Гештальт-психология
Гештальт-психология – это психологическая теория и направление, которые возникли в начале 20-го века в Германии
Основоположники этой концепции, такие как Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер и Курт Коффка, сосредотачивали свое внимание на восприятии и понимании человеком окружающего мира
Суть гештальт-подхода заключается в том, что мы воспринимаем мир не просто как отдельные элементы, а как целостные структуры или «гештальты». Эти структуры образуются путем организации элементов в смысловые образы, которые имеют свойства, недоступные для простого суммирования составляющих их частей. Например, воспринимая ряд отдельных точек на бумаге, мы можем видеть их как линию.
Гештальт-подход акцентирует важность контекста и взаимодействия между элементами для понимания восприятия и поведения. Эта теория нашла применение в различных областях, включая психологию, дизайн, искусство и образование
Главные принципы гештальт-психологии включают закон близости (элементы, близко расположенные друг к другу, воспринимаются как связанные), закон сходства (подобные элементы группируются вместе), закон закрытия (мы склонны «заканчивать» незаконченные структуры) и другие.
Когнитивная психология
Перспектива когнитивной психологии сосредоточена на поведении человека в связи с окружающими событиями и происшествиями. Чтобы понять действия и поведение человека, нужно знать, как и почему они обрабатывают окружающий мир.
Теория когнитивной психологии также оказывает огромное влияние на память и восприятие человеческого разума. Когнитивный психолог оценивает интерпретацию человека в его социальной среде для человека с определенным поведением. Когнитивные психологи играют жизненно важную роль в определении социального взаимодействия человека и его влияния на его личность.
Клиническая психология
Клиническая психология — это тип психологии, в которой практикующие врачи объединяют науку, теорию и практику. Интеграция помогает понять и облегчить проблемы инвалидности или дискомфорта. Он способствует факторам адаптации, адаптации и развития на личном уровне.
Роль клинической психологии сосредоточена на биологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных и поведенческих аспектах человеческой жизни. Он изучает человеческую деятельность, происходящую в жизни человека в различных культурах и на разных социально-экономических уровнях.
Клиническая психология помогает нам понять и облегчить психологические расстройства или дисфункции. Это также помогает в обеспечении благополучия человека и поддерживает его личное развитие. Клиническая психология специализируется на таких областях, как психотерапия и оценка. Иногда они участвуют в исследованиях, обучении, судебно-медицинской экспертизе и в других регионах.
Фундамент науки
Общая психология дисциплины в целом основана на простых вопросах, которые встают на пути этой науки, их изучение, теоретические принципы, методика познания, закономерности и последующее развитие в реальной жизни человека.
Самым главным вопросом считается психика. В её изучении пытаются дать ответы на такие вопросы, как: что это такое, психика? Функциональность, схематичность? Каким законам она поддаётся в онтогенезе и филогенезе? Этапы развития, критерии? Взаимосвязь мозга и психики? Чем отличается врождённая психика от приобретённой? Социальность и биология? По каким принципам отличить нормальное развитие от отклонённого?
Рассмотрение основных вопросов, это не единственное, что изучает наука
Помимо этого она уделяет внимание процессуальной конкретике, её свойствам и ситуациям. Главным предметом изучения является человек, то есть, его личность, занятия, общение с другими людьми, познания – эти вопросы подаются практическому и теоретическому штудированию. В некоторых случаях эти вопросы выделяют как отдельное психическое явление, человеческую деятельность, процессы познания
В некоторых случаях эти вопросы выделяют как отдельное психическое явление, человеческую деятельность, процессы познания.
Как правило, общие вопросы основаны вокруг более личной отрасли психологии, относящихся к самопознанию. К примеру, филогенез рассматривает психические проблемы в сравнении с зоопсихологией, сопоставляя развитие человеческой психики и животного.
Онтогенетическое развитие напрямую зависит от возраста, психологическое развитие — баланс между мозгом и психической системой (в психофизиологии, нейропсихологии); отклонения в формировании – рассматривает специальная психология, по каким постоянным критериям происходит связь между индивидуумом и социумом; создание и последующее воссоздание групп – социальная психология, функция трудовой деятельности; персональное развитие человека; правило воспитания и обучения и педагогические особенности действий (дисциплина педагогов).
Речь
Речью называют форму общения между людьми через языковые конструкции. В данном процессе формируются и формулируются мысли при помощи языка, а также происходит восприятие получаемой речевой информации и её понимание. Речь — это форма существования человеческого языка, т.к. речь является языком в действии.
Язык (речь) выполняет функции:
- Инструмента интеллектуальной деятельности;
- Способа общения;
- Способа существования, а также усвоения и передачи опыта.
Речь – важнейшая часть деятельности человека, которая способствует познанию окружающего мира, передаче знаний и опыта другим. Представляя собой средство выражения мыслей, она является одним из основных механизмов человеческого мышления. Она зависит от формы общения и, тем самым, разделяется на устную (говорить/слушать) и письменную (писать/читать).
Речь обладает следующими свойствами:
- Содержательность – количество и значительность выражаемых стремлений, чувств и мыслей;
- Понятность – правильность;
- Выразительность – эмоциональная окраска и богатство языка;
- Действенность – оказываемое влияние на других людей, их чувства, мысли, эмоции и т.п.
Подробнее об устной и письменной речи вы можете прочитать в наших тренингах по ораторскому искусству и писательскому мастерству.
Эволюционная психология
Эволюционная психология – научная дисциплина, изучающая психологические механизмы и их эволюционные корни с точки зрения биологической эволюции. Основной постулат этой теории заключается в том, что поведенческие и психологические черты человека формировались в процессе естественного отбора, чтобы способствовать выживанию и размножению.
Эволюционные психологи исследуют, какие аспекты человеческого поведения могли быть приспособительными в условиях древних сред и какие черты могли содействовать передаче генетической информации будущим поколениям. Они изучают такие области, как социальное взаимодействие, выбор партнеров, агрессия, родительское поведение и другие аспекты, которые имеют глубокие корни в эволюционной истории человечества.
Одним из ключевых положений эволюционной психологии является идея о «психологических модулях» – специализированных психологических структурах, развившихся в результате естественного отбора для решения конкретных задач, таких как обнаружение опасности или выбор подходящего партнера. Эти модули предположительно являются наследуемыми и оказывают влияние на наше поведение и решения.
Несмотря на свою популярность, эволюционная психология вызывает дебаты. Критики указывают на сложность проверки гипотез в данной области и на необходимость учета культурных и социальных влияний на человеческое поведение. Тем не менее, эволюционная психология продолжает расширять наше понимание взаимосвязи между биологией и поведением, предоставляя новые инсайты в природу человеческой психики.
Отрасли психологии
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют Общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.).
Непрерывная связь
Вся цепь психологических отраслей имеет неразрывную связь между собой. Именно эта тесная связь помогает более углублённо изучать методы, эксперименты, схемы. Например, педагогический вид основывается на изучении проблем с воспитанием, или обучением детей. Тем временем как общая психология помогает ей своими знаниями о всецелом принципе развития психики человека, о процессуальной и дифференциальной части науки – закономерность и варианты, благодаря которым можно выявить индивидуальные критерии психики, и создать метод индивидуального подхода.
В свою очередь, возрастной вид науки помогает знаниями о принципе развития психической личности на разных этапах возраста, способ контроля формирования, без которых невозможно построить не один метод обучения или воспитания личности. Следом социальный тип располагает необходимыми знаниями для общения и их особенностей, а как известно, любое обучение, это процесс воспитания с помощью общения, и формирования групп. А с помощью специальной научной ветви производят отбор учащихся в особые учебные центры для последующего процесса обучения и воспитания. А наука труда – главная составляющая педагогики.
Отрасли психологии
Любая из отраслей психологии имеет свои личные представления, которые включают в себя индивидуальный подряд предметов, сравнивающих отдельные критерии, проблемы с психикой.
Возрастная психология включает детскую, разделяемую по каждому возрасту, подростковую, юную, и сферу сформировавшейся персоны, пожилой и старческий возраст – геронтопсихология.
Специальная отрасль психологии имеет подряды: патопсихология, которая изучает закон распада деятельности психики при каких-либо заболеваниях, олигофренопсихология — изучает соотношение умственной отсталости, тифлопсихология – изучение слепых людей, и сурдопсихология, изучение глухих.
Социальная психология включает изучение контакта, взаимосвязь людей, групп, индивидуальные качества человека (личности).
Структура труда имеет несколько разделений. В целом она даёт основную область знания в соотношении с установленными видами занятия человека, таким как раздел инженерии, постигающий людскую, рабочую деятельность «человек – машина», область авиации, управления, и множество других профессий.
Моя работа: психологическое консультирование
Я занимаюсь частной психологической практикой, провожу консультации и сеансы психотерапии в основном для детей и родителей, но принимаю и взрослых.
Я работаю по предварительной записи, для встреч с клиентами арендую кабинеты в центре Москвы. Обычно сеанс длится от 45 минут до 1 часа, но бывает и дольше. Как правило, я работаю неполную рабочую неделю — три или четыре дня, назначаю до четырёх консультаций в день. Гибкий график позволяет мне планировать время заранее и всё успевать.
Самая частая тема моих консультаций — детско-родительские отношения. При обращении родители не всегда именно так формулируют запрос. Обычно их беспокоит что-то в поведении ребёнка, и они идут с этим к психологу, а уже на консультации выясняется, что корень такого поведения именно в отношениях.
Например, однажды ко мне обратилась мать пятилетнего мальчика. Её тревожило небольшое отставание ребёнка в эмоциональном развитии. Наблюдая за ребёнком, я поняла, что он очень испуган и зажат, боится что-либо сказать или сделать не так. Во время консультации он нечаянно сломал одну из игрушек, которые я всегда держу в кабинете для малышей, и получил строгое замечание от мамы. Я предположила, что родители требуют от него соблюдения слишком многих правил, сильно ограничивают его, и из-за этого ребёнку трудно расслабиться.
На следующих встречах я занималась с ребёнком, помогая ему раскрепоститься и освободиться от страхов — в основном с помощью игры или творчества. Например, мы рисовали пальчиковыми красками. Родителям я посоветовала изменить воспитательную линию: уменьшить количество запретов, не одёргивать ребёнка на каждом шагу. В результате его эмоциональные реакции наладились, и мальчик стал веселее и спокойнее.
Другой пример. За консультацией обратилась мама дочери-подростка, жалоба — безобразное поведение девочки, постоянные конфликты. Во время беседы, наблюдая за тем, как они общаются и взаимодействуют друг с другом, я поняла, что своим поведением девочка просит маму: «Прими и люби меня, как бы я себя ни вела». Мама, конечно, этого не видела: она беспокоилась, что дочь стала неуправляемой, и излишне её контролировала. Услышать друг друга они не могли.
Мы поговорили с мамой о потребности ребёнка в безусловной любви и о том, что в подростковом возрасте она часто проявляется в виде бунта. Я посоветовала ей больше заниматься собой и ослабить контроль над ребёнком. В результате отношения мамы и дочери изменились: они стали лучше понимать и учитывать потребности друг друга.
Зачем изучать психологию?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Вернее, ответ у каждого свой:
- Потому что психология затрагивает все ключевые аспекты жизни: быт, работу, партнерство, воспитание, бизнес, самореализацию.
- Потому что мы живем среди людей и хотим понимать их мотивы, учитывать особенности психики, прогнозировать решения, ориентироваться в чужих характерах.
- Потому что детские обиды мешают жить, даже если мы о них не вспоминаем.
- Чтобы распоряжаться своими внутренними ресурсами, жить полной жизнью.
- Чтобы замотивировать себя в нужный момент или вовремя заметить усталость и отдохнуть.
- Чтобы понять, почему болит где-то внутри или почему «болит душа».
- Чтобы понять, почему одни люди вызывают симпатию, а другие – агрессию или неприятие.
- Чтобы распознавать, но не поддаваться на чужие манипуляции.
- Чтобы развивать свою память, мышление, креативность добровольно, а не потому что «так принято».
- Чтобы осознать, почему прежние отношения развалились, построить новые, но уже более прочные.
- Чтобы научиться понимать своих детей или родителей независимо от разницы в возрасте.
- Просто для себя.
С чего начать изучение?
Прежде всего, не стоит путать психологов-ученых и психологов-практиков. Большинство научных книг написано сухим, достаточно сложным для восприятия языком с научными терминами. Поэтому учить психологию «для себя» с трудов Фрейда или Юнга будет сложно. Но и по популярной психологии есть масса книг, которые изучить одновременно тоже не получится
Поэтому для начала нужно задать себе вопрос: что мотивирует меня, что для меня наиболее важно?
Общий кругозор.
- Пол Клейнман «Психология: люди, концепции, эксперименты».
- Д. Гоулман «Эмоциональный интеллект».
- Д. Халлиман «Почему мы ошибаемся: ловушки мышления».
Детская психология.
- Ю. Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей».
- Протоиерей Федор Бородин «Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка».
Саморазвитие.
- Хэл Элрод «Магия утра».
- Брайан Трейси «Выйди из зоны комфорта».
- Б. Блюменталь «Одна привычка в неделю».
Кроме этого есть онлайн-журналы, публикации, электронные издания, ресурсы с советами практикующих психологов.
Конечно, психологический дискомфорт невозможно измерить прибором, а душевную боль уменьшить таблеткой. И этим психология отличается от точных наук или медицины. Но можно не претендовать на абсолютное знание, но дать понимание: себя, окружающих, близких, партнеров, детей и родителей. И только ради этого стоит начать изучать психологическую науку.
Дополнительная информация:
- Что такое реверсивная психология и на ком она работает?
- Что такое психотипы личности и какие существуют?
- Что такое посттравматический синдром и что с ним делать?
- Что такое психологический портрет личности?
- Что такое психологическая помощь, кому и когда нужна?
- Что такое психотерапия и что стоит о ней узнать перед началом?
- Что такое психиатрия и кто такой психиатр?
- Что такое психология масс и психология толпы?
- Что такое психологическое консультирование и его виды?
- Что такое психологическая травма и чем она опасна?
Педагог-психолог.
Специалисты по педагогической психологии развивают свою работу в образовательной среде, где они сосредотачиваются на понимание процессов обучения и как влияют различные факторы, такие как окружающая среда или влияние различных агентов, участвующих в этом процессе и производительности. Функции этого типа психологии — выявление и вмешательство в образовательные потребности студентов, школьная и профессиональная ориентация, вмешательство в улучшение образования и предотвращение проблем, связанных с образовательной средой. Они могут работать как индивидуально, так и совместно с другими школьными агентами, например учителями.
Клинический психолог
Клиническая психология — самая популярная и известная отрасль этой науки, она посвящена оценке и вмешательству ментальной и эмоциональной психопатологии.Следовательно, его функции — оценивать человека, исследуя его жизненно важные области и психические процессы с целью установить диагноз что позволяет психологическое вмешательство и лечение что позволяет человеку улучшить качество своей жизни. Кроме того, клинические психологи обучены подготовка отчетов, за экспертные консультации и консультации в различные консалтинговые организации. В рамках клинической психологии существует возможность специализации на группе расстройств, таких как пищевое поведение, тревожность и т. Д.
Криминальная психология
Судебная психология фокусируется на отношениях между законом и психологией. Практикующие этого типа выступают консультантами в уголовных делах по гражданским спорам, при оценке опеки над детьми и в психотерапевтических услугах. Короче говоря, они участвуют в тех областях, где возникают юридические вопросы.
Интерес к степени судебной психологии онлайн увеличился из-за его спроса. Настоящие психологи выполняют функции оценки несовершеннолетних и взрослых правонарушителей, поддержки детей-свидетелей, профессиональных показаний и т. Д. В то время как одни работают в правовой системе, другие выполняют оценку угроз, которая предсказывает, может ли человек стать угрозой позже.
Образовательная психология
занимается исследованиями и исследованиями, которые влияют на структуру обучения в школах или образовательных учреждениях. Это также помогает распознавать проблемы с обучением и находить лучшие способы обучения детей.
Педагогическая психология оказывает прямое влияние на эмоциональные, когнитивные и поведенческие работы. Практики этого принципа помогают решать проблемы, ограничивающие способность ребенка учиться и развиваться. Их роль связана с отдельными клиентами или группами в образовательной или консультативной среде.
Иногда они работают с педагогами и учителями, чтобы распознать закономерности и внедрить лучшие способы обучения и развития.
Применение психологических знаний
Применение психологических знаний необходимо и полезно совершенно в любой области деятельности человека: семья, учёба, наука, работа, бизнес, дружба, любовь, творчество и пр
Но важно научиться применять в разных ситуациях соответствующие знания. Ведь то, что может эффективно сработать в общении с коллегами по работе, может совсем не подойти в отношениях с любимым человеком. То, что является подходящим для семьи, может не пригодиться в творчестве
Хотя, конечно же, есть и общие приёмы, которые являются универсальными и действуют практически всегда и везде
То, что является подходящим для семьи, может не пригодиться в творчестве. Хотя, конечно же, есть и общие приёмы, которые являются универсальными и действуют практически всегда и везде.
Знания о психологии дают человеку множество преимуществ: развивают и делают более эрудированным, образованным, интересным, разносторонне развитым. Человек, обладающий психологическими знаниями способен понять истинные причины происходящих с ним (и другими) событий, осознать мотивы своего поведения и понять мотивы поведения окружающих. Знание психологии человека — это возможность решения множества проблем с существенно большей скоростью и эффективностью, увеличение способности противостоять невзгодам и неудачам, возможность достигать выдающихся результатов там, где другие не могут. Навык применения психологических знаний, при условии его систематического и регулярного закрепления, сделает вас более сильной личностью, обладающей существенными преимуществами перед остальными. Перечислять все плюсы можно очень и очень долго. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И проводя аналогию с этой поговоркой, можно сказать, лучше один раз применить, чем сто раз прочитать.
Также стоит отметить, что знания психологии уже давно применяются вами в повседневной жизни. Но вот только делается это спонтанно, неосознанно и без понимания того, какую силу, мощь и потенциал несут эти знания в себе на самом деле. И если вы действительно хотите стать ближе к «лучшему себе» и улучшить свою жизнь, этому можно и нужно намеренно научиться.
Мотивация
Мотивация — это побуждение к выполнению действия. Этот процесс управляет поведением человека и определяет его направленность, устойчивость, активность и организованность. Благодаря мотивации человек может удовлетворять свои потребности.
Различают несколько видов мотивации:
- Внешняя – обусловлена внешними условиями;
- Внутренняя – обусловлена внутренними обстоятельствами (содержанием деятельности);
- Положительная – основана на положительных стимулах;
- Отрицательная – основана на отрицательных стимулах;
- Устойчивая – определяется нуждами человека;
- Неустойчивая – требует дополнительного стимула.
Мотивация бывает следующих типов:
- От чего-либо (основной тип);
- К чему-либо (основной тип);
- Индивидуальная;
- Групповая;
- Познавательная.
Существуют определённые мотивы, которыми в большинстве случаев руководствуются люди:
- Самоутверждение;
- Идентификация с другими людьми;
- Власть;
- Саморазвитие;
- Достижение чего-либо;
- Общественная значимость;
- Стремление быть в обществе определённых людей;
- Негативные факторы.
Вопросы мотивации рассматриваются подробнее в четвертом уроке этого курса, а также в статье «Как работает мотивация».
Направления психологии[править]
Бихевиоризмправить
Это направление возникло в противовес психологии сознания, считавшей, что предметом научного исследования психологии должно быть ПОВЕДЕНИЕ. С точки зрения этого направления, предметом научного исследования может быть только то, что мы непосредственно можем наблюдать. Идея о том, что можно изучать только то, что мы можем непосредственно наблюдать, пришла к представителям этого направления из философии позитивизма. Основные методы — наблюдение, эксперимент.
Основатель — Уотсон, Джон Бродес.
Психоанализправить
Направление, возникшее в результате работ Зигмунда Фрейда в конце XIX и началe XX века. Направлено на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс.
Гуманистическая психологияправить
Это направление сформировалось в начале 60-х годов в США, как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. В основе гуманистической психологии положен экзистенциализм. За отправную точку психологи-экзистенциалисты приняли смысл человеческой жизни.
Когнитивная психологияправить
Возникает в США в 60-е годы, выступает против бихевиоризма. Согласно ее представлениям, решающую роль в поведении человека играет познание. Основная задача — исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний.
«Человек как поведенческая система также прост, как муравей. Кажущаяся сложность его поведения отражает сложность окружающей среды»’
Гештальт-психологияправить
Гештальт-психология — это направление в психологии, основанное Максом Вертгеймером, была до некоторой степени восстанием против молекулярной программы Вундта для психологии, и приобрела приверженцев среди многих ученых, включая Уильяма Джеймса. Фактически, слово Гештальт означает объединенное или значащее целое, которое должно было быть центром психологического исследования. У этого течения психологии были свои корни в работах многих философов и психологов, работавших до появления Гештальтпсихологии.
Психология и психолог: когда пора обращаться
Казалось бы, что изучая такую науку, как психология можно разобраться в себе, но это не всегда так. Поводов для обращения к такому специалисту, как психолог множество:
- не так давно человек испытал (или продолжает испытывать) психологический стресс (развод, чья-то смерть, насилие, издевательства). Последствия потери или травли тяжело переживать в одиночку, а давно, казалось бы, забытые травмы любят давать о себе знать в течение всей жизни;
- человек чувствует себя не на своём месте. Он запутался в собственной жизни и чувствует, как зашёл в тупик. Вроде бы и семья есть, и работа неплохая, но что-то непрерывно гложет его изнутри;
- в течение длительного времени личность испытывает апатию, потерю интереса к некогда любимым делам. Мир кажется серым и унылым, на душе тоскливо, но внешних причин, располагающих к появлению такого состояния, нет;
- советы «прогуляться, улыбнуться, уйти с головой в работу» не помогают. В какой-то момент человек обнаруживает себя на кухне, сидящим в обнимку с бутылкой алкоголя, и понимает, что не в состоянии справиться самостоятельно.
Если в последнее время личность отмечает за собой несколько пунктов, возможно, настала пора подыскать классного специалиста.
Педагогическая психология
Главной задачей педагогической психологии является разработка и применение методов и техник, которые способствуют эффективному обучению и воспитанию. Педагогический психолог исследует процессы взаимодействия между учителем и учеником, а также между учащимися, и на основе этих данных разрабатывает стратегии и инструменты для оптимизации образовательного процесса.
Педагогическая психология ориентирована на изучение возрастной психологии детей и подростков. Она изучает особенности физического и психического развития, психологические особенности в разных возрастных группах. Педагогические психологи исследуют механизмы восприятия, запоминания, мышления и другие когнитивные процессы у детей, чтобы лучше понимать, как они учатся и как помочь им в этом процессе.
Педагогическая психология получила широкое признание и применение в образовательной сфере. Она помогает разработать подходы к обучению, учет особенностей учащихся и применение адекватных методов обучения и оценки знаний. Содержание образования и программы обучения также учитывают педагогическую психологию, чтобы быть адаптированными к потребностям учащихся и способствовать их полноценному развитию.
Некоторые ключевые вопросы, изучаемые педагогической психологией, включают:
- Процессы обучения и развития учащихся
- Выявление психологических факторов, влияющих на процесс обучения
- Проблемы развития ребенка в образовательной среде
- Взаимодействие между учащимися и учителем
- Управление классом и создание благоприятной образовательной среды
- Идентификация специальных образовательных потребностей учащихся
Педагогическая психология играет важную роль в практике образования и дает глубокое понимание развития и обучения детей. Она позволяет применить научные знания и исследования в педагогической практике и улучшить сами методы обучения и воспитания.
Литература
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с. — ISBN 5-272-00289-X
- Веракса Н. Е. Методологические основы психологии. — М.: Академия, 2008. — 240 с. — ISBN 978-5-7695-4756-0
- Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. — М.: Мир, 1999. — ISBN 5-03-001902-2
- Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. — М.: АСТ, 2008. — 351 с. — ISBN 978-5-17-049383-8
- Давыдов В. В. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2008. — 170 с. — ISBN 5-7695-1603-8
- Джеймс У. Психология. — М.: Академический проект, 2011. — 316 с. — ISBN 978-5-98426-093-0
- Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. — М.: Когито-центр, 1997. — 431 с. — ISBN 5-89353-007-1
- Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2007. — 511 с. — ISBN 978-5-89357-230-8
- Мацумото Д. Психология и культура: современные исследования. — М.: Нева, 2002. — 414 с. — ISBN 5-93878-064-0
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Питер, 2012. — 705 с. — ISBN 978-5-459-01141-8
- Фам Мин Хак. Поведение и деятельность. — М.: Смысл, 2003. — 175 с. — ISBN 5-89357-149-5
- Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. — М.: Академический проект, 2009. — 597 с — ISBN 978-5-8291-1110-6