Принцип равноправия и самоопределения народов
Точно также, как в правовом государстве установлено право физических лиц на свободу слова, собраний, выбора места жительства, так и в международном праве народы имеют право на равноправие и самоопределение. Разница лишь в субъектном составе носителей права.
В силу принципа равноправия и самоопределения народов все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Каждое государство обязано уважать это право.
Также каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных мер, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость.
Что такое международное публичное право?
Право имеет множество определений, однако ни одна из дефиниций не является общепринятой. Тем не менее, все правоведы и философы признают наличие у права двух признаков – общеобязательности (действие права распространяется на всех) и гарантированности (исполнение требований права подкрепляется мерами принуждения).
Названия бывают обманчивы. Международное публичное право, хотя и именуется правом, не отвечает основным признакам понятия «право». Можно утверждать лишь, что международное публичное право – это особая правовая система, регулирующая отношения между государствами.
В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:
- принцип неприменения силы и угрозы силой;
- принцип разрешения международных споров мирными средствами;
- принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
- принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
- принцип равноправия и самоопределения народов;
- принцип суверенного равенства государств;
- принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
- принцип нерушимости государственных границ;
- принцип территориальной целостности государств;
- принцип уважения прав человека и основных свобод.
Изучение истории, в том числе новейшей, показывает, что принципы международного права в ряде случаев не согласуются друг с другом, применение их избирательно и непоследовательно.
Приведем несколько примеров. Принцип территориальной целостности государств противоречит принципу самоопределения народов. В частности, США и ряд стран Западной Европы готовы признать независимость Косово в соответствии с принципом самоопределения народов, но настаивают на принципе территориальной целостности государств в случаях присоединения Крыма к России и объявления независимости Южной Осетией.
В нарушение принципов неприменения силы и невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию суверенных государств, США и их союзники начинают войну с Ираком, объясняя своим гражданам, что в Ираке нарушаются права человека и разрабатывается оружие массового поражения. После завершения военной операции выясняется, что Ирак оружие массового поражения не разрабатывал, а значит, сотни тысяч погибших иракцев невозможно признать неизбежными потерями. Тем не менее, никто из «защитников прав человека» не наказан.
Известно еще немало примеров, доказывающих, что в международном публичном праве, во-первых, не действует принцип общеобязательности: сильные государства могут по своей воле и, как правило, без последствий нарушать те или иные принципы международного публичного права; во-вторых, не работает принцип гарантированности: сильные государства не привлекаются к ответственности даже в случае очевидных грубых нарушений.
Таким образом, в международном публичном праве можно выделить одиннадцатый универсальный принцип – принцип двойных стандартов, согласно которому идеи обязательности и гарантированности реализуются сильными странами в отношении слабых, а международное публичное право может «подчинять» себе сильное в военном плане государство лишь до тех пор, пока это выгодно последнему.
Понятие государственной границы
Государственная граница устанавливает пространственные пределы осуществления государством его суверенитета, отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств.
Режим государственной границы определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них.
Различают границы:
- орографические (линии, проведенные с учетом рельефа местности — речное русло, горный водораздел и т.д.);
- геометрические (прямые линии, которые устанавливаются от одной до другой точки без учета рельефа местности);
- комбинированные границы (на некоторых своих участках проведены с учетом рельефа местности и являются орографическими, а на других участках проведены без учета рельефа местности и являются геометрическими).
В качестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница, которой называется геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки.
Границы государства устанавливаются в договорном порядке. Международное право допускает изменение государственных границ, а значит и принадлежности государственной территории путём подписания соответствующего международного договора.
Принцип нерушимости государственной границы сформировался после окончания Второй мировой войны в связи с желаниями государств признать сложившиеся границы. Он нашёл своё воплощение в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и в ряде других последующих международно-правовых документов.
Принцип неприкосновенности территории государства означает запрет насильственного присоединения территории страны, что выражается в обязанности государства:
- соблюдать существующие границы;
- не допускать необоснованного, т.е. произвольного перемещения границы (пограничных столбов и др. знаков);
- не допускать случаев незаконного пересечения государственной границы вне установленных пунктов пропуска или без соответствующих разрешений.
В соответствии с основополагающими принципами международного права — нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств — границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними.
Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственной границы:
- Сделка о продаже территории.
- Компенсация за передаваемую территорию.
- Обмен территориями.
- Восстановление исторических прав на территорию.
- В порядке наказания государства за агрессию.
Делимитации и демаркации границ
Делимитацией называется определение в договоре общего направления и положения границы. Договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту.
Демаркацией называется проведение линии границы на местности. Для того чтобы провести демаркацию, договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии. В такую смешанную комиссию входят представители договаривающихся государств, которые в соответствии с договором о делимитации обозначают прохождение границы на местности, для чего сооружаются специальные пограничные знаки и составляются документы о демаркации.
Этими документами о демаркации являются протоколы, в которых указываются места постановки пограничных знаков, описывается линия границы. К этим же документам относятся крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы.
Проверка существующей и демаркированной в свое время линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией.
Российское законодательство о государственной границе
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РФ о государственной границе, то применяются правила международного договора.
Законом установлены следующие принципы, которыми руководствуется РФ по вопросам государственной границы:
- обеспечение безопасности РФ и международной безопасности;
- взаимовыгодное всестороннее сотрудничество с иностранными государствами;
- взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
- мирное разрешение пограничных вопросов.
РФ сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.
Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:
- на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
- на море — по внешней границе территориального моря РФ;
- на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
- на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах — в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
- на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде. Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.
Режим государственной границы включает правила:
- содержания Государственной границы;
- пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
- перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;
- пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
- ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
- разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
С учетом взаимных интересов РФ и сопредельных государств некоторые из вышеуказанных правил могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.
Для разрешения вопросов соблюдения режима государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки государственной границы руководителем ФСБ России по согласованию с МИД России в соответствии с международными договорами РФ назначаются пограничные представители РФ (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители).
5. Принцип нерушимости (неприкосновенности) государственных границ
Принцип нерушимости (неприкосновенности) государственных границ является логическим продолжением принципа территориальной целостности государств и составляет одну из важнейших основ безопасности, прежде всего, европейских государств. Фактически этот принцип закрепляет нерушимость государственных границ стран Европы по итогам Второй мировой войны.Этот принцип впервые был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 года,, в частности, говорит, что «государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, ипоэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы ».Поэтому признание этого принципа означает также и отказ от каких-либо территориальных притязаний.Государства-участники СБСЕ тем самым выразили свое признание существующих границ европейских государств. Это признание является международно-правовым, что влечет определенные юридические последствия, в частности, это признание нельзя аннулировать.Согласно статье 2 Конституции Украины «территория Украины в пределах существующих границ является целостной и неприкосновенной ». В силу своего суверенитета и, в частности, территориального верховенства, каждое государство вправе самостоятельно устанавливать порядок пересечения ее границы гражданами, транспортом и грузами (издание национального закона о государственной границе), или такой порядок устанавливается по согласия заинтересованных государств на основе общепризнанных принципов и норм международного права (международный договор о правовой режим государственной границы между сопредельными государствами). Для обеспечения неприкосновенности границ смежных государства заключают соглашения о режиме взаимного границы. Украина имеет почти со всеми такими странами соглашение о режиме взаимного границы и о развитии мирного сотрудничества на границах.Таким образом, основное содержание принципа нерушимости границ можно свести к трем элементов:- Признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международного права- Отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем- Отказ от любых других посягательств на эти границы.
-
Несколько советов по изучению языков, или как стать полиглотом
-
Несколько советов, как вести себя в Польше
-
Несколько причин начать учить английский прямо сейчас
-
Как изменится мир к 2060 году
-
Как в кратчайшие сроки выучить английский с нуля
-
Инструкция для тех, кто хочет стать программистом с нуля
Принцип суверенного равенства государств
Принцип суверенного равенства государств – означает, что все государства являются равноправными субъектами международных отношений, пользуются суверенным равенством, имеют одинаковые права и обязанности независимо от экономического, социального, политического и иного характера
Принцип суверенного равенства государств заключается в следующем:
- Государства юридически равны;
- Каждое государство пользуются правами, присущими его суверенитету;
- Каждое государство должно уважать правосубъектность других государств;
- Территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенна;
- Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы.
Россия в межгосударственной конкуренции или каковы интересы Западного мира по отношению к России?
Отношение Западного мира к России неизменно с XVII века – наша страна является для Запада страной-конкурентом. Многие знакомы с фразой российского императора Александра III: «У России есть только два союзника – ее армия и флот», менее известны его слова: «У России нет друзей. Нашей огромности боятся». Единственный метод борьбы с «огромностью» – разделение большого единого целого на многие небольшие части. Политика западных стран, направленная на расчленение России, проводится с завидной последовательностью последние 200 лет.
В 1848 году будущий британский премьер-министр Г.Д. Палмерстон сформулировал циничный, но правдивый принцип британской политики: «У нас нет вечных союзников и у нас нет постоянных врагов; вечны и постоянны наши интересы. Наш долг – защищать эти интересы».
Надо сказать, что актуальность этого принципа с XIX века нисколько не снизилась.
После поражений, нанесенных Россией Турции в кампаниях 1853 года, Англия и Франция вступили в Крымскую войну 1853-1856 гг., чтобы предотвратить окончательную победу России над Турцией и воспрепятствовать переходу черноморских проливов под ее контроль. Россия не смогла победить в войне против одновременно Англии, Франции и Турции. В результате по итогам Крымской войны от России были отделены земли, входящие в состав современной Молдавии.
Русские войска, разгромившие противника в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., в результате давления Англии на российские власти остановились в Адрианополе, всего в 200 км от Стамбула, и не стали брать турецкую столицу. Беспрецедентное давление Англии объясняется тем, что покорение Стамбула могло бы обеспечить России контроль над черноморскими проливами.
В 1904 году при мощной дипломатической и экономической поддержке США и Англии Япония начала с Россией войну, закончившуюся поражением России и потерей ею южной части Сахалина и Курильских островов, были утрачены также права аренды на военно-морскую базу России в Порт-Артуре.
В ходе гражданской войны в СССР в 1918-1921 гг. западные страны сначала разделили Россию на зоны влияния (Дальний Восток – Японии, Украина – Германии, Северо-Запад – Англии), а потом оказывали помощь то белым правительствам, то большевикам, надеясь, что у власти окажется объективно слабейшая сторона, которая не сможет воссоздать Россию в границах Российской империи начала ХХ века.
Задачи Германии в войне, начатой ею против СССР 22 июня 1941 г., описал И. В. Сталин в обращении к советскому народу, опубликованном в газете «Правда» 10 мая 1945 года и посвященном Дню Победы в Великой Отечественной войне. И. В. Сталин указал: «Гитлер всенародно заявил, что в его задачи входит расчленение Советского Союза и отрыв от него Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики и других областей. Он прямо заявил: «Мы уничтожим Россию, чтобы она больше никогда не смогла подняться». Это было три года назад. Но сумасбродным идеям Гитлера не суждено было сбыться».
Идеи Гитлера удалось реализовать в 1991 году. Воспользовавшись слабостью экономики СССР, западные страны смогли разъединить советские республики. К счастью, распада России не произошло, удалось удержать в составе России и Татарстан, и республики Северного Кавказа, хотя принимались явные меры для их отрыва от России.
В XXI веке на межгосударственном уровне у России опять нет друзей. Не стоит расценивать это как трагедию: объективную реальность целесообразнее знать и учитывать. В существующих условиях межгосударственной конкуренции друзей у России и не может быть. В лесу у волка нет друзей – зайцы его боятся и убегают от него, а другие волки ненавидят за то, что он отбирает у них еду. Волки могут ненадолго объединяться в стаи, чтобы добыть очень крупного зверя, либо чтобы защититься от общего сильного врага.
В силу фундаментальных законов межгосударственной конкуренции на международной арене идет непрерывная борьба, в рамках которой Россия либо создаст одну из крупнейших и эффективных экономик в мире, подкрепленную значительной военной силой, либо будет разделена на несколько частей и подчинена странам с более прогрессивным способом хозяйствования.