Введение
Психология детского развития предполагает проявление различных форм поведения детей, в том числе агрессию. Проблема агрессивного поведения, как взрослых, так и детей постоянно исследуется многими психологами и педагогами
При изучении вопроса основное внимание уделяется причинам возникновения агрессивного поведения у детей. Агрессия (от латинского «agressio» — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряжения, страха, подавленности)
Проблемой агрессивного поведения занимались: Л.И. Божович , Т.А. Воскресенская , А.И Захаров , А.А. Люблинская , А.П. Назаретян , Е.И. Рогов , П.М
Якобсон и другие исследователи, которые считают, что агрессивность детей вполне реальна, и следует обращать на неё внимание уже в дошкольный период во избежание проблем в подростковом возрасте
В западной психологии тема агрессивного поведения постоянно исследуется учеными. Существует большое количество теоретических концепций (этологическая (К. Лоренц ), психоаналитическая (З. Фрейд ), фрустрационная (Д. Доллард , Берковиц , С. Розенцвейг ), бихевиористическая (А. Басс , А. Бандура ), проводятся многочисленные эксперименты, многие психологические школы пытаются разработать технику коррекции агрессивного поведения.
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в детском саду
Педагоги ДОУ достаточно хорошо разбираются не только в особенностях сути педагогического процесса развития ребенка, но и в психологии этого процесса. В ином случае за дополнительной информацией можно обратиться к штатному психологу, который сможет дополнить сведения о ребенке. Ведь особенности психического развития ребенка в учебно-воспитательном заведении — важнейшая часть, которую включает характеристика на воспитанника детского сада. Образец документадолжен включать такие структурные моменты:
в необходимо описать: насколько ребенок овладел навыками элементарных бытовых действий (умеет ли одеться, обуться, умыться, расчесаться, пользоваться столовыми принадлежностями и т. д.), какими видами графической и конструкторской деятельности владеет ребенок (навыки рисования, лепки, игр с конструктором, выполнения действий по аналогии и по словесной инструкции, выполнения манипуляций со счетными палочками, написание разных линий и т
д.);
участие в занятиях и отношение к учебной деятельности (вовлечен ли в процесс, понимает ли задания педагога, какой имеет темп работы, как быстро устает и отвлекается, как долго умеет концентрировать внимание, как преодолевает трудности);
психологические черты: адекватность эмоциональных реакций, общий фон настроения, умение общаться с детьми и взрослыми, элементарные знания о морали, уровень агрессивности, умение подчиняться и прочие.
Важность творческого подхода
Из-за того, что учителю часто приходится писать характеристики, их текст нередко получается шаблонным, содержащим информацию общего характера, не предоставляющим полную картину личности. Порой это негативно отражается на учащемся, а также на его взаимоотношениях с новым педагогом. Именно поэтому характеристика на школьника должна максимально точно отражать черты его характера, а также личностные и психологические особенности
В связи с этим при составлении важного документа необходимо объективно оценить ученика, избегая при этом предвзятости
Правильно и грамотно составленная характеристика явится большим подспорьем для того учителя, который в дальнейшем займется обучением школьника. Она поможет педагогу быстрее определить тип личности, ее особенности, а также черты характера для выявления способностей и потребностей ребенка.
Социальные сведения о ребенке
Условия проживания ребенка — важный момент, который должна включать характеристика на воспитанника детского сада. Образец документа у воспитателя должен включать такие сведенья:
- влияние семьи на развитие ребенка (имеются ли негативные факторы для развития малыша — антисоциальное поведение родителей, отсутствие воспитательного влияния, статус неполной, опекунской или многодетной семьи);
- тяжелые заболевания близких родственников, которые прямо или косвенно могут влиять на развитие ребенка;
- материальный статус семьи (получает ли ребенок все необходимое для развития, насколько стабилен заработок в семье).
девиантного подростка
На языке психологов «трудный подросток» — довольно широкое обозначение. Специалисты выделяют девиантных подростков (склад личности и социальная ситуация развития которых приводят их к отклоняющемуся поведению) и педагогически запущенных детей, у которых не сформирован интерес к учебе, нет навыка учебной деятельности и страдает успеваемость. Чтобы характеристика давала представление о конкретном ребенке, следует проанализировать в ней эти психологические моменты:
- развитие мотивации к учению, когнитивных функций (мышления, речи, внимания, памяти);
- обычное эмоциональное состояние ребенка;
- личностные черты, характер;
- физические и психологические следы насилия над ребенком;
- наличие случаев отклоняющегося поведения (вредные привычки, правонарушения);
- общение со сверстниками в классе, компания друзей);
- наличие интересов и полезных занятий.
Необходимость в документе
Чаще всего предоставляется характеристика на ученика от классного руководителя. Подобные документы необходимы при переходах детей в другой класс или школу. Иногда педагог составляет их по требованию руководства образовательного учреждения.
Например, характеристика на ученика от классного руководителя составляется по окончании школьником четвертого класса. В таком случае документ, отражающий особенности личности ребенка, необходим для предоставления педагогу, обучающему старших детей. Также необходимость в характеристике возникает после окончания учащимся девяти классов. Без подобного документа невозможно поступить в техникум или ПТУ. Характеристику на ученика одиннадцатого класса составляют для выбранного им вуза.
Структура характеристики
Первый пункт документа, описывающего личностные качества школьника, содержит его Ф.И.О., домашний адрес и возраст. Далее описываются состояние здоровья ученика и уровень его физического развития. Здесь же указывается, есть ли у ребенка хронические заболевания, каков его рост и вес, и соответствуют ли они возрастной норме.
Третий пункт характеристики касается тех условий, которые имеются у ученика в семье. Здесь описывается количество домочадцев и уровень материального благополучия. Необходимо описать и психологическую атмосферу, существующую в семье ребенка. Характеристика должна содержать возраст, место работы и профессию родителей, а также их контактную информацию.
Готовая характеристика на ученика со средними способностями
Рябчиков Владислав учится в ГУ «ОСОШ №5» г. Орла с 7-го класса. Отмечены средние способности при освоении им учебной программы.
На уроках малоактивен. Не проявляет должного интереса к обучению, раскрывает свои навыки лишь под постоянным контролем со стороны педагогов.
Задания на дом выполняет периодически. Предпочтение отдаёт изучению истории. Трудно даются предметы естественно-математического цикла. Мало читает, потому обладает недостаточным словарным запасом. Часто отвлекается, неспособен сосредоточится на поставленной перед ним задаче.
Обладает основными трудовыми навыками, но неактивен, а потому редко их применяет. В культурно-массовых мероприятиях практически не принимает участия, ссылаясь на свою занятость.
Не всегда честен. Доверием среди сверстников и взрослых не пользуется. Может подвести.
Физическое развитие Владислава хорошее. Занимается велосипедным спортом. Становился бронзовым призером Чемпионата области. Увлекается футболом.
В диалоге с одноклассниками и педагогами Владислав сдержан и вежлив. Во время спора может быть импульсивным, эмоциональным и проявлять упрямство. Склонен к независимости.
Является дружелюбным мальчиком, а потому поддерживает товарищеские отношения с большинством одноклассников.
Родители Владислава активно воспитывают ребенка и способствуют его развитию, стараясь изменить ситуацию с успеваемостью сына. Всегда идут на контакт с руководителем класса, посещают школу.
Что делать после драки в школе
- Прежде всего успокоиться. Не поддавайтесь эмоциям и не делайте поспешных выводов. Вам предстоит серьёзный и конструктивный разговор с ребёнком, но только когда вы оба будете на него способны. Когда ребёнок вернётся домой, не спешите накидываться с вопросами — пусть вначале он займётся неотложными делами: поест, примет душ, сделает уроки.
- Начните разговор с общеизвестных фактов — именно фактов, не обвинений. Расскажите, что вы услышали от классного руководителя и/или родителей другого ребёнка. Избегайте оценок чьих-либо действий. Затем предложите ребёнку изложить свою версию произошедшего. Не нужно давить или заранее оправдывать его, будьте беспристрастны: «Вот всё, что я знаю. Теперь я хочу услышать, как всё было, от тебя».
- Не перебивайте ребёнка, даже если его история расходится с тем, что вы слышали от других, иначе вам не удастся понять его мотивов. Дети часто видят ситуацию не так, как взрослые, и делают иные выводы. Учитывайте эту разницу в восприятии и не спешите навязывать своё мнение, пока ребёнок не закончил рассказ. Но учтите на будущее, что в его представлениях нужно скорректировать. Слушайте ребёнка предельно внимательно и старайтесь уловить в его словах то, о чём он сам может и не догадываться.
<<Текст на фоне>>
- Если кричать на ребёнка или читать морали, делу это не поможет: он лишь замкнётся в себе. Ребёнок должен чувствовать, что вы любите его, что бы он ни натворил, но вместе с тем понимать, что вы не одобряете такие методы решения конфликта. В зависимости от обстоятельств объясните, в чём он был неправ и в какой точке следовало поступить иначе.
- Обсудите ситуацию с классным руководителем и родителями другого участника драки. Узнайте, будут ли приняты в отношении детей какие-либо дисциплинарные меры. Если ситуация неоднозначна, проговорите это. Будьте открыты, дружелюбны и объективны.
Характеристика на середнячков
Хорошая успеваемость школьника может быть и эпизодической. В таком случае характеристика на среднего ученика должна отмечать его равнодушие к школе. Такие дети воспринимают уроки как повинность. Они выполняют требования учителей, в какой-то мере участвуют в работе класса, иногда даже проявляют активность. Однако порой это делается только для того, чтобы не привлекать внимания взрослых и избежать неприятностей. Такая черта характера должна быть подмечена педагогом и указана в описании личности.
Как правило, середнячки находятся в полной уверенности в том, что школа и уроки — это скучное и неинтересное занятие, которое нужно только взрослым. Порой такие дети учатся только ради получения удовлетворительной оценки их знаний, прося у педагога поставить «хотя бы троечку». У таких школьников отсутствует учебная мотивация, что наносит вред их нравственному воспитанию. Все это должно отражаться в данной педагогом характеристике. Зная это, новый учитель будет стремиться повысить внеучебную мотивацию подростка для развития его познавательных интересов и пробуждения стремления к расширению и углублению знаний.
Проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста
Для детей младшего школьного возраста характерна повышенная эмоциональность. Их эмоционально-волевая и когнитивная сферы окрашены сильными чувствами. Дети еще не в состоянии сдерживать свои эмоции и контролировать свои дисплеи. Они очень прямые и открытые в выражении радости, печали, горя, страха, удовольствия или неудовольствия, характеризуются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроения, склонностью к аффектам, кратковременными и бурными выражениями эмоций. И только с годами развивается способность их регулировать, сдерживать нежелательные проявления. Наличие признаков импульсивного поведения у младших школьников является возрастной характеристикой. Из-за своей эгоцентричности ребенок заботится только об удовлетворении своих потребностей. Конечно, поведение ребенка может в большей или меньшей степени отклоняться от нормы. У всех детей есть незначительные отклонения. На разных этапах жизни появляется или исчезает тенденция к девиантному поведению.
Младшие школьники стремятся к самоутверждению среди сверстников, конформизму им чуждо. В то же время, мотивы установления и поддержания позитивных отношений с другими детьми имеют большое значение для их личностного развития. Получить положительные эмоции — это первая потребность человека. Поэтому желание ребенка заслужить признание и симпатию сверстников является одним из основных мотивов его поведения. В младшем школьном возрасте необходимость признания выражается двумя способами: С одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой — «быть лучше всех».
Эта необходимость выражается в желании сделать задачу быстрее и лучше — правильно решить задачу, написать или прочитать текст выразительно.
Однако стремление к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен или испытывает трудности в выполнении того, что от него ожидается (прежде всего, это касается его успехов в школе), может стать причиной нарушений его поведения
Очень часто, агрессивные проявления, неразумные произвольные противопоказания, чтобы привлечь внимание, «одержать верх» над взрослыми, в основном, становятся примитивным антисоциальным поведением. К этой категории обычно относятся дети, которые не успевают в школе или чрезмерно избалованы родителями, или те, которым уделяется мало внимания, или которые ослаблены, не проявляют инициативу и отстают от своих сверстников
Во всех случаях такие дети не в состоянии удовлетворить свое желание самоутвердиться другими способами и выбирают младенческие, бесперспективные способы привлечения внимания. Такие особенности обнаруживаются в поведении ребенка при латентных акцентуациях в развитии личности, которые могут проявиться позже в подростковом возрасте в антисоциальном поведении.
Одной из форм игры в этом возрасте являются «грубые игры». И.А. Фурманов выделяет такую игровую форму поведения младших школьников, как «грубые игры». Они особенно популярны среди мальчиков и обычно сопровождаются избиениями, погонями и драками, что иногда сильно раздражает родителей и учителей. Однако такое поведение вряд ли можно признать агрессивным. Во-первых, такие «драки» детей — это всего лишь форма игры, и, как и любое игровое занятие, оно добровольное и приносит удовольствие. Более того, если это будет неприятно и стрессово для ребенка, он, скорее всего, будет стремиться избегать общения с агрессором, а не начинать с ним очередную «драку». Во-вторых, игры в грубой форме способствуют развитию определенных положительных функций у детей. В-третьих, несмотря на то, что грубые игры являются очень распространенным выражением детской агрессии, они, как правило, не мотивированы желанием намеренно причинить вред партнеру. Психологической основой таких игр является желание развлечься, разрядить, реализовать те потребности, которые заблокированы в реальной жизни.
Психолого педагогическая характеристика, ее составление
Психолого педагогическая характеристика – это наиболее подробный документ с объективной оценкой, который составляется преподавателем или психологом на конкретного ученика. Он более стандартизирован, применяется внутри школы для построения учебного процесса учителем, а также в качестве источника информации для социального педагога, психолога, врача, руководства школы.
В нем желательно не использовать общие фразы, здесь оценка школьника происходит по заранее определенным показателям. Главная особенность этой характеристики – она содержит максимум информации для преподавателя, при ее составлении не требуется много времени, и она понятна любому учителю.
Лучше всего применять разновидность этой характеристики – графическую психолого-педагогическую карту. Она представляет собой шкалы, в начале и в конце которой стоят противоположные по значению характеристики школьника. Например, «Учится с интересом» и «Учебой не интересуется». Карта разбита на блоки. Например, «Учеба», «Поведение», «Общение в семье», «Общение в школе», «Общественная активность», «Личные качества». Этот документ позволяет по шкале оценить также степень развития качеств ребенка.
Правила проведения психолого-педагогической экспертизы
Существуют достаточно чёткие правила для составления характеристики на ученика. Одно из фундаментальных требований к проведению психолого-педагогической характеристики — объективность
Не менее важно тщательно проанализировать факторы, влияющих на развитие ребенка в комплексе, с обязательным учетом особенностей ученика
Обращаться с ребенком следует максимально деликатно, сводя к минимуму всякое принуждение или давление на него. Только в этом случае психолого-педагогическая характеристика на ученицу или ученика может быть максимально объективной и полезной.
Характеристику на ученика пишет классный руководитель, подписывает директор школы. При написании психологической характеристики ребенка может потребоваться помощь школьного психолога, результаты тестирования и диагностики.
Пример данного документа
Образец характеристики на ученика с плохим поведением:
__ (Фамилия, имя, отчество), (число, месяц, год рождения), ___
_____________ученика «_» класса школы № «_»_______________
__проживает по адресу: (город, улица, № дома, № квартиры) __
мать (фамилия, имя, отчество, год рождения) — (место работы),
отец (фамилия, имя, отчество, год рождения) — (место работы).
(Фамилия, имя) обучается в этой школе с 1 класса.
Здоровье ученика хорошее, хронических заболеваний нет, соответствует основной группе здоровья.
Имеет низкий уровень успеваемости по всем предметам, по 2 предметам не аттестован (русский язык, иностранный язык). Домашние задания систематически не выполняет. Учебой не интересуется. На уроках постоянно отвлекается на разговоры с одноклассниками, на замечания учителей не реагирует.
Имеет много уроков, пропущенных без уважительной причины, прогуливает, склонен к бродяжничеству, что стало причиной постановки его на внутришкольный учет.
Спортом не интересуется, школьные кружки и секции не посещает.
С одноклассниками отношения сложные, часто создает вокруг себя конфликтные ситуации. К старшим относится неуважительно, может нагрубить.
Родители уделяют мало времени воспитанию ребенка, на родительские собрания приходят редко. Классный руководитель поддерживает связь с ними в телефонном режиме.
Характеристика выдана для предъявления по месту требования.
Директор школы:
Классный руководитель:
Другой пример:
Как написать характеристику на ученика
Рассмотрим то, как должна выглядеть типовая психолого-педагогическая характеристика, составленная на учащегося средней образовательной школы. Содержание характеристики может отталкиваться от того, кто ее требует. Минимальный объем характеристики — 800-900 знаков, максимальный объём не ограничен, причём, как мы сказали выше, характеристика может содержать отчеты о работе со школьником, результаты тестов.
В начале указывают фамилию, имя и отчество ученика, класс, в котором он проходит обучение, характеристику его группы здоровья.
При желании можно указать также наиболее яркие внешние особенности
Получить эти данные можно путем организации беседы как с самим учеником, так и с его родителями.
Не менее важно указать состав семьи ученика, особенности социального статуса, качества взаимодействия.
После этого можно переходить к изучению личностных особенностей ребенка, охватывающих его отношение к учебе (трудолюбие, усидчивость, успеваемость), к окружающим (развитие коммуникативных компетенций, умение общаться со сверстниками и с взрослыми). Данные можно получить как при помощи наблюдения и беседы с ребенком, так и с помощью проективных методик (рисуночных тестов и т
д.).
Психолого-педагогическая характеристика ученика должна содержать информацию о его стрессоустойчивости, уровне развития мышления и речи, эмоциональности, внимании, пунктуальности.
Нужно указать, насколько высок социальный статус ребенка, легко ли он устанавливает социальные контакты.
В конце составления характеристики нужно подвести итог о развитии ученика и соответствии его уровня возрастным особенностям. Даются рекомендации, связанные с воспитанием, обучением и дальнейшим взаимодействием с ребенком.
Характеристика, которая будет передана в стороннюю организацию, пишется на бланке школы, внизу ставится дата и подпись лица, подготовившего ее, подпись директора школы.
Шаблон по которому нужно идти
Характеристика ученика 3 класса с плохим поведением предусматривает аспекты:
- Анкетные данные ученика (фамилия, имя, отчество; дата рождения; место обучения, класс; сведения о семье школьника).
- Данные о физическом развитии ребенка и состоянии его здоровья (сведения о заболеваемости, физическом развитии занятиях спортом).
- Оценка уровня учебных достижений (низкий, удовлетворительный, хороший, высокий).
- Посещаемость кружков и спортивных секций (школьных или за пределами школы).
- Характеристика личностных качеств ученика (трудолюбивый или ленивый, ответственный или безответственный, активный или пассивный).
- Активное участие в школьной и классной жизни (активный, принимает участие в школьных конкурсах или не интересующийся жизнью школы).
- Отношение ученика к себе (уверенный, скромный, настойчивый).
- Отношение ученика к окружающим (замкнутый, общительный, отзывчивый, способный к состраданию).
- Место, которое занимает в группе одноклассников (имеет авторитет, незаметный для одноклассников).
- Участие родителей в воспитании ребенка.
- Заключение.
Психолого-педагогическую характеристику на школьника составляет классный руководитель совместно с психологом школы. Школьный психолог включает в нее результаты своих наблюдений за учеником, проведенных диагностик и тестов.
При составлении характеристики на ученика с плохим поведением, внимание уделите:
Эмоциональной характеристике его личности (процесс адаптации в школьном коллективе, внешнее проявление чувств, эмоций, переживаний). Его волевым качествам (самообладание, настойчивость, дисциплинированность).
Оформляется характеристика на фирменном бланке учебного заведения, подписывается педагогом, который ее составлял, заверяется печатью школы и подписью директора.
Методология
Биологические и психологические процессы, лежащие в основе агрессивного поведения, могут оказывать свое влияние на индивида еще до момента его рождения .
Объектом данной исследовательской работы является агрессия в поведении детей в ее возрастном и средовом аспекте.
Предметом исследования — проявление особенностей агрессивного поведения в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в полных и неполных семьях.
Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, и младшего школьного возраста, учитывая детско-родительские отношения в полных и неполных семьях.
Задачи исследования — провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста:
- определить детерминанты, способствующие формированию агрессивного поведения;
- определить и проанализировать основные формы проявления агрессии;
- охарактеризовать детско-родительские отношения и полные и неполные семьи.
Гипотеза исследования: предполагается, что между особенностями проявления агрессии у детей и взаимоотношениями в полных и неполных семьях существует связь.
Экспериментальная база исследования: ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) и СОШ (средняя образовательная школа) Оренбургской области.
Объем выборки: 120 человек.
Методы исследования:
- методика «Рука» (авторов Э. Вагнера, В. Бриклина, З. Пиотровского) ;
- проективная методика «Кактус» ;
- семинар-практикум для родителей «Детская агрессия» ;
- анкета «Определение типа детско-родительских отношений» ;
- родительское собрание на тему «Знаете ли вы своего ребенка?» ;
- анкета «Какова роль отца в семье?» ;
- круглый стол для родителей «Искусство хвалить» ;
- наблюдение .
Особенности формирования агрессии у детей
В развитии детской агрессии можно проследить некоторые особенности. Когда человек растет и развивается, развиваются формы агрессии.
По мнению ученых, агрессивные действия можно наблюдать у ребенка в очень раннем возрасте. Новорожденному ребенку относительно легко сказать, когда он чем-то доволен, а когда нет. В первый год жизни у ребенка возникают первые истерики, которые носят импульсивный, нервный, бесцельный характер и проявляются в виде криков, укусов, пинков, обычно направленных против взрослых. Ребенок полностью зависит от взрослых, не может удовлетворить свои жизненные потребности, не может контролировать и выражать свои потребности и желания
Поэтому агрессия — это естественная реакция ребенка, который не может достичь чего-то важного для себя
По словам С.Ю. Чижова и О.В. Калинина, причины гнева у младенцев могут быть следующими:
1) Боль, которая является врожденным стартовым механизмом гнева, опыт которого дает толчок к действию и, возможно, агрессивному поведению;
2) Гнев вызывает чувство дискомфорта: Стресс, усталость, голод;
3) Ограниченная физическая свобода также вызывает агрессивные и гневные реакции.
На втором году жизни ребенок непосредственно воспринимает окружающую действительность и становится более чувствительным к реакциям разочарования. Его агрессивное поведение становится более целенаправленным и проявляется как в разрушительных действиях, нападениях, нытье, нюхании и упрямстве. Эти проявления в раннем возрасте непроизвольны.
Возраст от 1,5 до 2,5 лет для здорового нормального ребенка — это период «первого негатива», активного отрицания и сопротивления окружающей среде. В этот период вполне нормальным является наличие у ребенка всплесков раздражения, которые достигают наибольшей силы в 2 года, а так называемое «отрицательное сопротивление» — в 2,5 года.
По мнению И.А. Фурманова, споры и конфликты со сверстниками, связанные с владением вещами, часто игрушками, становятся все более заметными в детстве.
По словам А.И. Баркана, агрессивное поведение ребенка в возрасте трех лет представляет собой не чистую агрессию, а своего рода протест против взрослых. И когда ребенка за это наказывают, реакция протеста растет.
Л. Бендер отмечает, что дети в возрасте 4-7 лет обладают повышенной способностью контролировать свои эмоции и поведение, а также повышенной способностью оценивать негативные действия другого человека как «намеренные» или «случайные». Этому способствует овладение правилами поведения, развитие эмпатии, страха наказания и способности сопереживать другим. Ребенок в этом возрасте начинает сталкиваться с увеличением количества требований и запретов со стороны взрослых, это приводит к снижению самооценки, появлению негативных эмоций. Увеличение социальных контактов, неудовлетворенные основные потребности, эмоциональные лишения, авторитарный и отчужденный стиль общения являются причинами агрессивного поведения ребенка.
Чаще всего проявления агрессивного поведения можно наблюдать в ситуациях защиты интересов и превосходства, то есть в момент, когда агрессивные действия используются как средство достижения определенной цели. Таким образом, дети получают наибольшее удовлетворение, когда достигают желаемой цели, после чего агрессивные действия прекращаются.
Агрессивные действия детей носят преимущественно реактивный и инструментальный характер. В то же время некоторые дети совершают агрессивные действия, которые не имеют конкретной цели и направлены только на причинение вреда другому человеку. В этом случае унижение или физическая боль сверстника приводит к удовлетворению, а агрессия является лишь самоцелью. Такое поведение свидетельствует о склонности ребенка к жестокости и враждебности.
Среди особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, выделяются, как правило, недостаточное развитие коммуникативных способностей и интеллекта, неразвитость игровой деятельности, пониженный уровень произвола, травмы в отношениях со сверстниками, недооценка самооценки. Е. О. Смирнова и Холмогорова В.М. в своих исследованиях пытались выяснить, какие из перечисленных характеристик в большей степени влияют на детскую агрессию. Анализ этих показателей для неагрессивных и агрессивных детей показал, что в принципе агрессивные дети мало отличаются от своих сверстников. В среднем, уровень формирования интеллекта агрессивных детей соответствует возрастной норме, а в некоторых случаях даже превышает ее.
Профилактика агрессивного поведения
Причины агрессии могут быть разные, но точно можно сказать, что предотвращение ее развития желательнее и проще, чем коррекция агрессивного поведения младших школьников, а тем более подростков или уже взрослых людей.
Все начинается с семьи. Родители с самого начала должны контролировать свое поведение, эмоции, создавать в семье благоприятную атмосферу любви, уважения, внимания, доверия, поддерживать культуру общения, развивать у ребенка уверенность в себе, эмпатию, уважение к окружающим, ответственность за свои поступки. Нужно спокойно относиться к агрессии ребенка, не ругать, но говорить ему о том, что это неприятно другим, и учить способам разрешения конфликтных ситуаций, а также способам разрядки, перенаправления агрессивной энергии в конструктивное русло: физическая активность, спорт, творчество и т. д
И конечно, важно следить, какие телепередачи смотрит ребенок и в какие игры играет
Коррекция агрессивного поведения
И родителям, и учителям важно отслеживать агрессивное поведение младших школьников. Если какой-то ребенок часто раздражителен, негативно реагирует на любые просьбы или замечания, кричит или оскорбляет, ссорится или дерется с одноклассниками, то необходимо принимать меры по коррекции его агрессивного состояния
- Развитие культуры общения, обучение приемлемым, конструктивным формам поведения в различных ситуациях, особенно в конфликтных;
- Работа с эмоциональной сферой – развитие эмпатии, умения понимать свои чувства и чувства других людей;
- Формирование самоконтроля, способности владеть собой в сложных ситуациях;
- Обучение безопасным способам выражения агрессии.
Итак, агрессия – это верный признак того, что у ребенка существуют какие-то проблемы, с которыми он не может справиться самостоятельно. Не стоит его клеймить и относиться к нему негативно и подозрительно. Это только закрепит агрессивную манеру поведения
Поэтому от родителей и учителей требуется огромное терпение и внимание к агрессивному школьнику, чтобы разобраться в проблемах и научить его эффективно действовать в любых ситуациях