Проблематика
Проблема разобщенности русских земель и князей имеет для автора историческое и философско-мировоззренческое значение. Сквозь текст просматривается негодование, почему близкие по крови люди бьются и конфликтуют друг с другом вместо того, чтобы объединиться. Ведь «внешний враг» куда страшнее, и он показан здесь в лице половцев. Очевидно, что разобщенный народ проще победить, и Русь будет силой только тогда, когда будет единой. Об этом нам говорит князь Святослав и не потому, что он как правитель хочет власти над всеми землями, а потому, что объединение и примирение избавит от многих бед.
Проблема тщеславия раскрывается через поведение и оценку поступков главного героя – князя Игоря. Зачем он пошел на половецкий стан войной? Для войны не было какого-либо значимого повода. Он жаждал славы и хотел прослыть героем. Но из-за этого на поле брани полегли простые русичи, они погибли не во имя родины, а из-за прихоти правителя. Это историческая ошибка. К сожалению, подобное имело место на многих войнах и в разные эпохи. Бойцов влечет на войну великая цель, а на практике их жизнь становится «разменной монетой». Недальновидность недопустима для правителя. Легкая победа в первом бою только усилила чувство княжеского тщеславия и побудила к тому, чтобы расслабиться. Легкомысленная пирушка обошлась слишком дорого.
Гордость побудила главного героя отправиться на битву с половцами в одиночку. Он мог обратиться в Киев к Святославу, организовать масштабный поход и разбить врага. Думать, что «я сам смогу», — очень опрометчиво. Гордый человек, уверенный в собственных силах, часто недооценивает противника. Это и произошло с Игорем
Автор обращает внимание читателя на эту проблему, чтобы опыт князя стал уроком для других
Предварительный просмотр:
Сочинение Кокухиной Елизаветы,
ученицы 9 класса МБОУ СОШ п.Головановский
Образ Русской земли в «Слово о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» является памятником древнерусской литературы. Это произведение написано неизвестным писателем в 12 веке. В «Слове» отражены события неудачного похода Князя-Игоря на половцев в 1185 году. Князь Игорь Святославович с немногими силами, очертя голову, выступил против половцев, чтобы «поискать» себе «чести и славы», не договорившись с другими князьями, потерпел страшное поражение.
от этого.
Рассказ о походе Игоря построен так, чтобы мы смогли увидеть и восхититься дерзкой смелостью князя, услышать мудрый голос правителя и задуматься о судьбе русской Земли и Русского народа. К единению князей призывает Святослав Киевский, который осуждает бездействие и раздоры всех князей. Болью, чувством тревоги и заботой о родной земле пронизано «Золотое слово» Святослава Киевского. Героем «Слова» является не только князья, но весь русский народ, Русская земля. Автор «Слова» рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает Родину как единое, огромное и живое существо. В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: перед битвой с половцами кровавые зори свет поедают, черные тучи с моря идут, быть грому великому, земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется, После поражения войска Игоря глубокая печаль идет по Руси. Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, дождевые облака, утренний туман – все скорбит о случившемся. Также широки образы из плача Ярославны. Ярославна обращается к ветру, лелеющему корабли, веющему под облаками, к солнцу, от которого всем тепло и прекрасно. Женские образы овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и лаской, ярко народным началом. В них воплощена печаль и забота родины о своих воинах
В идейном замысле автора эти женские образы занимают очень важное место, подчеркивая мирное и созидательное начало, противостоящее войне и разрушению
Необыкновенная чуткость к человеческому горю, большое и умное сердце автора «Слова» не могли не привлечь его к народному горю – к страданию русского населения.
Народность и гуманизм автора – это, в сущности, две стороны одного и того же, поэтому «Слово» живет и для нас, продолжает волновать нас до сих пор.
Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей противопоставлен образу пустынной половецкой степи. Русская земля для автора «Слова» — это, конечно, народ. Идеал автора – это могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть русских князей братьями, способными почувствовать чужую боль и помочь в горе. «Слово» — это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле.
Рисуем осень: поле после сбора урожая
О чем поет Шотландская волынка?
Чайковский П.И. «Детский альбом»
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Шум и человек
- https://www.literaturus.ru/2016/04/russkaja-zemlja-slovo-o-polku-igoreve.html
- https://sochinyalka.ru/2017/10/obraz-russkoj-zemli-na-stranitsah-slova-o-polku-igoreve.html
- http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/obraz-russkoj-zemli-v-slove-o-polku-igoreve-obraz-rusi
- https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/02/13/sochinenie-obraz-russkoy-zemli-v-slovo-o-polku-igoreve
- https://gitun.com/q/6370
Вариант 5
«Слово о полку Игореве» — это легендарное литературное произведение, которое описывает события давних времен. Это величественная поэма, написанная в духе эпической поэзии, которая знакомит нас с историческими событиями и героями древнерусской истории.
Главный герой произведения, князь Игорь, является воином и лидером своей дружины. Он проявляет мужество и отвагу, не боясь вступать в битвы и противостоять врагам своей земли. Моё отношение к нему положительное, я восхищаюсь его силой духа и героизмом.
Один из художественных оборотов, которые используются в произведении, — это описание природы и окружающей среды, которые часто сравниваются с действиями героев. Например, «Нам светло, как на небе звезда, там мрак, как в глубоком море». Это образное сравнение передает атмосферу войны и битвы, где свет и мрак сталкиваются друг с другом.
Еще один художественный оборот, который является отличительной чертой произведения — это использование повторов и анафоры. Например, «У нас войско мало, да славно, да молодо, да храбро». Этот прием усиливает эмоциональную окраску и передает настроение героев.
Пример из литературного текста русской литературы, который можно использовать в качестве аргумента моего рассуждения, — это «Война и мир» Льва Толстого. В этом романе описываются события Наполеоновских войн и военные действия русской армии. Как и в «Слове о полку Игореве», здесь описываются подвиги и героизм солдат, которые борются за свою родину.
Пример из жизни, который можно использовать, — это история об американском боксере Мохаммеде Али. Он был известен своим мужеством и силой духа, которые помогали ему побеждать в трудных боях.
Мне нравится храбрость и решительность князя Игоря, который не боится идти на риск и сражаться за свою страну. Однако, я также считаю, что его самонадеянность и бравада привели к его поражению и попаданию в плен, и только благодаря единству и силе Руси, которую смог объединить князь Святослав, удалось вернуть Игоря домой.
В качестве примера из литературного текста русской литературы, можно привести роман «Война и мир» Льва Толстого, где также показывается важность единства и сотрудничества между людьми в борьбе за свою страну. В жизни также можно привести множество примеров, когда только благодаря объединению и совместным усилиям людей удавалось достигать больших целей
Например, в нашей стране в период Великой Отечественной войны, только благодаря массовому подъему всего народа, удалось победить немецко-фашистскую армию и спасти нашу страну от оккупации
В жизни также можно привести множество примеров, когда только благодаря объединению и совместным усилиям людей удавалось достигать больших целей. Например, в нашей стране в период Великой Отечественной войны, только благодаря массовому подъему всего народа, удалось победить немецко-фашистскую армию и спасти нашу страну от оккупации.
Мне нравится288Не нравится192
Композиция
Историческая поэма состоит из вступления, 3 глав (частей) и заключения.
- Вступление посвящено рассказу о певце — сказителе Бояне, который прославлял великих воинов и русских правителей.
- В первой части автор описывает поход Игоря и его дружины на половецкий стан. Там же он видит дурное знамение – солнечное затмение, но игнорирует его и идет дальше. Первый бой с половцами закончился победой русских, однако вероломные кочевники нападают на отряд ночью, когда все воины заснули после бурного пира. Большинство из них было перебито, а их предводитель взят в плен.
- Следующая часть повествует о Святославе Всеволодовиче, который осуждает поступок двоюродного брата. Он говорит о том, что это нападение было ошибкой, ведь навлекло на русскую землю бесчисленные набеги врагов и повлекло за собой пленение Игоря. Важным моментом является «золотое слово» Святослава. В его речь автор вкладывает собственные мысли. Он призывает всех князей Руси, враждующих между собой, объединить свои силы против могущественного врага. Только так возможно отбиться от набегов половецкого войска.
- Третья часть поэмы посвящена жене князя Игоря — Ярославне и его побегу из плена. Супруга тоскует и плачет по нему, и голос ее долетает до берегов Дуная. Сама природа услышала зов Ярославны и помогла ее мужу бежать. Женщина умоляет стихии сжалиться над ней и ее горем. Интересно, что обращается она не к чужой половецкой земле, а к ветру, воде и воздуху. В итоге, Игорь слышит условный свист половца Овлура и осуществляет побег под покровительством сил природы.
- В конце «Слова…» народ радостно встречает князя, который вернулся на родину.
Сюжетно-композиционные особенности поэмы заключаются в том, что произведение состоит фрагментов, написанных в фольклорных жанрах — «плач» и «славы». Классический «плач» представляет собой монолог Ярославны на крепостной стене. «Слава» ожидает читателя в финале: автор преподносит хвалу князьям Игорю, Всеволоду, Святославу. Кроме того, родство с фольклором находит свое отражение в языке: «Слово о полку Игореве» богато характерными эпитетами и сравнениями. Подробные описания природы, которая является действующим лицом в повести, тоже заимствованы из устного народного творчества. Герои были язычниками, поэтому верили, что стихии являются божествами, именно они и выручают Игоря из плена.
Князь Всеволод
Всеволод – брат Игоря, правящий Курскими землями. Автор дает герою прозвище Буй-Тур, создавая образ могучего русского богатыря. На Руси турами называли диких быков, таким образом, это слово означает мужество и большую силу.
Создатель слова говорит о юном возрасте Всеволода, вероятно, на момент похода ему было около 30 лет.
Князь, посчитав, что никто кроме него не сможет защитить его родную землю, откликнулся на призыв своего брата Игоря. Они вместе выступили в поход, чтобы добиться геройской славы.
Всеволод предстает перед читателем надежным, стойким воином, который может крепко держать оборону от внезапно напавших половцев. Автор так же изображает его превосходным военачальником, способным добиться преданности и уважения своего большого войска.
В бою Всеволод показал себя как бесстрашный воин, отчаянно сражавшийся с врагами, и позабывший совершенно обо всем: о своей жене и о своей драгоценной жизни. К сожалению, князь погибает на поле боя, но его храбрость и боевой дух поддерживали Игоря и всю дружину до конца битвы.
Кратчайший пересказ «Слово о полку Игореве» — 2 версия:
Часть 1
Князь Игорь вдохновляет речью войско, готовое выступить в поход. Роптание, вызванное затмением солнца (а это очень дурной знак в те времена), не смущает полководца. Он дерзок, амбициозен, тщеславен – уверен в победе. Князь повел свою дружину на половцев, хотя в пути неоднократно силы природы предостерегали ратников.
Автор поэмы таким образом подчеркивает, что князь не прислушался к предостережению богов, за что впоследствии высшие властители его наказали за самоуверенность и недальновидность.
Битва состоялась жестокая. Три дня сверкали мечи и шлемы, стонала земля, от крови все было черным-черно. К концу третьего дня кровавого боя половцы одолели князя Всеволода, отчаянно отбивавшегося в окружении. Игорь, увидев, что брат в беде, бросился его отбивать, но силы были уже неравны. Князья попали в плен.
Часть 2
Святослав, представленный автором «Слова» мудрым зрелым политиком, горюет о провале недальновидных братьев, сетует на разобщенность, разлад в удельных княжествах. Речь Святослава пронизана болью за беды земли русской и мыслью о необходимости объединения усилий, дружбы между княжествами, сплотившимися вокруг сильного центра.
Мысли Святослава созвучны думам автора, который призывает всех князей объединиться, встать на защиту русской земли.
Часть 3
Пораженная горьким известием об участи мужа Ярославна на высокой городской стене плачет, обращаясь с вопросом, как же так произошло, и мольбой о помощи к солнцу, небу, Днепру. Природа отвечает Ярославне, помогает Игорю бежать, преодолевая степи и реки то белкой, то гоголем, то соколом. Его помощник и сообщник Овгур – наполовину половец, по матери – русич – бежит с князем, и природа помогает им благополучно добраться русской земли.
Заключение поэмы – всеобщая радость, слава князьям, благодарность за благополучный исход.
Вариант 2
“Слово о полку Игореве” – это одно из самых значимых произведений древнерусской литературы. Оно было написано в XII веке и является первым известным примером эпической поэзии на русском языке. Основной темой произведения является поход князя Игоря Святославича на половцев.
Одной из главных художественных особенностей “Слова о полку Игореве” является использование различных стилей речи. В произведении присутствуют как эпические, так и лирические отрывки. Это позволяет создать более глубокое впечатление о событиях, описываемых в поэме.
Еще одной характерной особенностью “Слова о полку Игореве” является использование различных мотивов и образов. В произведении присутствуют мотивы битвы, любви, героизма, а также образы природы и животных. Это позволяет создать более яркую и насыщенную картину происходящего.
Одним из главных достоинств “Слова о полку Игореве” является его язык. В произведении используется древнерусский язык, который отличается от современного русского языка. Однако благодаря тщательной работе над переводом и комментариями, современный читатель может понять смысл произведения.
Наконец, стоит отметить, что “Слово о полку Игореве” является не только художественным произведением, но и историческим документом. В нем описывается реальный исторический конфликт между князем Игорем и половцами. Это позволяет получить более полное представление о жизни и обычаях древнерусского общества.
Одним из ключевых моментов “Слова о полку Игореве” является описание битвы между русскими и половцами. В произведении присутствуют детальные описания боевых действий, таких как стрельба из луков, бросание копий и мечей, а также использование коней в бою. Это позволяет создать более реалистичную картину сражения.
Еще одним важным моментом “Слова о полку Игореве” является описание природы. В произведении присутствуют образы рек, лесов, гор и неба. Они помогают создать атмосферу происходящего и передать настроение героев.
Одним из главных героев “Слова о полку Игореве” является князь Игорь Святославич. В произведении описывается его храбрость, мужество и решительность. Он является символом русского героизма и патриотизма.
Еще одним важным героем “Слова о полку Игореве” является княгиня Ольга. В произведении она описывается как женщина сильная, умная и решительная. Она является символом женской мудрости и силы.
Наконец, стоит отметить, что “Слово о полку Игореве” является не только произведением литературы, но и объектом исследования историков и лингвистов. Оно позволяет получить более полное представление о жизни и культуре древнерусского общества.
Напиши уникальное сочинение за 30 сек
Уважаемые школьники! Убедительная просьба! Для написание хорошего сочинения нужно правильно формулировать свой запрос.
Те пользователи, которые будут использовать нецензурные слова при запросе на написание сочинения, будут заблокированы. Больше не смогут пользоваться сервисом!
Написать
Подготовка ответа…
Вариант № 2
Образ Ярославны – это верная, любящая жена. Он вдохновил многих художников и поэтов. Княгине посвящен балет Бориса Тищенко.
Из произведения можно сделать вывод, что Ярославна молодая. О ней говорится «кличет молодая», «голос молодой». Она сравнивается с кукушкой, чайкой, зегзицею. Звуки зги-зги слышатся при взмахе крыльев птицы. Чайка является символом печали, а кукушка издавна считалась посредником между миром живых и миром мертвых. Княгиня выходит рано по утру на городскую стену, смотрит вдаль и громко плачет о муже, плененном половцами. С высоты она похожа на печальную птицу, кричащую о своем горе.
Эта сцена называется плачем Ярославны. Автор через нее показывает скорбь всех женщин русской земли. В плену находятся многие воины, чьи-то мужья. Они желают во что бы то ни стало увидеть их живыми, залечить раны.
Необычным в ее образе кажется сочетание христианской преданности и языческого поклонения силам природы. Княгиня обращается к ветру, солнцу, Днепру. В словах искренняя вера в то, что ее услышат. Плач кажется настолько реальным и проникновенным, что хочется помочь бедной женщине.
Образ Ярославны понятный и трогательный. Он не потерял актуальности спустя века. Преданная жена плачет, заклинает, кричит о своем муже, а вместе с ним и за всей Русью и ее сыновьями. Образ дает надежду на спасение, вызывает ощущение сопереживания.
Вариант 5
«Слово о полку Игореве» — одно из самых значимых произведений русской литературы. Оно доказывает величие культуры средневековой Руси. Кроме того, это произведение актуально и сейчас. Любовь к родине, готовность защищать её – качества, присущие многим нашим современникам.
Таким был и князь Игорь. Он не мог спокойно жить, пока враги грабили, разоряли Русскую землю. Он устал ждать, когда князья закончат междоусобные войны и вместе пойдут на половцев, поэтому собрал дружину и пошёл в поход. Игорь был молодым и смелым воином, но он был слишком пылким, и ему не хватало опыта. Он не слушал советов мудрых людей, которые отговаривали его идти в поход с такими малыми силами.
Вероятно, что Игорь пошел на половцев отчасти ради славы. Известно, что за несколько лет до похода князя Игоря был совершен удачный поход во главе со Святославом, в котором Игорь не успел поучаствовать. Теперь ему хотелось добыть упущенную славу. Этот эгоистический поступок плохо характеризует Игоря, но всё-таки я уверен, что это было не главной причиной похода.
В сражениях князь не покидал поля боя, хотя был сильно изранен. Это доказывает его храбрость. После первой победы Игорь не взял себе ничего из тех сокровищ, которые они завоевали. Он всё раздал дружине, а себе оставил только честь и славу, добытую в бою. Этот поступок подчёркивает то, что Игорь пошёл в поход не ради наживы.
Но всё же поход оказался неудачным. Войско разгромили, а князя взяли в плен. В плену Игорь мечтает вернуться на родину, хотя его хорошо содержали, предоставляли небольшую свободу, даже хотели женить на половецкой девушке. Но Игорю удаётся бежать, несмотря на бдительную охрану.
До сих пор историки спорят: считать князя Игоря патриотом, жаждущего спасти родину, или эгоистом, который перечеркнул все достижения Святослава своим поражением. Я считаю, что здесь не может быть однозначного ответа. В любом человеке присутствуют как положительные черты характера, так и отрицательные. С одной стороны Игорь конечно же патриот, который готов отдать жизнь за родину, за безопасность своего княжества. Он понимал, что его поход – очень рискованное предприятие, что он может погубить себя, сына, который с отцом участвовал в походе, и всё войско, но необходимость толкала его на это. С другой стороны, пылкость, отсутствие опыта ведения боевых действий, а также жажда славы и отсутствие реальной оценки ситуации привели к гибели войска и пленению самого князя, кроме того, после победы половцы осмелели и начали проводить новые набеги на Русь. В плену Игорь это осознал и хуже искренне раскаивался в своём поступке.
Композиция, сюжет, основные мотивы и элементы повествования.
В композиции произведения можно традиционно выделить вступление (зачин), основную часть и заключение. Основное содержание, передающее сюжет, подразделено на три части, которые называют главами.
Зачин соответствует духу эпической традиции, сюжетно он отличается от основной линии повествования. В нём вводится фигура древнерусского сказителя Бояна, чьи песни прославляли русских воинов. Автор выражает уважение певицу, через его образ подтверждая достоверность рассказанной в «Слове» истории.
Первая часть. Князь Игорь собирает поход против половцев. Происходит солнечное затмение, что считается дурным знаком, но правитель не придает этому значения, отправляя дружину в бой. Войскам Игоря удается победить половцев. Удачу они отметили пиром и улеглись спать. Тут-то их и настигли мстительные противники, напав в ночи на расположение войск. Результат оказался плачевен: Игорь в плену, многие его дружинники мертвы.
Во второй части вводится ещё один важный персонаж – князь Святослав, двоюродный брат главного героя. Он осуждает желание Игоря идти на войну в одиночку, сетуя на беспечность родственника, которая может иметь печальные последствия для русских земель, и призывает объединяться для борьбы с врагом. Позиция Святослава и его мысли о родине выражаются в «Золотом слове» — это важнейший с содержательной точки зрения компонент произведения, именно в нём звучит призыв к объединению.
Третья часть знакомит нас с супругой пленного князя. «Плач Ярославны» — женщины, ждущей своего мужа из похода – пожалуй, самый известный фрагмент произведения. Он отходит от общей патриотической и героико-эпической направленности произведения, расширяя тематику и проблематику текста. В этой же части рассказывается о том, как Игорь бежит из плена, в чем ему помогают силы природы. К ним и взывала тоскующая жена в своём «Плаче».
Эпилог описывает возвращение князя и его торжественную встречу со своим народом.
Литературоведы обнаружили важную особенность «Слова», отраженную в его композиции. Интегрированные в состав произведения сюжетные куски жанрово отличаются друг от друга. Пример одного из таких вкраплений приведен выше – это плач Ярославны, передающий речь тоскующей женщины. «Плач» принято выделять как отдельный жанр древнерусской литературы. Финал произведения определяется как «слава». Таким словом называется текст, воздающий хвалу правителю. В эпилоге «Слова о полку Игореве» восхваляется не только главный герой, но и другие правители Руси – прежде всего мудрый Святослав, а также князь Всеволод.
Стандартный стиль
В «Слове о полку Игореве» есть много слов о русской земле. Этот текст написали очень давно, в 12 веке. Рассказывает о битве, которую вел князь Игорь против половцев. В тексте можно увидеть как красивую и сильную русскую землю.
В начале «Слова» описывается, какой красивой была русская земля до войны. Она была полна разных цветов и звуков. Земля была покрыта зеленой травой и цветами. По небу летали разноцветные птицы. В реках плавали рыбы. Все это описывает, какая природа была на русской земле.
Но потом война началась. Битва была жестокой — кровь текла рекой. Города и деревни были разрушены. Но русская земля страдала вместе с людьми. Ее красоту и мощь теперь затмило горе и страдания. В тексте сравнивают землю с человеком, которому больно, когда его бьют.
Несмотря на все это, русская земля все равно сильна и гордится своей историей. В «Слове» много говорится о древних героях и князьях. И хотя русская земля пострадала, она не теряет надежды. В конце текста отмечается, что когда-нибудь она снова будет красива и мощна.
В «Слове о полку Игореве» образ русской земли яркий и позитивный. Она описывается как красивая, сильная и гордая. Несмотря на войну, она не теряет своей силы и надежды. Этот текст показывает, что русская земля важна и любима.
Мне нравится72Не нравится15
История создания
Историки и литературоведы много лет ведут споры вокруг этого памятника древнерусской литературы. В истории его возникновения много неясного. О перипетиях научного исследования, версиях, гипотезах и дискуссиях о происхождении «Слова» можно написать многотомный труд. Постараемся изложить лишь некоторые вехи.
Ни время создания, ни автор текста доподлинно не установлены. Знанием о «Слове о полку Игореве» гуманитарная наука обязана Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину, историку и собирателю древних рукописей, который жил в конце XVIII – начале XIX века. Именно ему принадлежит первенство в обнаружении текста «Слова». О том, как оно попало к ученому, существует несколько версий. По сохранившимся сведениям, сам Алексей Иванович утверждал, что текст он получил от архимандрита Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Было это на исходе 1780-х годов. Долгое время «история находки» древнерусского памятника считалась таковой, пока в конце XX века историки не оспорили.
Роковым для истории рукописи стал московский пожар 1812 года, произошедший во время войны с Наполеоном. Оригинал сгорел. Текст, известный сегодня, воспроизведен по записям, сделанным Мусиным-Пушкиным. Отсюда возникла версия, что это произведение является стилизацией «под Древнюю Русь», и сам же Мусин-Пушкин его и написал. Текст разительно выделялся в художественном смысле на фоне всего того, что существовало в литературе на тот период.
Часто среди гуманитариев звучит версия о том, что у русских, в отличие от других народов, в том числе и проживающих на территории нашей страны, нет своей эпической традиции. Такие мнения звучали и во времена жизни Мусина-Пушкина. Говорят, что патриот и историк, увлеченный древностью, оскорбился подобным пониманием культурного прошлого своего народа и решил «воспроизвести» текст, который стал бы русским эпосом. Информацию о «находке» и «гибели текста в пожаре» в этом случае считают мистификацией, устроенной Мусиным-Пушкиным.
Естественно, столь смелую точку зрения не разделяют многие именитые ученые, продолжая исследования и поиски древнего автора гениального текста.
Исходя из истории обнаружения текста, предполагают, что он мог выйти из-под пера представителя монашества. Монахи были достаточно образованы и могли создавать литературные тексты, однако не подписывали их своим именем, так как считалось, что служитель Господу в своём писании лишь передает божественную волю. Вследствие этой особенности автор остался нам неизвестным. Текст «Слова» можно трактовать как проявление обеспокоенности распрями эпохи феодальной раздробленности и её последствиями для судьбы русского государства. Повлиять на волю правителя монахи не могли, а вот отразить свои переживания в тексте – вполне.
Специфика текста определила и особенности его исследований. «Слово о полку Игореве» близко к летописной традиции, но при этом отличается от хроники высоким художественным уровнем. Произведение повествует о реальных событиях, имевших место в 1185 году, когда новгород-северский удельный князь Игорь Святославович совершил поход на половцев. Упоминания о нём имеются в известных летописных сводах – Лаврентьевской и Ипатьевской летописях, входящих в состав «Повести временных лет». Считается, что автор «Слова о полку Игореве» — современник описываемых событий, и текст создавался при жизни князя Игоря.
Документальность произведения позволяет предполагать, что его написал кто-то из окружения князя. Ряд ученых придерживаются этой версии. Среди предполагаемых авторов назывались тысяцкий князя Райгула или галицкий книжник Тимофей.
Известный историк Борис Рыбаков выступил против версии о нахождении автора «в ближнем круге» реальных исторических деятелей – героев повести. Он указывает, что автор был «первоклассным историком и знатоком летописей», но в тексте проявил себя, прежде всего, как поэт. В поисках истоков текста Рыбаков обратился к киевской летописной традиции как «наиболее разработанному пласту» исторической литературы.
Композиция
Композиционно поэма выстроена из вступления, трех основных частей и заключения.
Вступление говорит о великом сказителе Бояне, который славит отважных русских героев.
В первой части начинается поход князя Игоря против половцев, который он затеял, чтобы потешить своё тщеславие, не обращая внимания даже на знаки, которые ему посылает природа. Одержав первую победу, попировали витязи от души, заснули и поплатились за это кто жизнью, а кто попал в плен.
Третья глава – это плач Ярославны, жены Игоря, выражающий мысли и чувства всех жён и матерей, чьи мужья и сыновья остались в чужой земле, во вражеском плену. Ярославна призывает все силы природы, чтобы они помогли Игорю бежать из половецкого плена. Плач Ярославны достигает цели, и силы природы берут под свое покровительство русского князя, и он бежит из плена…
Заключение описывает возвращение князя Игоря, и звучат хвалебные слова в его честь.
Главные герои и их характеристика
Деление персонажей на «положительных» и «отрицательных» характерно для фольклора и некоторых авторских произведений, созданных в давние времена. История мировой литературы показала, что такое подразделение часто бывает условным. Это мы можем видеть и на примере «Слова о полку Игореве», где все герои – положительные. Даже князь Игорь, чей опрометчивый и неблаговидный поступок представлен как своего рода поучительный «антипример» — персонаж положительный. Не случайно в конце его прославляют. Отрицательную сторону или злые силы тут представляют только половцы – враги земли русской. В тексте упоминаются конкретные персонажи из «половецкого стана», однако они не так важны, как герои русские. Половцы здесь -«обобщенный образ вражеской силы», от которой исходит угроза благополучию земли русской.
Игорь – правитель Новгород-Северского княжества, он молод и обладает многими полезными для князя качествами, которые описываются в тексте. Игорь энергичен и храбр, однако у этих черт есть другая сторона: самоуверенность и тщеславие. Описанная в тексте история отразилась на княжеской натуре – юношеский задор и пыл князя остудило военное происшествие, на смену им пришел опыт, открывающий путь к мудрости. Этой необходимой черты правителя князю не доставало. Его горячность и недальновидность могли дорого обойтись земле русской, и в конце герой это осознает.
Князь Всеволод – брат Игоря, отправляется в поход вместе с ним. В нём воплощается образ русского богатыря. Этот герой силен и могуч. Его сила просто необходима в бою. Для Всеволода характерны «воинственность» и «необузданный патриотизм». Он сражается отчаянно и неистово, в момент боя для него ничто не имеет значения, кроме победы над врагом. Увы, он вынужден разделить участь брата и также попадает в плен.
Князь Святослав – киевский князь, старейший из всех князей русских. Не случайно в тексте его именуют «отцом». Имеется в виду не генетическое отцовство, а высшее место в иерархии. Как и подобает отцу, Святослав мудр, и своими советами поучает младших товарищей, умно и рассудительно высказывается о целях и опасностях войны. Князь справедлив и честен. Несмотря на то, что Игорь, совершивший недальновидный и странный поступок, приходится ему родственником, Святослав даже не думает выгораживать и оправдывать удельного правителя. Он признает ошибки Игоря, критикует его и по-отечески журит, и при этом готов оказать помощь. Ведь перед лицом врага самое главное – единство, нужно быть вместе и поддерживать друг друга, а не разжигать склоки и выяснять, кто прав, а кто виноват. В лице Святослава на страницах древнерусской песни воплощается образ «истинного правителя» — благородного, деятельного и талантливого князя, искренне преданного своему делу и родной земле.
Ярославна – главный женский образ, воплощение «русской княжны». Примечательно, что героиню именуют «по отчеству», а не по имени
Таким образом выражается важность «традиции рода» и показывается место женщины в иерархии того времени. Она зависима от своего мужа князя, а , следовательно, и от политических игр, в которые тот играет
Хотя ей самой до войны нет никакого дела, война несет лишь горе. Через Ярославну и её «плач» автор как будто бы стремиться развенчать стереотип о второстепенности роли женщины. Героиня наделяется сильным характером, она показана не как «приложение к мужу», а как личность. Узнав о трагедии, которая случилась с её суженым, она прибегает к молитве. Это всё, что она смогла сделать, на большее у неё не было ни сил, ни возможностей. Ярославна сильна духом, она по-женски эмоциональна и всецело предана своему мужу. В любви к супругу – правителю и воину — проявляется патриотизм героини.
Боян – певец и поэт, служащий при княжеском дворе. Его задача славить подвиги героев русской земли, и в этом деле он преуспел, снискав и благоволение правителей, и всенародное признание, и любовь.
Овлур – половец, на фоне других представителей клана врагов он важен тем, что помог русскому князю бежать.
Автор произведения, хоть мы и не знаем его имени, предстает перед читателями полноценным героем, действующим лицом, который сочувствует происходящему на написанных им страницах. Через века с нами говорит патриот и выдающаяся личность своей эпохи. По стилю, по манере изложения, по системе образов и по смысловому посылу текста мы можем понять, что он высокообразован и безмерно талантлив.
Главная идея произведения
Автор поэмы выступает за идею объединения русских земель, воспевает духовное братство русских князей как единственное средство преодолеть раздробленность и сохранить русскую землю сильной и единой.
«Слово о полку Игореве…» — это сочинение о духовном смысле русской жизни, гимн покаянию, миру и любви.
Основная идея — стремление к высшей правде, духовным законам жизни, согласно которым брат не идёт войной на брата, а люди в случае беды становятся единой общностью, готовой отразить любые атаки недругов.
Завершая разговор, кратко заметим, что произведение требует более глубокого знакомства с историческим материалом, погружением в атмосферу русского средневековья, знакомства с другими памятниками древнерусского эпоса.
Только тогда это произведение откроется во всей полноте своего замысла и прояснит родословную многих последующих сюжетов русской классической литературы.
» alt=»»>
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
- https://www.literaturus.ru/2016/07/plan-slovo-o-polku-igoreve.html
- http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/plan-slova-o-polku-igoreve-9-klass
- https://www.lang-lit.ru/2018/03/plan-slovo-o-polku-igoreve.html
- https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/slovo-polku-igoreve-plan-sochineniya-obrazy-geroev-istoriya-analiz.html