4 вариант
Драма «Гроза» Островского рассказывает историю жизни провинциального помещика Павла Владимировича и его семьи. Одним из главных персонажей пьесы является дочь Павла Владимировича — Катерина. Её трагическая история занимает одно из центральных мест в произведении.
Катерина была самой молодой дочерью Павла Владимировича. Её матерь умерла при родах, и она выросла без материнской любви и заботы
Вместе с отцом Катерина жила на деревне, где её красота и доброе сердце привлекали внимание всех окружающих
Однажды на деревню приехал купец Муравьев, который влюбился в Катерину. Но Павел Владимирович не согласен был на этот брак, поскольку Муравьев был старше Катерины и имел низкий социальный статус. Однако Катерина была настоятельна в своих намерениях и убедила отца разрешить брак.
Однако после свадьбы Катерина понимает, что её муж не такой, каким казался изначально. Муравьев оказался жестоким и эгоистичным человеком, который использовал Катерину в своих интересах. Он отправлял её на заработки в другие города и не проявлял должного уважения к ней.
Катерина страдала от беспощадности своего мужа, одиночества и несчастья, которые неизбежно привели её к трагическому финалу. Она закончила свою жизнь самоубийством, бросившись в реку.
Таким образом, трагедия Катерины в драме «Гроза» Островского — это история о том, как любовь может привести к большой боли и разочарованию. Катерина была жертвой общественных норм и предрассудков, которые препятствовали её настоящему счастью.
История конфликта главных героинь
Во второй половине 19 века, во время этнографического путешествия, Александр Николаевич Островский написал пьесу «Гроза». Целью экспедиции было наблюдение и изучение характеров волжских жителей. Всё время писатель собирал детали волжской жизни и обычаи маленьких «невзрачных» поселений, чтобы после путешествия соединить их в провинциальный городок. Здесь происходит и столкновение двух полюсов калиновского мира — Кабанихи и Катерины. Конфликт между ними неизбежен, поскольку героини противоположны и лишь по воле судьбы вынуждены существовать вместе.
Основные действия происходят в городе Калинове, в купеческом доме, где главой является Марфа Игнатьевна Кабанова. Рядом с ней живут сын Тихон с женой Катериной и дочь Варвара. Каждый из жильцов по-своему страдает от авторитарного характера Кабанихи. Хозяйка не признаёт новшеств и равноправия, главное для неё — контролировать отношения в семье и знать всё обо всех. Она не понимает различия в мировоззрении и всё оценивает по собственным «меркам», чем только ухудшает свои отношения с невесткой, дочерью и сыном.
Глава «тёмного царства»
Кабаниха, как и Катерина, воспитывалась в купеческой семье. Автор не рассказывает о становлении характера героини, но можно предположить, что виной её поведению является тяжёлое и жестокое детство. Впитывая с ранних лет всю несправедливость и грубость купеческих нравов, Марфа Игнатьевна сама начинала верить в истинность таких порядков: подчинение — уважение; «внешняя» благодетель разнесёт нужные слухи среди соседей, а новшества ослабляют авторитет.
Кабаниха — женщина суровая и властная. Она впитала «купеческие установки» с молоком матери и у себя дома строит такие же порядки. Не терпит проявления своеволия и характера, заставляет жить всех по-старому и требует верить в то, во что верует она. Смирение купчихи показное: несмотря на то что она не пропускает ни единой службы и пригревает странниц вроде Феклуши, дома царит деспотизм.
Описание Катерины Кабановой
До замужества мир девушки был наполнен светом и красотой. Она видела во всём поэзию и знала только ласку и любовь. Выйдя замуж за нелюбимого по требованию, Катерина резко попадает в мир враждебный и грубый. Её душа страдает от мелочности и ханжества здешних обитателей. Даже Варвара, которая хорошо относится к девушке, неприятно удивляет и ранит своими размышлениями.
Трагизм положения героини осложняется ещё и тем, что муж, который вроде бы и испытывает тёплые чувства к избраннице, во всём подчиняется матушке. И она занимает место нелюбимой, чужой и неуважаемой снохи. Но ни замужество, ни купечество не способны оказать влияние на Екатерину. Ведь она натура сильная и свободолюбивая, душа её светлая и чистая, а помыслы всегда искренние и честные. Гордость и независимость девушки протестуют против возможности стать «будущей калиновской Кабанихой».
Сравнительная характеристика Катерины и Кабанихи в таблице (цитаты):
|
Кабаниха |
Честная и искренняя: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу». | Властная женщина: «Вот она ему теперь и надаёт приказов, один другого грозней». |
Мечтательница: «Отчего люди не летают так, как птицы?». | Считает, что страх равносилен уважению и подчинению: «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?». |
Девичество героини прошло в любви и в ласке: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». | Требует жить по традициям «стариков»: «У старых людей на все приметы есть». |
Очень свободолюбивая и гордая: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой». | Её вера фальшивая и неискренняя: «Ну, я Богу молиться пойду; не мешайте мне». |
Она искренне верит в Бога и в сердце несёт свою веру: «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». | Боится волевых людей, наподобие Катерины: «Вот куда воля-то ведёт». |
Сочинение на тему “Почему не избежен конфликт между Катериной и Кабановой”
Драма Островского “Гроза”
Если следовать фразе Добролюбова о Екатерине, то она является
Конечно, Катерина, является невесткой Кабанова и как часто бывает, они далеко не все находят общий язык со своей свекровью, но…
Хрупкая на вид Катерина является сильной девушкой, которая может за себя по стоять и не желает мириться с тем «мертвым» укладом жизни, который навязывает Кабанова.
Конфликт между двумя этими женщинами просто неизбежен, так как здесь в центре является конфликт их характеров, их видения жизни.
Катерина и Кабанова относятся к разным историческим эпохам и никто из них не хотел уступать своим принципам.
Трагедия, разыгравшаяся в этом произведении, это следствие протеста Катерины существующему « темному царству», царившему в доме Кабановой, в котором девушка не могли ни жить, ни существовать.
Героини русской литературы поражает своей нравственной и редкой духовной силой, которая позволяет им смело бросать вызов строгим законам и условностям общества. Такого Катерина Кабанова из драмы Островского “Гроза”.
Трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвого уклада жизни-основная сюжетная линия пьесы.
По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из той среды, в которую она попала в силу бытовых обстоятельств, в обстановку, от которой веет мертвенным холодом и бездушием.
Трагизм положения Катерины осложняется тем, что она выдана замуж за человека, которого не знала и любить не могла, хотя Всеми силами старалась быть для Тихона верной женой.
Отношение кабанихи И Катерины в пьесе-не бытовая вражда Свекрови и невестки, их судьбы выразили столкновения двух исторических эпох, что и определяет трагедийный характер конфликта, который между этими абсолютно разными персонажами неизбежен.
Кабанова властная и неприятная женщина, она не принимала от окружающих какого-либо поведения, кроме повиновения ее правилам.Катерина же натура поэтически мечтательная, внешне хрупкая, а внутри сильная девушка, которая способна постоять за себя. Катерина единственная, кто не собирался мириться с окладами кабановой.
Поэтому девушка поняла, что в доме этой женщины жить не сможет.
Добролюбов назвал катерину в “лучом света в темном царстве”. Гибель молодой одаренный девушки, сильной натуры на миг осветило это “темное царство”. Самоубийство героини справедливо можно рассматривать, как вызов не только Кабановым, это вызов всему деспотической укладу жизни мрачной крепостнической России.
Конфликт главной героини драмы Островского “Гроза” Катерины и её свекрови Кабановой был неизбежен. Слишком разные были они по своей внутренней сути. Одна свободолюбивая, смелая, наполненная духовной силой, а вторая угнетающая, давящая и мертвенно холодная.
Не зря автор сравнивает девушку с лучом света в темном царстве. Ведь именно тёмным, мрачным царством был дом, куда попала Катерина. Повсюду ощущалась подавляющая властность Кабановой, столь же угнетающая, как и деспотические устои России того времени.
Катерине приходилось жить с нелюбимым мужем в клетке чужих требований и строгих правил. Но она хотела романтики и настоящей любви, её поэтическая натура мечтала о свободе. Девушка жаждала, подобно птице, улететь из дома Кабановых, где ей приходилось лишь терпеть и приспосабливаться.
Катерина не побоялась и бросила вызов строгим общественным условностям. Она не отказалась от своей любви и имела смелость во всем признаться мужу и свекрови. Девушка совершила самоубийство и виной этому был даже не конфликт со злой свекровью, а лишь смятение в ее собственной душе. Катерина была сильнее злопыхателей и их мнений, но её воспитание опиралось на изживший себя уклад жизни. Героиня хотела улететь как птица, но незримые внутренние оковы не позволяли девушке бросить свою тюрьму и жить так, как велит сердце.
Ну а свекровь, на мой взгляд, была внешним проявлением этого самого уклада, давящего и сковывающего по рукам и ногам, как отражение того, что происходило в душе Катерины.
«Колыбель испорченных нравов»
Островский демонстрирует читателю мир «тёмного царства», пытается показать быт, традиции и законы, по которым живут люди города Калинова. Островский в своём сочинении использует антитезу, противопоставляя двух героинь, — Марфу Игнатьевну и Катерину.
Трагизм последней состоит в том, что она всеми силами сопротивляется законам «тёмного царства», чьи идеи идут вразрез с поэзией в её душе. Катерину, как свободолюбивого и непокорного человека, стараются заставить жить в неволе, согласиться и принять идеалы домостроя, изменить собственной непорочности по требованию свекрови.
Девушка олицетворяет собой образ любви и только её и несёт в этот мир. Однако людям вокруг неё незнакомо понятие «истинных чувств», поэтому тепло внутри Катерины постепенно сходит на нет, пока окончательно не пропадает в буйных водах Волги.
Если жена Тихона — человек впечатлительный и открытый, то Кабаниха — грубая, мелочная и ограниченная женщина, готовая продать детей за хорошее мнение соседей. Принимая у себя приживалок наподобие Феклуши, она смотрит на мир их глазами. Верит народным байкам и россказням про злобную нечисть, которая за плохие помыслы может утащить в ад, про конец света для грешников и другое. От своих детей требует почти унизительного послушания.
На требования о полном подчинении Варвара и Тихон соглашаются лишь поверхностно, на самом деле отношения «отцов и детей» давно пропитаны ложью и иллюзией уважения. Особо показательной является сцена прощания Катерины и мужа. Перед отъездом Тихон только притворяется, что слушает матушку, на самом деле неимоверно желая поскорее уехать и пожить вдоволь.
Кабаниха пытается навязать свои правила не только сыну, от Катерины требуют «падать на колени» и «выть», чтобы соседи видели, как страдает и убивается тихоновская жена, — это показатель того, насколько крепка любовь молодожёнов. Стоит обозначить, что ни одно требование от Марфы Игнатьевны не обосновано испорченной фантазией богатых и властных, традиции и обычаи купечества — это единственная «Библия», которую строго почитает Кабаниха.
Беда Катерины заключается в том, что сын Кабановой слишком слаб и неуверен в себе для того, чтобы дать матушке отпор. Даже имя Тихона звучит как-то «сла́бо» и «тихо», он не способен поддержать жену. После трагедии герой даже завидует Катерине, ведь она достаточно сильная, чтобы уйти из-под гнёта Кабанихи. Но сам он никогда не сможет этого сделать, не хватит сил и убеждений. Тихона нельзя рассматривать как врага главной героини, но и как союзник он совсем не справляется. Его роль маленькая и показательная, как и другие, он лишь подталкивает Катерину к свободе.
Новое, что приходит в дом с невесткой, ослабляет авторитет неоспоримой до этого момента домовладелицы. Она ненавидит Катерину настолько, насколько девушка не принимает незыблемость старых законов и порядков. И даже после смерти не может простить ей новшеств, которые, словно нечисть, проникли в ее дом.
Персонажи пьесы «Гроза» всячески притесняются «тёмным царством», но их положения различны:
Жертвы:
- Тихон;
- Борис.
Приспособившиеся:
- Варвара;
- Кудряш.
Однако по итогу Борис отказывается от нее, и Катерина остается совсем одна. Самоубийство — единственный шанс сохранить свою гордость и свободу. Вернуться к Тихону — принять мировоззрение Дикого и Кабанихи, которое она не приемлет. Броситься в реку — протестовать против того мира лжи и лицемерия, в который ее несправедливо забросила судьба.
Смерть главной соперницы радует Марфу Игнатьевну, это противостояние значительно отравляло жизнь старухе. Все-таки, несмотря на различия, в героинях есть что-то общее. Они могут за себя постоять, готовы бороться за свои идеи до конца, не терпят подчиняться и обе владеют силой духа, достаточной, чтобы «не раствориться» в окружающей среде. Только характер у них проявляется совершенно по-разному. Наиболее подходящее сравнение для главных героинь — это светлое и темное, где «ответственной» за тьму и ложь будет Кабаниха, а Катерина обозначит собой «лучик», который погас сейчас, но ненадолго.
Психологический прессинг Кабанихи на Катерину
Трагический образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» неизменно вызывает сочувствие и симпатию читателя. Девушка попадает в семью Кабановых, выйдя замуж за Тихона, сына купчихи. До появления в доме Катерины ее будущая свекровь полностью навязала свою волю всем домашним: сыну и дочери Варваре. Причем, если Тихон морально сломлен окончательно и способен лишь следовать указаниям «маменьки», то Варвара лишь делает вид, что согласна, однако поступает всегда по-своему. Впрочем, под влиянием матери ее личность также деформировалась — девушка стала неискренней, двоедушной.
Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» антагонистичен к образу Катерины на протяжении всей пьесы. Не зря звучит упрек невестки, что свекровь ее «поедом ест». Кабаниха постоянно оскорбляет ее надуманными подозрениями. Выматывает душу бессмысленными принуждениями «поклониться мужу», «на носу зарубить». Причем купчиха апеллирует к принципам вполне благовидным: поддержанию порядка в семье; гармоничных (как принято в русской традиции) отношениях между родственниками; основах христианской веры. На деле же влияние Марфы Игнатьевны на Катерину сводится к принуждению — слепо следовать своим велениям. Кабаниха желает превратить ее в еще одну подданную своего домашнего «темного царства».
Сочинение на тему Трагедия Катерины в Грозе
Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1860 году. В это время в обществе зрел протест. Назревали большие перемены. Описание событий происходит в небольшом заштатном городке Калинове, расположенном на берегу Волги. Город Калинов – чистый вымысел автора.
Центральное место в произведении занимает Катерина и ее трагедия. Она родилась и выросла в небогатой купеческой семье. Жизнь её в стенах родительского дома была вполне беззаботной. Любимую дочь холили и лелеяли, не утруждая работой. Дни её проходили весело и непринуждённо. При всей своей внешней миловидности, Катерина обладала решительным характером. Была смела в своих поступках. А в исключительных случаях могла быть упряма и непокорна.
Впервые её протест проявился, когда ей исполнилось шесть лет. Тогда, обидевшись на своих родителей, Катерина убежала на ночь глядя к реке. Села в лодку и отплыла от берега. Беглянку нашли утром, в десяти верстах от места побега.
В замужестве героиня не была счастлива. Её мужем стал тихий, безвольный Тихон, подавленный грозной и властной матерью. Марфа Игнатьевна Кабанова – так звали свекровь – была женщиной своевольной и деспотичной. Ей нравилось верховодить и руководить всем в доме. Всё в семье должно было происходить с согласия и одобрения домашнего тирана. Кабаниха не терпела неповиновения и чужое мнение её совершенно не интересовало. Таким был уклад жизни в доме Кабановых. И ничто, никакие потрясения не могли этого положения вещей поменять.
Катерина попала в семью, где самым ценным является богатство. Ни любви, ни уважения здесь нет и в помине. Героиня не видит уважения со стороны свекрови и не получает любовь и защиту от мужа. Судьба посылает ей Бориса Григорьевича. Её влечёт к нему, он кажется ей не таким, как все. Ей хочется, чтобы он освободил её от постылой жизни в доме Кабанихи. В своих мечтах она уносится с Борисом далеко от Калинова. Но Борис не способен сделать Катерину счастливой. Он сам зависит от своего дяди Дикого.
Отличительная черта Катерины – честность. Не умея лицемерить и изворачиваться, она призналась в совершённом грехе. Ей, выросшей в свободе и любви, тяжело находиться в царстве лжи и лицемерия. В обществе, где вместо любви и уважения взамен предлагают бесконечные унижения, ей не нашлось места. Сделав выбор в пользу свободы, Катерина идёт на берег реки. Ей не страшна смерть. Она видит в ней своё полное освобождение от всего ненавистного.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 19
В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>
- <label>1859;</label>
- <label>1860;</label>
- <label>1861;</label>
- <label>1864.</label>
(новая вкладка)
Ярким конфликтом в пьесе А.Н. Островского «Гроза» становится конфликт между Катериной и Кабанихой. Уже с самого начала повествования показаны сложные взаимоотношения между героинями. Кабаниха привыкла ощущать себя главой семейства, которая управляет не только собственной жизнью, но и жизнями всех членов семьи. Поэтому свободолюбивую Катерину Кабаниха воспринимает в штыки. Стоит отметить, что Катерина не вступает в конфликт открыто. Между героинями нет ярких внешних споров. Катерина всегда стремится сгладить существующие неприязненные отношения. Она никогда не отвечает на злые слова Кабанихи такими же злыми словами. Однако Кабаниха чувствует непохожесть Катерины с теми людьми, которые уже привыкли ей подчиняться. Героиня не может смириться с грубостью и жестокостью Кабанихи, как это сделал Тихон, не может приспособиться к тирании Кабанихи, как это сделала Варвара. Несогласие Катерины с жизненной позицией Кабанихи становится причиной образования конфликта. Однако если бы сама Кабаниха не относилась к Катерине негативно, то конфликт этот был бы неявен, так как Катерина не стала бы конфликтовать с матерью мужа открыто. Дело заключается во взаимном несогласии с жизненными позициями друг друга. Катерина и Кабаниха совершенно по-разному относятся к жизни и к обществу. Катерину можно назвать представителем «детей», а Кабаниху – представителем «отцов», поэтому конфликт между ними неизбежен. Но этот конфликт делает открытым Кабаниха, ведь именно она пытается задеть Катерину и ее достоинство, пытается оскорбить ее и подавить волю.
Взаимоотношения Катерины и Тихона (по пьесе Островского «Гроза»)</li>Взаимоотношения Катерины и Варвары (по пьесе Островского «Гроза»)</li>Взаимоотношения Катерины и Бориса (по пьесе Островского «Гроза»)</li>Образ птицы в пьесе Островского «Гроза»</li>
Чем вызван и почему неизбежен Конфликт между Кабановой и Катериной? Кабаниха и Катерина – это два разных человека, которые вместе жить никогда не смогут. У Кабановой свои принципы и нормы, которым должны подчиняться все.
обижает и унижает бедную Катерину.
Конфликт между ними вызван тем, что Катерина и Кабаниха это две противоположные натуры, как небо и земля. У свекрови свои устаревшие правила, по которым она следует и хочет, чтобы им же подчинялась и бедняжка сноха. Но Катерина не хочет и не может быть рабой Кабанихи. Ведь она хочет быть свободной и счастливой.
Но свекровь не дает Катерине даже спокойно жить с Тихоном. Она постоянно настраивает сына против его жены. Хочет, чтобы было как раньше, жена должна была подчиняться и бояться своего мужа.
Но Катерина могла бы не совершать необдуманный поступок, а лучше бы решила свои проблемы и жила бы долго и счастливо.
- https://www.lang-lit.ru/2016/01/chem-vyzvan-i-pochemu-neizbezhen-konflikt-mezhdu-kabanikhoy-i-katerinoy.html
- https://my-soch.ru/sochinenie/pochemu-neizbezhen-konflikt-mezhdu-katerinoj-i-kabanovoj
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/katerina-i-kabaniha-dva-polyusa.html
- https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/vzaimootnosheniya-kateriny-i-kabanihi.html
- https://lit.ukrtvory.ru/chem-vyzvan-i-pochemu-neizbezhen-konflikt-mezhdu-kabanixoj-i-katerinoj/
Схожие качества
Кабаниха и Катерина — не первый взгляд совершенно противоположные персонажи в этом произведении. Однако читатель может увидеть и общие черты их характера. К ним относятся:
- умение постоять за себя,
- сила духа,
- нежелание мириться с унижением.
Однако проявляют героини эти качества совсем по-разному. Катерина никогда не ответит насилием на насилие, грубостью на грубость. Кабаниха же, напротив, всеми доступными способами унижает и оскорбляет человека, который, по ее мнению, нанес ей обиду. Кроме того, обе героини росли и воспитывались в купеческих семьях, однако их характеры получили разное развитие.
Отношение к Богу
Если сравнивать образы Катерины и Кабанихи, можно отметить, что обе женщины религиозны. Однако отношение к Всевышнему у них совершенно разное.
Катерина действительно очень набожна — из рассказов девушки о своем детстве, читатель узнает, что она всегда любила ходить в церковь, которая представлялась ей большим светлым храмом с летающими ангелами, а знания свои девушка получала из рассказов странниц и богомолок. К Всевышнему она относится с благоговением и полностью признает свой грех, не пытаясь искать ему оправдания.
Кабаниха же только поддерживает видимость верующей дамы. Она обращается к Богу и ходит в церковь, чтобы произвести впечатление на окружающих и выглядеть религиозной в глазах жителей города. Искренней веры в том нет. Внешняя благопристойность и набожность — только прикрытие для этой жестокой и безнравственной женщины.
Таким образом, Катерина и Кабаниха — противоположности, два полюса общественной жизни. Первая — воплощение человечности, чувственности и стремления к переменам, в то время как вторая несет злобу, черствость и жестокость. Образы героинь можно сравнить со светом и тьмой. Катерина — действительно «луч света», но его силы не хватает, чтобы изменить обстановку во всем «темном царстве», где правят злые и мрачные персонажи, такие как Кабаниха и Дикой, но ее поступки заставляют задуматься о необходимости перемен во всем городе Калинов, который является собирательным образом провинциальных местечек того времени.
В драме «Гроза» А. Н. Островский поднимает тему смены социальных устоев и перелома общественной жизни в середине XIX века. Два противоположных образа появляются в пьесе неслучайно — А. Н. Островский показывает, что «темному царству» рано или поздно придет конец. И чем больше таких сильных и искренних людей, как Катерина, тем меньше шансов у Калиновского мира выжить и тем ближе конец моральных устоев, по которым существуют Кабанихи и Дикие.
Кабаниха способствовала суициду Катерины
Именно образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза», постоянно третируемой свекровью, лишенной всяческих прав и заступничества, придает трагизм пьесе Островского. Ни у кого из читателей не вызывает сомнения то, что ее самоубийство — результат неблагоприятного воздействия свекрови, постоянного унижения достоинства, угроз, жестокого обращения.
Ситуацию обостряет тот факт, что Катерина предварительно уже заявляла, что сведет счеты со своей несчастной жизнью. Марфа Игнатьевна, которая прекрасно была осведомлена о всем, что творится в доме, не могла этого не знать. Был ли прямой умысел со стороны свекрови таки довести невестку до самоубийства? Вряд ли. Скорее, Кабаниха мыслила ее «сломить», совершенно, как она уже это сделала со своим сыном. В результате рушится семья купчихи: дочь Варвара обвиняет ее в прямом способствовании трагедии и уходит из дома. Тихон впадает в запой…
Однако жестокосердная Марфа Игнатьевн не кается и после этого. Для нее «темное царство», манипулирование людьми важнее семьи, важнее морали. Такой вывод можно сделать из эпизода проявившегося ханжества Кабанихи даже в этой трагической обстановке. Купчиха привселюдно кланяется и благодарит людей, доставших тело покойной Катерины из Волги. Однако затем заявляет, что та не может быть прощена. Что может быть более антихристианским, чем не простить покойника? Это, пожалуй, может содеять только настоящий вероотступник.
Противоречивый образ Марфы Игнатьевны Кабановой
Пьеса построена на сопоставлении двух сильных противоположных образов: Екатерины и Марфы Игнатьевны Кабановой. На самом деле, у них много общего: главенство патриархального мира, свойственный обеим максимализм, сильные характеры. Несмотря на свою религиозность они не идут на компромисс и не склонны к милосердию. На этом их сходства заканчиваются. Они находятся на разных полюсах патриархального мира. Кабаниха — земная женщина, ее волнует соблюдение порядка до мелочей. Человеческие отношения ее не интересуют. Патриархальный уклад жизни для Катерины заключен в мечтательности, одухотворенности.
Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» — один из центральных
. Она — вдова, оставшаяся с двумя детьми, Варварой и Тихоном. Ее справедливо можно назвать суровой и беспощадной за упреки Тихона в том, что мать он любит меньше, чем свою жену Катерину, и постоянно стремится уйти от воли матери.
Преобладающим свойством личности Кабанихи можно назвать деспотичность, но не сумасбродство
. Каждое ее требование к окружающим, будь то ее сын или невестка, подчинено нравственно-житейскому кодексу «Домострою». Поэтому она свято верит в принципы, о которых в нем говорится, и считает правильным их неуклонное соблюдение. Обращаясь к домостроевским понятиям, она считает, что дети должны настолько почитать своих родителей, что воля детей не имеет никакого значения. Отношения между супругами должны строиться на боязни женой своего мужа, беспрекословном ему подчинении.