Демократический строй: основные характеристики
Кроме вышеназванных свойств демократии существуют также не менее значимые характеристики демократического режима, первой из которых является парламентаризм. Согласно этому признаку, в политическом управлении страны парламент занимает центральное место и имеет преимущественное право в принятии законов.
Следующей характеристикой демократического строя является политический плюрализм (от латинского слова pluralis — множественный), который предполагает уважение чужого мнения, сосуществование различных точек зрения на процесс развития общества, возможность для каждого человека свободно выражать свою позицию. Некогда даже Мао Цзэдун говорил: «Пусть соперничают сто школ, пусть расцветают сто цветов». Но после того, как люди в коммунистическом Китае стали свободно высказывать свои точки зрения, «великий кормчий» поменял позицию. В Поднебесной начались репрессии. В демократическом политическом режиме такой итог, конечно, недопустим.
Следующими характеристиками демократического политического режима являются толерантность (от латинского tolerantia — терпение, принятие) и консенсус (от латинского consensus — единодушие, единочаяние). В первом случае это терпимость к чужим мнениям, чувствам, обычаям, культуре. Во втором — существование в обществе прочного согласия по основным ценностям или принципам действия.
Гражданское общество и правовое государство — это ещё две важные характеристики демократического режима. Отметим, что существование первого невозможно без наличия второго.
В заключение следует сказать, что американская неправительственная организация Freedom House, публикующая результаты ежегодного анализа состояния свободы в мире, зафиксировала, что если в 1980 году в мире насчитывалась 51 свободная страна, то в 2019 году их число возросло до 83.
13. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ
Экономические основы конституционного строя РФ– отношения собственности, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Особенностью экономического регулирования РФ является то, что в РФ действует система рыночной экономики.
Элементы экономических основ конституционного строяРФ: 1) отношения собственности (в РФ признаются и в равной степени охраняются государственная и частная собственность); 2) материальное производство (оно – основной способ организации труда населения, значит, основа всего экономического строя РФ). РФ гарантирует право граждан на занятие таким видом экономической деятельности как предпринимательская, которая, хотя и не является производственной, все же обслуживает указанную деятельность, а потому обеспечивает товарооборот в стране и рыночный уклад экономики. Политические основы конституционного строя РФ составляет политическая система РФ.
Политическая система общества– совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов общества, его учреждений, организующих политическую власть, взаимодействие государства и личности. Элементы политической системы РФ: 1) политические партии и объединения; 2) политический строй государства и т. д. Политическая система РФ базируется на принципах многопартийности и идеологического многообразия. Государственная Дума РФ представлена значительным числом политических партий, отстаивающих интересы различных слоев населения, что обеспечивает реализацию принципа многопартийности в РФ.
Идеологическое многообразиевключает в себя: 1) свободу идей и убеждений граждан; 2) политический плюрализм и свободу политических организаций; 3) религиозную свободу. Свобода идей и взглядов граждан РФ выражается во всеобщем праве самостоятельно определять свое мировоззрение и недопустимости устанавливать какие-либо ограничения в зависимости от этих идей и взглядов.
Политическое многообразие (плюрализм)– наличие разнообразных направлений в практической политической деятельности в государстве, выраженное в агитации за или против определенных течений, программ, законопроектов и т. п. в политической жизни, за или против определенных кандидатов на выборах, за то или иное решение вопросов, выносимых на референдумы, и т. д. В настоящее время совокупность политических партий России представлена значительным числом политических партий и политических объединений, преследующих различные цели. Политическое многообразие предполагает свободу граждан в выборе формы участия в политической жизни страны. Все граждане РФ вправе: 1) создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями; 2) вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии; 3) участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами; 4) беспрепятственно выходить из политических партий.
Религиозная свободапредполагает право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Суть и принципы демократии. Условия и признаки демократии.
Основные столпы на которых базируется демократия:
- Суверенитет народа;
- Правительство формируется с согласия народа;
- Действует принцип большинства;
- Соблюдаются права меньшинств;
- Гарантируются основные права и свободы человека;
- Свободные и честные выборы;
- Равенство перед законом;
- Соблюдение правовых процедур;
- Конституционные ограничения в отношении правительства (власти);
- Социальный, экономический и политический плюрализм;
- Ценности толерантности, прагматизма, сотрудничества и компромисса.
Итак, ознакомившись с базисом, можно переходить к разбору концепции в более мелких деталях.
Политическая система и система выборов.
- Возможность выбирать своих лидеров и привлекать их к ответственности за действия, совершенные будучи на посту.
- Люди решают, кто будет представлять их в парламенте, и кто возглавит правительство на национальном и местном уровнях. Они делают это, выбирая между конкурирующими сторонами на регулярных, свободных и честных выборах.
- В условиях демократии народ является высшей формой политической власти.
- Властные полномочия переходят от людей к правительству только на определенное время.
- Законы и политика требуют поддержки большинства в парламенте, но права меньшинств защищены различными способами.
- Люди могут критиковать своих избранных лидеров и представителей. Могут наблюдать за тем, как они работают.
- Избранные представители на национальном и местном уровнях должны прислушиваться к людям и отвечать на их запросы и потребности.
- Выборы должны проходить через регулярные промежутки времени, как это предусмотрено законом. Те, кто у власти, не могут продлить срок своего пребывания на должности, не прося согласия у народа на референдуме.
- Для того, чтобы выборы были свободными и справедливыми, они должны контролироваться нейтральным, профессиональным органом, который одинаково относится ко всем политическим партиям и кандидатам.
- Все партии и кандидаты должны иметь право свободно проводить избирательную кампанию.
- Избиратели должны иметь возможность голосовать втайне, без запугивания и насилия.
- Независимые наблюдатели должны иметь возможность наблюдать за голосованием и подсчетом голосов, чтобы гарантировать, что этот процесс свободен от коррупции, запугивания и мошенничества.
- Споры в отношении результатов выборов рассматривает беспристрастный и независимый суд.
Плюсы и минусы демократии
Каждый режим отражает в себе как положительные, так и отрицательные стороны, ведь идеальных вариантов не существует. При всем прогрессе, который несет демократия, у нее имеются минусы, так или иначе влияющие на жизнь общества.
Плюсы | Минусы |
Такая форма организации обеспечивает хороший контроль над должностными лицами и над демократическими институтами. | Очень большое количество граждан придерживаются нейтральной и безразличной позиции, то есть у них не имеется желания участвовать в политической жизни государства. |
Демократия предотвращает и всячески пресекает злоупотребление чиновниками и любыми должностными лицами своими полномочиями. | Сколько людей – столько и мнений. Это правило в больших государствах порой очень сильно мешает принять правильное и единственное решение. |
При данном устройстве голос каждого человека будет не просто услышан, он будет учтен в принятии каких-либо решений. | Истинная власть народу, скорее всего, принадлежать не будет, так как все решения принимаются избранными представителями. |
В подавляющем большинстве стран, где господствует истинная демократия, наблюдается стабильное процветание всех сфер жизни общества, начиная от культуры и развития, заканчивая экономикой и военной силой. | Процветание бюрократизма чаще всего происходит в демократических странах. |
При всех тех довольно значительных минусах, фигурирующих при демократизме, плюсы гораздо больше влияют на жизнь общества в положительную сторону.
Важно! Следует запомнить, что на вопрос, кто такие демократы, не следует отвечать, что это жители стран с таким режимом. Демократы – это сторонники политического направления, отстаивающие принципы демократизма.
Власть народа: признаки и виды
Согласно одному из ряда определений, под демократией понимается такой способ организации политической системы, который даёт гарантию личности принимать участие в политических процессах. Иными словами, если в тоталитарном и авторитарном обществах основные вопросы решает группа людей, находящаяся у власти, или лидер государства, то в демократическом до принятия политических решений допущены все (или почти все) граждане. Ограничение их прав в данной системе возможно только на основании закона.
Рассматривая основополагающие признаки демократии, отметим, что к ним относятся, во-первых, признание народа источником власти в государстве. Это означает, что высшая государственная власть, по сути, принадлежит народу, который сам решает, кому её передоверять. Второй характерной чертой демократического политического режима является равноправие граждан, то есть их равный доступ не только к возможностям, но и к реальным способам осуществления и политической власти, и иных своих прав во всех сферах общественной жизни.
Следующая черта — это подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении. Следует отметить, что не все исследователи считают этот признак соответствующим традициям демократии. В американской политической философии нередко говорят, что демократия — это когда два волка и один ягнёнок решают, что сегодня вечером будет на ужин. В действительности то, что меньшинство должно подчиняться большинству, вовсе не означает, что у первого нет никаких прав. Они есть и определены законом. И большинство должно их уважать.
Ещё одной важной характеристикой демократии является выборность основных органов государства. Даже в условиях монархического правления премьер-министр, депутаты парламента и прочие государственные чиновники избираются народом и непосредственно зависят от него.. А
П. Рябушкин. Новгородское вече, конец 19 века. (regnum.ru)
А. П. Рябушкин. Новгородское вече, конец 19 века. (regnum.ru)
По самому общему основанию (речь пойдёт о видах) демократию можно разделить на непосредственную (прямую) и представительную. В первом случае люди сами осуществляет политическую власть, во втором — через своих представителей, избранных в органы власти.
Нередко говорят, что два этих вида демократии как бы исключают друг друга. На самом деле они представляют собой две стороны одной и той же монеты. Непосредственная демократия немыслима без представительной, а представительная не имеет смысла без непосредственной.
Исторический пример действия прямой демократии даёт нам Новгородская феодальная республика, где главным органом управления было народное собрание — вече. Однако это вовсе не означало, что в Новгороде отсутствовали институты представительной демократии. Избирался воевода, приглашался князь, существовала должность архиепископа. Всё это означало, что люди не могли осуществлять все государственные полномочия в полном объёме.
Также некоторые исследователи считают, что между непосредственной и представительной есть промежуточная форма — плебисцитарная демократия, когда люди выражают своё мнение, с одной стороны, непосредственно, с другой, — через определённые органы власти.
Принципы демократии
Основным принципом демократического правления является возможность участия граждан в управлении собственной страной, участие в формировании различных государственных властных органов, а также применение полученной власти в необходимых и одобренных законом целях.
Готовые работы на аналогичную тему
Помимо вышеназванного, можно выделить и иные принципы демократического режима. Перечислим их.
Единственным источником власти в стране является народ данного государства. Именно народ участвует в политических и общественны делах, участвует в выборах и выбирает своих представителей, которые проводят необходимую внутреннею и внешнею политику.
Граждане принимают участие в выборах основных государственных органов своей страны, могут принимать различные решения на основе выработанного законодательства и следить за исполнением принятых решений и постановлений.
Неким идеалом участия граждан в политической жизни страны является прямая выборная демократия. В таком случае все жители страны получают возможность осуществить свое право на непосредственное участие в решении различных политических и общественных проблем. В таком случае орган представительной власти пришлось бы сократить до минимально необходимого уровня. Однако, в современных странах с демократическим политическим режимом установлен принцип представительства граждан.
Представительную власть осуществляют такие государственные органы как парламент страны, законодательные которые представлены в центре и в регионах. Также носителями представительной власти являются люди, которые осуществляют исполнительную и судебную власть.
Права и свободы любого человека имеют превосходство над интересами государства. Государство в лице своих действующих органов должно и обязано заботиться о соблюдении интересов граждан, их защиты, а также оказания им помощи в той или иной ситуации.
Также с рождения человек обладает такими правами как право на:
- Жизнь,
- Свободу,
- Безопасность
- Равенство
- Участие в политической жизни
- Тайну семейной и личной жизни и т. д.
В демократических странах граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые позволяют населению страны активно участвовать в политической и общественной жизни страны. В таких странах действует принцип означающий, что всё, что не запрещено законом, разрешено к исполнению.
Граждане все равны в своих политических правах. То есть любой из граждан государства имеет право избирать и быть избранным на ту или иную должность. При этом права таких граждан не должны быть ограничены соответствующим решением суда данного государства.
Свободное изъявление своей поли народом на выборах в государстве, сменяемость и выборность органов государственной власти в стране.
Ключевым основанием считать режим в стране демократическим является свободное ничем не ограниченное участие граждан в выборном процессе и в целом в политической жизни в стране. Такие свободные выборы предполагают отсутствия принуждения и подтасовок на выборах.
Только на основе принятых законов, возможно, избирать и назначать определённых людей на ту или иную должность. Также данные представители должны быть сменяемы через определенное время и их, возможно, снять в случае такого волеизъявления граждан.
Главным регулятором взаимоотношений в обществе и государстве является только закон. Демократическим государством может быть лишь страна, где присутствует верховенство закона. Государство и общество должно ограничить себя определёнными рамками, что бы только право и закон имел приоритет перед государством.
Ясное и логичное разделение ветвей власти на исполнительную, законодательную и судебную.
Каждая из данных ветвей власти имеет независимый друг от друга характер. При этом судебная власть в праве, отменить решения судебной и исполнительной ветви власти.
Политические и общественные организации работают без какого – либо вмешательства со стороны государства.
Существование системы многопартийности и идеологическое разнообразие позволяющее существовать различным идеологиям не нарушающие законы.
Свобода слова как возможность выражать свое мнение по поводу того или иного вопроса внутренней и внешней политики.
Полиция, спецслужбы и армия выполняют охрану суверенитета и общественного порядка в стране.
-
Метод максимума понтрягина кратко
-
История развития международного туризма кратко
-
Школа правил дорожного движения
-
Условия присоединения россии к вто кратко
- Становление демократических институтов и политической системы колониальной индии кратко
Верховенство права.
- В условиях демократии верховенство закона защищает права граждан, поддерживает порядок и ограничивает власть правительства.
- Все граждане равны по закону. Никто не может подвергаться дискриминации по признаку расы, религии, этнической группы или пола.
- Никто не может быть арестован, заключен в тюрьму или изгнан безосновательно.
- Человек считается невиновным если его вина не доказана в соответствии с законом. Любой, кто обвиняется в совершении преступления, имеет право на справедливое публичное разбирательство в беспристрастном суде.
- Никто не может облагаться налогом или преследоваться по закону, за исключением случаев, предусмотренных законом.
- Никто не выше закона, даже не король или избранный президент.
- Закон справедливо, беспристрастно и последовательно применяется судами, независимыми от других ветвей власти.
- Пытки и жестокое и бесчеловечное обращение абсолютно запрещены.
- Верховенство закона ограничивает власть правительства. Ни один правительственный чиновник не может нарушать эти ограничения. Ни один правитель, министр или политическая партия не могут указывать судье, как решить дело.
Современные демократические страны
Швейцария – это одна из самых развитых в экономическом плане страна. Ее жители богаты, благоустройство на высочайшем уровне, а на медицину, образование и прочие необходимые структуры Швейцарии равняется весь мир. Демократия – это то политическое устройство, которое установилось здесь очень давно.
Вторая по площади страна во всем мире – Канада, также является одной из самых развитых в плане экономики стран мира. ВВП на душу населения крайне высок, то есть уровень жизни населения развит очень хорошо. Здесь институты демократии работают на благо общества. Кроме этого, Канада отличается необычайно низким уровнем преступности, а также прекрасной экологией.
Новая Зеландия находится в юго-западной части Тихого океана и является еще одной демократической страной. Очень развитая экономика, низкий уровень преступности – всем этим может похвастаться Новая Зеландия, в которой царствует демократизм.
Греция является не просто очередным государством с демократическим режимом, а государством, где демократия зародилась. Именно в Древней Греции впервые гражданам разрешили избирать «высших должностных лиц». Эта страна относится к развитым странам с быстро растущим ВВП.
Что такое демократия, ее виды, плюсы и минусы
https://youtube.com/watch?v=k6Qrtv_TQ_g
Демократия, примеры стран
Функции демократии
Любой способ управления государством выполняет определенные функции для нормального существования страны и ее процветания. Демократизм преследует выполнение нескольких задач:
Первой и самой важной считают охранительную функцию. Обществу в современном развитом государстве даются гарантии безопасности, соблюдения законов, охраны достоинства, чести, прав и свобод любого гражданина.
Организацию и формирование государства как аппарата, как системы из органов центральной власти и органов местного самоуправления путем честных и свободных выборов выполняет учредительная функция.
Организационно-политическая функция гарантирует то, что народ является единственным и бессменным источником власти.
Регулятивная функция обеспечивает правильную работу всех необходимых субъектов для обеспечения прав и свобод граждан.. Только при выполнении всех описанных функций можно сказать, что в государстве господствует демократический режим
Только при выполнении всех описанных функций можно сказать, что в государстве господствует демократический режим.
↑яНДЕПФЮМХЕ Х ЛЕУЮМХГЛШ ДЕЛНЙПЮРХГЮЖХХ
б ЯНБПЕЛЕММНИ ОНКХРХВЕЯЙНИ МЮСЙЕ ЯСЫЕЯРБСЧР ПЮГКХВМШЕ ОНДУНДШ Й ХГСВЕМХЧ Х НАЗЪЯМЕМХЧ ЯНДЕПФЮМХЪ Х ТЮЙРНПНБ ДЕЛНЙПЮРХГЮЖХХ. ю. ч. лЕКЭБХКЭ ОПЕДКЮЦЮЕР ПЮЯЯЛЮРПХБЮРЭ РЕНПХЧ ДЕЛНЙПЮРХГЮЖХХ Б ПЮЛЙЮУ ДБСУ ОНДУНДНБ: ОЕПБНЦН — ЯРПСЙРСПМНЦН, НОХПЮЧЫЕЦНЯЪ МЮ ЮМЮКХГ ЯРПСЙРСПМШУ ТЮЙРНПНБ, Х БРНПНЦН — ОПНЖЕДСПМНЦН, НПХЕМРХПНБЮММНЦН МЮ ТЮЙРНПШ ОПНЖЕДСПМШЕ (ОПЕФДЕ БЯЕЦН БШАНП Х ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМНЯРЭ ЙНМЙПЕРМШУ ПЕЬЕМХИ Х ДЕИЯРБХИ РЕУ ОНКХРХВЕЯЙХУ ЮЙРНПНБ, НР ЙНРНПШУ ГЮБХЯХР ОПНЖЕЯЯ ДЕЛНЙПЮРХГЮЖХХ).
оПЕДЯРЮБХРЕКЪЛХ ЯРПСЙРСПМНЦН ОНДУНДЮ ЪБКЪЧРЯЪ я. кХОЯЕР, ц. юКЛНМД Х я. бЕПАЮ, д. пЮЯРНС, п. хМЦКУЮПР, к. оЮИ Х ДП. нМХ ОШРЮЧРЯЪ БШЪБХРЭ ГЮБХЯХЛНЯРЭ ЛЕФДС МЕЙНРНПШЛХ ЯНЖХЮКЭМН-ЩЙНМНЛХВЕЯЙХЛХ Х ЙСКЭРСПМШЛХ ТЮЙРНПЮЛХ Х БЕПНЪРМНЯРЭЧ СЯРЮМНБКЕМХЪ Х ЯНУПЮМЕМХЪ ДЕЛНЙПЮРХВЕЯЙХУ ПЕФХЛНБ Б ПЮГКХВМШУ ЯРПЮМЮУ. щРЮ ГЮБХЯХЛНЯРЭ ОНМХЛЮЕРЯЪ ХЛЕММН ЙЮЙ ЯРПСЙРСПМЮЪ ОПЕДОНЯШКЙЮ ДЕЛНЙПЮРХГЮЖХХ, РН ЕЯРЭ НАСЯКНБКЕММЮЪ БКХЪМХЕЛ РЕУ ХКХ ХМШУ НАЗЕЙРХБМШУ НАЫЕЯРБЕММШУ ЯРПСЙРСП, Ю МЕ ЯСАЗЕЙРХБМШЛХ МЮЛЕПЕМХЪЛХ Х ДЕИЯРБХЪЛХ СВЮЯРМХЙНБ ОНКХРХВЕЯЙНЦН ОПНЖЕЯЯЮ.
б ЙЮВЕЯРБЕ НЯМНБМШУ БШДЕКЪЧРЯЪ РПХ РХОЮ ЯРПСЙРСПМШУ ОПЕДОНЯШКНЙ ДЕЛНЙПЮРХХ:
- НАПЕРЕМХЕ МЮЖХНМЮКЭМНЦН ЕДХМЯРБЮ Х ЯННРБЕРЯРБСЧЫЕИ ХДЕМРХВМНЯРХ;
- ДНЯРХФЕМХЕ ДНЯРЮРНВМН БШЯНЙНЦН СПНБМЪ ЩЙНМНЛХВЕЯЙНЦН ПЮГБХРХЪ;
- ЛЮЯЯНБНЕ ПЮЯОПНЯРПЮМЕМХЕ РЮЙХУ ЙСКЭРСПМШУ МНПЛ Х ЖЕММНЯРЕИ, ЙНРНПШЕ ОПЕДОНКЮЦЮЧР ОПХГМЮМХЕ ДЕЛНЙПЮРХВЕЯЙХУ ОПХМЖХОНБ, ДНБЕПХЕ Й НЯМНБМШЛ ОНКХРХВЕЯЙХЛ ХМЯРХРСРЮЛ, ЛЕФКХВМНЯРМНЕ ДНБЕПХЕ, ВСБЯРБН ЦПЮФДЮМЯРБЕММНЯРХ Х Р.Д.
хГ ОЕПЕВХЯКЕММШУ БШЬЕ СЯКНБХИ ДЕЛНЙПЮРХХ С ЯНБПЕЛЕММШУ ХЯЯКЕДНБЮРЕКЕИ МЕ БШГШБЮЕР ЯНЛМЕМХИ РНКЭЙН НДМН – МЮЖХНМЮКЭМНЕ ЕДХМЯРБН Х ХДЕМРХВМНЯРЭ, ОПЕДЬЕЯРБСЧЫЕЕ ДЕЛНЙПЮРХГЮЖХХ. б НРМНЬЕМХХ ДПСЦХУ БШЯЙЮГШБЮЧРЯЪ ЙПХРХВЕЯЙХЕ ГЮЛЕВЮМХЪ. нМХ ЛНЦСР, ЯЙНПЕЕ ПЮЯЯЛЮРПХБЮРЭЯЪ МЕ ЙЮЙ НАЪГЮРЕКЭМШЕ, Ю ЙЮЙ АКЮЦНОПХЪРЯРБСЧЫХЕ СЯКНБХЪ ОПНЖЕЯЯЮ.
щРХ МЕЯНЦКЮЯХЪ ОН НРМНЬЕМХЧ Й СМХБЕПЯЮКЭМНЯРХ Х НАНЯМНБЮММНЯРХ ЛНДЕКХ Я ЙНМЙПЕРМШЛХ ЯНЖХНЙСКЭРСПМШЛХ ОПЕДОНЯШКЙЮЛХ ДЕЛНЙПЮРХХ ОНБКХЪКХ МЮ БНГМХЙМНБЕМХЕ ОПНЖЕДСПМНЦН ОНДУНДЮ (ОПЕДЯРЮБХРЕКХ – ц. н’дНММЕК Х т. ьЛХРРЕП, ц. дХ оЮКЛЮ, у.кХМЖ, р. йЮПК), ОПЕДЯРЮБХРЕКХ ЙНРНПНЦН НОХПЮЧРЯЪ МЮ ПЮЯЯЛНРПЕМХЕ ЩМДНЦЕММШУ ТЮЙРНПНБ ДЕЛНЙПЮРХХ Х ДЕЛНЙПЮРХГЮЖХХ. оН ЛМЕМХЧ ЕЦН ЯРНПНММХЙНБ, ДЕИЯРБХЪ РЕУ ЮЙРНПНБ, ЙНРНПШЕ ХМХЖХХПСЧР ДЕЛНЙПЮРХЧ, БШАНП ХЛХ НОПЕДЕКЕММНИ ЯРПЮРЕЦХХ Х РЮЙРХЙХ БЮФМЕЕ ДКЪ ХЯУНДЮ ЩРНЦН ОПНЖЕЯЯЮ, МЕФЕКХ ЯСЫЕЯРБСЧЫХЕ ЙН БПЕЛЕМХ ЕЦН МЮВЮКЮ ОПЕДОНЯШКЙХ ДЕЛНЙПЮРХХ. щРНР ОНДУНД НАЗЪЯМЪЕР ОПНЖЕЯЯ ДЕЛНЙПЮРХГЮЖХХ ВЕПЕГ БГЮХЛНДЕИЯРБХЕ ЙНМЙСПХПСЧЫХУ ЩКХР, ЙНРНПШЕ БШАХПЮЧР Б ОПНЖЕЯЯЕ ОНКХРХВЕЯЙНЦН РНПЦЮ НПЦЮМХГЮЖХНММШЕ ТНПЛШ Х ХМЯРХРСРШ МНБНЦН ОНКХРХВЕЯЙНЦН СЯРПНИЯРБЮ.
оН ЛМЕМХЧ РПЕРЭЕИ ЦПСООШ ХЯЯКЕДНБЮРЕКЕИ, ЛЕФДС ЯРПСЙРСПМШЛ Х ОПНЖЕДСПМШЛ ОНДУНДЮЛХ МЕОПЕНДНКХЛНЦН ОПНРХБНПЕВХЪ МЕ ЯСЫЕЯРБСЕР. мЮНАНПНР, НМХ ЯЙНПЕЕ БГЮХЛМН ДНОНКМЪЧР ДПСЦ ДПСЦЮ, ОНЯЙНКЭЙС ЮМЮКХГХПСЧР ПЮГКХВМШЕ ЮЯОЕЙРШ НДМНЦН Х РНЦН ФЕ ЪБКЕМХЪ. йЮЙ ЯВХРЮЕР, МЮОПХЛЕП, ю.ч. лЕКЭБХКЭ, БНГЛНФМН ЯХМРЕГХПНБЮМХЕ ЩРХУ ДБСУ ЛЕРНДНКНЦХИ.
Похожие термины:
идеи о предоставлении учащимся и педагогам процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.
обеспечивает доступность, многообразие форм предоставления человеку в любом возрасте условий для получения и углубления его знаний; гибкости системы, которая заключается в способности к быстрой
расширение прав и свобод образовательных учреждений; привлечение родителей и общественности к управлению образованием.
процесс развития и укрепления демократических основ содержания и организации его деятельности.
педагогический принцип, способствующий представлению учебным заведениям, учащимся и педагогам достаточных и необходимых свобод для осуществления педагогического процесса
тенденции, факторы и процессы укрепления актуальных для данного общества демократических ценностей, прав/свобод, норм, отношений (в том числе механизмов самоуправления и со-управления) в системе
управление, предполагающее активное и инициативное включение в этот процесс всех субъектов управления.
готовность к обсуждению вариантов, поиску компромиссов, совместных решений, простота и доступность в общении, несмотря на более высокий статус человека по сравнению с окружающими.
одно из ведущих направлений развития профессионального образования, пронизывающее все его стороны; взгляд на его преобразование с точки зрения нормализации отношений между обществом, государст
(Conception of parity democracy) была разработана Комитетом по равенству между мужчинами и женщинами и Департаментом прав человека, которые действуют в структуре Совета Европы
Ей было уделено особое внимание
школа, в к-рой административное управление рационально сочетается с хорошо развитым и эффективно действующим общественным управлением. Ш
д. предоставляет учащимся возможности для их индивидуал
предполагающий единство прав и обязанностей ребенка, выражающий оптимистический взгляд на его возможности и перспективы, стимулирующий его самостоятельность, активность, целеустремленность.
принцип государственной политики в области образования, означающий включение в процесс управления системой образования представителей общества. Данный принцип развивается в нормах законодател
принцип организации коллект. деят-ти, при котором обеспе-чивается активное, равноправное участие в ней всех членов кол-ва.
(коллективный, коллегиальный) — наиболее эффективный стиль воспитания, опирающийся на учет потребности ребенка в положительных эмоциях и притязаний на признание; при общей доброжелательности исп
со-организация всех элементов учебно-воспитательного процесса, которая отвечает целям гуманного воспитания, пронизана добротой, пониманием, уважением к мнению младшего; обеспечивает равноправи
лидер, согласующий свою деятельность с членами группы, обсуждает с ними принимаемые решения, равномерно распределяет права, обязанности и ответственность между членами группы, которые в равной м
это принцип выбора идей, ценностей, целей, методов проживания педагогами и учащимися школьной жизни посредством их взаимодействия, взаимного согласия и общего принятия решений. демократическая ш
актуальная социальнополитическая и исследовательская проблема, требующая теоретического осмысления и практического разрешения по трем основным аспектам: а) право на образование в любом возраст
1.2. Отличие демократического государства от тоталитарного и авторитарного
Таким
называется государство, устройство и
деятельность которого соответствует
воле народа, общепризнанным правам и
свободам человека и гражданина. Демократическое
государство – важнейший элемент демократии
гражданского общества, основанного на
свободе людей. Источником власти и легитимации
всех органов этого государства является
суверенитет народа.
Недостаточно
только провозгласить государство
демократическим (это делают и тоталитарные
государства), главное – обеспечить его
устройство и деятельность соответствующими
правовыми институтами, реальными гарантиями
демократизма. Понятие демократического
государства неразрывно связано с понятиями
конституционного и правового государства,
в известном смысле можно говорить о синонимичности
всех трех терминов Демократическое государство
не может не быть одновременно конституционным
и правовым1.
Государство
может соответствовать характеристике
демократического только в условиях
сформировавшегося гражданского общества
Это государство не должно стремиться
к этатизму, оно должно строго придерживаться
установленных пределов вмешательства
в экономическую и духовную жизнь, которые
обеспечивают свободу предпринимательства
и культуры. В функции демократического
государства входит обеспечение общих
интересов народа, но при безусловном
соблюдении и защите прав и свобод человека
и гражданина. Такое государство является
антиподом тоталитарного государства,
эти два понятия взаимно исключают друг
друга.
Важнейшие
признаки демократического государства:
а)
реальная представительная демократия;
б)
обеспечение прав и свобод человека
и гражданина.
а)
Представительная демократия – осуществление
народом власти через выборные учреждения,
которые представляют граждан и наделены
исключительным правом принимать законы.
Представительные органы (парламенты,
выборные органы местного самоуправления)
наделяются правом решения наиболее важных
вопросов жизни народа (объявление войны,
принятие бюджета, введение чрезвычайного
и военного положения, разрешение территориальных
споров и др.). Конституции в различных
странах наделяют представительные органы
различными полномочиями, но обязательными
и важнейшими среди них являются функции
законодательной власти и принятия бюджета.
Представительные органы не обязательно
призваны напрямую контролировать исполнительную
власть – это признается только в государствах
с парламентской формой правления, но
при любой системе данные органы все же
наделяются отдельными конституционными
полномочиями в этой области. Эффективность
деятельности представительных органов
в огромной, если не в решающей, степени
зависит от сотрудничества с исполнительной
властью
Другое не менее важное условие
– независимость представительного учреждения
в пределах своих полномочий, отсутствие
конкурирующей законодательной власти,
невмешательство исполнительной власти
в прерогативы представительных учреждений
В
Российской Федерации представительная
демократия обеспечивается выборностью
Государственной Думы и конституционно
обусловленным формированием Совета Федерации,
а также законодательных учреждений субъектов
Федерации и органов местного самоуправления.
На каждом уровне представительные учреждения
обладают определенными полномочиями,
которые исключают возможность вмешательства
со стороны кого бы то ни было. И в то же
время эта система носит целостный характер,
характеризует одно суверенное государство
– Российскую Федерацию. Единство системы
государственной власти закреплено в
ч. 3 ст. 5 Конституции РФ2.
б)
Обеспечение прав и свобод человека и
гражданина – другой важнейший признак
демократического государства. Именно
здесь проявляется тесная связь формально
демократических институтов с политическим
режимом. Только в условиях демократического
режима права и свободы становятся реальными,
устанавливается законность и исключается
произвол силовых структур государства.
Никакие возвышенные цели и демократические
декларации не способны придать государству
подлинно демократический характер, если
не обеспечиваются общепризнанные права
и свободы человека и гражданина. Конституция
Российской Федерации закрепила все известные
мировой практике права и свободы, однако
для реализации многих из них еще необходимо
создать условия.