Принципы и критерии отбора содержания общего образования кратко педагогика

I. дидактика и информатика

Принципы и критерии отбора содержания общего среднего образования

В педагогической теории получили признание принципы
формирования содержания общего образования, разработанные В.В. Краевским.

Прежде всего, это принцип соответствия содержания
образования во всех его элементах и на всех уровнях построения требованиям
развития общества, науки, культуры и личности. Она требует включения в
содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и
навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития общества,
научных знаний, культурной жизни и возможностей для развития личности.

Принцип единства содержательной и процессуальной сторон
обучения при отборе содержания общего образования отвергает его одностороннюю,
предметную направленность. Он предполагает учет педагогической реальности,
связанной с реализацией конкретного учебного процесса, вне которого содержание
образования не может существовать. Это означает, что при разработке содержания
общего образования необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и присвоения,
уровни последнего и связанные с ним действия.

Принцип структурного единства содержания образования на
разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких компонентов,
как теоретическое изложение, предмет преподавания, учебные материалы,
педагогическая деятельность, личность учащегося.

В последние годы, в связи с переходом от
знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному образованию, наблюдается
тенденция к развитию таких принципов, как гуманизация и фундаментализация содержания
общего образования.

Принцип гуманизации содержания общего образования связан,
прежде всего, с созданием условий для активного творческого и практического
освоения школьниками общечеловеческой культуры. Этот принцип имеет множество
аспектов, связанных как с мировоззренческой подготовкой школьников, так и с
формированием, исходя из современной ситуации развития общества, наиболее
приоритетных компонентов гуманитарной культуры личности: культуры
самоопределяющейся жизни; экономической и трудовой культуры; политической и
правовой культуры; интеллектуальной, нравственной, экологической,
художественной и физической культуры; культуры общения и семейных отношений.

Фундаментализация содержания общего образования — это
принцип, позволяющий преодолеть дегуманизацию общего образования. Она требует
интеграции гуманитарных и научных знаний, установления преемственности и
междисциплинарных связей. Преподавание в этом контексте предстает не только как
способ приобретения знаний и формирования умений и навыков, но и как средство
вооружения учащихся методами приобретения новых знаний, самостоятельного
приобретения умений и навыков.

Фундаментализация содержания общего образования
обуславливает его интенсификацию и, соответственно, гуманизацию процесса
обучения, поскольку учащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и
получают возможность для творческого саморазвития.

Все компоненты содержания общего образования и базовой
культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозможны, творческая
деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений,
образованность предполагает знания о действительности, которые устанавливают
определенное отношение, вызывающее определенные эмоции, обеспечивают
поведенческие навыки и умения.

Научное мировоззрение личности, являющееся следствием
освоения содержания образования, характеризует высокий уровень ее развития.
Однако само по себе усвоение мировоззренческих знаний не гарантирует прочность
мировоззрения человека. Необходимо также иметь глубокую внутреннюю убежденность
в истинности того или иного знания. Суть веры заключается не только в знании,
но и во внутренней потребности действовать определенным образом, а не иначе.

Принципы и критерии отбора содержания образования.

Существует большое количество принципов и критериев отбора содержания образования. Рассматривать их подробно мы не будем, а остановимся лишь на некоторых.

1. Принцип соответствия социальному заказу. Согласно этому принципу в содержание образования должны входить не только современные знания, умения и навыки. Должны учитываться и возможности выбранного индивидом содержания образования. Благодаря этому человек достигает всестороннего развития и роста личности.

2. Принцип обеспечения научной и практической значимости учебного материала. В соответствии с этим принципом знания, включаемые в содержание обучения, должны совпадать с новейшими достижениям той или иной науки. Более того, важна и практическая значимость получаемых знаний. Другими словами, теория и практика должны быть едины.

3. Принцип учета реальных возможностей того или иного процесса обучения. Иными словами, при выборе содержания обучения важны его методы, средства, формы, технологии. Имеют также значение и уровни усвоения, определяющие тот или иной процесс обучения в школе.

4. Принцип обеспечения единства содержания образования с позиций всех учебных предметов. В соответствии с этим принципом составляющие содержания образования должны быть тесно взаимосвязаны, уравновешены и пропорциональны. Учебный материал не должен дублироваться в других предметах.

5. Принцип гуманизации. Согласно этому принципу содержание образования направляется на воспитание в человеке гуманитарной культуры, культуры знаний, творческой деятельности, свободного выбора профессии в соответствии с творческими возможностями и способностями.

При выборе содержания образования нужно руководствоваться не только принципами, но и специальными критериями. Рассмотрим некоторые из них, предложенные отечественным дидактом Ю. К. Бабанским, более подробно.

1. Критерий целостного отражения задач формирования всесторонне развитой личности дает возможность проверить, были ли применены в учебной программе по предмету все необходимые теории, законы, понятия, методы, которые дают возможность целостного представления той или иной науки. Этот критерий позволяет определить, применялись ли на практике базовые виды деятельности, обеспечивающие развитие и воспитание личности и совершенствование ее познавательных интересов.

2. Критерий научной и практической значимости содержания образования, согласно которому в любой учебной программе должны применяться только самые универсальные и информативные элементы знания, необходимые для раскрытия смысла основных теорий, законов науки и ее методов.

3. Критерий соответствия сложности содержания реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста дает возможность проверить знания учащихся с помощью контрольных срезов, анализа результатов вступительных экзаменов. При этом у учеников не должно быть повышенной утомляемости во время полного усвоения ими учебного материала за определенное время.

4. Критерий соответствия объема содержания времени изучения данного предмета используется во время лабораторного эксперимента. Проводятся контрольные срезы на качество усвоения учебного материала. Причем их время и объем строго ограничены.

5. Критерий соответствия содержания образования имеющейся учебно–методической и материальной базе современной школы. К примеру, чтобы ввести в учебный процесс новые лабораторные работы, необходимо прежде позаботиться о наличии необходимого оборудования.

История содержания образования[править]

В современной педагогике существует ряд вопросов:

  • Каким должно быть содержание образования?
  • Чему надо учить школьников?
  • Что развивать и воспитывать?

История школы и педагогики показывает, что при решении этих вопросов допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения, воспитания и развития. Так, большинство современных школ направляет свои усилия на то, чтобы предоставить учащимся для одновременного изучения как можно больше предметов, а это увеличивает объем информации, вызывает перегрузку учащихся и не способствует их общему развитию. Многие школы нового типа, ориентируясь на тот или иной вуз, вводят содержание образования пропедевтического характера, отражающее специфику вуза, но в то же время не отвечающее интересам части учащихся. Часто за счет углубления изучения различных предметов предполагается подготовить «исследователя-энциклопедиста», «широкообразованного естественника», «гуманитария-краеведа». Поэтому содержание образования то отстает от современного состояния науки, то оказывается перегруженным, то искажает характер формирования школьника.

Все это требует обстоятельной разработки научно-педагогических основ содержания образования. В истории педагогики наиболее известны теории формального и материального образования.

Сторонники теории формального образования (XVII—XX вв. — Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) считали, что источником знаний является разум, поэтому лучшим средством развития мышления учащихся является изучение языков, особенно древних — латинского и греческого, а также математики. Отсюда так называемое «классическое» образование.

Сторонники теории материального образования (XVIII—XX вв. — Спенсер, Гексли и др.) считали, что источником знаний является опыт, поэтому необходима подготовка людей, обладающих основательной естественнонаучной и практической подготовкой. Критерием отбора содержания образования служит степень его утилитарной пригодности для жизни и практической деятельности учащихся в будущем. Отсюда так называемое «реальное» образование.

В связи с этим существовали и существуют классические и реальные гимназии, лицеи, школы и училища. Это говорит о том, что принципы этих теорий до сих пор находят свое применение. И в то же время эти теории постоянно подвергаются критике за свою односторонность (К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов, Ю. К. Бабанский, И. Ф. Харламов). Односторонность названных подходов заключается в том, что ими абсолютизируются отдельные аспекты образования. Нельзя отрывать мышление от знаний, но в то же время знания не должны быть доминирующей целью школы: целью является сам ребенок, а знания должны стать средством его развития. Школа должна не только обогащать знаниями, но и развивать индивидуальные способности детей.

Широкое распространение в зарубежной педагогике, особенно американской, получили прагматические (pragma — действие, практика) идеи по вопросам содержания образования (Джон Дьюи, У. Килпатрик): необходимо положить в основу школьного образования развитие практического опыта детей, вооружить их прикладными умениями и навыками в различных видах деятельности. Эта концепция не получила поддержки, так как несмотря на явную ее привлекательность для развития самостоятельности детей, она не способствует должному уровню научного образования.

Теории формирования содержания образования

Основные теории формирования содержания образования
сформировались в конце 18 — начале 19 веков. Их называют материальной и
формальной теориями формирования содержания образования.

Первый из них также называют теорией дидактического
материализма или энциклопедизмом. Его сторонники считали, что главная цель
образования — дать учащимся как можно больше знаний из различных областей
науки. Это убеждение разделял и Я.А. Коменский, посвятивший многие годы своей
жизни написанию учебника, в который он намеревался включить все знания,
необходимые студентам.

Сторонниками материальной теории содержания образования были
многие известные педагоги XIX века. Эта концепция и сегодня имеет своих
сторонников, о чем свидетельствует анализ содержания некоторых программ и
учебников, которые настолько перегружены информацией, что студенты просто не в
состоянии ее усвоить.

Формальная теория, или дидактический формализм,
рассматривала обучение только как средство развития навыков и познавательных
интересов учащихся. Поэтому главным критерием при выборе предметов должна быть
развивающая ценность материала, которая наиболее представлена в математике и
классических языках. Теоретической основой дидактического формализма стало
определение о переносе знаний и навыков, приобретенных в одной сфере
деятельности, в другую.

Сторонники дидактического формализма существовали уже в
древности. Среди них был Гераклит, который считал, что «большие знания не
учат уму». Аналогичной позиции придерживался Цицерон. В наше время
Песталоцци разработал теорию дидактического формализма, которая основывалась на
философии И. Канта, а также на неогуманизме. По его мнению, главной целью
образования должна быть «правильность мышления учеников, или формальное
образование». В Германии аналогичные взгляды отстаивал А. Дистервег в
своем «Справочнике для немецкого языка» (1850).

Заслуга представителей формальной теории отбора содержания
образования в том, что они обратили внимание на необходимость развития
способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти,
представлений, мышления и так далее. Слабость этой теории заключалась в том,
что учебные планы отражали в основном инструментальные предметы (языки,
математика)

Как распознавание фактов (предметов, явлений, событий и процессов)
влияет на формирование мышления, так и развитие мышления определяет способность
ученика овладеть фактическими знаниями. Эта диалектическая взаимосвязь не была
четко осознана ни энциклопедистами, определявшими обучение в терминах его
содержания, ни формалистами, переоценивавшими значение
субъективно-процессуальной стороны обучения.

Обе теории были подвергнуты глубокой научной критике К.Д.
Ушинским. Он писал, что «формальное развитие интеллекта … Является
незначительным признаком того, что интеллект развивается только в
действительном реальном знании» .

По его мнению, школа должна обогащать человека знаниями и в
то же время приучать его пользоваться этим богатством. Как утверждает
К.Д.Ушинский, в русской педагогике утвердилась идея обеспечения единства
материального и формального подходов к отбору содержания образования.

Критерии и принципы отбора содержания образования

Следуя перечисленным выше принципам, можно сформулировать следующие критерии отбора:

Целостность отображения основных частей социального опыта, перспектив развития общества, стремление к многостороннему развитию личности ученика

Этот критерий обусловливает необходимость включения в содержание образования знаний о природе, обществе, культуре, человеке, технике, а также возможности усвоить навыки работы по образцу, изучить творческую деятельность народа, заложить основы формирования ценностного отношения, имеющего важное значение для перехода знания в убеждение.
Выделение главного, наиболее существенного во всем многообразии учебного материала, маркировка особенно значимых частей изучаемого, в основном наиболее нужных и универсальных познавательных компонентов.
Соответствие возрастным и психологическим особенностям учеников.
Соотнесенность со временем, которое выделяется на изучение конкретного предмета.
Необходимость учета как отечественного, так и иностранного опыта в построении учебной программы.
Соответствие содержания уровню обеспеченности школы материальными и учебно-методическими средствами с учетом перспективы развития в этом направлении.. Итогом процесса отбора является документ, определяющий содержание учебного материала по предметам

Все указанные принципы имеют достаточно общий характер, и их реализация зачастую обрастает множеством вопросов. Так, особенности возраста учеников весьма сложно учесть, не разрушив систему науки, деятельности или сферы, которая лежит в основе школьного предмета. Также сложность могут представлять формирование межпредметных, системных знаний о мире, преподавание методов практического преображения действительности вокруг себя, выявление и оценка значимых способностей отдельных учеников, определение исключительной значимости способов, тем, подходов или разделов науки. Для того чтобы решить данные вопросы, необходимо получить оценки экспертов, проанализировать исторический опыт, по возможности проверить отдельные положения экспериментальным путем

Итогом процесса отбора является документ, определяющий содержание учебного материала по предметам. Все указанные принципы имеют достаточно общий характер, и их реализация зачастую обрастает множеством вопросов. Так, особенности возраста учеников весьма сложно учесть, не разрушив систему науки, деятельности или сферы, которая лежит в основе школьного предмета. Также сложность могут представлять формирование межпредметных, системных знаний о мире, преподавание методов практического преображения действительности вокруг себя, выявление и оценка значимых способностей отдельных учеников, определение исключительной значимости способов, тем, подходов или разделов науки. Для того чтобы решить данные вопросы, необходимо получить оценки экспертов, проанализировать исторический опыт, по возможности проверить отдельные положения экспериментальным путем.

Как установить степень проблемности учебного материала

Используя краткий конспект учебного материала и его структурно-логическую схему, мы можем установить систему теоретических понятий в предметном материале. Далее нам нужно определить, какие понятия будут сформированы с помощью проблемного обучения, а какие нужно предоставить ученикам для самостоятельного изучения

Также важно указать, как будет вестись работа: с помощью учебной литературы, опорных конспектов, частично-поисковых или исследовательских методов и т.д. Закрепление проблемных ситуаций и вопросов осуществляется путем их объяснения, повторения, формирования конкретных навыков и умений

Важно заранее выделить средства усиления занимательной стороны материала, подчеркивания его новизны. Ими могут быть курьезные случаи, неожиданные способы применения, любопытные биографические факты и т.д., а также другие мотивационные средства, которые педагог выбирает в соответствии со спецификой предметного содержания каждого урока

Содержание учебного материала – это исходная информация, на основе которой разрабатывается методика обучения.

Его основу составляют предметные знания, которые собираются в систему технологических, технических и иных понятий. Преподавая материал, нужно отбирать только самое необходимое и отмерять объем в соответствии с познавательными возможностями учеников.

Похожие термины:

  • педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специ

  • обусловленная целями и потребностями общества система знаний, умений и навыков, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств, которая должна быть сформирована в процессе обучения с

  • (hidden curriculum) — важный компонент содержания, которое отражается в образовательном результате. Явление получило название благодаря Филу Джексону, который в своей книге «Жизнь в классе» высказал гип

  • педагогически интерпретированный и научно обоснованный опыт передачи от одного поколения другому специально отобранных знаний, способов деятельности, необходимых для усвоения конкретного пред

  • система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение к-рыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, фо

  • нормативное выражение государственного и социального заказа к системе образования как фактору экономического и социального прогресса общества.

  • педагогически интерпретированный и научно обоснованный опыт передачи от одного поколения другому специально отобранных знаний, способов деятельности, получаемое до знакомства с изучаемым пред

  • педагогически интерпретированный и научно обоснованный опыт передачи от одного поколения другому специально отобранных знаний, способов деятельности, необходимых для всего класса учебных пред

  • педагогически интерпретированный и научно обоснованный опыт передачи от одного поколения другому специально отобранных знаний, способов Деятельности, необходимое для усвоения группы близких у

  • Традиционно под содержанием образования понимается первоначально отчужденный от учеников т.н. опыт человечества, который передается им для усвоения. Главной социальной функцией образования счи

  • система последовательных результатов (итогов) целенаправленно организованного обучения личности: 1. — ученический (деятельность по узнаванию); 2. — алгоритмический (деятельность по узнаванию); 3. — эв

  • система знаний, умений и навыков, обеспечивающих подготовку к профессиональной деятельности. Включает: 1) сумму понятий, положений, алгоритмов и современных теорий, объясняющих явления, которые пр

  • сумма знаний, умений и навыков, в основном соответствующая современному состоянию научного знания, педагогически переработанная в общие основы наук, общественные отношения, производство.

  • социально-педагогические требования, предъявляемые к содержанию образования и имеющие целью обеспечение самоопределения личности, условий для ее самореализации; развитие гражданского общества

Факторы, определяющие дизайн образовательного контента

Одним из ведущих факторов, определяющих содержание
образования, является его цель, в которой находят концентрированное выражение
интересы как общества, так и личности.

Целью современного образования является развитие тех качеств
личности, которые необходимы ему и обществу для вовлечения в социально ценную
деятельность. Эта образовательная цель утверждает отношение к знаниям, навыкам
и умениям как к средству достижения полного, гармоничного развития
эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности.
Знания и навыки необходимы для применения в жизни приобретенной культуры.
Поэтому изучение основ наук и искусств в учебных заведениях — не самоцель, а
средство овладения методами поиска и проверки истины, познания и развития
прекрасного.

Человек — это динамическая система, которая становится
личностью и проявляет себя в этом качестве в процессе взаимодействия с
окружающей средой. Таким образом, с точки зрения структурирования
образовательного контента, полнота картины может быть достигнута только в том
случае, если личность представлена в ее динамике.

Динамика личности как процесс ее формирования — это
временное изменение характеристик и качеств субъекта, которое представляет
собой онтогенетическое развитие индивида. Она осуществляется в процессе
деятельности. Другими словами, активность — это один из продуктов развития
самого субъекта. Речь идет об обучении как ведущем виде деятельности, который
создает необходимые условия для успешного развития личности и сочетается с
другими видами деятельности (трудовой, игровой, социальной). Исходя из этого,
активность личности также является определяющим фактором содержания
образования. Более того, по мнению В.С. Леднева, его можно определить как
содержание специально организованной деятельности учащихся, основой которой
является опыт личности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: