Рождение новой европейской науки

Культура западной европы xviii века (эпохи просвещения)

Эпоха Просвещения

XVIII век обычно 
называют эпохой Просвещения, 
хотя само это слово слишком 
вяло и приблизительно определяет 
те процессы, что шли в головах 
европейцев между 1700 и 1804 годами.
Это идейное течение было основано
на убеждении в решающей роли разума и
науки в познании «естественного порядка»,
соответствующего подлинной природе человека
и общества. Личность постепенно эмансипируется,
осознает свой внутренний мир как важный
и ценный. Невежество, мракобесие, религиозный
фанатизм просветители считали причинами
человеческих бедствий; выступали против
феодально-абсолютистского режима, за
политическую свободу, гражданское равенство.
Эмоциональная жизнь европейцев становится
все насыщенней и утонченней. XVIII век –
век практиков, вот почему мыслителей
не удовлетворяют пустые схоластические
умствования. Критерием истины выступает
опыт. Философы восхищаются совершенством
мира (Лейбниц) и немилосердно критикуют
его (энциклопедисты), поют осанну разуму
и прогрессу цивилизации (Вольтер) и объявляют
прогресс и разум врагами естественных
прав человека (Руссо). При этом весьма
долго философы пребывают в уверенности,
что человек разумен и благ от природы,
что в его несчастьях виноваты лишь «обстоятельства».
Грамотность и картошку насаждают сами
монархи. Общий настрой европейской философии
XVIII века можно назвать «осторожным оптимизмом»,
а ее лозунгом – призыв Вольтера каждому
«возделывать свой сад». Однако кровавые
ужасы Французской революции заставят
в корне пересмотреть благодушное заблужденье
философов, – но сделает это уже следующее
столетие, а чисто европейская идея прав
личности утвердится тогда, в XVIII веке,
– утвердится как самая базовая ценность.

Главные представители 
Просвещения в Англии (где оно 
возникло) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж.
Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период
наибольшего распространения здесь Просвещения,
между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения»)
— Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д.
Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии
— Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер,
И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин,
Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев).

При всех национальных
особенностях Просвещение имело 
несколько общих идей и принципов.  
Существует единый порядок природы, на
познании которого основаны не только
успехи наук и благополучие общества,
но и морально-религиозное совершенство;
верное воспроизведение законов природы
позволяет построить естественную нравственность,
естественную религию и естественное
право. Разум, освобожденный от предрассудков,
является единственным источником знания;
факты суть единственный материал для
разума. Рациональное знание должно освободить
человечество от социального и природного
рабства; общество и государство должны
гармонизировать с внешней природой и
натурой человека. Теоретическое познание
неотделимо от практического действия,
обеспечивающего прогресс как высшую
цель общественного бытия.

Конкретные пути
реализации этой программы в рамках
Просвещения существенно расходились.
Особенно значителен был разброс в мнениях
о религии. Объединяющим моментом была
ненависть к традиционной церкви. При
этом, однако, деизм Просвещения не исключал
таких организационных форм, как масонская
квази-церковь с ее ритуалами.

В социальной сфере
просветители старались обосновать теорию
прогресса и связать ее со стадиями хозяйственного
и политического развития общества. Экономические,
политические, правозащитные идеи Просвещения
сыграли значительную роль в становлении
либеральной цивилизации современного
Запада.

Эпоха Просвещения

XVIII век обычно называют эпохой Просвещения, хотя само это слово слишком вяло и приблизительно определяет те процессы, что шли в головах европейцев между 1700 и 1804 годами. Это идейное течение было основано на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Личность постепенно эмансипируется, осознает свой внутренний мир как важный и ценный. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Эмоциональная жизнь европейцев становится все насыщенней и утонченней. XVIII век – век практиков, вот почему мыслителей не удовлетворяют пустые схоластические умствования. Критерием истины выступает опыт. Философы восхищаются совершенством мира (Лейбниц) и немилосердно критикуют его (энциклопедисты), поют осанну разуму и прогрессу цивилизации (Вольтер) и объявляют прогресс и разум врагами естественных прав человека (Руссо). При этом весьма долго философы пребывают в уверенности, что человек разумен и благ от природы, что в его несчастьях виноваты лишь «обстоятельства». Грамотность и картошку насаждают сами монархи. Общий настрой европейской философии XVIII века можно назвать «осторожным оптимизмом», а ее лозунгом – призыв Вольтера каждому «возделывать свой сад». Однако кровавые ужасы Французской революции заставят в корне пересмотреть благодушное заблужденье философов, – но сделает это уже следующее столетие, а чисто европейская идея прав личности утвердится тогда, в XVIII веке, – утвердится как самая базовая ценность.

Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения») — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев).

При всех национальных особенностях Просвещение имело несколько общих идей и принципов.
Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство; верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право. Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания; факты суть единственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия.

Конкретные пути реализации этой программы в рамках Просвещения существенно расходились. Особенно значителен был разброс в мнениях о религии. Объединяющим моментом была ненависть к традиционной церкви. При этом, однако, деизм Просвещения не исключал таких организационных форм, как масонская квази-церковь с ее ритуалами.

В социальной сфере просветители старались обосновать теорию прогресса и связать ее со стадиями хозяйственного и политического развития общества. Экономические, политические, правозащитные идеи Просвещения сыграли значительную роль в становлении либеральной цивилизации современного Запада.

Изобретатель Лаэннек и стетоскоп

1816-1819

Рене Лаэннек, врач больницы Некер в Париже, специализировался на заболеваниях грудной клетки. Два события 1816 года дают ему представление о значительном вкладе в медицинскую практику.

Гуляя во дворе Лувра, он видит детей, играющих в акустическую игру с длинной веткой. Мальчик царапает по одному концу дерева, его друг другим концом приложенным к уху слышит ясно звук.     Вскоре после этого Лаэннека посещает пациентка, слишком пухлая, чтобы ее сердцебиение было легко различимо, но слишком молодая, чтобы он мог прижать ухо к груди с приличием. Следуя примеру мальчиков, он закатывает лист бумаги в трубочку. Он мягко кладет один конец на грудь дамы, а другой-на ухо.

Лаэннек удивлен, обнаружив, что через трубку он слышит сердце с гораздо большей ясностью, чем с ухом на груди пациента. Он наткнулся на изобретение 18 века — принцип стетоскопа (от греческого stethos — груди, scopein — наблюдать).

Лаэннек теперь строит полую деревянную трубку длиной около 20 сантиметров с концами, предназначенными для плотного прилегания к груди и уху. Он проводит три года, анализируя странные и часто бурные звуки, которые доходят до него, когда пациенты дышат. Поначалу он не может их истолковать. Но он отмечает разнообразие звуков, слышимых у неизлечимо больных пациентов и наблюдает за состоянием их легких и сердца.

С помощью этого средства Лаэннек способен идентифицировать и описать характерные звуки различных стадий бронхита, пневмонии и — что все более важно, как одно из самых распространенных заболеваний XIX века — туберкулеза. Исследования Лаэннека опубликованы в 1819 году в Traité de l’auscultation médiate (Трактат о посреднической Аускультации)

Аускультация, или прослушивание тела для диагностических целей, до сих пор всегда было с ухом врача, прижатым к телу пациента. Стетоскоп становится опосредующим инструментом.

Позже изобретением 18 века предложено трубка из резины как более удобная. А в 1852 году вводится знакомая современная версия, позволяющая врачу пользоваться обоими ушами.

Архитектура XVIII века

В архитектуре воплощением идей рококо стал дворец Фридриха II в Потсдаме, Сан-Суси (1745-1747) (что в переводе с французского значит «без забот»). Был построен по образцу французского Версаля.

 

 Церковь Святой Женевьевы (1790) в Париже, которая была возведена по образцу римского Пантеона, представляет собой пример классицизма. Ее строительство было начато еще при Людовике XV(1715-1774), а закончилось незадолго до Великой Французской революции. Впоследствии стала Пантеоном, местом захоронения великих людей Франции.

Музыка Венской классической школы XVIII столетия

Этот период знаменуется переходом от духовной музыки к светской.  Яркие представители направления:

И. С. Бах (более 1000 музыкальных произведений),

Л. ван Бетховен (например: «Патетическая соната»),

В. А. Моцарт (около 1000 музыкальных произведений),  

Ф. Й. Гайдн. Его «Песнь Кайзера», посвященная императору Францу II, написана в 1797 г., а позднее стала мелодией гимна Германии

Просвещенный абсолютизм

Со второй половины XVIII века, под влиянием идей просветителей, европейские монархи стали придерживаться нового направления политики – Просвещенного абсолютизма.

Политика Просвещенного абсолютизма строилась на нескольких принципах:

  • Устранении пережитков средневекового строя – феодальной раздробленности, крепостничества, феодальных монополий.
  • Проведении реформ, защищающих естественные права человека (реформы, уничтожавшие некоторые сословные привилегии и прочие).
  • Проведении церковных реформ, с помощью которых церковь переходила в подчинение государству, передавала в государственную собственность церковные земли и богатства.
  • Смягчении цензуры.

Центральную роль в политике Просвещенного абсолютизма играл образ «просвещенного монарха»- правителя, способного править своим государством разумно, на благо всего народонаселения.

Политики Просвещенного абсолютизма придерживались Фридрих II (Пруссия), Карл III (Испания), Иосиф II (Австрия), Густав III (Швеция), Екатерина II (Россия). Однако эта политика была больше направлена на создание благоприятного имиджа монарха, нежели на исправление реальных проблем общества. Поэтому большинство идей Просвещенного абсолютизма, так и остались на страницах книг, не были преобразованы в реформы.

Словарь

1. Правовое государство — это государство, в котором провозглашено и реализуется на практике верховенство права.

2. Присяжные – судебные заседатели, отобранные путем случайного выбора.

3. Социальное неравенство — неравное положение людей в обществе, при котором люди отличаются уровнем дохода, образования, наличием или отсутствием власти.

4. Цензура – это контроль над содержанием печатной продукции, театральных постановок, произведений искусства.

Литература эпохи Просвещения

В 1791 году был издан роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», который приобрел широкую популярность. Автор показал в романе, созвучные с идеями Просвещения, неистощимые возможности человека в борьбе с враждебным миром и в освоении природы.

 

Пьеса Пьера-Огюстена Бомарше «Женитьба Фигаро», премьера которой состоялась в 1784 году, также приобрела широкую известность, благодаря образу остроумного слуги Фигаро и насмешкам над аристократией. Постановка пьесы была под угрозой срыва, так как король Франции Людовик 16, был возмущен ею, однако, под давлением общественного мнения, был вынужден дать разрешение на ее постановку.

В 1726 году были опубликованы «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, произведение, которое представляет собой сатиру на современное тогдашнее общество. В образе страны лилипутов Свифт высмеял многие стороны политической жизни Великобритании.

Ртутный термометр

1714-1742

Габриэль Даниэль Фаренгейт, немецкий стеклодув и приборостроитель, работающий в Голландии, заинтересован в улучшении конструкции термометра, который используется уже полвека. Спирт быстро расширяется с повышением температуры с совершенно нерегулярной скоростью расширения. Это создает неточные измерения и техническую проблему дуть стеклянные трубки с очень узкими отверстиями.

К 1714 году Фаренгейт добился больших успехов на техническом фронте, создав два отдельных спиртовых термометра, которые относительно точно показывают нагретость. В этом же году он знакомится с исследованиями французского физика Гийома Амонтона по термическим свойствам ртути.

Ртуть расширяется меньше, чем спирт (примерно в семь раз меньше при том же повышении температуры), но это происходит более последовательно. Он строит первый ртутный термометр, который впоследствии становится стандартным.

Остается проблема, как откалибровать термометр, чтобы показать градусы температуры. Единственным практическим методом является выбор двух температур, которые могут быть установлены независимо друг от друга, пометить их на термометре и разделить промежуточную длину трубки на несколько равных значений.

В 1701 году Ньютон предложил температуру замерзания воды для нижней шкалы и температуру человеческого тела для верхней границы. Фаренгейт, привыкший к холодным зимам Голландии, хочет включать температуру ниже точки замерзания воды. Поэтому он принимает температуру крови для верхней части его шкалы, а температуру замерзания соленой воды для нижней крайности.

Измерение обычно производится кратно 2, 3 и 4, поэтому Фаренгейт делит свою шкалу на 12 секций, каждая из которых делится на 8 равных частей. Это дает ему в общей сложности 96 градусов, ноль является точкой замерзания рассола и 96° (в его несколько неточном чтении) средняя температура крови человека. С его термометром, откалиброванным на этих двух точках, Фаренгейт может давать показания для точки замерзания (32°) и температуры кипения (212°) воды.

Более логичным был швед Андерс Цельсий который предложил в 1742 году свою шкалу. Его стоградусная шкала показывает температуру замерзания и кипения воды как 0° и 100°. Во многих странах эта менее сложная система внедряется более двух столетий. Это была история изобретения термометра.

Хронометр

1714-1766

Изобретения 18 века назрели в части местоопределения. Два столетия океанских путешествий, начиная с первых европейских открытий, сделали все более важным, чтобы капитаны судов — будь то в морском или торговом бизнесе могли точно рассчитать свое положение в любом из морей мира. С помощью простой и древней астролябии звезды показывают широту. Но на вращающейся планете, долгота определяется сложнее. Для определения долготы необходимо знать, сколько времени, прежде чем можно узнать, что это за место.

Важность этого становится очевидной, когда британское правительство в 1714 году предлагает огромный приз в размере 20 000 фунтов стерлингов любому изобретателю 18 века, который сможет придумать часы, способные поддерживать точное время в море. Условия были достаточно жесткие на то время

Чтобы выиграть приз, хронометр (торжественно научный термин для часов, впервые используемый в документе) должен быть достаточно точным, чтобы вычислить долготу в пределах тридцати морских миль в конце путешествия в Вест-Индию. Это означает, что в бурных морях, сырых соленых условиях и резких перепадах температуры прибор должен терять или набирать не более трех секунд в день — уровень точности, непревзойденный в это время лучшими часами в самых спокойных лондонских гостиных

Условия были достаточно жесткие на то время. Чтобы выиграть приз, хронометр (торжественно научный термин для часов, впервые используемый в документе) должен быть достаточно точным, чтобы вычислить долготу в пределах тридцати морских миль в конце путешествия в Вест-Индию. Это означает, что в бурных морях, сырых соленых условиях и резких перепадах температуры прибор должен терять или набирать не более трех секунд в день — уровень точности, непревзойденный в это время лучшими часами в самых спокойных лондонских гостиных.

Вызов принимает линкольнширский плотник и часовщик самоучка Джон Харрисон (1693-1776). Ему понадобилось почти шестьдесят лет, прежде чем он выигрывает деньги. К счастью, он живет достаточно долго, чтобы забрать их.

К 1735 Гаррисон построил первый хронометр, который он считал соответствующим необходимым стандартам. В течение следующей четверти века он заменяет его тремя улучшенными моделями, прежде чем официально пройдет тест правительства. Его нововведения включают подшипники которые уменьшают трение, утяжеленные балансы соединенные спиральными пружинами для того чтобы уменьшить влияния движения, и использование 2 металлов в балансирной пружине, чтобы справиться с расширением и сужением по изменению температуры.

Первые «морские часы» Гаррисона в 1735 году весят 33 килограмма и почти метр во всех измерениях. Его четвертый экземпляр, изготовленный в 1759 году, больше похож на круглые часы с 15 см в диаметре. Именно этот хронометр выдерживает морские испытания.

Котел, цилиндр и поршень

1704-1712

Английский изобретатель 18 века Томас Ньюкомен и его помощник Джон Кэлли, стеклодув и сантехник прогрессируют в некоторых потенциально прибыльных экспериментах. Они знают о высокой стоимости насосов, которые поднимают воду из медных и оловянных рудников поэтому работают над улучшением парового насоса.

Они совмещают 2 элемента которые отдельно изобретены: поршень французского изобретателя 17 века Дени Папина и паровой насос английского механика Томаса Севери. В простейшем двигателе Ньюкомена поршень связан цепью с большим коромыслом, как двуплечий рычаг. Насос через цепь присоединялся с противоположным концом коромысла. При рабочем ходе поршень поднимается под действием пара.

После этого холодная вода, налитая снаружи, конденсируется в пар и создает вакуум. Вакуум заставляет поршень спуститься в цилиндр. Цепь тащит вниз один конец коромысла, активируя насос на другом конце.

Как это часто бывает в развитии науки и техники именно авария дала новому изобретению стимул для дальнейшего совершенствования. В одном из швов цилиндра появилась трещина. В результате немного холодной воды, чтобы стекать наружу, попала в цилиндр. Она создала вакуум настолько быстрый и настолько сильный что появилась энергия способная двигать коромысло.

С этим событием обнаруживается еще одна особенность парового двигателя. Во всех вновь разработанных двигателях, которые вскоре начинают работать в шахтах Англии, пар конденсируется струей холодной воды, впрыскиваемой в цилиндр.

Первый из работающих двигателей был установлен в 1712 году в угледобывающей шахте возле замка города Дадли. Он успешно работал здесь уже много лет, как первый из многих в горнодобывающих районах Великобритании. Машина, несомненно, нарушает патент механика Томаса Севери, потому что нельзя отрицать, что она работает «по двигательной силе огня». Но отдельно изобретение Томаса Севери не имело большого коммерческого успеха. Изобретатели 18 века пришли к мировому соглашению, подробности которого не известны.

Даже с улучшениями изобретателей эти машины подходят только для медленной неустанной работы в шахтах. Доказательства более широкого потенциала парового двигателя должны будут ждать изобретательского гения Джеймса Уотта. В 1774 г. Джеймса Уотт построил первую паровую машину эффективнее двигателя Ньюкомена.

Особенности науки в Новое время

Во время научной революции учёные стали не только получать новые представления об окружающем мире — изменились их представления о том, как делать научные открытия, то есть сам научный метод.

Рис. 1. Николай Коперник.

В Новое время в науке распространился эмпирический подход. Его признали в XVII веке. Ранее, ещё со времен древнегреческого философа Аристотеля, знание, основанное на опыте, не особо ценилось. Истинным знанием считали то, которое получено с помощью чистой логики, а главным методом познания была дедукция. Другой метод, индуктивный, то есть, основанный на выводе и заключении об общем, исходя из частных наблюдений, постепенно набирал популярность.

Теоретическое обоснование этой новой научной методики, то есть перехода от дедуктивного к индуктивному, сделал Фрэнсис Бэкон в своём трактате «Новый органон» в 1620 году.

В Новое время латынь перестала быть языком науки. На такое изменение повлияла и Реформация, когда библию стали переводить на немецкий и другие языки, а также рост популярности французского языка к началу XVIII века.

Особенностью Нового времени было отсутствие привязанности учёных к университетам. Исаак Ньютон был профессором Кембриджа, но это, скорее, исключение. Также учёные той эпохи не ограничивались одной дисциплиной, а интересовались всеобщим знанием, например, мыслитель Дени Дидро в 1751 году основал «Энциклопедию».

Рис. 2. Энциклопедия Дени Дидро.

Живопись XVIII столетия

Три основных направления в искусстве XVIII века (на примере живописи):

Классицизм — произведения искусства должны создаваться на основе строгих канонов, обнаруживая стройность и логичность мироздания

Культ разума и гармонии, большое внимание к общественно-воспитательной функции искусства

 

Ж.-Л. Давид. «Клятва Горациев»

Рококо — направление в изобразительном искусстве, отличающееся изяществом, изысканностью, обилием декоративных элементов. Отражение культа наслаждений и галантности, царивших с начала XVIII в. при дворе французских королей и подражавших им монархов других стран Европы.

 

Ж. О. Фрагонар. «Качели»

Сентиментализм — возникшее в конце XVIII в. направление в литературе и искусстве, для которого характерен культ чувства и душевных переживаний.

 

Ж. Б. Грёз. «Паралитик»

Если при дворе Людовика XIV царила атмосфера торжественной парадности, то при его преемниках в придворных кругах стал господствовать культ наслаждения,  любовного флирта и беззаботных развлечений.

Для придворных кругов XVIII столетие стало «галантным веком», временем, когда галантность изящества и безукоризненный внешний вид, способность к изысканному флирту, ценились превыше всего.  Мода галантного века требовала от женщины выглядеть подобно изящной фарфоровой статуэтке с осиной, затянутая в корсет талией,  пышными широкими юбками, идеальной белизной кожи и высокими пышными напудренными прическами.  Мужчины уделяли своему внешнему виду и костюму не меньше внимания, чем женщины.  В облике также ценились изящество и утонченность. 

«Галантный век» породил искусство рококо с его обилием декора легкомысленных виньеток и завитков. Интерьеры рококо сочетают изящество с уютом и комфортом.

 

Основная идея изобразительного искусства рококо — игривая, соблазнительная, пикантная красота.  Мир рококо — это мир вечной юности и вечной игры и легких необременительных наслаждений. За бессюжетность и приукрашивание натуры творчество живописцев рококо резко критиковали просветители — энциклопедисты. Так, Дидро, писал о самом знаменитом живописце «галантного века» Франсуа Буше, что его картины «изящные, но лживы и лишены вкуса».

 

Ф.Буше «Аллегория живописи»

Что такое эпоха Просвещения

Период Средневековья закончился с началом эпохи Нового времени, которая принесла с собой изменения в культуру, религию, научную мысль и повседневность европейцев. Великие географические открытия, Реформация церкви, складывание единых централизованных государств – способствовали научной революции XVII века, в результате которой наука преодолела свою зависимость от религии.

Благодаря бурному развитию точных и естественных наук, к началу XVIII века в европейском обществе утвердилась уверенность в том, что познавать окружающую действительность человеку помогают наука и разум, но не вероучения священнослужителей и цитаты из Библии. Началась эпоха Просвещения, которая занимает в европейской истории период с начала XVIII до первой половины XIX века.

Отличительные особенности эпохи Просвещения:

  • Освобождение человеческого разума от религиозного фанатизма, средневекового невежества.
  • Осуждение феодального режима.
  • Разработка концепции правового государства.
  • Повышение в европейском обществе уровня грамотности, образования, интенсивное развитие естественных и точных наук.
  • Распространение теории естественных прав человека.
  • Критика монархизма.
  • Стремление к секуляризации — конфискации церковных богатств и земель в пользу государства.
  • Зарождение политики просвещенного абсолютизма.

Запоминаем новые слова!

Правовое государство – государство, деятельность которого полностью подчинена правовым нормам. В таком государстве соблюдать закон обязаны все, начиная от представителей верховной власти и заканчивая рядовыми гражданами, таким образом, закон превыше всего. Главной задачей для правового государства является защита прав и свобод собственных граждан, в том числе, и от произвола властей.

Естественные права человека – это неписанные права, которыми естественным образом наделяется каждый, с момента его рождения. К таким правам сегодня относят право на жизнь, безопасность, благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, личную неприкосновенность, равенство и свободу.

Просвещенный абсолютизм — это политика европейских монархов второй половины XVIII века, основанная на идеях просветителей:

  • необходимость ограничения абсолютной власти монарха рядом реформ, заботящихся о всеобщем благосостоянии;
  • необходимость создания светского государства, то есть государства, свободного от контроля религии;
  • необходимость отхода от феодальных порядков и натурального типа хозяйства в пользу развития рыночных отношений;
  • устранение некоторых сословных привилегий;
  • защита со стороны государства права на частную собственность;
  • необходимость государственной заботы о низших классах.

Новые научные идеи и учёные

Одним из достижений Нового времени стала замена геоцентризма на гелиоцентризм. Это изменение также называют Коперниканской революцией в астрономии. Её начал Николай Коперник в 1543 году, а завершил Исаак Ньютон в своём труде «Математические начала натуральной философии» в 1687 году.

Средневековая теория импетуса была заменена открытием инерции. Учение древнеримского врача Галена о несвязанных друг с другом системах артериальной и венозной крови заменили открытием английского врача Уильяма Гарвея о том, что кровь циркулирует из артерий в вены и наоборот.

Рождение новой европейской науки, а именно ученых и их открытия, можно представить в таблице:

Учёный

Достижение

Николай Коперник

Земля вращается вокруг солнца, гелиоцентрическая система

Джордано Бруно

Представления о бесконечности вселенной

Галилео Галилей

Открыл спутники Юпитера, горы на Луне и пятна солнце, подтвердил учения Коперника

Исаак Ньютон

Создал зеркальный телескоп, открыл закон всемирного тяготения и провёл опыт разложения солнечного света

Фрэнсис Бэкон

Создатель новых методов познания в философии

Рене Декарт

Аналитическая геометрия

Джон Локк

Учение о правах человека

Франсуа Виет

Основоположник современной алгебры

Периферия Европы была слабо задета научной жизнью XVII века. Это касается консервативных католических Испании и Португалии, а также большей части Италии, Балкан под контролем Османской империи, Ирландии и России. В последней о науке можно говорить только со времён Петра I и его реформ в 1699–1725 годах.

Рис. 3. Исаак Ньютон.

Что мы узнали?

Кратко развитие науки в XVI–XVIII веке изучают в школьном курсе 7 класса по истории Нового времени. Для понимания той эпохи следует знать основных учёных и их научные открытия, например, Николая Коперника, Исаака Ньютона и Дени Дидро.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Рекомендации

  1. Бернс (2003), запись: 7.103.
  2. Корс, (2003), «Образование»
  3. Уайтхед, (1991), стр. 227.
  4. ↑ и Бернс, (2003), запись: 253.
  5. ср. Холл (1954), III; Мейсон (1956), 223.
  6. Портер, (2003), стр. 328.
  7. Тернер, (1963), стр. 88.
  8. Хоскин, (1999), стр. 174.
  9. Мейсон, (1962), стр. 297.
  10. Schectman, (2003), стр. XXXVII, XL.
  11. Schectman, (2003), стр. xxxvi.
  12. Schectman, (2003), стр. xlii.
  13. Littmann, (2004), стр. 11.
  14. Паркер, (1991), стр. 4.
  15. Сильвер, (1998), стр. 460.
  16. ↑ и , стр.  22
  17. , стр.  186
  18. , стр.  77
  19. , стр.  16
  20. ↑ и , стр.  78
  21. Джейкоб, (1988), стр. 191; Мелтон, (2001), стр. 82-83
  22. Хедрик, (2000), стр. 15

Источники

  • Ассоциация Пьера Ларусса , Пьера Ларусса и педагогики , Университетское издательство Дижона, колл.  «Священные Писания»,2007 г.
  • Энн Блэр , «  Латинская Антология в качестве ориентира  ,» Дальний Восток Дальний Запад , п о  1,2007 г., стр.  185-204
  • Бернс, Уильям Э. 2003. Наука в эпоху Просвещения . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO.
  • (ru) Роберт Коллисон , Энциклопедии: их история на протяжении веков: библиографический справочник с обширными историческими примечаниями к общим энциклопедиям, выпущенным во всем мире с 350 г. до н.э. до наших дней , Нью-Йорк, Хафнер,1964 г.
  • Хедрик, Дэниел Р. 2000. Когда информация достигла эры: технологии познания в эпоху разума и революции, 1700-1850 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Хоскин, Михаил, изд. 1999. Кембриджская краткая история астрономии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Джейкоб, Маргарет С. 1988. Культурное значение научной революции . Филадельфия: издательство Temple University Press.
  • Корс, Алан Чарльз, изд. 2003. Энциклопедия Просвещения . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Литтманн, Марк. 2004. Запредельные планеты: открытие внешней Солнечной системы . Нью-Йорк: Courier Dover Publications.
  • Мейсон, Стивен Ф. 1962. История наук . Нью-Йорк: Книги Кольера.
  • Мелтон, Джеймс ван Хорн. 2001 Подъем общественности в Европе Просвещения . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • (en) Уильям Нест , Театры и энциклопедии в Европе раннего Нового времени , Кембридж (Великобритания), Cambridge University Press ,2002 г., 312  с. ( ISBN  978-0-521-80914-6 )
  • Паркер, Барри. 1991. Космическое путешествие во времени: научная одиссея . Нью-Йорк: Пленум Пресс.
  • Портер, Рой, изд. 2003. Кембриджская история науки . Полет. 4. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Шектман, Джонатан. 2003. Новаторские научные эксперименты, изобретения и открытия 18 века . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
  • Сильвер, Брайан Л. 1998. Восхождение науки . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Тернер, Герберт Холл. 1963. Астрономическое открытие . Беркли: Калифорнийский университет Press.
  • Уайтхед, Барбара Дж., Изд. 1991 Женское образование в Европе раннего Нового времени: история, 1500-1800 гг . Нью-Йорк: Гарленд.

Сущность эпохи Просвещения

Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли.

Век просвещения отражает дух XVII столетия, которое известно мощным развитием идейного движения, дискредитацией религиозных и политических авторитетов, популяризацией образования, культуры и ценности человеческого разума. Эпоха просвещения зародилась в Англии под влиянием научной революции в конце XVII, но свое название получила во Франции в XVIII веке. Это движение опиралось на гуманистические традиции Возрождения и ставило в основу своего интеллектуального течения понятия рационализма и свободомыслия. Главная цель, стоящая перед прогрессивной эпохой XVII-XVIII вв., состояла в распространении:

  • идеалов научного знания;
  • торжества человеческого разума и человеческой свободы;
  • общественного прогресса:
  • компрометации церкви, различных суеверий и политических авторитетов.

Самыми яркими представителями просвещения были просветители Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро во Франции, Джон Локк, Бернард де Мандевиль, Адам Смит в Англии, Готхольд Эфраим Лессинг и Иоганн Гете в Германии, Михаил Ломоносов, Александр Радищев в России. Философы просвещения верили в необъятные возможности человеческого разума, которые наиболее полно могли быть задействованы в научно-технической сфере.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Конец важнейшей для европейской культуры эпохи ознаменован началом Великой французской революции в 1789 году. Идеи и принципы Эпохи просвещения повлияли на создание важных документов того времени, заложив основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

Особенности культуры эпохи Просвещения

Просветительские идеи нашли свое отражение в культуре и науке. Особое развитие получила биология, химия, математика. Отличительной особенностью научных познаний эпохи Просвещения стал акцент на их практическое использование в промышленном и общественном развитии.

В XVIII столетии своего наивысшего расцвета достигли музыка, литература и театр. Лучшие мыслители эпохи Просвещения – Вольтер, Руссо, Дидро, Аламбер, Монтескье – оставили после себя литературные труды, посвященные идеям гуманизма, свободы и равенства.

Театр стал невероятно популярным видом искусства. Театральные подмостки стали ареной, на которой происходила борьба современной прогрессивной мысли с заскорузлыми старыми устоями.

Рис. 3. Театр эпохи Просвещения.

Эпоха Просвещения оказала огромное влияние на развитие общества, создав все предпосылки для научно-технического прогресса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: