Правовое государство: понятие, примеры, признаки, функции. в чем сущность правового государства?

Обществознание

Россия — правовое государство?

Правовое государство в России провозглашает ст. 1 Конституции.

Российская Федерация — правовое государство, признающее верховенство права и законодательных актов в жизни государства и общества.

Конституционные положения 15 статьи рассматривают обязанность соблюдения положений Конституции РФ для органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан, объединений нескольких лиц и др.

Россия как правовое государство устанавливает в качестве верховного акта в системе права Конституцию РФ. Этот документ обладает высшей правовой и юридической силой, прямым действием. Ее использование предусмотрено для всей территории нашего государства. Никакой Закон или правовой акт не должен вступать в противоречие с Конституцией, а любой акт, издаваемый в нашей стране и ее субъектах, должен соответствовать ее идеям и принципам.

Та же 15 статья рассматривает обязанность соблюдения законами всеми субъектами, которые были перечислены выше. В состав актов, которые должны вступать в соответствие с законами, включены правительственные и президентские нормативно-правовые акты, акты, выпускаемые ведомствами, министерствами, агентствами палаты Федерального Собрания, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления и др.

Равенство и правовая осведомленность в правовом государстве.

Важнейшим показателем правового государства может являться равенство любого субъекта в отношении закона.

Российская Федерация — федеративное и демократическое государство, дающее гарантию равенства человеческих и гражданских прав и свобод. Это не должно зависеть от полового и расового признака, языка и национальности, имущественного и должностного положения, происхождения и места жительства, религиозных убеждений, принадлежности к определенным объединениям в обществе и др.

В нашей стране под запретом находятся все формы ограничений прав граждан, которые могут проявляться в соответствии с социальными, расовыми, национальными, языковыми или религиозными признаками принадлежности. Лица любого пола обладают одинаковыми свободами и правами, имеют равные возможности в процессе их реализации.

Россия, как и любая другая правовая страна, обеспечивает правовую осведомленность граждан и прочих субъектов правовых отношений, что касается действующего законодательства.

Понятие и отличительные особенности правового государства

Государство представляет собой форму политической организации общества, распространяющуюся на некоторой территории и осуществляющую власть над народом. В зависимости от того, справедливо ли осуществляется эта власть, государства подразделяют на правовые и неправовые.

Правовым государством является такая форма политической организации общества, при которой выше всего стоит справедливый закон, ему подчиняются все, без исключения.Закону подчиняются: президент, министры и депутаты, сотрудники правоохранительных органов, бизнесмены и наемные рабочие — абсолютно все народонаселение страны. В такой стране закон не знает отличий между богатым и бедным, влиятельным и не имеющим влияния в обществе, сильным и слабым, обладающим властью или лишенным ее.

Это интересно! Первый письменный сборник законов Древней Руси – «Русская Правда» был далек от принципов равенства и справедливости в обществе. Так, например, в нем назначались разные по степени тяжести наказания, за убийство людей, занимающих различное положение в обществе. За убийство представителя высшего служилого класса, был установлен штраф в размере 80 гривен, за умерщвление сельского старосты нужно было уплатить 12 гривен, крестьянина – земледельца или раба — всего 5 гривен. Таким образом, Древнерусское государство правовым нельзя было назвать.

Законы демократического общества обязательно должны защищать права каждого человека, проживающего в данной стране, должны быть основаны на принципах справедливости. Поэтому, важнейшим признаком правового государства считают признание и практическое обеспечение гражданских прав и свобод. Какие же права имеет каждый человек проживающий или пребывающий на территории определенной страны? В первую очередь, это право на жизнь, жилище, на владение и распоряжение личным имуществом, на занятие трудовой деятельностью, на возможность принимать участие в выборах представителей законодательных органов власти. Все эти права в правовом государстве обеспечиваются силой закона, который действует не в интересах правительства, а в интересах всего народонаселения.

Понятие правового государства сложное, потому что для обеспечения верховенства справедливого закона требуется создать целый ряд условий. Соблюдение всех этих условий представляет собой основные признаки правового государства:

  1. Равенство перед правом людей наделенных властными полномочиями и представителей простого народа.
  2. Действия власти исключительно в пределах закона.
  3. Признание и защита властью незыблемости гражданских прав и свобод.
  4. Предотвращение произвола правительства, путем разделения властей в правовом государстве.

Соблюдение одновременно всех вышеперечисленных характеристик в полной степени стало возможным лишь в современное время. При этом сегодня, далеко не все страны считаются правовыми, многие только начали стремиться к этому. От возникновения первой идеи о возможности создания правового государства до ее реализации прошло очень много времени. До утверждения верховенства справедливых законов, человеческому обществу пришлось пройти долгий путь своего развития.

 

Основные признаки правового государства

Итак, определение мы дали выше. Исходя из него, основной принцип, которым характеризуется современное правовое государство — это его разделение на три ветви — законодательную, судебную и исполнительную, которые контролируют друг друга и не допускают узурпации полномочий в одном лице, органе или социальном слое. Если это случится, то речь пойдёт о деспотизме страшных масштабов, как говорит теория Ш. Монтескье.

Основные признаки правового государства:

  • Имеется Конституционный суд. Это орган, который должен контролировать степень соответствия жизни общества и власти конституции страны с этой формой правления. Он должен оберегать конституционный строй и не допускать, чтобы выходили законы и принимались решения, которые противоречат главному документу современной страны.
  • Верхновенство права. Если законодательный орган власти с этой формой правления принял закон, то никто не может его отменять. Любой другой нормативно-правовой акт, который числится, как подзаконный, не должен ему противоречить. Если же это случается, главным оказывается закон, к которому был выпущен акт. Если за законом закреплена возможность его использования для легализации произвола (который рассматривается, как полная противоположность праву), то его реализация должна соответствовать Конституции. Конституционный Суд имеет право возвращать в парламент законы, которые не соответствуют главному закону страны для внесения поправок.
  • Под действием закона находится каждый независимо от того, является он должностным лицом, или нет. Пример произвола — когда государство неправовой формы правления выпускает новый закон и само же его нарушает.
  • Ответственность между государством этой формы и личностью. То есть первый несёт ответственность за второго и наоборот. Пример, за нарушение закона могут посадить в тюрьму. Но если какой-то чиновник нарушает закон, он тоже может быть посажен. А если нет, люди имеют право идти и требовать, чтобы посадили. Это значит, что личность и государство влияют друг на друга, согласно теории правового государства.
  • Возможность защиты прав и свобод человека в суде, наличие качественного механизма обеспечения условий для их реализации. Согласно теории правового государства, страна с этой формой правления не должна учитывать расовую, половую, возрастную принадлежность в принятии решений.
  • Действенность надзора над соблюдением законов и других нормативных документов. Положительный побочный эффект этого — доверие людей к государству в целом, что приводит к единству общества. В этом случае люди идут в суд для того, чтобы восторжествовала справедливость, а не обращаются в другие структуры, которые могут предать ситуацию огласке или помочь другими методами, не связанными с принуждением, на какое имеет право только государство, подчиняющееся нормам права. Например, если одно из главных государственных лиц было уличено в коррупции, то в правовом государстве начнётся расследование касаемо его схем и последует ответственность за нарушение закона. Если президент уличён в подобном — его ждёт импичмент.
  • Правовая культура. Поскольку ответственность между гражданами и государством взаимна, то законы, права и обязанности должны знать не только правовые структуры, но и каждый человек. И знать глубоко, так, чтобы можно было ими воспользоваться в нужной ситуации и проверить государственные структуры на соблюдение этих законов.

Элементы правового государства

Три аспекта, выделенных выше, содержат и основные элементы ПГ. Элемент — это, по общему правилу, некая часть, обычно составная. Набор разного рода элементов даёт в результате некую работоспособную схему. Под схемой в данном случае следует понимать как раз ПГ. Следовательно, элементы ПГ — это те части, без которых государство нельзя признать правовым.

Таким образом, среди элементов можно выделить:

Верховенство права

Право и только право должно определять вектор развития общества. Право меняется и трансформируется вместе с обществом, т.е., точно также подвержено эволюции. Механизм эволюции права (ЭП) отличается от природного тем, что подвержен иным законам, нежели физические. ЭП зиждется на законах развития общества и личности, ка элемента общества. Развитие же общества предполагает достижение обществом некой общей цели. Достигнута эта цель может быть лишь правовыми методами.

Разделение властных ветвей

Чёткое разделение и разграничение ветвей власти (ВВ), недопустимость их пересечения

Почему это важно? Смешение ВВ может приводить к нарушению баланса. Система сдержек и противовесов не должна склоняться в какую-либо определённую сторону

Ветви должны иметь «одинаковый вес». Только такое положение дел в состоянии обеспечить устойчивое развитие. В ином случае, ветвь, получившая преимущество, будет «подгребать под себя» остальные. Говорить о правовом государстве в этих обстоятельствах будет преждевременно.

Развитие личности

Развитие общества в целом невозможно без развития личности в частности. Сложно представить развитое общество, все члены которого остановились на некоей ступени развития. Остановка в развитии противоречит человеческой сущности. В обществе, где основная масса личностей остановилась в развитии рано или поздно разовьётся диктатура или что-либо похуже. В любом случае, это будет движения в сторону, противоположную понятию ПГ.

Стало быть, одним из элементов правового государства является стремление общества к развитию личности.

Защита права

Защита права должна быть абсолютной и беспрекословной. Право, существующее в ПГ, выверено и гармонично. Поскольку в самом широком смысле право одного — это обязанность другого. Следовательно, право одного не должно умалять право другого. Но, будучи нарушенным, право подлежит безусловному восстановлению.

Этому способствует упомянутый уже беспристрастный и совершенно независимый суд. Независимый ни от мнения общества, ни от влияния других элементов государства, ни от личности. Какой бы высокий пост в государстве эта личность не занимала.

Взаимная ответственность государства и личности

Как уже указывалось выше, в ПГ перед законом все равны. Такая ответственность ставит перед собой основную задачу — не допустить произвол. Произвол как со стороны государства, так и со стороны личности. С личностью вопрос решается довольно просто — с помощью органов принуждения. С государством же несколько сложнее. В ПГ должны существовать механизмы, которыми государство наделяет общество и личность в целях контроля. Это может быть конституционный контроль и возможность свободных выборов.

Поннятие и основные элементы гражданского общества

В современной научной литературе гражданское общество рассматривается как сложная и многоуровневая система невластных связей и структур. В этой связи гражданское общество включает в себя совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.

Следует также отметить, что в отечественной и зарубежной литературе существуют достаточно много не совпадающий друг с другом представлений о понятии гражданского общества и соотношение последнего с государством. При этом среди составных частей гражданского общества выделяют, прежде всего, такие ассоциации, как клубы, специальные институты и объединения, университеты, церковь, семья, объединение бизнесменов и др. Все они относительно самостоятельны применительно друг к другу, а также независимы от государства. Таким образом, гражданское общество выступает не только как гарант последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства.

Структура гражданского общества:

  • общественные объединения и организации;
  • негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, трудовые отношения, предпринимательство и др.);
  • совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);
  • политические партии и движения;
  • сфера воспитания и негосударственного образования;
  • система негосударственных средств массовой информации;
  • семья;
  • церковь и др.

В структурном отношении гражданское общество можно представить в виде диалектической совокупности трех основных сфер:

а) экономическая – это экономические отношения, и, прежде всего, отношения собственности;

б) политическая – это отношения, возникающие в связи с удовлетворением политических интересов и свобод путем участия в различного рода партиях, движениях, гражданских инициативах, ассоциациях;

в) духовная – это отражение процессов функционирования и развития гражданского общества в общественном и индивидуальном сознании, выражающихся в виде научных теорий, концепций на уровне общественной психологии в форме обыденного сознания, житейского опыта, традиций, обычаев и т.п.

Кроме указанных выше основных сфер в гражданском обществе следует также выделить и условия, которые необходимы для успешного его функционирования:

Первое условие – это собственность, т.е. каждый член гражданского общества должен владеть собственностью, которая делает его независимым гражданином;

Второе условие предполагает достаточную развитость многообразной социально-политической общественной структуры, выражающей все множество интересов в обществе, и которая делает ее более организованной, прочной и стабильной.

Третье условие – развитие личности (как в социальном, так и в психологическом смысле), активное и сознательное ее участие в общественном самоуправлении.

Основными признаками гражданского общества являются следующие:

  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  • самоуправляемость;
  • конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
  • свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
  • всеобщая информационность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
  • жизнедеятельность базируется на принципе координации (в отличии от государственного аппарата, который построен по принципу субординации;
  • многоукладность экономики;
  • легитимность и демократический характер власти;
  • правовое государство;
  • сильная социальная политика государства, обеспечивающая достаточный уровень жизни людей и др.

Сказанное позволяет определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов – собственников и их объединений

Правовое государство

В общем смысле, правовое государство (ПГ) — это общественная система, обладающая рядом признаков. Основным признаком является воздействие гос-ва на общество преимущественно законом. Тут важны три обстоятельства.

Первое — создающие законы не получают к этим законам никаких преференций. Т.е., та ветвь власти, что ответственна за разработку закона, не может быть выше его. Она (ветвь) и её элементы точно также подчиняются созданным ей нормам. Власть как бы демонстрирует пример поведения для граждан. Это и есть равенство всех перед законом.

Второе — отмежевание личности от управления обществом. Т.е., общественные отношения регулируются законом. А лица, облечённые властью лишь претворяют закон в жизнь. Следовательно, личность в этом случае значения не имеет. Лицо может попасть на самую вершину власти, но должно руководствоваться нормой, а не личными соображениями. И, принимая тот или иной закон, обслуживать и балансировать общественные интересы.

Третье — защита личности законом и судом. Связка закона и суда в данном случае неслучайна. Именно суд является, по сути, единственным официальным толкователем норм. Поэтому суд в правовом государстве максимально независим и беспристрастен. Отсюда вытекает постулат о равенстве всех не только перед законом, но и перед судом.

Краткий конспект лекций по курсу


Тема 9. Правовое государство

Правовое государство можно определить как государство, в котором господствует право. По своей сути правовое государство — это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. (См.: Нерсесянц  B.C. Концепция советского правового государства // Социалистическое правовое государство. — М., 1989. С. 51.)

Основными признаками правового государства являются: верховенство правового закона, реальность прав и свобод граждан, организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей. В плане содержания указанным признакам соответствуют три составляющих: собственно правовой (нормативный) компонент, индивидуально-правовой (компонент прав и свобод граждан) и организационно-правовой (институциональный) компонент.

Правовой компонент теории и практики правового государства содержит такое правопонимание, для которого характерны различение права и закона и создание на основе этого правопонимания правовых законов.

Различение права и закона может быть проведено с естественно-правовых и более широких позиций. Согласно классической точке зрения, отличительным признаком права является принцип формального равенства, то есть применение равного масштаба ко всем субъектам права.

Принцип формального равенства в правовом выражении представляет собой справедливость как правовое начало. Правовое, равное и справедливое — тождественные понятия. Правовые законы закрепляют справедливость, правовые требования и начала равенства, а не произвол властей и привилегии.

Отличительной чертой правового государства по сравнению с так называемым «государством законности» является разработка, принятие и реализация правовых законов, а не господство законов, легализующих произвол, бесправие и несправедливость.

Индивидуально-правовой компонент теории и практики правового государства состоит в утверждении правовой формы и правового характера взаимоотношений между публичной властью и гражданами.

Правовой характер взаимоотношений проявляется в связанности государства и граждан взаимными правами и обязанностями. При этом правосубъектность граждан, их права и свободы рассматриваются не как продукт воли и усмотрения публичной власти (дарованные вольности), а как объективно-складывающиеся в данном сообществе отношения, поддержание которых является обязанностью публичной власти.

Институциональный компонент правового государства включает в себя организационно-правовые факторы, призванные исключить монополизацию власти, то есть ее сосредоточение в руках одного лица, органа или социального слоя. Такими факторами являются: конституционно-правовой регламент государственной власти; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; а также конституционно-правовой контроль за правомерностью нормативных актов и деятельностью всех властей.


Литература

  1. Венгеров А.Б. Несущие конструкции правового государства // Общественные науки. — 1990. — № 3.
  2. Венгеров А.Б. Социалистический плюрализм в концепции правового государства // Советское государство и право. — 1989. — № 6.
  3. Киримов А.Д. И.Н. Барциц. Правовое пространство России. Вопросы конституционной теории и практики// Гос-во и право. — 2001. — № .6.
  4. Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие// Гос-во и право. — 2000. — № 1.
  5. Семин Г. Основа Российского правового государства// Рос. юстиция. — 1998. — № 2.
  6. Судьбоносная власть в конституционном аспекте разделения властей // Российская юстиция. — 1997. — № 7.
  7. Терехин В.А. Самостоятельность судебной власти и независимость судей как гарантия прав граждан// Гос-во и право. — 2001. — № 8.
  8. Тиунова Л.Б. Разделение властей в РФ// Правоведение. — 1996. — № 4.
  9. Фоков А.П. Судебная власть в системе разделения властей (Научно-правовые, философские и исторические аспекты)// Гос-во и право. — 2000. — № 10.
  10. Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Советское государство и право. — 1990. — № 8.
  11. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. — М., 1995.

>

Отличие правового государства от государства, как такового.

Правовое государство — это особая форма организации политической власти, при которой гарантируются естественные права человека, проводится разделение государственной власти на три части, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

В правовом государстве именно закон выше всех желаний и интересов. В таком обществе у политической группы, которая получила власть, практически нет шансов перестроить социальное устройство без оглядки на историко-культурные особенности людей. Механизмы, которые задействуются для устранения нарушений закона, работают в независимости от статуса человека.

Не правовое государство: законы не соблюдаются, существуют социальные группы, стоящие «вне закона». Это люди, в руках которых сосредоточена власть, либо те, кто может откупиться от правосудия. Подобные принципы жизни действуют в Латинской Америке, а также на значительной части постсоветского пространства.

Признаки правового государства

Демократия

Демократия — это форма правления, при которой все граждане государства участвуют в управлении, то есть источник власти – это народ.

Правовое государство является основной, но не единственной характеристикой демократической системы управления. Она также подразумевает существование смешанной экономики и разделение властей.

Смешанная экономика

Отличительная черта смешанной экономики — распространенность частной собственности в сочетании с распределением ограниченных ресурсов при значительной роли государства. Иными словами, экономика регулируется не только законами рынка, но и решениями руководителей государства.

Соответственно, выделяют следующие признаки смешанной экономики:

  • сосуществование конкурентно-рыночных стимулов и государственного регулирования;
  • сосуществование государственного и частного секторов экономики.

Плюрализм

​Политический плюрализм — существование в стране различных политических сил, движений, партий, их признание правящей элитой, конкуренция между ними за представительство в органах государственной власти.

Кроме того, плюрализм не должен допускать дискриминации той или иной политической группы по критерию несогласия государственного руководства с их взглядами и мировоззрением (исключением являются праворадикальные нацистские и фашистские политические образования).

Необходимыми условиями для реализации истинного политического плюрализма в государстве являются:

  • свобода слова;
  • свобода массовой информации;
  • многопартийная система;
  • наличие политической оппозиции;
  • свободные выборы;
  • парламентаризм;
  • существование негосударственных общественных организаций.

История возникновения правового государства

Общества прошлого были далеки от принципов социальной справедливости и верховенства закона. Однако именно благодаря существованию тираний, абсолютных монархий, в которых ущемлялись права основной части населения, люди пришли к осознанию потребности в создании правового государства.

В рабовладельческих империях закон был полностью подчинен правителю, права основной части народонаселения постоянно нарушались. Кроме того, в обществе не было равенства перед законом: женщины и мужчины, богатые и бедные, знатные и безродные, свободные и зависимые имели совершенно разные права в обществе. При этом закон полностью терял свою силу для рабов, считавшихся абсолютно бесправной категорией населения.

В период господства рабовладельческого строя, впервые появляются идеи о необходимости создания идеального политического устройства общества, которое по некоторым своим признакам повторяет принципы государства правового. Эти идеи изложили античные философы Платон и Аристотель. Платон утверждал, что закон не должен подчиняться чьей-то воле, а должен сам властвовать над правителем. Того же мнения придерживался Аристотель, заявлявший о необходимости абсолютного господства закона над всеми людьми в обществе.

Таким образом, история становления справедливого социума, в котором существует верховенство права, начинается с момента возникновения и развития идеи правового государства. Эти идеи античных философов, подхватили и продолжили мыслители эпохи Нового времени: Шарль Луи Монтескье (предложивший разделить власть на три отдельные ветви), Джон Локк (утверждавший, что правительство обязано обеспечивать справедливое правосудие и защиту естественных прав своих граждан), Жан Жак Руссо (рассуждавший о способах преодоления социального неравенства в обществе).

Следующим этапом на пути к возникновению правового государства стал ряд революций, прокатившихся в Европе в течение17-18 века. В результате этих революций в европейских странах были приняты Конституции, утверждавшие принципы справедливости, наделявшие народонаселение правами и свободами. Конституционные положения были обязательны не только для народонаселения, но и для представителей государственной власти, правительства.

Однако, принятие Конституций, не привело к утверждению в обществе политических признаков правового государства. Все потому, что права населения, справедливость закона, по отношению ко всем гражданам в равной степени — были провозглашены лишь на бумаге, но зачастую не реализовывались в действительности. В полном смысле слова становление правового государства стало возможным, когда политическая власть на практике обеспечила всестороннюю защиту личности, когда население стало участвовать в управлении делами общества, когда появились эффективные механизмы защиты прав и свобод народонаселения.

Основные характеристики и элементы правового государства

Основные характеристики:

  1. Верховенство права является древней концепцией, которая была признана и принята разными обществами в разные периоды истории. Хотя эта концепция имеет древнее происхождение, она остается актуальной для любого политического общества сегодня. Верховенству права приписывались различные значения. Институты, ученые и философы, такие как Аристотель, Брэктон, Фридман и другие, по-разному определяли и объясняли верховенство закона.
  2. Еще одним аспектом или характеристикой закона является равенство перед законом. Законы страны не должны приниматься в интересах определенных лиц или групп. Закон должен быть принят для блага и безопасности каждого гражданина, независимо от политических убеждений, социального или экономического статуса или этнической принадлежности гражданина. Гражданину, который утверждает, что его права были нарушены правительством, должно быть разрешено подать в суд на правительство.
  3. Третий аспект или характеристика правового государства заключается в том, что деятельность правительства должна осуществляться в рамках действующих законов и нормативных актов страны. Конституция и различные законы, принятые законодательным органом, обычно наделяют конкретными полномочиями различные учреждения или департаменты правительства. Это может быть право разрабатывать политику, исполнять закон или выполнять проект.

Существует составной показатель, отражающий рейтинг правовых государств, исходя из некоторых ключевых элементов:

  • равное обращение и отсутствие дискриминации;
  • гарантии права на жизнь и личную безопасность;
  • надлежащая правовая процедура и права обвиняемого;
  • гарантия свободы мнений и их выражения;
  • гарантия свободы убеждений и религии;
  • свобода от произвольного вмешательства в частную жизнь;
  • гарантированные собрания и трудовые ассоциации и основные трудовые права.

Он охватывает относительно скромный перечень прав, которые прочно закреплены в международном праве и наиболее тесно связаны с вопросами верховенства права.

10 лучших стран по обеспечению верховенства закона в соответствии с WJP в `Y` году:

1. Дания.2. Норвегия.3. Финляндия.4. Швеция.5. Германия.6. Нидерланды.7. Новая Зеландия.8. Люксембург.9. Австрия.10. Ирландия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: