Земские старосты: история, функции, роль в обществе

Что значит земские старосты

ЗВАНИЯ ПОЧЕТНЫЕ

ЗВАНИЯ ПОЧЕТНЫЕ —
особые наименования в Российской империи XVIII XIX вв., дававшиеся за заслуги лицам, находившимся на государственной, придворной или выборной службе, занимавшимся предпринимательской, научной или художественной деятельностью.

С 1809 г. придворные камергера и камер-юнкера стали З.п., присваивались по усмотрению императора. С 1836 г. было запрещено представлять к пожалованию в камер-юнкеры чиновников ниже титулярного советника, а в камергеры — ниже статского советника, в 1850 г. ценз был повышен соответственно до коллежского асессора и действительного статского советника. Камергеры по достижении на службе чина тайного советника (камер-юнкеры — действительного статского советника) исключались из придворных списков. Эти З.п. давались также вне государственной службы: губернский , избранный на третье трехлетие, мог стать камергером. До середины XIX в. различались «действительные» и «почетные» камергеры и лица «в звании камергера». В 1826 г. был установлен штат в 12 камергеров и 36 камер-юнкеров, однако вскоре штатное расписание перестало соблюдаться, и на 1912 г. камергеров имели 322 чел., звание камер-юнкера — 344 чел. К числу придворных З.п. относилось и звание камер-пажа (присваивалось учащимся старших классов Пажеского корпуса, отличавшихся успехами в учебе и поведением).

Употреблялись также З.п. сенатора и члена Государственного совета, дававшиеся чинам I-III классов, служившим в ведомствах и не связанным с работой в Сенате и Государственном совете (до середины XIX в. звание сенатора получали обычно товарищи министра). Звание члена Государственного совета считалось более почетным, но лица, получавшие его и уже имевшие звание сенатора, могли сохранять оба. По усмотрению императора гражданским и придворным чинам I-III классов жаловалось З.п. статс-секретаря его величества, дававшее право объявлять устные повеления императора и носить особый нагрудный знак, в 1912 г. числилось 19 статс-секретарей.

Существовали придворные звания для дам: обер-гофмейстрины, гофмейстрины, статс-дамы, камер-фрейлины и фрейлины.

Военные чины, находившиеся в Свите императора, имели З.п. генерал-адъютанта (чины I-III классов, утверждены в 1711 г.), Свиты генерал-майора или контр-адмирала (утверждено в 1827 г.), флигель-адъютанта (для штаб-и обер-офицеров, утверждено в 1775 г.). Их отличало особое шитье на мундирах, императорские вензеля на эполетах и погонах, аксельбанты. Выполняли различные поручения императора; дежурный генерал-адъютант объявлял устные повеления императора. В 1912 г. числилось 55 генерал-адъютантов, 44 Свиты генерал-майора и 5 контр-адмиралов, 61 флигель-адъютант.

С 1800 г. купцы получали почетные звания коммерции- и мануфактур-советников, приравненные к VIII классу гражданской службы, с 1824 г. их удостаивались купцы, пробывшие в 1-й 12 лет. Им присваивались шитый мундир со шпагой, право приезда ко двору и с 1854 г. — определение сыновей на государственную службу.

Лица, занимавшиеся наукой и художестве ной деятельностью, получали звания почетного академика (утверждено в 1743 г.) и классного художника; имели шитый мундир и шпагу.

Присвоение чинов и З.п., так же как и назначение на должность, награждение орденами оформлялось приказами царя по военному, гражданским и придворному ведомствам и отмечалось в формулярных (послужных) списках. З.п. Российской империи упразднены декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 10 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов».

Реформа Ивана Грозного

Долгое время губные и земские старосты назначались княжеским указом. По сути своей никакого влияния на местное население они не оказывали, а наезжали по методу татарских набегов: прискакали, собрали, увезли. Хотя именно им было поручено следить за порядком в самых отдаленных местах русских земель, обязанности свои они выполняли неохотно. Произвол и чудовищная коррупция царили повсюду, и не было на местных царьков ни управы, ни начальника. Понадобилась железная воля отдельного правителя, чтобы сломать существующую систему и выработать новый принцип функционирования местной администрации.

Во время правления Ивана Грозного возникла насущная необходимость полностью реорганизовать административную систему Российского государства. Общий свод законов, привязанный к этому политическому процессу, получил название реформ местного самоуправления. Основной причиной их возникновения стала необходимость упразднить так называемые кормления – архаичный пережиток давних времен, который давал право приезжим чиновникам жить с доходов (то есть кормиться) определенной области.

Вместо натурального оброка была введена система финансирования, а денежные потоки напрямую контролировались государством.

Волостное самоуправление и Земские избы Ивана Грозного

Земской избой на Руси назывался выборный орган местного самоуправления, который осуществлял контроль за деятельностью должностных лиц, а также проводил финансовые и судебные процессы. Такие учреждения существовали во всех волостях с середины XVI до начала XVIII века.

История возникновения

Земские избы на местах образовались в результате земской реформы, проведенной Иваном Грозным в 1550 году. Эти преобразования имели целью снижение власти наместников и волостелей, которую требовалось достигнуть путем передачи управления на местах во власть выборных учреждений.

В 1552 году царь издал новый Судебник и ряд уставов, определивших появление новых органов самоуправления. В этих постановлениях наместникам волостей запрещалось вести судебные разбирательства без участия представителей общины. Также в ведение общины переходили права собственного управления, сбора податей и надзора за порядком. Эти правила распространялись как на город, так и на сельские образования.

Состав

Земская изба состояла из нескольких человек, выбираемых на службу путем голосования. Возглавлял учреждение земский староста, которому подчинялись дьячки и целовальники. В числе избирателей были крестьяне, тяглые и посадские люди, за исключением военных («служилых людей»), которые не подчинялись решениям земства.

На пост старосты могли претендовать зажиточные посадские люди и государственные крестьяне. Они избирались сроком на 1-2 года или, в некоторых случаях, на неопределенное время. В должностные обязанности главы организации входили вопросы:

  • распределения общинной земли между крестьянами;
  • надзора за исполнением системы общественных повинностей (тягло);
  • взымания податей в казну;
  • управления другими должностными лицами.

Целовальники находились в подчинении у старосты и занимались проведением финансовых, судебных и полицейских операций. Их должность была избираемой. В их компетенции были следующие вопросы:

  • поиск и поимка преступников (воров, разбойников);
  • помощь старосте при сборе податей, торговых и таможенных пошлин;
  • учет и выдача собранных средств для откупа.

Дьяки и подьячьи исполняли функцию писаря при совете местного самоуправления. В их обязанности входило оформление всех бумаг, издаваемых волостью. Они занимались:

  • составлением финансовых документов;
  • изданием частных и судебных актов;
  • перепиской со столичными органами власти.

Должность дьяков не была выборной, назначение проходило путем свободного найма по критериям грамотности и навыкам ведения документации. Дьяки принимали присягу от старост и подчинялись непосредственно им.

Развитие и изменение

После преобразований 1550 года, Земские избы стали основным органом местного самоуправления, однако власть наместников в некоторых областях оставалась достаточно устойчивой. Наиболее полно реформа Ивана была принята в северо-восточных областях, где преобладало черносошное (общинное) крестьянство. Менее эффективно самоуправление действовало в южных волостях, где сохранялся авторитет бояр-вотчинников.

В XVII веке функции местного самоуправления были расширены, старосты и целовальники получили право ведения всех финансовых процессов и должны были отчитываться за них перед центральными представителями власти. На некоторое время, орган были объединен с воеводским управлением и фактически подчинялся ему.

При Петре I по указу 1699 года избы были вновь получили самостоятельность и статус главного распорядителя на местах. Служебные посты старосты и целовальников были заменены бурмистрами, которые избирались посадскими людьми и несли ответственность сначала перед Бурмистерской палатой, а затем – губернаторами. В начале 20-х годов XVIII в. они были преобразованы в магистраты и ратуши.

ЗАКУП

ЗАКУП —
наймит, зависимое лицо в Древней Руси. 3. становились разорившиеся общинники, получавшие от земле владельца участок земли и сельскохозяйственный инвентарь. Кабальные 3. в обмен на «купу» (помощь деньгами или товарами) обязаны были работать в имении господина. Находясь на хрупкой грани между рабством и свободой, 3. часто воспринимался господином в качестве раба. 3. был лишен права свободного ухода от хозяина, побег превращал его в обельного холопа; 3. нес ответственность за сохранность орудий труда, полученных им от господина; обладал правом телесных наказаний 3. (это право было поставлено в определенные нормы, нарушение которых вменялось как преступление); кража, совершенная 3., превращала последнего в обельного холопа. Обращение к властям с жалобой на хозяина не каралось, а уход с целью поиска «кун», чтобы расплатиться с хозяином по долгу и обрести свободу, считался правомерным. Устав Владимира Мономаха запретил продажу 3. в холопство: в этом случае господин терял купу (долг) и штрафовался (12 гривен). Согласно Пространной Правде, господин, избивший 3. «без вины», да еще и в пьяном состоянии, платил ему возмещение как свободному человеку. 3. «в мале тяже» выступал послухом на суде, т. е. пользовался прерогативой свободных людей. Господин не мог брать с 3. деньги выше суммы, определенной договором о закупничестве И причинять какой-либо вред «купе».

Ответственность и полномочия земских старост в историческом контексте

Земские старосты в России были выбираемыми представителями сельских поселений, которых объединяли в состав так называемых земских собраний. У земских старост были различные полномочия и отвечали они перед собственными избирателями и перед государственными органами. Ответственность и полномочия земских старост в историческом контексте имели свои особенности.

Земский староста несли ответственность за поддержание общественного порядка и соблюдение законов в своем поселении. Они решали споры и конфликты между жителями, контролировали соблюдение правил посева и сбора урожая, а также следили за состоянием общественного имущества. В случае нарушения правил или законов, земский староста мог применить дисциплинарные меры в отношении нарушителя. Они также отвечали за возмещение ущерба, причиненного общественному имуществу.

Полномочия земских старост включали в себя участие в земских собраниях, где они представляли интересы своего поселения. Они вносили предложения по улучшению жизни и условий сельского населения. Земские старосты принимали участие в принятии решений о распределении бюджетных средств, осуществлении различных сельскохозяйственных мероприятий, строительстве и ремонте общественных сооружений. Они также выполняли функции по сбору налогов и выдаче прописок.

Земские старосты выполняли важную роль в обществе, представляя интересы сельского населения и оказывая помощь государственным органам в организации и контроле жизни в сельских поселениях. Они владели знаниями о своем поселении и его ресурсах, а также представляли интересы и потребности общества перед государством.

Древняя Русь

Эта должность была известна еще со времен Киевской Руси. В то время земские старосты, они же княжеские холопы и верные слуги, назначались князем или его ближайшими сторонниками для осуществления руководства низшими сословиями. В законах Ярослава Мудрого упоминаются сельские и ратайные старосты. Первые занимались сельским населением княжеской вотчины, разбирали ссоры, тяжбы, собирали налоги. Вторые ведали земельными проблемами, спорами об общинных и вотчинных землях, разбирали имущественные неурядицы. Позднее институт старших перешел на территорию северо-восточных княжеств.

ЗЕМСКИЙ НАЧАЛЬНИК

ЗЕМСКИЙ НАЧАЛЬНИК —
представитель административно-судебной власти в русской деревне с 1889 г. по 1917 г. Назначался по закону от 12 июля 1889 г., как правило, из потомственных дворян, владевших недвижимой собственностью, по представлению губернатора. в руках З.н. сосредоточивалась административная власть над органами крестьянского общественного управления (контроль за деятельностью сельского и волостного управления, утверждение должностных лиц и волостных судей, первая судебная инстанция для крестьян). с введением института З.н. упразднялись уездные по крестьянским делам присутствия (учрежденные в 1874 г. вместо уездных съездов мировых посредников) и мировые суды. Их функции были переданы З.н. Органы крестьянского сословного самоуправления и сельское население 40 губерний, на которые распространялось действие «Положения» 1889 г., ставились в зависимость от З.н. З.н., игнорировавшие порой суровые общинные обычаи и традиции, вносили в крестьянскую среду государственные правовые нормы.

Земские старосты в истории России

Земские старосты – это представители крестьянской общины, выбранные на сходах и обладающие рядом важнейших полномочий, таких как сбор налогов, контроль за судебными делами, забота о местном общественном порядке. Они появились в России в XV веке и стали неотъемлемой частью земского самоуправления.

Роль земских старост в истории России была весьма значимой. Они были главными исполнителями решений земских сходов, принимали участие в выборах на различные должности, участвовали в охране общественного порядка и борьбе с внешними врагами.

Однако, земские старосты не всегда выполняли свои обязанности добросовестно. Иногда они злоупотребляли своим положением, проявляли коррупцию, а также оказывали несправедливое влияние на судебные решения.

Таким образом, земские старосты в истории России сыграли важную роль в развитии земского самоуправления, защите прав крестьянской общины, но также столкнулись с проблемами коррупции и несправедливости. Их влияние на местное сообщество оставалось значительным на протяжении нескольких столетий.

  • Ключевые полномочия земских старост:
    • сбор налогов и сборы на церковные нужды
    • контроль над судебными делами
    • участие в выборах на различные долностеи
    • забота о местном общественном порядке
Появление Роль Проблемы
XV век Исполнение решений земских сходов, участие в выборах на различные должности, участие в охране общественного порядка и борьбе с внешними врагами Коррупция, несправедливые судебные решения

Земские старости оказывали значимое влияние на жизнь общины. Они были инструментом защиты крестьянских прав и интересов и смогли добиться значительной автономии, однако проблемы коррупции и несправедливости отразились на их делах.

Вопрос-ответ:

Чем отличается земской староста от губного старосты?

Земский и губный старосты представляют органы местного самоуправления в России. Однако, их функции и компетенции различаются. Земской староста занимается управлением сельскими и городскими поселениями на уровне губернии или уезда, а губный староста — на уровне губернаторства.

Что входит в компетенцию земского старосты?

Земскому старосте подчиняется задача организации и управления сельскими и городскими поселениями. Это включает в себя управление землей, земельными ресурсами, обеспечение безопасности и порядка, развитие социальной и коммунальной инфраструктуры, охрану окружающей среды и экологию, а также решение жилищных вопросов. Кроме того, в компетенцию земского старосты входит принятие решений о местных налогах и сборах, контроль за реализацией муниципальных программ развития и участие в подготовке местных бюджетов.

Какие полномочия имеет губный староста?

Губному старосте принадлежат задачи по управлению губернаторством, то есть более высоким уровнем территориального деления. Он отвечает за развитие и координацию всех муниципальных образований в губернаторстве, контролирует их деятельность, принимает стратегические решения по развитию региона, управляет бюджетом и принимает акты в интересах губернаторства. Губный староста также представляет интересы своего губернаторства перед вышестоящими органами власти.

Каким образом земский староста избирается?

Земского старосту избирают на местном уровне жители сельских и городских поселений. Обычно выборы проходят в форме голосования на территории данного поселения. Кандидаты на должность земского старосты предлагают свои программы и представляют свои кандидатуры избирателям. Затем проходит голосование, на основе результатов которого выбирается земской староста.

Какой срок полномочий у земского старосты?

Срок полномочий земского старосты определяется законодательством местного уровня. Обычно это срок от двух до пяти лет. После окончания срока полномочий проводятся новые выборы, на которых жители поселения выбирают нового земского старосту.

Какая разница в должностных обязанностях земского и губного старосты?

Земскому старосте свойственна работа на местном уровне, ведь его компетенция охватывает сельские и городские поселения. Он отвечает за решение проблем и задач, связанных с местной инфраструктурой, социальной сферой, экологией и др. Губному старосте же приходится заниматься организацией и управлением всего губернаторства, то есть более крупной территорией, и обеспечивать его развитие в целом.

Каковы требования к кандидатам на должность земского и губного старосты?

Требования к кандидатам на должность земского и губного старосты устанавливаются законодательством. Обычно кандидат должен быть гражданином Российской Федерации, иметь достаточный уровень образования, обладать определенным опытом работы в сфере управления и знанием принципов и процедур муниципального управления. Также могут быть установлены возрастные ограничения и требования к характеристикам личности и профессиональным качествам кандидата.

Историческое развитие должности губного старосты

Должность губного старосты появилась в России во второй половине XVIII века и была связана с административными и судебными функциями. Губными старостами назначались представители дворянства или высшего сословия, которым было поручено руководство губернским уездом.

Главной обязанностью губного старосты было поддержание порядка и обеспечение безопасности в губернском уезде. Они решали местные споры, разбирали уголовные и гражданские дела, контролировали работу школ, судов, больниц и других учреждений. Губные старосты также осуществляли надзор за повинностями крестьян, собирали налоги и отчитывались перед вышестоящими органами.

С течением времени должность губного старосты стала одной из самых престижных и влиятельных в регионах. С их помощью правительство контролировало местное управление и поддерживало порядок в провинции. Губные старосты были назначаемыми должностями и могли быть смещены в любой момент по решению вышестоящего органа.

Характерные черты работы губного старосты:

  • Ведение учета и отчетности о деятельности губернского уезда
  • Разрешение спорных вопросов и конфликтов между жителями уезда
  • Контроль над выполнением законов и правил в уезде
  • Обеспечение безопасности и общественного порядка
  • Сотрудничество с вышестоящими органами и подчиненными служащими
  1. Собирать налоги и другие платежи от населения
  2. Организация ремонта и содержания общественных зданий и сооружений
  3. Разработка и реализация программ развития уезда

В современной России должность губного старосты уже не существует. Система управления регионами и провинциями изменилась, и административно-территориальное деление страны стало иным. Однако историческая роль и значение губных старост остаются важными для понимания развития органов власти и системы управления в России.

Особенности и функции земских старост

Земские старосты были управленческими должностными лицами на Руси, функционировавшими в период с XI до начала XX века. Они были своеобразными представителями местного самоуправления и играли важную роль в организации и управлении общественной жизнью. Земские старосты исполняли широкий спектр функций, включая осуществление контроля над налоговым сбором, поддержание общественного порядка, управление сельским хозяйством, регулирование торговли и другие.

Одной из главных функций земских старост было осуществление контроля над сбором налогов. Они не только проводили перепись населения и регулярно взимали налоги, но и следили за справедливым распределением налоговой нагрузки между населением и помогали предотвращать злоупотребления и мошенничество в этой сфере.

Земские старосты также играли важную роль в поддержании общественного порядка и безопасности на территории, которой они управляли. Они контролировали поведение и действия жителей, рассматривали жалобы и конфликты, принимали участие в разрешении конфликтных ситуаций. В случае необходимости земские старосты могли применять административные меры карательного характера в отношении правонарушителей.

Фактически, земские старосты были некими агентами государства на местах, выполняющими его указания и действующими от его имени. Они передавали государственные распоряжения и указы населению, осуществляли контроль над их исполнением и отчитывались перед своими вышестоящими начальниками.

Помимо этого, земские старосты управляли сельским хозяйством на своей территории. Они контролировали выращивание и производство сельскохозяйственных культур, развитие животноводства и другие аспекты сельского хозяйства. Земские старосты также регулировали и организовывали торговлю на своей территории, отвечали за соблюдение торговых правил и обеспечение справедливости в коммерческих отношениях.

Примерный список функций земских старост:
Контроль над сбором налогов
Обеспечение справедливого распределения налоговой нагрузки

Поддержание общественного порядка и безопасности
Контроль за действиями жителей, разрешение конфликтов

Исполнение указаний государства
Предоставление и объяснение воле государства, контроль за их исполнением

Управление сельским хозяйством
Контроль за выращиванием и производством сельскохозяйственных культур, развитие животноводства

Регулирование торговли
Организация и контроль за соблюдением торговых правил на своей территории

Таким образом, земские старосты были ключевыми фигурами местного самоуправления на Руси и выполняли разнообразные функции, связанные с управлением, контролем и организацией различных аспектов общественной жизни на своей территории.

ЗВАНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ

ЗВАНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ —
дипломатические ранги. В России до XVIII в. различались: послы великие, большие, полномочные, посланники (или «легкие» послы, т. е. без большой свиты), гонцы. При императоре Петре I существовали , посланник, резидент, в дальнейшем стали употребляться — , министр-резидент, полномочный министр, . Венским конгрессом (1814-1815) по предложению главы французской делегации Ш.Талейрана установлены единые для всех стран дипломатические ранги: 1-го класса — посол; 2-го класса — чрезвычайный посланник, полномочный министр, министр; 3-го (с 1818 г. — 4-го) класса — поверенный в делах. Ахенским протоколом 21 ноября 1818 г. 3-м классом установлен дипломатический ранг министр-резидент. Послы считались личными представителями суверена, аккредитовывались при главе государства, возглавляли посольства. Диплома-, ты 2-го (с титулом «») и 3-го классов отличались от послов менее торжественной (по протоколу) формой аудиенций, дипломаты 4-го класса аккредитовывались при министре иностранных дел. Вне этих классов стояли консулы и агенты (дипломатические или политические).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: