Глава государства в смешанной республике

Отличие смешанной республики от других видов республик

Примеры смешанных республик

Смешанная республика — это сложная форма правления, которая объединяет элементы президентской и парламентской систем. Ниже приведены примеры нескольких государств, в которых применяется такая форма правления:

  1. Франция — Франция является примером смешанной республики, в которой существует президентско-парламентская система. Президент страны является главой государства и избирается народом на основе всеобщего равного и прямого выборного права. Парламент (Национальное собрание) состоит из 577 депутатов, которые избираются на основе мажоритарной системы. В Франции президент обладает широкими полномочиями, но все же подчиняется контролю парламента.

  2. Швеция — Швеция является примером смешанной республики с парламентско-конституционной системой. В стране существует конституционная монархия, где монарх является государственным символом и не обладает политическими полномочиями. Правление осуществляется через парламент, который называется Риксдаг. Премьер-министр, который возглавляет правительство, назначается спикером Риксдага после выборов.

  3. Италия — Италия имеет президентско-парламентскую систему. Президент государства является главой государства и избирается Федеральной ассамблеей — органом, который объединяет парламентские и региональные представительства. Премьер-министр, который возглавляет исполнительную власть, является руководителем парламентского большинства и назначается президентом.

Это лишь несколько примеров смешанных республик, которые показывают, что эта форма правления может принимать различные формы в разных странах. Основная черта смешанных республик — это сочетание президентских и парламентских элементов, что позволяет сбалансировать власть между исполнительной и законодательной ветвями правительства.

Понятие формы правления

Сложившиеся реалии определили основные формы государства. При монархическом правлении рычаги власти находятся в руках одного человека: короля, султана, шейха, царя. Судебные, исполнительные, законодательные структуры подчинены монарху. В процессе правления он освобожден от какой-либо юридической ответственности. 


Доха, столица государства Катар с абсолютной монархией

При республиканской форме власти полномочия ложатся на выборные органы. Должностные лица избираются или переизбираются. Они связаны юридическими обязательствами, несут ответственность (конституционную, административную, гражданскую и т.д.) и обязаны трудиться во благо народа, отчитываться о проделанной работе.

Смешанная республика и ее история

Первой в мировой истории смешанной республикой стала немецкая Веймарская республика, существовавшая в период с 1919 по 1933 годы.

Её главными структурными элементами были Рейхсрат — представительный орган, состоявший из депутатов различных германских земель, и Рейхстаг — аналог парламента — избиравшийся на 4 года. Так же в данном государстве существовала должность президента. Он избирался на семилетний срок, представлял свою страну на международной арене, определял общее направление внешней политики и одновременно являлся верховным главнокомандующими. Что касается надзора за выполнением предписаний и требований Конституции, им занимался Верховный суд.

Что касается идеологии Веймарской республики, то изнутри её раздирали очевидные политические противоречия. Коммунисты, социал-демократы, консерваторы и радикалы всех мастей спорили о том, как лучшее устроить жизнь внутри государства.

Однако несмотря на это, можно с уверенностью сказать, что представители всех вышеперечисленных партий основывались в своих убеждениях на идеях классического марксизма. Основоположники этого учения Карл Маркс и Фридрих Энгельс разработали теорию диалектического материализма, согласно которой реальный материальный мир представлялся более важным, чем «надуманный» и субъективный духовный. Этим Маркс сильно отличался от своего учителя, выдающегося немецкого мыслителя Георга Гегеля, разработавшего концепцию идеализма, направленную на преодоление конфликта между объективным и субъективным миром, между разумом и природой.

Что касается их взглядов на политическое устройство общества, то Маркс и Энгельс предлагали приложить максимум усилий, чтобы уничтожить и изжить всякое классовое расслоение и неравенство, национализировать частную собственность и постепенно создать такие условия, при которых в государстве, как в аппарате принуждения, и в деньгах, как в универсальном эквиваленте, не будет никакой потребности. Они верили, что однажды все люди будут добровольно и честно трудиться на благо страны и в равных долях распределять блага и ресурсы. Отчасти эту философию можно считать утопической, однако она не утратила своей актуальности и после распада смешанной Веймарской республики.

В дальнейшем идеи Маркса и Энгельса в полной мере воплотились в идеологии другой смешанной республики — Советского Союза. Но философия марксизма была уже несколько дополнена русским революционным деятелем Владимиром Лениным и, в последствие, получила новое название марксизм-ленинизм.

Данное учение призывало своих последователей самоотверженно бороться за свержение капитализма и активно его осуждать. Конечной же целью истинного сторонника этой философии должен был стать переход к социализму — то есть к такой форме государственного устройства, при которой наивысшей мировой ценностью являлись бы всеобщее равенство и справедливость, а все материальные блага, права собственности на земли, сооружения и орудия труда принадлежали бы всем участникам трудового процесса в одинаковой степени.

Годы спустя, после смерти Владимира Ильича Ленина, новой официальной философией Союза Советских Социалистических Республик стал сталинизм. И хотя современники Иосифа Сталина пытались преподнести его идеологию, как новую форму марксизма-ленинизма, по факту это было не более, чем удобной теорией для обоснования собственной диктатуры и установления тоталитарного режима на всей территории страны. Этот период запомнился жестокими репрессиями и расправами, принудительной национализацией (коллективизацией) движимого и недвижимого имущества граждан, абсолютным контролем государства за жизнью людей (в том числе, личной), агрессивной политической пропагандой и подтасовкой исторических фактов. Таким образом, можно сделать вывод, что в тот момент такой формы правления, как смешанная республика, в СССР уже не существовало.

Тем не менее, несмотря на все потрясения и ужасы тех лет, со временем общественная жизнь снова пришла в норму и республиканская государственная система смешанного типа снова установилась на территории многих стран СНГ. Однако в её философии больше нет места для разрушительных и радикальных учений.

Все формы правления и государственной власти в сравнительной таблице

Не сразу в стародавние времена образовались государства. Далекие предки сначала объединялись в группы, где между племенами не было четких территориальных разделений, а вожди, старейшины обладая авторитетом, руководили жизнью общин. Шли столетия, формы правления менялись из-за увеличения количества людей, обострения внутренних взаимоотношений. С целью поддержания порядка создавались законы, вводились наказания, устанавливались границы. Постепенно, чтобы управлять обществом, появилась централизованная власть. Постепенно сформировались государства с разными политическими курсами. 

В представленной таблице указаны основные формы устройства современных государств.

Наименование Главенствующий орган Страны
Президентская республика. Президент является главой правительства и принимает решения. США, Аргентина, Бразилия, Уругвай, Панама.
Парламентская республика. Премьер-министр считается главным лицом в стране. Индия, Австрия, Италия, Германия, Финляндия
Смешанная республика. Президент единолично формирует правительство. Веймарская (1919-1933) Украина, Румыния, Литва, Франция.
Конституционная монархия. Власть монарха ограничена конституцией. Законодательная и исполнительная власть принадлежат парламенту/правительству. Бельгия, Великобритания, Швеция, Япония, Голландия.
Абсолютная монархия. Монарх обладает неограниченной властью, несмотря на работу правительства. Бруней, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты.
Теократическая монархия. Папа Римский является духовным лицом и стоит во главе государства. Ватикан.
Унитарное государство. Единые для всей страны органы власти. Центральному правительству подчинены административные единицы. Самоуправляющиеся образования отсутствуют. Греция, Венгрия, Болгария, Андорра, Беларусь.
Федеративное государство. Федеративные единицы вправе формировать собственную конституцию, законодательные, исполнительные органы. Есть самоуправляющиеся образования. Нигерия, Россия, Канада, Бельгия, США.

Таблица 1. Формы устройства современных государств
Дроттнингхольм, резиденция королевской семьи, Швеция

Большинство политических курсов основываются на конституции, принятых социально-экономических и прочих законных положениях. Статьи определяют ключевые аспекты жизни страны и общественного строя в целом. Актуальные формы правления государства оказывают существенное влияние на структуру институтов власти и расклад внутриполитических сил. От государственного строя зависят действия предпринимаемые империями, державами на международной арене.  

Согласно историческим летописям несложно прийти к выводу, как сформировались институты власти:

  • Теократия. Наиболее древняя форма правления, при которой могущество над людьми даровалось высшими силами.
  • Завоевание. Сильные племена подчиняли слабые общины.
  • Создание договора. Определенный круг людей добровольно ограничивал себя в правах с целью достижения порядка в обществе.
  • Классовая. Доктрина известного политического журналиста Карла Маркса предполагает классовую борьбу между буржуазией и пролетариатом. Феодалы, рабовладельцы создали государства, чтобы обезопасить себя от низших сословий.


Военные действия

В целом, государственность считается одним из наиболее значимых триумфов древних цивилизаций. Государственные образования позволили развить: материальную культуру, науку, медицину, законы, социально-экономические взаимоотношения, что обеспечило возможность эффективного труда и общественного роста.

Нетипичные формы правления в современном мире

В настоящее время в мире все чаще возникают нетипичные (гибридные) формы правления, которые не вписываются в характеристики двух признанных форм правления – монархии и республики и их разновидностей.

Возникновение гибридных форм правления нельзя считать чем-то негативным, поскольку это обусловлено адаптацией классических форм правления под реальные объективные условия конкретных государств.

Любая атипичная форма «привязана» к определенному «материнскому» типу, но при этом приобретает признак или признаки другой формы.

Например, нетипичные монархии:

  • выборные монархии (так называемые эсимнетии – например, Ватикан, Малайзия);
  • монархии, где правят одновременно два монарха (например, в Андорре – князья-соправители).

Атипичные республики:

  • парламентарная республика с элементами президенциализма (Израиль);
  • гиперпарламентарная республика с элементами президенциализма (ЮАР).

Атипичные полупрезидентские республики:

  • полупрезидентская (смешанная) республика с элементами президенциализма (Казахстан);
  • полупрезидентская республика с элементами парламентаризма (Австрия, Ирландия).

Атипичные президентские республики:

  • президентская республика с непрямыми выборами президента (Боливия);
  • президентская республика с ответственностью правительства перед парламентом (Аргентина, Венесуэла, Колумбия, Перу).

Основные недостатки чистых республиканских форм

Характеризуя их, следует вспомнить факты из истории развития государственности ряда стран, в которых сочетание в одних руках полномочий главы державы и правительства в целом приводило к узурпации или монополизации власти. Результатом проявления таких тенденций стало возникновение видоизмененных форм в виде суперпрезидентской или президентско-монистической республики. Отчётливые примеры, демонстрирующие проявление таких трансформаций, можно наблюдать в ряде стран Африки и Латинской Америки.

Парламентская республика, в свою очередь, достаточно часто характеризуется неустойчивостью, возникновением различных, в том числе и правительственных, кризисов, отставок министров и кабинета в целом. Причина такого положения дел определяется зависимостью от парламентского большинства. Утрата его поддержки может привести к вотуму недоверия. Смена правительства создаёт напряжённость в обществе и угрозу политической нестабильности.

Парламентская республика. Признаки и примеры

Парламентская республика — это государство, где власть сосредоточена в выборном законодательном собрании.

Избранный парламент формирует правительство. Премьер-министром (главой исполнительной власти) становится представитель победившей на выборах политической партии. Правительство несет ответственность перед парламентом. В случае утраты большинства в законодательном собрании правительство уходит в отставку.

В парламентских республиках может существовать должность президента, но он либо избирается парламентом (Швейцария, ЮАР), либо не является главой исполнительной власти и играет в государстве второстепенную роль (Германия, Израиль).

Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Индия, Израиль, Греция, Польша, Швейцария.

  • Правительство формируется парламентом из лидеров партии, победившей на выборах.

  • Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству.

  • Полномочия президента чаще всего номинальны, он выполняет в основном представительские функции.

  • Парламент определяет внешнюю и внутреннюю политику, пути социально-экономического развития.

  • Парламент обладает финансовой властью — разрабатывает и принимает государственный бюджет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: