Экономические системы
Тип экономической системы характеризует то, каким образом в государстве решаются три основных вопроса экономики: что, как и сколько производить. Согласно ней распределяются основные ресурсы и экономические блага.
Основой рыночной экономики является свободный рынок и институт частной собственности. Каждый участник на рынке самостоятельно решает, каким образом ему распределять свои ресурсы. Предпринимательство играет важнейшую роль в рыночной экономике, так как именно предприниматели составляют движущую силу прогресса. Цены и объемы производства определяются по законам спроса и предложения на рынке.
В командной экономике государство решает все экономические вопросы. Именно оно составляет планы, определяет объемы производства и его способы. Распределение готовых экономических благ также регулируется государством.
Традиционная экономика полностью опирается на принятые в этом обществе обычаи и традиции, формы производства, которые уже существовали на протяжении веков в данной общности. Как правило, основу экономики этого типа составляют народные промыслы, рукоделие.
Аристократия
Аристократ — это представитель высшего сословия, человек из знатного рода. Аристократия — это форма правления, при которой знать управляет всеми теми, кто находится ниже по статусу. Любые руководящие должности занимают только представители высшего сословия, тогда как простым смертным уготована судьба быть слугами господ.
В этой форме правления сильные мира сего — личности образованные, воспитанные, имеющие определённые генетические особенности (по крайней мере, так подаётся остальной массе людей). Аристократия продвигает классовую систему и не позволяет людям выходить за рамки своего класса.
Аристократия была, например, в Древней Греции, где узкий круг высших сословий вершил судьбы народа. Платон считал аристократию одной из лучших форм правления, где интеллектуально развитые и сильные люди ведут за собой тех, кто не может быть не ведомым.
Меритократия
Меритократия — это ещё одна общественная система, лишённая собственной экономической модели. При ней власть принадлежит тем, кто продемонстрировал достоинства, считающиеся подходящими для государственного управления. То есть власть даётся самым лучшим членам общества, и, как правило, это звание подтверждается успехами в учёбе, работе или других сферах деятельности, где человек может показать свой талант и доказать превосходство над остальными.
Другими словами, в меритократии присутствует социальная иерархия, где выше всех находятся самые достойные члены общества.
Примером меритократии является Сингапур, где достижения в учёбе определяют судьбу человека. Однако, несмотря на экономический успех и престиж Сингапура, некоторые эксперты бьют тревогу по поводу того, что в этой стране наблюдается всё большее иерархическое разделение между интеллектуальной элитой и остальными участниками общества.
Форма правления государства
От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика.
Монархия
Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).
В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола).
В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.
В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция.
Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления.
Республика
Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.
Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира.
Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается.
В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики — это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.
В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки.
В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики.
Политический режим
Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.
Тоталитаризм
При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя.
В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.
Авторитаризм
Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.
Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.
Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.
Демократия
В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.
Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.
Древние цивилизации и их влияние на общественные системы
Древние цивилизации имели огромное влияние на развитие общественных систем. История человечества свидетельствует о том, что процессы формирования и эволюции общественного строя тесно связаны с развитием цивилизаций.
Одним из самых известных и процветающих древних обществ была древнейшая долина Инда, где три тысячи лет назад сформировалась цивилизация, известная как долина Инда. Эта цивилизация впервые в истории человечества воспользовалась письменностью, развивая общество на основе сильных централизованных государств и разработки градостроительства. Появление городов с централизованной властью и жесткой иерархией повлияло на дальнейшее развитие общественных систем других древних цивилизаций.
Однако не только древние цивилизации Востока оказали влияние на общественные системы. Античность, особенно древняя Греция, также оказала существенное влияние на формирование общественного строя. В Греции сложилась концепция демократии — общественно-политической системы, в которой власть принадлежит народу. Древнегреческая демократия стала образцом для многих других общественных систем в дальнейшем и продолжает влиять на развитие общественных систем до сегодняшнего дня.
Помимо Востока и Греции, с огромной историей и огромным влиянием на общественные системы были также древние цивилизации в долине Ефрат и Тигра, древний Рим и другие общества. Все эти цивилизации внесли свой вклад в формирование общественного строя и создали фундамент для дальнейшего общественного развития.
Таким образом, древние цивилизации имели огромное влияние на формирование и развитие общественных систем. Их достижения и опыт повлияли на развитие политических, экономических и социальных институтов и стали основой для создания общественных систем в последующие эпохи.
История общественного строя: основные принципы
Общественный строй – это сложившаяся форма организации жизни в обществе, устанавливающая правила, нормы и отношения между его членами. Он определяет, как управлять обществом, как распределять ресурсы и решать проблемы, а также как обеспечить социальную справедливость и гармоничное функционирование. История общественного строя включает в себя различные принципы, которые менялись в зависимости от эпохи и культурного контекста.
1. Первобытный коммунизм
- В первобытных обществах преобладал коммунистический принцип. Люди общались между собой на основе общего доступа к ресурсам. Ресурсы распределялись равномерно, и индивидуальная собственность на них отсутствовала.
- Правила и нормы общественной жизни формировались на основе общего согласия и сотрудничества.
- Решения принимались коллективно, что позволяло сохранять равенство и преодолевать конфликты в обществе.
2. Феодализм
- Феодализм был характерен для средних веков в Европе. Он основывался на системе привилегий и зависимости между феодалами и крестьянами. Феодалы владели землей и предоставляли ее в пользование крестьянам.
- Главным принципом была вертикальная структура власти, когда феодалы владели землей и распоряжались крестьянами, а верховная власть принадлежала монархам и церкви.
- Отношения основывались на личной верности и обязательствах между феодалами и крестьянами. Принудительный характер власти играл огромную роль в этой системе.
3. Капитализм
- Капитализм становится основным принципом общественного строя с развитием промышленной революции в XIX веке.
- В основе капитализма лежит частная собственность, свободный рынок и конкуренция. Люди свободно предпринимают, владеют средствами производства и распоряжаются своим трудом.
- Главной целью является прибыль и накопление капитала. Социальные отношения основываются на экономической конкуренции и рациональности.
4. Социализм
- Социализм возникает в ответ на проблемы, связанные с капитализмом. Он предлагает коллективную собственность на средства производства и государственное управление экономикой.
- Целью социализма является достижение социальной справедливости и равномерного распределения ресурсов. Отношения между людьми основываются на кооперации и сотрудничестве.
- Главной принцип социализма является диктатура пролетариата, то есть государственное управление в интересах рабочего класса.
5. Демократия
- Демократия — это форма общественного строя, в котором граждане имеют право участвовать в принятии решений и управлении государством.
- Основные принципы демократии включают принцип разделения властей, защиту прав и свобод граждан, свободные выборы и учет общественного мнения. Решения принимаются большинством голосов.
- Демократия ставит приоритет на политическую свободу и участие граждан в управлении обществом.
Таким образом, в ходе истории общественный строй изменялся и эволюционировал, отражая нужды и ценности каждой эпохи. Принципы общественного строя оказывались в основе политической организации, определяли социальные отношения и способы управления
Каждый тип общественного строя имел свои преимущества и недостатки, но важно понимать, что он всегда отражал специфические условия и потребности общества, которому он служил
Феодализм
Феодализм — это социальный строй, при котором основной властью являлись дворяне и землевладельцы. При феодализме наблюдалось резкое иерархическое разделение на дворянство, духовенство и крестьянство, и для любого из классов было практически невозможным перемещение вверх или вниз по социальной лестнице. В этой системе крестьяне являлись рабочей силой и воинами, а в обмен получали возможность работать на земле лорда и защиту от внешних сил.
Феодализм был резко децентрализованным и аграрным политическим строем, о чём говорит известная фраза «Вассал моего вассала — не мой вассал».
Ярким примером является Франция образца XI века, когда страна, по сути, была разделена на множество княжеств и уделов, где барон или любой другой землевладелец был единоличным правителем.
Определение и признаки государства
Государство — основной политический институт, организующий и контролирующий жизнь людей.
Любое государство должно обладать следующими признаками:
- Единство территории. Государство контролирует определённую территорию, на которой действуют его законы.
- Публичная власть. Она распространяется на всех живущих в нём людей.
- Законодательство. Государство издаёт законы, которым должны подчиняться все, кто находится на его территории.
- Аппарат управления и принуждения. Государство следит за соблюдением законов и выполняет другие функции: обеспечивает социальные гарантии (пособия, пенсии), поощряет научные и культурные достижения, обеспечивает безопасность граждан и многое другое.
- Суверенитет. Никакие внешние силы не вмешиваются во внутреннюю и внешнюю политику государства.
- Система налогов. Государство взимает деньги со своих граждан и компаний, чтобы тратить их на реализацию своих функций.
<<Форма демодоступа>>
Форма государственного устройства
От неё зависит, как распределена власть по территории страны.
Унитарное государство
Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира.
Федеративное государство
Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны.
Диктатура
Диктатура — это общественно-политический строй, где нация управляется одним человеком и отсутствуют демократические процессы. Как правило, диктатором является харизматичный лидер, «вождь», власть которого, в отличие от монархии, не идёт от Бога, а берётся им благодаря определённым заслугам и качествам. Чаще всего диктатуре предшествует демократия с чередой непопулярных у народа правителей.
Одним из самых ярких ответвлений диктатуры является военная диктатура, где вся власть находится в руках военной элиты. Чаще всего в военных диктатурах закон и порядок ставятся выше надлежащих правовых процедур, а также гражданских и политических свобод, а оппозиция подавляется жёсткими методами.
Примером диктатуры является современный Таиланд, где в 2014 году после массовых протестов против правительства были аннулированы выборы, и начался хаос в политической власти. Создавшийся вакуум власти позволил генералу Праюту Чан-Оча объявить военное положение, распустить сенат и взять контроль над страной в свои руки. После этого были урезаны некоторые свободы, к примеру: введён общенациональный комендантский час, наложен запрет на политические собрания, взяты под контроль СМИ.
Экономический строй государства
Экономический строй государства – это система организации и функционирования экономики внутри страны. Он определяет, как происходит производство, распределение и потребление товаров и услуг в обществе.
В экономическом строе государства существуют различные формы собственности, способы управления и регулирования экономики. Он включает в себя такие элементы, как система производства, рыночные отношения, финансовая система, торговля и транспорт.
Основные типы экономического строя:
Командно-административный строй
В этом типе экономического строя государство контролирует и регулирует все аспекты экономики. Оно принимает решения о производстве, распределении и потреблении товаров и услуг. Примером такого строя являются плановая экономика и социализм.
Рыночный строй
В рыночном строе экономика основывается на свободных рыночных отношениях. Производство, распределение и потребление товаров и услуг определяются спросом и предложением на рынке. Государство играет роль регулятора и защитника прав собственности. Примером такого строя является капитализм.
Смешанный строй
Смешанный строй сочетает элементы командно-административного и рыночного строев. Государство регулирует экономику, но при этом допускает свободные рыночные отношения. Примером такого строя является социал-демократия.
Экономический строй государства имеет большое значение для развития общества. Он влияет на уровень жизни людей, социальную справедливость, инновации и экономический рост. Поэтому выбор и организация экономического строя являются важными задачами для каждого государства.
Типы общества
Американский социолог Даниэл Бел создал теорию разделения общества, альтернативную марксистской общественно-экономической формации, предложив, дифференцировать всемирную историю на три ступени-стадии:
- доиндустриальную (традиционную);
- индустриальную;
- постиндустриальную.
Традиционная стадия
Традиционное общество, называемое доиндустриальным – характеризуется отсутствием промышленного производства (индустрии). Определяющей деятельностью в нём была сельскохозяйственная (аграрная). Основным механизмом социального прогресса являлась непосредственная передача опыта и накопленных знаний от старшего поколения младшему и беспрекословное следование традициям.
Такой общественный тип базировался на:
- монархической системе власти;
- натуральном хозяйстве;
- религиозном мировоззрении большинства его членов.
Его характерными признаками были:
- преобладание ручного труда;
- использование примитивных технологий производства;
- низкие темпы экономического развития;
- ориентированность на опыт прошлых поколений и боязнь преобразований;
- сословное расслоение;
- низкая социальная переменчивость;
- преобладание коллективных ценностей;
- определяющее влияние религиозных догматов на общественную жизнь;
- патриархальный семейный уклад;
- удовлетворение бытовых нужд.
Индустриальная стадия
Индустриальное общество — характеризуется уровнем технического развития. Это общество, в котором большая его часть занята в промышленном производстве, уровень которого имеет высокое относительно своего времени развитие.
Его характеризует:
- автоматизация производственных процессов;
- серийное и конвейерное машинное производство;
- становление научной деятельности общедоступной и основополагающей;
- возникновение массовых культурных явлений (массовой культуры);
- классовое расслоение;
- формирование гражданского общества;
- наделение граждан определёнными правами и свободами.
Признаками такого общественного строя являются:
- машинное производство, как ведущая производительная форма;
- фабричная организация рабочего процесса;
- экономический подход к структуризации общества;
- экономический рост и стремление к нему, как основная движущая сила всего общества;
- стремление к реализации социальных потребностей (финансы, карьерный рост, уровень жизни);
- ориентация на максимальную адаптацию к настоящему времени;
- эмпирическое (опытное) исследование и мнение большинства (массовость) являются основной формой принятия решений.
Постиндустриальная стадия,
Постиндустриальное общество, называемое ещё информационным – современный вид общественного строя, базирующийся на преобладании информационных (компьютерных) технологий в производстве. Толчком к его образованию послужило стремительное развитие вычислительной и информационной техники.
Его характерами чертами являются:
- эволюция и продвижение сферы услуг;
- информация (знания) становятся товарной единицей наряду с продуктами потребления;
- стремительный прогресс информационных технологий;
- профессиональное разделение общества;
- всеохватывающее распространение компьютерных технологий;
- глобализация экономики;
- реализация научно-технической революции;
- преобладание партнёрских отношений в семье.
Признаки постиндустриального типа:
- приоритет сферы услуг над производственной сферой;
- в основе социального расслоения лежит уровень образования и обладание знаниями;
- основное условие общественного развития — теоретические знания и переработка накопленной информации;
- ориентация на перспективное развитие всех уровней общества, и как следствие условием для принятия решений является моделирование будущих ситуаций и их анализ (аналитические методы);
- социальное взаимодействие протекает на межличностном уровне общения, вытесняя общение человека с природой или его коммуникации с механизмами;
- на смену ручному или машинному труду приходит приоритет умственного, он же является ведущей технологией.
Итак, всемирная история включает в себя три крупных периода общественного становления: традиционный, индустриальный и постиндустриальный. При смене одной стадии на другую изменяется практически весь общественный уклад:
- возникают новые технологии, и способы производства;
- изменяются формы собственности;
- реформируются и возникают новые социальные институты;
- сменяется политический режим;
- меняются культурные ориентиры;
- преображается социальное устройство общества, изменяя образ жизни его членов и их численность.
Определение и структура общественного строя
Общественный строй (или устройство) – это исторически сложившаяся и развивающаяся конкретная система общественных отношений, другими словами – организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом.
Что касается указанных факторов, обусловливающих общественный строй, то следует иметь в виду, что между ними и конкретными формами организации общества в той или иной стране зависимость нелинейная. Изменения, например, в производственной сфере отнюдь не всегда немедленно влекут соответствующие изменения в той или иной подсистеме общественного строя.
Обычно проходит какое-то время, изменения накапливаются, становятся устойчивыми, и лишь тогда можно обнаружить, что та или иная подсистема общественного строя стала в чем-то иной. Еще медленнее изменяются общественные традиции, которые подчас препятствуют своевременному изменению общественного строя, порождая противоречия и даже кризисы в общественной жизни. В таких случаях изменение общественного строя происходит лишь после преодоления кризиса.
Общественный строй постоянно находится под воздействием государства, которое создается обществом для защиты своих общих интересов, в частности для охраны общественного строя. Но государство приобретает самостоятельность и зачастую становится над обществом, подчиняя интересы общества интересам аппарата государственной власти, располагающего мощными средствами принуждения. Государство оказывает воздействие на общественный строй своей политикой, то есть организованной и целенаправленной деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц.
Эта деятельность исходит из определенным образом понятых общественных потребностей. Таким образом, форма общественного строя во многом определяется государством, следовательно, субъективным фактором. Подчас государство используется для волюнтаристского преобразования общественного строя, когда воздействие оказывается не только на его форму, но и на существо.
Коммунистические эксперименты в ряде стран, в том числе, к сожалению, и в нашей, явственно продемонстрировали, насколько это опасно для соответствующего народа и даже для всего человечества. Во всяком случае влиянием субъективного фактора объясняется то обстоятельство, что при более или менее сходных условиях жизни общества в разных странах мы тем не менее часто наблюдаем заметные различия в общественном строе этих стран.
Мы уже ссылались выше (п. 1 § 1 гл. III) на мысль немецкого профессора К. Хессе, который отмечает, что ныне не существует предпосылок для дуализма, противопоставления государства и общества, что было характерно для либеральной политической мысли до окончания Первой мировой войны. «»Общественная» жизнь», – пишет он, – невозможна более без организующего, планирующего, ответственного формирования государством. Напротив, демократическое «государство» конституируется только в «общественном» взаимодействии. Также и общественная жизнь находится в более или менее тесных взаимосвязях с государственной жизнью в процессе создания политического единства».
Структура общественного строя складывается из четырех основных подсистем, которые сами представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества. Такими подсистемами являются:
- экономические отношения,
- социальные отношения (в узком смысле слова),
- духовно-культурные отношения,
- политические отношения.
Эта классификация, как и любая другая, разумеется, условна. Далеко не всегда возможно провести четкую грань, например, между отношениями экономическими и социальными, а уж политический момент при государственной организации общества присутствует практически в большинстве общественных отношений или, во всяком случае, во многих из отношений, отнесенных к другим группам. Но как грубый рабочий инструмент данная классификация может быть использована для характеристики специфики тех или иных отношений в обществе.
Каждая подсистема тесно взаимодействует с остальными подсистемами общественного строя, причем это именно взаимодействие, а не одностороннее воздействие одной подсистемы (например, экономической) на другие. Взаимодействие подсистем в значительной своей части входит в предмет правового регулирования, а основные его принципы регулируются конституционным правом.
Роль государства в экономическом и общественном строе
Государство играет важную роль в организации и регулировании экономического и общественного строя в государстве. Оно выполняет ряд функций, которые направлены на обеспечение стабильности, развития и благополучия общества.
Экономическая роль государства
Государство в экономическом строе выполняет следующие функции:
- Регулирование экономики: Государство устанавливает правила и нормы, которые регулируют экономическую деятельность в стране. Оно создает законы, контролирует рынок, регулирует цены, осуществляет монетарную политику и другие меры для обеспечения стабильности и эффективности экономики.
- Инвестиции и развитие: Государство может инвестировать в различные отрасли экономики, чтобы стимулировать их развитие. Оно может предоставлять финансовую поддержку, субсидии, налоговые льготы и другие меры для привлечения инвестиций и развития экономики.
- Создание и поддержка инфраструктуры: Государство отвечает за создание и поддержку инфраструктуры, такой как дороги, мосты, энергетические системы, телекоммуникации и другие объекты, которые необходимы для функционирования экономики. Оно также может регулировать и контролировать использование природных ресурсов.
- Социальная защита: Государство заботится о социальной защите населения, предоставляя социальные услуги, такие как здравоохранение, образование, пенсии, пособия по безработице и другие меры социальной поддержки. Оно также может регулировать трудовые отношения и защищать права работников.
Общественная роль государства
Государство в общественном строе выполняет следующие функции:
- Обеспечение правопорядка и безопасности: Государство отвечает за обеспечение правопорядка и безопасности в обществе. Оно создает правила и законы, которые регулируют поведение граждан и защищают их права. Оно также поддерживает правоохранительные органы, которые обеспечивают безопасность и защищают общество от преступности и нарушений.
- Политическая система и управление: Государство организует политическую систему и управление в стране. Оно проводит выборы, создает законы, осуществляет политические реформы и обеспечивает функционирование государственных органов. Оно также может регулировать и контролировать СМИ и информационное пространство.
- Защита прав и свобод граждан: Государство защищает права и свободы граждан, гарантирует их равенство перед законом. Оно обеспечивает свободу слова, собраний, вероисповедания и других основных прав граждан. Оно также может проводить политику по борьбе с дискриминацией и нарушениями прав человека.
- Социальное развитие и благополучие: Государство заботится о социальном развитии и благополучии общества. Оно создает программы и меры для борьбы с бедностью, безработицей, неравенством и другими социальными проблемами. Оно также может проводить политику по развитию образования, культуры, науки и других сфер жизни общества.
Таким образом, государство играет важную роль в организации и регулировании экономического и общественного строя. Оно выполняет функции, которые направлены на обеспечение стабильности, развития и благополучия общества, а также защиту прав и свобод граждан.
Что такое общество
В социологии это понятие трактуется как человеческий коллектив, объединённый исторически сложившимися формами взаимосвязи и взаимодействия для удовлетворения своих потребностей.
Структурное многообразие и вместе с тем нераздельность общества заставляют исследовать его как социальную систему, имеющую своё внутреннее строение и состоящую из различных макро (коллективы) и микро (отдельные люди) элементов.
Эти элементы разделяются на естественные:
- семья;
- народ;
- раса и т. д.
И искусственно созданные:
- профессиональные сообщества;
- религиозные конфессии;
- политические партии.
Они не существуют изолированно, а находятся в тесном взаимодействии друг с другом, выполняя каждый свои функции внутри глобальной социальной системы, которая функционирует по собственным правилам.
Общество как социальное устройство имеет специфические черты:
- включает в себя все социальные группы; транслирует интересы всех членов;
- социализирует и адаптирует членов коллектива;
- самостоятельно определяет суть собственной деятельности;
- определяет принципы и нормы своего существования, тем самым регулируя поведение отдельных его членов или всего коллектива.