Термины и их происхождение
Обобщения, которые человек делает в процессе мышления,
закрепляются в понятиях. Понятие — это форма мышления, отражающая общие и
существенные свойства предметов и явлений. Другими словами, концепция — это
набор существенных свойств объекта. Например, стул обладает множеством свойств:
Цвет, материал, размер, мягкость. Но существенными являются только те, которые
делают кресло креслом. Они представляют собой: предмет мебели, созданный для
сидения, он имеет поддержку для спины. Таковы основные черты этой концепции, ее
содержание. Термин «древесина» включает все присущие ей свойства и не
включает те, которые характерны только для березы, ели, дуба и так далее.
Понятие отражает общее, существенное, закономерное в
предметах или явлениях действительности и является высшим уровнем отражения
мира. Понятие обозначается словом, которое является чувственной, материальной
оболочкой понятия. Мыслить понятиями — значит мыслить словами. Слово заменяет
предмет, но в определенном смысле. Вы не можете сидеть на слове
«стул», и вы не можете есть со словом «хлеб». В чувственном
познании человек познает реальные предметы и явления действительности, которые
затем обобщаются с помощью данного понятия. Обладать понятием — значит обладать
всей совокупностью знаний об объектах и явлениях, к которым относится это
понятие.
Большинство концепций, которыми мы обладаем, мы узнали от
других людей. Однако освоение концепции — это не простая «передача»
знаний, например, от взрослого к ребенку. Изучение и освоение концепций — это
очень сложный процесс. Она имеет самое непосредственное отношение к развитию
мышления как всего человечества, так и каждого отдельного человека. Здесь все
поколения получают большую часть понятий от предыдущих поколений, усваивают эти
понятия, углубляют, уточняют, обогащают и создают новые понятия на основе
своего опыта и знаний о тех объектах и явлениях действительности, о которых
предыдущие поколения еще не создали понятий.
Для детей овладение понятием в значительной степени зависит
от опыта, на который они опираются. Значительные трудности возникают, когда
новое понятие, обозначаемое определенным словом, не соответствует тому, что
ребенок уже ассоциирует с этим словом, т.е. содержанию понятия (часто неверного
или неполного), которым ребенок уже владеет. Чаще всего это происходит, когда
строго научное понятие, которое дети изучают в школе, отличается от так
называемого бытового, донаучного понятия, которое они уже усвоили вне
специального образования, в процессе повседневного общения с другими людьми и
накопления личного сенсорного опыта (например, птица — это животное, которое
летает, поэтому бабочки, жуки, мухи относятся к птицам, а курица, утка — нет,
они не летают. Или: хищники — «вредные» или «страшные»,
например, крысы, мыши, но кошка — не хищник, она домашнее животное, ласковое).
Таким образом, формирование понятий, переход к ним от сенсорных форм познания, является установленным процессом, включающим сравнение, анализ, синтез, абстракцию, обобщение и более или менее сложные формы рассуждений.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Психологическое здоровье
- Индивидуальная психология А. Адлера
- Социально-психологические факторы
- Развитие и формирование внимания
- Место психоанализа в современной психотерапии
- Этический кодекс практического психолога
- Эндогамные браки
- Эмоциональная и волевая сфера личности
- Этапы терапевтического процесса в групповом клиентоцентрированном консультировании и психотерапии
- Как справиться с депрессией
Экспериментальные исследования мышления животных в бихевиоризме.
Американский ученый Эдвард Торндайк (1874-1949) наряду с И. П. Павловым считается основателем научного метода исследования процесса обучения у животных в контролируемых лабораторных условиях. Он первым из психологов применил к изучению психики животных экспериментальный подход. Такой подход несколько ранее был предложен немецким ученым Вильгельмом Вундтом (1832-1920) для изучения психики человека в противовес господствовавшему в тот период методу интроспекции, основанному на самонаблюдении.
Э. Торндайк в своих исследованиях применил метод так называемых «проблемных клеток» — универсальных задач для животных. Животное (например, кошку) помещали в запертый ящик, выйти из которого можно было, только совершив определенное действие (нажать на педаль или рычаг, открывающие задвижку). Для мышей и крыс был придуман еще один тип базовой задачи – лабиринт.
Поведение животных было однотипным, они совершали множество беспорядочных движений: бросались в разные стороны, царапали ящик, кусали его – пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих пробах животному требовалось все меньше и меньше времени, чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно. Полученные данные («кривая научения») дали основание утверждать, что животное действует методом «проб и ошибок», случайно находя верное решение. Об этом говорило и то обстоятельство, что, сделав однажды правильное действие, животное и в дальнейшем совершало много ошибок.
Таким образом, основным выводом экспериментов стало то, что образование новых связей происходит постепенно, для этого нужно время и множество проб.
Чистота эксперимента
Нередко обобщение приводит к неправильной подаче информации манипулятором вплоть до откровенного обмана. Ряд особенностей объекта, ставшего центром обсуждения, изменяется, преувеличивается или преуменьшается, а другие характеристики и вовсе приписываются исходя из фантазии
Предмет манипуляции в такой ситуации превращается в олицетворение тех качеств, на которые желает обратить внимание использующий ярлыки собеседник. Этот человек преследует целью заставить своего оппонента уверовать, что указанные свойства — наиболее характерные для обсуждаемого объекта, главные, в полной степени его характеризующие
Одновременно для дополнительного усиления картины (и искажения) иные свойства, вступающие в противоречие с преувеличиваемыми, тщательно замалчиваются, словно бы их и вовсе нет. Многие даже стремятся доказать оппоненту, что противоположные гипертрофированным качества отсутствуют, просто невозможны в силу самой природы объекта. Задача человека, столкнувшегося с манипулятором, — уметь анализировать поступающую информацию, вовремя определять ярлыки и воспринимать сведения правильно, не допуская искажений по воле других людей.
Примеры обобщения в психологии
Обобщение является одним из ключевых процессов в психологии. Оно позволяет нам сгруппировать и упорядочить информацию, выявить общие закономерности и принципы. Вот несколько примеров обобщения в психологическом исследовании:
1. Обобщение результатов эксперимента:
Психологическое исследование, которое изучает влияние музыки на настроение, может провести несколько экспериментов, в которых участникам будет предлагаться слушать разную музыку и после этого оценивать свое настроение. Исследователь может обобщить результаты всех экспериментов и сделать выводы о том, какая музыка имеет наибольшее влияние на настроение людей.
2. Обобщение теорий и концепций:
Психологическое исследование, которое изучает различные теории развития личности, может провести обзор существующих теорий и концепций, а затем обобщить их для создания новой, более полной и применимой теории.
3. Обобщение наблюдений и опыта:
Психологический консультант, который ведет сеансы с клиентами, может обобщить свои наблюдения и опыт работы с разными людьми для выявления общих установок, поведенческих тенденций или проблем, и разработать эффективные стратегии помощи для клиентов с похожими проблемами.
4. Обобщение данных из множества исследований:
Мета-анализ является методом, который позволяет обобщить данные из множества исследований по одной теме или вопросу. Например, психологическое исследование может привести результаты множества исследований о влиянии стресса на здоровье и обобщить эти данные для получения общих выводов о связи между стрессом и здоровьем.
Обобщение является неотъемлемой частью психологического исследования и позволяет нам получить более полное понимание сложных феноменов и явлений, которые изучает психология.
Обобщение на основе обобщенных представлений
Обобщенные представления представляют собой категории или схемы, которые мы формируем на основе наблюдений и опыта и которые позволяют нам классифицировать и организовывать информацию. Они помогают нам более эффективно и быстро обрабатывать новые ситуации, идентифицировать общие паттерны и применять уже имеющиеся знания и стратегии.
Обобщенные представления упрощают наше восприятие мира, позволяют нам делать выводы на основе ограниченной информации и действовать эффективно в различных ситуациях. Они могут быть связаны с определенными объектами, явлениями, стратегиями поведения и многим другим.
Например, у нас может быть обобщенное представление о том, как выглядит собака. Мы знаем, что собаки имеют четыре ноги, шерстяной покров, хвост и уши. Это обобщение позволяет нам распознавать собаку, даже если мы видим ее в разных цветах и размерах.
Обобщение на основе обобщенных представлений является важной психологической функцией, которая помогает нам ориентироваться в окружающем мире и быстро адаптироваться к новым ситуациям. Оно также играет важную роль в процессе обучения, усвоения новых знаний и решении проблем
Практическое применение обобщения на основе обобщенных представлений можно наблюдать в различных областях жизни. Например, в образовании это может быть использование обобщенных моделей и концепций для обучения студентов. В маркетинге использование стереотипных образов для создания рекламных кампаний и стратегий продвижения. В коммуникации использование общих понятий и схем для упрощения восприятия и передачи информации.
Таким образом, обобщение на основе обобщенных представлений является важным аспектом психологической функции обобщения и имеет широкое практическое применение в различных сферах жизни.
Характеристики типов мышления
По содержанию
Рассматривая специфику взаимодействия чувственного и нечувственного восприятия, можно выделить такие способы выражения мышления, в основе которого может быть восприятие, наглядные представления или язык.
Наглядно-действенное мышление
В основе — восприятие. Содействует человеку в изменении структуры поля восприятия. Последний осуществляет такие изменения с помощью своих собственных ощущений (перцептивных действий) или собственной внешне направленной деятельности (к примеру, нажатие на неизвестную кнопку с целью получения информации).
Наглядно-образное мышление
В основе — наглядные представления. В процессе мышления происходит синтез или разделение разных представлений как поиск решения проблем и отыскание ответов на вопросы.
Словесно-логическое (абстрактное)
В основе — язык. Выражается в форме внешней или внутренней речи. Оно наиболее абстрактное и может оперировать понятиями, вовсе оторванными от восприятия и реальности в целом. Этот способ долго рассматривался как выражение самого существа мышления — мышления «про себя».
Пример
Словесно-логическое мышление имееет колоссальное значение для философских размышлений о смысле жизни, человеческом счастье, смерти и т.п.
По характерным особенностям задач
Теоретическое
Ориентируется на построение умозрительных конструкций и потенциальное решение задач.
Такое мышление направлено на:
- анализ;
- изучение;
- описание.
Такой тип характерен для:
- философских идей;
- математических теорем;
- общенаучных концепций и теорий.
Мышление имеет дело с абстрактными понятиями.
Определение
Эмпирическое мышление представляет собой путь перехода мысли человека от частного к общему, от конкретных предметов к общему абстрактному значению слова, обозначающему класс некоторых сходных предметов. Оперируя понятиями, оно не вникает в их содержание и природу.
Анализ и синтез
В любом виде интеллектуального труда – в области математики, политологии, живописи и др.– широко применяются анализ и синтез. Речь идет не о научных методах, а о взаимосвязанных мыслительных операциях.
Этимология слова «анализ» восходит от древнегреческого «разбивать», «расчленять». Как мыслительная операция анализ подразумевает изучение вещи, свойства, процесса или отношения между предметами путем реального или мыслительного расчленения целого на составляющие. Данная операция – одна из базовых в процессе познания и предметно-практической деятельности человека.
Примером практического анализа может служить химический процесс расщепления молекулы кухонной соли на ионы Натрия и Хлора с целью изучения состава и молекулярных связей. Умственная операция анализа предполагает теоретическое умение оперировать составляющими частями предмета или явления и на основании этого делать определенные выводы. Например, благодаря умственному анализу ребенок учится различать геометрические фигуры как набор отдельных характеристик: квадрат состоит из четырех прямых линий, треугольник отличается от квадрата количеством углов и линий.
Синтез (от древнегреческого «соединение», «складывание») – изучение чего-либо через объединение вещей, понятий, суждений о явлении или предмете с целью получить комплексное и разностороннее представление о нем. Примером синтеза может быть случай, когда во время написания реферата по истории на тему «Общие черты экономических систем СССР и Китая», студент, опираясь на знания двух разных тем, определяет что было общего в развитии двух главных социалистических стран в заданный период.
Джон Локк в своем «Опыте о человеческом разуме» был уверен, что знания создаются путем комбинирования восприятия, представления и других видов знаний. Иммануил Кант в «Критике чистого разума» утверждал, что есть две взаимно дополняемые операции: анализ – понимание через изучение частей, синтез – понимание через связь, объединение составляющих, восхождение от единичного к множественному. Говоря обычным языком, анализ и синтез – две стороны одной медали.
Виды мышления по задачам
Если требуется быстрое решение какой-то задачи, мыслительные процессы начинают работать по-другому. Слова и образы отходят на второй план, и приходится оперировать (теоретически либо практически) некими новыми, незнакомыми ранее понятиями. То есть, подключаются иные виды мышления, называемые иногда научными, хотя используются они гораздо шире, не только в научной деятельности.
Теоретически-образный вид мышления
Это когда человек, задействовав уже имеющиеся у него знания, постигает некие новые правила и закономерности. Примером применения теоретического вида мышления является открытие Эйнштейном его теории относительности. Так, собственно, рождаются и прочие научные теории.
Для оценки собственных способностей к пониманию технических наук вы можете воспользоваться так называемым Тестом Беннета.
Практический вид мышления
Прямая противоположность теоретическому типу мышления. Это когда какие-то теоретические проекты и наработки как можно скорее начинают применяться на практике. Для примера вспомните вакцинацию в период пандемии COVID-19. Теоретически разработанную вакцину, которую совершенно некогда было тестировать, начали использовать, не имея подтвержденных данных о том, насколько она эффективна (и действует ли вообще).
Проблема практического вида мышления в том, что на проверку теорий, как правило, не хватает времени, а без подтверждения они мало что значат.
Абстрагирование
Абстрагирование (абстракция) – один из основных процессов умственной деятельности человека, познание на основе выделения существенных, закономерных признаков, свойств, связей объекта предмета или явления, отвлечение от несущественных сторон
В повседневной жизни умение абстрагироваться чаще всего сопряжено с умением сосредоточиться на поиске и решении самого важного аспекта рассматриваемой проблемы
В зависимости от целей абстрагирования существуют формальная и содержательная абстракции. Формальная абстракция – выделение свойств предмета, которые независимо от него не существуют (например, форма или цвет). Служит основой усвоения знаний детьми, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления. Содержательная абстракция – вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (например, клетка организма). Этот тип абстракции развивает способность оперировать свойствами отдельно.
Обобщение на основе сравнения и классификации
Сравнение — это процесс анализа и выявления схожих и различных элементов между двумя или более объектами, явлениями или ситуациями. Оно позволяет обнаружить как общие, так и уникальные особенности, что помогает лучше понять и классифицировать объекты. В психологии сравнение может использоваться для сравнительного анализа поведения, механизмов реакции на различные стимулы, а также для изучения эмоций и когнитивных процессов.
Классификация является следующим шагом после сравнения. На основе сходств и различий, выделенных при сравнении, объекты классифицируются в соответствии с общими характеристиками или критериями
Это позволяет систематизировать информацию и создать определенную структуру, что очень важно при работе с большим объемом данных
Обобщение на основе сравнения и классификации имеет множество практических применений. В образовательном процессе эта методика помогает студентам систематизировать знания, выделять главное, а также лучше понимать материал. В психологической диагностике она может быть использована для выявления общих особенностей или различий у пациентов с определенными психическими расстройствами. Также этот метод применяется в социологии, маркетинге, исследованиях рынка и др.
В заключение, обобщение на основе сравнения и классификации является эффективным инструментом психологии, который позволяет выявлять общие черты между объектами и разделить их на группы в соответствии с заданными критериями. Этот метод находит широкое применение в исследованиях, а также может быть востребован в различных областях практической деятельности.
Психические операции
Мыслительная деятельность человека осуществляется с помощью
мыслительных операций: Сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение и
конкретизация. Все эти операции являются различными сторонами основной
деятельности мышления — опосредования, то есть обнаружения все более значимых
объективных связей и отношений между предметами, явлениями, фактами.
Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью
найти сходства и различия между ними. Когда мы сравниваем предметы или явления,
мы всегда видим, что в чем-то они похожи, а в чем-то отличаются.
Сравнивая вещи, явления, их свойства, сравнение выявляет
тождество и различие. Выявляя тождество одних вещей и различие других,
сравнение приводит к их классификации. Классификация производится в соответствии
с характеристикой, которая оказывается присущей каждому объекту данной группы.
Так, в библиотеке книги могут быть классифицированы по авторам, содержанию,
жанру, переплету, формату и т.д. Признак, по которому производится
классификация, называется основой классификации.
Анализ и синтез — важнейшие операции мышления, которые
неразделимы. В своем единстве они дают полное и всеобъемлющее знание о
реальности.
Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на
составные части или мысленное выделение его отдельных свойств, характеристик,
качеств. Когда мы воспринимаем объект, мы можем мысленно различать в нем одну
часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он состоит. Например,
в растении мы различаем стебель, корень, цветы, листья и так далее. В данном
случае анализ — это мысленное расчленение целого на отдельные части.
Синтез — это мысленное соединение отдельных частей предметов
или мысленное сочетание их отдельных свойств. Если анализ дает знания об
отдельных элементах, то синтез, основываясь на результатах анализа,
объединяющего эти элементы, дает знания об объекте в целом. Таким образом, при
чтении отдельные буквы, слова, предложения в тексте выделяются и в то же время
непрерывно связаны друг с другом: Буквы объединяются в слова, слова — в
предложения, предложения — в те или иные части текста.
Абстракция
Часто при изучении какого-либо явления возникает
необходимость выделить какую-либо черту, характеристику, часть его, чтобы
получить более глубокие знания, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех
остальных и не принимая их во внимание. Абстракция — это мысленное исключение
существенных свойств и характеристик предметов или явлений при абстрагировании
от несущественных свойств и характеристик
С помощью абстракции мы можем получить
абстрактные понятия — смелость, красота, расстояние, тяжесть, длина, ширина,
равенство, стоимость и т.д.
Обобщение и конкретизация. Обобщение тесно связано с
абстрагированием. Нельзя обобщать, не абстрагируясь от различий в том, что
обобщается. Нельзя мысленно объединить все деревья, не абстрагируясь от
различий между ними. Обобщение предполагает объединение объектов и явлений на
основе их общих и существенных характеристик. Обобщение, как и абстрагирование,
осуществляется с помощью слов. Каждое слово относится не к одному предмету или
явлению, а к совокупности похожих отдельных предметов. Например, понятие,
которое мы выражаем словом «фрукт», объединяет сходные (существенные)
признаки, присутствующие в яблоках, грушах, сливах и так далее.
В учебной деятельности обобщение обычно проявляется в
определениях, выводах, правилах….. Детям часто трудно обобщать, потому что
они не всегда могут выделить не только общие, но и существенные общие признаки
предметов, явлений, фактов.
Конкретность — это мысленное представление чего-то
единичного, которое соответствует определенной концепции или общему положению.
Мы уже не отвлекаемся на различные характеристики или свойства предметов и
явлений, а наоборот, стараемся представить эти предметы или явления в значительном
богатстве их свойств. В принципе, частное всегда является ссылкой на пример,
иллюстрацией общего. Конкретность играет важную роль в объяснении, которое мы
даем другим
Это особенно важно в объяснениях, которые учитель дает детям
Реалии нашей жизни
Зачастую метод обобщения на практике применяется не для научных целей, а ради воздействия на широкие слои населения. Такая техника позволяет сделать восприятие категорий для реципиента информации проще. Зачастую формируется некий образ, которому присваивается набор характеристик и дается конкретное наименование. Подобный ярлык применим в самых разных ситуациях, обобщенное понимание характеристик, которые он подразумевает, создано в общественном сознании, поэтому разночтений при восприятии информации не возникает.
Как говорят специалисты, такое обобщение понятий, связанное с формированием ярлыков, стимулирует людей мыслить невнятными категориями. В то же время довольно малый процент индивидуумов пытается самостоятельно определить характеристики попавшегося на глаза объекта, поскольку проще прибегнуть к ярлыкам. Фактически через них многообразие окружающего пространства четко разделяется на несколько групп, очерченных, строго определенных. Причисление к некоторым из них заранее дает отрицательное представление об индивидууме вне зависимости от его личностных особенностей.
Особенности мышления человека — определение процесса
Определение
Человеческое мышление — это высший познавательный процесс психического порядка, который осуществляется сознанием, и формирует новое знание.
Особенности мышления:
- определяет познавательную деятельность человека, давая ему возможность осмыслять окружающих мир в образах, понятиях, представлениях;
- не является отдельным психическим процессом, а вовлекается во все познавательные процессы;
- всегда имеет цель и направлено на рассмотрение и/или решение задач, вопросов, ситуаций или проблем;
- является способом взаимодействия человека с реальностью.
Оно обладает рядом качеств:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- широтой (способность ко всеобщему рассмотрению предмета с комплексным анализом отдельных его элементов);
- глубиной (способность к рассмотрению самой сущности вопроса или предмета);
- критичностью (объективность в оценивании собственных и чужих результатов мышления, сомнение и тщательный анализ мыслей);
- самостоятельностью (опора на собственные суждения и умозаключения, варианты решений проблем, предложение личных идей);
- торопливостью (мышление стремится к быстрому обрабатыванию информации без всестороннего анализа сущности вопроса);
- быстротой ума (оперативное реагирование на проблему и поиск решения задач);
- мыслительной гибкостью (мышление подстраивается под условия ситуации или окружающей среды).
Мышление происходит в несколько этапов (фаз):
- Воспринимая поток информации в течение определенного времени, человек осознает наличие определенной проблемы.
- Человек рассматривает проблему с разных сторон, формирует гипотезы и выделяет возможные пути решения.
- Идеи и гипотезы проверяются человеком в контексте разных измерений, в том числе возможности их практической реализации (в деятельности).
- Человек формирует выводы — ответы на волнующие вопросы или решение проблемы, фиксируя полученную информацию в сознании.
Примечание
Мышление непосредственно связанно с языком и речью как способами выражения собственных идей, умозаключений, впечатлений и выводов. Также мышление невозможно без опоры на память, которая содержит обобщенный опыт, умозаключения, фрагменты знания и т.п.
Мысль всегда можно выразить вербальными средствами (как высказывания) в форме:
- Понятий — языковых выражений, фиксирующих посредством мышления эмпирический или абстрактный объект в его ключевых особенностях, свойствах, связях или отношениях. Понятие отображает предмет как объект мышления.
- Суждений — утверждений или отрицаний, которые отображают связи или отношения между избранными предметами мышления, их действительного положения.
- Умозаключений — логических выводов, основой которых становятся разнообразные суждения.
Также способами мышления можно назвать:
- Индукцию — мышление от частного (конкретных фактов) к общему.
- Дедукцию — мышление от общего к частному (отдельным фактам).
Основными мыслительными операциями называются:
- Анализ — это рассмотрение частей определенного предмета (вопроса, задачи, проблемы) путем его разделения и выделения и осмысление важных черт.
- Синтез — это соединение разных аспектов проблемы в единую мыслительную конструкцию (в единстве связей).
- Абстракция — это мыслительный процесс выделения ключевых элементов, свойств, качеств отдельно взятого предмета (в т.ч. умозрительного) с помощью отвлечения его существенных признаков или особенностей. Может выступать в форме отвлеченных понятий как обобщений опыта.
- Обобщение — это разновидность абстракции, посредством которой общие свойства для нескольких определенных предметов формулируются в целостные концепции, утверждения, выводы или понятия.
- Конкретизация — это исследование предметов во всей их разносторонности на основе фактов их реального существования. Рассматривается состояние предметов в их связи с условиями собственного существования и развития. Противоположна абстракции.
- Сравнение — процесс, при котором происходит уподобление двух или больше предметов по общему признаку, свойству, особенности, функции и т.п.
Пример
Человек как понятие является абстракцией, при этом мы можем навести примеры человека, то есть конкретизировать понятие.