Бабанский ю.к.

Бабанский юрий константинович: история и вклад советского педагога в развитие образования

Содержание

  • Слайд 1

    Исследования Ю.К.Бабанского о причинно-следственных связях школьной неуспеваемости

    Подготовила Куярова О.Н.
    МБОУ СОШ №31 г.Кемерово

  • Слайд 2

    Российская педагогическая энциклопедия (1999)

  • Слайд 3

    1. 1920 – е годы – период постановки проблемы неуспеваемости в педагогике, анализ эмпирических данных.
    2. 1930 – е – начало
    1950 – х годов.
    Начало теоретического изучения проблемы неуспеваемости.
    3. Середина 1950 – х
    середина 1980 – х годов.

    Комплексное исследование проблемы неуспеваемости:
    — с позиции дидактики
    — методик обучения
    — теории воспитания
    — педагогической психологии
    — дефектологии.
    Изучение проблемы
    неуспеваемости в советской педагогике

  • Слайд 4

    Ближе всех к решению задачи описания системы причинно-следственных связей неуспеваемости, отвечающей теоретическим требованиям, подошел Ю. К. Бабанский

  • Слайд 5

    В монографии Ю.К. Бабанского«Оптимизация процесса обучения» (1977) приведена общедидактическая классификация стадий неуспеваемости.

    Первая стадия – кратковременная, эпизодическая неуспеваемость, устраняемая в ходе ряда уроков.
    Вторая стадия – кратковременная, четвертная неуспеваемость, устраняемая в очередной учебной четверти.
    Третья стадия – устойчивая неуспеваемость в течение двух или более четвертей, но устраняемая в течение учебного года или летних занятий.
    Четвёртая стадия — устойчивая неуспеваемость в течение всего учебного года, требующая повторного обучения в том же классе.

  • Слайд 6

    Особенности самой личности
    Взаимодействие личности с внешними влияниями

  • Слайд 7

    Слабое владение навыками учебного труда;
    Большие пробелы в знаниях;
    Сильная утомляемость;
    Отрицательное отношение к учебной деятельности;
    Недисциплинированность;
    Низкий уровень волевой воспитанности;
    Отрицательное влияние семьи.

  • Слайд 8

    Схема изучения учащихся, предназначенная для целей оптимизации процесса обучения на уровне школы ( её силами).

    Условия внутреннего плана
    Условия внешнего плана
    Особенности организма школьника

    Особенности личности школьника
    Бытовые условия
    Гигиенические условия в школе
    Особенности воспитания в семье
    Особенности обучения и воспитания в школе

  • Слайд 9

    Причины

    Причины внутреннего плана
    Причины внешнего плана
    Дефекты здоровья детей

    Дефекты развития

    Недостаточный объём учебных компетенций (ЗУНы)
    Недостатки бытовых условий
    Недостатки гигиенических условий в школе
    Условия, порождающие недостатки воспитания в семье
    Условия, порождающие недостатки обучения и воспитания в школе (организация педпроцесса, материальная база,учебныепланы,программы,методические пособия, внешкольные влияния, включая семью)

Посмотреть все слайды

Методы стимулирования учебной деятельности школьников

Интерес во всех его видах и на всех стадиях развития характеризуется тремя обязательными моментами:

1) положительные эмоции по отношению к деятельности,

2) наличие когнитивной стороны этой эмоции,

3) наличие прямого мотива от самой деятельности.

Одним из приемов, входящих в метод эмоциональной стимуляции обучения, можно назвать прием создания ситуаций развлечения в классе — введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

Занимательные аналогии выступают как метод, относящийся к методам формирования интереса к обучению.

Эмоциональные переживания возникают при использовании метода удивления.

Артистизм, яркость, эмоциональность речи учителя имеет большое значение для создания эмоциональных ситуаций во время обучения. Без всего этого, конечно, речь учителя остается полезной информативно, но она не реализует реальную функцию стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся.

Ценным методом стимулирования интереса к обучению можно назвать метод познавательных игр, который основан на создании игровых ситуаций в процессе обучения. Игра давно используется как средство стимулирования интереса к обучению.

Учебные беседы. Известно, что в споре рождается истина. Спор — дискуссия — вызывает интерес к предмету. Ситуации спора, учебные дискуссии учителя создают и во время изучения обычных учебных вопросов на каждом уроке. Например, студентов специально просят высказать свое мнение о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения. Здесь вопрос типа «Кто думает по-другому?» стал традиционным. И когда такой метод вызывает спор, студенты бессознательно делятся на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного вывода от преподавателя. Таким образом, учебный спор действует как метод пробуждения интереса к обучению.

Все чаще в школьной практике, и особенно в классе, можно увидеть организованные учебные дискуссии с неигровым персонажем. Например, это могут быть учебные дебаты, в ходе которых старшеклассники (а такие методы доступны только им) по заданию учителя изучают учебную и научно-популярную литературу, анализируют с разных сторон то или иное художественное произведение, обсуждают различные точки зрения на новые физические и химические открытия.

Одним из наиболее эффективных методов пробуждения интереса к обучению является создание ситуаций успеха в учебном процессе. Известно, что без чувства достижения нельзя рассчитывать на успех в преодолении академических трудностей. Поэтому опытные преподаватели подбирают задания для учеников таким образом, чтобы те из них, кто нуждается в стимуляции, получили доступное для них задание на соответствующем этапе, а затем перешли к более сложным упражнениям. Создание благоприятной морально-психологической атмосферы во время выполнения определенных учебных заданий играет важную роль в создании ситуации успеха. Благоприятный микроклимат во время тренировок снижает чувство неуверенности и тревоги. На смену страху приходит уверенность.

Методы развития чувства долга и ответственности

Обучение

В основе процесса обучения лежит не только мотив познавательного интереса, но и ряд других мотивов, среди которых особенно важны мотивы долга и ответственности учащихся в обучении. Эти мотивы позволяют учащимся преодолевать неизбежные трудности в обучении, испытывать удовольствие, чувство удовлетворения от преодоления трудностей в обучении.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе целой группы методов и приемов:

  • разъяснение учащимся социальной и личной значимости обучения;
  • путем установления требований, т.е. выполнения гражданского, морального, сыновнего (дочернего) долга
  • научить их выполнять требования;
  • поощряя их к успешному и добросовестному выполнению своих обязанностей;
  • своевременный контроль за соблюдением требований и, при необходимости, указание на недостатки.

Биографические факты

Родился будущий педагог 7 января 1927 года, в Ростовской области. После окончания средней общеобразовательной школы поступил в Ростовский пединститут, выбрав факультет математики и физики. Окончил институт в 49-м году. Затем читал дополнительные лекции педагогики и методики преподавания физики.

Начиная с 1958 года и на протяжении 11 лет, был заместителем ректора учебного заведения. В 48 лет был назначен ректором ИПК преподавателей педагогических дисциплин при АПН Советского Союза. Был удостоен звания вице-президента Академии. Имел степень доктора наук и был профессором.

Ушел из жизни Бабанский в возрасте 60-ти лет, оставив значимый след на пути развития педагогической науки.

Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь

Мне нужна помощь

Вклад в педагогическую науку

С 1975 -го по 1977 -й года Ю. К. Бабанский был на должности ректора ИПК преподавателей педагогических наук при АПН СССР. В 1979 -м году его назначили вице-президентом АПН СССР.

Юрий Константинович – создатель теории оптимизации обучения. В данном труде обучение является научно-обоснованным выбором и реализацией варианта обучения, рассматриваемого с позиции успешного развития и решения образовательно-воспитательных задач детей. Выдающийся советский педагог предлагал использовать эту теорию для решения разнообразных педагогических проблем. У Бабанского методы и основы использования оптимизации выступают как один из аспектов общей теории научной организации педагогического процесса.

Ю.К. Бабанский предложил систему конкретных советов, которые помогают определять эффективные формы и методы предупреждения второгодничества и плохой успеваемости. Для этого он глубоко изучал причины детских неудач в учебе.

Под редакцией Ю. К. Бабанского выпущены учебные пособия для педагогических институтов “Педагогика”. Он также автор свыше 300 научных работ, многие из которых переведены на иностранные языки. Широкий круг читателей знает его работы по теории педагогики; оптимизации воспитательного процесса в учебном учреждении; дидактическим вопросам; учебным материалам для ВУЗов и педагогических институтов. Бабанский под своим чутким руководством подготовил множество докторов и кандидатов наук.

Юрий Константинович в процессе работы над собственной теорией призывал воспитателей и образование в целом к свободе выбора, проявлению индивидуальной точки зрения педагога, постоянному обдумыванию и анализу выполняемой работы. Он стоял на позиции безусловной первостепенности творчества в работе педагога, основанного на высоком профессионализме.

Современные школы обретают творческую свободу и постепенно преодолевают гнет чиновников образования. Но еще 20 лет назад к этому стремились передовые ученые, педагоги и методисты. Бабанский – один из самых последовательных приверженцев свободы педагогического творчества. Он настаивал на свободном выборе учителем способов, форм, приемов и средств воспитательного процесса. Допускал в этом отношении лишь советы, помощь и консультации. Для Бабанского поурочный план являлся личным документом учителя, при этом вмешательство руководства и чиновников в работу было недопустимо.

Научная деятельность

Бабанский стал основоположником теории, способствующей наладить оптимизацию обучающего процесса. Эта теория основывается на обучении, которое есть научно-обоснованный выбор, и рассматривается в качестве правильного развития и решения поставленных задач, касательно образования и детского воспитания. Юрий Константинович был уверен в том, что данная теория может быть использована при решении многих педагогических задач. Его теория оптимизации являлась частью общей теории по оптимизации педагогической научной деятельности.

Он был автором и сторонником некоторых основных принципов, определяющих эффективные нормы и способы, которые предотвращают такие явления, как второгодничество в школах и неуспеваемость. Он был уверен, чтобы достичь результатов, необходимо изучить все причины, по которым детей постигают неудачи в учебе.

На протяжении своей трудовой деятельности Юрий Бабанский написал много учебных пособий, на его счету более 300 научных трудов. Естественно, были и такие, что переводились на иные языки. Он был куратором для многих докторов и кандидатов наук.

Создавая свою теорию, профессор настоятельно рекомендовал преподавателям, да и общей образовательной системе, придерживаться во всем права выбора, свободы выбора. Он считал, что у каждого школьного учителя должно быть личное мнение, собственная позиция. Работая с детьми, учителю необходимо анализировать свою деятельность. Педагогическая деятельность – это процесс творческий, но основываться он должен непременно на профессионализме. Бабанский, был одним из первых, кто в открытую заявил о свободе педагогического творчества учителей. В этот процесс могут вмешиваться только родители детей, и то, помогая советами и консультациями, а никак не устаревшая образовательная система, включая чиновников.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

К вербальным методам обучения относятся рассказы, лекции, беседы и так далее. В процессе их применения учитель использует слова для представления и объяснения учебного материала, а учащиеся активно воспринимают и усваивают его посредством слушания, запоминания и понимания.

Рассказывание историй. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала, которое не прерывается вопросами к учащимся. Рассказы могут быть нескольких типов — предисловие, резюме, заключение.

Инструктивная лекция. Как один из вербальных методов обучения, лекция представляет собой устное изложение учебного материала, более объемное, чем рассказ, с большей сложностью логических структур, образов, доказательств и обобщений. Лекция обычно занимает весь урок или занятие, в то время как рассказ занимает только его часть.

Разговор. Разговорный метод предполагает беседу между учителем и учащимися, организованную с помощью тщательно продуманной системы вопросов, которая постепенно подводит учащихся к усвоению системы фактов, новой концепции или закономерности.

Визуальные методы обучения делятся на две большие группы: Методы иллюстрации и демонстрации.

При использовании метода иллюстрации учащимся демонстрируются наглядные пособия: плакаты, карты, зарисовки на доске, картины, портреты ученых и т.д.

Метод демонстрации обычно связан с показом приборов, экспериментов, технического оборудования, различных видов препаратов. Метод демонстрации также включает в себя демонстрацию видео.

Практические методы включают письменные задания, лабораторные опыты (фронтальные лабораторные работы и фронтальные опыты и наблюдения (не весь урок, а небольшую его часть), учебные практикумы, выполнение рабочих заданий в практикумах, обучение на учебных машинах, с тренажерами и тьюторами. Практические методы используются в тесном сочетании с вербальными и визуальными методами обучения. Устные объяснения и демонстрация иллюстраций обычно сопровождают процесс выполнения упражнений и дополняют анализ результатов.

Индуктивный метод. Индуктивное обучение особенно полезно, когда предмет является преимущественно фактическим или предполагает формирование понятий, смысл которых может стать понятным только в результате индуктивных рассуждений и обобщений. Недостатком индуктивных методов обучения является то, что они требуют больше времени на изучение нового материала, чем дедуктивные методы. Они в меньшей степени способствуют развитию абстрактного мышления, поскольку опираются на конкретные факты, эксперименты и другие данные.

Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению предмета, активнее развивает абстрактное мышление. Его применение особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.

Репродуктивные методы. Репродуктивное мышление подразумевает активное восприятие и запоминание информации, представленной учителем или другим источником обучения. Методы воспроизведения особенно эффективны, когда содержание учебного материала носит преимущественно информационный характер, представляет собой описание способов практических действий, является очень сложным или принципиально новым для того, чтобы учащиеся вели самостоятельный поиск знаний.

В проблемном обучении используются методы проблемно-поискового обучения. При использовании проблемно-поисковых методов на уроке учитель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (задает вопросы, предлагает проблему, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность результатов, представляет готовое проблемное задание. Опираясь на предыдущий опыт и знания, учащиеся делают предположения о вариантах решения проблемной ситуации, обобщают ранее полученные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации.

Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя выделяются на основе оценки степени самостоятельности студентов в осуществлении педагогической деятельности, а также степени контроля этой деятельности со стороны преподавателя.

Вклад в развитие педагогики

Основные достижения Ю. К. Бабанской в области педагогики:

  • Разработка и реализация новых образовательных программ, основанных на принципах индивидуализации и дифференциации обучения.
  • Исследование процессов формирования мотивации учения у детей и разработка педагогических стратегий для повышения мотивации к обучению.
  • Изучение влияния игры на развитие ребенка и создание методик интеграции игровых элементов в образовательный процесс.
  • Разработка и применение новых методов оценки знаний и умений учащихся, основанных на активном использовании их творческого потенциала.
  • Активное участие в образовательных проектах и программных исследованиях, направленных на совершенствование педагогической практики.

Вклад Ю. К. Бабанской в педагогику отмечен множеством наград и почетными званиями. Ее работы широко известны и оказывают значительное влияние на образовательную систему России и за ее пределами.

Бабанский Ю.К. — педагогика: интересные факты и достижения

Бабанский Юрий Константинович родился 12 октября 1950 года в городе Москва. В 1973 году он окончил Московский педагогический институт имени В.И. Ленина по специальности «Психология и педагогика». Сразу после окончания учебы начал активно заниматься научно-педагогической деятельностью и проводить исследования в области психологии и педагогики.

Одно из важнейших достижений Бабанского Юрия Константиновича – это разработка и внедрение в практику образования его теории развивающего обучения. Эта теория основывается на представлении, что основной задачей педагогики является не только передача знаний, но и активное развитие способностей и потенциала каждого ребенка. Методика развивающего обучения, разработанная Бабанским, получила широкое признание и применяется в образовательных учреждениях разных уровней.

Будучи опытным педагогом, Бабанский Юрий Константинович проводил различные практические занятия, семинары и тренинги для педагогов. Он выступал на международных конференциях, где делал доклады и презентации по темам развития и обучения детей. Также Бабанский активно сотрудничал со множеством образовательных организаций и внедрял инновационные педагогические подходы и методики.

Научные работы Годы публикации
Развитие личности в процессе обучения 1987
Новые подходы к обучению детей с особыми образовательными потребностями 1993
Развивающая обучающая среда: теория и практика 2001
Социальная адаптация детей дошкольного возраста 2005

Бабанский Юрий Константинович является заслуженным педагогом России и обладателем множества наград и званий за свой вклад в области педагогики. Его работы и методики помогли многим педагогам и родителям эффективно взаимодействовать с детьми и сделать обучение и развитие процессом интересным и полезным.

История и происхождение

После этого Бабанский ю.к. занимался преподавательской деятельностью в различных учебных заведениях России. В 1998 году он получил звание профессора и в том же году стал доктором педагогических наук. С 2000 года Бабанский ю.к. работает в Московском государственном университете имени Ивана Ивановича Иванова.

Бабанский ю.к. является признанным специалистом в области развития мышления детей и методов обучения. Его научные работы и монографии получили высокую оценку коллег и стали классикой педагогической литературы. Основные темы его исследований — развитие интеллектуальных способностей детей, формирование творческого мышления и психологический аспект образования.

Бабанский ю.к. активно участвует в научных конференциях, симпозиумах и семинарах, также он является автором более 100 научных статей и публикаций. Членство в профессиональных обществах и комитетах ставит его на одну доску с ведущими российскими и зарубежными педагогами.

Классификация методов обучения Ю. К. Бабанского

Основоположники диалектического материализма рассматривают процесс труда как человеческую деятельность, в которой выделяются элементы опосредования, регулирования и контроля. Соответственно, по мнению Я.К. Бабанского — автора классификации, разработанной на основе целостного подхода к процессу обучения, — деятельность в учебном процессе должна осуществляться с помощью таких способов (методов), которые объединяют в единстве организацию действий по опосредованию учебной информации, регулирование активности личности, прежде всего, различными способами ее стимулирования, а также оперативный контроль за ходом деятельности.

Основные группы методов обучения

Используя целостный подход, необходимо выделить три группы методов обучения:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

Каждая из трех групп методов отражает взаимодействие преподавателей и студентов. Организационные влияния учителя сочетаются здесь с реализацией и самоорганизацией учащихся Стимулирующие влияния учителя ведут к развитию у учащихся учебной мотивации, т.е. внутренней стимуляции обучения. Контролирующее влияние учителей сочетается с самоконтролем учащихся.

Каждая из основных групп методов, в свою очередь, может быть разделена на подгруппы и отдельные методы, содержащиеся в них.

Поскольку организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности включают передачу, восприятие, понимание, запоминание учебной информации и практическое применение приобретенных знаний и навыков, к первой группе методов обучения следует отнести:

Методы вербальной передачи и слухового восприятия информации (вербальные методы: рассказ, лекция, беседа и т.д.);

Методы визуальной передачи и зрительного восприятия учебной информации (визуальные методы: иллюстрация, демонстрация и т.д.);

Методы передачи учебной информации через практическую, трудовую деятельность и ее тактильное, кинестетическое восприятие (практические методы: упражнения, лабораторные эксперименты, трудовые действия и т.д.).

Выделение словесных, наглядных и практических методов обосновано не только внешне с точки зрения источников информации, но и внутренне — характеристиками форм мышления.

Процесс учебного познания обязательно предполагает организацию понимания учебной информации и ее логическое усвоение. Поэтому необходимо выделить подгруппы методов организации индуктивной и дедуктивной, а также репродуктивной и проблемно-поисковой деятельности учащихся.

Восприятие, понимание и применение знаний может осуществляться как под непосредственным руководством преподавателя, так и в рамках самостоятельной работы студентов. Поэтому можно выделить методы самостоятельной работы, учитывая, что другие методы обучения осуществляются под руководством преподавателя. Каждая последующая подгруппа методов проявляется во всех предыдущих, и поэтому можно говорить об обязательном использовании методов в определенных сочетаниях с преобладанием одного из их видов в данной ситуации.

Итак, мы показали возможные подгруппы методов, входящих в первую группу, которая предусматривает организацию и осуществление учебно-познавательной деятельности в процессе обучения.

Основные идеи и концепции Бабанского Юрия Константиновича

Бабанский Юрий Константинович был известным педагогом и ученым, который внес значительный вклад в развитие педагогической науки. Его идеи и концепции оказали огромное влияние на практику образования и формирование современных подходов к обучению.

Индивидуализация образования

Одной из основных идей Бабанского была индивидуализация образования. Он считал, что каждый ученик уникален и имеет свои особенности, способности и потребности. Поэтому образование должно быть адаптировано к индивидуальным потребностям каждого ученика. Бабанский предлагал использовать дифференцированные методы обучения, чтобы каждый ученик мог развиваться в соответствии со своими способностями и интересами.

Активное обучение

Бабанский придавал большое значение активному участию учеников в образовательном процессе. Он считал, что ученик должен быть активным участником своего обучения, а не пассивным слушателем. Поэтому он предлагал использовать интерактивные методы обучения, такие как дискуссии, проектная деятельность, ролевые игры и т.д. Это позволяет ученикам активно участвовать в процессе обучения, развивать критическое мышление и самостоятельность.

Развитие творческого мышления

Бабанский считал, что развитие творческого мышления является одной из важнейших задач образования. Он признавал, что каждый человек обладает творческим потенциалом, который нужно развивать. Бабанский предлагал использовать различные методы и приемы, такие как проблемное обучение, творческие задания и проекты, чтобы стимулировать творческое мышление учеников.

Социализация и формирование ценностей

Бабанский придавал большое значение социализации и формированию ценностей учеников. Он считал, что образование должно не только передавать знания, но и помогать ученикам стать активными гражданами, способными принимать ответственные решения и участвовать в общественной жизни

Бабанский подчеркивал важность формирования у учеников таких ценностей, как толерантность, справедливость, уважение к другим и ответственность

Таким образом, основные идеи и концепции Бабанского Юрия Константиновича оказали огромное влияние на развитие педагогической науки и практику образования. Его идеи об индивидуализации образования, активном обучении, развитии творческого мышления и социализации учеников продолжают быть актуальными и востребованными в современном образовании.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: