Научение, учение и обучение

Учение как деятельность

Как этому научиться?

Педагогических знаний и навыков, как, впрочем, и любых других, у человека нет на момент его рождения. Любые данные и умения появляются у него по мере его взросления, вместе с опытом, который он получает в процессе жизни. Но, как вы, конечно же, знаете, у всех людей есть генетически обусловленные предрасположенности к чему-либо. Так, у некоторых имеется предрасположенность к продуктивному взаимодействию с окружающими и передаче им того, что они сами знают и умеют. Люди этой категории уже с малых лет и сами начинают максимально познавать окружающую их действительность, и помогают это делать другим. Впоследствии они выбирают для себя специальности, связанные с педагогикой, успешно обучаются и становятся преподавателями.

Однако и тех, у кого такой предрасположенности нет, со счетов сбрасывать ни в коем случае нельзя, просто для успеха в выбранной области им приходится предпринимать на порядок больше усилий и стараний

Важно просто понимать, что человек способен изучить и овладеть абсолютно всем, что его интересует, в том числе и знаниями и навыками в области педагогической науки. Можно, естественно, пойти в университет и даже получить второе или третье высшее образование, если первое не является соответствующим это сфере, а можно и самостоятельно изучить представленную область, для чего и создан наш курс

При изучении педагогики по нашему курсу (и вообще) важно учитывать два аспекта – теоретический и практический:

Теоретический аспект педагогики представляет собой тот теоретический материал, который, во-первых, преподаётся в учебных заведениях, а во-вторых, на котором основан и наш тренинг – теория является его основой, и учебный материал важно не только прочитать, но и хорошенько усвоить

Практические аспект педагогики включает в себя применение полученного теоретического материала в практической деятельности, т.е. в работе и жизни

Практика является залогом успеха в любом деле

В дополнение к грамотно составленной теоретической базе мы постарались максимально адаптировать материал к применению на практике

Важно лишь отметить, что разделы педагогики довольно сложно снабжать примерами и конкретными указаниями, по причине чего мы постарались преподнести теорию таким образом, чтобы уже из неё было понятно, что нужно делать, какие принципы и закономерности учитывать и какие методы и приёмы использовать в своей деятельности. Но, конечно же, в тренинге есть и примеры, и конкретные рекомендации и советы, дополняющие собой теоретическую часть

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Cтатистика На весь экран

Похожие термины:

  • технология обучения, ставящая своей целью организацию активности обучаемых. В процессе обучения моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности обучаемы

  • предполагает активизацию учебного процесса путем внедрения методов активного обучения. К ним относятся деловые игры, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, проблемные и другие виды

  • обучение, при котором усвоение знаний идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций.

  • применение новых технологий обучения, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов

  • методика включения в учебный процесс глубокого и детального исследования реальной или имитированной ситуации, выполняемого для того, чтобы выявить ее частные и/или общие характерные свойства. Эт

  • (offline learning) – обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной сети.

  • (mobile learning, m-learning) – электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося.

  • формирование у обучающегося как можно более широкого и упорядоченного читательского кругозора на основе типа правильной читательской деятельности (Светловская н.н., 1993).

  • обучение, при котором приобретение новых знаний и умений осуществляется путем применения их к новой ситуации и представлений об аналогичных случаях.

  • организация обучения и воспитания детей с дефектами развития в различных типах специальных (коррекционных) образовательных учреждений в зависимости от характера и степени выраженности дефекта.

  • обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизич. развития в учреждения общей системы образования вместе с нормально -развивающимися детьми.

  • audiovisual education) – процесс развития личности с помощью и на материале аудиовизуальных средств (массовой) коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативны

  • одно из средств воспитания аномальных детей дошкольного возраста.

  • образование и профессиональная подготовка, ориентированные на трудоустройство. Литература: .

  • (online learning) – обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети.

  • метод преподавания, при котором ученики остаются относительно пассивными, а учитель полностью определяет ход и содержание урока при использовании незначительных учебных ресурсов.

  • определенным образом спроектированная организация процесса обучения, создающая условия для развития у обучаемых способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, само

  • система обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей. Б. о. применяется как один из альтернативных подходов наряду с орализмом (использование словесного языка, преимущественно в устной форм

  • разработанная в Америке система обучения математике в начальных классах, когда индивидуальные занятия сочетаются с организацией работы учащихся в малых группах.

  • форма организации производственного обучения, основой которого является обеспечение взаимосвязи трудовой деятельности обучающихся, с одной стороны, а с другой — взаимосвязи обучающихся между с

Применение педагогических знаний

Использование знаний педагогического характера – это крайне полезный и эффективный навык для любого человека вообще, не говоря об учителях и педагогах. Обладая им, можно не только передать другому человеку то, что знаешь и умеешь сам, но и глубже понять психику и индивидуальные личностные особенности и окружающих и себя самого, улучшить коммуникативные навыки, закрепить собственный опыт и т.д.

Те же, для кого педагогическая деятельность является профессией и делом жизни, должны изучать педагогику, чтобы личностно и профессионально расти, выполнять свои задачи наиболее продуктивно, улучшать своими действиями образовательный процесс того учреждения, в котором работают. А если посмотреть на этот вопрос более масштабно, то чем больше в нашей стране будет профессиональных высококлассных педагогов, тем более развитым и образованным будет молодое поколение, будет больше специалистов, в детях, подростках и юношестве будет преобладать познавательный интерес и тяга к знаниям, стремление к саморазвитию и личностному росту, желание приносить пользу отдельным людям и обществу в целом, делать лучше и себя и окружающий мир.

Применение педагогических знаний, если оно будет осуществляться регулярно и систематически, сделает даже не имеющего опыт выпускника, получившего педагогическую специальность, настоящим профессионалом своего дела, педагогом, обладающим высоким уровнем подготовки, необходимыми профессиональными навыками и качествами, вызывающими уважение среди коллег и воспитанников. К тому же те преимущества, которые дают человеку педагогические знания, позволяют ему продуктивно применять свои умения и достигать успеха не только в профессиональной сфере деятельности, но и в любой другой сфере жизни, включая семейные и личные отношения.

Если вы учитесь на педагога, или даже являетесь педагогом со стажем, представленный в нашем курсе материал будет вам полезен – восполнит пробелы, ответит на какие-то вопросы, улучшит навыки, освежит в памяти информацию

Но не важно, являетесь вы педагогом или далеки от этой профессии, педагогические знания применяются вами в вашей жизни всегда. Когда вы общаетесь с друзьями и знакомыми, учите чему-то своих детей или посвящаете нового сотрудника в особенности его должностных обязанностей – в любой подобной ситуации вы обучаете, и очень важно помнить об этом

И если у вас есть стремление научиться эффективно воспитывать своего ребёнка, улучшить личные качества, чтобы стать более успешным в жизни и работе, раздвинуть свои персональные границы, дабы стать ещё более развитой личностью, педагогические навыки пойдут вам только на пользу. И обучиться им вы можете без проблем, даже не имея информационной базы.

Общее понятие о дидактике

Компонентами целостного педагогического процесса являются, как уже говорилось выше, обучение и воспитание. Они происходят в единстве и в сочетании друг с другом. Однако каждый из этих компонентов имеет свои особенности, свою значимость, поэтому в педагогике довольно часто принято рассматривать их отдельно.

Центральное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого приобретаются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявлять свою индивидуальность.

Теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики — дидактика. Значительный вклад в развитие дидактики как науки внесли Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Д. Дьюи, К. Д. Ушинский, Π. Ф. Каптерев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Μ. Н. Скаткин, Л. В. Занков и другие ученые.

Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos — учитель и didasko — ученик. Впервые этот термин был введен в научный обиход немецким педагогом Вольфгангом Ратке (1571-1635) для описания искусства преподавания (в его лекции «Краткое изложение дидактики, или искусства преподавания по Ратихиусу»).

Великий чешский педагог Ян Амос Коменский в своей работе «Великая дидактика» описал эту науку как «универсальное искусство учить всему и всех», включив в ее структуру и образование. Немецкий педагог Й. Ф. Грбарт в начале ХХ века придал дидактике статус целостной теории формирующего образования.

С развитием педагогики дидактика все больше и больше сосредотачивалась на разработке проблем теории обучения. Проблемы образования не рассматриваются в дидактике самостоятельно, хотя без образования нет ни обучения, ни воспитания. Соответственно, дидактика — это педагогическая теория образования, научно обосновывающая его содержание, методы и формы организации.

Некоторые авторы придают этому термину более широкое значение.

Дидактика — это наука об обучении и воспитании, его целях, содержании, методах, средствах и формах организации.

В. И.И. Андреев считает, что даже это определение недостаточно полное, так как, во-первых, существует не одна, а несколько вполне обоснованных и эффективных теорий образования и обучения: развивающее, проблемно-ориентированное, модульное, дифференцированное, компьютерное и другие типы и виды обучения. Во-вторых, педагогика, особенно в последние годы, все более последовательно и основательно отстаивает идею о том, что дидактика не заканчивается теорией воспитания и обучения, а выходит на уровень технологии обучения. Поэтому автор считает, что более полным является следующее определение: дидактика — это наука об образовательных теориях и технологиях обучения.

Дидактика как наука имеет свой собственный предмет. Предмет дидактики — законы и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы и средства обучения.

Различают общую и специальную дидактику. Общая дидактика рассматривает процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он происходит, а также результатами, к которым он приводит. В нем изучаются закономерности, анализируются зависимости, определяющие ход и результаты процесса обучения, определяются методы, формы организации и средства достижения запланированных целей.

Частные дидакты изучают закономерности процесса обучения, содержание, формы и методы преподавания различных предметов. Частные дидакты называются учителями (предмета обучения).

учение I

В Викиданных есть лексема учение (L173874).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. уче́ние уче́ния
Р. уче́ния уче́ний
Д. уче́нию уче́ниям
В. уче́ние уче́ния
Тв. уче́нием уче́ниями
Пр. уче́нии уче́ниях

у·че́-ни·е (дореформ. уче́ніе)

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Производное: ??.

Корень: -уч-; суффикс: -ениj; окончание: [].

Семантические свойства

Значение

  1. действие по значению гл. ; деятельность учителя ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. результат такого действия ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. действие по значению гл. ; деятельность ученика в овладении знаниями, умениями и навыками; учёба ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  4. результат такого действия ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. обучение; устар., поэт. и разг.: обученье, ученье
  2. научение; устар., поэт. и разг.: ученье, наученье
  3. учёба; устар., поэт. и разг.: ученье; сленг и разг., сниж.: учёбля
  4. научение; устар., поэт. и разг.: ученье, наученье

Антонимы

  1. ненаучение; устар., поэт. и разг.: ненаученье
  2. ненаучение; устар., поэт. и разг.: ненаученье
  3. неучение; устар., поэт. и разг.: неученье
  4. ненаучение; устар., поэт. и разг.: ненаученье

Гипонимы

  1. ?
  2. ?
  3. ?
  4. ?

Родственные слова

Ближайшее родство
  • уменьш.-ласк. формы: ученьице
  • прилагательные: учебный
  • глаголы: учить, учиться
Список всех слов с корнем уч-/ук-
  • существительные: учащийся, учебник, учебничек, учёба, учёбля, учёная, учёный, ученик, ученица, ученичество, ученичок, учёность, учение, ученье, училище, учитель, учительница, учительская, учительство, учительша; выученик, выученица, выучивание, выучиванье, выучка, заучивание, заучиванье, изучение, изученье, изученность, наука, научность, неук, неуч, неучёность, необучаемость, недоучка, непоучительность, обучаемость, обучение, обученье, переучивание, переучиванье, переучка, переобучение, переобученье, поучение, поученье, поучительность, приучение, приученье, разучивание, разучиванье, соученик, соученица
  • прилагательные: учебный, ученический, училищный, учительный; выученный, заученный, изученный, научный, ненаучный, псевдонаучный, квазинаучный, поучительный
  • глаголы: учить, учиться; учительствовать; выучить, выучиться, выучивать, выучиваться, доучить, доучиться, доучивать, доучиваться, заучить, заучиться, заучивать, заучиваться, заучать, изучить, изучиться, научать, научаться, научить, научиться, обучать, обучаться, обучить, обучиться, отучать, отучаться, отучить, отучиться, отучивать, отучиваться, переучить, переучиться, переучивать, переучиваться, переобучать, переобучаться, переобучить, переобучиться, поучать, поучаться, поучить, поучиться, поучивать, поучать, поучаться, подучить, подучиться, подучивать, подучиваться, приучать, приучаться, приучить, приучиться, проучить, проучиться, проучивать, разучить, разучиться, разучивать, разучиваться
  • наречия: учёно; ученически, учительно, учительски; научно, ненаучно, по-учительски, поучительно

Этимология

Суффиксное производное от глагола учить, далее от праслав. *učiti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. , др.-русск. укъ «учение», ст.-слав. , ѹчѫ (др.-греч., греч. διδάσκειν), русск. , укр. учи́ти, белор. , наву́ка, болг.  «учу», сербохорв. у̀чити, у̀чи̑м, словенск. učíti (-ím), чешск. , словацк. , польск. , uczę, в.-луж. wučić, н.-луж. hucyś; связано чередованием гласных с *vyknǫti (см. вы́кнуть), родственно др.-прусск. iaukint «упражнять», лит. jaukìnti, jaukinù «приучать, укрощать», jaũkas «манок, приманка», jaukùs «смирный, ручной», др.-инд. úсуаti «находит удовольствие, имеет обыкновение», ṓkаs «удовольствие, удовлетворение», армянск. ուսանիմ (usanim) «учусь, приучаюсь», готск.  (biūhts) «привычный». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Перевод

действие по значению гл. учить; деятельность учителя
  • en: studies, apprenticeship; instruction
  • fr: études, apprentissage
результат такого действия
действие по значению гл. учиться; деятельность ученика в овладении знаниями, умениями и навыками; учёба
результат такого действия
  • Даль В. И. Учи́ть // Толковый словарь живого великорусского языка. — 2-е изд. — М.—СПб., 1880—1882.
  • Даль В. И. Учи́ть // Толковый словарь живого великорусского языка / Под ред. И. А. Бодуэна-де-Куртенэ. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Товарищество М. О. Вольф, 1903—1909.

Понятие обучения по Г.Ф. Шелла

Георгий Федорович Шелл был известным российским психологом и педагогом, который внес значительный вклад в развитие теории обучения и психологии. В своих исследованиях он определил обучение как процесс, в результате которого ученик приобретает новые знания, умения и навыки, меняет свою позицию и отношение к изучаемым предметам или явлениям.

Г.Ф. Шелл выделял следующие особенности обучения:

Двусторонняя активность учащихся и учителя. Обучение эффективно только тогда, когда обе стороны активно взаимодействуют и вносят свой вклад в учебный процесс.
Наличие обратной связи. Ученик должен получать информацию о своих достижениях и ошибках, чтобы иметь возможность их корректировать и улучшать.
Создание оптимальных условий для обучения

Шелл подчеркивал важность создания такой обстановки, где ученик чувствует себя комфортно и заинтересован в получении знаний, а учитель является фасилитатором этого процесса.

Шелл уделял особое внимание психологическим аспектам обучения. Он считал, что для успешного усвоения знаний и формирования навыков необходимо учитывать особенности психологической структуры учащихся, их интересы и потребности

Основная задача учителя – мотивировать учеников к самостоятельному изучению и развитию.

Основные принципы обучения по Шеллу:
Принцип
Описание

Активность и сотрудничество
Взаимодействие учащихся и учителя, активное участие всех участников в учебном процессе.

Смысловая ориентированность
Фокус на смысловой стороне изучаемого материала, его связи с реальной жизнью и учебными целями.

Высокая степень самостоятельности
Развитие у учащихся самостоятельности, инициативности и ответственности за свое обучение.

Индивидуализация обучения
Учет индивидуальных особенностей каждого ученика при планировании и организации учебного процесса.

В целом, понятие обучения по Г.Ф. Шеллу подразумевает активное взаимодействие учащихся и учителя, создание комфортных условий для обучения, учет психологических особенностей учащихся и их вовлечение в процесс самостоятельного познания. Эти принципы могут быть использованы для разработки эффективных методик обучения и формирования мотивации у учащихся.

Определение обучения согласно В.И. Слободчикову

В.И. Слободчиков — доктор педагогических наук, известный российский педагог, автор множества работ по образованию и педагогике. В его трудах обучение рассматривается как активный процесс, включающий в себя передачу знаний, умений и навыков от преподавателя (педагога) к обучаемому (ученику).

По мнению В.И. Слободчикова, обучение направлено на развитие у обучаемого компетенций, формирование его интеллектуального потенциала и готовности к успешной практической деятельности. Важным аспектом обучения является создание специальной образовательной среды, в которой обучаемый может активно участвовать в процессе образования.

Обучение согласно В.И. Слободчикову является взаимодействием между преподавателем и обучаемым, основанном на доверии, взаимном уважении и понимании. Оно должно быть организовано таким образом, чтобы обучаемый имел возможность самостоятельно конструировать свои знания и опыт, активно принимать участие в образовательном процессе.

Чтобы обучение было эффективным, В.И. Слободчиков считает необходимым использование современных методик и технологий обучения, активное использование информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов обучения, проблемных ситуаций и диалогических форм общения.

Таким образом, обучение согласно В.И. Слободчикову является комплексным и динамичным процессом, основанным на взаимодействии и взаимном доверии между преподавателем и обучаемым, и направленным на развитие компетенций и формирование готовности к практической деятельности.

Учение — обучение

В том же «Словаре системы основных понятий» приводится сразу несколько определений «обучения» из нескольких источников. Например, Большая советская энциклопедия определяет обучение как процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство человека к жизни и труду, а Российская педагогическая энциклопедия — как совместную целенаправленную деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание. Тем не менее в качестве более современного определения приводится такое:

«Обучение (синоним — учение) — развитие знаний, умений, навыков, привычек обучающегося — или, что то же, — развитие его опыта (в первом, психолого-педагогическом значении)».

То есть обучение тут ставится в один ряд с учением, а оно, в свою очередь, — в один ряд с учебной деятельностью. С учётом того, что в другом определении учение приравнивалось к научению, немудрено запутаться.


Фото: Ground Picture / Shutterstock

Известный российский психолог Роберт Немов в книге «Психология» («Книга 2. Психология образования») , что все три понятия (учебная деятельность, обучение и учение) относятся к содержанию учебного процесса:

Учебная деятельность — процесс приобретения новых или изменения существующих знаний, умений и навыков, развитие способностей человека.

Обучение — совместная деятельность учащегося и педагога, то есть передача знаний от одного к другому

«Когда говорят об обучении, то акцентируют внимание на том, что делает учитель, на его специфических функциях в процессе научения», — уточняет он.

Учение — относится к действиям, которые предпринимает уже ученик, чтобы развить свои навыки, знания и способности.. Учёный приводит и дополнительные объяснения относительно научения:

Учёный приводит и дополнительные объяснения относительно научения:

«Обучение отличается от научения <…> ещё и тем, что обычно является организованным процессом, планомерно и сознательно управляемым, в то время как научение может происходить стихийно. Учение как аспект учебной деятельности, связанный с работой учащегося, также может выступать как организованный или неорганизованный процесс. В первом случае учение является стороной обучения, трактуемой в широком смысле этого слова, а во втором — результатом того, что называется социализацией. Научение может явиться побочным итогом любой деятельности, в то время как понятия учения и обучения обычно связаны со специальной учебной деятельностью».

Проще говоря, обучение и учение — это процесс, а научение — результат. Учение — процесс учащегося, а обучение — совместный процесс учащегося и того, кто его учит.

Кроме того, разница между научением, обучением и учением, объясняет Роберт Немов, касается и возрастных рамок: «Разница между научением, обучением и учением видится также в том, что готовность к этим видам присвоения информации у детей обнаруживается в разные возрастные периоды. К элементарным видам научения — импринтинг, условно-рефлекторное, оперантное — ребёнок оказывается практически готовым с первых дней и месяцев жизни, то есть почти сразу после рождения. Обучаемость как способность к осознанному, целенаправленному приобретению знаний, умений и навыков появляется у него примерно к 4–5 годам, а полноценная готовность к самостоятельному учению возникает только в первых классах школы, то есть в возрасте около 7–8 лет».

При этом научение происходит в процессе учебной деятельности, а она, в свою очередь, включает два других процесса. Это учение — то есть деятельность того, кто учится, и обучение — деятельность того, кто обучает.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: