Гуманистическая педагогика

Признаки гуманного воспитания в педагогике отказ от централизованного школьного воспитания

Цели и задачи гуманистического воспитания

Цель человеческого воспитания — гармоничное развитие личности. Гуманность нужно прививать с детства. Когда ребенок еще маленький ли в младшем школьном возрасте он чувствителен и впитывает все что твориться вокруг него. Опытный педагог побуждает самому переживать и чувствовать: доверие, ответственность, творческие ситуации, попытается, как бы пережить с ним вместе все эти эмоции. Ребенок должен ощущать, что его любят и ценят, что вокруг него добрые люди, которые в любое время готовы помочь, подсказать, поддержать его мнение, но не думать за него. Ребенок должен понимать, что решение всегда принимает он сам и его дорогу выбирать за него никто не будет. Взрослый родитель должен лишь натолкнуть на мысль.

Образование- построенное на гуманизме помогает избежать многих ошибок для человечества. Привести в согласие внешний и внутренний мир, эмоции и волю и есть воспитание в стиле гуманизма.

По мнению великих ученых и философов, что бы сделать человека лучшим, в первую очередь нужно удовлетворить его потребности в правде, справедливости, красоте, порядочности. Помочь ребенку сделать эти ценности внутренним миром. А педагогика если внушит людям общепринятые порядки, то в дальнейшем сможет уберечь человечество от неврозов, апатии, тоски, чувства ненужности, отказа от жизни, цинизма и т.д. Побуждая человечество к осмыслению, педагогика порождает здравомыслие, чтобы лучше отличать плохое от хорошего.

Именно разум должен проснуться и принимать решения верные и воспитывать и управлять наши чувствами в воспитательном процессе. Что бы с пользой применить все выше написанное, нужно обладать знаниями и умениями опытного педагога. В процессе активного развития общества возникают новые потребности, а соответственно и новые потребности и ценности в культуре человека.

Нужно ли воспитывать школьников в гуманной атмосфере, когда общество негуманное?

Этот вопрос возникает у многих работников образования. Именно с ним после семинара в крупном российском городе ко мне подошла одна из его участниц.- Вы говорите, детей надо любить?! – спросила с возмущением.- Об этом твердит вся классическая педагогика! – ответил я.- Ошибается ваша классика… Для этого есть родители, вот и пусть любят, -сколько хотят. А мне их любить не надо. Зато я дам им крепкие знания, и они — выдержат экзамены в любой ВУЗ, смогут приспособиться к жизни.

Что было сказать в ответ?

Школа создана не для того, чтобы приспосабливать детей к жизни, тем более к той, которая творится негуманным обществом. Не жизнь производит негуманных людей, а их безволие, бездуховность и безнравственность делает жизнь жестокой и негуманной. Адаптировать детей, приспосабливать их к жизни, которая полна жестокости и злобы, агрессивности и криминала, значит, способствовать ещё большему ухудшению жизни.

Может ли школа, «мастерская человечности» (Коменский), отказаться от своего предназначения? Можем ли мы, люди образования, ждать того времени, когда общество само возвысится нравственно и гуманизм станет его определяющим качеством, жизненной нормой, чтобы приступить к утверждению идей гуманной педагогики в образовательном мире? Зачем нам такая школа?

Таблица сравнения гуманистической концепции воспитания

Аспект Традиционная концепция воспитания Гуманистическая концепция воспитания
Определение Ориентация на формирование дисциплины и подчинения Ориентация на развитие личности и самореализацию
Принципы Авторитаризм, наказание, контроль Самоопределение, свобода, доверие
Цели и задачи Формирование повиновения, подчинения, знаний Развитие самосознания, эмоционального интеллекта, творческих способностей
Методы и подходы Репрессивные, директивные, контролирующие Диалогические, эмпатические, поддерживающие
Роль педагога Авторитарная, контролирующая Фасилитатор, наставник, поддерживающий
Преимущества Структурированность, ясность, дисциплина Развитие личности, самореализация, творчество
Недостатки Ограничение свободы, подавление индивидуальности Недостаток строгости, возможность злоупотребления свободой
Примеры Традиционная школа, военное воспитание Альтернативные школы, педагогика Монтессори

Развитие гуманистической педагогики

Современные гуманистические педагоги стремятся предать данному мировоззрению конструктивную этическую основу, которая направлена на обеспечение высокой жизнеспособности личности в обществе перед лицом насущных социальных, правовых и прочих проблем.

По сути гуманизм – эта выгодная альтернатива непреложным догмам и иррациональному мышлению.

Гуманистическая педагогика учитывает тот факт, что знание создается людьми, которые имеют разные убеждения и ценности.

Это означает, что современный образовательный процесс должен обладать плюралистическим характером, то есть иметь несколько независимых и несвязанных друг с другом основ знаний и методологий познаний.

Ребенок должен узнать о всех достижениях культуры и технологий, ознакомиться с альтернативными точками зрения видения картин мира.

Знания не должны быть основаны на главенствовании определенной доктрины и мышления, а вместе с ними и формирование единственно правильного выбора.

Личность сама делает свободный выбор в соответствии со своим мировоззрением и придерживается индивидуального образ мышления.

Гуманизм проповедует свободу выбора каждого человека, в том числе и ребенка

Выводы о ценности деятельности выносятся самим учеником.

Из всего многообразия идей человек выбирает те, которые наиболее походят ему по наклонностям и потребностям его сущности.

Индивид должен помнить о множестве имеющихся возможностей и разнообразии культурных ценностей.

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что объективная независимая от догм подача информации ученику позволяет ему сделать определенные выводы самому, понять истинное богатство жизненных возможностей и создать индивидуальную картину мира.

Максимальная объективность и корректность – это добродетели, к которым должны стремится современные педагоги, так как любая личность или мировоззрение имеет право на уважительное отношение к себе, обладает равной ценностью и достоинством.

Гуманизм открывает большое поле для индивидуальной свободы, не ограниченное доминирующим политическим или социальным мировоззрением.

Главная задача стоит при этом в приобщении индивидуальной личности к общечеловеческим ценностям.

Основные идеи гуманистическо-личностной педагогики

Гуманистически-личностная педагогика основана на следующих
принципах:

  1. гуманное педагогическое мышление не является открытием современной теории и практики. Она основана на классическом наследии и уходит корнями в ведущие религиозные, философские и образовательные учения.
  2. педагогика по своей сути является универсальной формой и культурой мышления, тенденции которой заложены в естественных функциях человека. Она развивается не столько через научные достижения, через открытые наукой законы, сколько через уровень и качество общечеловеческой культуры, истоки духовности и мотивацию деятельности. В этом преимущество педагогического мышления как постоянного источника творчества и созидания. В этом также заключается разница с наукой в строгом смысле этого слова.
  3. гуманистически-личностная педагогика ориентирована на воспитание личности через развитие ее духовно-нравственного потенциала; она помогает раскрыть и создать в ребенке черты и качества благородства. Гуманистически-личностная педагогика фокусируется на развитии духовно-нравственного потенциала человека и формировании черт характера ребенка.
  4. гуманистически-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок — это явление земной жизни, он носитель своей жизненной задачи и одарен высшей энергией духа.

Процесс гуманистически-личностного воспитания основан на
понимании целостности природы ребенка, его движущих сил, которые раскрыты и
научно обоснованы современной психологией и определяются нами как спонтанные
стремления, страсти личности ребенка в ее стремлении к развитию, взрослению,
свободе.

Сущность гуманистически-личностного воспитательного процесса (педагогического процесса), гуманистически-личностного подхода к ребенку состоит в том, что педагог как творец этого процесса основывает его на движении естественных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, проявляющихся в разносторонней деятельности ребенка; направляет его на раскрытие и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами красоты в человеческом общении, в научном познании, в жизни (воспитании).

Исходя из реальных условий российской действительности,
гуманистически-личностная педагогика, реализуемая в «Школе жизни» Ш.
Амонашвили, не отрицает предметное обучение и систему уроков, но стремится
обогатить учебную деятельность «светом духовности и знаний» и
превратить обучение в реальную «жизнь детей». Отсюда и
соответствующие акценты:

Это основной цикл начальных курсов Школы жизни:

  1. когнитивное обучение чтению.
  2. уроки письменной и разговорной речи.
  3. преподавание на родном языке.
  4. Уроки математического воображения.
  5. уроки духовной жизни.
  6. уроки постижения красоты.
  7. уроки планирования и деятельности.
  8. уроки мужества и настойчивости.
  9. уроки природоведения.
  10. кроков о мире науки.
  11. уроки общения.
  12. обучение иностранным языкам.
  13. урок шахмат.

Очевидно, что не только учитель, верящий в идеи
гуманистической педагогики, но и подготовленный преподаватель может работать по
данному типу учебной программы.

Гуманистическое педагогическое мышление требует адекватных концепций и напрямую связано с убеждениями человека, который занимается его теоретическим обогащением или практической реализацией

Поэтому переориентация учителей с традиционных авторитарных подходов на гуманистическое педагогическое мышление является важной задачей для развития образования в современных условиях

Гуманистически-личностный подход к образованию в современной российской школе основан на глубокой мудрости русского менталитета от Сергия Радонежского до В. Вернадского; питается живым источником педагогической мировоззренческой мысли от Конфуция и Сократа до Дж. Дьюи и М. де Монтеня; несет в себе чистоту идей современных мыслителей от Л. Выготского и Д. Уснадзе — Ю. Корчак и В.А. Сухомлинский.

Овладение основами гуманного педагогического мышления — неотъемлемая часть развития учителя третьего тысячелетия.

Концепции гуманистического воспитания

Задумка правильного воспитания подходит к идее универсальности и благозвучности. В сплочении преимущества осуществляются преображение публичных и добронравных манер поступков человека, которые служат повод к коллективному действию.

Проявляя себя в поступках доброты, человек всецело, выполняет зависимость индивида с окружающим миром. И устанавливает саму суть причины, потребностей, оценок, переживаний, мнений, мировоззрение индивида и др. Все же таки, в благодушии персоны повлияет не только духовная безмятежность, но и внешний, назначенный значение, так как в них представлены глобально значимые цели. Реальной гранью позиций индивида, выступает общественное состояние. Стремление брать на себя обязательства, за судьбы людей, действовать и следовать независимо от частных обстоятельств, сложившееся действительности, создавать, и наполнять гуманистическим содержанием, слагать гуманистическую волну и преобразовывать себя, как воспитанную личность. Именно надобность побуждает к действию. Если задуматься, то получается, что если у человека одни потребности, то такой человек не может создавать новые ценности в культуре, для этого нужна свобода мысли. Отказ от низших потребностей и есть нечто для естественного отбора ценности и воплощения их в жизнь. Образцом личности, которые отражают высшие ценности, являются высшей ценностью человека. Идеалы доброты основа гуманизма. Примерность способствует у человека формированию ответственности перед обществом, жертвовать своими правилами для образованности другого. Если подменить ценностные ориентации идеалами, то возникнет конфликт, в результате которого придется жертвовать своими принципами ради другого человека

Благородство и важное, значение человека, характеризуют его гуманистическую направленность. Нравственные идеалы совершенствуются и изменяются

В заключение изученному, хочу написать следующее –в воспитание гуманности служит усиливающий характер всемирового масштаба, охватившей и нашу страну.

А основой зарождения служит семья, в которой воспитывается ребенок. Как написано в библии «Возлюби ближнего своего, так как бы ты хотел, что бы относились к тебе» Если люди будут соблюдать эту не хитрую заповедь, то и мир будет любимым и желанным. В эпоху возрождения, сложился идеал гуманности — это мудрость, творчество, спокойствие, величественность. Раньше это все в большей мере отражалось на внешней стороне общественности.

Любите и будьте любимыми, это и есть счастье, и смысл жизни. Растить добрых и любимых детей, работать, зарабатывать, развиваться и познавать что-то новое, дружить, радоваться жизни, и приносить радость окружающим. Счастье рядом, нужно не искать, а замечать.

Может еще поучимся? Загляни сюда!

Посвящение в студенты 27.09.2013 Мнение председателя жюри

Подол – Подольск! Неожиданное рядом

Мой успех – успех моего общественного объединения – успех моей страны

Гуманная педагогика рождает акцентологию – необходимость точного определения и расстановки акцентов воспитания и образования личности.

Духовные начала гуманной педагогики и психологическое понимание природы Ребёнка в единстве создают педагогическое мировоззрение, через которое осмысливается вся образовательная атрибутика, все составные части образования.

В призме акцентологии одни проблемы, которые считались важными для традиционной педагогики, в гуманной педагогике теряют смысл. Другие переосмысливаются. Но возникает третья группа проблем, специфичных для этой педагогики, – проблема воспитания добромыслия, прекрасномыслия и чувства ответственности за свои мысли (и поступки); проблема развития, обогащения и возвышения уровня духовной жизни; проблема развития доброречия, красноречия, чуткоречия, мудроречия и воспитания ответственности за своё слово; проблема воспитания чувства возвышенной любви, сострадания, сопереживания, сорадости, уважения, помощи, оказания услуг; проблема отношения к собственности без чувства собственности; проблема взращивания чувства долга; проблема совести и умения жить по совести; проблема самопознания и саморазвития и т.д.

Все они, как в фокусе, сходятся на роли учителя

Его личности в гуманной педагогике придаётся особая важность. Учителю предлагается стать творцом своего субъективного образовательного поля, облагораживающая сила которого будет впрямую зависеть от его личностных качеств

Он должен из урокодателя, из судьи и оценщика знаний превратиться в соавтора души ученика, в мудрого и доверительного соискателя вместе с ним смысла учёбы и жизни, сотрудничать с учеником. Это – неизмеримо труднее, чем просто давать уроки – сумму знаний, не освещенную смыслом учения. Но без этого нет педагогики, тем более гуманной.

И здесь мы нередко сталкиваемся с некоей традиционной подменой педагогических понятий. Считается, что сам педагогический процесс, каков бы он ни был, есть сотрудничество того, кто даёт знание и тех, кто его получает; что учитель, давая уроки, тем самым уже сотрудничает с учеником. Увы! Это далеко не так.

Сотрудничество – всегда соавторство. В соавторстве с учеником учитель как бы заново рождается, проходит с ним путь к познанию Истины. А это предъявляет учителю аксиоматические требования и нормы. Нельзя воспитать нравственность, будучи безнравственным. Любовь воспитывается любовью. Доброта — добротою. Благородство – благородством. Личность -личностью и т.д. Отсюда необходимость постоянного творческого восхождения учителя к вершинам нравственности и следования правилам: «Уча • учимся», «Воспитывая воспитываемся», «Образовывая образовываемся сами».

Таким образом, гуманно-личностная педагогика главной целью образования выдвигает воспитание Благородного Человека. Акцентология гуманной педагогики переосмысливает понятийную сторону педагогики, раскрывая и определяя в ней духовные аспекты.

Особенности методов и подходов гуманистической концепции воспитания

Гуманистическая концепция воспитания основана на уважении и признании индивидуальности каждого ребенка. Она предлагает ряд методов и подходов, которые помогают развивать его потенциал и способности, а также формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру.

Централизация на ребенке

Одной из основных особенностей гуманистической концепции воспитания является централизация на ребенке. Это означает, что воспитательные методы и подходы должны быть ориентированы на индивидуальные потребности и интересы каждого ребенка. Педагог должен учитывать его уровень развития, способности, предпочтения и особенности личности.

Поддержка и эмоциональная безопасность

Гуманистическая концепция воспитания подразумевает создание эмоционально безопасной и поддерживающей среды для ребенка. Педагог должен быть внимательным, доброжелательным и понимающим, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно

Важно проявлять интерес к его мыслям, чувствам и идеям, а также поддерживать его в достижении поставленных целей

Активное участие и самостоятельность

Гуманистическая концепция воспитания ставит перед собой задачу развития активности и самостоятельности ребенка. Педагог должен создавать условия для его активного участия в образовательном процессе, поощрять и поддерживать его инициативу и самостоятельность. Ребенок должен иметь возможность принимать решения, выражать свое мнение, искать и находить решения проблем самостоятельно.

Развитие социальных навыков

Гуманистическая концепция воспитания акцентирует внимание на развитии социальных навыков у ребенка. Педагог должен помогать ему осознавать свою роль в обществе, учиться взаимодействовать с другими людьми, развивать навыки коммуникации, сотрудничества и конструктивного решения конфликтов

Важно также формировать у ребенка эмпатию и уважение к другим

Индивидуальный подход и дифференциация

Гуманистическая концепция воспитания предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку. Педагог должен учитывать его индивидуальные особенности, способности и потребности, а также предлагать разнообразные методы и задания, чтобы каждый ребенок мог развиваться в соответствии со своими возможностями

Важно также учитывать различия в темпе обучения и предоставлять дифференцированные задания и материалы

Таким образом, гуманистическая концепция воспитания предлагает ряд методов и подходов, которые помогают развивать индивидуальность и потенциал каждого ребенка, формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру, развивать социальные навыки и самостоятельность. Она ставит ребенка в центр воспитательного процесса и помогает ему стать гармоничной и успешной личностью.

Особенности гуманистической педагогики

Гуманистическая педагогика — это направление в теории и
практике образования, возникшее в конце 50-х — начале 60-х годов в США как
педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основными
тенденциями, характеризующими это направление в педагогике, являются придание
личностно-ориентированного характера образовательному процессу, преодоление
авторитаризма в воспитании и обучении, попытки эмоционально окрасить процесс
приобретения учащимися знаний, умений и навыков.

Само понятие «гуманизация» происходит от понятий
«гуманизм» и «человечность». Этот термин отражает
конструктивный аспект проблемы, решением которой является деятельность по
достижению более высокой и гуманистически ориентированной системы ценностей.

Гуманизация образования, по мнению ученых-педагогов,
является морально-психологической основой педагогического процесса. Это
социально-педагогическая особенность самого процесса воспитания и образования.
Это процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта
творческой учебной деятельности, познания и общения. Согласно ее целям,
гуманизация является условием гармоничного развития личности, обогащения ее
творческого потенциала, реализации творческих способностей и стремлений
личности, установления гармоничного взаимодействия с миром: природой, обществом
и другими людьми. По мнению Е.Н. Шиянова, гуманизация является ключевым
элементом нового педагогического мышления, в котором и учителя, и ученики
выступают как субъекты развития творческой индивидуальности.

Гуманизация образования подразумевает своего рода
«гуманизацию» знаний, то есть такую организацию образовательного
процесса, при которой знания имеют личностный смысл.

В процессе развития гуманистическая педагогика выработала
ряд положений, которые являются ее отличительными особенностями и должны быть
учтены в процессе реализации обучения и воспитания. Рассмотрим следующие
особенности гуманистической педагогики:

  • В процессе преподавания и обучения должна быть создана эмоционально стимулирующая школьная среда;
  • обязательное поощрение инициативы студентов в образовательном процессе;
  • Построение конструктивных межличностных отношений в классе имеет большое значение;
  • Для полноценной реализации образовательного процесса необходимо разработать такие образовательные программы, которые максимально развивают потенциал и творческие способности учащихся;
  • В учебном процессе необходимо совместно обсуждать проблемы познавательного процесса и способы его оценки с учителем и учащимися;
  • Необходимым, хотя зачастую и трудным условием является отказ от выставления оценок как формы давления на учащихся.

Такое построение учебного процесса и педагогического
взаимодействия позволяет использовать различные формы педагогической работы —
от гибких и спонтанных на уровне самоопределения учащихся до достаточно
жестких, которые будут основаны на устойчивой мотивации и потребностях детей.

Сущность гуманистического воспитания

Гуманистическое воспитание – это процесс воспитания, основанный на уважении личности ребенка, его прав и свобод.

Сущность гуманистического воспитания заключается в том, что оно направлено на воспитание гуманной и всесторонне развитой личности. Каждый воспитанник является равноправным участником воспитательного процесса. Педагог уважает права и свободы детей, прислушивается и учитывает мнения всех воспитанников.

Основная цель гуманистического воспитания заключается в развитии духовности личности. Духовное развитие связано с интеллектуальным и эмоциональным развитием ребенка, в котором отражаются общечеловеческие и нравственные ценности общества.

Развитие личности каждого ребенка осуществляется под воздействием внешней окружающей среды и общества, так же большое значение имеет влияние родителей. Однако основное воздействие, целенаправленное, оказывает воспитание. Именно воспитание способно ускорить, либо замедлить формирование определенных черт личности ребенка.

Процесс гуманистического воспитания заключается в передаче правил поведения в обществе, знакомстве и усвоении этических норм. Во время воспитательного процесса ребенок обогащает свой жизненный и культурный опыт.

Гуманная и всесторонне развития личность формируется под воздействием различных видов воспитания:

  • нравственное воспитание;
  • эстетическое воспитание;
  • умственное воспитание;
  • физическое воспитание;
  • трудовое воспитание.

Готовые работы на аналогичную тему

Немаловажным является условие комплексного сочетания разнообразных видов воспитания.

Эффективность процесса воспитания предполагает гуманистический подход к каждому воспитаннику.

Гуманизация образовательного процесса, связана с созданием благоприятных условий для максимального раскрытия всех потенциальных возможностей, заложенных в ребенка от рождения.

Правильно организованный и реализованный процесс воспитания, основанный на гуманистических идеях, направлен на саморазвитие, самовоспитание и самореализацию личности ребенка.

Основной задачей педагогического коллектива является овладение гуманистическими методиками и технологиями воспитательного процесса, для достижения цели гуманистического воспитания детей.

Основные принципы гуманистической концепции воспитания

Гуманистическая концепция воспитания основана на уважении к индивидуальности и достоинству каждого ребенка. Она признает, что каждый ребенок уникален и имеет свои особенности, потребности и способности. Поэтому основные принципы гуманистической концепции воспитания направлены на создание условий для самореализации и самоопределения ребенка.

Первый принцип – уважение к индивидуальности и достоинству каждого ребенка. Это означает, что педагог должен принимать ребенка таким, какой он есть, и уважать его уникальные черты. Педагог должен быть готов к тому, что каждый ребенок имеет свои особенности, интересы и способности, и помогать ему развиваться в соответствии с этими особенностями.

Второй принцип – создание условий для самореализации и самоопределения ребенка. Гуманистическая концепция воспитания ставит целью помочь ребенку раскрыть свой потенциал и найти свое место в обществе. Педагог должен создавать условия, в которых ребенок может проявить свои способности, развить свои интересы и достичь своих целей.

Третий принцип – развитие эмоциональной и социальной компетентности

Гуманистическая концепция воспитания признает важность развития эмоционального интеллекта и социальных навыков у ребенка. Педагог должен помогать ребенку развивать эмоциональную грамотность, умение управлять своими эмоциями и устанавливать здоровые отношения с другими людьми

Четвертый принцип – содействие формированию позитивной самооценки и уверенности в себе

Гуманистическая концепция воспитания признает важность позитивной самооценки и уверенности в себе для успешного развития ребенка. Педагог должен создавать условия, в которых ребенок может ощущать свою значимость и достижения, а также помогать ему развивать уверенность в своих силах

Пятый принцип – стимулирование творческого мышления и самостоятельности

Гуманистическая концепция воспитания признает важность развития творческого мышления и самостоятельности у ребенка. Педагог должен создавать условия, в которых ребенок может проявить свою творческую мысль, искать новые решения и быть самостоятельным в своих действиях

Шестой принцип – создание доверительных отношений между педагогом и учеником

Гуманистическая концепция воспитания признает важность доверительных отношений между педагогом и учеником. Педагог должен быть открытым, поддерживающим и понимающим, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и мог обратиться за помощью или поддержкой

Идеи гуманной педагогики начинают влиять на образовательную действительность.

Тяга учителей и воспитателей к ним возрастает. За последние 12 лет более 16 тысяч учителей прошли обучение на семинарских курсах повышения квалификации и получили соответствующие удостоверения. В 150 городах России, стран СНГ и Балтии, а также в Болгарии созданы общественные лаборатории гуманной педагогики, которые проводят педагогические конференции и чтения, осуществляют творческую практику, ведут методическую разработку и распространяют накопленный опыт. Некоторые лаборатории в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Новосибирске, Тюмени, Пензе и др. городах выпускают сборники своих трудов и учебно-методические пособия. Особый интерес к гуманной педагогике проявляют учителя Латвии, Литвы, Эстонии. Только в Латвии в 2002-2005 годах было проведено 12 семинаров. В них участвовало более 2000 учителей. В Москве создан Международный Центр Гуманной Педагогики, который ежегодно проводит Международные Педагогические Чтения. В них принимают участие учителя, воспитатели, работники образования, родители, учёные – более 600 человек ежегодно. Чтения объединяют учителей из всех государств, составлявших ранее Советский Союз. Тема каждых чтений помогает участникам осмыслить разные аспекты гуманной педагогики.

Вот эти темы по годам:

  • 2002 год – Первые Чтения: «Гуманная педагогика и духовность образовательных пространств»
  • 2003 год- Вторые Чтения: «Улыбка моя, где ты?»
  • 2004 год – Третьи Чтения: «Почему не прожить нам жизнь героями духа?»
  • 2005 год – Четвёртые Чтения: «Без сердца что поймём?»
  • В 2006 году будут проведены Пятые Чтения по теме: «Спешите, дети, будем учиться летать»

Материалы Чтений публикуются в ежегодном выпуске журнала «Три ключа» (осуществлено 9 выпусков). Международное Жюри «Сердце и Лебедь» учредило звание «Рыцарь Гуманной Педагогики» и ежегодно вручает 10-ти особо отличившимся работникам образования диплом и золотой значок «Сердца и Лебедя».

Издательский Дом Шалвы Амонашвили осуществляет многотомное издание «Антологии Гуманной Педагогики» (главный редакгор академик РАО Д. Д. Зуев). Уже издано 50 томов, среди которых: Святые Писания Мировых Религий, духовные учения, философия, психология, классика, современность. «Антология» выходит в пяти книгах по направлениям: Древняя Мудрость, Восток, Запад, Россия. Современность. «Антология» допущена Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов педагогических учебных заведений всех уровней. Издаётся педагогическая и учебная литература в помощь учителям. В частности, издан учебно-методический комплект по письменно-речевой деятельности для 1 -V классов (автор – академик В. Г. Ниорадзе). При Московском Городском Педагогическом Университете создана Лаборатория гуманной педагогики. Она ввела на факультетах спецкурсы: «Основы гуманной педагогики», «Культура учителя гуманного типа мышления». В университете ежегодно проводится конкурс среди студентов и аспирантов на лучшую работу по гуманной педагогике и выдаётся 10 премий.

Под научным руководством Лаборатории осуществляется система гуманно-личностного подхода в экспериментальных школах: 200, 1715, 1607 (Москва), 38 (Санкт.-Петербург). 12, 62, 70 (Тюмень), 5 (Сургут), 31 (Нижневартовск), Лиепская сельская основная школа (Цесиский район, Латвия). Защищаются докторские и кандидатские диссертации по проблемам гуманной педагогики. В 2004 году защитила докторскую диссертацию главный специалист лаборатории В. Г. Александрова по теме: «Влияние христианского учения на развитие гуманистической педагогической традиции». Особо интенсивную работу по исследованию исторических аспектов проблем гуманной педагогики ведёт кафедра педагогики Лингвистического университета в г. Пятигорске.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: