Биология с нуля — школьная программа 5-11 классы

Весь материал по биологии за 8 класс кратко

Структура человеческого строения

Организм человека — это очень сложный объект, разобраться в котором полностью ученым не удалось даже сейчас, когда существует множество специальных приборов, микроскопов, УЗИ, спектроскопов, все равно большая часть организма человека остается загадкой. Организм человека состоит из четырех тканей:

  • Нервной;
  • Ткань эпителия;
  • Нервная ткань;
  • Мышцы.

Эти ткани нельзя разделить отдельно четко, ведь они связаны, что дает человеческому организму целостность и неразрушимость. Если говорить простым языком, человеческий организм — это очень сложный аппарат, который требует тщательного исследования, несмотря на то, что эти исследования ведутся постоянно и не прекращаются. Работы у биологов еще очень много.

7 класс

№ урока Тема
1 Наука Зоологии и его задачи 14 минут 39секунд
2 Строение животного организма и классификация животных 14 минут 13секунд
3 Класс ложноножки 12 минут 57секунд
4 Класс жгутиковые 13 минут 35секунд
5 Класс инфузории и споровики 15 минут 11секунд
6 Лабараторная работа. Наблюдение за строением, движением и раздражением инфузории туфельки 15 минут 13секунд
7 Класс гидроидные полипы 16 минут 11секунд
8 Морские кишечнополостные 14 минут 57секунд
9 Класс сосальщики и ленточные черви 15 минут 46секунд
10 Тип круглые черви. Человеческая аскарида 23 минут 10секунд
11 Многообразие паразитических червей 16 минут 51секунд
12 Внешнее строение, нервная система, размножение дождевого червя. 12 минут 34секунд
13 Внутренное строение дождевого червя 17 минут 30секунд
14 Классы двухстворчатые и головоногие моллюски 16 минут 25секунд
15 Класс ракообразные. Внешнее строение и размножение речного рака 13 минут 10секунд
16 Внутреннее строение речного рака. Разнообразие ракообразных 18 минут 9секунд
17 Паукообразные. Строение и образ жизни паука-крестовика 15 минут 39секунд
18 Обобщающий урок по главам № 1,2 и 3 12 минут 23секунд
19 Разновидности паукообразных 12 минут 7секунд
20 Класс Насекомые. Внешнее строение зеленой бронзовки 12 минут 18секунд
21 Внутреннее строение зелёной бронзовки 12 минут 42секунд
22 Лабораторная работа-3 11 минут 49секунд
23 Размножение и развитие насекомых 13 минут 11секунд
24 Отряды насекомых развивающихся с неполным превращением. Насекомые развивающиеся с полным превращением 15 минут 23секунд
25 Отряд перепончатокрылые: пчёлы 12 минут 55секунд
26 Отряд двукрылые. 11 минут 28секунд
27 Значение и происхождение насекомых 20 минут 17секунд
28 Внешнее строение, скелет, плавательный пузырь рыб 17 минут 16секунд
29 Лабораторное занятие 4 11 минут 50секунд
30 Внутреннее строение рыб 20 минут 5секунд
31 Нервная система и органы чувств рыб 13 минут 17секунд
32 Многообразие рыб: класс хрящевые рыбы 20 минут 0секунд
33 Размножение и развитие рыб 12 минут 2секунд
34 Класс костные рыбы: основные систематические группы и значение 12 минут 34секунд
35 Внешнее строение и скелет озерной лягушки 16 минут 40секунд
36 Внутреннее строение озерной лягушки 17 минут 23секунд
37 Размножение, развития и многообразие земноводных 20 минут 3секунд
38 Строение, размножение и развитие прыткой ящерицы 11 минут 33секунд
39 Многообразие пресмыкающихся: отряд чешуйчатые 19 минут 54секунд
40 Отряды черепахи и крокодилы 17 минут 51секунд
41 Внешнее строение сизого голубя. Покровы тела. 14 минут 12секунд
42 Строение скелета и мышц сизого голубя 14 минут 57секунд
43 Размножение, развитие и происхождение птиц 9 минут 55секунд
44 Внутреннее строение и органы чувств птиц 17 минут 53секунд
45 Размножение, развитие и происхождение птиц 9 минут 55секунд
46 Приспособление птиц к сезонным явлениям 18 минут 32секунд
47 Практическая работа N-2. Решение задач на взаимодействие неаллельных генов 17 минут 18секунд
48 Многообразие птиц. Птицы оазисов и степей 13 минут 47секунд
49 Водоплавающие и околоводные птицы 13 минут 13секунд
50 Хищные птицы 15 минут 1секунд
51 Птицеводство 16 минут 58секунд
52 Внешнее строение, скелет и мускулатура собаки 12 минут 8секунд
53 Внутреннее строение собаки 12 минут 57секунд
54 Разнообразие млекопитающих: яйцекладущие, сумчатые, плацентарные 12 минут 25секунд
55 Отряды рукокрылые и грызуны 12 минут 8секунд
56 Отряд хищные млекоптьающие 11 минут 13секунд
57 Морские млекопитающие: отряды ластоногие и китообразные 10 минут 15секунд
58 Копытные млекопитающие 12 минут 21секунд
59 Отряд приматы. Значение млекопитающих. Домашние животные из класса млекопитающих 11 минут 59секунд
60 Обобщающий урок 13 минут 36секунд

Биология 8 класс. Полные уроки

Биология 8 класс начинает изучение этого предмета с общих понятий науки о человеке. На первых уроках с биологии в восьмом классе школьники будут знакомиться с такими биологическими разделами, как анатомия, психология, физиология и гигиена человека.

На уроках с этого предмета школьники познакомятся с основными понятиями анатомии, происхождение человека и этапами развития и становления.

На протяжении учебного года в восьмом классе школьники более детально будут изучать организм человека и его строение. Они узнают много нового о внешних и внутренних органах, о дыхании, пищеварении, обмене веществ, об индивидуальном развитии организма и еще много других интересных и необходимых тем.

Глава 4. Опорно-двигательная система

10. Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей       11. Скелет человека. Осевой скелет       12. Скелет поясов и свободных конечностей; добавочный скелет. Соединение костей       13. Строение мышц       14. Работа скелетных мышц и их регуляция15. Осанка. Предупреждение плоскостопия16. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов      

Глава 5. Внутренняя среда организма

17. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма18. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет19. Иммунология на службе здоровья.      

Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы

20. Транспортные системы организма21. Круги кровообращения22. Строение и работа сердца23. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения24. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов25. Первая помощь при кровотечениях

Глава 7. Дыхание

26. Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей27. Легкие. Легочное и тканевое дыхание     28. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды29. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации

Глава 8. Пищеварение

30. Питание и пищеварение   31. Пищеварение в ротовой полости32. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов33. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит34.Регуляция пищеварения35. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций 

Глава 9. Обмен веществ и энергии

36. Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ37. Витамины38. Энерготраты человека и пищевой рацион

Глава 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

39. Кожа — наружный покровный орган40. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.41. Терморегуляция организма. Закаливание42. Выделение

Глава 11. Нервная система

43. Значение нервной системы44. Строение нервной системы. Спинной мозг45. Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка46. Функции переднего мозга47. Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

Глава 12. Анализаторы. Органы чувств

48. Анализаторы49. Зрительный анализатор50. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней51. Слуховой анализатор52. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса

Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

53. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности54. Врожденные и приобретенные программы поведения55. Сон и сновидения56.Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы      57

Воля, эмоции, внимание

Глава 15. Индивидуальное развитие организма

60. Жизненные циклы. Размножение61. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды62. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем63. Развитие ребенка после рождения. Становление личности64.Интересы, склонности, способности

А

Автономная нервная система — подразделяется на два подотдела: симпатический и парасимпатический.

Автономный отдел нервной системы управляет —  внутренними органами, гладкой мускулатурой и обменом веществ

Аденоиды — опухолевидное разрастание лимфоидной ткани у выхода из носовой полости в носоглотку. 

Акромегалия — усиленный рост носа, языка, ушей или конечностей.

Аксон — длинный и единственный отросток, который передает информацию от тела нейрона к следующему нейрону или к рабочему органу. 

Аллерген — вещество, вызывающее аллергию. 

Амилаза —  ферменты слюны.

Анализаторы — системы, состоящие из рецепторов проводящих путей и центров в коре большого мозга.

Анатомия — наука, изучающая строение человеческого тела и органов. 

Андреас Везалий —  внес большой вклад в медицинскую науку. Он точно описал и с помощью учеников-художников изобразил внутренние органы человеческого тела и скелет. 

Антигены —  чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию. 

Антитела —  особые химические вещества. 

Антитоксин —  противодифтерийная сыворотка. 

Аристотель —  великий греческий мыслитель. Много лет занимался сравнением органов животных и человека, изучал из развитие. Аристотеля считают основоположником науки зоология.

Артерии — сосуды, несущие кровь к органам. 

Артериолы —  мелкие артериальные сосуды. 

Атртерин —  сосуды, несущие кровь к органам. 

Скелет и органы чувств

Опорно-двигательный аппарат включает в себя сразу две системы. Это скелет и мышцы. Первый необходим для опоры, а мышцы требуется для передвижения. Развитие у животных опорно-двигательного аппарата проходило дифференцированно:

  1. Первый скелет возник у круглоротых.
  2. Хрящевые рыбы имеют скелет в основном в виде хрящей. Но у большинства видов всё же костный аппарат.
  3. Конечности впервые возникли у амфибий после выхода на сушу. Начали развиваться свободные лапы, а также новые части позвоночника.
  4. У пресмыкающихся образовалась грудная клетка.
  5. Птицы претерпели большое количество различных изменений в своём строении.
  6. У млекопитающих протекает последняя дифференцировка костных отделов.

Основные части системы органов чувств:

  1. Нервные окончания головного мозга, где сигнал интерпретируется в какое-либо определённое ощущение.
  2. Проводящие нервные каналы.
  3. Рецепторы.

Под рецепторами подразумеваются специальные чувствительные органы, способные воспринимать информацию. После этого они посылают сигнал по проводящим нервным каналам в мозг. Дистанционные рецепторы присутствуют только у высших животных. Это означает, что существо может ловить сигнал на определённом расстоянии.

Раздражение — это способность рецепторов разных органов определять возбудителей по своей же реакции. Под возбуждением понимается биологический процесс, возникающий в живой ткани. Из-за него происходит изменение уровня метаболической активности. Проявляется при помощи химических, физиологических и электрических модификаций.

Г

Гайморит —  воспаление гайморовых пазух(верхнечелюстные).

Гены —  участки молекул ДНК, ответственные за синтез определенного белка. 

Гигантизм —  ненормально быстрое увеличение длины тела. 

Гигиена — отрасль медицины, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с цель разработки мероприятий по охране здоровья людей. 

Гипертония — стойкое повышение артериального давления. 

Гиповитаминоз —  нарушение обмена веществ из-за недостатка витаминов. 

Гиподинамия —  недостаток двигательной активности. 

Гипоталамус —  нижняя часть промежуточного мозга. Регулирует обмен веществ и энергии

Гипотония —  низкое давление. 

Гипофиз — центральная железа эндокринной системы. 

Гиппократ —  известный медик античности. Один из первых стал изучать влияние на здоровье людей природных факторов. Ему удалось найти причины болезней, в которых виноваты сами люди. 

Глазницы —  парные углубления черепа. 

Гомеостаз — постоянство внутренней среды.

Гортань —  орган голосообразования. 

Т

Таламус — центральная часть промежуточного мозга.

Темперамент — врожденная особенность человека. 

Терморегуляция — уравновешивание выработки тепла в организме и теплоотдачи во внешнюю среду. 

Тканевая жидкость — второй компонент внутренней среды, в котором непосредственно находятся клетки. 

Тканевое дыхание — газообмен между кровью и клетками тканей. 

Ткани —  группы клеток и межклеточное вещество, имеющие сходное строение и происхождение, выполняющие общие функции. 

Тонкая кишка имеет длину — 5-6 м. 

Трипсин — фермент, расщепляющий белки до аминокислот. 

Три слоя кожи —  наружный — эпидермис, средний — дерма, внутренний — гиподерма. 

С

Сетчатка —  внутренняя стенка глаза. 

Синапсы —  особые образования, через которые передаются возбуждающие или тормозящие сигналы от одной нервной клетки к другой или от нервной клетки к исполнительному органу. 

Скелет —  совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок .

Склонность — пристрастие к занятиям определенного вида деятельности

Соединительные ткани —  ткани, имеющие общую способность — наличие хорошо развитого межклеточного вещества, определяющего механические свойства ткани

Соматический отдел нервной системы специализируется на — восприятии информации, поступающей из окружающей среды, и управлении движениями тела в пространстве.

Сон —торможение основных отделов коры больших полушарий, благодаря которому происходит отдых нейронов и восстановление их работоспособности. 

Специфический иммунитет — такая форма иммунитета, при котором организм способен распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей и уничтожать эти чужеродные. клетки и вещества. 

Специфичность — обладание строгой направленностью действия. 

Способность — индивидуальные физические и психологические особенности человека. 

Средний мозг — отдел мозга, где находятся центры, обеспечивающие четкость зрения и слуха. 

Стресс — напряжение сил организма. 

Субстрат — определенные соединения, на которых действует каждый фермент. 

Суставы — подвижные соединения. 

Сфинктер — кольцевая мыщца. 

Устройство и работа нервной и эндокринной систем

Эндокринная система очень сложна, она состоит из множества желез, которые вырабатывают гормоны, эти гормоны регулируют работу тех или иных органов человеческого организма, так что без эндокринной системы в организме начался бы сущий беспорядок. Все органы работают правильно только тогда, когда те или иные гормоны в организме вырабатываются в нужном количестве и в нужное время.

Нервная система работает не менее сложно, без нее человек не мог бы жить, ведь она реагирует на все изменения окружающей среды, действия вредных факторов. Нервная система характеризуется болью — это первый показатель, что в организме что-то работает не так, без боли вовремя отреагировать на нарушение работы органов невозможно, так что считать ее стоит не вредным, а полезным фактором в организме.

Пять органов чувств человека

Все чувства у человека развиты в разной степени, это зависит от физиологических особенностей организма, без этих чувств невозможно было бы существовать. Обоняние, зрение, осязание, слух и вкусовые чувства работают от анализаторов, от которых и зависит их чувствительность.

Что такое опорно-двигательный аппарат?

Человеческий организм не мог бы просто так перемещаться без скелета, который поддерживает целостность всего тела, вместе с мышечной массой, суставами и сухожилиями, они образуют опорно-двигательную систему. Это очень важный элемент человеческого тела, нарушение развития или функций которого влечет к нежелательным последствиям. Развитие мускулатуры, занятие физическими упражнениями, а также ежедневная зарядка приводит к улучшению функционирования ОДС, что является очень важным фактором для каждого человека.

Кровеносная система организма человека

Кровь в организме человека играет очень важную и ответственную роль, она работает неким поставщиком, который переносит в себе необходимые полезные вещества, а также кислород в каждую клетку организма. При этом из клеток и органов выводятся вредные вещества и продукты метаболизма, а также углекислый газ, что является очень важным для работы каждого органа и каждой отдельной клетки человеческого тела.

Существует два круга кровообращения, малый и большой, каждый из которых выполняет свою функцию и питает отдельные части человеческого организма. Сердце является центром и главным органом кровеносной системы, оно как насос перекачивает кровь по обоим кругам кровообращения, разрушение сердечной мышцы приводит к его неправильной работе, что может вызывать болезни и летальный исход.

Дыхание человека

Легкие — это основной орган дыхания человека, они служат для введения и насыщения организма кислородом, получаемого из атмосферного воздуха. Когда человек делает вдох, в его легкие попадает кислород, он забирается органом и поставляется через кровеносную систему всему организму, в то же время из крови выделяется углекислота, выходящая при выдохе. Такой процесс называется дыханием, у человека количество вдохов в минуту составляет примерно 10-15 раз, в зависимости от возраста и состояния организма. Этот процесс сопровождает нас всю жизнь, так как без него существование человека невозможно.

Органы пищеварения

Обмен веществ в организме

Такое понятие, как метаболизм, или обмен веществ, означает преобразование в организме питательных веществ, получаемых в пищу, которые способствуют росту, размножению клеток, поддержанию нормальной работы всей системы. Обмен веществ происходит благодаря химическим реакциям, которые не только расщепляют сложные химические вещества, но еще и приводят к образованию и преобразованию энергии. Для поддержания постоянной температуры тела в 36,6 градуса, все процессы должны происходить правильно, при этом питательные вещества преобразовываются в тепловую энергию, которая способствует правильной работе организма.

Конспекты по предмету «БИОЛОГИЯ»

Предмет «Биология». Изучение Биологии шаг за шагом. Онлайн-учебники.

Справочник ОГЭ  Проверить знания  Справочник ЕГЭ

Часть 3. Углубленное изучение биологии (10-11 кл.)

Справочник ОГЭ  Проверить знания  Справочник ЕГЭ

Биoлогия — наука о живой природе. Термин «биолoгия» был предложен в 1802 году Ж. Б. Ламарком и Г. Р. Тревиранусом независимо друг от друга.

Задачи биологии: изучение закономерностей проявления жизни (строения и функций живых организмов и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой); раскрытие сущности жизни; систематизация многообразия живых организмов.

Методы биологических исследований. Современная биология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы. Метод наблюдения и описания заключается в сборе и описании фактов. Метод измерений использует измерения характеристик объектов. Сравнительный метод основан на анализе сходства и различий изучаемых объектов. Исторический метод изучает ход развития исследуемого объекта. Метод эксперимента даёт возможность изучать явления природы в заданных условиях. Метод моделирования позволяет описывать сложные природные явления относительно простыми моделями.

Связь биологии с другими науками. Биoлoгия тесно связана с фун­даментальными науками (математикой, физикой, химией), естественными (геологией, географией, почвоведением), общественными (психологией, социологией), прикладными (биотехнологией, бионикой, растениеводством, охраной природы) и принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе.

Значение биологии. Биолoгия является теоретической основой таких наук, как медицина, психология, социология. Биологические знания используются в пищевой промышленности, фармакологии, сельском, лесном и промысловом хозяйстве. Достижения биологии используются при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения общества с окружающей средой, рационального природопользования и охраны природы, продовольственного обеспечения.

Источники идей и источники цитат для конспектов по «Биологии»:

  • ОГЭ. Биология : Универсальный справочник / Д.А. Шабанов, М.А. Кравченко. — Москва : Эксмо.
  • Биология / А.Ю.Ионцева — М.: Эксмо, 2018 (Весь школьный курс в схемах и таблицах)
  • Биология. Весь школьный курс в таблицах / Л.В. Ёлкина — Минск: Кузьма: Принтбук.
  • Биология: пособие-репетитор, учебное пособие / С.И. Колесников — М.: КНОРУС.
  • Биология. 10 класс: учеб, для общеобразоват. организаций: углубл. уровень / ; под ред. В. К. Шумного и Г. М. Дымшица. — М. : Просвещение
  • УМК: «Биология», В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, изд. «Вентана-Граф»
  • Биология. Справочник в таблицах. ООО «Издательство АЙРИС-пресс», 2015.
  • Биология в схемах, таблицах, рисунках. — М: Лист, 1998.
  • Линия УМК В. В. Пасечника. Биология (5-9) Издательство Дрофа-Вентана.

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).  

УрокПищевые цепи. Взаимосвязь компонентов биоценоза

Основа биогеоценоза- это трофические и энергетические связи!

Лэйдл предлагает пройти уроки по биологии за 8 класс в режиме онлайн. Мы постарались адаптировать школьную программу и сделать ее максимально понятной каждому ребенку. Добиться этого удалось при помощи четко структурированных тем, описанных простым языком, наличием мультимедийного контента и увлекательных заданий.

Уроки по биологии за 8 класс сосредоточены на изучении человеческого тела. Ребенок изучает основы анатомии и узнает об особенностях строения организма: о костях и мышцах, кожных покровах, работе внутренних органов, сердечно-сосудистой и половой системах.

Н

Наблюдение —  целенаправленное восприятие, где строго определенно, что надо постараться увидеть и в каком порядке, какие измерения надо проводить и в какое время. 

Надкостница  — плотная соединительная ткань. 

Некроз — омертвление тканей. 

Нервная система позвоночных состоит из — центральной и периферической частей. 

Нервные узлы —  скопления нервных клеток (точнее, их тел) вне центральной нервной системы. б) Скопления же нейронов в головном или спинном мозгу называются ядрами.

Неспецифический микроорганизм —  наиболее древняя форма иммунитета, осуществляемая лейкоцитами путем фагоцитоза. Они действуют на все микроорганизмы, независимо от их химической природы. 

Нефроны —  микроскопические единицы, в которых происходит фильтрация плазмы крови. 

Нижние дыхательные пути —  гортань, трахея, бронхи. 

Нисходящие нервные пути —  пути, по которым возбуждение идет от головного мозга к центрам спинного мозга. 

Д

Дальнозоркость —  заболевание, при котором изображение фокусируется позади сетчатки. В результате дальнозоркие хорошо видят отдаленные предметы, но плохо видят вблизи. 

Двенадцатиперстная кишка —  первый отдел тонкой кишки. 

Деление клетки —  сложный процесс. Он начинается с того, что коло каждой молекулы ДНК синтезируется её двойник.

Дендрит —  отросток, передающий возбуждение к телу нейрона. 

Дизентерия —  заразное и опасное заболевание. Ею можно заболеть, съев зараженную пищу, выпив воду из сомнительного источника или вымыв в нем посуду, овощи, руки. 

Динамический стереотип —  объединение нескольких условных рефлексов в единую цепочку, которая подкрепляется лишь в конце, когда все условно-рефлекторные действия выполнены. 

Дифтерия —  инфекционное заболевание, распросраняющееся в воздушно-капельным путем. Повышается температура тела, на миндалинах появляются серовато-белые налеты. 

Доли больших полушарий —  лобная, теменная, затылочная и височная. 

Дыхание —  обмен газов между клетками. 

Дыхательные пути —  органы, которые подводят воздух к альвеолам легких. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: