону. Ему хочется опасности, бурь, смятений. Он ненавидит данную власть и бессмертие. Дух ненавидит не только людей. Его раздражает красота мира. Он завидует природе:
«…кроме зависти холодной, Природы блеск не возбудил…».
Демон умеет презирать и ненавидеть, другие чувства не появляются в его душе.
Очень краткий пересказ поэмы «Демон»
Проносясь над землями Грузии, отвергнутый Богом и скучающий Демон наблюдает с высоты полета за грешной землей. Он омрачен, уже очень давно ничто не приносит ему радость. В один момент он замечает Тамару — юную девушку, обладающую невероятной красотой. Тамара — единственная дочь старого князя Гудала. Княжеский дом утопает в роскошных украшениях, раздается веселая музыка, танцуют и развлекаются гости.
Сегодня у князя торжество — молодая красавица выходит замуж, и все с нетерпением ждут жениха. Чтобы увлечь гостей, невеста исполняет танец с бубном. Она делает это так прекрасно и грациозно, что буквально завораживает Демона. Он так опьянен чувственностью Тамары, что не в силах сдержаться и спускается на землю.
Сегодня Тамаре не суждено связать себя узами брака со своим возлюбленным. Падший ангел подстраивает все так, что на ее жениха в дороге набрасываются разбойники и убивают прямо на пол пути к княжескому двору. Узнав об этом страшном происшествии, все семейство Гудала получает тяжелый душевный удар. Конечно, труднее всех ужасное событие переживает Тамара.
Демон, обезумевший от любви, доволен, что больше никто не стоит на его пути к сердцу девушки. С этого момента он каждую ночь пробирается в сон к убитой горем несостоявшейся невесте в образе красивого молодого человека. Эти ночные видения не на шутку пугают Тамару, и она обращается к отцу, надеясь получить разрешение уйти в монастырь, в надежде, что там она обретет покой. Видя, как страдает дочь, старый князь, скрепя сердце, соглашается.
В монастыре Тамара только и делает, что молится и направляет свои речи к Всевышнему с просьбой избавить ее от пугающих сновидений, травящих душу. Однако, незаметно для себя, она начинает испытывать чувства к таинственному ночному незнакомцу.
Злой дух счастлив: ему удалось вызвать у девушки нежные чувства. Ему известно, что лишь одно его касание способно погубить молодую красавицу, но он не намерен сдерживаться. Демон является к уединившейся молодой красавице и соблазняет ее сладкими речами. Тамара отравлена ядом своего искусителя и мучительно умирает. Ангел хранитель уносит душу страдалицы в рай. Убитый горем отец Тамары хоронит так рано покинувшую этот мир дочь на кладбище близ горной церквушки.
История создания
История написания поэмы «Демон» наталкивает на мысль, что произведение играло особую роль в жизни автора. Он начал работу над произведением в 14 лет, продолжал вносить корректировки в течение всей жизни, так и не опубликовав его самостоятельно. Несмотря на многочисленные исправления и доработки, первая строка осталась без изменения с 1829 года. («Печальный Демон, дух изгнанья»). Об этой работе автора сохранились весьма интересные факты:
Любопытно узнать, кому посвящена поэма «Демон»? Автор подарил рукопись своей избраннице — Варваре Лопухиной. Это произошло в 1838 году. Он подписал ее: «Я кончил — и в груди невольное сомненье!». Он не был уверен в успехе произведения, поэтому постоянно дорабатывал его на протяжении всей жизни.
Цензура жестоко обошлась в творением поэта-романтика. Синод (орган, заведующий церковными делами) запретил публикацию при жизни автора, ведь содержание произведения противоречило религиозным канонам и было признано опасным. После смерти М.Ю. Лермонтова отрывки из поэмы были напечатаны впервые в 1842 году в журнале «Отечественные записки». Целиком она вышла в 1856 году в Германии
Тираж составлял 28 экземпляров, но важно отметить, что диалог главных героев был вырезан. И только в 1857 году вышло второе издание поэмы «Демон», в котором диалог был опубликован.
История создания «Демона» тесно связана с его распространением
Вопреки цензуре и запретам, посвящённые дворяне переписывали поэму друг у друга и передавали знакомым. Такая форма распространения окружила произведением еще большим ажиотажем со стороны публики.
«Демон» имеет и свою мистическую историю. Многие художники-иллюстраторы и литературоведы, которые взялись за подробное изучение текста, замечали странности в своем поведении или даже сходили с ума от навязчивых видений. Самым известным примером является художник Врубель, который нарисовал иллюстрации к книге, но не завершил труд, так как его психическое здоровье пошатнулось. Он жаловался на навязчивые галлюцинации, где неизменно присутствовал нечистый дух.
Смысл сюжета
В основе поэмы лежат библейские мотивы и кавказская легенда о любви горного духа, полюбившего земную девушку. В обоих случаях главные герои — бунтари, протестующие против сложившихся обстоятельств.
Мистический сюжет поэмы «Демон» не лишен философского смысла. Своим произведением Лермонтов выразил протест подавлению личности человека.
- Любовь. Чувство бывает губительно. Небесный изгнанник видит в прекрасной Тамаре спасение. Любовь пробуждает его, заставляет плакать и бояться. Доверившаяся чувствам девушка погибает.
- Борьба. Демон мучается апатией к существованию. Тамара привлекла его своими бунтарскими мыслями. Девушка не желает потерять свободу, оказавшись в доме мужа. В поэме Лермонтова Демон потерял смысл существования. Его не радует даже возможность творить зло. Любовь к Тамаре — последняя надежда на спасение.
- Одиночество. Изгнанный дух существует в скитаниях. Он живет воспоминаниями прошлого. Любовь к земной девушке обострило чувство одиночества и тоски.
- Вера. Тамара светла помыслами и душой. Вера в Бога даровала девушке рай. Красавица не поверила убеждениям лукавого духа о том, что Бог занят лишь небесными делами. Ангел-Хранитель спас набожную Тамару
В поэме «Демон» смысл скрывается не только во внешнем противостоянии добра злу, но и во внутреннем. Душе свойственна двойственность. В ней всегда борются добро и зло.
Смысл названия поэмы «Демон» Лермонтова заключается стремлении обратить внимание читателя на внутренний мир каждого человека. Люди порочны, борьбу со своими внутренними демонами каждый проходит по-своему. Образ Демона Лермонтов наделил глубоким смыслом
Цель его существования — искушать человека, сеять сомнения в собственной вере
Образ Демона Лермонтов наделил глубоким смыслом. Цель его существования — искушать человека, сеять сомнения в собственной вере.
Существование самого персонажа мучительно. Отвергнутая небесами сущность одинока. Пороки, оказавшись сильнее добродетели, помешали воспользоваться возможностью спасти душу через искреннюю любовь. Надежды на возрождение Демона разрушены, Тамара загублена.
При этом Бога Лермонтов показывает главным зачинщиком бед в мире. Демон — инструмент по сотворению зла в руках Бога.
Жанр и размер
Размер стихотворения «Ангел» — четырёхстопный амфибрахий, чередующийся с трёхстопным, что делает произведение музыкальным и напевным. Неслучайно это стихотворение выбирали для своих романсов такие композиторы как А. Е. Варламов, А.Г. Рубинштейн, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов.
Сам Лермонтов не дал жанрового определения этому стихотворению, но можно относить его к элегии. Во-первых, на это указывает напевная интонация, близкая к колыбельной. Во-вторых, сам характер произведения. Неотъемлемой составляющей элегии является тоскующий лирический герой, а он в тексте присутствует. Это «младая душа», что в объятиях херувима. Наконец, сочинение «Ангел» позволяет считать элегией возвышенная атмосфера стихотворения. Религиозная составляющая и философские категории, используемые поэтом, создают особый лирический пафос.
Критика
В оценке критиков «Демон» в определённые периоды своей литературной истории поэма представлена по-разному. Появление этого демонического образа на русской почве было в некотором роде литературным событием, рецензенты с трепетом относились к произведению, в первую очередь, потому, что осознавали, какую историю имеет за собой эта тема в мировой литературе. Один из крупнейших авторитетов критики того времени В.Г. Белинский сам признаётся, что «Демон» стал для него мерой «истин, чувств, красот». В.П. Боткин видел в поэме революционно взгляд на мироздание
Многие из исследователей творчества Лермонтова до сих спорят о важности некоторых редакций, не отдавая безоговорочно пальму первенства окончательному варианту.
Совершенно иной была критика более позднего периода. «Демон» стал объектом насмешек и издевательств, особенно реалисты, В
Зайцев, А. Новодворский, крайне негативно относились к одному из главных символов романтизма.
Реабилитирует поэму светоч поэзии начала прошлого столетия А. Блок, продолжая в своём стихотворении «Демон» традицию Лермонтова.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Демон стал центральным образом одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. В этом произведении он представлен не как страшное чудище – исчадие ада, а как прекрасное крылатое существо. Демон – это падший ангел, изгнанный с небес за неповиновение. А наказанием для него стали бессмертие и вечное забвение. Вечность он проводит в тоске и одиночестве, его переполняет злость и чувство ненависти к мирским делам.
На страницах поэмы Демон предстает перед нами в трех разных образах.
Сначала мы видим его как существо, которое устало от совершения злых дел
Его ничего не радует и не привлекает внимание. Но все меняется в один миг – он видит прекрасную танцующую девушку
Это была Тамара.
Демон понимает, что поддался земному чувству любви. Он очарован красотой девушки. Демон не хочет снова творить зло. Он пытается избавиться от своего вечного одиночества, он пытается обрести счастье, освободится от проклятий. Услышав песню Тамары, опьяненный чувством любви, Демон проливает слезу, но его слеза не простая, она прожигает камень у монастырской стены.
Злой дух понимает, что его любовь погубит Тамару. Но его цель скинуть оковы вечного проклятия, вернуться в рай, пусть даже ценой жизни ни в чем не повинной девушки.
После того, как Тамара умирает, между ангелом-хранителем и Демоном разворачивается битва за душу девушки. Ангел побеждает, и душа Тамары отправляется в рай.
А Демон остался ни с чем. Он все также одинок. У него нет ни любви ни веры, осталась только вечность.
Сочинение Анализ
В 1829 году юношеские порывы возвышенной души выливаются на бумагу написанием «Демона». На протяжении последующих десяти лет, автор дописывал и переписывал произведение — известно восемь вариантов поэмы. Детали сюжета и обстановка менялись, но неизменным оставался образ главного героя – гордого сверх меры, разочарованного и презирающего. Вечная борьба добра со злом идущая от сотворения мира, противопоставление личности гнетущему общественному мнению, сказания народов Кавказа – вот фундамент гениального произведения.
В душе автора присутствует понимание причины проблемы. Раскрывая образ Демона Лермонтов ясно проявил новые взгляды и веяния о противопоставлении личности гнету тирании. Которые тревожили умы и сердца современников. Лермонтовский Демон, главный герой поэмы, показан человечным и возвышенным. Вызывает у читателя не страх или неприятие, а сострадание и сочувствие, а где – то даже жалость. Наказанный бессмертием и изгнанный за восстание. Страдающий в изгнании и томящийся по душевному теплу, без цели, в забытьи странствуя на стыке реальностей Демон парил в вышине. Тамара говорит о нем
Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет!..
Изгнанный скиталец не конкурент Всевышнего, не смутьян, разрушающий равновесие в мире, не злодей. Лермонтов явил героя, страдающего от несправедливости миропорядка, мучающегося противоречиями, окружающими его. Нет справедливости в мире, который видит. Такое бесконечное прозябание изматывает гордого Демона, иссушает. А он повинен нести муки человечеству
«сеял зло без наслажденья .. Он не встречал сопротивленья – И зло наскучило ему».
Демон жаждал согласия с высшей властью, низвергнувшей в этот мир, обновления. Прикосновение к чистой душе стало бы спасением. Неожиданное столкновение с Тамарой будто ответ на устремления героя. Демон с открытым сердцем пришел на встречу
И входит он, любить готовый, С душой, открытой для добра, И мыслит он, что жизни новой Пришла желанная пора.
Одинокое существование без любви ничего не стоит. Он так жаждет обретения родственной души, увлекает и соблазняет девушку нежными словами
Я дам тебе всё – всё земное — Люби меня!
Демон приходит в покои героини с чистыми помыслами, а его отталкивают и снова вынуждают играть партию соблазнителя. Прощения неба нет. Рядом с возлюбленной Ангел — обвиняет в злом умысле, называет пришедшего порочным. Униженный и оскорблённый Демон теперь уже борется за Тамару не из любви, а из стремления подтвердить собственные силы и победить Ангела.
И вновь в душе его проснулся Старинной ненависти яд.
Герои выбирают влечение и получают страдания. Главная героиня скончалась, а душа «молитвой ужас заглушая» находит прибежище в объятиях Ангела. Нравственное возрождение Демона провалилось. Он раздавлен и повержен
И проклял Демон побеждённый Мечты безумные свои.
Современники поэта часто задавались вопросами и мыслями о первопричине несправедливости мироустройства. Почему такая дисгармония в мире. Поэт сопереживает главному герою, но одновременно и порицает за пренебрежение и озлобление. «Вечный ропот человека» самоуверенное стремление быть выше сил природы – вот трагедийная основа как представляет в поэме автор. Противоречивый Демон увлёк следующие поколения читателей. Поэма послужила вдохновением последующим талантливым художникам, поэтам и писателям.
Анализ стихотворения Демон поэма по плану
Это интересно: 283,Анализ стихотворения Звезда М, лермонтова
О чём?
В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.
Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.
Жанр, направление, размер
Жанр произведения — поэма, литературное направление — романтизм. Отверженный и одинокий герой-бунтарь, готовый идти наперекор судьбе, присущ романтическим поэмам, к которым можно отнести «Демон». Тексту присущи и другие романтические черты:
- Главный герой поэмы – изгнанник, который не может справиться с внутренней борьбой, Падший Ангел, который расплачивается за свое неповиновение. Более того, одним из главных признаков романтизма в поэме, который невозможно оставить без внимания — идея борьбы. Борьба между двумя героями заключается в противостоянии Демона и Бога. Также мы замечаем менее очевидный и уловимый внутренний конфликт Демона с самим собой: его земными желаниями и инфернальной сущностью.
- Место действия — экзотическая страна — Грузия. Такой выбор локации тоже указывает на романтизм, ведь авторы хотели сделать свое повествование максимально нетипичным.
- Отсылки к религиозным и мифологическим источникам — еще одно свойство романтизма. Поэты и писатели часто ссылались на исторические и мифологические сюжеты прошлого.
- Кроме того, читатель замечает традиционные романтические мотивы в «Демоне»: одиночество, злой рок, фатализм, бунт, несчастная любовь, свобода.
Размер «Демона» — четырехстопный ямб.