Суть нагорной проповеди Иисуса Христа, ее краткое содержание
Евангелист Матфей сконцентрировал в Нагорной проповеди основную суть учения Христа о спасении (Мф.5,6,7). Нагорная проповедь Иисуса Христа состоит из заповедей блаженства и дальнейшего их толкования. Господь показал здесь, какие душевные расположения должны мы иметь, чтобы все больше приближаться к Богу и обретать блаженство, то есть высшую форму счастья.
Глава 5
После заповедей блаженства Господь говорит: «Вы — соль земли.» Соль — дух Христов, удерживающий мир от нравственной порчи и разложения. Этот дух ученики должны передавать всей земле. (Мф.5;13).
«Вы — свет мира». Ученики Христовы должны показывать пример христианской нравственности всему миру, чтобы имя Божие не хулилось у язычников. То есть люди, называющие себя христианами, должны жить по евангельским заповедям.(Мф.5;14)
Христос показывает, что Ветхий Завет устарел, и Он дает нам Новый. Мы не должны подражать фарисеям, которые исполняли только внешние правила закона и напоказ, а духа Божия не имели (Мф.5;17-20). Далее Господь учит нас, как превзойти «праведность» книжников и фарисеев, чтобы войти в Царство Небесное, и перечисляет добродетели:
- Заповедь «не убивай» Иисус дополняет запрещением гневаться напрасно и злословить. Нельзя никого обижать и обижаться, а надо мириться с соперником и прощать.
- Заповедь «не прелюбодействуй» Иисус дополняет добродетелью целомудрия: надо предохранять себя от соблазнов, грязных мыслей и желаний (Мф.5;21-32).
- Нельзя преступать клятвы, а лучше вовсе не клясться.
- Нельзя мстить за себя, отмщение предоставить Богу, а надо зло побеждать добром. Надо любить своих врагов, чтобы уподобляться Богу, который любит всех людей. «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5;33-48).
Глава 6
Творить милостыню, молиться и поститься надо втайне, «и Отец Твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Здесь Христос заповедует нам бороться с тщеславием не только перед людьми, но и в мыслях: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6;1-18).
Господь дает нам молитву «Отче наш».
Если мы хотим, чтобы Господь простил наши грехи, то и сами должны не злопамятствовать, а прощать грехи своим должникам. Мы просим Бога, чтобы в искушениях Он помог нам победить лукавого, то есть не согрешить (Мф.6;9-13).
«Не собирайте себе сокровищ на земле», но собирайте их на небе, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
Поборов тщеславие, Господь говорит о нестяжании, потому что люди приобретают много богатства по причине тщеславия.
«Не можете служить Богу и маммоне».
Христос не запрещает нам трудиться, но запрещает ставить заботу о материальных благах на первое место, пренебрегая Богом. Небесный Отец знает, в чем мы имеем нужду. Поэтому «ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (Мф.6;19-34)
Глава 7
«Не судите, да не судимы будете».
Если мы будем оплакивать свои грехи, то не будем замечать грехи других, и Господь нас не осудит. Если мы осуждаем, то наш грех Христос сравнивает с бревном, а грех того, кого мы судим, сравнивает с сучком. Поэтому изобличать кого-то может только безгрешный, святой человек. (Мф.7;1-5)
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».
Дав нам великие и трудные заповеди, Христос показывает, как мы можем их выполнить: при помощи непрерывной молитвы. Без благодати Божьей заповеди выполнять невозможно.
Всякого христианина, который слушает евангельские заповеди и исполняет их, Христос уподобляет благоразумному строителю, построившему дом своей души на камне (камень — это Христос), и никакие искушения его не разрушат. А человек верующий только, но не живущий по евангелию, уподобится безрассудному строителю, построившему дом своей души на песке, а при искушениях он падает. (Мф.7;21-27)
Нагорная проповедь. Краткий анализ
Вначале Иисус говорит слушателям, что если их праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то они не войдут в Царствие Небесное. Затем перечисляет учения об убийстве, прелюбодеяние, разводе, клятве, любви, молитве, посте, отношении к богатству, узком пути и прочем.
Сегодня эти стихи звучат невинно. Но в контексте первого века это были очень серьезные обвинения. Иисус собрав толпу простолюдинов и искренних людей со всех сословий, начинает описывать типичный образ религиозной элиты Израиля – фарисеев и суддукеев. Показывает суть их двуличной и мнимой праведности.
Священство и Израиле имело огромную власть и влияние, поэтому никто не смел говорить об их недостатках. И только Иисус не боится их и рассказывает всю правду.
Вначале Он говорит, что фарисеи со своей гнилой праведностью ни в какое Царство Небесное не войдут. Если его ученики будут такими, как они, то им тоже ничего не светит. При этом Иисус описывает их грубую манеру поведения и объясняет, что за это их не мешало бы сжечь в геенне огненной.
Когда фарисеи громко кричали о том, что нужно гнать сектантов, изгонять всех, кто не поклоняется их роду, за этим было нежелание услужить Богу. Это показывало их злую сущность. Или обвинения в том, что они смотрят на женщину с вожделением или разводятся без уважительной причины и женятся на других. По Моисееву закону за прелюбодеяния полагалась смертная казнь.
Кто сегодня сможет выгнать торговцев из храма или скажет, что государство будет разрушено, называть главных духовных учителей змеями и что главные культовые здания будут обрушены, собирать массовые скопления людей и въезжать в город, забыв спросить у главного фарисея?
О пророках последних дней говорится, что после того как они закончат свидетельство свое, Бог допустит, что они подвергнутся жесточайшим гонениям и многих из них убьют.
Влияние на мировую культуру
Более двух миллиардов людей по всему миру исповедуют религию, основанную Иисусом Христом — создателем самой многочисленной религии. Его последователи живут во всех странах мира, что делает эту религию уникальной. В настоящее время насчитывается более четырех миллионов христианских храмов.
Библия – главная книга христиан, которая остается самой популярной и распространенной книгой в мире уже две тысячи лет. Библия была переведена на более чем 2 900 языков, что делает ее самой переводимой книгой в мире. Некоторые из наиболее широко используемых языков для перевода Библии включают английский, испанский, французский, немецкий, русский и китайский.
Христианство исповедуют миллиарды людей по всему миру. Христианская религия состоит из различных конфессий, таких как католицизм, православие, протестантизм, а также неконфессиональные и независимые христианские группы. Разные течения и конфессии христианства отличаются в ритуалах, вероучении и организационной структуре, но все они идентифицируют себя как последователей Иисуса Христа и основываются на учении, содержащемся в Библии. Возникнув на Ближнем Востоке христианство быстро распространившись по Малой Азии и Северной Африки, а затем на Восточную и Западную Европу. В дальнейшем христианство охватило обе Америки, Австралию, значительную часть Африки и Юго-Восточной Азии. Христианство оказало огромное влияние на развитие культуры в каждом из этих регионов.
Исторические события и фигуры в христианстве
Жизнь и учение Иисуса Христа
Иисус Христос – центральная фигура христианства. Он родился в Вифлееме в начале I века и провел свою публичную деятельность в Палестине. Иисус проповедовал о любви, прощении и спасении через веру в Бога. Он совершил множество чудес и притчей, привлекая за собой множество последователей.
Распятие и воскресение Иисуса
Однако, Иисус был арестован и распят на кресте в Иерусалиме по приказу римского правителя Понтия Пилата. Согласно христианскому учению, Иисус воскрес из мертвых на третий день после своей смерти, что стало основой для веры в бессмертие души и возможность спасения.
Раннее христианство и апостолы
После воскресения Иисуса, его апостолы стали главными проповедниками его учения. Они основали первые христианские общины и распространяли веру в Иисуса по всему Римской империи. Некоторые из наиболее известных апостолов включают Петра, Павла, Иоанна и Иакова.
Распространение христианства в Римской империи
Христианство стало притесняться в Римской империи, но несмотря на это, оно продолжало распространяться. В 313 году император Константин I Великий издал Миланский эдикт, который признавал христианство законной религией. Это привело к дальнейшему распространению христианства и его принятию в качестве государственной религии Римской империи в 380 году.
Средневековое христианство и церковь
В Средние века христианство стало доминирующей религией в Европе. Церковь играла важную роль в обществе и политике, и католическая церковь стала одной из самых могущественных институций. Однако, в этот период также возникли различные религиозные движения и реформации, которые привели к разделению христианства.
Протестантизм и реформация
В XVI веке произошла Реформация, которая привела к разделению христианства на католическую и протестантскую конфессии. Мартин Лютер, Жан Кальвин и другие реформаторы выступили против некоторых практик и учений католической церкви и предложили новые интерпретации христианской веры.
Миссионерская деятельность и распространение христианства в мире
С начала колониальной эпохи христианство начало распространяться по всему миру благодаря миссионерской деятельности. Миссионеры отправлялись в различные страны и континенты, чтобы проповедовать и распространять христианство. Это привело к тому, что христианство стало одной из самых распространенных религий в мире.
Современное христианство
Сегодня христианство остается одной из самых распространенных религий в мире. Оно имеет различные конфессии, включая католицизм, православие, протестантизм и другие
Христианство оказывает значительное влияние на историю, культуру и общество, и продолжает быть важной частью жизни миллиардов людей по всему миру
Спасение по делам ограничивают веру
Многие христиане пытаются всеми силами заслужить Божье благословение вместо того, чтобы принять благословение верой. Именно законнические усилия и ограничивают нашу веру, которая действует исключительно по благодати! Такое понимание накладывает отпечаток и на наши отношения с другими людьми. Только незаслуженное нашими усилиями, а принятое верой оправдание, научит нас быть милостивыми к другим. И произведёт в нас плод Духа, чтобы мы искренне поступали с другими так, как мы хотим, чтобы поступали с нами:
«Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы они поступали с вами… Будьте милосердны, как милосерден ваш Отец».» (Лук 6:31,36)
А где нет веры, там начинает действовать закон, который не имеет милости и прощения. Это природа закона — наказывать за любую провинность. Где уж там под законом любить врагов. Под законом и ближнего то любить тяжело. Находясь под законом, мы хотим, чтобы нас миловали, а наши обидчики получали по заслугам.
Именно поэтому, когда иудеи привыкшие полагаться на себя и соблюдение закона спросили у Иисуса, что им делать чтобы угодить Богу, Он ответил так:
«Иисус ответил: — Дело, угодное Богу, — это верить в Того, Кого Он послал.» (Ин 6:29)
Таким образом, сущность учения Иисуса Христа — это учение о вере, действующей любовью по благодати.
Крещение христиан
Петр только что говорил о порочных людях в эпоху Ноя, непокорных и развращенных; все они были уничтожены. Но в ходе этого уничтожения восемь человек — Ной, его жена, его сыновья Сим, Хам и Иафет, и их жены были спасены от воды в ковчеге. И сразу же слова спасение от воды обращают мысль Петра к христианскому крещению, которое тоже представляет собой спасение через воду.
Петр буквально говорит, что Ной и его близкие — это прообразы крещения. Это слово демонстрирует особое отношение к Ветхому Завету.
Существуют два тесно связанных между собой слова; типос, что значит печать, и антитипос, что значит оттиск печати. Совершенно очевидно, что между печатью и ее оттиском существует самое близкое соответствие.
Лица и события в Ветхом Завете подобны печатям, лица или события в Новом Завете подобны оттискам этих печатей; одно соответствует другому. Это можно выразить так: события в Ветхом Завете символизируют и предвещают события в Новом Завете.
Наука выявления прообразов и аналогов в Ветхом Завете достигла больших успехов: возьмем простой и очевидный пример — пасхальный агнец и козел отпущения, принимавшие на себя вину людей, являются прообразом Иисуса; служение первосвященника и принесение им жертвы за грехи людей — это прообраз свершений Иисуса во спасение людей.
Здесь же Петр видит в спасении от воды Ноя и его семьи прототип крещения.
В этом отрывке Петр отмечает три великих аспекта крещения. Надо помнить, что в то время крестили в Церкви только взрослых людей, перешедших прямо от язычества в христианство, верою принявших свое спасение и засвидетельствовавших это пред всеми.
1. Крещение — это не просто физическое очищение, это духовное очищение сердца, души и самой жизни. Оно должно оказывать влияние на душу человека и на его жизнь.
2.Петр называет крещение обещанием Богу доброй совести (ст. 21). При этом Петр употребляет слово еперотема, переведенное как обещание.
В древности частью каждого делового соглашения был вопрос: «Принимаешь ли ты условия соглашения и обязываешься ли ты соблюдать их?» Ответ «Да», делал соглашение обязательным для договаривающихся сторон. Без этого вопроса и без этого ответа договор считался недействительным.
В правовой терминологии этот вопрос и ответ назывались еперотема.
Петр, в сущности, говорит, что в крещении Бог спрашивает приходящего к Нему человека: «Принимаешь ли ты условия служения Мне? Принимаешь ли ты связанные с ним привилегии и обетования; принимаешь ли ты связанные с ним обязательства и требования?»
И в акте крещения человек отвечает: «Да».
Мы употребляем слово таинство, обет.
Соответствующее латинское слово сакраментум означает воинскую присягу, клятву верности, которую приносит воин при вступлении в армию.
В современных условиях это можно сопоставить с обретением полноправного членства в Церкви.
Когда мы вступаем в Церковь, Бог спрашивает нас: «Принимаешь ли ты условия служения Мне, со всеми связанными с ним привилегиями и обязательствами?» и мы отвечаем: «Да».
Хорошо было бы, если бы каждый ясно понимал, что он делает, вступая в Церковь.
3.Вся идея и весь смысл крещения связаны с Воскресением Иисуса Христа; очищает нас милосердие воскресшего Господа; мы обязуемся воскресшему и живому Господу, и к Нему, воскресшему и живому Господу обращаемся мы с просьбой дать нам силы сдержать данное нами обещание.
Чудеса
Среди чудес Иисуса Христа можно выделить несколько основных категорий. Первая категория – это чудеса исцеления. Иисус совершал множество исцелений, в том числе избавлял людей от различных болезней и недугов, восстанавливал зрение слепым, слух глухим. Иисус Христос не искал славы и всегда проявлял сострадание к людям.
Вторая категория – это чудеса природы. Иисус управлял стихиями, например, превращал воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской, утихомирил бурю на озере Галилейском, умножал хлеба и рыбу для многотысячной толпы.
Третья категория – это чудеса воскрешения. Иисус воскрешал мертвых, например, Лазаря, который был уже похоронен.
Чудеса Иисуса Христа имели большое значение для христианской веры. Они свидетельствовали о божественной силе Иисуса и подтверждали его статус Сына Божьего. Христиане считают, что эти чудеса были совершены не только для того, чтобы помочь людям в их земной жизни, но и для того, чтобы укрепить веру в Бога и спасти души людей. Самым великим чудом Иисуса Христа было его воскресение из мертвых. Он победил смерть и открыл возможность воскрешения для всех людей при конце мира.
Помимо чудес, Иисус Христос также совершал предсказания, которые описывали будущее и предупреждали о грядущих событиях. Одним из самых известных предсказаний является предсказание разрушения храма в Иерусалиме, которое сбылось в 70 году нашей эры, когда римские войска разрушили храм и разграбили город. Иисус также предсказал свою смерть и воскрешение, отречение Петра и предательство Иуды, а также пришествие Святого Духа после его ухода. Он предупреждал о будущих преследованиях христиан и обещал верующим вечную жизнь в царстве Божьем.
Как живет наследие Христа сейчас
После смерти Иисуса его ученики должны были основать собственные конфессии, что они с успехом и сделали. Сегодня существует православие, более распространенное в России, да и вообще среди славянских народов, а также католичество, присущее западным странам. Кроме того, имеется множество иных течений, к примеру, протестантского (харизматического), автокефального и альтернативного плана.
Стоит знать
В нынешнее время существуют также псевдохристианские религиозные организации, которые принимая некоторые догматы и положения, отвергают другие. Также им присуще смешивать христианство с другими религиозными направлениями, к примеру, с восточными (буддизм, индуизм). Такие организации принято называть сектами. К ним относятся Белые братья, Санта Муэрте, Сайентологи, Жидовствующие еретики, Свидетели Иеговы, Скопцы и многие другие.
Мнения других религий об Иисусе Христе
Мировые религии, не считая самого христианства, сегодня имеют по отношению к Спасителю собственное мнение. Иудаизм, как и две тысячи лет назад, не видит в его персоне совершенно никакой особой ценности. Они не считают его ни сыном Бога, ни мессией. Более того, в Талмуде нет упоминания о таком человеке. Только в нецензурном варианте священной книги евреев (Вавилонском) есть человек по имени Иешу. Он мошенник, плут и преступник. А вот в исламе такой персонаж имеется и даже является ближайшим помощником и подручным великого Аллаха.
Мормоны предпочитают думать, что Иегова и есть Иисус, то есть принимают триединство Бога, как духа, отца и сына. Зато буддисты пошли дальше всех: в Центральной и Юго-Восточной Азии считается, что от момента взросления до тридцатилетнего возраста пророк путешествовал именно там. Они считают его взгляды вполне соответствующими их вероучению.
Бессмертный образ Спасителя рода человеческого
Если принимать на веру библейские рассказы про жизнь Иисуса Христа, можно сказать, что сложилась она далеко не лучшим образом. Ему пришлось рано повзрослеть, помогая матери и Иосифу по хозяйству, а потом и покинуть дом, чтобы постичь науки в скитаниях. В итоге он оказался казнен, как преступник, хотя таковым не являлся. Зато память об этом человеке сохранилась на протяжении более двух тысячелетий, а Библия, повествующая о нем, стала самой востребованной и печатаемой книгой в мире. В Португалии, Бразилии, Польше, Испании, Боливии и многих других странах есть статуи и мемориалы в честь него.
Непростая дорога философа отражена в музыкальных произведениях, к примеру, существует рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда», а также много иных сочинений. О нем снято множество художественных и документальных кинолент: «Нетерпимость» (1916), «Царь царей» (1928), «Святое семейство» (2006), «Страсти Христовы» (2004), «Сын божий» (2014). В литературе он тоже оставил неизгладимый след, достаточно вспомнить роман знаменитого русского писателя Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», где автор освещает собственное видение истории Иисуса Христа — божьего сына.
Структура проповеди
Фото: Flickr.com
Нагорная проповедь Христа включает восемь частей:
- Иисус исцеляет немощного, и посмотреть на чудо стекается много народа.
- Блаженства. Основная часть послания. Заповеди блаженства показывают, какими душевными качествами должен обладать человек, чтобы приблизиться к Богу. Ветхозаветные 10 заповедей удерживали людей от зла и имели ограничительный характер. Христос придал им более глубокое значение. К примеру, заповедь «не убий» до проповеди понимали буквально. Согласно учению Спасителя, ее нарушением считается даже ярость и гнев, которые привели к вражде и гибели. Иисус учил, что христиане должны искать главную ценность – Царство Небесное, а не копить материальные богатства.
- Притчи о свете и соли. Спаситель использовал доступные для понимания простых людей метафоры. На примере соли Он показал, какую ценность имеют истинные верующие для мира. Это связано с тем, что в те времена это был самый дорогой и ценный продукт. Как соль сохраняет продукты от порчи, так и истинные христиане не дают обществу нравственно разложиться. Они также являются светом мира. Православные должны нести свою веру всем. Огонь веры, который Господь зажег в душах людей, они должны стараться передавать другим.
- Пояснение закона. Христос объясняет ветхозаветные заповеди по-новому. При этом он отмечает, что не отменяет их, а только наполняет более глубоким смыслом.
- Осуждение лицемеров. Молитва, благочестивые дела и пост не должны выставляться на всеобщее обозрение, чтобы снискать людское одобрение, так как в этом случае единственная награда, которой удостоится человек — похвала. Добрые дела будут угодны Господу только при условии, что они будут сделаны втайне.
- Молитва Господня. Текст «Отче наш» основан на глубоких исторических корнях. К моменту произнесения Спасителем нагорной проповеди, заповеди Ветхого Завета давно требовали конкретики, так как люди не надеялись на Бога, а только на себя, решая проблемы между собой с помощью переговоров, войн или других методов. Текст молитвы дал сам Господь, через своего Единородного Сына. Это яркий пример искренней беседы с Всевышним.
- Не судите, да не судимы будете. Беседа о том, может ли человек осуждать ближних. Данным изречение Христос дал понять, что люди могут судить друг друга, так как изначально это привилегия Господа. Если человек будет снисходителен к поступкам других, то Бог будет милостив к его слабостям. Замечая в других незначительные недостатки, люди не видят своих, более серьезных пороков. При этом Христос не запретил обсуждать поступки ближнего, чтобы он исправил свои недостатки, а также государственное правосудие.
- Благость Небесного Отца и Святость. В заключение проповеди Спаситель предупреждает народ о появлении лжепропроков и особо отмечает, что без участия Господа христианин не способен творить богоугодные дела.
Согласно учению Иисуса, основная цель каждого христианина – Царствие Небесное, как безусловное и высшее блаженство. Обрести счастье смогут лишь те, ко служит Господу, и творит Его Святую волю, для которых высшее блаженство — жить по Заповедям Божьим.
Значение проповеди
Последователи Христа считают Нагорную проповедь полноценным комментарием к Десяти заповедям, которые Господь поведал Моисею на священной горе Синай. Спаситель предстает перед народом и апостолами в качестве истинного толкователя Моисеева закона. Однако нравственная проповедь служит не для запрета, но раскрывает душевное расположение, способное приблизить человека к Всевышнему и привести к совершенству.
Икона Нагорная проповедь Иисуса Христа
К рассмотрению послания Христа, в свою очередь, подходят видные богословы и мыслители, пытающиеся совместить слова Сына Божьего и повседневную деятельность каждого. Открывается это наставление девьятью Заповедями Блаженства, излагающими принципы Нового Завета о духовном возрождении.
- Христос упоминает о том благотворном влиянии своих последователей, которое они естественным образом оказывают на окружение. Иисус особо подчеркивает, что проповедь не отменяет Закона Моисея, но полноценно дополняет его. Сын Божий учит каждого преодолевать исходящую изнутри злобу, оставаться целомудренным, честным и откровенным, держать слово, уметь прощать ошибки и пороки, любить не только друзей, но и врагов, а также стремиться к духовному совершенству.
- Далее, Христос призывает становиться истинно праведным, слышать свое сердце и не склоняться под гнетом собственных чувств. Он говорит, что следует избавиться от стремления к показной святости, как это делали многие иудеи. Сын Божий подчеркивает особую значимость молитв, поста, милостыни, — это все угождает Всевышнему, в которого необходимо верить.
- В конце проповеди Иисус говорит о неосуждении, постоянстве в добродетели и сохранении святынь от поругания. Он учит различать ложный и праведный пути, предостерегает верить лжепророкам и объясняет всем, что для преодоления жизненных трудностей, нужно заниматься укреплением собственного сознания.
Об этом знании сам Сын Божий говорит, что «проходит Мир, но слова Господа навеки остаются». В Нагорной проповеди каждый христианин увидит божественную истину, не умирающую и применимую ко всякому человеку без исключения. Закон Господа, в котором сохранены оба Завета, непреложен, несмотря на изменения нравственности среди людей. Поэтому христианин, стремящийся к усвоению чистого добра, должен узреть мудрость Нагорной проповеди и построить жизнь, основываясь на постулатах, изложенных в ней.
На заметку! Холм в Галилейской Тверии, на котором Сын Божий произнес христианское наставление, именуется «горой Блаженств». Исследователи уверяют, что проповедь произносилась рядом с тем местом, где Спаситель умножал хлеба и рыбу. В 1935 г. у подножия холма обнаружили руины небольшой церкви, построенной в IV столетии и разрушенной в начале XVII. В 1938 г. здесь воздвигли католический храм, сегодня он входит в состав францисканской обители.