Цели и задачи гуманистического воспитания
Цель человеческого воспитания — гармоничное развитие личности. Гуманность нужно прививать с детства. Когда ребенок еще маленький ли в младшем школьном возрасте он чувствителен и впитывает все что твориться вокруг него. Опытный педагог побуждает самому переживать и чувствовать: доверие, ответственность, творческие ситуации, попытается, как бы пережить с ним вместе все эти эмоции. Ребенок должен ощущать, что его любят и ценят, что вокруг него добрые люди, которые в любое время готовы помочь, подсказать, поддержать его мнение, но не думать за него. Ребенок должен понимать, что решение всегда принимает он сам и его дорогу выбирать за него никто не будет. Взрослый родитель должен лишь натолкнуть на мысль.
Образование- построенное на гуманизме помогает избежать многих ошибок для человечества. Привести в согласие внешний и внутренний мир, эмоции и волю и есть воспитание в стиле гуманизма.
По мнению великих ученых и философов, что бы сделать человека лучшим, в первую очередь нужно удовлетворить его потребности в правде, справедливости, красоте, порядочности. Помочь ребенку сделать эти ценности внутренним миром. А педагогика если внушит людям общепринятые порядки, то в дальнейшем сможет уберечь человечество от неврозов, апатии, тоски, чувства ненужности, отказа от жизни, цинизма и т.д. Побуждая человечество к осмыслению, педагогика порождает здравомыслие, чтобы лучше отличать плохое от хорошего.
Именно разум должен проснуться и принимать решения верные и воспитывать и управлять наши чувствами в воспитательном процессе. Что бы с пользой применить все выше написанное, нужно обладать знаниями и умениями опытного педагога. В процессе активного развития общества возникают новые потребности, а соответственно и новые потребности и ценности в культуре человека.
Нужно ли воспитывать школьников в гуманной атмосфере, когда общество негуманное?
Этот вопрос возникает у многих работников образования. Именно с ним после семинара в крупном российском городе ко мне подошла одна из его участниц.- Вы говорите, детей надо любить?! – спросила с возмущением.- Об этом твердит вся классическая педагогика! – ответил я.- Ошибается ваша классика… Для этого есть родители, вот и пусть любят, -сколько хотят. А мне их любить не надо. Зато я дам им крепкие знания, и они — выдержат экзамены в любой ВУЗ, смогут приспособиться к жизни.
Что было сказать в ответ?
Школа создана не для того, чтобы приспосабливать детей к жизни, тем более к той, которая творится негуманным обществом. Не жизнь производит негуманных людей, а их безволие, бездуховность и безнравственность делает жизнь жестокой и негуманной. Адаптировать детей, приспосабливать их к жизни, которая полна жестокости и злобы, агрессивности и криминала, значит, способствовать ещё большему ухудшению жизни.
Может ли школа, «мастерская человечности» (Коменский), отказаться от своего предназначения? Можем ли мы, люди образования, ждать того времени, когда общество само возвысится нравственно и гуманизм станет его определяющим качеством, жизненной нормой, чтобы приступить к утверждению идей гуманной педагогики в образовательном мире? Зачем нам такая школа?
Таблица сравнения гуманистической концепции воспитания
Аспект | Традиционная концепция воспитания | Гуманистическая концепция воспитания |
---|---|---|
Определение | Ориентация на формирование дисциплины и подчинения | Ориентация на развитие личности и самореализацию |
Принципы | Авторитаризм, наказание, контроль | Самоопределение, свобода, доверие |
Цели и задачи | Формирование повиновения, подчинения, знаний | Развитие самосознания, эмоционального интеллекта, творческих способностей |
Методы и подходы | Репрессивные, директивные, контролирующие | Диалогические, эмпатические, поддерживающие |
Роль педагога | Авторитарная, контролирующая | Фасилитатор, наставник, поддерживающий |
Преимущества | Структурированность, ясность, дисциплина | Развитие личности, самореализация, творчество |
Недостатки | Ограничение свободы, подавление индивидуальности | Недостаток строгости, возможность злоупотребления свободой |
Примеры | Традиционная школа, военное воспитание | Альтернативные школы, педагогика Монтессори |
Развитие гуманистической педагогики
Современные гуманистические педагоги стремятся предать данному мировоззрению конструктивную этическую основу, которая направлена на обеспечение высокой жизнеспособности личности в обществе перед лицом насущных социальных, правовых и прочих проблем.
По сути гуманизм – эта выгодная альтернатива непреложным догмам и иррациональному мышлению.
Гуманистическая педагогика учитывает тот факт, что знание создается людьми, которые имеют разные убеждения и ценности.
Это означает, что современный образовательный процесс должен обладать плюралистическим характером, то есть иметь несколько независимых и несвязанных друг с другом основ знаний и методологий познаний.
Ребенок должен узнать о всех достижениях культуры и технологий, ознакомиться с альтернативными точками зрения видения картин мира.
Знания не должны быть основаны на главенствовании определенной доктрины и мышления, а вместе с ними и формирование единственно правильного выбора.
Личность сама делает свободный выбор в соответствии со своим мировоззрением и придерживается индивидуального образ мышления.
Гуманизм проповедует свободу выбора каждого человека, в том числе и ребенка
Выводы о ценности деятельности выносятся самим учеником.
Из всего многообразия идей человек выбирает те, которые наиболее походят ему по наклонностям и потребностям его сущности.
Индивид должен помнить о множестве имеющихся возможностей и разнообразии культурных ценностей.
Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что объективная независимая от догм подача информации ученику позволяет ему сделать определенные выводы самому, понять истинное богатство жизненных возможностей и создать индивидуальную картину мира.
Максимальная объективность и корректность – это добродетели, к которым должны стремится современные педагоги, так как любая личность или мировоззрение имеет право на уважительное отношение к себе, обладает равной ценностью и достоинством.
Гуманизм открывает большое поле для индивидуальной свободы, не ограниченное доминирующим политическим или социальным мировоззрением.
Главная задача стоит при этом в приобщении индивидуальной личности к общечеловеческим ценностям.
Основные идеи гуманистическо-личностной педагогики
Гуманистически-личностная педагогика основана на следующих
принципах:
- гуманное педагогическое мышление не является открытием современной теории и практики. Она основана на классическом наследии и уходит корнями в ведущие религиозные, философские и образовательные учения.
- педагогика по своей сути является универсальной формой и культурой мышления, тенденции которой заложены в естественных функциях человека. Она развивается не столько через научные достижения, через открытые наукой законы, сколько через уровень и качество общечеловеческой культуры, истоки духовности и мотивацию деятельности. В этом преимущество педагогического мышления как постоянного источника творчества и созидания. В этом также заключается разница с наукой в строгом смысле этого слова.
- гуманистически-личностная педагогика ориентирована на воспитание личности через развитие ее духовно-нравственного потенциала; она помогает раскрыть и создать в ребенке черты и качества благородства. Гуманистически-личностная педагогика фокусируется на развитии духовно-нравственного потенциала человека и формировании черт характера ребенка.
- гуманистически-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок — это явление земной жизни, он носитель своей жизненной задачи и одарен высшей энергией духа.
Процесс гуманистически-личностного воспитания основан на
понимании целостности природы ребенка, его движущих сил, которые раскрыты и
научно обоснованы современной психологией и определяются нами как спонтанные
стремления, страсти личности ребенка в ее стремлении к развитию, взрослению,
свободе.
Сущность гуманистически-личностного воспитательного процесса (педагогического процесса), гуманистически-личностного подхода к ребенку состоит в том, что педагог как творец этого процесса основывает его на движении естественных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, проявляющихся в разносторонней деятельности ребенка; направляет его на раскрытие и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами красоты в человеческом общении, в научном познании, в жизни (воспитании).
Исходя из реальных условий российской действительности,
гуманистически-личностная педагогика, реализуемая в «Школе жизни» Ш.
Амонашвили, не отрицает предметное обучение и систему уроков, но стремится
обогатить учебную деятельность «светом духовности и знаний» и
превратить обучение в реальную «жизнь детей». Отсюда и
соответствующие акценты:
Это основной цикл начальных курсов Школы жизни:
- когнитивное обучение чтению.
- уроки письменной и разговорной речи.
- преподавание на родном языке.
- Уроки математического воображения.
- уроки духовной жизни.
- уроки постижения красоты.
- уроки планирования и деятельности.
- уроки мужества и настойчивости.
- уроки природоведения.
- кроков о мире науки.
- уроки общения.
- обучение иностранным языкам.
- урок шахмат.
Очевидно, что не только учитель, верящий в идеи
гуманистической педагогики, но и подготовленный преподаватель может работать по
данному типу учебной программы.
Гуманистическое педагогическое мышление требует адекватных концепций и напрямую связано с убеждениями человека, который занимается его теоретическим обогащением или практической реализацией
Поэтому переориентация учителей с традиционных авторитарных подходов на гуманистическое педагогическое мышление является важной задачей для развития образования в современных условиях
Гуманистически-личностный подход к образованию в современной российской школе основан на глубокой мудрости русского менталитета от Сергия Радонежского до В. Вернадского; питается живым источником педагогической мировоззренческой мысли от Конфуция и Сократа до Дж. Дьюи и М. де Монтеня; несет в себе чистоту идей современных мыслителей от Л. Выготского и Д. Уснадзе — Ю. Корчак и В.А. Сухомлинский.
Овладение основами гуманного педагогического мышления — неотъемлемая часть развития учителя третьего тысячелетия.
Концепции гуманистического воспитания
Задумка правильного воспитания подходит к идее универсальности и благозвучности. В сплочении преимущества осуществляются преображение публичных и добронравных манер поступков человека, которые служат повод к коллективному действию.
Проявляя себя в поступках доброты, человек всецело, выполняет зависимость индивида с окружающим миром. И устанавливает саму суть причины, потребностей, оценок, переживаний, мнений, мировоззрение индивида и др. Все же таки, в благодушии персоны повлияет не только духовная безмятежность, но и внешний, назначенный значение, так как в них представлены глобально значимые цели. Реальной гранью позиций индивида, выступает общественное состояние. Стремление брать на себя обязательства, за судьбы людей, действовать и следовать независимо от частных обстоятельств, сложившееся действительности, создавать, и наполнять гуманистическим содержанием, слагать гуманистическую волну и преобразовывать себя, как воспитанную личность. Именно надобность побуждает к действию. Если задуматься, то получается, что если у человека одни потребности, то такой человек не может создавать новые ценности в культуре, для этого нужна свобода мысли. Отказ от низших потребностей и есть нечто для естественного отбора ценности и воплощения их в жизнь. Образцом личности, которые отражают высшие ценности, являются высшей ценностью человека. Идеалы доброты основа гуманизма. Примерность способствует у человека формированию ответственности перед обществом, жертвовать своими правилами для образованности другого. Если подменить ценностные ориентации идеалами, то возникнет конфликт, в результате которого придется жертвовать своими принципами ради другого человека
Благородство и важное, значение человека, характеризуют его гуманистическую направленность. Нравственные идеалы совершенствуются и изменяются
В заключение изученному, хочу написать следующее –в воспитание гуманности служит усиливающий характер всемирового масштаба, охватившей и нашу страну.
А основой зарождения служит семья, в которой воспитывается ребенок. Как написано в библии «Возлюби ближнего своего, так как бы ты хотел, что бы относились к тебе» Если люди будут соблюдать эту не хитрую заповедь, то и мир будет любимым и желанным. В эпоху возрождения, сложился идеал гуманности — это мудрость, творчество, спокойствие, величественность. Раньше это все в большей мере отражалось на внешней стороне общественности.
Любите и будьте любимыми, это и есть счастье, и смысл жизни. Растить добрых и любимых детей, работать, зарабатывать, развиваться и познавать что-то новое, дружить, радоваться жизни, и приносить радость окружающим. Счастье рядом, нужно не искать, а замечать.
Может еще поучимся? Загляни сюда!
Посвящение в студенты 27.09.2013 Мнение председателя жюри
Подол – Подольск! Неожиданное рядом
Мой успех – успех моего общественного объединения – успех моей страны
Гуманная педагогика рождает акцентологию – необходимость точного определения и расстановки акцентов воспитания и образования личности.
Духовные начала гуманной педагогики и психологическое понимание природы Ребёнка в единстве создают педагогическое мировоззрение, через которое осмысливается вся образовательная атрибутика, все составные части образования.
В призме акцентологии одни проблемы, которые считались важными для традиционной педагогики, в гуманной педагогике теряют смысл. Другие переосмысливаются. Но возникает третья группа проблем, специфичных для этой педагогики, – проблема воспитания добромыслия, прекрасномыслия и чувства ответственности за свои мысли (и поступки); проблема развития, обогащения и возвышения уровня духовной жизни; проблема развития доброречия, красноречия, чуткоречия, мудроречия и воспитания ответственности за своё слово; проблема воспитания чувства возвышенной любви, сострадания, сопереживания, сорадости, уважения, помощи, оказания услуг; проблема отношения к собственности без чувства собственности; проблема взращивания чувства долга; проблема совести и умения жить по совести; проблема самопознания и саморазвития и т.д.
Все они, как в фокусе, сходятся на роли учителя
Его личности в гуманной педагогике придаётся особая важность. Учителю предлагается стать творцом своего субъективного образовательного поля, облагораживающая сила которого будет впрямую зависеть от его личностных качеств
Он должен из урокодателя, из судьи и оценщика знаний превратиться в соавтора души ученика, в мудрого и доверительного соискателя вместе с ним смысла учёбы и жизни, сотрудничать с учеником. Это – неизмеримо труднее, чем просто давать уроки – сумму знаний, не освещенную смыслом учения. Но без этого нет педагогики, тем более гуманной.
И здесь мы нередко сталкиваемся с некоей традиционной подменой педагогических понятий. Считается, что сам педагогический процесс, каков бы он ни был, есть сотрудничество того, кто даёт знание и тех, кто его получает; что учитель, давая уроки, тем самым уже сотрудничает с учеником. Увы! Это далеко не так.
Сотрудничество – всегда соавторство. В соавторстве с учеником учитель как бы заново рождается, проходит с ним путь к познанию Истины. А это предъявляет учителю аксиоматические требования и нормы. Нельзя воспитать нравственность, будучи безнравственным. Любовь воспитывается любовью. Доброта — добротою. Благородство – благородством. Личность -личностью и т.д. Отсюда необходимость постоянного творческого восхождения учителя к вершинам нравственности и следования правилам: «Уча • учимся», «Воспитывая воспитываемся», «Образовывая образовываемся сами».
Таким образом, гуманно-личностная педагогика главной целью образования выдвигает воспитание Благородного Человека. Акцентология гуманной педагогики переосмысливает понятийную сторону педагогики, раскрывая и определяя в ней духовные аспекты.
Особенности методов и подходов гуманистической концепции воспитания
Гуманистическая концепция воспитания основана на уважении и признании индивидуальности каждого ребенка. Она предлагает ряд методов и подходов, которые помогают развивать его потенциал и способности, а также формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру.
Централизация на ребенке
Одной из основных особенностей гуманистической концепции воспитания является централизация на ребенке. Это означает, что воспитательные методы и подходы должны быть ориентированы на индивидуальные потребности и интересы каждого ребенка. Педагог должен учитывать его уровень развития, способности, предпочтения и особенности личности.
Поддержка и эмоциональная безопасность
Гуманистическая концепция воспитания подразумевает создание эмоционально безопасной и поддерживающей среды для ребенка. Педагог должен быть внимательным, доброжелательным и понимающим, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно
Важно проявлять интерес к его мыслям, чувствам и идеям, а также поддерживать его в достижении поставленных целей
Активное участие и самостоятельность
Гуманистическая концепция воспитания ставит перед собой задачу развития активности и самостоятельности ребенка. Педагог должен создавать условия для его активного участия в образовательном процессе, поощрять и поддерживать его инициативу и самостоятельность. Ребенок должен иметь возможность принимать решения, выражать свое мнение, искать и находить решения проблем самостоятельно.
Развитие социальных навыков
Гуманистическая концепция воспитания акцентирует внимание на развитии социальных навыков у ребенка. Педагог должен помогать ему осознавать свою роль в обществе, учиться взаимодействовать с другими людьми, развивать навыки коммуникации, сотрудничества и конструктивного решения конфликтов
Важно также формировать у ребенка эмпатию и уважение к другим
Индивидуальный подход и дифференциация
Гуманистическая концепция воспитания предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку. Педагог должен учитывать его индивидуальные особенности, способности и потребности, а также предлагать разнообразные методы и задания, чтобы каждый ребенок мог развиваться в соответствии со своими возможностями
Важно также учитывать различия в темпе обучения и предоставлять дифференцированные задания и материалы
Таким образом, гуманистическая концепция воспитания предлагает ряд методов и подходов, которые помогают развивать индивидуальность и потенциал каждого ребенка, формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру, развивать социальные навыки и самостоятельность. Она ставит ребенка в центр воспитательного процесса и помогает ему стать гармоничной и успешной личностью.
Особенности гуманистической педагогики
Гуманистическая педагогика — это направление в теории и
практике образования, возникшее в конце 50-х — начале 60-х годов в США как
педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основными
тенденциями, характеризующими это направление в педагогике, являются придание
личностно-ориентированного характера образовательному процессу, преодоление
авторитаризма в воспитании и обучении, попытки эмоционально окрасить процесс
приобретения учащимися знаний, умений и навыков.
Само понятие «гуманизация» происходит от понятий
«гуманизм» и «человечность». Этот термин отражает
конструктивный аспект проблемы, решением которой является деятельность по
достижению более высокой и гуманистически ориентированной системы ценностей.
Гуманизация образования, по мнению ученых-педагогов,
является морально-психологической основой педагогического процесса. Это
социально-педагогическая особенность самого процесса воспитания и образования.
Это процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта
творческой учебной деятельности, познания и общения. Согласно ее целям,
гуманизация является условием гармоничного развития личности, обогащения ее
творческого потенциала, реализации творческих способностей и стремлений
личности, установления гармоничного взаимодействия с миром: природой, обществом
и другими людьми. По мнению Е.Н. Шиянова, гуманизация является ключевым
элементом нового педагогического мышления, в котором и учителя, и ученики
выступают как субъекты развития творческой индивидуальности.
Гуманизация образования подразумевает своего рода
«гуманизацию» знаний, то есть такую организацию образовательного
процесса, при которой знания имеют личностный смысл.
В процессе развития гуманистическая педагогика выработала
ряд положений, которые являются ее отличительными особенностями и должны быть
учтены в процессе реализации обучения и воспитания. Рассмотрим следующие
особенности гуманистической педагогики:
- В процессе преподавания и обучения должна быть создана эмоционально стимулирующая школьная среда;
- обязательное поощрение инициативы студентов в образовательном процессе;
- Построение конструктивных межличностных отношений в классе имеет большое значение;
- Для полноценной реализации образовательного процесса необходимо разработать такие образовательные программы, которые максимально развивают потенциал и творческие способности учащихся;
- В учебном процессе необходимо совместно обсуждать проблемы познавательного процесса и способы его оценки с учителем и учащимися;
- Необходимым, хотя зачастую и трудным условием является отказ от выставления оценок как формы давления на учащихся.
Такое построение учебного процесса и педагогического
взаимодействия позволяет использовать различные формы педагогической работы —
от гибких и спонтанных на уровне самоопределения учащихся до достаточно
жестких, которые будут основаны на устойчивой мотивации и потребностях детей.
Сущность гуманистического воспитания
Гуманистическое воспитание – это процесс воспитания, основанный на уважении личности ребенка, его прав и свобод.
Сущность гуманистического воспитания заключается в том, что оно направлено на воспитание гуманной и всесторонне развитой личности. Каждый воспитанник является равноправным участником воспитательного процесса. Педагог уважает права и свободы детей, прислушивается и учитывает мнения всех воспитанников.
Основная цель гуманистического воспитания заключается в развитии духовности личности. Духовное развитие связано с интеллектуальным и эмоциональным развитием ребенка, в котором отражаются общечеловеческие и нравственные ценности общества.
Развитие личности каждого ребенка осуществляется под воздействием внешней окружающей среды и общества, так же большое значение имеет влияние родителей. Однако основное воздействие, целенаправленное, оказывает воспитание. Именно воспитание способно ускорить, либо замедлить формирование определенных черт личности ребенка.
Процесс гуманистического воспитания заключается в передаче правил поведения в обществе, знакомстве и усвоении этических норм. Во время воспитательного процесса ребенок обогащает свой жизненный и культурный опыт.
Гуманная и всесторонне развития личность формируется под воздействием различных видов воспитания:
- нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание;
- умственное воспитание;
- физическое воспитание;
- трудовое воспитание.
Готовые работы на аналогичную тему
Немаловажным является условие комплексного сочетания разнообразных видов воспитания.
Эффективность процесса воспитания предполагает гуманистический подход к каждому воспитаннику.
Гуманизация образовательного процесса, связана с созданием благоприятных условий для максимального раскрытия всех потенциальных возможностей, заложенных в ребенка от рождения.
Правильно организованный и реализованный процесс воспитания, основанный на гуманистических идеях, направлен на саморазвитие, самовоспитание и самореализацию личности ребенка.
Основной задачей педагогического коллектива является овладение гуманистическими методиками и технологиями воспитательного процесса, для достижения цели гуманистического воспитания детей.
Основные принципы гуманистической концепции воспитания
Гуманистическая концепция воспитания основана на уважении к индивидуальности и достоинству каждого ребенка. Она признает, что каждый ребенок уникален и имеет свои особенности, потребности и способности. Поэтому основные принципы гуманистической концепции воспитания направлены на создание условий для самореализации и самоопределения ребенка.
Первый принцип – уважение к индивидуальности и достоинству каждого ребенка. Это означает, что педагог должен принимать ребенка таким, какой он есть, и уважать его уникальные черты. Педагог должен быть готов к тому, что каждый ребенок имеет свои особенности, интересы и способности, и помогать ему развиваться в соответствии с этими особенностями.
Второй принцип – создание условий для самореализации и самоопределения ребенка. Гуманистическая концепция воспитания ставит целью помочь ребенку раскрыть свой потенциал и найти свое место в обществе. Педагог должен создавать условия, в которых ребенок может проявить свои способности, развить свои интересы и достичь своих целей.
Третий принцип – развитие эмоциональной и социальной компетентности
Гуманистическая концепция воспитания признает важность развития эмоционального интеллекта и социальных навыков у ребенка. Педагог должен помогать ребенку развивать эмоциональную грамотность, умение управлять своими эмоциями и устанавливать здоровые отношения с другими людьми
Четвертый принцип – содействие формированию позитивной самооценки и уверенности в себе
Гуманистическая концепция воспитания признает важность позитивной самооценки и уверенности в себе для успешного развития ребенка. Педагог должен создавать условия, в которых ребенок может ощущать свою значимость и достижения, а также помогать ему развивать уверенность в своих силах
Пятый принцип – стимулирование творческого мышления и самостоятельности
Гуманистическая концепция воспитания признает важность развития творческого мышления и самостоятельности у ребенка. Педагог должен создавать условия, в которых ребенок может проявить свою творческую мысль, искать новые решения и быть самостоятельным в своих действиях
Шестой принцип – создание доверительных отношений между педагогом и учеником
Гуманистическая концепция воспитания признает важность доверительных отношений между педагогом и учеником. Педагог должен быть открытым, поддерживающим и понимающим, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и мог обратиться за помощью или поддержкой
Идеи гуманной педагогики начинают влиять на образовательную действительность.
Тяга учителей и воспитателей к ним возрастает. За последние 12 лет более 16 тысяч учителей прошли обучение на семинарских курсах повышения квалификации и получили соответствующие удостоверения. В 150 городах России, стран СНГ и Балтии, а также в Болгарии созданы общественные лаборатории гуманной педагогики, которые проводят педагогические конференции и чтения, осуществляют творческую практику, ведут методическую разработку и распространяют накопленный опыт. Некоторые лаборатории в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Новосибирске, Тюмени, Пензе и др. городах выпускают сборники своих трудов и учебно-методические пособия. Особый интерес к гуманной педагогике проявляют учителя Латвии, Литвы, Эстонии. Только в Латвии в 2002-2005 годах было проведено 12 семинаров. В них участвовало более 2000 учителей. В Москве создан Международный Центр Гуманной Педагогики, который ежегодно проводит Международные Педагогические Чтения. В них принимают участие учителя, воспитатели, работники образования, родители, учёные – более 600 человек ежегодно. Чтения объединяют учителей из всех государств, составлявших ранее Советский Союз. Тема каждых чтений помогает участникам осмыслить разные аспекты гуманной педагогики.
Вот эти темы по годам:
- 2002 год – Первые Чтения: «Гуманная педагогика и духовность образовательных пространств»
- 2003 год- Вторые Чтения: «Улыбка моя, где ты?»
- 2004 год – Третьи Чтения: «Почему не прожить нам жизнь героями духа?»
- 2005 год – Четвёртые Чтения: «Без сердца что поймём?»
- В 2006 году будут проведены Пятые Чтения по теме: «Спешите, дети, будем учиться летать»
Материалы Чтений публикуются в ежегодном выпуске журнала «Три ключа» (осуществлено 9 выпусков). Международное Жюри «Сердце и Лебедь» учредило звание «Рыцарь Гуманной Педагогики» и ежегодно вручает 10-ти особо отличившимся работникам образования диплом и золотой значок «Сердца и Лебедя».
Издательский Дом Шалвы Амонашвили осуществляет многотомное издание «Антологии Гуманной Педагогики» (главный редакгор академик РАО Д. Д. Зуев). Уже издано 50 томов, среди которых: Святые Писания Мировых Религий, духовные учения, философия, психология, классика, современность. «Антология» выходит в пяти книгах по направлениям: Древняя Мудрость, Восток, Запад, Россия. Современность. «Антология» допущена Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов педагогических учебных заведений всех уровней. Издаётся педагогическая и учебная литература в помощь учителям. В частности, издан учебно-методический комплект по письменно-речевой деятельности для 1 -V классов (автор – академик В. Г. Ниорадзе). При Московском Городском Педагогическом Университете создана Лаборатория гуманной педагогики. Она ввела на факультетах спецкурсы: «Основы гуманной педагогики», «Культура учителя гуманного типа мышления». В университете ежегодно проводится конкурс среди студентов и аспирантов на лучшую работу по гуманной педагогике и выдаётся 10 премий.
Под научным руководством Лаборатории осуществляется система гуманно-личностного подхода в экспериментальных школах: 200, 1715, 1607 (Москва), 38 (Санкт.-Петербург). 12, 62, 70 (Тюмень), 5 (Сургут), 31 (Нижневартовск), Лиепская сельская основная школа (Цесиский район, Латвия). Защищаются докторские и кандидатские диссертации по проблемам гуманной педагогики. В 2004 году защитила докторскую диссертацию главный специалист лаборатории В. Г. Александрова по теме: «Влияние христианского учения на развитие гуманистической педагогической традиции». Особо интенсивную работу по исследованию исторических аспектов проблем гуманной педагогики ведёт кафедра педагогики Лингвистического университета в г. Пятигорске.