Основы социологии и политологии: учебное пособие

Основные парадигмы

Говоря о теории международных отношений, необходимо обратиться к трудам исследователей, которые посвящали свои работы рассмотрению отношений между державами, пытаясь найти основания мирового порядка. Поскольку теория международных отношений оформилась в самостоятельную дисциплину сравнительно недавно, следует отметить, что её теоретические положения развивались в русле философии, политической науки, социологии, права и других наук.

Российские учёные выделяют в классической теории международных отношений три основные парадигмы.

  1. Традиционная, или классическая, родоначальником которой считается древнегреческий мыслитель Фукидид. Историк, рассматривая причины войн, приходит к тому, что основным регулятором отношений между странами является фактор силы. Государства, будучи независимыми, не связаны никакими конкретными обязательствами и могут использовать силовое преимущество для достижения своих целей. Это направление развивали в своих трудах и другие учёные, среди которых Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Э. де Ваттель и другие.
  2. Идеалистическая, положения которой представлены в трудах И. Канта, Г. Гроция, Ф. де Виттория и других. Возникновению этого направления предшествовало развитие в Европе христианства и стоицизма. Идеалистическое видение международных отношений основывается на идее единства всего человеческого рода и неотчуждаемых прав личности. Права человека, по мнению мыслителей, являются приоритетными по отношению к государству, а единство человечества приводит к вторичности самой идеи суверенной державы, которая в этих условиях теряет свой первоначальный смысл.
  3. Марксистская трактовка отношений между странами исходила из идеи эксплуатации пролетариата буржуазией и борьбы между этими классами, которая приведёт к объединению внутри каждого и становлению всемирного общества. В этих условиях концепция суверенного государства также становится вторичной, поскольку национальная обособленность будет постепенно исчезать с развитием всемирного рынка, свободной торговли и других факторов.

В современной теории международных отношений появились и другие концепции, которые развивают положения представленных парадигм.

Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за свою независимость

В основе права борьбы народов (наций) за свою независимость лежит принцип самоопределения народов (наций). Согласно данному принципу все народы могут свободно устанавливать свой политический статус и осуществлять свою политическое, экономическое и социальное развитие.

Являясь первичными субъектами международного права, все нации и народы имеют неотъемлемое право на полную, абсолютную свободу, осуществление своего государственного суверенитета, целостность и неприкосновенность национальной территории.

Когда говорят о международной правосубъектности наций и народов, чаще всего имеют в виду те из них, которые находятся в колониальной зависимости и лишены собственной национальной государственности.

Субъектами международного права являются только те нации и народы, которые борются за свое национальное освобождение и создание собственных независимых государств. Отнесение наций и народов к числу субъектов международного права, как правило, возникает после того, когда они создают какой-либо координирующий борьбу орган.

Вестфальская система

Вестфальская система сложилась после окончания Тридцатилетней войны 1618—1648 гг. на основе соглашения, которое называется Вестфальским миром.

Вестфальский мир в Мюнстере. С картины Герарда Терборха. 1648 г. Мирные переговоры велись на территории германской области Вестфалия в протестантском епископстве Оснабрюк и католическом епископстве Мюнстер

Система должна предотвратить ситуацию, в которой одно государство (или коалиция государств) накопило бы силы, в значительной степени превосходящие силы вероятного противника. Главные принципы Вестфальской системы применяются и поныне, хотя сама она перестала существовать во время Наполеоновских войн.

  • Принцип государственного суверенитета.
  • Принцип баланса сил.
  • Приоритет национальных интересов.
  • Приоритет государств-наций.
  • Право требовать невмешательства в свои дела.
  • Равенство прав государств.
  • Обязательство выполнять подписанные договоры.
  • Принцип действия международного права и применения дипломатии в международных отношениях.

Конфессиональный фактор перестал считаться основным фактором политики, что предотвратило религиозные войны.

Особенности международных отношений

Разобраться, что являют собой международные отношения, понять их природу позволит рассмотрение характерных черт этих взаимодействий.

  1. Сложность этого рода отношений определяется их стихийным характером. Число участников этих связей постоянно растёт, включаются новые субъекты, из-за чего сложно прогнозировать изменения.
  2. В последнее время усилились позиции субъективного фактора, что нашло своё отражение в возрастающей роли политической составляющей.
  3. Включение в отношения различных сфер жизнедеятельности, а также расширение круга политических участников: от отдельных лидеров до организаций и движений.
  4. Отсутствие единого центра влияния по причине множества независимых и равноправных участников отношений.

Все разнообразие международных отношений принято классифицировать на основе различных критериев, среди которых:

  • сферы: экономика, культура, политика, идеология и т. д.;
  • уровень интенсивности: высокий или низкий;
  • с позиций напряжённости: стабильные/нестабильные;
  • геополитический критерий их реализации: глобальный, региональный, субрегиональный.

На основе приведённых критериев рассматриваемое понятие можно обозначить как особый вид общественных отношений, который выходит за рамки какого-либо территориального образования или сложившихся на нём внутриобщественных взаимодействий. Такая постановка вопроса требует выяснения того, как соотносятся международная политика и международные отношения.

Транснациональные корпорации.

Транснациональные корпорации являются частными, как правило, крупными компаниями, специализирующимися в производственном, торговом и банковском секторах. С ростом глобализации они стали проявлять активность в бесчисленном множестве других секторов, таких как научные исследования и знания. Примерами крупных корпораций являются Exxon, Total, Shell, BP, Nike, Sony, General Motors, Toyota, Nestlé, IBM, Coca Cola, McDonald’s, Barclays, Société Générale и Goldman Sachs. К числу транснациональных корпораций присоединились такие высокотехнологические и ИТ компании, как Microsoft, Hewlett Packard, Apple и Google. Такие корпорации в настоящее время играют ключевую роль в международной торговле, в частности за счет экспорта капитала в форме прямых иностранных инвестиций. Наблюдатели оценивают, что транснациональные корпорации контролируют около 75% торгового оборота в мире.

Корпорация считается транснациональной, когда ее центр принятия решений находится в одной стране, а операционные подразделения (с образованием юридического лица или без такового) в другой или нескольких других странах. Целью многонациональных корпораций является получение прибыли; с этой целью они ищут пути доступа к сырью, дешевой рабочей силы и снижению издержек. Они могут быстро развернуть свою деятельность практически в любой точке мира и начать продвигать свои продукты благодаря целенаправленному маркетингу. Корпорации располагают достаточными силами и средствами для того, чтобы оказывать значительное влияние на правительства и население.

С 1970-х годов и, в частности, с возникновением нового глобального экономического порядка, ООН под влиянием развивающихся стран пытается создать механизм регулирования деятельности транснациональных корпораций. Другие международные организации, включая Международную организацию труда (МОТ), Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Всемирную торговую организацию (ВТО), также разработали кодексы поведения, предназначенные для более четкого определения и, прежде всего, более эффективного регулирования деятельности транснациональных корпораций. Эти организации занимают активную позицию в развивающихся странах, но добились лишь частично успеха, в частности потому, что некоторые транснациональные корпорации, находящиеся в странах формирующегося капитализма (Китай, Индия, Бразилия, Мексика, Аргентина, Россия), часто создавались и управляются при прямом или косвенном участии государства.

Растущее значение транснациональных корпораций тесно связано с ростом торговли и инвестиций. В этой связи стоит отметить, что фонды национального благосостояния в таких странах, как Кувейт, Китай, Сингапур, Норвегия и Дубай, аккумулируют колоссальные финансовые средства и занимают уникальную позицию на современных мировых рынках капитала.

Международные неправительственные организации.

Международные неправительственные организации – это учреждения, созданные и управляемые частными лицами. Прежде чем выйти на международный уровень, они, как правило, осуществляли свою деятельность в какой-либо одной стране, последовательно распространяя свою активность на регионы, континенты и весь земной шар. В принципе, МНПО не подотчетны национальным правительствам или международным организациям. Первые современные международные неправительственные организации были образованы в 18-ом веке как часть движения за отмену рабства. В 19-ом столетии появились неправительственные организации, работающие в интересах мира в Европе. Исторический словарь международных организаций (2009) содержит более 50 000 наименований неправительственных организаций, из которых 7500 по своему характеру являются международными. Более 4000 неправительственных организаций выступают в качестве консультативных органов или наблюдателей от Экономического и Социального Совета ООН в соответствии с положениями статьи 71 Устава Организации Объединенных Наций.

В наши дни международные неправительственные организации играют важную роль в таких областях: социальное развитие и борьба с бедностью (Oxfam), гуманитарная помощь («Врачи без границ»), защита прав человека (Amnesty International, Human Rights Watch), защита детей («Спасите детей»), защита окружающей среды (Гринпис), борьба с коррупцией (Transparency International) и борьба с ВИЧ/СПИДом (Sidaction). Некоторые неправительственные организации, связанные с католической церковью, посвятили свои усилия содействию образованию, здравоохранению и правосудию (Caritas Internationalis и ее дочернее подразделение «Развитие и мир»). Вообще говоря, «благотворительные» МНПО считаются юридическими лицами, которые отвечают следующим критериям: они не преследуют коммерческие цели, являются политически независимыми и финансово автономными; они находятся в частной собственности; и их деятельность мотивирована общественными интересами.

Международные неправительственные организации сильно различаются по размеру, масштабу и правовому статусу. Некоторые из них имеют четко определенные мандаты и цели и благодаря привлечению внимания со стороны средств массовой информации получили большое влияние на международной арене. В качестве примера можно привести Международный олимпийский комитет (МОК) и Международную федерацию футбола (ФИФА), бюджеты которых превосходят бюджеты многих стран. Другие, несколько менее влиятельные МНПО представлены профессиональными и торговыми ассоциациями, профсоюзами, политическими партиями, парламентскими ассамблеями и группами людей, объединенных общей идеологией. Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца сегодня является самым известным и самым уважаемым частным гуманитарным агентством в мире. С другой стороны, некоторые нелегальные международные организации, такие как террористические группировки или сети организованной преступности, также осуществляют свою деятельность в общемировом масштабе. Существуют также религиозные или концессионные МНПО, поддерживаемые христианскими церквями (католической, православной и протестантской) или исламскими, еврейскими, буддийскими и индуистскими общинами.

В то время как некоторые международные неправительственные организации направляют свою энергию на решение конкретных задач и могут получать частичное финансирование от правительств или полугосударственных учреждений, другие выступают в качестве лоббистских групп. Легитимность, репрезентативность и эффективность последних часто ставятся под сомнение, но во многих случаях подобные организации играют взаимодополняющие роли, которые правительства находят полезными. Хотя данные МНПО не обладают международной правосубъектностью, они являются или стремятся стать основными силами гражданского общества, вскрывая злоупотребления и освещая острые социальные проблемы. Их работа особенно заметна на международных конференциях и встречах на высшем уровне или во время других широко обсуждаемых масштабных событий, на которых антиглобалисты зачастую проводят свои акции протеста.

Организации по стандартизации.

Организации по стандартизации часто ассоциируются с международными неправительственными организациями, но они сильно отличаются от них по своему статусу и характеру. Штат их сотрудников состоит главным образом из квалифицированных специалистов, будь то из общественного, полугосударственного или частного секторов. Основной сферой деятельности таких организаций является разработка международных стандартов и правил, которые в конечном итоге будут приняты национальными правительствами. Наглядным примером является Международная организация по стандартизации (ИСО), в которой участвуют эксперты из почти 160-ти стран. ИСО опубликовала внушительное количество профессиональных стандартов, касающихся качества управления, охраны окружающей среды и корпоративной социальной ответственности.

Международная торговая палата, Всемирный совет деловых кругов по вопросам устойчивого развития (WBCSD), Консультативный комитет по бизнесу и промышленности (BIAC) при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Международная организация работодателей (МОР) являются другими международными организациями которые, наряду с крупными международными профсоюзными объединениями различных идеологических тенденций, помогают формировать национальную и международную политику посредством своего влияния на таких крупных международных субъектов, как Всемирный банк, Всемирная торговая организация (ВТО) и ОЭСР.

↑оЕПХНДХГЮЖХЪ ХЯРНПХХ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ Б МНБНЕ Х МНБЕИЬЕЕ БПЕЛЪ

б УНДЕ ПЮГБХРХЪ ЯХЯРЕЛШ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ Б МНБНЕ Х МНБЕИЬЕЕ БПЕЛЪ БШДЕКЪЕРЯЪ ПЪД ЙПСОМШУ ЩРЮОНБ, ЯСЫЕЯРБЕММН НРКХВЮБЬХУЯЪ ДПСЦ НР ДПСЦЮ ОН ЯБНЕЛС БМСРПЕММЕЛС ЯНДЕПФЮМХЧ, ЯРПСЙРСПЕ, УЮПЮЙРЕПС БГЮХЛННРМНЬЕМХИ ЛЕФДС ЯНЯРЮБМШЛХ ЩКЕЛЕМРЮЛХ, ЦНЯОНДЯРБСЧЫЕЛС МЮАНПС ЖЕММНЯРЕИ. мЮ НЯМНБЕ ЩРХУ ЙПХРЕПХЕБ ОПХМЪРН БШДЕКЪРЭ бЕЯРТЮКЭЯЙСЧ (1648-1789), бЕМЯЙСЧ (1815-1914), бЕПЯЮКЭЯЙН-бЮЬХМЦРНМЯЙСЧ (1919-1939), ъКРХМЯЙН-оНРЯДЮЛЯЙСЧ (АХОНКЪПМСЧ) (1945-1991) Х ОНЯРАХОНКЪПМСЧ ЛНДЕКХ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ. йЮФДЮЪ ХГ ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМН ЯЛЕМЪБЬХУ ДПСЦ ДПСЦЮ ЛНДЕКЕИ ОПНУНДХКЮ Б ЯБНЕЛ ПЮГБХРХХ ВЕПЕГ МЕЯЙНКЭЙН ТЮГ: НР ТЮГШ ЯРЮМНБКЕМХЪ ДН ТЮГШ ПЮЯОЮДЮ. бОКНРЭ ДН бРНПНИ ЛХПНБНИ БНИМШ БЙКЧВХРЕКЭМН ХЯУНДМНИ РНВЙНИ НВЕПЕДМНЦН ЖХЙКЮ Б ЩБНКЧЖХХ ЯХЯРЕЛШ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ АШКХ ЙПСОМШЕ БНЕММШЕ ЙНМТКХЙРШ, Б УНДЕ ЙНРНПШУ НЯСЫЕЯРБКЪКЮЯЭ ЙЮПДХМЮКЭМЮЪ ОЕПЕЦПСООХПНБЙЮ ЯХК, ХГЛЕМЪКЯЪ УЮПЮЙРЕП ЦНЯСДЮПЯРБЕММШУ ХМРЕПЕЯНБ БЕДСЫХУ ЯРПЮМ, ОПНХЯУНДХКЮ ЯЕПЭЕГМЮЪ ОЕПЕЙПНИЙЮ ЦПЮМХЖ. рЮЙХЛ НАПЮГНЛ, СЯРПЮМЪКХЯЭ ЯРЮПШЕ ДНБНЕММШЕ ОПНРХБНПЕВХЪ, ПЮЯВХЫЮКЮЯЭ ДНПНЦЮ ДКЪ МНБНЦН БХРЙЮ ПЮГБХРХЪ.

Истоки понятия

Появление термина «международные отношения» связывают со становлением государства как суверенного образования. Формирование в конце XVIII века в Европе системы независимых держав привело к снижению авторитета царствующих монархий и династий. На мировой арене появляется новый субъект отношений – национальное государство. Концептуальной основой создания последнего является категория суверенитета, сформированная Жаном Боденом в середине XVI века. Мыслитель видел будущее государства в отделении его от притязаний церкви и предоставлял монарху всю полноту и неделимость власти на территории страны, а также её независимость от других держав. В середине XVII столетия был подписан Вестфальский мирный договор, который закрепил сложившуюся доктрину суверенных держав.

К концу XVIII века западная часть Европы представляет собой сложившуюся систему наций-государств. Взаимодействия между ними как между народами-нациями получили соответствующее название – международные отношения. Эту категорию в научный оборот впервые ввёл английский учёный Дж. Бентам. Его видение мирового устройства намного опередило время. Ещё тогда теория, развиваемая философом, предполагала отказ от колоний, создание международных судейских органов и армии.

Роль экономики

Особую роль сегодня выполняют международные экономические отношения, поскольку именно этот вид взаимодействия стал одной из движущих сил глобализации. Складывающееся сегодня мировое хозяйство можно представить в виде глобальной экономики, объединяющей различные отрасли специализации национальных экономических систем. Все они включены в единый механизм, элементы которого взаимодействуют и являются зависимыми друг от друга.

Международные экономические отношения существовали до появления мирового хозяйства и связывали между собой отрасли в пределах континентов или региональных объединений. Основными субъектами таких отношений являются государства. Кроме них, в группу участников включены гигантские корпорации, международные организации и объединения. Регулирующим институтом этих взаимодействий является право международных отношений.

↑яРЮМНБКЕМХЕ ЯХЯРЕЛШ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ

яХЯРЕЛМНЯРЭ Б ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХЪУ – ОНМЪРХЕ ХЯРНПХВЕЯЙНЕ. нМЮ ТНПЛХПСЕРЯЪ Б ОЕПХНД ПЮММЕЦН мНБНЦН БПЕЛЕМХ, ЙНЦДЮ ЛЕФДСМЮПНДМШЕ НРМНЬЕМХЪ ОПХНАПЕРЮЧР ЙЮВЕЯРБЕММН МНБШЕ ВЕПРШ, НОПЕДЕКХБЬХЕ ХУ ОНЯКЕДСЧЫЕЕ ПЮГБХРХЕ. сЯКНБМНИ ДЮРНИ ЯРЮМНБКЕМХЪ ЯХЯРЕЛШ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ ЯВХРЮЧР 1648 Ц. – БПЕЛЪ НЙНМВЮМХЪ рПХДЖЮРХКЕРМЕИ БНИМШ Х ГЮЙКЧВЕМХЪ бЕЯРТЮКЭЯЙНЦН ЛХПЮ. бЮФМЕИЬХЛ СЯКНБХЕЛ БНГМХЙМНБЕМХЪ ЯХЯРЕЛМНЯРХ ЪБХКНЯЭ ТНПЛХПНБЮМХЕ МЮЖХНМЮКЭМШУ ЦНЯСДЮПЯРБ Я НРМНЯХРЕКЭМН СЯРНИВХБШЛХ ХМРЕПЕЯЮЛХ Х ЖЕКЪЛХ. щЙНМНЛХВЕЯЙХЛ ТСМДЮЛЕМРНЛ ЩРНЦН ОПНЖЕЯЯЮ ЯРЮКН ПЮГБХРХЕ АСПФСЮГМШУ НРМНЬЕМХИ, МЮ ХДЕИМН-ОНКХРХВЕЯЙСЧ ЯРНПНМС НЦПНЛМНЕ БКХЪМХЕ НЙЮГЮКЮ пЕТНПЛЮЖХЪ, ОНДНПБЮБЬЮЪ ЙЮРНКХВЕЯЙНЕ ЕДХМЯРБН ЕБПНОЕИЯЙНЦН ЛХПЮ Х ЯОНЯНАЯРБНБЮБЬЮЪ ОНКХРХВЕЯЙНЛС Х ЙСКЭРСПМНЛС НАНЯНАКЕМХЧ ЦНЯСДЮПЯРБ. бМСРПХ ЦНЯСДЮПЯРБ ЬЕК ОПНЖЕЯЯ СЙПЕОКЕМХЪ ЖЕМРПЮКХГЮРНПЯЙХУ РЕМДЕМЖХИ Х ОПЕНДНКЕМХЪ ТЕНДЮКЭМНЦН ЯЕОЮПЮРХГЛЮ, ПЕГСКЭРЮРНЛ ЙНРНПНЦН ЯРЮКЮ БНГЛНФМНЯРЭ БШПЮАЮРШБЮРЭ Х НЯСЫЕЯРБКЪРЭ ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМСЧ БМЕЬМЧЧ ОНКХРХЙС. оЮПЮККЕКЭМН МЮ НЯМНБЕ ПЮГБХРХЪ РНБЮПМН-ДЕМЕФМШУ НРМНЬЕМХИ Х ПНЯРЮ ЛХПНБНИ РНПЦНБКХ ГЮПНФДЮКЮЯЭ ЯХЯРЕЛЮ ЛХПНУНГЪИЯРБЕММШУ ЯБЪГЕИ, Б ЙНРНПСЧ ОНЯРЕОЕММН БРЪЦХБЮКХЯЭ БЯЕ АНКЕЕ НАЬХПМШЕ РЕППХРНПХХ Х Б ПЮЛЙЮУ ЙНРНПНИ БШЯРПЮХБЮКЮЯЭ НОПЕДЕКЕММЮЪ ХЕПЮПУХЪ.

↑яХЯРЕЛМШИ ОНДУНД Й ХЯЯКЕДНБЮМХЧ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ

дКЪ ЯНБПЕЛЕММНИ МЮСЙХ УЮПЮЙРЕПМН ХГСВЕМХЕ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ ЙЮЙ ЖЕКНЯРМНИ ЯХЯРЕЛШ, ТСМЙЖХНМХПСЧЫЕИ ОН ЯБНХЛ ГЮЙНМЮЛ. оПЕХЛСЫЕЯРБЮ РЮЙНЦН ОНДУНДЮ ЯНЯРНЪР Б РНЛ, ВРН НМ ОНГБНКЪЕР ЦКСАФЕ ЮМЮКХГХПНБЮРЭ ЛНРХБЮЖХЧ ОНБЕДЕМХЪ ЯРПЮМ ХКХ БНЕММН-ОНКХРХВЕЯЙХУ АКНЙНБ, БШЪБКЪРЭ СДЕКЭМШИ БЕЯ РЕУ ХКХ ХМШУ ТЮЙРНПНБ, ДЕРЕПЛХМХПСЧЫХУ ХУ ДЕИЯРБХЪ, ХЯЯКЕДНБЮРЭ ЛЕУЮМХГЛ, НОПЕДЕКЪЧЫХИ ДХМЮЛХЙС ЛХПНБНЦН ЯННАЫЕЯРБЮ Б ЖЕКНЛ, Ю Б ХДЕЮКЕ ОПНЦМНГХПНБЮРЭ ЕЦН ПЮГБХРХЕ. яХЯРЕЛМНЯРЭ ОПХЛЕМХРЕКЭМН Й ЛЕФДСМЮПНДМШЛ НРМНЬЕМХЪЛ НГМЮВЮЕР РЮЙНИ УЮПЮЙРЕП ДНКЦНБПЕЛЕММШУ БГЮХЛННРМНЬЕМХИ ЛЕФДС ЦНЯСДЮПЯРБЮЛХ ХКХ ЦПСООЮЛХ ЦНЯСДЮПЯРБ, ЙНРНПШИ НРКХВЮЧР ЯРЮАХКЭМНЯРЭ Х БГЮХЛНГЮБХЯХЛНЯРЭ, Б НЯМНБЕ ЩРХУ НРМНЬЕМХИ КЕФХР ЯРПЕЛКЕМХЕ Й ДНЯРХФЕМХЧ НОПЕДЕКЕММНЦН, НЯНГМЮММНЦН ЙНЛОКЕЙЯЮ СЯРНИВХБШУ ЖЕКЕИ, Б МХУ Б РНИ ХКХ ХМНИ ЛЕПЕ ОПХЯСРЯРБСЧР ЩКЕЛЕМРШ ОПЮБНБНИ ПЕЦКЮЛЕМРЮЖХХ АЮГНБШУ ЮЯОЕЙРНБ ЛЕФДСМЮПНДМНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ.

↑пЕЙНЛЕМДСЕЛЮЪ КХРЕПЮРСПЮ

бБЕДЕМХЕ Б РЕНПХЧ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ: сВЕАМНЕ ОНЯНАХЕ / нРБ. ПЕДЮЙРНП ю.я. лЮМШЙХМ. — л.: хГД-БН лцс, 2001 (рПСДШ ХЯРНПХВЕЯЙНЦН ТЮЙСКЭРЕРЮ лцс: бШО. 17. яЕП. III. Instrumenta studiorum). 

йНМТКХЙРШ Х ЙПХГХЯШ Б ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХЪУ: ОПНАКЕЛШ РЕНПХХ Х ХЯРНПХХ: лЮРЕПХЮКШ ЮЯЯНЖХЮЖХХ ХГСВЕМХЪ яью / оПНАКЕЛШ ЮЛЕПХЙЮМХЯРХЙХ бШО. 11 нРБ. ПЕДЮЙРНП. ю.я.лЮМШЙХМ. — л.: люйя оПЕЯЯ, 2001

нЯМНБШ НАЫЕИ РЕНПХХ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ: сВЕАМНЕ ОНЯНАХЕ / оНД ПЕД. ю.я. лЮМШЙХМЮ. — л.: хГД-БН лцс, 2009. — 592 Я.

лНДЕКХ ПЕЦХНМЮКЭМНИ ХМРЕЦПЮЖХХ: ОПНЬКНЕ Х МЮЯРНЪЫЕЕ. оНД ПЕДЮЙЖХЕИ ю.я. лЮМШЙХМЮ. сВЕАМНЕ ОНЯНАХЕ. л., нК аХ оПХМР. 2010. 628 Я.

цНПНУНБ б.м. хЯРНПХЪ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ. 1918-1939: йСПЯ КЕЙЖХИ. — л.: хГД-БН лНЯЙ. СМ-РЮ, 2004. — 288 Я.

лЕДЪЙНБ ю. я. хЯРНПХЪ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ Б мНБНЕ БПЕЛЪ. — л. оПНЯБЕЫЕМХЕ, 2007. — 463 Я.

 аЮПРЕМЕБ б.х. «кХБХИЯЙЮЪ ОПНАКЕЛЮ» Б ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХЪУ. 1969-2008. л., спяя, 2009. — 448 Я.

оХКЭЙН ю.б. «йПХГХЯ ДНБЕПХЪ» Б мюрн: ЮКЭЪМЯ МЮ ОНПНЦЕ ОЕПЕЛЕМ (1956—1966). — л.: хГД-БН лНЯЙ. СМ-РЮ, 2007. — 240 Я.

пНЛЮМНБЮ е.б. оСРЭ Й БНИМЕ: ПЮГБХРХЕ ЮМЦКН-ЦЕПЛЮМЯЙНЦН ЙНМТКХЙРЮ, 1898-1914 ЦЦ. — л.: люйя оПЕЯЯ, 2008. -328 Я.

Формирование системы международных отношений

На разных этапах развития мирового сообщества между его участниками складываются определённые взаимодействия. Основными субъектами этих отношений выступают несколько держав-лидеров и международных организаций, способных оказывать влияние на других участников. Организованная форма таких взаимодействий – система международных отношений. В её цели входит:

  • обеспечение стабильности в мире;
  • сотрудничество в решении мировых проблем в разных сферах деятельности;
  • создание условий для развития других участников отношений, обеспечение их безопасности и сохранение целостности.

Первая система международных отношений сложилась ещё в середине XVII столетия (Вестфальская), ее появление обусловлено развитием доктрины суверенитета и появлением наций-государств. Она просуществовала три с половиной столетия. Весь этот период главным субъектом отношений на международной арене является государство.

В эпоху расцвета Вестфальской системы взаимодействия между странами складываются на основе соперничества, борьбы за расширение сфер влияния и увеличения мощи. Регулирование международных отношений реализуется на основе международного права.

Особенностью двадцатого века стало бурное развитие суверенных государств и изменение системы международных отношений, которая трижды подверглась коренной перестройке. Следует отметить, что ни одно из предыдущих столетий не может похвастаться такими радикальными переменами.

Прошлый век принёс две мировые войны. Первая привела к созданию Версальской системы, которая, разрушив равновесие в Европе, чётко обозначила два антагонистических лагеря: Советский Союз и капиталистический мир.

Вторая привела к формированию новой системы, получившей название Ялтинско-Потсдамской. В этот период усиливается раскол между империализмом и социализмом, обозначаются противостоящие центры: СССР и США, которые делят мир на два противоборствующих лагеря. Период существования этой системы также ознаменовался распадом колоний и возникновением так называемых государств «третьего мира».

История международных отношений

Её начало учёные связывают с появлением первых признаков государственности. Первыми международными отношениями считают те, которые складывались между древнейшими государствами и племенами. В истории можно найти немало таких примеров: Византия и славянские племена, Римская империя и немецкие общности.

В средние века особенностью международных отношений было то, что они складывались не между государствами, как это происходит сегодня. Их инициаторами становились, как правило, влиятельные особы тогдашних держав: императоры, князья, представители различных династий. Они заключали договора, брали на себя обязательства, развязывали военные конфликты, подменяя интересы страны собственными, отождествляя себя с государством как таковым.

По мере развития общества менялись и особенности взаимодействий. Поворотным моментом история международных отношений считает появление концепции суверенитета и развитие национального государства в конце XVIII — начале XIX столетия. В этот период сформировался качественно иной тип отношений между странами, который сохранился до наших дней.

Понятие

Современное определение того, что представляют собой международные отношения, осложняется множеством связей и сфер взаимодействий, в которых они реализуются. Дополнительным препятствием является зыбкость разделения отношений на внутригосударственные и международные. Достаточно распространённым является подход, который в основе определения содержит субъектов, реализующих международные взаимодействия. Учебники определяют международные отношения как некую совокупность различных связей-взаимоотношений как между государствами, так и между другими субъектами, действующими на мировой арене. Сегодня в их число, кроме государств, стали входить организации, объединения, общественные движения, социальные группы и т. д.

Наиболее перспективным подходом к определению видится выделение критериев, позволяющих отграничить этот вид отношений от каких-либо других.

Ялтинско-Потсдамская система

Черчилль, Рузвельт и Сталин на Ялтинской конференции

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений, сформированная после Второй мировой войны 1939—1945 гг., была закреплена договорами и соглашениями, принятыми на Ялтинской и Потсдамской конференциях в 1945 г. Она стала основой биполярного мира, где существовали социалистический и капиталистический блоки. Друг другу противостояли, по сути, две сверхдержавы — СССР и США, это привело к холодной войне.

Несмотря на то, что холодная война закончилась в 1991 г. распадом СССР и социалистического лагеря, Ялтинско-Потсдамская система до сих пор не заменена какой-либо другой. Попытки создания однополярного мира, которые предпринимают США и их союзники, натолкнулись на формирование мира многополярного.

Здание ООН в Нью-Йорке. Организация Объединенных Наций является одним из центральных элементов Ялтинско-Потсдамской системы. Она была сформирована в 1945 г. и включает сегодня 194 государства

Поделиться ссылкой

Версальско-Вашингтонская система

Версальско-Вашингтонская система международных отношений была сформирована по окончании Первой мировой войны 1914— 1918 гг. В 1919—1922 гг. в ее рамках была создана Лига Наций, которая должна была служить сохранению мира. Международная система начала превращаться в глобальную.

«Большая четверка», определявшая Версальско-Вашингтонскую систему международных отношений. Слева направо: премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж, премьер-министр Италии Витторио Орландо, премьер-министр Франции Жорж Клемансо, президент США Вудро Вильсон

Версальская, то есть европейская, часть этой системы была сформирована в интересах держав-победителей (главным образом Великобритании и Франции). Интересы побежденных и вновь образованных стран игнорировались. Вашингтонская система распространялась на Азиатско-Тихоокеанский регион, однако СССР и Китай не были в нее включены, а Япония вела экспансионистскую политику. Это обусловило нестабильность данной системы.

Однако позиции Великобритании и Франции не были согласованы, побежденная Германия жаждала реванша, в России произошла революция, и западные страны испытывали враждебность и страх перед Советской страной, пытаясь использовать против нее новые государства. США же вовсе устранились от европейских дел.

В Версальском дворце, который долгое время служил королевской резиденцией, был заключен ряд важных международных договоров, в том числе договор 1919 г.

К концу 1938 г. Версальская система в Европе перестала существовать. Образовались два блока: Великобритания и Франция противостояли Германии и Италии, а СССР и США выжидали. Во Второй мировой войне СССР, Великобритания, Франция, США будут сражаться с Германией, Италией и Японией.

Договоры и конференции, лежавшие в основе Версальско-Вашингтонской системы международных отношений:

  • Версальский мирный договор (1919).
  • Сен-Жерменский мирный договор (1919).
  • Нёйиский мирный договор (1919).
  • Трианонский мирный договор (1920).
  • Севрский мирный договор (1920).
  • Вашингтонская конференция (ноябрь 1921 — февраль 1922).

Международная правосубъектность государственноподобных образований

Государственно-подобные образования (квазигосударства) являются производными субъектами международного права, они имеют относительно самостоятельный международный статус (на основе международного акта).Государственно-подобное образование, государства наделяется объемом определенных прав и обязанностей на основе международного акта или международного признания.. В этом и состоит принципиальное отличие квазигосударств от обычных государств. В остальном, государственно-подобное образование обладает всеми признаками, присущими суверенному государству: собственной территорией, государственным суверенитетом, высшими органами государственной власти, наличием собственного гражданства, а также способностью выступать в качестве полноправного участника международных правоотношений.

Теория международного права выделяет следующие виды государственно-подобных образований:

  • политико-территориальные (например, Данциг 1919 г.);
  • религиозно-территориальные (например, Ватикан.).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: