О чем произведение?
Книга повествует о походе храброго правителя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Произведение, как ни странно, живописует поражение, а не победу. Это необходимо автору в качестве основы для поучения, которое лежит в основе его творения. На примере неудачи своего героя он поясняет, как не надо себя вести. Речь Святослава о единении Руси не была бы так убедительна, если бы у его двоюродного брата все получилось.
Книга начинается с того, что автор представляет читателю Бояна – придворного поэта того времени. С помощью этого образа он поясняет свою позицию: он призван не славить князей, как делает Боян, а излагать реальные факты. В этом мы убеждаемся, перейдя из вступления в первую часть. Там говорится о походе дружины на половцев. Рассказчик не скрывает суетных и тщеславных планов Игоря, его недальновидности, как политика. Правитель не видит очевидного дурного предзнаменования, проявив неуважение к стихиям. Тем самым он не только перечит воле богов, но и подавляет боевой дух своей армии. Суть «Слова о полку Игореве» заключается в том, что даже правителю не уйти от злого рока, его земная власть не абсолютна. Игорь был слишком самоуверен, боги наказали его за это: после удачного сражения с половцами дружина пировала, и ночью никто не сумел дать достойный отпор врагу. Кочевники перебили отряд, а предводителя взяли в плен в надежде получить выкуп.
Во второй части рассказывается о реакции киевского князя на происшествие. Его мудрая речь о надобности объединения русских земель является той самой моралью произведения, ради которой оно было написано. В эпоху феодальной раздробленности каждый правитель тянул одеяло на себя: затевал междоусобицы, рисковал жизнью людей ради славы и т.д. Это вредило Руси, ослабляло его, и Святослав мечтал о единой стране с организованной армией и единым центром управления. Вот, про что повествует знаменитое «Золотое слово».
Третья часть – это плач Ярославны, где безутешная жена взывает к силам природы с просьбой о спасении супруга. Стихии внимают ей, и помогают князю бежать из плена. В заключении описано, как народ радуется удаче своего правителя, избежавшего смерти.
История создания
«Слово о полку Игореве» считается эпическим произведением, так как оно дошло до нас через многие поколения русских людей. Точная дата написания поэмы неизвестна, но это произошло в XII веке. Ученые предполагают, что «Слово» было создано в 1185-1187 годах. Как раз в 1185 году произошел поход князя Игоря на половцев, описанный в произведения.
На сегодняшний день автор поэмы продолжает оставаться неизвестным, а историки до сих пор не пришли к единому мнению в этом вопросе. Однако точно известно, что в XII веке образованных людей было немного (большинство жителей русских земель были воинами, ремесленниками или крестьянами, учение было доступно только привилегированным слоям общества), а написать «Слово» мог только такой человек. Большинство ученых сходятся во мнении, что это был монах, который сам стал свидетелем неудачного похода князя Игоря и решил занести его в историю, несколько приукрасив фантастическими событиями.
Интересно, что сам автор неоднократно заявляет о себе в поэме и позиционирует себя как авторитетный источник. Образ рассказчика четко проглядывается в «Слове», но никаких намеков на его реальную личность нет.
«Слово о полку Игореве» долгое время было утеряно. С XII по XVIII век никто о нем ничего не знал и не слышал. Только в 1800 году русский государственный деятель А. И. Мусин-Пушкин обработал старинную рукопись (по его уверениям – оказавшуюся у него случайно) и представил ее общественности. При этом некоторые ученые полагают, что именно Мусин-Пушкин был ее настоящим автором, решившим выдать собственное сочинение за исторический памятник. Однако на сегодняшний день явного подтверждения или опровержения этой теории не существует.
Смысл названия
Полное название произведения длиннее, чем привычное нам «Слово о полку Игореве». В оригинальной версии также упоминается, о каком именно князе Игоре идет речь: «Игоря сына Святъславля, внука Ольгова». Также некоторые историки уверены, что сам жанр «слово» (сейчас он уже не используется, но в древнерусской литературе встречался часто) не был упомянут в авторском названии, а добавился уже позже, для того, чтобы представить произведение обществу XVIII века.
Так или иначе, основа названия – это «полк Игоря». Речь идет о дружине князя, вместе с которой он отправился в поход на половцев в 1185 году. После нескольких дней боев русское войско было полностью разбито, всего несколько человек были пленены врагами, остальные – убиты.
Жанр произведения
Произведение относится к жанру «слово», характерного для древнерусской литературы. Если переложить его на современную классификацию, то «Слово о полку Игореве» можно считать эпической поэмой. Произведение имеет ряд признаков, подходящих под этот жанр: образ рассказчика, лирический мотив, описание героических событий из прошлого, отсылки к истории. К тому же, битва с половцами 1185 года, описанная в «Слове», происходила в действительности и повлияла на ход русской истории в целом.
Композиция и ее роль в раскрытии идеи «Слова о полку Игореве»
Талантливейшие
произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» было написано на
рубеже 7-8 веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь
татаро-монгольских орд.
Разрозненная
страна, терзаемая княжескими междоусобицами, была легкой добычей воинственных
кочевников. Автор с болью пишет:
Сказал брат
брату:
«Это мое, и то
мое же»
И стали князья
про малое
«Это великое»
говорить
и сами на себя
крамолу ковать.
Неудачный поход
князя Игоря на половцев послужил для автора поводом для страстного обращения к
князьям с призывом объединиться перед лицом общего врага.
«Слово о полку
Игореве» было написано почти сразу после возращения князя Игоря из плена,
поэтому автор не считает необходимым вдаваться в подробности, хорошо известные
современникам.
«Начало Слово о
полку Игореве» непосредственно не связано с описываемыми событиями, здесь
помещены размышления автора. Возвышенный, патетический тон вступления готовит
читателя к восприятию важных исторических событий.
В экспозиции
дается короткая характеристика Игоря и причины его похода в половецкие степи.
Завязку сюжета
составляют рассказ о выступление русских войск. «Тогда вступил Игорь–князь в
золотое стремя и поехал по чистому полю» и повел он свои «храбрые полки на
землю половецкую за землю русскую». Сведения о том, откуда вышла дружина и по
какому маршруту она двигалась, в произведении отсутствуют. В пути дружинники
наблюдают различные природные явления, которые как бы предсказывают их судьбу.
В первом
сражении с половцами русские полки одержали победу. Была взята богатая добыча.
«Покрывалами, накидками и опашнями, и разными узорочьями половецкими стали
мосты мостить по болотам и топким местам».
Перед вторым
сражением природа предвещала несчастие.
В час ранний
Кровавые зори
свет возвещают;
Черные тучи с
моря идут.
Это сражение
описано очень ярко, с достоверными деталями; создается ощущение, что автор сам
в нем участвовал:
С раннего утра
до вечера
С вечера до
света
Летят стрелы
каленые,
Гремят сабли о
шлемы.
Трещат копья
булатные
В поле
незнакомом
Среди земли
половецкой.
Поражение
войска князя Игоря является кульминацией сюжета «Слова о полку Игореве». Оно
приводит к тяжелым последствиям для Руси.
А в Киеве князь
Святослав видит страшный сон, из которого узнает о поражении Игоря. И сказал
Святослав свое «золотое слово», в котором призывает князей постоят за «Землю
Русскую», отомстить «за раны Игоревы», прекратить междоусобицы.
«Золотое слово»
Святослава занимает центральное место в произведении. Этим автор подчеркивает
свою приверженность объединительной идее.
Для композиции
«Слова о полку Игореве» очень важное значение имеет плачь Ярославны:
На Дунае
Ярославнин голос слышится,
Кукушкою
безвестною рано кукует:
«Полечу, —
говорит, — кукушкою по Дунаю,
омочу шелковый
рукав в Каяле — реке,
утру князю
кровавые его раны
на могучем его
теле».
Обращаясь к
силам природы, прося у них помощи, Ярославна как бы подготавливает бегство
князя Игоря из половецкого плена.
Побег Игоря
являлся развязкой произведения. Князь возвращается на родную землю.
Композиция
«слово о полку Игореве» полностью соответствует основной авторской идеи – идее
объединения Руси. И из-за того, что не услышали князья этого призыва, не
осознали грозившей опасности, Россия была обречена на трехсотлетнее
татаро-монгольское иго.
В. Г. Белинский
назвал «Слово о полку Игореве» прекрасным благоухающим цветком славянской
народной поэзии, достойным внимания, памяти и уважения.
Что такое файл cookie и другие похожие технологии
Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.
Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.
Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).
Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).
Анализ Слова о полку Игореве
В данном эпическом произведении автор, изобразивший поражение русских войск от старых врагов Руси – половцев, вместе с тем размышляет о причине бед, постигших родную землю, и дает материал, показывающий верования и воззрения своих современников.
Изображение поражения своих войск не свойственно дружинному эпосу, к которому можно отнести Слово. Однако автор выбрал трудную и горькую и для него и для слушателей и читателей тему, чтобы заставить задуматься о главной причине несчастий Земли Русской – раздробленности русских княжеств.
В походе на кочевников, постоянно разоряющих русские земли, состоявшемся в XII веке, действии, которое считалось обязанностью правителя каждого княжества, общерусским делом, участвуют не самые значимые князья: новгород-северский, курский, путивльский и рыльский. После первой победы они терпят поражение, причем главный герой — новгород-северскиий князь Игорь Святославич оказывается в плену.
Свою идею о пагубности для Руси отсутствия у князей единства перед извечным врагом, приходящим из степи, их распри друг с другом, автор подчеркивает сном и речами великого князя Киевского Святослава. Тот готов помочь князьям, честно исполняющим свой долг пред родной землей, но понимает, что его не поддержат другие правители удельных княжеств. Объяснение причин поражения похода на половцев автор завершает призыом к князьям встать на защиту родной земли.
Тот факт, что князья, совершившиеся поход в степь, поступают правильно, автор подчеркивает тем, что сам природа помогает новгород-северскому князю бежать из неволи. Затмение перед битвой также служит знаком, что плохо подготовленный поход должен кончиться неудачей. Природа здесь выступает как олицетворение естественного хода вещей.
В произведении использованы чисто художественные приемы, с помощью которых автор хотел вызвать сочувствие к своим героям. Это эмоциональный плач Ярославны, сравнение, например, князей с соколами, выражения сходные с используемыми в народном творчестве.
Слово создано в эпоху двоеверия. Его автор – явно нецерковный человек, он (как и большинство его современников) говорит и о молитвах своих героев и упоминает языческих богов.
Композиция
Историческая поэма состоит из вступления, 3 глав (частей) и заключения.
- Вступление посвящено рассказу о певце — сказителе Бояне, который прославлял великих воинов и русских правителей.
- В первой части автор описывает поход Игоря и его дружины на половецкий стан. Там же он видит дурное знамение – солнечное затмение, но игнорирует его и идет дальше. Первый бой с половцами закончился победой русских, однако вероломные кочевники нападают на отряд ночью, когда все воины заснули после бурного пира. Большинство из них было перебито, а их предводитель взят в плен.
- Следующая часть повествует о Святославе Всеволодовиче, который осуждает поступок двоюродного брата. Он говорит о том, что это нападение было ошибкой, ведь навлекло на русскую землю бесчисленные набеги врагов и повлекло за собой пленение Игоря. Важным моментом является «золотое слово» Святослава. В его речь автор вкладывает собственные мысли. Он призывает всех князей Руси, враждующих между собой, объединить свои силы против могущественного врага. Только так возможно отбиться от набегов половецкого войска.
- Третья часть поэмы посвящена жене князя Игоря — Ярославне и его побегу из плена. Супруга тоскует и плачет по нему, и голос ее долетает до берегов Дуная. Сама природа услышала зов Ярославны и помогла ее мужу бежать. Женщина умоляет стихии сжалиться над ней и ее горем. Интересно, что обращается она не к чужой половецкой земле, а к ветру, воде и воздуху. В итоге, Игорь слышит условный свист половца Овлура и осуществляет побег под покровительством сил природы.
- В конце «Слова…» народ радостно встречает князя, который вернулся на родину.
Сюжетно-композиционные особенности поэмы заключаются в том, что произведение состоит фрагментов, написанных в фольклорных жанрах — «плач» и «славы». Классический «плач» представляет собой монолог Ярославны на крепостной стене. «Слава» ожидает читателя в финале: автор преподносит хвалу князьям Игорю, Всеволоду, Святославу. Кроме того, родство с фольклором находит свое отражение в языке: «Слово о полку Игореве» богато характерными эпитетами и сравнениями. Подробные описания природы, которая является действующим лицом в повести, тоже заимствованы из устного народного творчества. Герои были язычниками, поэтому верили, что стихии являются божествами, именно они и выручают Игоря из плена.
Проблема авторства и датировки
Сразу после находки рукописи начались споры о ее авторстве. Существовало две версии: первая — Слово… это поздняя подделка, поскольку подлинник так и не был найден, и рукопись содержала множество непонятных мест. Вторая — Слово… изначально было написано не на русском языке и переведено. Но тогда вопрос: кто автор перевода?
Споры ненадолго утихли, но возобновились в середине XIX века, т.к. был найден еще один текст — Задонщина, некоторые фрагменты которой едва ли не дословно повторяют те же фрагменты Слова…. Следовательно, возникла новая теория об авторстве: предположили, что автор Слова… знал Задонщину и решил написать похожий текст. Но однозначного мнения по этому вопросу не существует до сих пор.
Сочинение на тему «Слово о полку Игореве», 9 класс (2 вариант)
«Слово о полку Игореве» — великолепное произведение древнерусской литературы, которое переносит читателя в далекое прошлое, в эпоху феодальной раздробленности Руси. Оно было создано в 1185 году и описывает поход Новгород-северского князя Игоря против половцев. События, описанные в этом произведении, происходили в трудную эпоху междоусобиц на Руси. Поэтому неудивительно, что главная идея «Слова» заключается в призыве к объединению русских князей и отказе от войн между братскими народами.
Центральным героем произведения является князь Игорь. Он с горящей страстью любит своё маленькое княжество и мечтает совершить подвиг ради его процветания, даже если это потребует жертвы его собственной жизни. Автор описывает князя и его дружину как храбрых и отважных воинов, которые бескорыстно любят свою землю. Один из наиболее значимых эпизодов произведения — предсказание природы, свирепая гроза, которая автору кажется плохим предзнаменованием, но князь и его дружина не обращают на это внимания, что лишний раз подтверждает их храбрость. Однако в контексте произведения это также свидетельствует о легкомыслии Игоря, что помешало ему одержать победу над половцами.
Интересно отметить, что автор использует слово «сокол» при описании князя и русских воинов, а половцев презрительно называет «воронами», что свидетельствует о сильном патриотическом настрое самого автора. Несмотря на положительное отношение автора к своему герою, Игорь все же потерпел поражение в сражении с половцами. Таким образом, осуждается легкомыслие князя и необдуманность его спонтанного похода. Однако наиболее значимым эпизодом текста, на мой взгляд, является так называемое «золотое слово», которым глава государства — киевский князь — обращается к другим князьям. Он призывает их объединиться, сосредоточить силы для борьбы с мощным врагом.
Мнение киевского князя является позицией самого автора, который, очевидно, противник междоусобных войн между князьями
Идея, выраженная автором в «Слове о полку Игореве», не утратила своей актуальности со временем и продолжала быть важной в истории Руси, предвещая дальнейшее развитие исторических событий. Помимо этого, стоит отметить, что «Слово о полку Игореве» имеет не только историческое значение, но и литературное
Это произведение является одним из наиболее значимых памятников древнерусской литературы и важной частью культурного наследия России. Оно представляет собой не только эпическую поэму, но и источник исторических сведений о тех временах. Таким образом, «Слово о полку Игореве» не только представляет собой историческое повествование о походе князя Игоря, но и является символом единства и патриотизма, призывая к объединению и отказу от войн между братскими народами. Это произведение остается актуальным и вдохновляет нас своими идеалами и прекрасной поэзией, продолжая занимать почетное место в культуре и литературе России.
Чем закончилось?
Ночью стихии потворствуют побегу Игоря, послушав Ярославну. Верный человек Овлур находит для побега лошадь и выручает князя, пока ветер и сумерки помогают не выдать беглеца. Герой быстро мчится к Донцу, чтобы отплыть к своей земле. Оказавшись на волнах реки, он уговаривает ее нести его мягко и затуманить поверхность вод, чтобы кочевники не смогли его нагнать. В погоню за пленником уже пустились два удалых половца Кзак и Кончак. По дороге они решают, как не упустить добычу: первый предлагает пустить вдогонку золотые стрелы, второй хочет приманить русского гостя красивой женщиной. Оба сходятся на том, что вернуть сбежавшего непросто и тем, и другим способом.
Главные герои произведения
Князь Игорь
Главный герой произведения, молодой, честолюбивый, самоуверенный правитель Новгород-Северского княжества. Он горяч, смел, амбициозен и убеждён в собственной силе и непобедимости. Не пожелав прислушиваться к мудрым советам и предсказаниям стихии, пошёл в поход против половцев, чтобы славы добыть, потерпел поражение был ранен и пленён. Однако ему удалось бежать из плена. Вернувшись на родину, он искренне раскаялся, переосмыслил собственные взгляды и понял, что только в единстве сила русских людей и нет ничего дороже родной земли.
Князь Всеволод
Младший брат Игоря. Это смелый, бесстрашный воин, который без сомнений пошёл в поход вместе с ним. Он также горяч и очень силён, готов доблестно биться с половцами, но, как и брат, излишне амбициозен и самоуверен. Всеволод тоже был ранен во время сражения и попал в плен к половцам.
Князь Святослав
Киевский князь, полководец. Это старый, справедливый, умный, сердечный человек, истинный патриот. Он с болью взирает на то, как раздирают и ослабляют Русь междоусобицы, непримиримость и враждебность удельных князей. Всеволод искренне переживает за русских людей, стараясь убедить правителей княжеств прекратить враждовать и объединиться. Ведь это необходимо, чтобы защищать свою родную землю от нападений половцев и прочих врагов, стремящихся поживиться за счёт богатств Руси и поработить ее. Увидев во сне тревожное предупреждение, пытается убедить молодых князей отказаться от нападения на половцев, так как враги сильны, опытны и коварны. Святослав молвит мудрое («золотое») слово о том, какую ошибку совершили Игорь и Всеволод, необдуманно отправившись в поход.
Княгиня Ярославна
Молодая жена князя Игоря. Она очень любит мужа и глубоко страдает, не зная ничего о его судьбе. В её горестном монологе звучит мольба о том, чтобы силы природы сберегли князя Игоря и всех русских людей, помогли воинам вернуться на родину. Природа, словно пожалела несчастную женщину, услышав её рыдания, полные тревоги и боли, и помогла Игорю благополучно вернуться домой, бежав из половецкого плена. Сила искренней любви жены спасла его.
Поэт Боян
Песенник и провидец, он восхваляет русских князей, представляя их великими полководцами и мудрыми правителями, совершавшими героические подвиги. Именно это и было его основной целью в отличие от автора, который излагает события достоверно, без хвалебных восторгов князьям. Этот контраст хорошо представлен в произведении. Непосредственно в качестве персонажа не появляется, но упоминается в тексте часто.
Автор
Несомненно, автором «Слова…» был необычайно талантливый и образованный человек. Если верить предположению о том, что оно действительно было написано в ХХII веке, то можно уверенно говорить о том, что он сам был свидетелем и участником событий. Все они описаны детально, без прикрас. Это настоящий русский патриот и истинный мастер слова.
В своём великом произведении он чрезвычайно ярко сумел передать чувства всех его участников, их стремления и чаяния. Неизвестный сказитель замечательно знал военное дело, политику, что и показал в своём великом творении. Он хорошо понимал необходимость единства и прекращения вражды между князьями, которая была так выгодна врагам Руси. Перелом, произошедший в душе князя Игоря, его искреннее раскаяние, боль и страдания молодой княгини Ярославны, алчность и хитрость половецких ханов показаны очень ярко. Описания природы с множеством метафор просто восхитительны. Она как бы принимает участие во всех событиях, словно одушевлённое существо.
Другие персонажи
Кроме основных героев, в произведении немалую роль играют и второстепенные персонажи. Среди них следует упомянуть Овлура – половца, который помог князю Игорю бежать из плена и последовал вместе с ним. Мать его была русской женщиной. Автор не описывает его подробно, однако его участие сыграло ключевую роль в судьбе Игоря: без помощи этого человека князю не удалось бы осуществить побег из плена. Прибыв на землю русскую, половец как бы сам становится русским человеком.
Образы двух половецких ханов – Кончака и Гзака – тоже показаны с мастерством. Захватив в плен новгородского князя Игоря, Кончак, хитрый и расчётливый, задумался о том, чтобы женить его на знатной половецкой княжне. Такой брак был весьма выгоден. Хан Гзак представлен более жестоким и бессердечным. Пленённого вместе с отцом Владимира он предлагает «золотой стрелой подстрелить», но Кончак возражает ему, желая женить юного князя на половчанке.
Суть
Князь Игорь Святославович, движимый жаждой славы и почёта, собирает авантюрный поход в половецкие степи, несмотря на мир, заключенный с кочевниками. Его сопровождает брат Всеволод со своей дружиной. Несмотря на все предостережения окружающих и даже солнечное затмение (знак беды), молодой князь остаётся непоколебимым.
Ожидаемо поход заканчивается разгромом Игоря и его пленением. Сначала он одержал победу, но потом хитрые половцы напали в самый неподходящий момент. Более того, кочевники в ответ на нарушение перемирия атакуют ослабленную и раздробленную Русь, сея смерть и разрушение.
Близкие Игоря очень тяжело переживает эти события. Старый князь Святослав досадует на горячность молодых князей и разобщённое состояние Руси. Жена Игоря – Ярославна — мучается, не зная судьбы своего возлюбленного.
Тем временем пленённый Игорь признаёт все свои ошибки и раскаивается. Он не поддаётся на соблазны половецкого хана и всеми силами стремится вернуться на родину. В конце концов, ему это удаётся. Вся природа после просьб Ярославны помогает князю: реки, ветер и земля — все способствует побегу.
Произведение заканчивается торжественной встречей молодого князя в Киеве. Люди искренне радуются чудесному спасению Игоря.
Система героев и образов
Практически все персонажи «Слова» — это реальные исторические личности. Как раз о судьбе некоторых из них можно узнать из научных сведений, ведь их судьба в поэме не раскрывается.
Несмотря на то, что автор рассказывает о настоящем событии и людях, он добавляет также мистику и фантастические элементы. Например, плач Ярославны имеет такую силу, что достигает границ русских земель и пробуждает высшие силы помочь Игорю. А бояре помогают Святославу Киевскому истолковать вещий сон о поражении Игоря и Всеволода. В реальности такого произойти не могло, но с помощью этих приемов автор расширяет границы своего произведения.
Сочинение-рассуждение на тему «Князь Игорь»
«Слово о полку Игореве» — жемчужина древнерусской литературы, как справедливо замечают многие исследователи. Это произведение вобрало в себя весь колорит богатейшей народной культуры древней Руси. Лирическое и эпическое начала в произведении переплетаются в единую картину, где автор высокохудожественно описал историческое событие – поход князя Игоря на половцев. Поскольку Игорь из рода Рюриковичей – реальная историческая личность, особенно интересно наблюдать, как автор воплотил этот образ, какими качествами он его наделил.
Образ Игоря – это некая модель средневекового правителя, наделенная всеми характеристиками эпохи. Он воинственный, храбрый до безрассудства, но, казалось бы, не дальновидный политик. Его распирает чувство собственного превосходства, он слишком самоуверен, поэтому идет в опасный и рискованный поход. Вместо того, чтобы объединиться со всеми своими родственниками и нанести мощный удар, он идет добывать легкую славу. Значит, Игорь тщеславен. Наверное, это потому, что он еще очень молод и горяч, а править должен человек зрелый, умудренный опытом. Игорь же больше заботится о своей славе и готов сложить голову ради престижа.
Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.
Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.
Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью. Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется. Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.
В финале «Слова о полку Игореве» герой приобретает колоссальный жизненный опыт: он бежал из плена, едва спасся от смерти, погубил дружинников
Только тогда расчетливый, но все же слишком горячий князь понимает, насколько важно объединение для Руси. Он осознает, что нельзя тянуть одеяло на себя, нужно заботиться обо всей Руси, если ты ею владеешь
Это важное открытие облагораживает героя, делает его мудрее.
Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление. Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги. Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.