Дистанционные курсы для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новые правила аккредитации образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
Регионы запустили работу по капремонту школ
Время чтения: 1 минута
В Петербурге дали рекомендации по переводу школьников на дистант
Время чтения: 3 минуты
WWF выпустил настольную игру об изменении климата
Время чтения: 3 минуты
В Роспотребнадзоре заявили о широком распространении COVID-19 среди детей
Время чтения: 1 минута
Школы Сургута переведут на дистанционное обучение с 24 января
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русского языка в 1 классе на тему «Устная и письменная речь»
Цель: познакомить с понятиями устная речь и письменная речь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать устную и письменную речь; оценивать свои результаты.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Беседа по вопросам
— Что такое речь?
— Для чего нужна речь?
— Приведите примеры разных видов речи.
2. Игра «Определи вид речи»
(Учитель показывает картинки с изображением детей, которые пишут, слушают, читают, говорят. Учащиеся называют вид речи.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова. Можно также оставить картинки от игры «Определи вид речи».)
Чтение, письмо, говорение, слушание.
— Подумайте, на какие две группы можно разделить слова. Выполните это задание в парах. Обоснуйте свои ответы. (1 — чтение, письмо; 2 — говорение, слушание.)
— По какому признаку вы распределили слова на эти группы?
— Предположите, о чём пойдёт речь на уроке. (О том, какой бывает речь.)
Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, какой бывает речь.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 3 (с. 7)
— Прочитайте.
— Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
— Почему речь назвали устной? (От слова уста.)
— А какую речь называют письменной?
— К какому виду речи отнесём чтение, письмо? (К письменной.)
— К какому виду речи отнесём говорение, слушание? (К устной.)
Упр. 4 (с. 7)
— Рассмотрите рисунок.
— Из какой сказки эти герои? («Колобок».)
— Кто автор этой сказки? (Это народная сказка, у неё нет автора.)
— Что вам помогло узнать название сказки?
— Расскажите сказку.
(Можно организовать пересказ сказки по цепочке.)
— Какой речью вы воспользовались, когда рассказывали сказку? (Устной.)
— Прочитайте, что говорят сказочные персонажи.
— А какая речь использована для записи разговора героев сказки? (Письменная.)
V. Физкультминутка
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем —
Крылья сложили назад.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 5 (с.
— Рассмотрите рисунки. Прочитайте.
— Все ли записи вы смогли прочитать и понять? Почему?
— Прочитайте ту запись, которая написана на родном русском языке. Объясните, что значит «родной язык». (Родной язык — это язык, на котором говорят с раннего детства, на котором произносят первые слова, которые слышат от своих родителей.)
— Выполните задание.
— Прочитайте сведения о языке.
— Какой язык является государственным языком в Российской Федерации?
— Что такое государственный язык? (Обязательный в данной стране. На этом языке идёт преподавание в школах, вузах, издаются законы. Это основной язык государства.)
2. Словарная работа
(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 53, 71).)
— Прочитайте слова на с. 8 учебника. {Русский язык.)
— Найдите эти слова в орфографическом словаре.
— Написание этих слов нужно запомнить. Какая орфограмма выделена в слове русский? (Удвоенная буква С.)
— Прочитайте второе слово с ударением. На какой слог падает ударение?
— Какая гласная записана в безударном слоге?
— Произнесите это слово. Какой звук слышится в безударном слоге?
— Составьте предложения с этими словами.
— Запомните написание этих слов.
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 2 (с. 5)
— Прочитайте задание.
— Найдите в словах для справок нужные слова.
— Выполните задание.
Упр. 3 (с. 3)
— Рассмотрите рисунок. К какой сказке этот рисунок?
(Ученики разыгрывают сказку в группах по ролям.)
VII. Рефлексия
Работа по учебнику
(«Проверь себя» (с. 8). Самостоятельное выполнение задания.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какой бывает речь?
— Что такое родной язык?
— Какой язык в нашей стране является государственным?
— С какими словами из словаря вы познакомились?
— Что нового вы узнали на уроке?
Письменная и устная речь
Из перечисленных видов речевой деятельности два первых относятся к устной речи, два последних – к письменной.
Устная речь имеет ряд особенностей. Если говорить кратко, она спонтанна, отличается упрощенным синтаксисом, богатством невербальных (несловесных) средств выразительности: мимика, жесты, тембр голоса и проч.
Говорящий видит адресата речи и ориентируется по его реакции, подстраивая речь под собеседника.
Из устных жанров беседа отличается большей непринужденностью и спонтанностью по сравнению с лекцией, например. Но любой устный жанр создается и тотчас воспринимается. Он не живет долго.
Если надо, чтобы текст был доступен на протяжении долгого времени, его записывают. В этом случае мы имеем дело уже с письменной речью.
Письменная речь отличается большей обдуманностью. Она может многократно корректироваться в процессе создания. Но пишущий не видит своего адресата и не может определить, насколько его речь понятна. Он не может дополнить высказывание мимикой или телодвижением. Поэтому пишущий стремится выражать свои мысли предельно понятно.
Письмо
Это процесс создания собственного письменного текста.
Таким образом создаются тексты разных функциональных стилей, в том числе разговорного.
Приведем примеры жанров, существующих в рамках этого вида речевой деятельности.
Разговорный стиль:
- дружеское письмо;
- записка.
Научный стиль:
- диссертация;
- энциклопедическая статья.
Официально-деловой стиль:
- заявление;
- акт приемки товара.
Публицистический стиль:
- очерк;
- полемическая статья.
Стиль художественной литературы:
- поэма;
- сказ.
Письменная речь характеризуется продуманностью и четкостью формулировок, а также смысловой и стилистической цельностью и композиционной организованностью.
Что мы узнали?
Выделяют четыре вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Два первых предполагают использование устной речи, два последних – письменной. Устной речи свойственны спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис. Письменной – продуманность и стилистическое единство. Существует три вида чтения: поисковое, ознакомительное, изучающее. В письменной речи тексты создаются в большом разнообразии стилей и жанров.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 7,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 8,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 15,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 9,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Страница 6,
Климанова, Рабочая тетрадь
Страница 7,
Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 145,
Полякова, Учебник
2 класс
Упражнение 8,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 9,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 10,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 1,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 2,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 7,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 179,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 93,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 191,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 230,
Полякова, Учебник, часть 2
3 класс
Упражнение 2,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 2,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 3,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 26,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 120,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 13,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 79,
Полякова, Учебник, часть 1
4 класс
Упражнение 2,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 26,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 112,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 36,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 125,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 254,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 2,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 7,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 7,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 196,
Полякова, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 254,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 492,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 558,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 685,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 1,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 2,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 15,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 371,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 5,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 141,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
6 класс
Упражнение 59,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 305,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 11,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 12,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 13,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 8,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 9,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 10,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 3,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 6,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
7 класс
Упражнение 12,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 13,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 14,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 16,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
8 класс
Упражнение 237,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 382,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 410,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 2,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 3,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Чтение
Чтение – это восприятие текстов, написанных от руки или напечатанных. Это основная форма получения информации в ряде случаев. Например, значительная часть учебной информации воспринимается именно в процессе чтения.
Обычно именно таким образом мы знакомимся с произведениями художественной литературы.
Качественное чтение требует владения некоторыми компетенциями. Например, необходимо уметь вычленять главную информацию.
Обычно выделяют три вида чтения:
- ознакомительное;
- поисковое;
- изучающее.
В первом случае читающий стремится получить общую информацию о содержании текста.
Во втором – просматривает текст с целью найти интересующую информацию, которая часто не является основным содержание текста.
Изучающее чтение предполагает скрупулезное восприятие всех вопросов, поднятых в тексте со стопроцентным усвоением материала.
Небрежное, невнимательное чтение, конечно, бывает, но не является одним из видов чтения, так как оно не приводит к выполнению коммуникативной задачи – восприятию текста.