Направления социальной динамики
В статье «Строение общества» мы говорили о том, что общество — это динамичная система. Сейчас кратко вспомним некоторые важные мысли:
- Общество является системой, поскольку состоит из взаимосвязанных элементов, которые выступают как единое целое при взаимодействии с окружающей средой.
- Эта система постоянно изменяется, поэтому мы и называем ее динамичной.
Теперь рассмотрим подробнее термин «социальная динамика».
Социальная динамика — это совокупность определенных процессов функционирования, движения и развития общества и его социальных структур.
Иначе говоря, это смена состояний общества. Как у человека меняется настроение и состояние в течение дня, так общество меняется посредством социальной динамики.
Практика
В чем разница между обществом и социумом?Чтобы лучше понимать любые термины и разбираться в сущности многих понятий обществознания, важно помнить, что слова «общество» и «социум» являются равнозначными (синонимами). Поэтому разницы между ними никакой нет.
Таким образом, социальная динамика простыми словами — это изменения в обществе.
Если общество является динамичной системой, то оно должно двигаться в разных направлениях, развиваться. Именно так и происходит! Разберем направления развития общества.
↑ Индустриальное (промышленное, техногенное) общество
Индустриальное общество — Особенности индустриального общества:
- Решающую роль в развитии общества играет научно-техническая революция.
- Быстрый рост уровня развития технологий.
- Замена мануфактур, основанных на простейшем машинном ручном труде, механизированными заводами и фабриками.
- Появление новых источников энергии (паровые двигатели, электричество, двигатель внутреннего сгорания.
- Урбанизация (рост городов, повышение роли крупных город в жизни общества), концентрация производства и населения.
- Массовое производство товаров и услуг над всеми остальными формами организации производства.
- Коммерциализация производства (ориентация на получение выгоды).
- Развитие государственной и промышленной бюрократии.
- Становление политической системы и оформление избирательных прав.
- Система ценностей, ориентированных на эффективность и рациональность.
- Секуляризация.
Критерии прогресса
Теперь нужно разобраться, по каким критериям (признакам) можно судить, что общество движется вперед и прогрессирует
На что обратить внимание? . Выделяют общие и гуманистические критерии прогресса
Разница между ними состоит в том, что общие критерии прогресса скорее оценивают общество в целом, а гуманистические критерии придают большее значение человеку, его жизни, правам и свободам, здоровью, уровню развития и т.п. Рассмотрим обе категории
Выделяют общие и гуманистические критерии прогресса. Разница между ними состоит в том, что общие критерии прогресса скорее оценивают общество в целом, а гуманистические критерии придают большее значение человеку, его жизни, правам и свободам, здоровью, уровню развития и т.п. Рассмотрим обе категории.
Считается, что главным (универсальным, который можно применить ко всему) критерием общественного прогресса является возвышение гуманизма, то есть уважения к человеку, его жизни и интересам. Чем выше ценность человека, его значение в социальной структуре, тем прогрессивнее общество.
Теперь мы знаем, на какие показатели необходимо обращать внимание. Если есть соответствие перечисленным критериям, мы можем сделать вывод, что наше общество развивается, прогрессирует
На экзамене важно уметь различать прогресс и регресс. Если знать критерии прогресса, то будет совсем нетрудно это сделать
Эта информация может пригодиться, например, для задания 4 на ОГЭ и ЕГЭ.В задании 4 на ЕГЭ может встретиться такая формулировка:Владимир прочитал в учебнике по обществознанию о неоднозначности критериев общественного прогресса. Какие явления и факты могут свидетельствовать об общественном прогрессе?1) движение от высшего к низшему2) экономический рост3) возврат к устаревшим технологиям4) снижение продолжительности жизни населения5) развитие человеческого разума6) рост просвещенности обществаРешение.Прогресс свидетельствует о развитии общества, а регресс предполагает его деградацию
По условию задания нам необходимо обратить внимание на проявления общественного прогресса, ими являются: экономический рост, развитие человеческого разума и рост просвещенности общества. Ответ: 256
Информационная революция
Отдельно среди всех революций следует выделить информационные. Информационная революция – это кардинальные информационные преобразования в обществе. Мировая история знает 5 информационных революций.
Первая была связана с появлением письменности, вторая с изобретением книгопечатания. Серьезные достижения обществу принесла третья информационная революция: были изобретены телефон, радио, электричество. Преобразование информации в цифровую форму, создание компьютеров, мобильных сетей и интернета стало возможным благодаря четвертой и пятой информационным революциям.
Типы общества
Американский социолог Даниэл Бел создал теорию разделения общества, альтернативную марксистской общественно-экономической формации, предложив, дифференцировать всемирную историю на три ступени-стадии:
- доиндустриальную (традиционную);
- индустриальную;
- постиндустриальную.
Традиционная стадия
Традиционное общество, называемое доиндустриальным – характеризуется отсутствием промышленного производства (индустрии). Определяющей деятельностью в нём была сельскохозяйственная (аграрная). Основным механизмом социального прогресса являлась непосредственная передача опыта и накопленных знаний от старшего поколения младшему и беспрекословное следование традициям.
Такой общественный тип базировался на:
- монархической системе власти;
- натуральном хозяйстве;
- религиозном мировоззрении большинства его членов.
Его характерными признаками были:
- преобладание ручного труда;
- использование примитивных технологий производства;
- низкие темпы экономического развития;
- ориентированность на опыт прошлых поколений и боязнь преобразований;
- сословное расслоение;
- низкая социальная переменчивость;
- преобладание коллективных ценностей;
- определяющее влияние религиозных догматов на общественную жизнь;
- патриархальный семейный уклад;
- удовлетворение бытовых нужд.
Индустриальная стадия
Индустриальное общество — характеризуется уровнем технического развития. Это общество, в котором большая его часть занята в промышленном производстве, уровень которого имеет высокое относительно своего времени развитие.
Его характеризует:
- автоматизация производственных процессов;
- серийное и конвейерное машинное производство;
- становление научной деятельности общедоступной и основополагающей;
- возникновение массовых культурных явлений (массовой культуры);
- классовое расслоение;
- формирование гражданского общества;
- наделение граждан определёнными правами и свободами.
Признаками такого общественного строя являются:
- машинное производство, как ведущая производительная форма;
- фабричная организация рабочего процесса;
- экономический подход к структуризации общества;
- экономический рост и стремление к нему, как основная движущая сила всего общества;
- стремление к реализации социальных потребностей (финансы, карьерный рост, уровень жизни);
- ориентация на максимальную адаптацию к настоящему времени;
- эмпирическое (опытное) исследование и мнение большинства (массовость) являются основной формой принятия решений.
Постиндустриальная стадия,
Постиндустриальное общество, называемое ещё информационным – современный вид общественного строя, базирующийся на преобладании информационных (компьютерных) технологий в производстве. Толчком к его образованию послужило стремительное развитие вычислительной и информационной техники.
Его характерами чертами являются:
- эволюция и продвижение сферы услуг;
- информация (знания) становятся товарной единицей наряду с продуктами потребления;
- стремительный прогресс информационных технологий;
- профессиональное разделение общества;
- всеохватывающее распространение компьютерных технологий;
- глобализация экономики;
- реализация научно-технической революции;
- преобладание партнёрских отношений в семье.
Признаки постиндустриального типа:
- приоритет сферы услуг над производственной сферой;
- в основе социального расслоения лежит уровень образования и обладание знаниями;
- основное условие общественного развития — теоретические знания и переработка накопленной информации;
- ориентация на перспективное развитие всех уровней общества, и как следствие условием для принятия решений является моделирование будущих ситуаций и их анализ (аналитические методы);
- социальное взаимодействие протекает на межличностном уровне общения, вытесняя общение человека с природой или его коммуникации с механизмами;
- на смену ручному или машинному труду приходит приоритет умственного, он же является ведущей технологией.
Итак, всемирная история включает в себя три крупных периода общественного становления: традиционный, индустриальный и постиндустриальный. При смене одной стадии на другую изменяется практически весь общественный уклад:
- возникают новые технологии, и способы производства;
- изменяются формы собственности;
- реформируются и возникают новые социальные институты;
- сменяется политический режим;
- меняются культурные ориентиры;
- преображается социальное устройство общества, изменяя образ жизни его членов и их численность.
↑ Типы обществ
В науке сложилось несколько подходов к типологии обществ.
Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях.
Если в качестве критерия выступает число уровней управления и степень социального расслоения, то общества делятся на простые и сложные. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных, слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.
В середине XIX века К.Маркс предложил свою типологию обществ – формационный подход. В основе формационного подхода лежит разработанная К. Марксом и последователями его учения категория «общественно-экономической формации», под которой понимается «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, характеризующееся определенным уровнем развития производительных сил, совокупностью производственных отношений и возвышающейся над ними надстройкой в виде определенных идей и учреждений».
Согласно данной концепции решающую роль в жизни общества играет экономическая (материальная) сфера, где производятся материальные и иные блага, необходимые для существования общества. Обострение противоречий между производительными силами (ресурсами и средствами, обеспечивающими процесс производства) и производственными отношениями (отношениями между людьми в процессе производства, которые выражаются в форме собственности на средство производства) разрешается в ходе социальной революции, которая приводит к смене способа производства (экономического базиса) и соответствующей ему политико-правовой и идеологической надстройки, то есть приводит к новой общественно-экономической формации.
В соответствии с данной концепцией было выделено пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческая формация, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.
- общение между членами общества,
- производство товаров и услуг,
- распределение,
- защита членов,
- замена выбывающих членов,
- контроль за поведением членов общества.
четыре типа общества: живущие охотой и собирательством, огороднические, аграрные, промышленные
Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее автором считают американского социолога Даниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.
Когда одна стадия приходит на смену другой, из меняются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.
Все народы проходят в своем развитии одни и те же стадии, но разными темпами, поэтому в современном мире сосуществуют общества, находящиеся на разных стадиях.
Показатель
Традиционное общество
Индустриальное общество
Информационное общество
Основной фактор производства
Земля
Капитал
Знания
Особенности производства
Ручной труд
Ручной труд
Автоматизация производства, компьютеризация общества
Основной вид экспорта
Сырье
Продукты производства
Услуги
Социальная структура
Классы, сословия;Низкая социальная мобильность.
Классовое деление, подвижность и открытость социальных структур
Сохранение социальной дифференциации;профессиональнаядифференциацияв зависимостиот уровня знаний,квалификации
Взаимодействие с другими странами
Несущественное
Тесная взаимосвязь
Тесная взаимосвязь
Духовная жизнь
Велика роль обычаев и традиций, преобладает устная передача информации, малое количество образованных людей
Большую ценность имеют прогресс, личный успех
Важное место в жизни общества занимает массовая культура
Важную роль играет наука, образование.Образование непрерывно
Примеры
Страны экваториальной Африки, российская империя
СССР, Китай
Россия, Япония, страны Западной Европы
Прогресс как направление социальной динамики
Когда мы рассматриваем движение вперед, мы говорим о прогрессе.
Прогресс — это направление развития по восходящей линии, положительная динамика, для которой свойственен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, к большей устойчивости и жизнеспособности общества.
Как связана семейка Крудс с прогрессом?Много тысячелетий назад нашу планету населяли древние люди, умеющие лишь использовать палку-копалку и кидаться камнями. Вспомним пример из мультфильма «Семейка Крудс». В нем первобытное семейство находится в поисках нового дома после землетрясения: передвигаться они предпочитают только днем, поскольку именно в этот период есть солнечный свет.Мы же сейчас можем использовать достижения науки и техники для освещения дороги, на улицах стоят фонари, в каждом доме есть электричество, включение фонарика возможно и на мобильных телефонах, что иллюстрирует развитие общества, то есть его прогресс. |
По сравнению с древним периодом современное общество активно развивается: проводятся научные исследования, создаются новые технологии, происходит их внедрение в процесс производства, развивается медицина, увеличивается продолжительность жизни человека, повышается уровень нравственности и т.д.
Социальный прогресс отражается и в нашей культуре. Так, в мультфильме «Финес и Ферб» мальчики постоянно создают гениальные изобретения — реактивный автомобиль, машину времени, телепорт, в процессе создания они используют достижения научно-технического прогресса.
Многовариантность общественного развития
Нам важно понимать, что общество может развиваться по разным сценариям и таких сценариев может быть множество. Есть два основных пути развития общества:
Есть два основных пути развития общества:
- Революционный, когда общество прогрессирует путем революции.
- Эволюционный, когда общество прогрессирует путем реформ.
Революция и эволюция похожи на двойняшек с противоположными характерами. Они сходятся по внешности, так как являются путями развития, но отличаются по поведению, потому что по-разному реализуют эти пути.
Рассмотрим, что такое революция.
Революция — это коренное, радикальное, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряженный с открытым разрывом с предыдущим состоянием.
В ходе революции все претерпевают сильные, глобальные изменения. Революция уничтожает основы социального строя, иными словами, всего внутреннего строения общества, его устоявшегося разделения на социальные слои. Революция обычно начинается «снизу», то есть осуществляется народом (оппозицией, противостоящей власти).
Пример: в ходе Октябрьской революции 1917 года было свергнуто Временное Правительство, власть захватили большевики и провозгласили новый общественный строй — социализм. Так революция коренным образом меняет существующие порядки.
Другой вид преобразований в обществе — это реформы.
Реформа — это преобразование правительством какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
Реформы не затрагивают общественный строй, изменения претерпевают только определенные и обычно проводятся «сверху» — властью.
Пример: введение налога на доход в 13% — это налоговая реформа, которая затрагивает только экономическую сферу общества, не перестраивает все существующие порядки. Так реформы предполагают более мягкий характер изменений.
Также существует еще одна форма общественных изменений — эволюция.
Эволюция — это процесс естественного изменения общества, складывающийся плавно и происходящий в конкретных исторических условиях.
Это постепенный естественный процесс, когда все складывается само собой. Как развивается человек, так развивается и общество.
Пример: раньше в обществе вместо государств были древние племена. Теперь же институт государства достиг своего расцвета. Практически во всех странах мира существует развитый аппарат власти: есть глава государства, специальные органы, для принятия законов и для контроля за их исполнением, армия и т.п.
Таким образом, общество может развиваться в разных направлениях и разными путями. Поэтому ученые выделяют различные типы обществ
Наиболее важной для экзамена является классификация типов общества по уровню развития технологий. Рассмотрим ее подробнее
Реформы как источник общественного преображения
Большую роль в эволюционном развитии играют реформы. Реформа – это ряд изменений в социуме, проводимых по воле государства. Ее принимают в форме законов, различных постановлений, указов. Реформы направлены на усовершенствование экономической, политической, культурной или социальной жизни государства, но не всегда они приводят к общественному прогрессу. Иногда, несмотря на благие намерения, реформы тормозят развитие экономики, останавливают научный, культурный или технический прогресс.
Реформы подразделяют на разные виды по сферам жизни общества. Чтобы было понятней, разберем каждый из видов на примере реформ, проведенных Петром I.
- Экономические реформы — это преобразования в хозяйственной деятельности человека, направленные на повышение производительности труда, увеличение благосостояния народа и государства.
Экономические реформы Петра I:
- Принятие таможенных тарифов – позволило сократить ввоз в Россию иностранной продукции, что способствовало развитию отечественного производителя;
- Подушная подать – введение нового единого налога для пополнения государственной казны. Налоговая реформа Петра I увеличила доходы государства за 10 лет с 3 до 8 миллионов рублей;
- Денежная реформа – заключалась во введении в обращение медных денег, уменьшении веса серебряной монеты. Она привела к негативным последствиям: цены на товары выросли в несколько раз, а ценность российской монеты упала вдвое.
- Политические реформы — перемены в структурах органов государственного управления, политической сферы социума. Политические реформы Петра I:
- Реформа местного управления — разделила страну на отдельные территориальные области – губернии;
- Указ о единонаследии – запрещал отцу делить свою землю между сыновьями, теперь он должен был завещать участок земли целиком одному из наследников. Эта реформа помогла предотвратить измельчение имений, которые было принято делить между множеством сыновей.
- Социальные реформы – переустройство, затрагивающее социальную сферу жизни общества. Социальные реформы Петра I:
- Реформы образования – создание специализированных школ, введение обязательного начального образования для дворян;
- Основание Московского госпиталя;
- Учреждение Академии Наук и художеств.
Таким образом, социальные реформы Петра I внесли вклад в развитие науки, образования, здравоохранения.
Словарь
1. Динамическая система — это система, которая меняется под влиянием внутренних или внешних факторов.
2. Цивилизация – определенный этап, ступень развития социума.
3. Казна — все денежные накопления государства.
Ключевые признаки общества
Существует ряд факторов, которые объединяют разных людей и формируют полноценный социум. От них зависит не только уровень развития, но и направление движения общества и определение его ценностей. К основным признакам относятся:
- Объединение по месту проживания и совместная деятельность или отдых. Человек не может находиться в изоляции от других и при этом полноценно развиваться. Ограничение общения или обмена информацией приводит к деградации личности и появлению состояния депрессии.
- Общественные нормы. Хотя все индивидуальны, но благодаря использованию правил поведения, обучению нормам этикета, формированию общих ценностей развивается нация.
- Возможность выбирать социальные роли. Цикл жизни можно поделить на разные периоды, после прохождения которых появляется жизненный опыт и определённые навыки, благодаря им, личность может определить своё место в мире. В обществе нет ограничений в плане развития индивидуума в разных сферах начиная от творчества и гуманитарных наук и заканчивая физической работой.
- Формирование общественных организаций. Сюда относятся банки, школы, больницы, милиция, университеты и министерства.
Благодаря этому, возможно динамическое и разностороннее развитие общества. Возобновление в нём происходит за счёт рождения и воспитания новых членов общины, формирования в них необходимых для человечества качеств и социальных норм поведения. За счёт создавания необходимых условий жизни происходит численное увеличение нации. А также увеличилась возможность подстраиваться и даже противостоять погодным условиям. Это важный аспект динамики общества, ведь климатические условия серьёзно влияли на процесс эволюции.
Виды отношений
Между группами людей, классами, нациями в процессе общения и совместной деятельности завязываются отношения. Они ограничены правилами и моральными нормами. В зависимости от сферы, где это произошло, учёные выделяют несколько типов:
Политический. Построен на законах государства и включает в себя законы управления обществом. В основе таких отношений — борьба за власть.
Экономический. Считается двигателем динамичного развития социума, существует для удовлетворения потребностей народа
За подобным принципом построен и духовный тип, но здесь акцентируется внимание на вере и моральных характеристиках личности.
Социальный. Наиболее распространённый вид отношений, которые закладываются не только между разными классами, но и между родителями и детьми, разными профессиями и сферами деятельности
Последний аспект отношений имеет место в жизни каждого человека и отвечает за коммуникацию между людьми, за общие интересы и жизненные нормы.
Примерами связи между разными группами людей могут быть традиционные приветствия или обращения к человеку в разных странах. В Японии, кроме имени, при обращении к человеку надо указывать его социальный статус, в Польше обращаются только по имени, добавляя выражение «пан» или «пани». В Белоруси, Украине и России обращаются по имени и отчеству, проявляя таким образом уважение к собеседнику.
Критерии прогресса
Когда общество переходит на новый уровень развития, повышает социальные нормы проживания населения или создаёт комфортабельные условия для своих жителей, то этот процесс называется динамичным прогрессом. Его также определяют за духовным развитием человека, появлением возможности принимать участие в решении важных вопросов, демократичность в руководстве. К другим критериям развития относятся:
- Увеличение социальной защищённости. На уроках обществознания в старших классах детально изучается эта тема с применением презентаций.
- Популяризация норм нравственности и духовности в обществе. Это не означает превращение людей в боголюбов, скорее, гармоничное сочетание социального и духовного.
- Совершенствование отношений за счёт гуманизации и отхода от примитивного материального начала.
А также хорошим примером прогресса является чувство защищённости индивида и возможность свободно высказывать своё мнение, без давления или навязывания общественных норм. Но если говорить кратко, развитие общества не может постоянно идти вперёд, ведь за процессами продвижения идут периоды «отката» на предыдущие позиции, так называемый регресс.