Характеристика персонажей
Женские образы в произведении Тургенева играют важную роль. Они не только раскрывают мировоззренческую позицию главного героя, но и демонстрируют ценности русского общества XIX века.
Анна Одинцова
Главным женским образом романа является Анна Одинцова. И. С. Тургенев подробно описывает 28-летнюю женщину со светлыми глазами, чистой кожей и тёмными волосами. Анна — образец женской красоты и утонченности
На первой же встрече Евгений Базаров обращает внимание на её покатые плечи, осанку и лёгкую походку. Гардероб героини отличается особой изысканностью.
Анна Одинцова рано вышла замуж. В её браке не было любви, но взрослый супруг смог улучшить материальное положение её семьи. После смерти мужа Анна с сестрой некоторое время проживала за границей, а затем переехала в деревню. Там женщина обучалась веде́нию хозяйства, читала книги и воспитывала младшую сестру.
Несмотря на благородную внешность, героиня противопоставлена светскому обществу. Анна Одинцова отличается от других представительниц аристократии:
- выдающимся умом;
- равнодушием к светскому обществу;
- независимостью.
К главным ценностям героини можно отнести спокойствие, комфорт и материальное благополучие
Умный и дерзкий Базаров сразу привлекает внимание женщины. Она испытывает к нему сильные чувства, но не готова отказаться от комфорта и спокойствия ради любви.
Госпожа Кукшина
Характер Анны Одинцовой противопоставлен образу Авдотьи Кукшиной. В начале произведения автор описывает ещё молодую белокурую женщину в неопрятном платье и с растрёпанными волосами. Окружающие не считают Кукшину привлекательной, она вызывает интерес только своими прогрессивными взглядами.
Героиня относит себя к «эмансипе», то есть к женщинам, демонстрирующим равные права с мужчинами. Базарову и Кирсанову она говорит, что не желает ни от кого зависеть, поэтому живёт отдельно от мужа и не имеет детей. Кукшина старается создать образ умной независимой женщины, но вызывает у окружающих только недоверие и сострадание.
Катя и Фенечка
Катя Локтева является типичной тургеневской девушкой. Младшая сестра Анны Одинцовой обладает привлекательной внешностью. Автор описывает:
- смуглую кожу;
- чёрные волосы;
- тёмные глаза.
В произведении автор указывает на то, что Анну и Катю не связывают тёплые отношения. Вероятно, старшая сестра воспитывала девочку в строгости, поэтому К. Локтева побаивается Одинцову. Нежный образ Кати в романе «Отцы и дети» противопоставлен строгому образу Анны.
Скромная, но не лишённая сильного характера девушка смогла покорить сердце Аркадия Кирсанова. Благодаря Кате молодой нигилист отказался от ложной системы ценностей и смог обрести семейное счастье.
Особое внимание стоит уделить образу Фенечки. Эта простая крестьянская девушка наделена многими положительными качествами
Базаров уделяет Фенечке знаки внимания, но в ответ встречает лишь укор. Девушку возмущает безнравственность Евгения, которая противоречит её принципам и ценностям.
В таблице представлена сравнительная характеристика женских образов.
Героиня | Характеристика |
---|---|
Анна Одинцова | Носительница холодной красоты и рассудительности. Умна, богата и хорошо воспитана, но комфортность и душевное спокойствие ставит превыше любви |
Кукшина | Провинциальная нигилистка. Образована, начитана, всегда находится в курсе всех событий. Поддерживает имидж «передовой женщины», хотя таковой не является |
Катя Локтева | Добрая, общительная и наблюдательная, но при этом обладает сильным характером |
Фенечка | Бывшая крепостная. Прекрасная мать и заботливая жена |
Информация из таблицы поможет охарактеризовать героинь произведения. Материал может быть использован для составления реферата или написания сочинения по литературе.
Популярные сегодня темы
У каждого человека, смотрящего кино, независимо от формата, есть свой любимый актёр. Ради него они готовы посмотреть самый плохой кинофильм и испытать эмоции
Трудно найти писателя, который ни разу бы не затрагивал тему любви – самого возвышенного и важного чувства. Как трагичны и преданны часто события в различных произведениях литераторов
На протяжении всего существования человечества всегда имел место быть такой фактор, как жестокость. Эта тема была раскрыта во многих произведениях как русской, так и зарубежной литературы. Один из ярких примеров
Мой рабочий день начинается в 6 часов утра. В это время звенит будильник. Я специально выбрал мелодию звонка в виде легкой классической музыки, чтобы пробуждение от сна было не резким, а постепенным.
