Возникновение и развитие педагогики кратко шпаргалка

Шпаргалка по педагогике » шпоры для студентов

О социальной педагогике детальнее

Нет ничего удивительного в том, что это направление особенно сильно во Франции, а преимущественно светлые умы, развивающие тему, отсюда родом. Идеи социальной педагогики хорошо сочетаются с приверженностью общественности этой державы интеллектуальному образованию, которое рассматривается как база человеческой культуры.

Приверженность интеллектуализму во многом влияет на формирование местной школы, обуславливая взаимосвязи среды и воспитания. Традиционное социальное воспитание приводит к злоупотреблению в управлении рабочим процессом, а это крайне осуждается французскими мыслителями.

Социальная педагогика нашла многочисленных приверженцев в азиатских державах. Особенно ярко это заметно при анализе индийских и японских школ.

Просмотры: 12

Система педагогических наук

Просмотров: 5717

Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от направленности изучения и желания получить ответы на те или иные вопросы.

Философия — фундамент педагогики, в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. История педагогики исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений. Общая педагогика — базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Дошкольная и школьная педагогика — подсистема возрастной педагогики. Здесь изучают закономерности воспитания человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Педагогика высшей школы занимается педагогическими проблемами взрослых. Сурдопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих. Тифлопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания слепых. Олигофренопедагогика — умственно отсталых. Педагогика развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Философские науки помогают педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать направленность воспитания. Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека — развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Психология изучает закономерности развития психики человека.

Новое время

Период Нового времени, также известный как эпоха Просвещения, охватывает примерно XVII-XVIII века. В этот период произошли значительные изменения в обществе и мышлении, которые повлияли на развитие педагогики.

Основные идеи и принципы

В эпоху Нового времени возникло множество новых идей и принципов, которые стали основой для развития педагогики. Некоторые из них включают:

  • Рационализм: Одной из ключевых идей Нового времени было стремление к разуму и логике. Рационалисты считали, что знание истины можно достичь через разумное мышление и логический анализ. В педагогике это привело к акценту на развитие мышления и логического мышления учеников.
  • Индивидуализм: В эпоху Нового времени стало все более признаваться значение и уникальность каждого индивида. Педагоги начали учитывать индивидуальные способности, интересы и потребности учеников, стремясь создать обучение, которое было бы наиболее эффективным для каждого ученика.
  • Практическое обучение: Вместо традиционного акцента на запоминание и передачу знаний, педагоги Нового времени стали придавать большое значение практической деятельности и опыту. Они считали, что ученики должны активно участвовать в процессе обучения и применять полученные знания на практике.
  • Равенство в образовании: В эпоху Нового времени возникло стремление к равенству в образовании. Педагоги признавали, что каждый человек имеет право на получение знаний и развитие своих способностей, независимо от социального статуса или происхождения.

Влияние на современную педагогику

Идеи и принципы эпохи Нового времени оказали огромное влияние на развитие современной педагогики. Сегодня мы видим множество элементов, которые были впервые предложены в этот период:

  • Акцент на развитие мышления и логического мышления учеников.
  • Учет индивидуальных способностей, интересов и потребностей учеников.
  • Активное обучение, включающее практическую деятельность и опыт.
  • Стремление к равенству в образовании и признание права каждого человека на получение знаний и развитие.

В целом, эпоха Нового времени сыграла важную роль в формировании современной педагогики и оказала значительное влияние на то, как мы сегодня понимаем и практикуем образование и обучение.

Основные категории педагогики

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.

Воспитание–целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, «нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими. История знает случаи, когда опыт терялся, жизненесущая река воспитания пересыхала. Люди оказывались отброшенными в своем развитии далеко назад и вынуждены были заново восстанавливать утраченные звенья своей культуры; горькая участь и тяжелый труд ожидали этих людей.

Исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание – это общая и вечная категория.

Многие философы, анализируя законы, управляющие общественной жизнью, устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания. Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Поэтому воспитание имеет конкретно-исторический характер.

Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания. С изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели, задачи, формы и организация воспитания. Социальные условия жизни также изменяют характер воспитания и его влияние на сознание и поведение людей.

С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содержание и формы. Когда хорошее воспитание становится дорогим удовольствием, недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминации людей, средство возвеличения одних над другими.

Рассмотрев понятие «воспитание» в широком социальном смысле, мы мало прояснили его конкретно-социальную, а тем более педагогическую сущность. Дело в том, что воспитанием – передачей накопленного опыта – занимаются не только профессиональные педагоги в специально созданных учебно-воспитательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы органы правопорядка. Поэтому общее понятие «воспитание» нуждается в сужении и конкретизации.

Ссылки[]

  • Онищенко Э. В. «Круглый стол» «Современная педагогика: иллюзии и реалии» // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 181-185.
  • Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. Критический взгляд на современную педагогику.

Данные базы Научной электронной библиотеки (РИНЦ) по числу цитирований ученых Российской Федерации по разделу «Народное образование. Педагогика» (всего по данному разделу в базе данных Российского индекса цитирования — РИНЦ зарегистрировано 11 тысяч российских ученых в области педагогических наук) по состоянию на 6.05.2013

Для улучшения этой статьи желательно?:
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

  • Проверить достоверность указанной в статье информации.

  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.

  • Викифицировать статью.

  1. Википедия Педагогика адрес
  2. Викисловарь — адрес
  3. Викицитатник — адрес
  4. Викиучебник — адрес
  5. Викитека — адрес
  6. Викиновости — адрес
  7. Викиверситет — адрес
  8. Викигид — адрес

Выделить Педагогика и найти в:

  1. Вокруг света адрес
  2. Академик адрес
  3. Астронет адрес
  4. Элементы адрес
  5. Научная Россия адрес
  6. Кругосвет адрес
  7. Научная Сеть
  8. Традиция — адрес
  9. Циклопедия — адрес
  10. Викизнание — адрес
  1. Bing
  2. Yahoo
  3. Яндекс
  4. Mail.ru
  5. Рамблер
  6. Нигма.РФ
  7. Спутник
  8. Google Scholar
  9. Апорт
  10. Архив Интернета
  11. Научно-популярные фильмы на Яндексе
  12. Документальные фильмы
  1. Список ru-вики
  2. Вики-сайты на русском языке
  3. Список крупных русскоязычных википроектов
  4. Каталог wiki-сайтов
  5. Русскоязычные wiki-проекты
  6. Викизнание:Каталог wiki-сайтов
  7. Научно-популярные сайты в Интернете
  8. Лучшие научные сайты на нашем портале
  9. Лучшие научно-популярные сайты
  10. Каталог научно-познавательных сайтов
  11. НАУКА В РУНЕТЕ: каталог научных и научно-популярных сайтов
  • Страница — краткая статья
  • Страница 1 — энциклопедическая статья
  • Разное — на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
  • Прошу вносить вашу информацию в «Педагогика 1», чтобы сохранить ее

Формирование теоретических основ

Первый этап формирования теоретических основ педагогики связан с деятельностью видных педагогов-теоретиков, таких как Ян Амос Коменский, Фридрих Фрёбель, Иоганн Георг Пешль и других. Их работы стали основой для развития педагогических концепций и методов обучения. На этом этапе были сформулированы основные принципы образования и методики работы с детьми.

Второй этап связан с возникновением педагогической психологии и развитием общей психологической науки. Работы Ивана Павлова, Льва Выготского, Жана Пиаже и других ученых проложили путь к пониманию психологических основ обучения и воспитания. Педагогика начала учитывать индивидуальные особенности детей и разработала методики, основанные на психологических принципах.

Третий этап формирования теоретических основ педагогики связан с развитием социологической науки и вниманием к социальным аспектам образования

Появилось понимание важности контекста, в котором осуществляется процесс обучения, и влияния общественного окружения на развитие ребенка. Педагогика стала изучать социальные и культурные факторы, формирующие образовательные процессы

Педагогика стала изучать социальные и культурные факторы, формирующие образовательные процессы.

Современная педагогика продолжает развиваться, совершенствуя свои теоретические основы и методы. Важными направлениями исследований стали нейропедагогика, инклюзивное образование, технологические инновации и другие. Эти новые теоретические подходы позволяют более глубоко понять процессы обучения и развития, и направить их в нужное русло для достижения максимального эффекта.

Социальные аспекты

Довольно любопытны материалы, посвященные описанию кратко истории возникновения социальной педагогики. Фундаментом этого явления считается традиционное восприятие образования, воспитания как средства ретрансляции культуры прошлого времени, при этом молодежь получает сведения о предыдущих поколениях и усваивает универсальные культурные элементы. Лица, выбравшие для себя сферой занятости социальную педагогику, заинтересованы в систематичном обновлении академического обучения, при этом не нарушая установленных границ стандартной программы.

Социальное совершенствование – это концепция рассмотрения общества как основного условия личностного развития и роста. Образование позволяет усваивать культурные ценности, а значит, ученики могут вписаться в общество. Общественные и биологические факторы взаимно влияют друг на друга и каждого обучающегося, а внешнее влияние среды помогает несколько сгладить силу воздействия наследственности.

Если говорить кратко, история коррекционной педагогики началась с идеи о том, что школа – это воспитательное социальное условие, модель среды и общества, в которой учитель – основной носитель ценностей. Чтобы ознакомиться детальнее с положениями такого подхода, следует обратиться к трудам всемирно известных мыслителей.

Наиболее важной считается французская школа, представленная Бурдье, Капелем, Мажо, Кро. Эти ученые почитают детерминированность общества как аксиому, и именно ею объясняют значимость изменения текущей образовательной системы

В работе нужно ориентироваться на экономические изменения, помнить о структуре занятого трудом общества и соотношении времени, которое человек тратит на себя и работу.

Новейшее время

Если говорить кратко, история новейшей школы и педагогики делится на четыре крупных периода:

  • начало прошлого века;
  • этап между войнами;
  • вторая половина ХХ столетия;
  • рубеж тысячелетий.

Страны Европы стали лидерами и маяками развития для всего мира

В азиатских странах лишь нарастает важность образовательного движения. Каждый этап характеризовался специфическими особенностями развития

В нашей стране одним из особенных стимулов стал увеличивающийся всемирный объем информации, а также навыков и знаний, в которых нуждаются люди, дабы быть успешными в социуме. Вместе с тем более активно изучаются детство, опыт разнообразных заведений в сфере образования, и это создает дополнительную нагрузку. Отличительная особенность образования наших дней – обилие педагогических центров.

Развитие педагогики во многом обусловлено сложной социальной обстановкой и напряженной атмосферой, и это особенно заметно, если обратиться к изданиям, освещающим кратко историю специальной педагогики. Революции, войны локальные и глобальные – все это повлияло на сферу образования. Проблемы педагогики тесно сопряжены с политикой, а школьное реформирование происходит с участием политических образований.

Роль педагога в обществе

Хорошо подготовленный в профессиональном плане педагог не всегда справится с поставленными целями и задачами без собственной внутренней готовности отдавать собственные знания, установить доверительные отношения и проникнуть во внутренний мир ученика.

От того, насколько велика степень душевности педагога, зависит готовность ученика впитывать, узнавать, творить, меняться самому и стараться изменить мир к лучшему. Педагог должен быть новатором, вносить что-то свежее и новое в свои уроки. Мотивировать учеников на продуктивную работу, не давать заскучать им в процессе обучения.

Учитель – это еще и психолог, так как помогает не только со школьными предметами, но и в различных жизненных ситуациях. Также педагог – это человек, который не осуждает и относится ко всем на равных. Он идет в ногу со временем, участвует в воспитании детей, прививании им полезных привычек и в становлении личности.

Профессия педагога останется одной из самых востребованных во все времена. Педагог – это тот, кто остается в сердцах 3-4 поколений. Только представители этой профессии в год получают около 300 великолепных букетов, а может даже и больше.

Педагог – это тот, кто встречает на пороге школы и провожает из нее в долгий жизненный путь.

В этом видео вы ознакомитесь с лекцией о становлении педагогики как науки:

Функции педагогической профессии

Профессиональные функции профессии педагога:

  1. Воспитательная. Основная, непрерывная, постоянная как процесс деятельность, охватывает людей разных возрастных групп. Посредством воспитания происходит формирование, становление и развитие всесторонне развитой гармоничной личности, способной адаптироваться в социуме.

  2. Обучающая. Обучение, как развитие у учеников интеллектуальных и познавательных способностей, формирование нравственного и правового сознания, эстетического восприятия мира, экологической культуры, патриотизма, трудолюбия, духовного мира. Знания в разных предметных областях, развитие навыков и умений использовать полученные знания.
  3. Коммуникативная. Общение на основе открытых доверительных отношений, способное воздействовать на воспитанников, обмениваться опытом с коллегами, взаимодействовать с родителями учеников, полностью координировать учебно-воспитательный процесс.
  4. Организаторская. Правильная организация урока, мероприятия, участия учеников в соответствии с их способностями и желаниями обеспечивает хороший результат в обучении и воспитании.
  5. Коррекционная. Отслеживание, мониторинг и оценка промежуточных результатов позволяет вовремя скорректировать процесс обучения и воспитания.

Благодаря этим функциям роль педагога в воспитании во все времена имела большое значение и по значимости занимает второе место после семьи.

Античность: развитие идеи

Если перечислять основные вехи истории развития педагогики кратко, после Сократа нужно отметить Платона и эпоху его активности. Этот философ стал основоположником новой школы, названной в его честь Платоновской академией. Основной идеей обучения было стремление к радости, получаемой от познания.

Далее появилась школа Аристотеля. Перипатетическое образование, реализуемое через нее, было направлено на дарование слушателям представления о культуре человека в целом. Именно Аристотель первым предложил говорить о периодах и возрастах, которым должно подчиняться воспитание слушателя. Он же считал, что воспитательная работа укрепляет государственный строй.

Известно, что Аристотель первым говорил о необходимости государственного контроля над образовательным процессом. Он продвигал идею необходимости получения равного воспитания каждым жителем державы.

Традиционно-педагогические методы

Просмотров: 4778

Традиционными будем называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Наблюдение — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Недостатки наблюдения: оно не вскрывает внутренних сторон педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Изучение опыта — еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых условиях. Поэтому данный метод нередко называют историческим. Изучение продуктов ученического творчества — домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов — о многом скажет опытному исследователю.

Беседы — традиционный метод педагогических исследований. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Разновидность беседы, ее новая модификация — интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности.

Историческая справка[]

Файл:Francis Bacon.jpg

Слово «педагогика» происходит от др.-греч. παιδαγωγική, что означает буквально «детовождение, детоведение».

В Древней Греции педагог — раб (часто — неспособный к физическому труду), наблюдающий за ребёнком (παιδος – подросток, мальчик), отвечающий за посещение им школы. Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

Великие педагоги прошлого и современности

К основоположникам педагогики, внесшим большой вклад в становление и развитие педагогической профессии как науки, относятся:

  1. Ян Амос Коменский (1592-1670). Большой личный вклад чешского педагога, писателя и общественного деятеля трудно переоценить. Будучи епископом Чешскобратской церкви, пропагандировал гуманистическую теорию образования и воспитания. Продвигал следующие идеи и принципы: обучение должно стать всеобщим; дисциплина – основа обучения; введение понятия «учебный год»; дидактика в обучении и воспитании; введение классно-урочной системы.
  2. Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827). Швейцарский педагог-гуманист, который впервые предложил методы всестороннего развития личности. Продвигал следующие идеи и принципы: природосообразное обучение и воспитание; гармоничное развитие всех способностей личностей ученика: интеллектуальных, нравственных, физических.
  3. Януш Корчак — Эрш Хенрик Гольдшмит (1878-1942). Польский педагог, писатель, врач и общественный деятель — основоположник объективного подхода в обучении и воспитании. Продвигал следующие идеи и принципы: обучение основано на любви и уважении к ребенку; объективность требований к детям; принятие прав и возможностей, как учителей, так и родителей; принцип «разности» и «непохожести» детей; общение с детьми должно происходить на уровне возможностей их понимания (с учетом возрастных особенностей).
  4. Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870). Российский педагог, основоположник научной педагогики в России. Продвигал следующие идеи и принципы: воспитание командности, товарищеского духа, коллективизма; оптимизацию обмена опытом между педагогами (совещания, семинары, конференции); разрешение на проведение каникул и встречу праздников дома, у родителей; демократизацию народного образования и воспитания.
  5. Антон Семёнович Макаренко (1888-1939). Советский педагог, писатель. Пропагандировал трудовую деятельность как эффективное средство воспитания. Продвигал следующие идеи и принципы: воспитание детей в полной семье, крепком коллективе, в атмосфере взаимного уважения и любви; трудовая деятельность, соблюдение режима; пример образа жизни родителей для детей; родитель – главный участник воспитания.

  6. Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970). Советский педагог, впервые ввел инновации в обучении и воспитании. Педагог-новатор и яркая личность: Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968). Продвигал следующие идеи и принципы: принцип гуманизма; личность ребёнка — высшая ценность; все принципы обучения и воспитания должны быть ориентированы на личность; совместная творческая деятельность педагогов и учеников (сочинение сказок, басен, сценариев).
  7. Шалва Александрович Амонашвили (1931). Советский, грузинский и российский педагог и психолог. Разработал оригинальную концепцию гуманной педагогики. Полное отрицание авторитарности и императивности (повелительной, приказной педагогики). Продвигал следующие идеи и принципы: оптимизм как главная составляющая успеха в обучении; уважение личности ребёнка; гуманизм в подходах в обучении и воспитании; обязательные личностные качества учителя: доброта, откровенность, искренность, преданность делу.

Великих педагогов, которые внесли неоценимый вклад в становление и развитие педагогической профессии, значительно больше. Каждый предложил свои методы и принципы результативного обучения и воспитания при условии абсолютного доверия между учителем и учеником.

Прогресс ситуации

Как рассказывают издания, посвященные изложению кратко истории педагогики и образования, после отхода от родового строя воспитание стало социальной функцией, получившей полную самостоятельность. В те времена уже сформировалась нужда в обобщении скопленного цивилизацией опыта в аспектах воспитания подрастающего поколения. Как известно современному человеку, еще Фалес в древности говорил о воспитательных аспектах. Довольно любопытны, и более того, применимы на практике и в настоящий день измышления, авторство которых, как считается, принадлежит Эпикуру, Сократу.

Не менее значимы размышления и труды Платона, Гераклита. Свою роль в становлении воспитания как науки сыграли Аристотель, Демокрит. Период развития древнегреческого общества – время, когда впервые появился термин «педагогика». Со временем именно он сохранился в истории как основное слово, отражающее воспитательную науку. В те же времена сформировались иные термины: гимназия, школа.

Если говорить кратко, история развития педагогики начинается с Сократа. Именно этот древнегреческий деятель почитается за родоначальника науки. До наших дней дошла информация о том, что он учил диалогу, полемике, ставил перед собой целью сформировать у аудитории способность мыслить, подчиняясь логике. Известно, что во время занятий философ провоцировал слушателей думать над спорным объектом так, чтобы они сами поняли абсурдность изначальной формулировки. Он лишь направлял аудиторию, дабы она сама достигала правильного исхода рассуждений. Этот метод даже назвали по имени древнегреческого мыслителя, он и сегодня известен как «сократовский». Подход базируется на вопросах и ответах, через которые реализуется обучение мыслить, подчиняясь логике.

Возникновение педагогики как науки

Педагогика, как наука, начала формироваться на протяжении веков, переживая ряд ключевых моментов и этапов развития. Она зародилась из практической потребности человечества в образовании и воспитании новых поколений.

Первые упоминания о педагогике можно найти в древнем мире, в культурах Древнего Египта, Китая, Индии и Греции. В этих культурах уже тогда заботились о воспитании молодых людей и изучали методы обучения.

В Древней Греции педагогика начинает развиваться как наука и искусство обучения и воспитания. Значительное влияние на развитие педагогических идей оказал античный философ Сократ, который считал, что задачей педагогики является ведение диалога и постановка вопросов, чтобы стимулировать мышление учеников и помочь им открыть свои знания.

Затем, в Средние века, педагогика начинает отступать на второй план из-за религиозного преобладания в образовании. Однако в Ренессансе педагогика снова становится актуальной и получает новые развитие. Итальянский гуманист Витторио Корнакчио призывал к систематическому обучению и использованию новых методов преподавания.

Значительный вклад в развитие педагогики внесли выдающиеся педагоги XVII-XVIII веков, такие как Коменский, Локк, Руссо. Они развивали идеи воспитания и обучения всех детей, несмотря на их социальное происхождение.

В XIX веке педагогика приобретает статус самостоятельной науки и проходит через ряд революций в области образования. Появляются первые педагогические учебники, колледжи и университетские кафедры. Считается, что Гербарт, немецкий педагог и философ, сформулировал первую систему педагогических идей, которые впоследствии повлияли на развитие педагогики как науки.

В XX веке педагогика стала все более систематизированной и разветвленной. Возникли различные педагогические школы и направления, такие как монтессори-педагогика, деятельностный подход и конструктивизм. Педагогика стала фундаментальной наукой, изучающей процесс обучения и воспитания, а также методы и принципы, на которых они основаны.

Сегодня педагогика является междисциплинарной наукой, включающей в себя знания из психологии, социологии, философии и других областей. Она продолжает развиваться и адаптироваться к современным условиям образования, постоянно исследуя и внедряя новые методы и технологии обучения.

Определение педагогики

Просмотров: 14505

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый. Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни» воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое восприятие педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И лишь в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Педагогика — это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. Поэтому в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины — «андрогогика» (от греч. «андрос» — мужчина и «аго» — вести) и «антропогогика» (от греч. «антропос» — человек и «аго» — вести).

Средние века

Средние века, также известные как период средневековья, охватывали примерно период с V по XV век. В этот период педагогика была тесно связана с религиозными учениями и церковью. Основным центром образования были монастыри и церковные школы.

Характеристики педагогики в средние века:

1. Религиозная ориентация: В средние века образование было тесно связано с христианской религией. Церковь играла важную роль в образовательном процессе и контролировала содержание учебных программ.

2. Теологическое образование: Основной акцент в образовании делался на изучении теологии, то есть религиозной философии и доктрин. Целью образования было формирование верующих и служителей церкви.

3. Учебные заведения: Монастыри и церковные школы были основными учебными заведениями в средние века. Образование было доступно только ограниченному числу людей, преимущественно монахам, священникам и аристократии.

4

Учебные предметы: В учебных программах средневековых школ основное внимание уделялось религиозным дисциплинам, таким как теология, богословие и монашеская практика. Однако также изучались и другие предметы, такие как грамматика, риторика, астрономия и музыка

5. Методы обучения: Обучение в средние века было основано на запоминании и повторении информации. Ученики читали и переписывали тексты, а затем их запоминали. Учитель играл роль авторитета и передавал знания устно.

6. Роль женщин: В средние века женщины имели ограниченные возможности получения образования. Они обычно получали домашнее образование и изучали некоторые навыки, связанные с домашним хозяйством и религиозной практикой.

В целом, педагогика в средние века была ориентирована на формирование верующих и служителей церкви

Образование было доступно только ограниченному числу людей, и основное внимание уделялось религиозным дисциплинам

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: