Проблемы гранатовый браслет куприн с цитатами

Гранатовый браслет — повесть о большой любви

«Мечта автора о сильной и бескорыстной любви» – сочинение

Тема любви основная в творчестве Куприна. По его мнению, именно любовь дает возможность раскрыться всем самым прекрасным сторонам человеческой души.

Чувство возвышает людей над серой повседневностью и становится высшим выражением их природного равенства, над которым не властны ни сословные предрассудки, ни людские законы. В такой любви Куприн видит высшее счастье и главное предназначение человека, но одновременно он отчётливо понимает, что такая любовь доступна не всем, а только избранным.

Мечта автора о такой любви отразилась во многих произведениях, в том числе и в его повести Гранатовый браслет. В ней Куприн описывает имевшую место в реальности историю безответной любви простого телеграфного чиновника к великосветской даме, жене члена Государственного совета. В течении восьми лет живет это безответное чувство. Единственная нить, которая связывает Желткова и княгиню Шеину, это трогательные письма, которые чиновник пишет своей возлюбленной.

Причиной скорой развязки этой истории, длившейся столько лет, становится гранатовый браслет, который Желтков присылает Вере Николаевне в подарок на день рождения. Этот подарок и символизирует ту безграничную любовь, о которой мечтал сам Куприн и о которой генерал Аносов сказал, что может быть… это любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины.

Любовь, символом которой стал этот простенький, невзрачный на вид браслет, не подчиняется никаким устоям общества. Она может идти наперекор всем законам, созданным людьми. Желтков простой мелкий чиновник, а Вера Николаевна княгиня, и расстояние между этими двумя людьми, несмотря на то что они живут в одном городе, больше, чем от земли до звезд.

Желтков понимает, что у него нет даже одного шанса на миллион, что на его любовь когда-нибудь ответят, но это и не главное для него. Он любит, даже не надеясь на взаимность, понимая только, что ничто на свете, включая смерть, не заставит его отказаться от своего чувства, от своей великой и безмерной любви: …Ваш до смерти и после смерти покорный слуга. Даже понимая, как безнадежна его любовь, Желтков принимает свое чувство как Божий дар, как самое большое счастье, которое было у него в жизни: Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. И он не проклинает судьбу, не ропщет на Бога, а уходит из жизни с великой любовью в сердце, благословляя свою возлюбленную: Да святится имя Твое!

Куприн рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Он не признает легких влюбленностей и других подобных простеньких чувствований. Устами генерала Аносова он говорит, что любовь не должна быть ни легкомысленной, ни примитивной или, тем более, основываться на выгоде и корысти. Любовь должна быть трагедией! Самой большой трагедией в мире! Никакие расчёты, компромиссы не должны ее касаться. Но, по мнению Куприна, не все люди способны на такую любовь, а самое главное не все готовы к такой любви.

Очень часто люди жертвуют своим чувством ради денег, удобств, положения в обществе. Поэтому настоящая, великая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет, доступна немногим людям. И именно об одном из таких избранных Богом Куприн и написал свою знаменитую повесть.

Проблема

  1. Неразделённая любовь – Куприн показывает всю трагедию безответной любви, которая иссушает человека и неизбежно приводит его к полному разочарованию и неизбежному падению в пучину отчаяния. Она прекрасна в своей трагичности и возвышенности, но едва ли уживается с жизнью, где одной красоты недостаточно.
  2. Отчаяние – писатель настаивает на необходимости борьбы с отчаянием и безнадёжностью окружающего мира. Не у всех есть силы, чтобы бороться с отчаянием, как у Желткова. Однако княгиня Шеина смогла преодолеть невзгоды и вернуть душевное равновесие.
  3. Общественное мнение – во многом именно оглядка на общественное мнение толкает княгиню Веру и её брата на жёсткий ответ Желткову, что приводит к того к печальному финалу. Куприн показывает, что слепое стремление к соответствию общественным стандартам может привести к неприятным ситуациям и даже к трагическим последствиям.

В чем суть концовки

Заканчивается повесть прослушиванием Верой Николаевной сонаты № 2 Бетховена, в которой выражен смысл финала «Гранатового браслета». Соната символизирует несчастную, но вечную любовь.

Музыка олицетворяет все недосказанное словами. Именно соната стала символом пробуждения души героини.

Музыка является связующим звеном между Желтковым и Верой, придавая сонате в «Гранатовом браслете» особый смысл. Слушая мелодию и размышляя над прошедшими событиями, героиня внезапно осознает, что мимо нее прошло большое и редкое чувство, которое вряд ли повторится в ее жизни.

Несмотря на то, что история кажется завершенной, дальнейшая жизнь героини остается под вопросом. Конечно, она не уйдет от мужа. Но как сложатся их дальнейшие отношения – неизвестно.

Несмотря на трагический финал, повесть вселяет надежду на всепобеждающую силу любви, возвышающую человека над всем ничтожным и мелким.

«Гранатовый браслет» заставляет читателя задуматься о смысле жизни, долге, чести, о редко встречающейся истинной любви. Автор как бы предупреждает – нужно уметь вовремя распознать ее, чтобы позже не жалеть об упущенном шансе, которого возможно больше не будет.

Гранатовый браслет: сочинение-рассуждение

Раздражение и маниакальная тяга — две крайности любви, которые показывает Александр Иванович Куприн в повести «Гранатовый браслет». Что есть высшая степень этого истинного чувства? Способны ли люди на любовь? Эти вопросы автор задает через своих героев, позволяя читателю самому найти ответ между строк.

Лейтмотив произведения — чувства между людьми — проявляется задолго до основного сюжетного поворота, связанного с заглавием. Например, еще до начала именин главной героини, княгини Веры, читателю показывается семья ее сестры Анны: «Мужа она терпеть не могла, но родила от него двух детей». Сам же супруг относился к своей жене с высокомерным трепетом. Но, как намекает А.И. Куприн, «Анна вся состояла из милых, иногда странных противоречий». Так, оскорбляя мужа и флиртуя со всеми подряд, она ни разу ему не изменяла. Повод задуматься: не показное ли это пренебрежение?

Так или иначе, истинным чувство Анны А.И. Куприн не считает. Выражая свое мнение через генерала Аносова, автор подчеркивает: в повести (как и в жизни героев) только одна «такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Это чувства «телеграфиста» Г.С.Ж. к княгине Вере. Он преследовал ее на протяжении восьми лет, трепетно храня каждую деталь: забытый платок и программу, единственное письмо от нее. И если в юности он еще рассчитывал на ответ, то к тридцати пяти годам просто молится о ее счастье. Он живет ей. Поэтому, услышав по телефону просьбу все закончить, Г.С. Желтков немедленно ее исполняет — единственным возможным для себя способом: он накладывает на себя руки. Только тогда Вера понимает: «Мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки».

Автор подчеркнул, что человек способен на нечто высокое, но добровольно от него отказывается. Почему? Любовь по А.И. Куприну — это страдания без шанса на взаимность. Любовь всегда несчастна, всегда жертвенна, ведь человек, ее испытавший, кладет свою жизнь на алтарь предмету своей страсти. Кто добровольно выберет страдания, когда жизнь полна удовольствий, а высокое чувство вполне заменяемо низменным физическим интересом? Только безумец. Или святой?

Мои мысли о рассказе Гранатовый браслет

Я считаю, что это повесть в первую очередь о сложности судьбы. Герои А.И. Куприна были заранее обречены. Например, получив гранатовый браслет, главная героиня Вера сразу подумала о крови. Дурной знак. Особенно в сочетании с запиской, в которой говорится о даре предвидения, передающемся вместе с редким зеленым гранатом в браслете. Она уже знала, что будет. А меня преследовало гнетущее чувство упущенной жизни еще с первых строк — с описания затухающей природы. Да, как мне кажется, у героев просто не было иного выхода: он, Г.С.Ж., должен был умереть, чтобы она, Вера, продолжила свою «мертвую» жизнь. Не зря автор подчеркивал ее холодность, не зря завершил повесть фразой «все хорошо». Я считаю, Вера никогда не жила, предпочитая ярким эмоциям размеренное существование. И резко «ожить» она не могла. Поэтому то, что она упустила единственную настоящую любовь в своей жизни, — это, как по мне, закономерный итог, неизбежное.

Но особенно меня взбудоражили «американские горки» любовной линии героев. А.И. Куприн будто специально собрал их вместе с одной единственной целью — страдать. И если большинство героев смирились с этим, принимая «поданные» отношения с равнодушием (Анна и генерал Фриессе, Аносов и его жена, княгиня Вера и Василий Львович), то от этого еще ярче выглядят чувства Г.С. Желткова. Мне даже хочется назвать их безумием в том застывшем мире, который его окружает! Он думает о Вере каждый миг, и все эти мгновения выстраданы. И я не удивлюсь, если то прощение, пойманное Верой в бетховенской сонате, он бы действительно произнес. Даже горя в Аду. Потому что истинная любовь — безумие, добровольное самопожертвование и отказ от счастья в пользу высоких терзаний. Да, мне кажется, основная мысль повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»: любить можно только страдая.

Что касается моих мыслей по рассказу, это действительно стоит прочесть: автор так умело показывает отложенную жизнь, что хочется немедленно начать действовать. И даже если все предрешено, кто сказал, что мы не сможем побороться с судьбой?

Композиция и конфликт

Композиция повести «Гранатовый браслет» никак не нарушена.

  1. В начале находится экспозиция, в которой нас знакомят с семьёй Шеиных.
  2. За ней следует завязка, когда княгиня Вера получает письмо и браслет от таинственного поклонника.
  3. В кульминации нас переносят в жилище Желткова, и от него мы узнаём о его искренней любви.
  4. В развязке мы узнаём о самоубийстве героя, а Вера Шеина находит его предсмертное письмо, что разрешается основной конфликт.
  5. В финале сюжетная линия приходит к своему логичному завершению, когда героиня осмысливает произошедшее и примиряется с этим.

Главная особенность конфликта в повести «Гранатовый браслет» заключается в его неоднозначности и неочевидности. Несмотря на наличие любовного треугольника, противостояние не принимает крайних форм, персонажи относятся друг к другу с пониманием и уважением. Читатель не может точно определить положительных и отрицательных персонажей, так как все действующие лица обладают многочисленными достоинствами и недостатками.

Рассуждение

В произведении намекается, что чувство Желткова – настоящая любовь. Та самая, о которой рассуждал дедушка. Не пресное чувство, которое можно удержать в руках, а нечто великое. Но я не согласен всё-таки с этим намеком. Думаю, что, может быть, чувство великое, а вот человек мелкий.

Желткова, конечно, называли там маньяком, но не совсем в том смысле, как мы сейчас говорим. Он просто зациклился на Вере, преследовал её, хотя и оставался в тени. Писал ей письма, из которых она понимала, что он её видел и на том приеме, на том балу… Конечно, не стоило смеяться над этим «телеграфистом». Я бы сравнил его с наркоманом. Он и выглядел таким худым, измученным… Семь лет он потратил на свою любовь. Но что он делал? Смотрел на Веру, писал ей письма. Он точно не великий Гетсби, чтобы что-то изменить в своей жизни, в себе. За эти годы он мог бы стать богатым, сделать какое-нибудь открытие, произведение искусства создать, стать героем! Его бы признали, он уже мог бы предложить Вере что-то. То есть даже если уже поздно им было пожениться, так как она замужем, то хотя бы смог с ней общаться в одних кругах, разговаривать на равных. Может, даже видеть восхищение в её глаза. А так это чувство, которому не было применения – выхода, оно мучало Желткова. Ясно, что любовь была так велика, что он даже решился подарить Вере единственное, что у него было из драгоценностей – этот браслет, который ему самому достался от бабушки. Горящее сердце никак не повлияло на мозг, не заставило его придумать какой-нибудь способ добиться своей цели.

Можно ли было вылечить его? Не знаю… Всё-таки лучший вариант – применить эту энергию. И это не рационализм, а просто способ помочь. Сказать, что Вера собирает коллекцию бабочек, так Желтков, наверное, начал бы бегать с сачком. Хоть такая польза от него была, сам бы отвлекся и окреп!

Ещё забавно он говорит, что семь лет любви дают ему право говорить открыто. А если б он её ещё десять лет любил, тогда решил бы, что можно в дом без приглашения к ней приходить?

В общем, все персонажи относятся к Желткову и его чувству по-разному. Но я всё же жалею его… Это чувство не побудило его что-то изменить в себе, в своей жизни. Он принял свою роль несчастного влюбленного и выбрал страдать. А когда страдания стали невыносимыми… Думаю, он готовился к такому варианту, особенно с этим кроваво-красным браслетом. По крайней мере Вера почувствовала что-то нехорошее в подарке сразу.  

`

Композиция

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонате Бетховена через эпиграф. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создаётся обрамление, усиливающее идейное звучание.

Порядок элементов сюжета не нарушен. Экспозиция – пейзажные зарисовки, знакомство с семьёй Шеиных, рассказ о предстоящем празднике. Завязка – получение Верой Николаевной подарка. Развитие событий – рассказ об именинах, поиски отправителя подарка, встреча с Желтковым. Кульминация – признание Желткова, что его чувства убьёт только его смерть. Развязка – смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.

В канву основных событий автор вплёл любовные истории, рассказанные генералом Аносовым, которые тоже помогают читателю понять значение любви в человеческой жизни.

Чему учит?

Повесть «Гранатовый браслет» учит нас мягкости и обходительности с окружающими

Говорит нам о том, как важно уметь понимать окружающих людей и беречь их чувства, чтобы потом не сожалеть о чудовищной ошибке. Мораль повести «Гранатовый браслет» — призыв к терпимости, гуманности и взаимопониманию, которых так не хватает в повседневной жизни

Также Куприн заставляет задуматься о том, как важно для человека не поддаваться отчаянию и верить в лучшее будущее. Услышав жесткую критику, герой потерял веру в то, что его чувство имеет право на существование, но это было заблуждением с его стороны

Любовь была его священным правом, и никто не мог запретить ему любить. Таков вывод из повести «Гранатовый браслет».

Особенности творчества Куприна

Куприну была близка тема осознания персонажем жизненной истины. Он по-особенному видел окружающий его мир и стремился узнавать что-то новое, его произведениям свойственны драматичность, некая тревожность, взволнованность. «Познавательный пафос» — это называют визитной карточкой его творчества.

Во многом на творчество Куприна повлиял Достоевский, в особенности на ранних этапах, когда он пишет о роковых и значимых моментах, роли случайности, психологии страсти персонажей – зачастую писатель даёт понять, что не все поддается пониманию.

Можно сказать, что одна из особенностей творчества Куприна – диалог с читателями, в котором прослеживается сюжет и изображается действительность – это особенно заметно по его очеркам, на которые в свою очередь повлиял Г.Успенский.

Какие-то его произведения знамениты лёгкостью и непосредственностью, поэтизацией действительности, естественностью и натуральностью. Другие – темой бесчеловечности и протеста, борьбы за чувства. В какой-то момент его начинают интересовать история, античность, легенды, и так рождаются фантастические сюжеты с мотивами неотвратимости случая и судьбы.

Взволнованность и патриархат:

В произведении «Гранатовый браслет» А.И. Куприна подняты несколько проблем, которые связаны с взволнованностью и патриархатом.

Взволнованность: одной из главных проблем, поднятых в произведении, является внутренняя взволнованность главной героини Субаш, вызванная её сладострастием и желанием быть свободной. Её неудовлетворенность семейной жизнью и подавленные эмоции отражаются на её внешности и поведении, выражаясь в диком блеске глаз и нервозности в жестах и движениях

Патриархат: другой важной проблемой, затронутой в произведении, является превалирование патриархальных ценностей в семье Субашей. Отношения супругов характеризуются господством мужа над женой, его уверенностью в своей превосходности и праве обладать женой как вещью

Это в сочетании с общественным мнением о правилах поведения женщины создает неприятный и давящий атмосферный фон в произведении.

Взволнованность и патриархат являются центральными темами «Гранатового браслета», которые пронизывают всю историю и достигают своего кульминационного момента в конце произведения. Куприн поднял эти проблемы, чтобы поразмыслить над ними и подвигнуть читателей на размышления о роли индивида в обществе и об ограничениях, накладываемых на него.

Племенная жизнь:

В произведении «Гранатовый браслет» А.И. Куприна одной из главных проблем, поднятых автором, является тема племенной жизни

В ходе повествования особое внимание уделяется рассмотрению обычаев и традиций казачества, которые пронизывают всю сюжетную линию произведения

Автор описывает жизнь казачьего общества, его социальную структуру и систему ценностей. Он рассказывает о жестокости и беспринципности казачьей жизни, где силой и насилием решаются конфликты и ставятся интересы племени выше интересов отдельного человека.

Племенная жизнь изображена в произведении как несправедливая и жестокая система, где индивидуальность подчинена коллективу. Любые проявления слабости или неготовности жертвовать собой для общего блага осуждаются и преследуются.

В произведении автор поднимает вопрос о противоречии между индивидуальным счастьем и счастьем общества. Главный герой, казак Василий Иванович Билибин, сталкивается со сложным выбором между личным счастьем и обязанностями по отношению к племени. Он ощущает, что племя отнимает у него свободу и счастье, но не может полностью отделиться от этой системы.

Тема племенной жизни в произведении Куприна позволяет задуматься о приоритетах и ценностях в жизни, о степени свободы и жертвы, которую нужно сделать ради общего блага. Эта тема актуальна не только для казачества, но и для других общественных групп и систем, где индивидуальное счастье может быть подчинено интересам коллектива.

Религиозные противоречия:

В произведении «Гранатовый браслет» Куприн поднимает несколько религиозных противоречий. Одно из них связано с религиозной терминологией и представлениями о благочестии.

В рассказе главный герой, пожилой купец Шаулян, надевает гранатовый браслет на свою внучку Люсю. Для Шауляна это символ красоты и благочестия, однако еврейское представление о благочестии запрещает ношение ювелирных украшений, так как считается, что это связано с богатством и чувственными наслаждениями.

Таким образом, в произведении поднимается проблема религиозных противоречий, связанных с традициями и представлениями о благочестии. Это позволяет читателю задуматься о том, как разные религии и культуры имеют свои собственные правила и предписания, которые могут быть противоречивыми и вызывать осложнения в повседневной жизни людей.

Жанр и композиция

Для Куприна характерна любовь к сюжетам внутри сюжетов. «Гранатовый браслет» — лишнее доказательство: записка Желткова о качествах украшения и есть сюжет в сюжете.

Автор показывает любовь с разных точек зрения – любовь по общим понятиям и безответные чувства Желткова. Будущего у этих чувств нет: семейное положение Веры Николаевны, различие в социальном статусе, обстоятельства – все против них. В этой обречённости проявляется тонкий романтизм, вложенный писателем в текст повести.

Всё произведение окольцовывают упоминания одного и того же музыкального произведения – сонаты Бетховена. Так музыка, «звучащая» на протяжении всей повести, показывает силу любви и является ключом к пониманию текста, раздаваясь в финальных строках. Музыка сообщает недосказанное. Более того, именно соната Бетховена в кульминации символизирует пробуждение души Веры Николаевны и осознание, приходящее к ней

Такое внимание к мелодии – тоже проявление романтизма

Композиция повести подразумевает наличие символов и скрытых смыслов. Так увядающий сад подразумевает угасающую страсть Веры Николаевны. Генерал Аносов рассказывает новеллы о любви – это тоже маленькие сюжеты внутри основного повествования.

Сложно определить жанровую принадлежность «Гранатового браслета». Фактически, произведение называется повестью, во многом благодаря композиции: оно состоит из тринадцати коротких глав. Однако сам писатель называл «Гранатовый браслет» рассказом.

Темы

Тематика повести «Гранатовый браслет» — это вечное сочетание вопросов, интересующих человека любой эпохи:

  1. Любовь, по мнению Куприна – это крайне опасное чувство, которое может привести человека к самому печальному финалу. Но в то же время писатель показывает величие любви, её преображающую силу, которая превратила не выдающегося чиновника Желткова в самоотверженного, сильного и искреннего человека, которому нельзя не сопереживать. Его трагическое чувство столь же прекрасно как соната Бетховена.
  2. Музыка – писатель с особой трепетностью относится к музыке. Она способна помочь человеку в самой отчаянной ситуации. Именно языком музыки Желтков доносит до княгини Веры свои истинные чувства, и именно музыка помогает княгине справиться с чувством вины.
  3. Семья – с некоторой иронией Куприн изображает семейную жизнь, в которой, по его мнению, нет места настоящей страсти. Супруги ценят комфорт и спокойствие выше самой любви, а семейная гордость брата Веры и вовсе карикатурна. Хотя и семейные чувства в его глазах не лишены возвышенности и искренности, ведь Вера все-таки предана мужу и по-своему любит его.
  4. Надежда – мир в данной повести изображён, как довольно жестокое место, которое зачастую не понимает человека и причиняет ему боль. Желтков, потеряв надежду, совершает самоубийство. Впадает в отчаяние и Вера, но музыка и любовь Желткова возвращают ей надежду на лучшее будущее.

2 вариант

Александр Иванович Куприн – русский писатель. Его рассказы и повести стали классикой литеры.

«Гранатов браслет» — это повесть о любви, неразделенный и изначально обреченной. Мелкий чиновник Желтков полюбил княгиню Веру Шеину. Он полностью отдается этому чувству, оно становится единственной радостью в жизни Желткова. На именины он дарит княгине гранатовый браслет с запиской, в которой говорится, что украшение способно защитить мужчину от насильственной смерти, а женщину наделить даром предвидения. Супруг Шеиной и ее брат, будучи возмущенными поступком чиновника решают поговорить с ним о том, чтобы Желтков перестал компрометировать княгиню в глазах общественности. Разговор заканчивается тем, что чиновник просит мужа Шеиной позволить написать женщине прощальное письмо.

На следующий день после вышеуказанных событий Желтков кончает жизнь самоубийством, жертвуя собой ради любимой. Он не хочет, чтобы Вера Шеина страдала из-за его действий. После смерти Желткова княгиня Шеина по новому начинает ощущать жизнь: она хочет любить и быть любимой. Светлые и искренние чувства чиновника пробуждают в ней сильные эмоции, которые затрагивают душевное состояние героини. Путь Веры, как отмечает старый генерал Яков Михайлович Аносов, пересекла любовь, « которой грезят женщины, и на которую не способны больше мужчины». 

Любовь – центральная тема всего повествования. Она изменяет характер рассказа: чувства княгини постепенно увядают, они медленно засыпают и перестают быть частью душевных волнений героини. Но возвышенная жертвенная и благородная  любовь Желткова с новой силой пробуждает их в сердце Шеиной.

В основу рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет» легла реальная история из жизни. Небогатый телеграфный чиновник Желтиков полюбил замужнюю даму. Не в силах скрывать свои чувства он сделал княгини подарок: золотую цепочку с кулоном. Позднее этот случай стал семейным анекдотом, который княгиня и ее родные охотно рассказывали своим гостям. Будучи приглашенным в их дом, Александр Куприн, как и многие, услышал рассказ о поступке чиновника Желтикова. Он превратил его в произведении о высоких чувствах бескорыстной и жертвенной любви.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: