Андрей рублев творчество кратко для 4 класса презентация

Литературное чтение 4 кл: рассказ о творчестве андрея рублёва — что писать?

Литература

  • Алпатов М. В. Андрей Рублёв. — М.: Изобразительное искусство, 1972. — 206 с.
  • Бетин Л. В. О происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. — Вып. 1. — М., 1975.
  • Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублёва. Музей имени Андрея Рублева
  • Галинский Ю. С. Юность художника. Повесть об Андрее Рублёве
  • Грицак Е. Н. Мир Рублёва. — М., 2006.
  • Демина Н. А. «Троица» Андрея Рублёва. — М., 1963.
  • Дудочкин Б. Н. Андрей Рублёв. Биография. Произведения. Источники. Литература // Художественная культура Москвы и Подмосковья XIV — начала XX веков. Сб. ст. в честь Г. В. Попова. — М., 2002. — С. 300—421.
  • Лазарев В. Н. Андрей Рублёв и его школа. — М.: Искусство, 1966. — 312 с.
  • Лазарев В. Н. Андрей Рублёв: краткие биографические сведения // Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 1983. — ISBN 5-210-01342-1.
  • Лихачёв Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублёва и Епифания Премудрого. — Л.: Изд-во АН СССР, 1962. — 172 с.
  • Осташенко Е. Андрей Рублёв: Палеологовские традиции в московской живописи конца XIV — первой трети XV века. — М., 2005.
  • Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублёва. — М., 1974.
  • Плугин В. А. Мастер Святой Троицы. — М., 2001.
  • Померанц Г., Миркина З. В тени Вавилонской башни. — М., 2004. — («Humanitas»).
  • Попов Г. В. Андрей Рублёв. — М., 2007.
  • Андрей Рублёв / Попова О. С. // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 732. — (Большая российская энциклопедия :  / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X.
  • Рублёв Андрей // Большая советская энциклопедия :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Сергеев В. Н. Рублёв. — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1986. — 256,  с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 8 (618)). — 150 000 экз. — ISBN 978-5-235-01544-9.
  • Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря // Памятники культуры. Новые открытия. — М.: Наука, 1996.
  • Ульянов О. Г. «Деисус Андреева писма Рублева» из Благовещенского храма Московского Кремля (к 575-летию преставления преподобного иконописца) // Памятники культуры. Новые открытия. — М.: Наука, 2008. — С. 364—394.
  • Ульянов О. Г. Эволюция иконографии Живоначальной Троицы в древнерусском искусстве времени прп. Андрея Рублёва и проблемы семантики образа // Тр. ГМИР. — Вып. 9. — СПб., 2009. — С. 7—15.
  • Ульянов О. Г. Эпитафия прп. Андрею Рублеёу (проблемы атрибуции) // II научные чтения памяти В. А. Плугина. Москва,  г. — Вестник Московского университета. — Серия 8. История. — М., 2013. — № 4. — С. 132—133.
  • Щенникова Л. А. Творения преподобного Андрея Рублёва и иконописцев великокняжеской Москвы. — М., 2007.

Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 17299Количество использованных доноров: 4Информация по каждому донору:

  1. https://stories-of-success.ru/andreya-rubleva: использовано 4 блоков из 8, кол-во символов 5590 (32%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%91%D0%B2: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 3597 (21%)
  3. http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-drevnej-rusi/771-tvorchestvo-andreya-rubljova-vershina-russkoj-i-mirovoj-zhivopisi: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 6192 (36%)
  4. https://uchim-klass.ru/biografiya/rublyov-andrej: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1920 (11%)

Слайд 9

Архангел Михаил, 1408 г
Григорий Богослов, 1408 г.
Иоанн Предтеча, 1408 г.

Биография

Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Великом Новгороде), вероятно, в конце 1340-х годов, из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи. Принял монашеский постриг в Андрониковом монастыре при Андронике Московском с именем Андрей; мирское имя неизвестно (скорее всего, по существовавшей в то время традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя, и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.

Творчество

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера культурного подъёма 2-й половины XIV — начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры

В 1425-27 годах Рублёв, как свидетельствуют летописи, совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы, считающиеся по большей части работой артели; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Вероятно, именно в этот иконостас входила икона «Святая Троица» — его единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием.

Также большинство исследователей согласны с тем, что им, скорей всего, написана «Владимирская Богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир) и часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (около 1395 года, Российская государственная библиотека, Москва).

Прочие иконы и фрески, приписывавшиеся на протяжении XX века кисти Андрея Рублева, в настоящее время большинством исследователей принято считать работой школы (артели) или даже просто современников мастера

Популярные темы сообщений

Созвездие Стрелец
Стрелец — одно из созвездий на небосводе. Оно соседствует со созвездиями Козерога и Скорпиона. По площади созвездие Стрельца занимает 15 место.

Творчество Ги де Мопассана
Являясь последователем творчества Гюстава Флобера, Мопассан стремился поддерживать ценности своего наставника, а это рассказ о менталитете, культуре и жизни различных социальных слоёв,

Лось
Одним из самых крупных зверей проживающих в лесу является лось. У животного достаточно большой вес, а в росте он достигает до 2-х метров. Лоси чаще всего темно-бурого цвета, имеют огромное туловище и длинные ноги. Голова у животного круглая,

Творчество Астафьева
Виктор Петрович Астафьев родился 1.05.1924 года в Красноярском крае в селе Овсянка, воспитанник крестьянской семьи, но к 1936 году осиротел

Участвовал в войне, куда ушёл добровольцем,

Храмы России
Издавна считается, что храм это самое важное сооружение для всего верующего населения. Люди приходят в храм, чтобы поговорить с Богом, поделится с ним своими переживаниями, или попросить у него помощи

Целая жизнь человека проходит в стенах храма,

Слайд 5

Андрей Рублев был человеком Святой Руси, своего государства и выражал чувства и мысли своих современников. Он говорил языком родного искусства, основываясь на традициях московской живописи, получившей в его произведениях блестящее развитие. В его замечательных творениях, проникнутых гуманизмом, звучала сама жизнь.
Феофан Грек и Андрей Рублев были совершенно различных темпераментов, разного внутреннего строя. Феофан Грек следовал традициям византийской живописи, Рублев же принадлежал московской школе.
Не выходя из рамок предписанных иконографией композиций, они подняли московское искусство на небывалую высоту, преодолев крайнюю ограниченность в трактовке религиозных образов, отразили каждый по-своему духовный мир изображаемых героев.
Еще при жизни Андрей Рублев стал легендой. Его приглашали для украшения живописью лучших построек. Расписать храм значило написать фрески на стенах и иконы для иконостаса. Одному все это выполнить было невозможно.
Рублев работал в дружинах-артелях с самыми выдающимися мастерами — Феофаном Греком, Прохором с Городца, Даниилом Черным. Художники расписывали главные соборы Москвы: Благовещенский, Успенский, Архангельский. Несомненно, великий живописец встречался со многими образованными и прославленными людьми своего времени.
Андрей Рублев, так же как Феофан Грек, был большим мастером цвета и новатором в этой области. Художники разрабатывали сложные сочетания красок, создавали гамму, неведомую до них.

Блестящий иконописец, художник и монах

Андрей Рублев прославился своими иконами, которые отличаются особым художественным талантом, глубиной и мужеством выражения. Он умел передать душу своих героев и создать неповторимую атмосферу святости.

В своих работах Рублев использовал традиционные техники иконописи, такие как мозаичная композиция, игра света и тени, тонкая линия и яркие цвета. Он также смело экспериментировал с новыми эффектами и приемами, придавая своим работам индивидуальность и оригинальность.

Несмотря на свой блестящий талант и популярность, Андрей Рублев был скромным и скромным человеком. Он провел большую часть своей жизни в монастыре, посвятив себя служению Господу и искусству. Его монастырский образ жизни полностью соответствовал его творческому подходу.

Вклад Андрея Рублева в русскую культуру трудно переоценить. Его иконы считаются сокровищами национального наследия и великими произведениями искусства. Они стали примером для множества последующих художников и источником вдохновения для многих поколений. Сегодня иконы Андрея Рублева можно увидеть в различных музеях и коллекциях по всему миру.

Андрей Рублев — непревзойденный мастер и талантливый художник, который сумел привнести в русскую иконопись новые идеи, стиль и красоту. Его работы продолжают восхищать и вдохновлять людей уже более века, и его имя останется навсегда в истории искусства.

Творчество Рублёва

Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 века, которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе).

Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы 14 века с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи 12 — начала 13 веков.

Лица — русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные.

Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением»; какие-либо внутренние аффекты им не свойственны.

Творчество Андрея Рублева определило в 15 в. расцвет национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Оно оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия.

Интересные факты из жизни художника

В страшные времена войн и усобиц XIV–XV веков на Руси появился великий иконописец Андрей Рублёв.

Сохранилось представление о Рублёве, как о человеке доброго, смиренного нрава, «исполненного радости и светлости».

Хотя имя Рублёва упоминалось в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале двадцатого столетия после реставрации в 1904 году «Троицы» – главнейшей святыни Троице-Сергиевой лавры, самого совершенного произведения древнерусской живописи. После расчистки этой иконы стало понятно, почему Стоглавый собор постановил писать этот образ только так, как его писал Рублёв. Только тогда начались поиски других произведений художника.

Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублёв уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы.

Невозможно последовательно проследить творческий путь Рублёва, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы.

Иконы, фрески и иллюстрации Андрея Рублёва

«Сошествие во ад». 1408-1410 (Государственная Третьяковская галерея)

«Богоматерь Владимирская» (Конец XIV — начало XV вв).Доска, темпера. 102.2 × 69.5 см.Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник,Владимир, Россия.

«Рождество Христово» (Начало XV в. (1410-е гг.?)Фреска. 81 × 62 смБлаговещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

«Рождество Христово» (Начало XV в.) Левый нижний фрагмент. Иосиф и старец.Доска, темпера. 81 × 62 смБлаговещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

«Евангелист Матфей» (Начало XV в.) Евангелие Хитрово, книжная миниатюра Русская государственная библиотека, Москва, Россия

«Воскрешение Лазаря» (1405)Доска липовая, ковчег, неглубокая лузга, паволока, левкас, темпера. 80,5 x 61 смБлаговещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

Иконы из деисусного («васильевского») чина. 1408 или 1410. Из иконостаса Успенского собора во Владимире. Даниил Чёрный, Андрей Рублев.

Святитель Иоанн Златоуст

Апостол Павел из деисусного чина собора. 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Апостол Петр из деисусного чина собора. 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

«Благовещение» (1408)Панель, темпера. 125 × 94 смБлаговещенский собор Московского Кремля, Москва, Россия

«Богоматерь в раю». 1408. Успенский собор, Владимир, Россия (Фреска восточной люнеты в южном нефе)

«Богоматерь Умиление Владимирская (Из Благовещенского собора Московского Кремля». Конец XIV – начало XV века)

«Вознесение из праздничного чина Успенского собора во Владимире». 1408. Государственая Третьяковская галерея

«Вход в Иерусалим». 1405. Благовещенский собор в Московском Кремле, Россия

«Григорий Богослов» (1408) Икона из иконостаса Успенского собора во ВладимиреПанель, темпера. 314 x 106 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

«Григорий Богослов» (1408) Икона из иконостаса Успенского собора во ВладимиреПанель, темпера. 314 x 106 смСретение Господне. 1408. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Фреска “Страшный суд”. 1408. Успенский собор, Владимир, Россия

«Преображение Господне» (1410-е) Центральный фрагмент. Христос и пророки Илия и Моисей

Царские врата. 1425-1427. Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавры, Сергиев Посад, Россия

Спас в славе (Разворот). Андрониково Евангелие (Начало XV века). Государственный Исторический музей, Москва, Россия

«Евангелист Иоанн» (Начало XV века)Евангелие Хитрово, книжная миниатюраРоссийская государственная библиотека, Москва, Россия

Преображение Господне

Андрей Рублев Московская школа1405 г.80,5 x 61 смдоска липовая, ковчег, неглубокая лузга. Паволока, левкас, темпераикона. Праздничный чин Благовещенский собор Московского Кремля

Андрей Рублев — имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть. Образы Рублева навевают нам воспоминания об утерянной райской жизни, об утерянном покое, счастье и гармонии со вселенной. Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во всех его немногочисленных работах, дошедших до наших дней. Его ангелы, Иисус, Богородицы лечат наши души, искалеченные болезнями современности, заставляют хотя бы на миг забыть о всеобщем государственном оболванивании человечества, и окунуться в мир вечного покоя, благости и любви. В творчестве Рублева отчетливее всего выразились мечты русского народа об идеальной человеческой красоте. Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких христианских идеалов.

Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды среднего ангела явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло- лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом. Дерево мамврийский дуб — древо жизни, указание на живоначальность Троицы. Дом воплощает Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца, Древо за спиной среднего ангела, Гора за спиной третьего ангела.

В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные, например, «Апостол Павел». Колорит иконы более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; проявляются архаические тенденции. «Апостол Павел»

«Богоматерь Владимирская» Сочетание светлого зелено-голубого средника и более темных оливковых полей характерно для иконописи конца XVII века. Широкие поля отделены от средника красной узкой полосой. Лик Богоматери округлый, взгляд карих глаз направлен на Младенца. Охрение выполнено по серо- зеленому санкирю с легкой подрумянкой. Резкие высветления над левой бровью, по сторонам глаз, гребню носа, над верхней губой, на подбородке, шее. Сохранность личного Младенца неполная. Левая рука Богоматери поднята значительно выше правой. Одежды Богоматери и младенца, коричневые с красным оттенком, близки по цвету плотно прописаны тонкими линиями золота.

Живописное решение иконы отличается исключительной красотой. Преобладающие в личной плави розоватые тона слегка усилены розовым приплеском вдоль линии носа. Нежные, немного пухлые губы, написанные более интенсивно-розовым, как бы концентрируют этот ведущий тон. Золотисто-русые волосы в мягких локонах, обрамляющие лик, придают гамме более теплый оттенок, который согласуется с золотым ассистом ангельских крыльев, написанных яркими охрами, и с золотом фона. Бирюзово- голубая повязка в волосах, как бы пронизанная светом, вплетается в эту золотистую гамму подобно вкраплению благородной эмали. С нею тонально перекликается голубой, более приглушенного оттенка в папортках (крыльях) и в небольших участках хитона с золотым узорным оплечьем.

«Вознесение» Икона «Вознесение», как никакая другая из многофигурных праздничных икон, обладает особой ритмической организацией композиции. Здесь проявилось свойственное Андрею Рублеву чувство гармонии, пластической уравновешенности. Колорит иконы многообразен за счет нюансированности каждого тона. Живописные плоскости основных тонов оживлены богатством верхнего моделирующего рисунка и лессировок.

Наследие Рублева в русской культуре и искусстве

Вклад Рублева в развитие иконописи, а также особенностей его стиля и техники работы, оказали значительное влияние на русскую культуру. Его произведения стали образцом для многих последующих художников иконописцев. Рублевский стиль был широко использован в дальнейшем развитии русской иконописи.

Через иконопись Андрея Рублева передавались не только религиозные сюжеты, но и эстетические и философские идеи. Чистота и простота линий, гармония цвета, плавность форм – все это характеризует стиль Рублева. Его творения вдохновляли и возвышали душу, отражая глубину и веру русского народа.

Наследие Рублева проникло во все сферы русской культуры. Его иконописные работы стали символом русской христианской веры и культуры, и по сей день считаются одними из самых ценных иконических произведений в России. Рублевские иконы можно найти в музеях и церквах, а также многие его произведения стали объектом изучения для искусствоведов и историков.

На основе иконописных техник и стиля Рублева возникли новые направления в русском искусстве. Его влияние проступает не только в живописи и иконописи, но также в архитектуре, музыке и литературе. Многие художники и композиторы черпали вдохновение из творчества Рублева, объединяя его идеи и мотивы с современными художественными течениями.

Также Андрей Рублев внес вклад в развитие русского искусства своей активной деятельностью в Сергиевом Посаде, где работал в Троице-Сергиевой Лавре. Он создал знаменитые иконы, украшал храмы и церкви, расписывал монастырские стены. Благодаря этому его именем и работами была окружена Лавра, создавая особую атмосферу духовности и культуры.

Примеры работ Рублева Описание
Троица Одна из самых знаменитых икон, олицетворяющая Троицу. Является высшим творением Рублева
Спас Нерукотворный Икона изображает Иисуса Христа, является одной из самых известных работ Рублева
Ангел с Золтоницы Миниатюрная икона, созданная для Андрея Золотникова, основателя Золотоницкого монастыря

Таким образом, наследие Рублева в русской культуре и искусстве остается неизменно значимым. Его работы продолжают вдохновлять и восхищать миллионы людей по всему миру, а влияние его творчества прочно укоренилось в русской культуре и стало частью ее исторического и культурного наследия.

Биография иконописца Андрея Рублёва

Историки предполагают, что знаменитый иконописец родился, примерно, в 1360 году (не ранее 1340 и не позднее 1370). Место рождения точно не известно. Случилось это событие или в Московском княжестве, или на землях Великого Новгорода. И звали новорождённого совсем не Андрей – это имя иконописец получил позднее, при совершении монашеского пострига. Есть вопросы и к фамилии. Дело в том, что в те времена фамилии имели только знатные или образованные люди. Однако, у знатного человека не могло быть фамилии Рублёв. А «Рублёв» происходит не от рубля, а от инструмента для выделки кож «рубеля».

В каких краях и как проходило детство будущего иконописца, как прошло отрочество и где он учился, достоверных сведений нет. В 1405 году Андрей Рублёв постригся в монахи, в московской Спасо-Андрониковом монастыре. В том же году была сделана запись в «Троицкой летописи» о росписи домовой церкви московского князя Василия I (старшего сына князя Дмитрия Донского):

Из этой записи следует, что чернец Рублёв был младшим членом артели иконописцев. Впрочем, примечателен сам факт – заказ почётный и сложный. И к такому заказу не мог быть допущен начинающий иконописец. В 1405 году Рублёв уже признанный мастер. В противном случае его работы были бы анонимными, как у большинства старорусских иконописцев, чьи труды дошли до нашего времени.

Три года спустя, в 1408 году, что следует из «Троицкой летописи», Даниил Чёрный и Андрей Рублёв начали роспись Владимирского Успенского собора, который был сооружён в двенадцатом веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Больше Гнездо. После ордынского набега в начале пятнадцатого века собор сильно пострадал и московский князь Василий I решил начать восстановительные работы в соборе.

До наших дней от трудов Рублёва и Чёрного в Успенском соборе сохранились лишь часть иконостаса (самого большого в России) и небольшие фрагменты настенной росписи. Иконы деисусного ряда (с изображением Христа) достигают в высоту до 3,5 метра. При написании этих икон Рублёв совместил художественные традиции Византии и традиции московской школы иконописи Феофана Грека. При этом Рублёв уже допускает  отступления от принятых канонов: живописец по-своему трактует образы Христа и Богоматери, и изображённых на иконах святых. Искусствоведы отмечают, что фрагмент Страшного Суда написан, как праздник справедливости и вечной жизни для праведников. До Рублёва Страшный Суд писали, как мрачную сцену наказания грешников.

Помимо написания икон и создания фресок Андрей Рублёв много времени уделял иллюстрирования книг: в частности, было создано несколько рисунков к Евангелию Хитрово (Евангелие названо по имени его владельца боярина Богдана Хитрово).

Особенности иконописи Андрея Рублёва

«Спас Вседержитель» (1410 — 1420-е годы)Доска липовая, поволока, левкас, яичная темпера. 158 x 106смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Ранние работы Андрея Рублёва в полной мере соответствуют принятым на начало пятнадцатого века правилам иконописи – в те времена на православных образах изображали святых с суровыми и аскетичными ликами, которым были присущи византийские черты: высокий лоб и большие глаза, тонкие губы и прямой греческий профиль. При этом иконописцы писали, в основном, сдержанными и тёмными цветами (коричневый, тёмно-красный, охристо-жёлтый).

Работы раннего Рублёва, по заключению реставратора и иконописца начала ХХ века Василия Гурьянова:

Впоследствии Рублёв постепенно отходит от принятых канонов иконописи. Всё чаще мастер пользуется светлыми и лёгкими красками: золотисто-жёлтой, розовой и светло-голубой. Изменяются и лики на рублёвских иконах: проступает всё больше славянских черт – округлый овал лица, русые волосы и светлые глаза, широкий лоб. Изменяется и выражение ликов: святые и ангелы становятся радостными и светлыми, с одухотворённым взглядом, а некоторые чуть заметно улыбаются.

В поздних работах Рублёв всё чаще использует приём лессировки (на основной слой краски наносится ещё одни, тонкий и полупрозрачный. И на этом слое Рублёв выписывает более тонкие детали изображения). В результате у иконописца получались плавные линии и плавные переходы цвета.

Биографические данные Андрея Рублева

Иконописец родился в 1360 году. По предположению историков местом рождения являлось Московское княжество. Но есть мнения, что родной землей Рублева был Великий Новгород. Имя Андрей иконописцу дали после пострига в 1405 году. А вот фамилия Рублев свидетельствовала о том, что мужчина происходил из знатного сословия или мастеровой среды. Ведь в то время право носить фамилию имели только люди высших сословий. Или еще один вариант фамилии среда ремесленников. При расшифровки славянских названий Рублев это видоизмененное название ножа для обработки кож животных.

Первое упоминание в летописи связано с работой над росписью Благовещенского собора в Москве. Рублев входил в артель с Феофаном Греком и старцем Прохором. Во время данной работы Андрей был младшим и скорее являлся учеником мастера.

1408 год упоминается в связи с работой Рублева над росписью Успенского собора в городе Владимир. Работа проходила в союзе с Даниилом Черным. В этот раз Андрей являлся старшим и уже имел ученика.

 Из сохранившихся до настоящего времени наибольшую известность имеет фреска «Страшный суд». 

Написанная на библейский сюжет, работа утверждает победу добра и стремление к будущему. В таких работах проявляется талант и способность передавать внутренние переживания человека, не отклоняясь от канонов церкви.

1420 год отмечен работой иконописца в Троицко — Сергиевом монастыре. Здесь руками мастера и его учеников были расписаны стены главного собора и создан иконостас.

В 1428 году иконописцем расписывается Спасский собор Андроникова монастыря. Единственной достоверной датой из жизни мастера стала дата его смерти. Предположительно причиной стало заболевание чумой, которая свирепствовала в то время в Москве. Произошло данное событие 29 января 1430 года. Смерть наступила во время работы в Спасском соборе. В этом же монастыре Рублев нашел свое последнее упокоение.

1988 году Русская православная церковь канонизировала Андрея Рублева в лике преподобного.

Смерть и канонизация

Андрей Рублев ушел из жизни 17 октября 1428 года в Москве, страдавшей от эпидемии чумы. Умер он в Андрониковом монастыре, где вместе с Даниилом Черным трудился над фресками Спасского собора. Вскоре за художником умер и его верный друг и соратник Черный.

Похоронили Рублева неподалеку от колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор). В 1988 году иконописец был канонизирован Русской православной церковью, и причислен к лику святых. Днем его памяти считается 17 июля.

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Лилия Супрунова
9/10

Всеобщее признание

В произведениях Андрея Рублева отражается его мироощущение

Для того времени был характерен культурный прогресс, повышенное внимание к нравственным вопросам. Творчество живописца отражало новое видение духовной красоты и нравственности, оно стало известным и почитаемым не только на родине, но и далеко за ее пределами

Работы Рублева являются чрезвычайно ценными, их сохранилось очень мало. Многочисленные исследования выявляли его произведения по уникальному стилю. Икона «Троица» – это единственная уцелевшая работа, которая, безусловно, принадлежит кисти Рублева. В настоящее время хранится в Третьяковской галерее. Мало споров вызывает факт принадлежности мастеру, состоящего из трех икон Звенигородского чина. В нем прослеживается новый для творчества Рублева драматический след, возможно связанный с событиями того времени (междоусобица на Руси).

Большинство ученых приписывает авторству Рублева «Владимирскую Богоматерь», несколько миниатюр «Евангелия Хитрово». Помимо этих произведений на протяжении последнего столетия выдвигалось множество предположений в пользу кисти Рублева. Теперь все эти работы считаются произведениями школы прославленного мастера. В середине XVI века его иконопись была признана образцом к подражанию, и многие художники испытывали сильнейшее влияние творчества Рублева. Его произведения несут глубокое духовное содержание и эмоциональность в сочетании с лаконичными и красивыми образами.

В 1947 году на земле Спасо-Андроникова монастыря открыт заповедник, в 1985 – музей древнерусской культуры в честь Андрея Рублева. В 1988 году Рублев был канонизирован в лике преподобных святых. Фамилию художника носят улицы нескольких российских городов, ему посвящены памятники, о Рублеве сняты фильмы. Также в честь художника назвали кратер на Меркурии.

Уникальное творчество и символика икон

Особенностью икон Андрея Рублева является их символика. Каждый элемент на иконе имеет свой сакральный смысл и несёт глубокий символический характер.

  • Цвета, используемые в иконописи Рублева, также имеют свою символику. Например, золото обозначает божественное, небесное, святое. Белый цвет символизирует благость и чистоту, а красный — жизнь и вечное спасение.
  • Позы, жесты и мимика изображаемых лиц на иконе также имеют свой символический смысл. Например, раскинутые руки олицетворяют милосердие и открытость, а изгибанные пальцы — честность и смирение.
  • Предметы, которые держат изображаемые святые, тоже обладают своей символикой. Например, стержень с флагом в руках архангела Гавриила символизирует его послание Бога, а агнец в руках Иоанна Крестителя указывает на его роль в крещении Иисуса.

Таким образом, иконы Андрея Рублева не только передают изображение святых и библейских сцен, но и учат людей глубокому духовному пониманию и расширяют их знания о православной вере. Символика икон напоминает верующим о значениях и принципах, которые они должны следовать в своей жизни.

Слайд 4

В эпоху Андрея Рублева (на рубеже XIV-XV веков) Московское государство переживало годы подъема, что выражалось в его общественно-политическом могуществе и в культурном росте.
В Москве уже существовали свои очаги просвещения, богатейшие книгохранилища, были писатели, зодчие, живописцы, мастера прикладного искусства. Строились и украшались живописью великолепные соборы Московского Кремля — Успенский, Благовещенский, Архангельский.
Привозили из Византии и городов Руси многочисленные станковые произведения (иконы). Созывались в Москву для работы русские художники и приглашались греческие.
Жизнь на Руси после первой победы над татарами (1380 г.) была неспокойной: все еще продолжались татарские набеги. Андрею Рублеву пришлось пережить нашествие Едигея в 1407 году. Летописи того времени отметили страшную болезнь — моровую язву, дважды потрясшую Московское государство. Но русских людей поддерживала надежда на скорый успех в борьбе с татарами и начавшееся объединение разрозненных княжеств во главе с Москвой, в связи с чем на Руси зародилось ожидание предстоящего обновления жизни. Это была эпоха начавшегося расцвета искусства.
В эпоху Андрея Рублева в Московии работала целая плеяда талантливейших мастеров. Тогда же создавал свои росписи в Новгороде и Москве прославленный мастер Феофан Грек, старший сотоварищ Рублева.

Заключение

Творчество Рублева отличают две традиции: византийская гармония, возвышенный аскетизм и мягкость стиля, свойственная московской живописи XIV в. Именно эта мягкость, а также сосредоточенная созерцательность выделяют его произведения среди других живописных работ того времени. Персонажи Рублева чаще всего изображены в состоянии умиротворённого покоя или молитвенного состояния. Это отличает его работы от экспрессивного Феофана Грека. С икон Андрея Рублёва струится атмосфера тихого созерцания, благости. Эта тишина присутствует и в колорите – неярком, спокойном; и в округлостях фигур; и в гармонии линий, похожих на тихую мелодию. Всё творчество Андрея Рублёва пронизано светом. Поэтому совсем не удивительно, что искусства Рублева воспринимается как идеал церковной живописи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: