Основные темы и проблемы русской литературы 19 века кратко

Проблемы периодизации русской литературы xix века.

Основные темы русской литературы

  • исторические;
  • социальные;
  • гражданско-патриотические;
  • личные;
  • философские.

Многие произведения отражают осмысление переломных моментов российской истории.

Пример 2

Творчество поэта Дениса Давыдова целиком посвящено Отечественной войне 1812 года, непосредственным участником которой он был.

Наиболее выдающиеся представители «Золотого века» в своих произведениях сочетали разные темы.

Пример 3

Многие стихотворения Лермонтова наполнены гражданским и философским смыслом. Ряд его произведений посвящен осмыслению исторических событий — «Песня о купце Калашникове», «Бородино».

Михаил Лермонтов

По мере становления реализма на первый план выдвигается изображение пороков общества и социальных проблем.

Пример 4

Сатирически изображены нравы российской действительности в произведениях Гоголя «Мертвые души», «Ревизор».

В это время появилось множество новых литературных героев, в которых отразилось своеобразие национального русского характера:

  • Евгений Онегин;
  • Татьяна Ларина;
  • Александр Чацкий;
  • Григорий Печорин.

Пороки российской жизни нашли отражение в ярких сатирических образах Гоголя:

  • Хлестаков;
  • Чичиков;
  • Ляпкин-Тяпкин;
  • Ноздрев;
  • Собакевич и др.

Какие проблемы поднимались

Краткий перечень наиболее часто поднимаемых проблем:

  • ментальное пространство формирования русского национального характера;
  • внутренний мир личности;
  • тема «лишнего человека»;
  • общественные пороки;
  • война и чувство долга;
  • подавление свободы;
  • противоречия городской и деревенской жизни;
  • духовно-нравственные искания человека.

От сильных образов «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин) происходит переход к изображению «маленького человека» (Башмачкин, Вырин, Девушкин).

Главными принципами русской литературы этого времени были:

Основные темы русской литературы

На протяжении Золотого века своеобразие русской литературы формировалось под влиянием нескольких доминирующих направлений, определивших дальнейшее развитие отечественной прозы и поэзии. 

Классицизм в русской литературе

Русский классицизм зародился в начале XVIII века и просуществовал до конца XIX столетия.

Определение

Классицизм — направление в искусстве и литературе, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил, а также ориентация на античные образцы.

В русской литературе классицизм предшествовал остальным литературным направлением, которые, так или иначе, формировались на его основе. Жанровая иерархия классицизма разделяла все жанры на:

  1. Высокие жанры — ода, трагедия, эпопея.
  2. Низкие жанры — комедия, сатира, басня.

Важнейшими представителями являлись М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин и Горбушкин.

Романтизм

В начале XIX века классицизм сменился романтизмом.

Определение

Романтизм — это направление в искусстве и литературе, характеризующееся утверждением ценности духовной и творческой жизни человека, стремлением к национальному и индивидуальному.

Идейно-художественное направление первой трети XIX века разделилось на две ветви:

  1. Активный или гражданский романтизм был сформирован декабристами, которые старались выйти за рамки умеренного созерцательного романтического течения — в поэзии они допускали только общественно-гражданскую повестку, считая лирику и любовные стихотворения бесполезной и пустой тратой времени (поэты К. Рылеев, А. Бестужев, А. Одоевский и др.).
  2. Пассивный или консервативный романтизм уводил читателей в мир воображения, лирики и мечтательности — романтики брали свои сюжеты из прошлого, обращались к старине, народным преданиям и верованиям (В. Жуковский).

Утверждение реализма в русской литературе

Ко второй половине XIX столетия на смену романтизма пришел русский реализм.

Определение

Реализм — направление в искусстве и литературе, отражавшее в художественных произведениях правдивое отношение к действительности.

На нестабильном социально-политическом фоне романтическое течение стало казаться наигранным и неискренним. События той эпохи требовали реалистичного художественного отображения в литературе посредством повседневных и хорошо знакомых читателю образов. Авторы отходили от использования мистических веяний и идеалистических приемов в литературе.

К основным чертам реализма можно отнести:

Объективизм в изображении жизни (автор описывает реальность так, как ее видит).
Нравственный идеал автора, который он выражает в своих произведениях.
Типические характеры, которые копируются в разных произведениях (к примеру, гоголевские помещики и чиновники).
Характерные ситуации и конфликты, повторяющиеся у разных авторов (конфликт лишнего человека, борьба маленького человека и общества).
Внимание к психологии персонажей (психологическое обоснование мотивов героев Достоевского и Толстого).
Отображение повседневной разговорной речи.
Внимание к точности и достоверности (в «Евгении Онегине» в деталях отображен дух эпохи).

Проблема «Отцов и детей»

Трудности  взаимопонимания разных поколений будет с нами всегда, ведь растем мы все в разные времена. С годами меняются  ценности и к этому трудно привыкнуть, что и приводит к конфликтам между поколениями.

Эту проблему  подробно проанализировал Иван Сергеевич Тургенев  в своем романе «Отцы и дети». В произведении изображается конфликт не сына и отца, а просто разных поколений. У Базарова и Павла Петровича складываются не самые хорошие взаимоотношения. Из-за рвения первого ко всему новому и теории нигилизма. Второй же придерживается установленных традиций и не считает, что миру нужны такие грандиозные перемены и обновления.

 В конце мы видим, что Евгений проиграл. Почему? Его убеждения дали трещину именно в тот момент, когда он влюбился в Одинцову. Ранее герой считал, что ему необходимо быть одному, Базаровский нигилизм просто отталкивал других людей. Поэтому, не имея преград в виде чувств и сожалений из-за утрат,  мог воплощать идеи в жизнь, дальше «расчищать почву». Как говорят, любовь всегда приходит неожиданно и в этой ситуации она не изменила себе. Ворвалась и разрушила  все надежды на реализацию планов молодого ученого.

 Старшее поколение побеждает не только у Тургенева

Александр Сергеевич Грибоедов в комедии «Горе от ума» вскользь обращает внимание на эту тему. Борьба Чацкого с  фамусовским обществом затрагивает не только проблему праздности дворян 19 века , но и вопросы воспитания, крепостного права, социальных проблем.  Александр Андреевич показывает, что Фамусову и его последователям следует поменяться, пойти по новому пути развития ради собственной страны

Но его не хотят слышать, а тем более изменять собственным привычкам. Поэтому в конце комедии из главного героя  с легкостью сделали сумасшедшего.

 «Век нынешний» и «век минувший», как бы мы не старались, всегда будет находиться в противоборстве друг с другом. 

Общая характеристика литературы второй половины 19 века

На смену романтизму (уход в мир идеалов), приходит реализм, который характерен объективным отражением действительности, воспроизведением достоверной бытовой жизни, отображением многообразия человеческого характера. Глубокое изучение общества и отдельного человека, так талантливо изображенные в творчестве Стендаля и Бальзака, Гоголя и Пушкина продолжила плеяда представителей мировой литературы: Достоевский, Тургенев, Толстой, Флобер, Мопассан, Диккенс и многие другие.

Литература второй половины 19 века играла большую роль в обществе, озвучивала политические идеи, формировала общественное мнение. Во всех произведениях стала преобладать социальная тема. Публицистичность и социальность отличают литературные произведения того времени. Именно тогда были поставлены вопросы в романе А.И. Герцена «Кто виноват», и «Что делать» в романе Н.Г. Чернышевского.

Анализ общественных явлений четко прослеживается в литературе. Действие в большинстве произведений происходит в то же время, когда пишется создается. На фоне широкой социальной картины изображается жизнь героев. Иначе говоря, мотивам поведения и характера героев служит социально-историческая атмосфера.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Лермонтов родился 15 октября 1814 года (по старому стилю — 3 октября) в Москве. Будущий великий поэт и современник Пушкина с детства характеризовался как человек вспыльчивый, мечтательный, своевольный, во многих отношениях жестокий и очень гордый

Михаила воспитывала преимущественно бабушка в селе Тарханы, однако мальчика тяготили излишние заботы и внимание

Лермонтов рано пристрастился к чтению и уже к 15 годам он читал французских, английских и немецких литераторов только в оригинале. Более всего поэт предпочитал русскую литературу, особенно сказки. Во время обучения в пансионе Лермонтов проявил свою склонность к воспоминаниям. В его ранних стихах наметились основные черты эмоционального характера — чувство одиночества, разочарования в мире, безутешный поиск близкого по духу человека, разлад с окружающей действительностью. К этому периоду относятся следующие произведения:

Лермонтов повторил судьбу Пушкина и скончался в результате дуэли с Николаем Мартыновым 27 июля 1841 года в Пятигорске. Многие исследователи убеждены, что главным виновником и инициатором поединка являлся именно Лермонтов, который, имея желчный и невыносимый характер, спровоцировал самолюбивого отставного майора на выяснение отношений.

Фёдор Михайлович Достоевский

Один из самых значительных русских писателей, философов, публицистов и мыслителей родился 11 ноября 1821 года в семье бедного врача-ординатора в Москве. На семейных вечерах Достоевские читали произведения Пушкина, Карамзина, Державина, а также Анны Радклиф — писательницы, которая основала жанр готического романа.

Во многих биографиях писателей чтение книг и сказок играло огромную роль для подрастающих гениев. Так происходило и в семье Достоевских. По воспоминаниям Фёдора Михайловича, его детские годы проходили в атмосфере постоянных слушаний различных поэм и рассказов. В сентябре 1834 года будущий писатель поступает в частный пансион, где проявляет себя как вдумчивый, глубокий и любознательный ученик.

С возрастом, поступив в инженерное училище и продолжая свою литературную деятельность, Фёдор стал посещать различные кружки (к примеру, С. Ф. Дурова, Петрашева и коммуниста Спешнева), читал запрещённую литературу, за что попал в ссылку на каторгу (первоначальный приговор — смертная казнь).

В последних произведениях в полной мере проявились основные характерные черты творчества Достоевского — острый психологизм, реализм, многолюдность (бо́льшая часть его повестей и романов содержит множество персонажей, среди которых сложно выделить главных и второстепенных)

Особое внимание писатель уделял сюжету и детективной тематике. Умер Достоевский 28 января 1881 года от туберкулёза лёгких

Особенности литературы второй половины 19 века

Литература 2-ой половины девятнадцатого века заслуживает особого внимания. Известные писатели этого периода создавали свой мир, где герои решали социальные проблемы и переживали свои маленькие трагедии. Главной задачей авторов была отражение событий века, который был богат на политические и социальные события.

Во второй половине 19 столетия усиливаются связи между писателями на международном уровне. В то же время проявляется самобытность национальных литератур. Ведущим жанром худ.литературы становится роман, а драматургия и поэзия уходят на второй план.

Не смотря на то, что велась постоянная литературная полемика, в творчестве многих писателей все еще ощущаются склонность к романтическому стилю. Это было своеобразное сосуществование романтизма и реализма, «проникновение» стилей друг в друга. Но, это обогащало литературу. Даже творчество таких реалистов, как Бальзак, Стендаль, Диккенс, Тургенев имело такую тенденцию.

Российская литература — Wikiwand

ВВЕДЕНИЕ РУССАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 9000 ВВЕДЕНИЕ РУССАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 9000 ВВЕДЕНИЕ РУССАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 9000. Эпоха
20 векСеребряный векЛенинская эпохаСталинская эпохаПисатели-эмигрантыПозднее советское времяПопулярные советские жанры
Постсоветская эпоха21 век
Внешние влиянияБританская романтическая поэзияФранцузская литература
за рубежом
Темы в российских книгах
Российские нобелевские лауреаты в литературе
См. Также
Ссылки
9038.sliars 9013.sliars 9013.sliars 9013.sliars 9013.sliars 3.sliars 3. -языковая литература. Корни русской литературы можно проследить до Средневековья, когда слагались былины и летописи на древневосточнославянском языке

К эпохе Просвещения важность литературы возросла, и с начала 1830-х годов русская литература пережила поразительный золотой век поэзии, прозы и драмы. Романтизм способствовал расцвету поэтического таланта: на первый план выступили Василий Жуковский, а затем и его протеже Александр Пушкин

Проза тоже процветала. Михаил Лермонтов был одним из самых значительных поэтов и прозаиков. Первым великим русским писателем был Николай Гоголь. Затем пришел Иван Тургенев, который освоил и рассказы, и романы. Федор Достоевский и Лев Толстой вскоре стали всемирно известными. Другими важными фигурами русского реализма были Иван Гончаров, Михаил Салтыков-Щедрин и Николай Лесков. Во второй половине века Антон Чехов преуспел в рассказах и стал ведущим драматургом. Начало ХХ века считается Серебряным веком русской поэзии. С «Серебряным веком» чаще всего ассоциируются поэты Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Александр Блок, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Марина Цветаева. В эту эпоху родились первоклассные романисты и новеллисты, такие как Александр Куприн, лауреат Нобелевской премии Иван Бунин, Леонид Андреев, Федор Сологуб, Евгений Замятин, Александр Беляев, Андрей Белый и Максим Горький. Чехов и Толстой, 1901 После революции 1917 года русская литература раскололась на советскую и белоэмигрантскую части. Хотя Советский Союз обеспечил всеобщую грамотность и высокоразвитую книгопечатную промышленность, он также ввел идеологическую цензуру. В 1930-е годы преобладающим течением в России стал социалистический реализм. Ведущими его деятелями были Николай Островский, Александр Фадеев и другие писатели, заложившие основы этого стиля. Роман Островского 9«0041 Как закалялась сталь» — одно из самых популярных произведений русской соцреалистической литературы.
Некоторые писатели, такие как Михаил Булгаков, Андрей Платонов и Даниил Хармс, подвергались критике и писали практически без надежды на публикацию. Различные писатели-эмигранты , такие как поэты Владислав Ходасевич, Георгий Иванов и Вячеслав Иванов; такие романисты, как Гайто Газданов, Владимир Набоков и Бунин, продолжали писать в изгнании. Некоторые писатели осмелились выступить против советской идеологии, например, нобелевский лауреат Александр Солженицын и Варлам Шаламов, писавшие о жизни в лагерях ГУЛАГа. Хрущевская оттепель привнесла в литературу свежий ветер, и поэзия стала явлением массовой культуры. Эта «оттепель» длилась недолго; в 19В 70-е годы ряд наиболее видных авторов были запрещены к печати и привлечены к уголовной ответственности за антисоветские настроения. Конец 20-го века был трудным периодом для русской литературы, с немногими отчетливыми голосами. Среди наиболее обсуждаемых авторов этого периода были Виктор Пелевин, завоевавший популярность благодаря рассказам и романам, писатель и драматург Владимир Сорокин и поэт Дмитрий Пригов.

Феномен эпохи

Если нужно дать общую характеристику русской литературе 19 века кратко, можно отметить, что общей чертой данной эпохи было такое явление, как «литературоцентризм». Это означает, что литература стала способом передачи идей и мнений в политических спорах. Она превратилась в мощный инструмент выражения идеологии, определяла ценностные ориентиры и идеалы.

Нельзя сказать однозначно, хорошо это или плохо. Конечно, давая общую характеристику русской литературы XIX века, можно упрекать литературу того времени в том, что она была слишком «проповеднической», «наставнической». Ведь нередко говорят о том, что стремление стать пророком может привести к неуместному опекунству. А это чревато развитием нетерпимости к инакомыслию любого рода. Конечно, в таких рассуждениях есть доля истины, однако, давая общую характеристику русской литературе 19 века, необходимо учитывать исторические реалии, в которых жили тогдашние писатели, поэты, критики. А. И. Герцен, когда оказался в эмиграции, описывал этот феномен так: «У народа, которого лишили свободы слова и самовыражения, литература остается чуть ли не единственной отдушиной».

XX век

Литература XX века, наполненного событиями, не раз перевернувшими жизнь русского человека с ног на голову, также полнилась очень важными проблемами, которые авторы поднимали в своих произведениях.

В начале века авторы то восхваляли, то критиковали революционное движение, охватившее страну. Затем — описывали ужасы Великой Отечественной войны и храбрость народа, победившей в ней. Писатели часто обращались к теме народа, описывая идеального советского гражданина и его жизнь и стремления такими, какими они должны были быть. Во многих произведениях описывался ужас событий, разворачивающихся в XX веке.

Большое место в русской классической литературе уделено нравственным проблемам. При всем разнообразии трактовки нравственного идеала различными писателями нетрудно заметить, что для всех положительных героев русской литературы характерны неудовлетворенность существующим положением, неутомимый поиск истины, отвращение к пошлости, стремление активно участвовать в общественной жизни, готовность к самопожертвованию. Этими чертами герои русской литературы существенно отличаются от героев литературы Запада, действиями которых большей частью руководят погоня за личным счастьем, за карьерой, за обогащением. Герои русской литературы, как правило, не мыслят личного счастья без счастья родины и народа.

  • Правила дирижирования 1 класс музыкальной школы

      

  • Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания программы доу

      

  • Динамическая и статическая работа кратко

      

  • Каковы формы социальных отклонений наблюдаемых в обществе кратко

      

  • Государственная программа культурное наследие кратко

«Золотой век» русской литературы

К началу XIX столетия русская культура и литература переживали настоящую эпоху расцвета. Литература становилась ориентиром национальной и духовной жизни русского народа, инструментом познания и оружием в борьбе за новое гуманное устройство жизни.

Литература XIX века получила название «Золотого века русской литературы», а первая треть столетия осталась в истории как «Золотой век русской поэзии». Авторство этого выражения принадлежит поэту и профессору П. А. Плетневу, который назвал В. А. Жуковского первым поэтом эпохи. Крылатое словосочетание о золотом веке литературы впервые употребил критик М. А. Антонович, подразумевающий под этим определением период А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.

Впоследствии это выражение стало применяться ко всей литературе XIX века.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Литература того периода часто обращалась к темам патриотизма, гуманизма, демократизма. Она отличалась особой чуткостью ко всем событиям и метаморфозам современности, отразив в себе историю русского государства и народа.

На становление литературы огромное влияние оказывала общественная жизнь, полная ярких потрясений:

  • Отечественная война 1812 года;
  • декабристское восстание на Сенатской площади;
  • неожиданная смерть Александра Первого;
  • правление Николая Первого.

Для творческой жизни того времени характерны многочисленные литературные кружки и общества, созданные вокруг архаических и новаторских идеологий.

К первой трети XIX столетия, русская литература обогатилась новыми темами, самобытными формами, жанрами, художественными образы и приемами. 

Тема маленького человека

Обычно он изображается как неказистый, скромный, низкого сословия человек,  которого общество обижает, принижает, не замечает или даже открыто оскорбляет.

«…Чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным…»

 Он живет очень бедно, с трудом находит деньги на пропитание. Одежда его либо порвана, либо вся в заплатках и зачастую похожа на половую тряпку. Живут они в коморках под лестницей, как всеми известный Гарри Поттер, или же на чердаке.  Комната всегда некрасивая, грязная, маленькая. Создается впечатление, что помимо людей этих героев сковывают и условия их жизни. Несмотря на это, такие персонажи всегда очень добры, наивны и готовы помочь ближнему, да и не только. Кто-то скажет, что не все персонажи этого типа имеют чистую душу, приводя в пример Родиона Раскольникова из «Преступления и наказания». Однако, если присмотреться, то можно увидеть его безграничную любовь к своей матери и сестре, готовность отдать абсолютно все, чтобы их уберечь от горя/проблем. Он решил проверить теорию, которую не был в силах реализовать и поплатился за это бесконечными душевными  муками  до сердечного признания и отбыванием срока в ссылке. В этом же произведении есть полная противоположность Родиона – Софья Мармеладова. Да, каждый ее день наполнен грехами, но можно ли считать это преступлением? Не думаю. Почему? Хотя бы потому что это делается не из-за получаемого  удовольствия или полнейшего  разврата души, а ради своих сводных сестер, мачехи и вечно пьющего отца, который не в состоянии обеспечить свою семью. И героиня не сломилась, не пала духом. Это обличает ее внутренний стержень, с помощью которого она смогла спасти и Родиона. Именно благодаря ей он очищается от своей губительной теории. 

Соня Мармеладова и Родион Раскольников. Кадры из сериала «преступление и наказание», 2007 год

Есть и другой пример. Акакий Акакиевич из повести  Н.В.гоголя  «Шинель» . Бедный чиновник, искренне любящий свою работу.

«Вряд ли  где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно,- нет, он служил с любовью. Там , в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир»

Акакий Акакиевич Башмачкин

Однако, жизнь не так сладка, как хотелось бы. У него отбирают самую ценную вещь, которую Акакий берег, как зеницу ока – новую шинель. Стоила она недешево, а в итоге пробыла у него в пользовании всего день.

Таких случаев было не мало. Честно говоря они есть и сейчас

Именно поэтому многие писатели так заостряли на этом свое внимание. Так  яро хотели, чтобы общество наконец увидело и искоренило данный порок

Каждый стремился показать насколько несправедливо относится мир к  маленьким людям, готовым всей душой помогать другим, работать не покладая рук.

Лев Николаевич Толстой

Величайший российский романист, просветитель и один из самых выдающихся писателей и мыслителей XIX века родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской области. Его фамилия была известна во многих странах мира. На протяжении четырёх лет подряд он номинировался на Нобелевскую премию по литературе (с 1902 по 1905 год), а впоследствии отказался от номинаций.

Творчество Толстого является переходным мостом между русской литературой XIX и XX веков. Помимо этого, писатель оказал влияние на эволюцию европейского гуманизма и на развитие реализма в общемировой литературе.

Основной целью творчества Толстого становится жизнь человеческой души, её реакции на социальные противоречия, а также нравственное совершенствование человека и переосмысление своего места в жизни. Религиозно-философская позиция писателя проявляется в осуждении духовенства и пышных религиозных обрядов.

Литература — совершенно уникальный вид искусства. Она является одним из самых простых для понимания и при этом самым близким для души искусством. С самого своего зарождения она сопровождала человека, отражая все самые важные исторические события и являясь настоящим зеркалом души каждого народа.

Многие писатели обращались к литературе, чтобы выразить свои мысли и взгляды относительно сложившейся в современном им обществе ситуации. Когда-то это были слова восторга, когда-то — острая критика.

Ещё со времён Древней Руси литература использовалась не только как способ влияние на людей, но и как способ влияния на общественно-политическое развитие страны.

Писатели и поэты, обращаясь к литературе как к способу выразить свои мысли и чувства относительно всего того, что предлагал им для осмысления окружающий мир, запечатлели на страницах своих произведений исторический процесс, но, что более важно, они запечатлели самого человека. Как он жил, как менялся, что ценил, какие ставил цели — всё это поймано авторами и помещено на страницы книг

В литературе всегда появлялись самые нужные, самые жизненные герои, которые в своей жизни сталкивались с проблемами, похожими на проблемы реальных людей.

Какие же темы поднимались в русской литературе?

Литературный процесс и представители эпохи

В начале XIX столетия на российский престол вступил император Александр I. Он окружил себя реформаторами и пытался изменить российскую действительность к лучшему. Коренным изменениям подвергся и русский язык. Одним из главных литературных реформаторов был Николай Карамзин.

Примечание 2

Николай Михайлович Карамзин (1766–1826) — российский историк, писатель, общественный деятель. Им был создан фундаментальный обобщающий труд «История государства Российского». В литературе придерживался принципов сентиментализма.

Карамзин целенаправленно отказывался от церковнославянских и устаревших слов. Он ввел в русский язык много новых слов, которые являлись кальками с иностранных («занимательный», «влияние», «промышленность» и другие).

Николай Карамзин

В 1810-х годах наблюдалось противостояние между сторонниками и противниками сохранения старой литературной речи. Они объединились вокруг двух литературных обществ:

  1. «Беседа любителей русского слова». В этот кружок входили Александр Шишков, Гавриил Державин, Александр Шаховской, Дмитрий Хвостов. Они полагали, что писатели и поэты должны придерживаться традиций. Главными жанрами они считали оды, религиозные поэмы, исторические сочинения.
  2. «Арзамас». Это общество объединяло представителей молодого поколения. Его членами были Василий Жуковский, Константин Батюшков, Петр Вяземский, Александр и Василий Пушкины. Они стояли за обновление русского литературного языка, боролись с архаическими литературными приемами и традициями.

В конечном счете победу одержали представители молодого поколения.

В первые годы XIX века господствующим направлением в русской литературе был сентиментализм.

Сентиментализм — литературное течение, которое возникло в противовес классицизму. В России существовало в конце 18 — первой четверти 19 века

Для него была характерно внимание к миру чувств, сентиментальность, идеализированное изображение людей

Главным представителем сентиментализма в России был Николай Карамзин. Также в этом направлении создавали свои произведения драматурги и поэты:

  • Владислав Озеров;
  • Николай Ильин;
  • Василий Федоров.

В 1820-е–1830-е годы доминирующим течением становится романтизм.

Романтизм — направление в культуре, для которого было характерно утверждение ценности духовного и творческого начала в человеке. Представители этого течения изображали сильных и неординарных личностей, создавали одухотворенные образы природы.

Основоположником романтического направления в русской поэзии считается Василий Жуковский.

Примечание 3

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) — русский поэт, яркий представитель романтизма, учитель будущего императора Александра II, известного своими либеральными взглядами. Перу Жуковского принадлежат элегии, романсы, баллады, поэмы, эпические произведения.

В 1820-е годы в романтизме начинает складываться психологическое направление. Его представители уделяли много внимания описанию внутреннего состояния своих героев.

Главными фигурами психологического романтизма были:

  • Александр Пушкин;
  • Евгений Баратынский;
  • Петр Вяземский;
  • Николай Языков.

Примечание 4

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837) — великий русский поэт, прозаик, драматург. Основоположник русского литературного языка, создатель галереи национальных образов, картин русского быта и природы. Начинал в романтическом стиле, постепенно переходя в сторону реализма. Оказал огромное влияние не только на русскую, но и мировую литературу.

В стиле романтизма им были написаны следующие произведения:

  • «Кавказский пленник»;
  • «Цыганы»;
  • «К морю»;
  • любовная лирика.

Отдельные элементы романтизма прослеживаются и в более позднем творчестве Пушкина.

Александр Пушкин

В 1830-е годы романтизм наполняется философским и гражданским смыслом. Одним из самых ярких представителей этого периода времени был Михаил Лермонтов.

Примечание 5

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841) — выдающийся русский поэт и прозаик, чье творчество отражало духовную жизнь общества того времени. Несмотря на свою короткую жизнь, успел оставить глубокий след в истории русской культуры.

Наиболее значительные произведения Лермонтова:

  • роман «Герой нашего времени»;
  • поэма «Бородино»;
  • стихотворения «Парус», «На смерть поэта», «Демон», «Родина».

В 1840-е годы романтизм практически полностью вытесняется реализмом.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по стихотворению Узник Пушкина 6 класс

    Для того чтобы понять смысл стихотворения «Узник», нужно понять, что А.С. Пушкин находился в этот момент в южной ссылке. Именно поэтому здесь и поднимается тема тюрьмы и заключения. Но, несмотря на всю мрачность ситуации

Каждый из не знает, зачем появился на свет. У каждого человека есть собственное предназначение, индивидуальная миссия. Во всяком случае, хочется в это верить

Дуэль Базарова и Кирсанова анализ сочинение

Произведение Отцы и дети является своеобразной темой для споров либеральной половины населения с половиной демократической, у которых рознятся взгляды. Когда автор писал данный роман тема человеческой свободы

XIX столетие является одним из самых знаменательных в русской литературе. Именно эта эпоха подарила миру имена великих классиков, которые оказали влияние не только на русскую, но и на всемирную культуру. Основными идеями, свойственными литературе этого времени, является рост человеческой души, борьба добра со злом, торжество нравственности и чистоты.

Утверждение реализма в русской литературе

Реализм — направление в литературе и искусстве, которое провозглашало главной своей целью правдивое изображение действительности.

Реализм постепенно утверждался в русской литературе.

Пример 1

В знаменитой комедии «Горе от ума» Александра Грибоедова можно заметить влияние сразу трех литературных стилей: реализма, классицизма и романтизма. При этом доминирует тяга к реалистическому изображению быта и нравов светского общества того времени.

Всё позднее творчество Александра Пушкина написано в стиле реализм:

  • «Евгений Онегин»;
  • «Повести Белкина»;
  • «Капитанская дочка»;
  • «Дубровский»;
  • «Борис Годунов».

Для развития русского реализма большое значение имело становление так называемой «натуральной школы». Ее авторы пытались максимально приблизить содержание своих произведений к «правде жизни», выступая в роли «общественного зеркала».

Натуральная школа — название, которое используется для начальной стадии развития русского реализма, возникшего под сильным влиянием Гоголя и Белинского.

Это было неформальное объединение молодых писателей, печатавшихся в журнале «Отечественные записки».

К деятельности этого общества относится ранее творчество:

  • Николая Некрасова;
  • Федора Достоевского;
  • Дмитрия Григоровича;
  • Ивана Тургенева;
  • Ивана Панаева.

Характерные черты натуральной школы:

  • стремление к естественности;
  • социальная направленность;
  • обращение к реальным, а не выдуманным героям;
  • изображение проблем общества.

Огромное влияние на формирование русского реализма сыграло творчество Пушкина и Гоголя.

Примечание 6

Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) — русский писатель, критик, публицист, оказавший значительное влияние на мировую литературу. Создал множество персонажей, чьи имена стали нарицательными.

Главные произведения Гоголя:

  • «Мертвые души»;
  • «Ревизор»;
  • «Петербургские повести»;
  • сборник «Миргород» («Тарас Бульба», «Вий» и др.)

Николай Гоголь

Литература второй половины 19 века в России

В это в время в России наметились общественные течения — славянофилы и западники. Западники считали, что развитие страны началось с реформ Петра I и по этому пути необходимо идти дальше. Следует отметить, что отношение к допетровской Руси у них было пренебрежительное, они отмечали, что в то время отсутствовали достойные уважения культура и история.

Славянофилы выступали против ориентации на Запад, за самостоятельное развитие России.

Популярным движением среди западников, было радикальное. Оно было основано на утопическом учении Сен-Симона и Фурье с уклоном в социализм. Это движение, самое радикальное его крыло, придерживалось мнения, что революция, это единственный способ, с помощью которого, можно что-то изменить в стране. Славянофилы же, считали, что история России богата не менее, чем западная цивилизация, которая страдала от безверия, индивидуализма и разочаровалась в духовных ценностях.

В 1860 году зародилось движение почвенников, оно пыталось преодолеть полярность мнений. Его идеологами стали Ф. Достоевский, А. Григорьев, Н. Страхов. Они отвергали западную буржуазную демократию и самодержавно-демократический строй. Обвиняя Запад в бездуховности, Достоевский говорил, что «просвещенное общество» должно слиться с «народной почвой», это поможет низам и верхам обогатить друг друга. Отрицательное отношение к материализму и к революции, подчеркивание нравственно-религиозного начала — основные принципы почвенников. А.С. Пушкин был для них олицетворением русского духа.

Литературу второй половины 19 века отличает такая особенность, как нигилизм. Почвенники в нем видели главную угрозу действительности. В русском обществе нигилизм был крайне популярен. Приверженцы нигилизма отрицали принятые нормы поведения и культурные ценности. Подменялись моральные принципы, выше всего ставились собственные удовольствия. Базаров, в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», самый яркий представитель нигилизма.

На отечественных писателей оказывают влияние зарубежные авторы, в первую очередь реалистическими романами: О.Бальзак «Шагреневая кожа», Шарлотта Бронте «Джейн Эйр», У. Теккерей «Ярмарка тщеславия», Ч.Диккенс «Оливер Твист» и др.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: