Примеры смешанных республик
Смешанная республика — это сложная форма правления, которая объединяет элементы президентской и парламентской систем. Ниже приведены примеры нескольких государств, в которых применяется такая форма правления:
-
Франция — Франция является примером смешанной республики, в которой существует президентско-парламентская система. Президент страны является главой государства и избирается народом на основе всеобщего равного и прямого выборного права. Парламент (Национальное собрание) состоит из 577 депутатов, которые избираются на основе мажоритарной системы. В Франции президент обладает широкими полномочиями, но все же подчиняется контролю парламента.
-
Швеция — Швеция является примером смешанной республики с парламентско-конституционной системой. В стране существует конституционная монархия, где монарх является государственным символом и не обладает политическими полномочиями. Правление осуществляется через парламент, который называется Риксдаг. Премьер-министр, который возглавляет правительство, назначается спикером Риксдага после выборов.
-
Италия — Италия имеет президентско-парламентскую систему. Президент государства является главой государства и избирается Федеральной ассамблеей — органом, который объединяет парламентские и региональные представительства. Премьер-министр, который возглавляет исполнительную власть, является руководителем парламентского большинства и назначается президентом.
Это лишь несколько примеров смешанных республик, которые показывают, что эта форма правления может принимать различные формы в разных странах. Основная черта смешанных республик — это сочетание президентских и парламентских элементов, что позволяет сбалансировать власть между исполнительной и законодательной ветвями правительства.
Понятие формы правления
Сложившиеся реалии определили основные формы государства. При монархическом правлении рычаги власти находятся в руках одного человека: короля, султана, шейха, царя. Судебные, исполнительные, законодательные структуры подчинены монарху. В процессе правления он освобожден от какой-либо юридической ответственности.
Доха, столица государства Катар с абсолютной монархией
При республиканской форме власти полномочия ложатся на выборные органы. Должностные лица избираются или переизбираются. Они связаны юридическими обязательствами, несут ответственность (конституционную, административную, гражданскую и т.д.) и обязаны трудиться во благо народа, отчитываться о проделанной работе.
Смешанная республика и ее история
Первой в мировой истории смешанной республикой стала немецкая Веймарская республика, существовавшая в период с 1919 по 1933 годы.
Её главными структурными элементами были Рейхсрат — представительный орган, состоявший из депутатов различных германских земель, и Рейхстаг — аналог парламента — избиравшийся на 4 года. Так же в данном государстве существовала должность президента. Он избирался на семилетний срок, представлял свою страну на международной арене, определял общее направление внешней политики и одновременно являлся верховным главнокомандующими. Что касается надзора за выполнением предписаний и требований Конституции, им занимался Верховный суд.
Что касается идеологии Веймарской республики, то изнутри её раздирали очевидные политические противоречия. Коммунисты, социал-демократы, консерваторы и радикалы всех мастей спорили о том, как лучшее устроить жизнь внутри государства.
Однако несмотря на это, можно с уверенностью сказать, что представители всех вышеперечисленных партий основывались в своих убеждениях на идеях классического марксизма. Основоположники этого учения Карл Маркс и Фридрих Энгельс разработали теорию диалектического материализма, согласно которой реальный материальный мир представлялся более важным, чем «надуманный» и субъективный духовный. Этим Маркс сильно отличался от своего учителя, выдающегося немецкого мыслителя Георга Гегеля, разработавшего концепцию идеализма, направленную на преодоление конфликта между объективным и субъективным миром, между разумом и природой.
Что касается их взглядов на политическое устройство общества, то Маркс и Энгельс предлагали приложить максимум усилий, чтобы уничтожить и изжить всякое классовое расслоение и неравенство, национализировать частную собственность и постепенно создать такие условия, при которых в государстве, как в аппарате принуждения, и в деньгах, как в универсальном эквиваленте, не будет никакой потребности. Они верили, что однажды все люди будут добровольно и честно трудиться на благо страны и в равных долях распределять блага и ресурсы. Отчасти эту философию можно считать утопической, однако она не утратила своей актуальности и после распада смешанной Веймарской республики.
В дальнейшем идеи Маркса и Энгельса в полной мере воплотились в идеологии другой смешанной республики — Советского Союза. Но философия марксизма была уже несколько дополнена русским революционным деятелем Владимиром Лениным и, в последствие, получила новое название марксизм-ленинизм.
Данное учение призывало своих последователей самоотверженно бороться за свержение капитализма и активно его осуждать. Конечной же целью истинного сторонника этой философии должен был стать переход к социализму — то есть к такой форме государственного устройства, при которой наивысшей мировой ценностью являлись бы всеобщее равенство и справедливость, а все материальные блага, права собственности на земли, сооружения и орудия труда принадлежали бы всем участникам трудового процесса в одинаковой степени.
Годы спустя, после смерти Владимира Ильича Ленина, новой официальной философией Союза Советских Социалистических Республик стал сталинизм. И хотя современники Иосифа Сталина пытались преподнести его идеологию, как новую форму марксизма-ленинизма, по факту это было не более, чем удобной теорией для обоснования собственной диктатуры и установления тоталитарного режима на всей территории страны. Этот период запомнился жестокими репрессиями и расправами, принудительной национализацией (коллективизацией) движимого и недвижимого имущества граждан, абсолютным контролем государства за жизнью людей (в том числе, личной), агрессивной политической пропагандой и подтасовкой исторических фактов. Таким образом, можно сделать вывод, что в тот момент такой формы правления, как смешанная республика, в СССР уже не существовало.
Тем не менее, несмотря на все потрясения и ужасы тех лет, со временем общественная жизнь снова пришла в норму и республиканская государственная система смешанного типа снова установилась на территории многих стран СНГ. Однако в её философии больше нет места для разрушительных и радикальных учений.
Все формы правления и государственной власти в сравнительной таблице
Не сразу в стародавние времена образовались государства. Далекие предки сначала объединялись в группы, где между племенами не было четких территориальных разделений, а вожди, старейшины обладая авторитетом, руководили жизнью общин. Шли столетия, формы правления менялись из-за увеличения количества людей, обострения внутренних взаимоотношений. С целью поддержания порядка создавались законы, вводились наказания, устанавливались границы. Постепенно, чтобы управлять обществом, появилась централизованная власть. Постепенно сформировались государства с разными политическими курсами.
В представленной таблице указаны основные формы устройства современных государств.
Наименование | Главенствующий орган | Страны |
Президентская республика. | Президент является главой правительства и принимает решения. | США, Аргентина, Бразилия, Уругвай, Панама. |
Парламентская республика. | Премьер-министр считается главным лицом в стране. | Индия, Австрия, Италия, Германия, Финляндия |
Смешанная республика. | Президент единолично формирует правительство. | Веймарская (1919-1933) Украина, Румыния, Литва, Франция. |
Конституционная монархия. | Власть монарха ограничена конституцией. Законодательная и исполнительная власть принадлежат парламенту/правительству. | Бельгия, Великобритания, Швеция, Япония, Голландия. |
Абсолютная монархия. | Монарх обладает неограниченной властью, несмотря на работу правительства. | Бруней, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты. |
Теократическая монархия. | Папа Римский является духовным лицом и стоит во главе государства. | Ватикан. |
Унитарное государство. | Единые для всей страны органы власти. Центральному правительству подчинены административные единицы. Самоуправляющиеся образования отсутствуют. | Греция, Венгрия, Болгария, Андорра, Беларусь. |
Федеративное государство. | Федеративные единицы вправе формировать собственную конституцию, законодательные, исполнительные органы. Есть самоуправляющиеся образования. | Нигерия, Россия, Канада, Бельгия, США. |
Таблица 1. Формы устройства современных государств
Дроттнингхольм, резиденция королевской семьи, Швеция
Большинство политических курсов основываются на конституции, принятых социально-экономических и прочих законных положениях. Статьи определяют ключевые аспекты жизни страны и общественного строя в целом. Актуальные формы правления государства оказывают существенное влияние на структуру институтов власти и расклад внутриполитических сил. От государственного строя зависят действия предпринимаемые империями, державами на международной арене.
Согласно историческим летописям несложно прийти к выводу, как сформировались институты власти:
- Теократия. Наиболее древняя форма правления, при которой могущество над людьми даровалось высшими силами.
- Завоевание. Сильные племена подчиняли слабые общины.
- Создание договора. Определенный круг людей добровольно ограничивал себя в правах с целью достижения порядка в обществе.
- Классовая. Доктрина известного политического журналиста Карла Маркса предполагает классовую борьбу между буржуазией и пролетариатом. Феодалы, рабовладельцы создали государства, чтобы обезопасить себя от низших сословий.
Военные действия
В целом, государственность считается одним из наиболее значимых триумфов древних цивилизаций. Государственные образования позволили развить: материальную культуру, науку, медицину, законы, социально-экономические взаимоотношения, что обеспечило возможность эффективного труда и общественного роста.
Нетипичные формы правления в современном мире
В настоящее время в мире все чаще возникают нетипичные (гибридные) формы правления, которые не вписываются в характеристики двух признанных форм правления – монархии и республики и их разновидностей.
Возникновение гибридных форм правления нельзя считать чем-то негативным, поскольку это обусловлено адаптацией классических форм правления под реальные объективные условия конкретных государств.
Любая атипичная форма «привязана» к определенному «материнскому» типу, но при этом приобретает признак или признаки другой формы.
Например, нетипичные монархии:
- выборные монархии (так называемые эсимнетии – например, Ватикан, Малайзия);
- монархии, где правят одновременно два монарха (например, в Андорре – князья-соправители).
Атипичные республики:
- парламентарная республика с элементами президенциализма (Израиль);
- гиперпарламентарная республика с элементами президенциализма (ЮАР).
Атипичные полупрезидентские республики:
- полупрезидентская (смешанная) республика с элементами президенциализма (Казахстан);
- полупрезидентская республика с элементами парламентаризма (Австрия, Ирландия).
Атипичные президентские республики:
- президентская республика с непрямыми выборами президента (Боливия);
- президентская республика с ответственностью правительства перед парламентом (Аргентина, Венесуэла, Колумбия, Перу).
Основные недостатки чистых республиканских форм
Характеризуя их, следует вспомнить факты из истории развития государственности ряда стран, в которых сочетание в одних руках полномочий главы державы и правительства в целом приводило к узурпации или монополизации власти. Результатом проявления таких тенденций стало возникновение видоизмененных форм в виде суперпрезидентской или президентско-монистической республики. Отчётливые примеры, демонстрирующие проявление таких трансформаций, можно наблюдать в ряде стран Африки и Латинской Америки.
Парламентская республика, в свою очередь, достаточно часто характеризуется неустойчивостью, возникновением различных, в том числе и правительственных, кризисов, отставок министров и кабинета в целом. Причина такого положения дел определяется зависимостью от парламентского большинства. Утрата его поддержки может привести к вотуму недоверия. Смена правительства создаёт напряжённость в обществе и угрозу политической нестабильности.
Парламентская республика. Признаки и примеры
Парламентская республика — это государство, где власть сосредоточена в выборном законодательном собрании.
Избранный парламент формирует правительство. Премьер-министром (главой исполнительной власти) становится представитель победившей на выборах политической партии. Правительство несет ответственность перед парламентом. В случае утраты большинства в законодательном собрании правительство уходит в отставку.
В парламентских республиках может существовать должность президента, но он либо избирается парламентом (Швейцария, ЮАР), либо не является главой исполнительной власти и играет в государстве второстепенную роль (Германия, Израиль).
Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Индия, Израиль, Греция, Польша, Швейцария.
-
Правительство формируется парламентом из лидеров партии, победившей на выборах.
-
Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству.
-
Полномочия президента чаще всего номинальны, он выполняет в основном представительские функции.
-
Парламент определяет внешнюю и внутреннюю политику, пути социально-экономического развития.
-
Парламент обладает финансовой властью — разрабатывает и принимает государственный бюджет.