Краткое содержание:
У мужика с бабой было двое детей – старшая дочка и сынок маленький. Когда они ушли на работу, девочка не уследила за братиком – его унесли гуси-лебеди.
Она идет на поиски. По дороге ей встречаются: печка, яблонька и молочная река. Просила девочка подсказать их, куда могли птицы с братиком улететь, но их просьбы (съесть пирожок, яблоко и выпить киселька) не исполнила. Поэтому они и не сказали ей ничего.
В лесу нашла она избушку Бабы-Яги, а в ней увидела своего братика. Сестрица уговаривает Бабу-Ягу пустить ее погреться. Когда старуха уходит, появляется мышка и просит угостить ее кашей. Девочка выполняет просьбу, а мышка за это рассказывает ей, что Яга съесть их с братцем собирается. Девочка забрала братика и убежала. А мышка за нее стала прясть. Заметила Баба-Яга пропажу и послала вдогонку гусей-лебедей.
В этот раз сестричка выполнила просьбы речки, яблони и печки, а те спрятали их с братцем. Поэтому злые птицы их не нашли, а детки смогли благополучно вернуться к родителям.
Главные герои с описанием:
Девочка – старшая сестра, которая заигралась и потеряла братика.
Маленький мальчик – младший брат девочки, его украли гуси-лебеди.
Гуси-лебеди – стая птиц, которая крадет маленьких детей и уносит их к старухе Яге.
Баба-Яга – злая старая колдунья, которая живет в лесу и ест маленьких деток.
Мужик с бабой – родители девочки и мальчика.
Говорящие печка, дерево-яблоня, молочная речка (с кисельными берегами) – помощники в сказке, помогают детям спастись от Бабы-Яги.
Мораль сказки:
1.Дети должны слушаться родителей, пока не выросли, так как мир полон опасностей.
2.Нужно быть осторожными и осмотрительными, чтобы не попасть в беду.
3.Если хочешь, чтобы помогали тебе, помогай сам. Не будь равнодушен к просьбам других.
Отзыв (личное мнение, отношение к прочитанному)
Мне с детства нравится эта сказка. Несмотря на то, что девочка вначале ведет себя не очень правильно – не выполняет просьбу родителей, капризничает с помощниками, она смелая – потому что не побоялась пойти одна в темный лес и к страшной Бабе-Яге. В конце концов, она, все-таки, спасает братика. Мы все ошибаемся, но правильно поступает тот, кто умеет исправлять свои ошибки.
Пересказ для читательского дневника
В классе ученики стараются не только прочитать произведение, но и отвечают на вопросы и дают характеристика главным героям. Следует также объяснить заголовок сказки, желательно заполнить читательский дневник. В него можно поместить либо краткий пересказ сюжета, либо же составить план всего произведения:
- Родительский наказ.
- Героиня заигралась.
- Похищение малыша.
- Поиски брата.
- Избушка бабы-яги.
- Девочка находит братца.
- Дорога домой и встреча с Речкой, Яблоней и Печкой.
- Возвращение домой.
Стоит с ребятами на уроке внимательно читать сказку и делать её анализ. Ведь она учить любить своих близких людей, заботиться о них. При анализе ребята должны не только описать испытания, которые встретились на пути девочки, но и кратко сделать вывод, что нужно быть ответственным, решительным и смелым человеком, тогда эти качества помогут добиться любых целей.
В дневнике для чтения можно описать, как выглядят картинные герои, которых всегда много в учебниках к сказке. Иллюстрации написаны многими художниками. Также можно поместить и описание понравившегося эпизода. Например, когда девочка убегает от бабы-яги и прячется от птиц.
Сказка Гуси-лебеди
Жили муж и жена с дочкой Манечкой да сынком Ванечкой. Дочке уж десятый годок шёл, а сынку два года было. Собрались отец с матерью в город и наказывают Манечке:
— Из дома не уходи. С братом посиди. Гостинцев жди!
Манечка слушала их, головой кивала, а как ушли — посадила брата на травку у дома и убежала играть. Лишь остался Ванечка один — прилетели гуси-лебеди, подхватили его на крылья и улетели к лесу. Поиграла Манечка с подружками, вспомнила о Ванечке, побежала домой. Прибежала, а Ванечки-то нет!
Испугалась девочка, расплакалась. Стала его звать, искать, но куда ни бегала — нет Ванечки! Тут увидела летящих к лесу гусей и догадалась, что гуси Ванечку унесли.
Бросилась девочка гусей догонять. Бежала, бежала… Но вскоре они скрылись из глаз. Куда теперь бежать? Остановилась она, не знает, что и делать.
Видит Манечка — стоит печка, она к ней:
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Скушай, гостьюшка, моего ржаного пирожка, скажу.
А девочка ей в ответ:
— Стану я есть ржаной пирожок! Я дома пшеничные только с маслом ем! — Сказала так и побежала дальше.
А куда бежать — не знает. Увидела, стоит яблоня. Подбежала она скорее к яблоне, просит её:
— Яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Съешь моё лесное яблочко, не побрезгуй, скажу.
— Не буду я есть кислятину! Я дома садовые яблоки с мёдом ем! — ответила ей Манечка и скорее побежала дальше.
Бежит, бежит, торопится, а куда гуси-лебеди улетели — не знает. Увидела тут она: течёт молочная речка, кисельные берега. Подбежала к молочной речке, спрашивает:
— Молочная речка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Съешь нашего киселика с молоком, тогда скажу.
— Не хочу! У батюшки с матушкой и сливочки не пьются!
Снова побежала Манечка. Бежит она, бежит, а где ей брата искать, так и не знает. А уж и спрашивать не у кого!
Вдруг увидела она: избушка на курьих ножках кругом себя поворачивается. Сказала тут Манечка:
— Избушка! Стань по-старому, как мать поставила!
Избушка повернулась. Маня вошла в неё и увидела: Ванечка сидит на лавке, яблочками наливными играет.
Вот куда принесли его гуси! К Бабе-Яге!
Увидел её и Ванечка. Манечка скорее приложила палец к губам, приказывая, чтобы он молчал, не выдал её. Рядом с ним сидит Баба-Яга, дремлет с прялкой в руках. А на плече у неё сова сидит — не спит, смотрит.
— Здравствуй, бабушка, — сказала Манечка.
Открыла Баба-Яга глаза и сердито глянула на девочку.
— Здравствуй, незваная гостья! Зачем пришла?
— Заблудилась я. Ходила, ходила, уж ноги не держат и есть хочу. Позволь посидеть у тебя.
— Ну, так и быть, доешь мою кашу из горшка, да за это напряди мне пряжи, — сказала Баба-Яга и ушла вместе с совой.
Вылезла тут из-под печи мышка и просит:
— Девица, девица, дай мне кашки хоть немножко.
На печи нашла Манечка и горшок с остатками каши, и ложку. Дала она мышке каши, а мышка и говорит:
— Беги отсюда и мальчишку уводи, Баба-Яга баню затопила. Помоет тебя и съест! И его съест! Бегите скорей!
Убежала Манечка с братом. А Баба-Яга тут к оконцу подошла и спрашивает:
— Прядешь ли, девица?
— Пряду! Пряду! — ответила мышка, доедая кашку.
Как натопила Баба-яга баню, пришла за девочкой, а избушка пуста. Закричала Баба-Яга:
— Летите, гуси-лебеди, в погоню! Девочка мальчишку увела! Догоните! Мальчишку принесите! Не то я вас!
Бежит Манечка с братом, слышит: гуси за ними летят! Испугалась. С братом на руках кинулась к молочной речке, просит её:
— Реченька, голубушка, спрячь, укрой нас!
— Поешь нашего киселя с молоком — спрячу!
Поела она киселя, молока попила. Бережком укрыла молочная речка Манечку с братом. Не увидели их гуси. Полетали, поискали, полетели дальше.
Побежала Манечка с Ванечкой. Слышит, опять летят гуси! К яблоне Манечка бросилась, — просит её:
— Яблонька, укрой! Спаси нас!
— Съешь моё лесное яблочко — укрою!
Съела Манечка яблочко. Укрыла яблоня ветвями сестру с братом. Гуси над яблоней пролетели — не увидели их. Выбежала девочка с братом из-под яблони, торопится.
Слышит: гуси возвращаются. Добежала она до печки.
— Печка, матушка, — просит девочка, — спрячь нас!
— Съешь мой ржаной пирожок да забирайся в печь.
Съела Манечка пирожок, влезла с братом в печь, затворилась заслоном. Слышит — гуси пролетели мимо. Вылезла девочка из печи, брата — на руки и бегом домой.
А гуси вернулись, нагонять стали. Вбежала девочка в дом, закрыла дверь. Гуси покружили над домом и улетели…
Тут и отец с матерью вернулись. Принесли детям пряников, а Манечке ещё и платочек на голову.
Если сказка «Гуси-лебеди» вам понравилась, то можете также прослушать ее. x5axgz9fwh.2236
Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!
Сказка Гуси-лебеди читать онлайн
I.
Жили-были мужик да баба. Сеяли они пшеницу, урожай собирали, пекли хлеб и по выходным на базар свозили. И было у них двое детей – Олюшка, старшенькая и Ванюшка – меньшенький. Вот, однажды, собрались родители в дорогу – погрузили хлеб на телегу, а деток дома оставили и наказывают Олюшке: — Ты, доченька, за братцем смотри. Из дома не отлучайся. А то, налетят гуси-лебеди, унесут его к Бабе Яге за темные горы, во дремучий лес. Если выполнишь наш наказ – мы гостинцев с базара привезем.
Олюшка отца и мать слушает, да не слышит. Только про гостинцы думает. Как уехали отец и мать, она братца посадила у окошечка в травку-муравку играть, а сама к подружкам убежала.
Много ли, мало ли времени проходит, возвращается Олюшка домой. Глядь, а братца нет. Смотрит вправо – влево, кличет его. Никто не отзывается. Заплакала тогда Олюшка горькими слезами.
Вдруг, бежит мышка. Спрашивает: — О чем ты девочка плачешь? О чем горюешь? — Да как же мне не плакать? – отвечает Олюшка. – Пропал мой братец маленький! Братец хорошенький! Наказали мне отец и мать за ним приглядывать, а я их-то и не послушала! Оставила его одного.
Отвечает ей мышка: — Да, горе приключилось великое. А унесли твоего братца гуси-лебеди. К Бабе Яге, за темные горы, во дремучий лес.
II.
Поблагодарила тогда Олюшка мышку и побрела куда глаза глядят. Вот идет она и видит – стоит яблонька. Ветви тяжелые низко до земли склонила. Яблоки на них наливные, алые, того и гляди – упадут.
Говорит Олюшка: — Яблонька, а яблонька, не видала ли ты, куда гуси-лебеди полетели?
Отвечает ей яблонька: — А ты подвяжи мои веточки, да плодов моих отведай. Тяжко мне вот так стоять. Тогда и скажу. — Некогда мне яблоки есть, да ветки подвязывать, — говорит Олюшка. Развернулась и дальше пошла, дороги незнаючи.
Вот идет она дальше и видит – течет река – кисельные берега. В одном месте нападали сухие ветки и камни, преградили русло. Тяжело воде сквозь них пробиться.
Говорит Олюшка: — Реченька, а реченька, не видала ли ты, куда гуси-лебеди полетели? Отвечает ей речка: — А ты освободи мое русло, да киселька моего отведай. Тогда и скажу. — Некогда мне кисель пить, да ветки убирать, — говорит Олюшка. Развернулась и дальше пошла, дороги незнаючи.
Дальше идет. Стоит у дороги печка. Пыхтит – дымит. Пирожки из заслонки так и вываливаются. Говорит Олюшка: — Печка, а печка, не видала ли ты, куда гуси-лебеди полетели? Отвечает ей печка: — А ты вынь мои пирожки, положи на тарелочку да сама отведай. — Некогда мне пирожки вынимать да есть, — говорит Олюшка. Развернулась и дальше пошла, дороги незнаючи.
III.
Вот пришла она к лесу дремучему. Лесу темному, лесу дикому. Видит – стоит на опушке избушка, а рядом с ней сидит ее братец Ванюшка на травке, молодильными яблочками играет.
Подошла к нему Олюшка тихонько, взяла за руку и бежать хотела. Но тут из избушки высунулась страшная косматая голова с длинным носом. То Баба Яга была. Схватила она одной ручищей Олюшку другой Ванюшку и в избу затащила. — Теперь я вас обоих съем, — говорит. – Только отлучусь ненадолго. А пока, дочка моя вас в печи изжарит.
Сказала так и вышла вон. Осталась дочь ее – высушенная, тонкая, как тростина старуха, чуть моложе Бабы Яги. Говорит она детям: — Ну-ка живо на лопатку садитесь! Я вас в печь отправлю!
А Олюшка на лопатку садится и руки-ноги в стороны растопыривает. Никак в печь не проходит. Рассердилась тогда дочка Бабы Яги. Кричит: — Глупая девчонка! Что же ты, даже в печь нормально влезть не можешь! — А ты покажи, — говорит Олюшка. Ну, старуха села на лопатку, руки-ноги поджала, а Олюшка ее мигом в печь отправила и заслонкой прикрыла. Сама схватила братца и побежала прочь от избы.
Долго ли, коротко ли, возвращается домой Баба Яга. Чует, из печки мясом пахнет. Достала она его, поела и только потом думает «Куда же это дочка моя запропастилась?». Вдруг глядь на тарелку – а там кольцо медное, с дочкиного пальца. Поняла она тогда, что обманула ее Олюшка. Разозлилась так, что зубы скрепят и от скрежета этого страшного, птицы лесные с деревьев прочь улетают.
Закричала Баба Яга: — Гуси-лебеди! Помощники мои верные! Летите! Разыщите! Верните беглецов! Налетели гуси-лебеди, как туча серая, туча страшная. И понеслись над полями – лесами рыскать.
Персонажи сказки
В это сказке всего один главный герой – девочка, чье имя не называется. Она своенравна и капризна, и ей совсем не хочется слушаться своих родителей и делать то, что они говорят.
Второстепенные персонажи сказки:
маленький сыночек – брат главной героини;
гуси-лебеди – злые птицы на службе у Бабы Яги, похищают мальчика;
фантастические жители леса – печка, яблоня и молочная река, которые помогли девочке и ее брату скрыться от гусей;
ежик – жил в лесу и подсказал главной героине, где ей следует искать ее брата.
Также в произведении косвенно присутствует персонаж Бабы Яги. Она не совершает никаких действий, однако подразумевается как зло, и встречи с ней девочка и ее брат стараются избежать.
Что понравилось
Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 4728Количество использованных доноров: 6Информация по каждому донору:
Родители попросили дочку приглядеть за маленьким братцем, а она заигралась. И мальчика унесли гуси-лебеди. Бежит девочка следом, видит: печь стоит. За ответ на вопрос, куда держат путь злые птицы, просит съесть ее ржаной пирожок. Избалованная девочка простой пирожок есть не стала. Добежала до яблони. Та готова сказать, где птицы, но прежде надо съесть ее дикое яблочко. Девочка не ест: дома у них вдоволь садовых яблок. Также было и с молочной речкой в кисельных берегах: девочка сказала, что у отца сливки есть, и то неохота пить.
Доплутала она до избушки на курьих ножках. А там баба-яга и братец ее. Велела старуха девочке прясть. Получив от девочки кашки, мышка советует ей бежать с братиком. Так и сделали. Гуси-лебеди в погоню. В этот раз, чтобы их спрятали и спасли, девочка уважила всех: и киселька поела, и яблоко, и пирожок. Уходя, всех она благодарила за помощь. А из печки – сразу домой. Вскоре и родители вернулись.
Сюжет
Родители на работе. За игрой старшая дочка забыла о братце и того унесли к бабе-яге гуси-лебеди. Печка, яблоня, молочная река в кисельных берегах готовы подсказать ей дорогу, но она должна их уважить: съесть пирожок, яблоко, кисель. Но девочка не хочет: у них дома повкусней еда. Добрела сама к избе бабы-яги. Та усадила ее прясть. Мышка за ложку каши советует ей бежать с братом. Гуси-лебеди вдогонку. Тут уже девочка с благодарностью ест все, что ей предлагают река, яблонька и печь, лишь бы ее с братом спрятали. Так и спаслись.
Отзыв
-
Белая болезнь чапек краткое содержание
-
Кружки в 23 школе
-
Бунин при дороге краткое содержание
-
Пока ее не было краткое содержание
- Ранец шапочка и рожок краткое содержание
«Золотой гусь» читательский дневник
«Золотой гусь» краткое содержание для читательского дневника:
-
Крестьянин отправляет старшего сына в лес за дровами, где тот встречается с седовласым старичком.
- Средний сын идет в лес и также встречает старика.
- Младший сын Дурень идет в лес и встречает лесного человека, с которым делится едой.
- Седовласый старик отблагодарил Дурня, и подарил ему золотого гуся.
- В трактире к золотому гусю Дурня приклеиваются дочери трактирщика.
- Парень идет в город, а по дороге к гусю продолжают приклеиваться люди.
- Принцесса смеётся, увидев вереницу людей, бредущих за парнем с гусем.
- Дурень требует принцессу в жены, а король ставит ему задания.
- После выполнения Дурнем и старичком всех заданий, король отдает дочь замуж за Дурня.
«Золотой гусь» главные герои
- Дурень — младший сын крестьянина, ловкий и находчивый. Благодаря своему доброму сердцу Дурень обретает друга в лице старика-волшебника.
- Братья Дурня — жадные, злые, коварные, эгоистичные, завистливые.
- Старик-волшебник и его подарок — Золотой гусь. Добрый, справедливый, благодарный
- король — глава государства, который никак не мог смириться с тем, что его зятем будет простой парень, да еще и Дурень.
- королевна — всегда была грустной и не смеялась. Веселая, добрая, красивая. Рассмешил ее Дурень, когда пришел с золотым гусем и прилипшими к нему людьми. В конце сказки вышла замуж за Дурня.
«Золотой гусь» главная мысль
За доброту и щедрость человека ждет благодарность, ответная доброта и щедрость. За скупость и жадность — человека ждет наказание, расплата.
«Золотой гусь» план
- Три сына
- Старший идет за дровами
- Средний сын в лесу;
- Дурень и лесной человек
- Подарок Дурню
- Сестры в трактире
- Пастор и причетник
- Смех принцессы
- Задания короля
- Погреб вина
- Помощь Дурню
- Гора хлеба
- Голодный человек
- Волшебный корабль
- Помощь седого человека
- Свадьба.
«Золотой гусь» отзыв
Сказка показалась мне интересной и поучительной. Главный герой Дурень был награжден за доброту удивительным гусем, к которому прилипали все, кто до него дотронется. Скучающая принцесса наконец-то развеселилась, глядя на забавную процессию, которая двигалась за Дурнем. В конце сказки парень выполнил все задания короля (с помощью старика) и стал мужем его дочери. А вот жадные братья главного героя, не поделившиеся со старичком, мне не понравились. Сказка заставила меня задуматься о добре и сострадании к нуждающимся людям. Я поняла, что если проявлять милосердие, то оно вернется сторицей, а скупость и непомерная жадность никогда не принесут добра.
«Золотой гусь» признаки волшебной сказки:
- Троекратные повторы (три сына, который три раза ходили в лес, Дурень выполнил для короля три задания, три сестры в трактире);
- Волшебные помощники: (лесной человек);
- Волшебные существа: (лесной человек, золотой гусь);
- Главный герой проходит испытания;
- Победа добра над злом.
Читать реферат по литературе: «Анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»» Страница 1
(Назад)
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!Анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» Художественный текст представляет собой многоуровневую структуру. Филологический анализ текста — это выявление особенностей структурных компонентов, их взаимосвязей с целью установить культурную, эстетическую, морально-этическую, научную ценность. Филологический анализ включает литературоведческий и лингвостилистический. Смысловой анализ текста представляет реализацию его идейно-тематического плана с помощью следующих приемов:
) определение родовой принадлежности и жанра произведения;
2) определение темы произведения, включая приемы и средства ее раскрытия;
) определение проблематики (социальной, психологической, этической и т.д.) с указанием на ее разрешение;
) характеристика системы образов с разделением на главных и второстепенных персонажей, определением их функций;
) характеристика главного героя (имя, портрет, речь, бытовые детали, степень участия в конфликте и т.д.);
) определить конфликты и их характер;
) определить основные и второстепенные сюжетные линии, обозначить элементы сюжета, его осложнения внесюжетными элементами, определить, является ли сюжет средством раскрытия проблемы;
) описание архитектоники текста, включая определение количества, характера и соотношения друг с другом разных планов повествования, указание особых композиционных приемов.
) описание особенностей художественного времени и пространства произведения;
) характеристика лексического состава текста, синтаксических и мелодических особенностей, изобразительно-художественных средств речи;
) описание идейно-эмоциональной ориентации героев, идейного идеала произведения, формулировка художественной идеи произведения.
Анализируя русскую народную сказку «Гуси-лебеди», следует учитывать и то, что сказка как жанр — трансформация мифа, и особенности устного народного творчества.
Анализ сказки опирается на достижения фольклористики в сфере волшебной народной сказки, а именно работы В.Я. Проппа, Э.В. Померанцевой, Н.М. Ведерниковой и т.д.
Сказка относится к эпосу как роду литературы, является малым прозаическим жанром устного народного творчества. «Сказка — древнейший народный жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение. В сказках проявляются характер народа, его мудрость и высокие моральные качества ».
В свою очередь сказки классифицируются на тематические виды. В фольклористике существует проблема классификации вследствие нечеткости границ жанров. В «Словаре литературоведческих терминов» под реакцией С.П. Белокуровой сообщается о трех видах сказок: волшебных, сказках о животных и бытовых . В сравнительном указателе сюжетов Н.П. Андреева указаны сказки о животных и собственно сказки, среди которых выделяют волшебные, легендарные, сказки об одураченном черте, и анекдоты . В учебнике Милюгиной Е.Г. выделяются сказки кумулятивные, волшебные, бытовые . Волшебные сказки являются наиболее определенным жанром фольклорной сказки. Признаки волшебной сказки проявляются на уровне сюжета, системы образов, конфликта. Такую сказку можно узнать по персонажам с чудесными, магическими способностями, чудесным предметам, обретающим дар речи. В сказке
Интересные темы
Сетон-Томпсон — Виннипегский волк Однажды Поль Дерож отправляется на охоту, где встречает серого волка. Он не медлит ни секунды и стреляет в животное, убивая его. Недалеко от волка мужчина находит нору с детенышами
Толстой — Прыжок Сюжет простой, свою задачу писатель видит в том, чтобы в краткой, сжатой форме рассказать поучительную историю
Особое внимание автор уделяет языку произведения, оно написано замечательным ру
О Генри — Вождь краснокожих События развиваются в начале 20 века на территории южного штата Алабама. Приятели-мошенники Сэм и Билл Дрисколл принимают решение заработать некоторую сумму путем похищения наследника
Куприн Куприн Александр Иванович — потрясающий русский писатель, который, к сожалению, долго не был оценен по достоинству. Куприн был одарен бесподобным писательским талантом
Куприн был одарен бесподобным писательским талантом
Исследование сказки о волшебных гусях
В русском народном предании виной всем бедам стала безответственность сестрицы. Если бы она старательно выполняла поручения старших, то ничего страшного не произошло. За халатностью последовало наказание, с которым девочка героический справилась.
Разбор структуры народной легенды:
- Завязка — мальчишку забирают к Бабе Яге волшебные птицы.
- Кульминация — сестричка добирается до избушки на курьих ножках, где спрятан её брат.
- Развязка — прибытие детей в родной дом.
Характеристика героев
Семья — главная и вечная ценность. Это центральная тема литературного произведения. В сюжете основных действующих лиц не так много, присутствует чёткое разграничение героев на положительных и отрицательных.
Персонажи сказки:
- Баба Яга.
- Гуси-Лебеди.
- Братец.
- Сестра.
- Волшебные помощники Речка, Печка, Яблоня.
Описание сестрицы:
- Смелая — выбегает в открытое поле, видит, как волшебные птицы скрылись за тёмными деревьями сказочного леса. Эти пернатые давным-давно себе худую славу прижили, часто безобразничали и малышей воровали.
- Умеет быть ответственной за свои промахи — сама проглядела, сама исправилась.
В народном творчестве часто применяется приём, когда олицетворяются неодушевлённые предметы, то есть наделяются свойствами и признаками живых существ. Например, в легенде о чудесных птицах печь умеет говорить, яблоня скрывает своими ветками от опасностей, река делится с героями необходимой информацией. Сакральное и символичное для русской культуры — это цифра три, например, трое чудесных помощников (печка, яблонька, речка).
Описание сюжета
Сказка «Гуси-Лебеди» в кратком содержании представляет собой историю о бессовестном отношении к своим обязанностям. Отец и мать оставили маленького сына под присмотром старшей сестры. Она пренебрежительно отнеслась к возложенной на неё ответственности, недоглядела, мальчишку похитили чудесные Гуси-Лебеди. Таким образом мальчик оказался в избушке Бабы Яги.
Сестрице сразу стало известно обо всём случившемся. Она поспешила возвращать пропажу. По дороге встречаются трое волшебных помощника. Во владениях Бабы Яги находится Мышка. Она надоумила девушку немедленно устроить побег. Вслед за братиком и сестричкой тут же отправились Гуси-Лебеди, чтобы вернуть их обратно. Но девочка с братом благополучно добираются до родного дома.
Зло — это Баба Яга и её волшебные птицы. Добро — маленькая сестричка, которая представляет собой русский народ. Наделена острым умом, храбростью, твёрдостью в принятии решений. Чудесные помощники предлагают своё гостеприимство и вкусные сладости (пирожки, яблоки и кисель). Им нельзя отказывать, потому что следует быть вежливыми по отношению к чужой доброте. Необходимо не бояться сложностей, так как для любых проблем есть решение. Нужно лишь посмотреть под другим углом. Любовь сестры к младшему братику спасла жизнь мальчишке.
План по сказке:
- Волшебные птицы крадут мальчика.
- Сестра отправляется на помощь.
- Встреча с чудесными помощниками.
- В избушке на курьих ножках.
- Прибытие домой.
Краткий пересказ «Гусей-лебедей»
Родители попросили старшую дочку присмотреть за братиком, и в награду за прилежание и послушание обещали подарки. Но главная героиня забывает о своей ответственности и вместо этого отправилась играть одна, оставив мальчика на лавочке.
Когда она вернулась, брата нигде не было видно. Оказалось, что его украли гуси-лебеди. Девочка погналась за ними в темный лес.
По пути девочке встретились сразу несколько героев, которые хотели предложить ей свои дары. Печка предлагала съесть пирожок, яблоня – свои сладкие плоды, молочная река – выпить киселя. Но вместо того, чтобы побаловать себя, девочка стремилась во что бы то ни стало найти брата, и отказывалась от всех даров. У всех встречных она пыталась узнать, где он, и только ежик подсказал ей, где искать избушку на курьих ножках.
Когда героиня нашла брата, она быстро схватила его и побежала к дому, но гуси-лебеди устремились в погоню. В этот раз девочка согласилась съесть и выпить все, что они предлагали, и каждого поблагодарила. Река укрыла их своими берегами, яблоня – заслонила ветвями, а печка позволила залезть внутрь, чтобы спрятаться.
Гуси-лебеди улетели ни с чем, а девочка и ее брат успели вернуться домой как раз к приходу родителей.