Характеристика
Катя — скромная застенчивая девушка, но при этом у нее твердый характер:
Она упряма и наблюдательна:
По мнению Аркадия она также умна, сильна и самостоятельна как и ее старшая сестра, но при этом более скрытна и скромна:
В тоже время Аркадий считает, что она пуглива и недоверчива:
— Я думаю о том, откуда могла прийти вам эта наблюдательность, которая действительно есть в вас. Вы так пугливы, недоверчивы; всех чуждаетесь…— Я много жила одна: поневоле размышлять станешь. Но разве я всех чуждаюсь?— Глава XXV
Хотя автор упоминает, что Катя не робкая девушка, а скорее недоверчивая, хотя она и побаивается строгости воспитавшей ее сестры:
Также Аркадий отмечает некоторое тщеславие девушки искусно замаскированное под скромность:
— Сказали хорошо; просто, не стыдясь и не рисуясь. Кстати: я воображаю, в чувстве человека, который знает и говорит, что он беден, должно быть что-то особенное, какое-то своего рода тщеславие.— Я ничего этого не испытала по милости сестры; я упомянула о своем состоянии только потому, что к слову пришлось.— Так; но сознайтесь, что и в вас есть частица того тщеславия, о котором я сейчас говорил.— Например?— Например, ведь вы, — извините мой вопрос, — вы бы не пошли замуж за богатого человека?— Если б я его очень любила… Нет, кажется, и тогда бы не пошла.— Глава XXV
Иногда Катя уходит в себя:
Она любит музыку и играет на фортепиано, хотя не любит делать это публично:
У Кати Локтевой есть домашний питомец — борзая собака по кличке Фифи:
Отношения с Базаровым
Главной причиной того, что Одинцова и Базаров не могли быть вместе, является то, что для героини важнее всего в жизни был комфорт. Она любила, чтобы все «катилось как по рельсам», чтобы жизнь ее была тиха, спокойна и не заставляла ее волноваться.
Героиня побоялась разрушить свой спокойный и размеренный образ жизни чувствами к Базарову. Страх и неспособность полюбить становятся причиной трагичных отношений Анны и Евгения.
Аркадий понимает, что Одинцова – женщина, которая никогда не сможет полюбить мужчину всем своим сердцем. В этом он оказался прав. Анна выходит замуж за человека, которого совершенно не любит. Отношения с ним она связывает «не по любви, но по убеждению».
Неспособность любить делает образ по-настоящему трагичным. Ее отказ Базарову можно рассматривать и как победу, и как поражение, что аргументирует таблица.
Характеристика героини
При прочтении романа, в самом начале знакомства с Катюшей, создаётся впечатление, что Катенька практически не имеет своей воли и права голоса. Но уже к середине произведения становится понятно, что от своей сестры отличается она, разве что сдержанностью, возможно — женственным благоразумием. Катя (со слов Аркадия) слишком устойчива к любым стрессовым ситуациям, а точнее — сдержана в своих эмоциях на людях. Она ни за что не признается во вспыхнувших в ней чувствах первая. А, если проявляется ситуация, способная вывести Катерину из равновесия, она прячется, уходит в себя и долго «отходит», «переваривает» произошедшее.
Анной Катенька была скорее запугана, чем покорённая и это выразилось в итоговом противостоянии Кати. Не смотря на родственную связь, фамилию наша юная барышня носила матушкину, мысли свои не выдавала с горяча и не доверяла никому из людей.
Даже признание в любви её к Аркадию звучало так, что сам влюблённый молодой мужчина не сразу понял её искренности. Перед ответом Катя настойчиво взвешивала своё решение, молчала и, как всегда, смотрела снизу-вверх тёмными серьёзными глазами. Словно насупившийся ребёнок, незрелый разум которого переполнен серьёзными для него мыслями. Это всегда выглядело и мило и непонятно, и больше загадочно для окружающих. Однако Аркадий, заметил в ней тот самый волевой стержень, желание независимости от сестры и от мнения посторонних людей и несломленный характер, личность.
Новые горизонты
Работа на телевидении сделала нашу героиню известной. Но ей не хотелось останавливаться на достигнутом. В 2008 году Екатерине предложили должность главного редактора журнала «Shopping Guide». Девушка согласилась. Несмотря на финансовый кризис, захлестнувший в тот год весь мир, издание вошло в десятку самых продаваемых. Такой успех Одинцовой отметили ее коллеги и ближайшие конкуренты.
В 2012 году Катю ожидало еще более заманчивое предложение — возглавить телеканал о моде «World Fashion». Это было пределом ее мечтаний. Блондинка дала положительный ответ. Параллельно она занималась раскруткой своего ивент-агентства «PR TREND».
Основная характеристика женских образов
«Тургеневские женщины» такие разные, но в то же время они смогли разбудить внутренний конфликт в душе Базарова. Интересно рассмотреть образы поближе. Как автор изобразил женские образы?
Чем интересна их судьба?
- Анна Одинцова. «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей!» Только здесь наоборот, аристократка 29 лет холодна и не допускает ни единой мысли о любви. Несмотря на отношения Базарова к женщинам, он все же влюбляется в девушку. Одинцова красива, умна, достаточно уверена в себе. Общение с ней нравилось Евгению. Грация, королевская осанка и внешняя холодность Анны покоряют сердце нигилиста. Циничные убеждения тоже не помогают. Рассудительность девушки помогает узнать, что на самом деле творится в душе Базарова. Но для себя она выбирает спокойную, размеренную жизнь. Поэтому и выходит замуж по расчету для уверенности в обеспеченной старости.
- Катя Одинцова. Младшую сестру Анны в романе «Отцы и дети» можно охарактеризовать как скромную, без каких-либо примечательных особенностей. Девушке 18 лет, и с ней не так интересно вести беседы. Но, спустя пару страниц романа, Екатерина предстаёт в образе открытого человека, полного душевной силы. И такие изменения происходят благодаря встрече с Аркадием. Юноша же в свою очередь получил от героини жизненную энергию. Теперь ему совершенно не страшно говорить, что думает; поступать так, как посчитает нужным, а не как ему говорят другие. Юноша ощущал свою слабость в сравнении с Базаровым, которым он был обольщен и восхищён. Молодые люди создают прекрасную семью, в которой дополняют друг друга. Образ Кати в романе «Отцы и дети» противоположен Анне, а персонаж Аркадия — Евгению.
- Евдоксия Кукшина. Эмансипированная помещица при знакомстве даже отталкивает своим внешним видом и поведением. Ни о какой женственности не может быть и речи. Она неопрятна, всегда растрепанная причёска, небрежная одежда. А элементарные правила приличия ей просто чужды. Зато Евдоксия считает, что достаточно хорошо разбирается в вопросах философии и науки современного мира. И эта самоуверенность еще больше отталкивает, чем привлекает. У Кукшиной также есть друг Ситников, который очень похож с ней. Базаров же сразу понимает всю сущность этих двух персонажей.
- Фенечка. И снова контраст между женскими образами в «Отцах и детях»… При сравнительном анализе непохожа ни на Анну Одинцову, ни на Евдокию Кукшину. Девушка является дочерью экономки Кирсановых. Ей не присущи грубость, хамство, резкие движения. Но благодаря ей читатель понимает как похожи между собой Базаров и Павел Петрович. Их дуэль, которая началась из-за ссоры в беседке (Фенечка играет в этом эпизоде важную роль), становиться смешной. Спор между людьми, которые имеют одинаковое мнение и «смотрят в одну сторону».
- Арина Власьевна. Даже у самого холодного человека есть чувства. Кто может разбудить эмоции? Чаще всего это мама. Перед ее любящими глазами невозможно оставаться равнодушным. Поэтому в романе необходим образ Арины Власьевны, мамы Базарова. Она так трепетно относится к сыну, боится сказать что-то обидное, из-за чего Евгений все реже радует ее своим присутствием.
Второстепенные персонажи
Любящий сына старик, бывший лекарь, продолжает врачебную практику, безвозмездно помогая крестьянам. Жизнерадостный и трудолюбивый, любит поболтать и пофилософствовать, живет просто и скромно. |
|
Пожилая дама дворянского рода, мать Евгения. Чересчур мнительная и набожная старушка, добрейшей души человечек, ласковая и умная, аккуратная и опрятная. Сильно переживает нелепую смерть сына. |
|
Жестокая и расчетливая, овдовевшая дамочка 28 лет. Независимая и высокомерная гордячка, обожает роскошь. Предпочитает жить в уединении, вдали от светского общества. Несчастная женщина. Никогда и никого не любила, замуж выходит опять по расчету. |
|
В строгости воспитанная сестрой, молодая, кроткая девушка. Добрая, скромная, любит природу и музыку. Спокойная и умная. Побаивается строгого нрава своей сестры. Вышла замуж за Аркадия. |
|
Купеческий сын, стыдится своей родословной. Человек недалекого ума, слепо подражает всему новому. Слабохарактерный и боязливый, ведет себя глупо и пошло, назойлив и болтлив в общении, мечтает прославиться. Считает Базарова своим учителем. Женившись, стал подкаблучником. |
|
Приятельница Базарова, Кирсанова и Ситникова. Помещица. Сторонница эмансипации. Считает, что небрежность в нарядах и развязное поведение — признак прогрессивности. Любительница папирос и шампанского. |
|
Образ Фенечки входит в список второстепенных героев произведения, хотя описание ее соответствует женскому идеалу. Простая крестьянская девушка, она является воплощением чистоты и естественности. Уютная и домашняя, становится женой Николая Кирсанова. |
|
Горничная Фенечки, помогает ей ухаживать за ребенком. Простая крестьянка, веселая и игривая хохотушка, в доме ведет себя строго. |
|
Туповатый и самовлюбленный слуга Павла Петровича Кирсанова, едва научившись читать, считает себя ученым человеком. |
|
Эксцентричная, загадочная особа. Любовь всей жизни Павла Петровича, сильно повлиявшая на его судьбу. После рассказа об ее смерти, Кирсанов потерял смысл жизни. |
Это характеристика героев романа Тургенева «Отцы и дети», речь в котором идет о вечном взаимном непонимании поколений. Произведение «Отцы и дети» герои, старое и новое поколение которого, стало примером для подражания, и нашло отклик в сердцах читателей. Имена героев, данная таблица характеристик, дают краткое представление об основных персонажах из книги Тургенева. Эти сжатые данные могут быть использованы для написания сочинения на уроках литературы.
Тест по произведению
Роман Тургенева «Отцы и дети» раскрывает сразу несколько проблем. В одной отражается конфликт поколений и наглядно демонстрируется способ выйти из него, сохранив главное — ценность семьи. Во второй — демонстрируются процессы, происходящие в обществе того времени. Посредством диалогов и умело проработанных образов героев, преподносится едва начавший зарождаться тип общественного деятеля, отрицающий все устои существовавшей государственности и подвергавший насмешкам такие морально-этические ценности, как любовные чувства и искренние привязанности.
Сам Иван Сергеевич в произведении не становится ни на одну из сторон. Как автор он осуждает и дворянство, и представителей новых общественно-политических движений, наглядно показывая, что ценность жизни и искренних привязанностей намного выше бунтарства и политических страстей.
История создания
Из всех произведений Тургенева, роман «Отцы и дети» единственный был написан в краткие сроки. От момента зарождения идеи до первой публикации рукописи прошло всего два года.
Первые мысли относительно новой повести посетили писателя в августе 1860 года во время пребывания его в Англии на острове Уайт. Способствовало этому знакомство Тургенева с провинциальным молодым врачом. Судьба столкнула их в непогоду на железной дроге и под давлением обстоятельств они общались с Иваном Сергеевичем всю ночь. Новым знакомым были выказаны те идеи, которые читатель после мог наблюдать в речах Базарова. Врач и стал прототипом главного героя.
(Имение Кирсановых из к/Ф «Отцы и дети», место съёмок усадьба Фряново, 1983
)
Осенью того же года по возвращению в Париж Тургенев проработал фабулу романа и приступил к написанию глав. В течение полугода половина рукописи была готова, а закончил ее он после приезда в Россию, в середине лета 1861 года.
Вплоть до весны 1862 года, зачитывая свой роман друзьям и отдавая рукопись на прочтение редактору «Русского вестника», Тургенев вносил в произведение правки. В марте этого же года, роман был опубликован. Эта версия немного отличалась от издания, увидевшего свет спустя полгода. В ней Базаров был представлен в более неприглядном свете и образ главного героя был немного отталкивающим.
Речевая характеристика Катерины
Характеристика речи Катерины полностью отражает сущность героини, ее внутренний мир. Его речь основана на народной популярной литературе, устной поэзии и церковной жизни.
Катерина часто употребляет разговорные выражения: «долго ли лезть в беду», «души у меня не было», «чтобы не видеть ни отца, ни матери», «ты душу мою успокой», «быть грехом» , «после этого разговора-то». Такая речь указывает на отсутствие полноценного образования, жизнь среди неграмотных людей.
Мечтательная и поэтическая натура Катерины проявляется в обилии изобразительных средств. Прежде всего изобилуют сравнения в его речи, которая также носит фольклорно-разговорный характер: «руки жжет, как уголь», «будто ужалила», «будто гора плеч», «это как воркующий голубь».
Речь Катерины указывает на ее духовный мир, в котором религия занимает значительное место. Героиня часто упоминает в своей речи имя Господа, ее пугает собственная греховность.
Речь Катерины глубоко эмоциональна, лирически искренна, поэтична. Особенно это видно в монологе, в котором героиня вспоминает свои детские, волшебные сны: «А какие мне снились сны, Варенька, какие сны! Или золотые храмы, или какие-то необыкновенные сады, и все они поют невидимыми голосами, и пахнут кипарисами, горами и деревьями, как будто они не такие, как всегда, а такие, как они написаны на образах».
В заключительном монологе Катерина серьезно размышляет о смерти: «В могиле лучше… Под деревом могила.. как хорошо… Солнышко греет, дождем мочит.. весной растет трава, такая мягкая.. птички прилетят на дерево, запоют, детей выведут, цветы прорастут: желтые, красные, синие…» И здесь его речь полна народных поэтичность благодаря уменьшительно-ласкательным суффиксам, образности, фразеологическим оборотам.
Вариант 2
Анализ характеров женских персонажей, которые занимают в романе отдельное место, придавая ему авторскую завершенность и художественную целостность.
Фенечка предстает перед читателем в образе скромной, боязливой, тихой крестьянской девушки, родившую ребенка от помещика Кирсанова. Молодая женщина очень стеснительна, ощущая свое непростое и несвободное положение, но в то же время естественна и благородна. В ней нет фальши и претенциозности, она обладает высокой духовностью и чистотой и, несмотря, на происхождение, хорошо воспитана. Фенечка – заботливая и чуткая мать, обожающая своего малыша, прекрасная и трепетная в своем материнстве, чуждая всех предрассудков и сплетен. Она искренне и горячо любит отца своего ребенка, несмотря на двоякость ее собственного положения в его доме. Описывая девушку, автор явно выражает свою симпатию к ней, любуется Фенечкой как нежным изысканным цветком и немного сочувствует женщине, как будто стремиться защитить ее от всех кривотолков и бед.
Полной противоположностью Фенечки изображена автором Евдоксия Кукшина, молодая женщина, считающая себя нигилисткой. Ее характерные черты – резкость, бескомпромиссность, грубость, нелепость и самоуверенность. Евдоксия увлекается женскими проблемами в разных странах, и она интересуется точными науками. Описывая образ Евдоксии, автор раскрывает все негативные черты женского характера, позволяющие создавать спорные ситуации на пустом месте и спровоцировать любой скандал. Героиня изображена в образе вульгарной и развязной дамы, не гнушающейся алкоголем и сигаретами, при этом желающей быть продвинутой и передовой особой. Ее поведение наигранно, неестественно, фальшиво, порой глупо, под ним ярко проглядывает стремление скрыть свое чувство неполноценности и тоску по счастливой личной жизни. Внешность Евдоксии неприятна, одевается женщина вызывающе, безвкусно и неопрятно
Раскрывая образ Кукшиной, автор акцентирует внимание читателя на бесполезности и пустоте женщин, пропагандирующих идеи феминизма, скрывая за ними собственную жизненную неудовлетворенность
Еще один яркий образ представлен писателем в виде женщины, заставившей главного героя романа ощутить чувства любви и страданий, Анны Сергеевны Одинцовой. Это дама из высшего общества, поражающая плавными движеньями, осанкой, спокойствием, с умными и мягкими глазами. Основными чертами характера Анны Сергеевны являются постоянство и размеренность, положенные в основу комфортного и безмятежного существования женщины. Одинцова много повидала в жизни и сейчас желает лишь отдохнуть от пережитого прошлого. Именно поэтому она отказывается от нахлынувшей на нее влюбленности в главного героя, проявив свой сильный характер, поскольку не может расстаться с размеренной и комфортной жизнью. Однако Анна Сергеевна не растеряла способность на сочувствие и благородные поступки, приехав проститься с Базаровым перед его смертью.
Катя Одинцова – младшая сестра Анны Сергеевны, милая темноволосая девушка с задумчивыми глазами. Ее образ изображен писателем как кроткой, поэтической и стыдливой барышни, мило краснеющей. Она увлечена музыкой, цветами, стихами. Катя – терпеливый, нетребовательный человек, но в отдельных случаях бывает очень упрямой. На протяжении повествования автор раскрывает индивидуальность девушки, которая не желает быть тенью своей старшей сестры.
Одним из второстепенных женских персонажей романа является образ матери главного героя, Арины Власьевны, пожилой женщины, слепо любящей своего сына и всячески пытающейся окружить его заботой. Арина Власьевна опасается, что ее чрезмерная забота рассердит сына и очень аккуратно разговаривает с ним, но иногда не выдерживает, начинает вслух гордиться свои талантливым умным сыном. Базаров не может находиться с матерью длительное время, так как не хочет размякнуть и стать романтиком.
Все описанные образы женщин в романе неслучайны, поскольку предназначены ярче отразить внутренний душевный конфликт главного героя.
Краткая характеристика персонажей
Главные герои:
- Евгений Васильевич Базаров. Взрослый человек, примерно 30 лет. К окружающему миру скептическое отношение. В его образе преобладают холодные и жесткие черты. Беспринципный и не высоконравственный. Сын лекаря из крестьянской семьи, учится на медицинском факультете, самоуверенный. Умирает от заражения крови.
- Николай Петрович Кирсанов. Самый чистый и положительный герой книги. 44-летний вдовец, приходится отцом Аркадию, любит сына. Спокойный и уравновешенный романтик. Долго переживал смерть любимой жены, после стал мужем простой бедной крестьянки Фенечки.
- Аркадий Николаевич Кирсанов. Романтическая душа, сентиментальный, мягкий и добрый человек. Дворянин, отучился в университете, поддается влиянию Базарова. Верит в настоящие человеческие чувства.
- Павел Петрович Кирсанов. Бывший гвардейский офицер. 45-летний брат Николая Петровича. Принципиальный аристократ, придерживается либеральных взглядов. Приверженец всего английского, самолюбивый. Пережив несчастную любовь, превратился в мизантропа, отдалился от родственников и уехал за границу.
Второстепенные персонажи:
- Василий Иванович Базаров. Любящий сына старик, бывший лекарь, продолжает врачебную практику, безвозмездно помогая крестьянам. Жизнерадостный и трудолюбивый, любит поболтать и пофилософствовать, живет просто и скромно.
- Арина Власьевна Базарова. Пожилая дама дворянского рода, мать Евгения. Чересчур мнительная и набожная старушка, добрейшей души человечек, ласковая и умная, аккуратная и опрятная. Сильно переживает нелепую смерть сына.
- Анна Сергеевна Одинцова. Жестокая и расчетливая, овдовевшая дамочка 28 лет. Независимая и высокомерная гордячка, обожает роскошь. Предпочитает жить в уединении, вдали от светского общества. Несчастная женщина. Никогда и никого не любила, замуж выходит опять по расчету.
- Катерина. В строгости воспитанная сестрой, молодая, кроткая девушка. Добрая, скромная, любит природу и музыку. Спокойная и умная. Побаивается строгого нрава своей сестры. Вышла замуж за Аркадия.
- Виктор Ситников. Купеческий сын, стыдится своей родословной. Человек недалекого ума, слепо подражает всему новому. Слабохарактерный и боязливый, ведет себя глупо и пошло, назойлив и болтлив в общении, мечтает прославиться. Считает Базарова своим учителем. Женившись, стал подкаблучником.
- Авдотья Кукшина. Приятельница Базарова, Кирсанова и Ситникова. Помещица. Сторонница эмансипации. Считает, что небрежность в нарядах и развязное поведение – признак прогрессивности. Любительница папирос и шампанского.
- Фенечка. Образ Фенечки входит в список второстепенных героев произведения, хотя описание ее соответствует женскому идеалу. Простая крестьянская девушка, она является воплощением чистоты и естественности. Уютная и домашняя, становится женой Николая Кирсанова.
- Дуняша. Горничная Фенечки, помогает ей ухаживать за ребенком. Простая крестьянка, веселая и игривая хохотушка, в доме ведет себя строго.
- Петр. Туповатый и самовлюбленный слуга Павла Петровича Кирсанова, едва научившись читать, считает себя ученым человеком.
- Княгиня Р. (Нелли). Эксцентричная, загадочная особа. Любовь всей жизни Павла Петровича, сильно повлиявшая на его судьбу. После рассказа об ее смерти, Кирсанов потерял смысл жизни.
Это характеристика героев романа Тургенева «Отцы и дети», речь в котором идет о вечном взаимном непонимании поколений. Произведение «Отцы и дети» герои, старое и новое поколение которого, стало примером для подражания, и нашло отклик в сердцах читателей.
Очень краткий пересказ романа «Отцы и дети»
Аркадий Кирсанов возвращается домой вместе с другом Евгением Базаровым. Молодые люди только окончили университет. У них складываются непростые отношения со старшими Кирсановыми — отцом Аркадия и его дядей. Происходит столкновение двух поколений — отцов и детей.
Старшие придерживаются патриархальных взглядов, а младшие — заражены молодёжным видением мира нигилизмом. Два поколения спорят и никак не могут найти общего языка.
Спустя некоторое время Аркадий и Евгений знакомятся с молодой вдовой Анной Одинцовой и её младшей сестрой Катериной. Молодые люди одновременно влюбляются в Анну. Устои Базарова, в частности, отрицание брака и чувств рушатся. Он признаётся Анне в любви, но получает от ворот поворот.
Аркадий отказывается от нигилизма и понимает, что влюблён в Катерину. Между Евгением и дядей Аркадия происходит дуэль. К счастью, все остаются живы. Евгений уезжает к своим родителям и вскоре умирает, заразившись тифом, а его друг женится на Катерине. Дядя Аркадия уезжает из страны. Анна Одинцова вновь выходит замуж.
Семейное положение и обстановка, в которой живет
Родители Катерины умерли, когда ей было всего 12 лет. Оставшись сиротой и без наследства, девушка была вынуждена жить вместе со старшей сестрой. При этом Катерина постоянно находилась под влиянием Анны и была словно подавлена авторитетом Одинцовой.
Между Анной и Катей не возникало конфликтов, и можно даже сказать, что они по-родственному любили друг друга. Однако девушки были очень разными: Катя не понимала часто Анну, а та расстраивалась из-за пассивности и мечтательности сестры.
Внешность и манера держаться
Катерина – это восемнадцатилетняя миловидная девушка. Не сказать, чтобы она была выдающейся красавицей, но определенно обладала приятной внешностью. У нее круглое лицо, что тогда не считалось красивым, но при этом сказано, что она достаточно симпатична.
У нее смуглая кожа, еще остался детский пушок на лице, маленькие руки и несколько скованные плечи. Волосы Катерины вьются, они темного цвета, также, как и брови.
Катерина держится всегда очень приветливо, но все же немного стесняется
Автор останавливает внимание на том, что у девушки строгий и одновременно забавный взгляд, а во всем ее образе видна незрелость. Она совсем не похожа на свою сестру – Анну Одинцову
Когда Катерина общается с людьми, то всегда улыбается, но никогда не ведет себя развязно, поэтому ей легко расположить к себе любого собеседника.
Образ Катерины в оценке Добролюбова
В своей статье «Луч света в темном царстве» литературовед Н. А. Добролюбов подчеркивает силу характера Катерины, ее решительность, ее способность противостоять «темному царству», не подчиняться его правилам. Это удивительно цельный человек, который хоть и вырос в невежественном патриархальном обществе, но смог сохранить свою самобытность, свободолюбие, умение искренне радоваться жизни, мечтать и находить красоту в мелочах.
Добролюбов считал, что «в этом характере нет ничего внешне странного; все каким-то образом выходит из своего внутреннего состояния; каждый отпечаток перерабатывается в него и потом органично с ним сливается. Катерине не свойственны лицемерие, лицемерие, стремление пустить пыль в глаза другим: она такая, какая есть, и не стремится изменить свою сущность, подстроиться под правила «темного царства».
Не выдержав той жизни, которую уготовила ей судьба, и без всякой поддержки и опоры, Катерина решает покончить жизнь самоубийством. Добролюбов так объясняет этот отчаянный поступок героини: «В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о морали, протест доведенный до конца, провозглашенный и под домашними пытками, и над той пропастью, в которую бросилась бедная женщина. Он не хочет страдать, он не хочет пользоваться той жалкой прозябательной жизнью, которая дана ему в обмен на его живую душу».
Трагическая смерть Катерины не проходит бесследно: отважный поступок молодой женщины потряс устои «темного царства», заставил жителей провинциального городка задуматься о важном
Герои тургеневского романа
Евгений Васильевич Базаров
Базаров — студент-медик, по социальному статусу, простой человек, сын военного лекаря. Он серьезно увлекается естественными науками, разделяет убеждения нигилистов и отрицает романтические привязанности. Он уверен в себе, самолюбив, ироничен и насмешлив. Много говорить Базаров не любит.
Помимо любви главный герой не разделяет восхищение искусством, мало верует в медицину, невзирая на получаемое им образование. Не относя себя к романтичным натурам, Базаров любит красивых женщин и, одновременно, презирает их.
Самый интересный момент в романе — это когда герой сам начинает испытывать те чувства, существование которых он отрицал и высмеивал. Тургеневым наглядно демонстрируется внутриличностный конфликт, в тот момент, когда чувства и убеждения человека расходятся.
Аркадий Николаевич Кирсанов
Один из центральных героев тургеневского романа — это молодой и образованный дворянин. Ему всего 23 года и он едва закончил университет. В силу своей юности и склада характера, он наивен и легко попадает под влияние Базарова. Внешне он разделяет убеждения нигилистов, но в душе, и далее по сюжету это видно, он предстает великодушным, мягким и очень сентиментальным молодым человеком. Со временем герой и сам понимает это.
В отличие от Базарова, Аркадий любит много и красиво говорить, он эмоционален, жизнерадостен и дорожит привязанностями. Он верит в брак. Невзирая на демонстрируемый вначале романа конфликт между отцами и детьми, Аркадий любит и дядю, и своего отца.
Одинцова Анна Сергеевна — рано овдовевшая богатая особа, которая в свое время замуж вышла не по любви, а по расчету, чтобы уберечь себя от бедности. Одна из главных героинь романа любит покой и собственную независимость. Она никогда никого не любила и ни к кому не привязывалась.
Для главных героев она выглядит красивой и недоступной, поскольку взаимностью не отвечает никому. Даже после смерти героя, замуж она выходит повторно, и опять-таки по расчету.
Младшая сестра вдовы Одинцовой, Катя, совсем юна. Ей всего 20 лет. Екатерина является одним из самых милых и приятных персонажей романа. Она добра, общительна, наблюдательна и при этом демонстрирует самостоятельность и упертость, которые только красят молодую особу. Она из семьи небогатых дворян. Родители ее погибли, когда ей было всего 12 лет. С тех пор она воспитывалась старшей сестрой Анной. Ее Екатерина побаивается и под взглядами Одинцовой чувствует себя неловко.
Девушка любит природу, много размышляет, она прямая и не кокетливая.
Отец Аркадия (брат Павла Петровича Кирсанова). Вдовец. Ему 44 года, он совершенно безобидный человек и нетребовательный хозяин. Он мягкий, добрый, привязанный к сыну. По своей натуре он романтик, ему нравится музыка, природа, поэзия. Николай Петрович любит тихую, спокойную, размеренную жизнь в деревенской глуши.
В свое время он женился по любви и жил в браке счастливо до тех пор, пока его жена не умерла. В течение долгих лет не мог прийти в себя после смерти возлюбленной, но с годами нашел любовь вновь и ей стала Фенечка, простая и бедная девушка.
Утонченный аристократ, 45 лет от роду, дядя Аркадия. В свое время он служил офицером гвардии, но из-за княгини Р. его жизнь изменилась. Светский лев в прошлом, сердцеед, который легко завоевывал любовь женщин. Всю свою жизнь он строил в английском стиле, читал газеты на иностранном языке, вел дела и быт.
Кирсанов явный приверженец либеральных взглядов и человек с принципами. Он самоуверенный, гордый и насмешливый. Любовь в свое время его подкосила, и из любителя шумных компаний, он стал ярым мизантропом, который всяческим образом избегал общества людей. В душе герой несчастлив и в конце романа он оказывается далеко от своих близких.
Работа на ТВ
По окончании курсов Одинцова получила работу на телеканале НТВ. Блондинка стала ведущей новостей, выходящих в ночное время. Подобный формат показался ей неудобным. Поэтому вскоре Катя объявила об уходе. Ей пошли навстречу, попросив написать заявление по собственному желанию.
Екатерина Одинцова, биография которой сегодня интересна многим, поняла, что без журналистского образования ей нечего делать на телевидении. Целеустремленная барышня отправилась учиться в МГУ. В 2003 году ей на руки был выдан диплом об окончании вуза.
Катя оказалась права. С корочками профессионального журналиста ее телевизионная карьера пошла в гору. Одинцову пригласили на Первый канал. Поначалу она работала в качестве корреспондента. Но вскоре ее повысили до ведущей новостных передач. Впоследствии Екатерина Вячеславовна стала шеф-редактором. С 2005 года она занималась созданием авторских программ. С ее легкой руки в эфир вышли такие передачи как «День здоровья», «Линия жизни», «Мамина кухня» и другие. Все эти проекты пользовались огромной популярностью у зрителей. Ведь здоровье — самое главное для каждого человека.