Презентация, доклад на тему технологии уровневой дифференциации

Технологии уровневой дифференциации  доклад, проект

Особенности дифференцированного подхода, плюсы и минусы

Актуальность дифференцированного подхода состоит в том, что он позволяет дифференцировать содержание обучения для учащихся разного уровня развития

Это особенно важно в условиях современной школы и классно-урочной системы

Специфика дифференцированного подхода сочетает следующие этапы:

  1. Изучение индивидуальных особенностей ребенка и среды воспитания. Для изучения применяются методы наблюдения, анкеты, тестирование, анализ выполненных работ. По результатам диагностики формируется модель дифференциации: дети делятся на группы, чаще всего по уровню обучаемости и познавательным возможностям. Как правило, выделяют группы трех уровней: высокий, средний, низкий.
  2. Отбор материала для изучения с учетом требований программы. Материалы соотносятся с уровнем каждой из трех групп.
  3. Учет индивидуальных особенностей на каждом этапе урока. Методы и приемы работы также соотносятся с уровнем групп.
  4. Разработка разнонаправленного и разноуровневого дидактического материала и заданий.
  5. На этапе проверки и оценки знаний определяется уровень усвоения материала каждого учащегося. После этого учащийся может покинуть группу и присоединиться к другой.

К плюсам такого подхода можно отнести:

  • создание образа познавательных возможностей учащегося;
  • учет индивидуальных возможностей учащихся;
  • вариативность учебного материала для групп с разным уровнем развития;
  • вариативность учебно-познавательной деятельности;
  • ориентирование на адаптацию и развитие ученика;
  • обучение в индивидуальном темпе;
  • поддержание и повышение мотивации;
  • повышение мотивации сильных учащихся, которые могут осваивать материал на более глубоком уровне;
  • создание ситуации успеха для слабых учеников;
  • избегание ситуации неуспеха;
  • создание максимально комфортного учебного процесса.

К недостаткам такого подхода относят:

  • длительность этапа изучения индивидуальных особенностей;
  • необходимость работать совместно в группе может не нравиться некоторым ученикам;
  • отсутствие элемента соревнования может замедлять развитие учащихся;
  • слабые ученики не могут получить помощь от более сильных;
  • возникновение эгоистического комплекса и чувства превосходства у сильных учащихся;
  • снижение уровня самооценки у слабых учащихся;
  • сложность в применении функций подхода на каждом этапе урока в условиях классно-урочной системы;
  • деление на группы часто считается негуманным, учащиеся могут чувствовать себя ущемленными;
  • диагностика при делении может быть ошибочна и распределение ребенка в группу может быть неверным.

Примечание 1

Плюсы дифференцированного подхода относят к педагогической сфере, а минусы касаются социальной сферы.

Несмотря на недостатки, дифференцированный подход имеет больше положительных отзывов со стороны учителей, учащихся и их родителей.

При этом нужно быть предельно аккуратным при оценке способностей и возможностей ребенка. Разделение может быть нечетким, и состав групп может периодически меняться. Правильно и целесообразно построенный процесс обучения приносит положительные и качественные результаты образования.

Четыре подуровня дифференциации

В исследовании А.В. Матвеева предложено четыре уровня различения: репродуктивный, конструктивно-описательный, конструктивно-аналитический, творческий.

Доступ к базовому уровню осуществляется через репродуктивный и конструктивно-дескриптивный подуровни овладения системой знаний, умений и навыков. Конструктивно-аналитический и творческий подуровни характеризуют продвинутый уровень.

На репродуктивном подуровне от учащихся требуется: пересказать изученный материал различной сложности; дать определения и формулировки технических и методологических понятий, законов, гипотез. Эта деятельность осуществляется в соответствии с заранее определенным алгоритмом действий.

Конструктивно-дескриптивный подуровень характеризуется самостоятельным применением имеющейся информации на основе ранее усвоенного алгоритма. Студент должен описать изучаемое явление, процесс или объект и определить его характеристики.

Продуктивные действия студента эвристического характера: анализ, систематизация, обобщение, объяснение и т.д. — раскрывают суть конструктивно-аналитического подуровня.

На творческом подуровне деятельность студента характеризуется продуктивными действиями творческого типа: Оценка, доказательство, моделирование, прогнозирование, проектирование, в ходе которых «создается» новая информация.При изучении нового материала важно, чтобы все учащиеся получили полную учебную информацию. Уже на этом этапе важно, чтобы у учителя было четкое представление о том, что все ученики должны усвоить на уроке и в конце темы, а с чем их следует только познакомить

Такой подход позволяет четко распределить и детально проработать обязательный материал, подлежащий изучению, и в то же время показать содержание верхнего уровня, которое гораздо шире и глубже по сравнению с обязательными требованиями.

На начальном этапе обучения учитель помогает ученику четко сформулировать и понять цели, которые дифференцируются в соответствии с указанными уровнями и подуровнями. Студентам предлагаются различные типы учебных материалов в зависимости от целей. Выбор уровня сложности остается за студентом. Учащиеся имеют право самостоятельно решать, хотят ли они на данном уроке приобрести знания и действия только на базовом уровне (в контексте работы с темой) или, приобретя их, продолжить работу над учебным материалом на продвинутом уровне.

Во время изложения содержания темы на каждом уроке учитель постоянно подчеркивает степень сложности темы.

«Сильные» студенты стремятся освоить продвинутый уровень путем самостоятельных экспериментов. «Слабые» ученики получают постоянное «подкрепление», находясь в ситуации освоения и испытывая успех в обучении.

Уровневая дифференциация в образовательном процессе предполагает свободный выбор многоуровневого задания, что требует умения правильно соотнести свои способности с уровнем сложности их выполнения. В.И. Загвязинский убедительно показал необходимость системы постепенного и последовательного приучения учащихся к самостоятельному выбору вариантов заданий. Он выделяет три основных этапа такой подготовительной работы:

  • Уровень сложности заданий задает учитель, он же выбирает варианты для учеников;
  • уровень сложности указывает учитель, а ученик выбирает задание;
  • уровень сложности определяется студентами, и они делают свой выбор на этой основе.

Дифференцированные задания являются важным средством обучения и воспитания, направленным на развитие мыслительной и творческой деятельности учащихся, их интереса к изучению предмета.

Дифференцированное обучение — что из себя представляет

Понятие дифференцированного обучения происходит от термина «дифференциация».

Дифференциация — это разделение целого на составляющие части по каким-либо признакам, а также разделение методов в процессе работы.

Дифференцированное обучение — это технология обучения детей с учетом наличия у них различных индивидуальных возможностей, способностей, склонностей, уровня развития.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Учащиеся группируются по выделенным признакам, и учитель применяет различные формы и методы в каждой группе. Отбор методов, форм и средств работы должен быть эффективен для учащихся всех групп. Учитель выбирает наиболее востребованные технологии обучения, ориентированные на личность учащегося.

Цель обучения: создать оптимальные условия и благоприятную обстановку для того, чтобы выявить задатки и развить имеющиеся интересы и способности учащихся.

Для этого необходимо определить для каждого учащегося целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы на уроке и материал для домашнего задания и контроля, принимая во внимание уровень подготовки, развитие мышления и познавательный интерес к предмету. Исходя из диагностики и анализа учитель ставит конкретные задачи для достижения эффективного результата. . Отличительные особенности и сущность дифференцированного обучения:

Отличительные особенности и сущность дифференцированного обучения:

  1. Учет индивидуально-типологических особенностей личности: интересов, психофизиологических особенностей, профессиональной ориентации, способностей, уровня обученности. Неразвитые способности учитываются и развиваются до необходимого уровня.
  2. Деление на группы. При разделении на группы учитель учитывает уровень интеллектуального развития, тип мышления, темперамент, интересы и склонности. Группирование может быть четким и нечетким. При нечетком делении учащиеся имеют возможность свободно перемещаться из группы в группу.
  3. Различное построение процесса обучения в выделенных группах. Обучение должно быть адаптировано к особенностям и уровню различных групп. Обучение должно постоянно подвергаться изменениям. Это необходимо для мотивации учащихся.

Дифференциация в обучении является частью общей дидактической системы и обеспечивает специализацию учебного процесса для разных групп учащихся.

Виды дифференцированного обучения, с какой целью используются

Дифференцированное обучение имеет разные формы организации, используются различные средства и методы, применяется на разных уровнях обучения. Обычно выделяют два вида дифференциации:

  • внутренняя или дифференциация без стабильных групп;
  • внешняя или дифференциация со стабильными группами.

Концепция внешней дифференциации основана на исходных познавательных интересах учащихся, их образовательных потребностях и способностях к определенному виду деятельности. Дифференциация может проходить на основании самоопределения, рекомендаций и психологической диагностики.

Цель внешней дифференциации: создание особых групп, классов, школ для развития интересов, способностей ребенка для дальнейшей профессиональной деятельности. Предполагается использование особых программ и учебников.

При таком типе разделение возможно в нескольких формах:

  1. По возрастному составу.

Пример: школьные классы, возрастные параллели.

  1. По полу.

Пример: мужские и женские классы, школы, команды.

  1. По области интересов.

Пример: гуманитарные, математические классы, школы.

  1. По уровню достижений, умственного развития.

Пример: школы для одаренных детей, школа олимпийского резерва.

  1. По уровню здоровья.

Пример: физкультурные группы, школы для детей с ослабленным слухом, зрением.

По организационному принципу при внешней дифференциации выделяют следующие формы:

  1. Региональная по типу школ.

Пример: гимназии, лицеи, коррекционные школы.

  1. Внутришкольную.

Пример: профильные классы.

  1. Межклассную.

Пример: факультативы, разновозрастные сборные.

Внутренняя дифференциация также называется внутриклассной. Разделение происходит в одном коллективе по уровню интеллектуального развития с учетом индивидуальных характеристик и возрастных особенностей.

Цель внутренней дифференциации: создать и в дальнейшем поддерживать и развивать оптимальные и благоприятные условия для учащегося, развивать его потенциальные способности и индивидуальности, содействовать учебному прогрессу каждого учащегося, предупредить отставание и неуспеваемость. Обучение ведут в обычных группах, по одним программам и учебникам.

Внутреннее разделение основано на следующих принципах:

  • неодинаковое усвоение учащимися информации;
  • усвоение информации некоторыми учениками может быть неэффективным;
  • своевременное выявление причин неэффективного усвоения;
  • дальнейшее разделение учащихся по выявленным причинам отставания, которые являются основанием для дифференциации.

Внутренняя дифференциация может осуществляться по следующим признакам:

  • по возрастным возможностям;
  • по степени обученности;
  • по характеру познавательной деятельности;
  • по характеру нейропсихологических особенностей.

Внутренняя дифференциация основывается на одном из следующих принципов:

  • дифференцированная форма предполагает применение форм и методов обучения, индивидуальных для каждого, но приводящих к одинаковому уровню овладения программой;
  • уровневая дифференциация предполагает обучение по одной программе, но учащиеся имеют возможность осваивать программу на разных уровнях (не ниже обязательных требований).

Ведущие формы работы при внутренней дифференциации: групповая и индивидуальная. Выделение групп часто гибкое и подвижное с применением интегративных методов.

Особый вид разделения – это отдельная дифференциальная группа. Дифференциальная группа может иметь формы разделения:

  • по целям обучения;
  • по содержанию обучения;
  • по методам и технологиям;
  • по уровню обучения;
  • по темпу обучения.

Примечание 2

При любом виде и форме дифференцированного обучения необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности детей и возрастную ступень. Разделение может происходить на разных этапах: поступление в школу, переход в среднюю и старшую школу. В чистом виде определенный вид или форма встречается редко.

Уровневая дифференциация как средство оптимизации обучения

Дифференциация как один из основных подходов к изучению математики младшими школьниками

Не обязательно вводить дифференциацию на всех этапах урока. Это требует от учителя большой по объёму подготовки к уроку и, кроме того, не всегда даёт необходимый эффект. Учитель определяет…

Дифференцированное обучение как средство повышения эффективности урока

Зачетная система при обучении математике

f1. Уровневая дифференциация

В настоящее время принципиальные изменения в школе связаны в первую очередь с введением дифференцированного обучения. Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится уровневая дифференциация…

Использование Интернет-технологий в обучении иностранным языкам

3. Использование видеоподкастов для оптимизации процесса обучения иностранным языкам

В настоящее время в обучении иностранному языку активно используются различные новые информационно-коммуникативные технологии, социальные серверы, которые позволяют значительно повысить эффективность этого процесса…

О возможности использования информационных технологий при осуществлении дифференцированного подхода на уроках математики

1.2 Уровневая дифференциация на уроках математики

В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой этого учебного предмета…

Особенности психомоторных функций у детей со стертой дизартрией

1.2 Уровневая система регуляции двигательных функций

Работы И.М. Сеченова , П.К. Анохина , Н.А. Бернштейна показали, что всякий моторный акт является результатом работы не раз и навсегда фиксированной группы мышц и совокупностью всегда одних и тех же импульсов, а очень подвижной…

Особенности работы педагога с детьми, имеющими задержку психического развития

2.4 Рекомендации для педагогов по оптимизации обучения детей с ЗПР

Важным условием успешной коррекции и компенсации недостатков в психическом развитии детей с ЗПР является адекватность педагогического воздействия, которое возможно при правильно организованных условиях, методах обучения…

Проблема оптимизации методов обучения

1.1 Основные подходы к оптимизации методов обучения

Одним из базовых понятий дидактики является обучение. Обучение — это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого…

Проблемы дифференцированного обучения математике в начальной школе

цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности…

Психологические основы дифференцированного обучения

f1. Понятия «дифференциация» и «индивидуализация» обучения

Вне всяких сомнений, для лучшего понимания психологических основ дифференцированного обучения необходимо для начала уточнить содержание понятия «дифференциация обучения», а также его соотношение с понятием «индивидуализация обучения»…

Работа с детьми, имеющими задержку психического развития, в современной школе

1.6 Рекомендации для педагогов по оптимизации обучения детей с ЗПР

Важным условием успешной коррекции и компенсации недостатков в психическом развитии детей с ЗПР является адекватность педагогического воздействия, которое возможно при правильно организованных условиях, методах обучения…

Реализация уровневой дифференциации при обучении математике

f§3. Уровневая дифференциация

Разновидность внутриклассной дифференциации — дифференциация уровневая, при которой ученик получает право и возможность выбирать уровень усвоения учебного материала (но не ниже минимального)…

Решение задач на экстремум

Решение задач на экстремум

1.2 Уровневая дифференциация

Очень плотно уровневой дифференциацией занимались Г.В. Дорофеев, В.В. Фисов и др. Организацию учебного процесса с учетом уровневой дифференциации они назвали разноуровневым обучением. Оно выражалось в том, что, обучаясь в одном классе…

Формирование познавательных универсальных учебных действий на основе индивидуализации и дифференциации обучения химии в основной общеобразовательной школе

§1. понятий индивидуализация и дифференциация обучения

Как и любой социальный институт, общеобразовательная школа подвержена перманентной модернизации. В настоящий момент общественно-политический запрос к общеобразовательной школе заключается в таком построении процесса обучения…

Образовательные технологии здоровье сберегающей направленности

Технология уровневой дифференциации образования на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов дифференциации технологического уровня.

Учитель имеет возможность дифференцировать, чтобы помочь слабым ученикам и уделить внимание сильным, чтобы эффективнее работать с трудными детьми. Сильные студенты активно реализуют свое желание прогрессировать быстрее и глубже, а слабые студенты реже ощущают свое отставание от сильных студентов

Важной отличительной особенностью данной технологии, которую можно рассматривать как системную для целой группы образовательных технологий, является разработанный подход к оценке знаний учащихся. К числу технологий, охраняющих здоровье, относится «технология непринужденного развития детей», разработанная физиологом В.Ф

Базарным

К числу технологий, охраняющих здоровье, относится «технология непринужденного развития детей», разработанная физиологом В.Ф. Базарным.

Особенности этой технологии, ориентированной в основном на учеников начальной школы, заключаются в следующем.

обучение проводится в режиме чередования динамических поз. Для этого используется специальная мебель с наклонной поверхностью — парты и пюпитры. Студент сидит за пюпитром часть урока и стоит за пюпитром другую часть урока. Это помогает поддерживать и укреплять позвоночник и улучшать осанку.
для разминки и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также для развития внимания и быстроты реакции на уроке имеются схемы зрительных путей, расположенные на потолке, и специальные глазные тренажеры, «бегущие огоньки». Упражнения сочетают движения глаз, головы и туловища, выполняются в свободном положении и основаны на визуальных стимулах, которые несут мотивирующий, активизирующий заряд для всего тела. Результатами таких упражнений являются: Развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизации. Происходит развитие зрительно-моторных реакций, особенно скорости ориентации в пространстве, реакций ребенка в экстремальных ситуациях, например, в дорожном движении, чтобы избежать дорожно-транспортных происшествий.
для расширения визуального кругозора, развития творческого воображения, целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам используется специально разработанный «Экологический букварь» (картинная доска). Он расположен на одной из стен аудитории и представляет собой бесконечную поверхность, насыщенную естественными и искусственными визуальными стимулами, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются учебные темы

Это позволяет отказаться от использования книги при обучении в начальной школе, чтобы разгрузить зрение.
важной особенностью обучения является то, что оно осуществляется в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов

Эти карточки могут быть расположены в любом месте класса по усмотрению учителя, и дети должны находить и использовать их в процессе работы, а также специальные «держатели», которые позволяют менять зрение детей с ближних целей на дальние.
по мере того, как дети учатся писать, используются специальные каллиграфические карандашные рисунки, напоминающие искусство. Она формирует утонченное художественное чувство и развивает психомоторную систему «глаз-рука».
6.Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.
в школах, использующих эту технологию, дети вместе с учителями и родителями своими руками проектируют среду, в которой они живут, по законам искусства.
технология предусматривает введение раздельных и параллельных классов для мальчиков и девочек. Это означает, что, хотя они учатся в отдельных классах, они общаются друг с другом, как обычно, на переменах, в творческих кружках, во время совместных вечеров и праздников.
одним из условий технологии — условием, отличающим все здоровьесберегающие технологии — является регулярная экспресс-диагностика состояния детей и отчет родителям о результатах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: