Что такое искусство
Существует множество определений понятия «искусство». В самом общем виде под ним понимают художественное осмысление действительности. Возникло искусство в глубокой древности и сопровождает человеческую цивилизацию на всем протяжении ее развития.
Искусство — это форма практически-духовного освоения мира, которая использует различные средства для передачи эмоций, идей и впечатлений.
Является главным элементом в структуре художественной культуры, ее смыслообразующим компонентом.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Виды искусства с примерами:
- Живопись — это отображение действительности с помощью нанесения красок на холст или другую поверхность. Подлинными шедеврами живописи признаны картины «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Звездная ночь» Винсента ван Гога, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина и многие другие. В рамках живописи сформировалось множество течений и направлений. У каждого из них свои особенности и свои представления о назначении живописи. Примеры направлений: классицизм, романтизм, импрессионизм, кубизм, сюрреализм.
- Скульптура — это создание статуй и других объемных предметов из различных материалов. Выдающимися скульпторами Возрождения были Донателло и Микеланджело. Одной из самых узнаваемых скульптур Нового времени стала статуя «Мыслитель» Огюста Родена.
- Архитектура — это возведение храмов, замков, театров и других сооружений. Искусство древней архитектуры часто называют зодчеством. На весь мир известны такие знаменитые постройки, как Эйфелева башня в Париже, Тадж-Махал в Агре, Храм Василия Блаженного в Москве. Одним из величайших зодчих, изменивших представление об архитектуре в эпоху Ренессанса, был Филиппо Брунеллески.
- Музыка — это отображение эмоций и идей с помощью специальным образом организованных звуков. Огромную роль при этом играют мелодия, ритм, гармония. Музыкальными шедеврами признаны произведения Людвига ван Бетховена, Фредерика Шопена, Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Петра Ильича Чайковского.
- Театр — это изображение драматических или иных произведений на сцене. Существует множество разновидностей театра: кукольный, оперный, музыкальный, самодеятельный и другие. На весь мир прославились пьесы Шекспира, Мольера, Чехова, Островского и других драматургов.
- Балет — это искусство воплощать на сцене образы с помощью хореографии и мимических движений. Многими рассматривается как разновидность театрального искусства. Самыми популярными балетами в мире являются «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Чайковского, «Кармен» Бизе, «Ромео и Джульетта» Прокофьева.
- Литература — это искусство создания образов и воплощения идей с помощью слов. Некоторые художественные образы, созданные великими писателями, отрываются от своих создателей и начинают жить своей собственной жизнью. Так, например, в свое время произошло с образом «печального рыцаря» Дон Кихота, который является ключевой фигурой романа испанского писателя Мигеля Сервантеса. В русской литературе гениальными мастерами по созданию художественных образов были Александр Пушкин, Николай Гоголь, Федор Достоевский, Лев Толстой.
- Кино — это синтетическое пространственно-временное искусство по созданию и воспроизведению образов и сюжетов в движении. Это один из самых молодых видов искусства и поэтому до сих пор ведутся многочисленные споры о его функциональном предназначении и эстетической значимости. Не все продукты деятельности киностудий можно признать подлинным искусством. Многие фильмы ориентированы исключительно на коммерческий успех и художественной ценности не имеют. Киношедеврами признаны творения Федерико Феллини, Ингмара Бергмана, Андрея Тарковского.
Значение для человека и общества
Искусство играет важную роль в жизни человека и общества. Оно возбуждает эмоции и вызывает размышления, позволяет выражать свои мысли и чувства в красивой и понятной форме. Благодаря искусству мы можем окунуться в другие эпохи и культуры, познакомиться с различными традициями и стилями.
Компенсаторная функция искусства заключается в том, что оно позволяет нам выражать и переживать чувства, которые трудно выразить словами или действиями. Искусство играет важную роль в психологическом развитии человека, помогает ему находить гармонию с собой и окружающим миром.
В обществе искусство играет роль повышения культуры и эстетического вкуса. Оно позволяет нам лучше понимать друг друга и находить общий язык, укрепляет связи между людьми и различными культурами и народами. Искусство также способствует развитию креативности и инноваций в разных сферах жизни.
- Психологическое значение искусства: помогает людям находить гармонию с собой и окружающим миром, выражать и переживать эмоции.
- Культурное значение искусства: повышает культуру и эстетический вкус общества, способствует сближению между людьми и различными культурами и народами.
- Развивающее значение искусства: стимулирует развитие креативности и инноваций в разных сферах жизни.
Искусство как способ передачи истории и культуры
Через искусство мы можем погрузиться в мир прошлого, увидеть и почувствовать то, что существовало в другое время и место. Благодаря произведениям искусства, например, живописи или скульптуре, мы можем увидеть, как одевались и какой была мода в древности, какие были ценности общества, как люди вели свою жизнь и чем жили.
Музыка также служит мощным средством передачи исторических событий и настроений. Мелодии и ритмы музыки могут воссоздавать атмосферу определенной эпохи или настроение, характеризуя особенности культуры и истории того времени.
Танец также играет важную роль в передаче исторической и культурной информации. Через движения и ритм танца, мы можем увидеть, как люди танцевали в прошлом, какие были их обычаи и традиции, и как они выражали свои эмоции.
Таким образом, искусство выступает в роли своего рода хранителя культурного наследия и исторической информации. Оно помогает нам сохранить память о прошлом и передать его будущим поколениям. Благодаря искусству мы можем узнать о различных культурах исторических периодов, понять их ценности и представления о мире, а также приобщиться к общему культурному наследию человечества.
Компенсаторная функция искусства
Компенсация — это процесс, при котором что-то заменяется другим, чтобы уравновесить недостаток или сбалансировать негативное воздействие. В контексте искусства компенсаторной функцией называют способность произведений искусства компенсировать душевные потребности человека.
Психологи утверждают, что искусство может замещать недостатки, которые мы испытываем в жизни. Оно может вызвать различные чувства, от восторга до грусти, освободить от негативных эмоций и укрепить наше психическое здоровье.
Компенсаторная функция искусства работает на уровне субъективных переживаний зрителя, она учитывает не только содержание произведения, но и его форму, размер, цвета, звуки и текстуру.
Многие художественные произведения являются не просто отображением реальности, а тонкими компенсаторами, которые оказывают благотворное действие на психику человека. Поэтому не стоит недооценивать роль искусства в нашей жизни, оно может стать настоящей поддержкой в трудные моменты и помочь нам обрести гармонию и равновесие.
Искусство и образование: формирование личности
Процесс обучения и формирования личности не может быть полным без учета искусства. Искусство играет важную роль в развитии и формировании личности, расширяет кругозор, развивает эмоциональный интеллект и способности к самовыражению.
Искусство помогает развить воображение, креативное мышление, а также способности к анализу и интеллектуальному осмыслению материала. Оно позволяет ученикам научиться видеть красоту во всем окружающем мире и создавать собственные произведения искусства.
Искусство также способствует развитию таких качеств, как терпение, настойчивость и самодисциплина. Ученики, занимающиеся искусством, учатся работать над проектами в течение длительного времени, улучшать свои навыки и достигать поставленных целей.
Обучение искусству также способствует развитию эмоциональной сферы. Ученики учатся выражать свои эмоции через творчество, понимать и адекватно реагировать на эмоции других людей. Это помогает им развивать эмпатию и умение эффективно коммуницировать с окружающими.
Искусство также помогает детям развивать самооценку и уверенность. Ученики, занимающиеся искусством, имеют возможность показать свои таланты и получить признание за свои достижения. Это помогает им повысить уверенность в себе и поверить в свои возможности.
В целом, искусство в образовании играет незаменимую роль в формировании личности, развитии интеллекта, эмоциональной сферы и самовыражении. Оно открывает новые горизонты процесса обучения, повышает мотивацию учеников и помогает им стать гармоничной и развитой личностью
Поэтому важно предоставить возможность детям заниматься искусством в рамках образовательной программы
Как она работает?
Компенсаторная функция искусства возникает из потребности человека в эстетическом опыте, который компенсирует недостаток удовлетворения в повседневной жизни. Искусство умеет давать человеку уникальный опыт, снимать психологические напряжения, заставлять переживать сильные эмоции и чувства. Благодаря этому, искусство представляет возможность забыть о повседневных проблемах, превратиться в другого человека и пережить новые впечатления.
Одним из способов работы компенсаторной функции искусства является перенос человека в иной мир, где он может почувствовать себя частью культурной или исторической среды. Например, картины позволяют заглянуть в столетия давнее прошлое, а музыка дает возможность на несколько минут сменить обыденную атмосферу окружения. Все эти погружения в другое время и пространство позволяют человеку обогатить свою жизнь новыми впечатлениями и переживаниями.
Компенсаторная функция искусства также работает через создание уникальных ассоциаций и аналогий, которые проявляются в особом переживании произведения. Человек переносит опыт произведения на свою жизнь, начинает видеть все то, что раньше было незаметно. Он обретает новый взгляд на окружающий мир, начинает различать детали и знакомится со своими эмоциями и чувствами в новом свете.
Кроме того, искусство способствует оценке мира и общества, побуждая размышлять о социальных, культурных и других процессах, а также формированию своей жизненной позиции. Благодаря этой функции, искусство дает возможность расширить кругозор и понимания окружающей действительности.
Итак, работа компенсаторной функции искусства заключается в том, что она позволяет человеку получать новый опыт, переживания и чувства, забывать о повседневных проблемах и погружаться в новые миры, а также формировать свою жизненную позицию и расширять кругозор.
Аспекты компенсаторной функции искусства
Существует 3 аспекта компенсаторной функции.
Отвлекающий
Искусство позволяет людям развлечься, приятно провести время, отвлечься от рутины и насладиться шедеврами. Другими словами — это развлекательный и гедонистически-игровой аспекты культуры.
Утешающий
Искусство может помогать преодолеть боль, пережить утрату. Кроме этого, оно позволяет обрести надежду и успокоение. Также оно дает возможность для выражения горя и других негативных эмоций.
Компенсаторный (восстанавливающий духовную гармонию)
Этот аспект восстанавливает психическое равновесие человека. Искусство позволяет прийти к духовному спокойствию, обрести уверенность и умиротворение. Выполнение действий, направленных на гармонию, помогает скомпенсировать отрицательное воздействие окружения.
Компенсаторные функции в медицине
Процесс адаптации организма к окружающей среде идет непрерывно с момента рождения. Организм должен адаптироваться к колебаниям температуры, атмосферного давления, радиации, влиянию микроорганизмов, факторам питания, разнообразным психологическим, социальным и другим воздействиям. Поэтому оно было выделено:
Адаптация (приспособление) — совокупность реакций организма на такие воздействия, которые не сопровождаются грубыми изменениями в структуре тканей, а потому нейтрализуются напряжением функций.
Компенсация нарушенных функций — это реакция организма на такие воздействия, которые проявляются тяжелыми дистрофическими и некротическими изменениями в каком-либо органе, в результате чего другие органы своей усиленной работой компенсируют ущерб всему организму.
Адаптивные и компенсаторные реакции тесно взаимосвязаны, поэтому правильнее говорить о компенсаторно-адаптивных реакциях организма. В основе формирования этих реакций лежит принцип саморегуляции организма.
Одной из важнейших особенностей компенсаторно-адаптивных реакций является их стадийный характер (фаза). В их динамике можно выделить 3 стадии.
1-я стадия, то есть стадия формирования компенсаторных процессов или аварийная стадия, характеризуется тем, что при развитии любого заболевания в органах резко возрастает нагрузка на структуры, несущие специфическую функцию органа, что требует соответствующего повышения метаболизма и энергообеспечения. Это заставляет имеющиеся в клетках митохондрии значительно увеличить производство энергии. Однако избыточное функционирование митохондрий сопровождается повышенным разрушением их крист, что не позволяет увеличить производство энергии до необходимого уровня. Возникает дефицит энергии, который является основой для этой фазы. Это объясняется тем, что ни один процесс в организме невозможен без энергии, ни один обмен веществ без нее, так как без энергии не работают трансмембранные насосы, не могут быть обеспечены градиенты потоков электролитов и жидкости, невозможен синтез веществ, необходимых для восстановления разрушенных гиперфункцией морфологических структур и т.д. Степень эффективности компенсаторно-приспособительных процессов в период энергетического дефицита и исходной гиперфункции ультраструктуры клеток составляет так называемый функциональный резерв каждого пациента, от которого зависит течение и исход заболевания.
2-я стадия — стадия относительно устойчивой компенсации — характеризуется гиперплазией (увеличением количества структурных элементов ткани за счет их избыточного новообразования) внутриклеточных структур, вызывая гипертрофию и гиперплазию клеток. Биосинтетические процессы в клетках значительно усиливаются, а дефицит энергии резко снижается. Однако если причина, вызвавшая гиперфункцию органа, не устранена, то есть если заболевание принимает хроническое течение, гиперфункция ультраструктур клеток, требующих высокого энергетического обеспечения, сохраняется. Однако большая часть энергии, вырабатываемой в митохондриях, используется для поддержания функции органа, а меньшая часть — для восстановления самого органа. Если нагрузка на орган не снижается, а его функция поддерживается необходимой энергией, то количество энергии, необходимое для ресинтеза ультраструктуры, постепенно уменьшается.
3-я стадия — стадия декомпенсации — характеризуется прогрессирующим преобладанием процессов распада внутриклеточных структур над их ресинтезом. Почти все клетки патологически измененного органа постоянно нефункциональны и поэтому разрушаются, теряя возможность восстановления, так как они вынуждены на некоторое время прекратить функционирование. Тканевая гипоксия усиливается даже при наличии достаточного поступления кислорода, поскольку уменьшается количество полноценных внутриклеточных структур, способных его утилизировать.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Понятие тьютерской деятельности
- Процесс обучения
- План воспитательной работы с семьей
- Принципы истории педагогики
- Игра в психологии
- Структура «я-концепции» личности
- Рекламно–информационная деятельность торговых организаций и пути ее улучшения
- Защита сознания
- Профилактика девиантного поведения подростков
- Подготовка детей к школе
Уравновешивание с окружающей средой
Поскольку эмоции являются активным состоянием системы специализированных структур мозга, они влияют на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, а также на вегетативные функции организма. Именно в последнем случае компенсаторное значение эмоций проявляется особенно четко.
Дело в том, что во время эмоционального напряжения количество вегетативных сдвигов (увеличение частоты сердечных сокращений, повышение артериального давления, выброс гормонов в кровь и т.д.) обычно превышает реальные потребности организма. Видимо, процесс естественного отбора определил целесообразность такой чрезмерной мобилизации ресурсов. В ситуации прагматической неопределенности (характерной для возникновения эмоций), когда неизвестно, сколько и чего понадобится в ближайшие несколько минут, лучше потратить энергию, чем оказаться в разгар интенсивной деятельности — борьбы или бегства — без адекватного снабжения кислородом и метаболическим «сырьем».
Однако компенсаторная функция эмоций отнюдь не ограничивается гипермобилизацией вегетативной системы. Возникновение эмоционального напряжения сопровождается переходом к иным, чем в спокойном состоянии, формам поведения, принципам оценки внешних сигналов и реакций на них. Физиологически суть этого перехода можно определить как возврат от тонко специализированных обусловленных реакций к реакциям по доминантному принципу А.А. Ухтомского. В.П. Осипов назвал первую стадию выработки условного рефлекса, стадию обобщения, «эмоциональной» стадией.
Важнейшей характеристикой доминирования является способность отвечать одинаковой реакцией на различные внешние стимулы, включая стимулы, с которыми субъект сталкивается впервые. Интересно, что онтогенез, по-видимому, повторяет динамику перехода от доминантного к условному рефлексу. Только что вылупившиеся птенцы начинают клевать любой предмет, который выделяется на общем фоне и соответствует размеру их клюва. Постепенно они учатся клевать только тех, кто может служить пищей.
Когда процесс закрепления условного рефлекса сопровождается снижением эмоционального напряжения и одновременно переходом от доминирующей (генерализованной) реакции к строго избирательным ответам на условный сигнал, возникновение эмоции приводит к вторичной генерализации. Чем сильнее становится потребность, — пишет Ж. Нюттен, — тем менее специфичен объект, вызывающий соответствующую реакцию». Повышение эмоционального напряжения, с одной стороны, увеличивает диапазон энграмм, извлекаемых из памяти; с другой стороны, оно снижает критерии «принятия решений» при сравнении этих энграмм с имеющимися стимулами. Таким образом, голодный человек начинает воспринимать неопределенные стимулы как связанные с едой.
Очевидно, что презумптивный доминирующий ответ уместен только в условиях прагматической неопределенности. Когда эта неопределенность устраняется, субъект может стать «пугливым котом, который боится куста». Таким образом, эволюция сформировала механизм зависимости эмоционального напряжения и характерного для него типа реакции от величины дефицита прагматической информации, механизм устранения негативных эмоций при устранении дефицита информации. Мы подчеркиваем, что эмоции сами по себе не несут информации об окружающем мире; недостающая информация восполняется поисковым поведением, совершенствованием навыков и мобилизацией хранящихся в памяти энграмм. Компенсаторная ценность эмоций заключается в их замещающей роли.
Что касается положительных эмоций, то их компенсаторная функция реализуется через их влияние на потребность, вызывающую поведение. В сложной ситуации с низкой вероятностью достижения цели даже небольшой успех (увеличение вероятности) вызывает положительную эмоцию возбуждения, которая усиливает потребность в достижении цели.
Как культура может выполнять данную функцию
Культура может влиять на человека по-разному — это зависит от компонента культурной системы.
Религия позволяет смягчить социальные и личные проблемы, а также переключиться на позитивное состояние. Ученые считают, что она оказывает на людей иллюзорно-компенсаторную функцию. Религия без практических действий дает человеку надежду и утешение. Молитва и покаяние позволяют человеку перейти от состояния горя к облегчению своих переживаний.
Искусство способствует компенсации другими способами — это происходит с помощью психологической разрядки, общения, эстетического наслаждения, творчества и игры. Искусство позволяет скрасить монотонность будней.
Компенсаторная функция как физическое и психическое упражнение
Компенсаторная функция обусловлена потребностью человека в переживаниях, которых по каким-либо причинам не хватает, но которые жизненно важны для него, а также в физических и умственных упражнениях и релаксации
Важность этой функции можно лучше понять с помощью теории эмоций
Эта теория, возникшая в конце девятнадцатого века, оказала очень сильное влияние как на развитие эстетики, так и на психологию художественного творчества. Она была разработана в работах немецких психологов того времени Р. Фишера, Т. Липпе. Фишер, Т. Липпс и И. Фолькельт. В основе теории лежала концепция эмпатии (от греч. empatheia — сопереживание), под которой понималась способность человека сопереживать радости и горести другого человека.
Современная психология позволяет описать механизм эмпатии как «объективный процесс моторно-кинестетической идентификации — бессознательного связывания мышечно-тонических состояний субъекта с выразительными особенностями объекта восприятия». Другое, более простое определение эмпатии можно найти у американского социального психолога Т
Шибутани, который определяет ее как «способность проникать в психику другого человека, сочувствовать ему и принимать во внимание его чувства». Далее мы будем рассматривать эмпатию как процесс сопереживания человеком эмоционального мира другого человека, а идентификацию как аналогичный процесс отождествления человека с природой и окружающим его предметным миром
Благодаря этим двум механизмам, которые объединяет способность настраиваться на эмоциональную волну другого человека, люди могут получать необходимое эмоциональное подкрепление через восприятие произведений искусства, а также через восприятие образов живой и неживой природы.
Благодаря эмпатии люди становятся эмоционально привязанными и неравнодушными к другим. Эта способность развивается через опыт искусства, которое консолидирует человеческое общество и повышает способность к успешному взаимодействию.
Через идентификацию можно мысленно поместить себя в воспринимаемые объекты и образы природы и пережить их внутреннее состояние как свое собственное. Это тонко подметил армянский художник М. Сарьян. Он говорил, что для творчества ему необходимо раствориться в природе и в самом себе. «Вы должны увидеть себя в этом мире и одновременно поселить его в себе», — сказал он в одном из своих интервью. — Вы должны жить как он, а он должен жить как вы».
Английский философ Э. Берк, раскрывший психологический механизм эмпатии, писал: «Мы относимся с участием к делам других людей; нас трогают, когда трогают их, и почти никогда не остаемся равнодушными зрителями того, что люди делают или переживают. Ведь эмпатию следует понимать как своего рода викаризацию, в которой мы оказываемся на месте другого человека и во многом подвержены тем же влияниям, что и он. Так что эта страсть может либо… может обратиться к страданию, в этом случае оно становится источником возвышенного, или может обратиться к понятиям удовольствия….. Именно благодаря этому поэзия, живопись и другие виды изобразительного искусства переносят свои страсти из одной груди в другую и часто способны вплести удовольствие в беду, страдания и даже саму смерть».
Предметы окружающего нас материального мира, явления природы могут быть связаны с внутренним миром человека через их формы и цвета. Этот процесс во многом интуитивный, и дать ему логическое объяснение бывает трудно. Но мы говорим «грустный» или «счастливый» пейзаж или «очаровательная» шкатулка. «Эстетически ценное — это сначала не чувственное как таковое, — пишет Т. Липпс, — а только то чувственное, в котором я чувствую себя и в той мере, в какой я чувствую себя положительно в нем. Эстетическое чувство ценности — это непосредственное радостное переживание себя в чувственном объекте.