Основы систематики. систематика растений

Отдел в биологии: что это такое и как он работает?

Признаки царства растений

Прежде чем перейти непосредственно к классификации растений, стоит вспомнить, что растения имеют ряд признаков, характерных всем представителям царства.

Признаки отделов растений

  • Растения способны к автотрофному питанию. Это значит, что в процессе жизнедеятельности растения синтезируют необходимые органические вещества из углекислого газа и воды под воздействием солнечного света в ходе фотосинтеза.
  • Клеточная оболочка растений построена из плотного полисахарида целлюлозы.
  • Большая часть растений ведет прикрепленный образ жизни.
  • Крахмал — питательное вещество, которое запасается в клетках растений.
  • В отличие от животных, растения растут всю жизнь.
  • Фитогормоны регулируют процессы развития растений.

Согласно учебнику «Биология. 6 класс» под редакцией И. Н. Пономаревой, царство растений делится на подцарства. Выделяют подцарство низших растений и подцарство высших. Представителями подцарства низших растений являются водоросли.

В зависимости от сложности строения и способа размножения выделяют семь отделов растений, характеристики которых разберем ниже.

Отдел  «водоросли»

Водоросли – наиболее примитивно устроенные представители царства растений. Тело водорослей называют таллом. По строению это однотипные клетки, среди которых невозможно выделить отдельные органы растений.

Основные понятия

Систематика растений — раздел биологии, который описывает различные группы растений и соотносит их между собой. Для того чтобы классифицировать организмы, необходимо выявить у них сходства и различия. На основании нескольких сходств мы можем объединить растения в крупную группу. Чем больше сходств между организмами, тем в более мелкую группу они будут входить.

Группы в биологии называются систематическими таксонами. Таксон — группа организмов, которая была выделена на основании общих признаков. Таксоны бывают разными по размеру. Наименьшим таксоном в биологии является вид.

Последовательность таксонов:

  1. Царство;
  2. Отдел;
  3. Класс;
  4. Порядок;
  5. Семейство;
  6. Род;
  7. Вид.

Таксономическое описание вида

М

Межклеточное вещество — полужидкое вещество, соединяющее оболочки соседних растительных клеток.

Механическая — ткань, состоящая из волокон и придающая прочность растению.

Микориза (грибокорень) — симбиоз нитей грибницы шляпочных грибов и корней высших растений.

Микроскоп — сложный увеличительный прибор с разрешающей способностью 300-400 раз (световой), 3500-4000 раз.

Минеральное питание — процесс поступления из почвы через корни воды и минеральных веществ.

Минеральные удобрения — азотные способствуют росту листьев и стеблей, калийные росту корней, фосфорные для скорейшего созревания плодов.

Мицелий (грибница) — система ветвящихся белых нитей (гиф).

Мозжечок — координирует сложные движения, равновесие тела.

Мхи — отдел царства Растений, характерной чертой которых является наличие тканей и примитивных органов (стебель, лист).

Уроки биологии с Гипермаркетом Знаний

Так как ботаника сама по себе является очень интересным и разнообразным предметом, то и информации о нем в интернете можно найти немало.

В Гипермаркете Знаний по этому предмету также предоставлено много интересного и полезного материала. На сайте Гипермаркета Знаний вы найдете различные рефераты, конспекты, практикумы, лабораторные работы, кейсы, презентации и видео материалы, которые сделают изучение этого предмета еще интереснее и познавательнее.

Корчагина В. А., Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6 кл. сред. шк. — 24-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 256 с.:ил.

Семейство Пасленовые

Пасленовые широко распространены по всему миру. Среди представителей этого семейства много овощей, которые люди потребляют ежедневно: картофель, томат, перец, баклажан. Дикорастущие и даже ядовитые виды: паслен, белена, дурман. Ядовитые свойства пасленовых растенийобеспечиваются веществом соланином, который прячется в зелёных частях. Даже во всеми любимом картофеле содержится яд. Тяжёлое отправление соланином может привести к летальному исходу.

Плод пасленовых: ягода (томат) — сочный — и коробочка (белена) — сухой многосемянный. Ягоды картофеля и коробочки белены ядовиты.

Плод пасленовых

Цветки с двойным околоцветником собраны в соцветия: завиток (белена), метёлка (паслен сладко-горький), кисть (паслен чёрный) и извилина (петуния).В цветке находятся пять сросшихся чашелистиков, пять сросшихся лепестков, пять тычинок и один пестик. Таким образом, формулу цветка пасленовых можно представить следующим образом: Ч(5)Л(5)Т5П1.

Цветки пасленовых

Для главного представителя пасленовых — картофеля — характерно видоизменение побега. Мы употребляем в пищу именно клубни. Плод картофеля — это на самом деле видоизменённый побег, который называется клубнем. Подземные побеги картофеля называются столонами, а клубень — это его утолщение. На поверхности клубня картофеля, особенно на верхушке, расположены почки — глазки. Такое тотальное видоизменение побега нужно для большого отложения питательных веществ, в частности крахмала.

Общие признаки пасленовых

С

Сапротрофы — организмы, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.

Семенные — голосеменные и покрытосеменные.

Семязачаток — зачаток семени, расположенный в завязи пестика.

Семя содержит — запасающую ткань(эндосперм), зародыш и семенную кожуру.

Симбиоз — взаимополезное совместное существование организмов.

Сине-зеленые бактерии (или цианобактерии) — зеленые бактерии, способные к фотосинтезу.

Ситовидные трубки — живые вытянутые клетки, поперечные перегородки в виде сита.

Сосуды — мертвые вытянутые клетки, лишенные перегородок, проводящие воду и минеральные вещества.

Спириллы — спиралевидные бактерии.

Спора бактерии — форма бактерий, служащая для перенесения ими неблагоприятных условий.

Споровые растения — водоросли, мхи, папоротники.

Споры грибов — структуры вегетативного размножения грибов.

Средний мозг координирует — ориентировочные рефлексы на зрительные и звуковые раздражения.

Размножение различных организмов

  • Половое размножение. Оно предполагает объединение гамет — половых клеток самца и самки, что приводит к образованию зиготы. Половое размножение обеспечивает генетическое разнообразие потомства, что облегчает выживаемость видов в разнообразных условиях.
  • Бесполое размножение. Здесь новые особи образуются без участия половых клеток. Типы бесполого размножения включают деление на две клетки, отпрыск формируется из части родительского организма, и клеточную мину, при которой отдельные клетки развиваются в отдельные особи. Бесполое размножение обеспечивает эффективное и быстрое увеличение численности популяции, но не обеспечивает генетического разнообразия.
  • У различных организмов есть различные методы размножения. Некоторые растения размножаются через семена, другие — через споры. У животных размножение может осуществляться различными способами, такими как яйцекладовое, живородящее или лактационное размножение.

Изучение размножения различных организмов помогает понять и оценить разнообразие и адаптации видов в живой природе

Кроме того, оно является важной частью предмета биологии и углубляет наше понимание процессов жизни

Семейство Злаки

Это семейство имеет огромное значение для человечества. Злаковые растения были пищевыми культурами ещё много веков назад. Люди используют в пищу пшеницу, рожь, ячмень, овёс, кукурузу и рис. В итоге на прилавках мы видим хлеб, булочки, печень, макароны и другие продукты питания. Те злаки, что не пригодны в пищу людям, становятся кормом для животных, использующихся в сельском хозяйстве. К ним относятся тимофеевка, ежа, костер, мятлик и пырей. Овёс и пырей используются как лекарственныерастительные организмы из-за их целебных свойств.

Семейство злаки имеют и другое название — мятликовые.

Плод злаковых — зерновка, то есть это сухой односемянный нераскрывающийся плод.

Продольный разрез зерновки пшеницы

У злаков мелкие цветки, которые собраны в соцветия: початок (кукуруза), колос (рожь), сложный колос (пшеница) и метёлка (овёс). Соцветия нужны для приспособления к размножению с помощью ветра.

Соцветия злаков

Цветки неправильные и двусторонне симметричные, то есть через них можно провести только одну ось симметрии. Цветки имеют две сросшиеся внутренние и две наружные чешуи, три длинных тычинки с крупным пыльником и один пестик с двумя рыльцами. Таким образом, формулу цветка злаков можно представить следующим образом: О(2)+2Т3П1 (околоцветник с двумя сросшимися и двумя несросшимися лепестками, три тычинки и один пестик).

Строение цветка злаков

Обычно растительные организмы растут с помощью верхушечного роста, но злаком присущ ещё и вставочный рост. Это такой рост растительного организма, который происходит в результате деления клеток междоузлий.

Вставочный рост

Листья злаков имеют влагалища — образования, которые позволяют листу защищать клетки в местах вставочного роста. Другой защитный механизм — язычок. Это плёнчатый вырост, который защищает место между влагалищем и стеблем от воды.

Особенности листьев злаковых

Самый важный представить злаковых — пшеница. Стебель пшеницы называется соломиной. Пшеница используется для приготовления хлебобулочных и макаронных продуктов питания.

Выделяют сорта пшеницы:

  1. Твёрдые: эндосперм этого сорта твёрдый, так как содержит в своём составе много белка;
  2. Мягкие: эндосперм этого сорта мягкий, так как содержит в своём составе много крахмала.

Виды пшеницы по способу выращивания:

  1. Озимая: высевают осенью, всходы зимуют под снегом (Станичная, Ермак);
  2. Яровая: высевают ранней весной (Тюменская, Нерда).

Общие признаки злаков

Определение отдела в биологии 6 класс

Отдел в биологии — это одно из высших таксономических подразделений животного и растительного мира. В биологии 6 класса отделы рассматриваются как одна из категорий классификации организмов.

Отделы в биологии 6 класса объединяют родственные виды организмов, которые имеют общие признаки строения и функционирования. Они подразделяются на классы, а те, в свою очередь, на отдельные виды.

На самом низшем уровне живых организмов в мире растений и животных есть около 30 различных отделов. Каждый отдел обладает своей уникальной особенностью и множеством видов.

Некоторые примеры отделов в биологии 6 класса:

  • Отдел простейших — родственные виды организмов, которые имеют примитивную структуру и обладают простыми механизмами обмена веществ.
  • Отдел мшанок — многоклеточные организмы, которые обитают в воде и имеют преимущественно безлистную структуру.
  • Отдел перепончатокрылых — насекомые с парными крыльями, сформированными из прозрачной перепонки.
  • Отдел хордовых — животные, обладающие нотохордой или ее наследственным прародителем.

Каждый отдел имеет свои особенности и характеристики, описание которых можно найти в учебниках по биологии для 6 класса.

Таким образом, отделы в биологии 6 класса играют важную роль в классификации организмов, помогая систематизировать и изучать разнообразие живых существ на Земле.

Внешнее строение

Листьям свойственны разные размеры: от нескольких миллиметров до 10-20 метров (такие самые длинные листья растут у пальм). Продолжительность жизни листьев также может длиться от нескольких месяцев вплоть до 15 лет (у некоторых тропических растений). Размер и форма листьев определяются наследственными признаками.

Что же касается внешнего строения листьев, то всякий лист состоит из листовой пластинки, черешка (за исключением так званных «сидячих листьев») и прилистников, характерных для ряда растительных семейств. Также листья могут быть, как простыми (с одной листовой пластиной), так и сложными (у которых листовых пластин несколько).

Листовая пластина – это расширенная, как правило, плоская часть листа, ответственная за функции фотосинтеза, газообмена, и транспирации, а порой и вегетативного размножения.

Основание листа (листовая подушка) – это часть листа, соединяющая его со стеблем. Именно тут располагается образовательная ткань, дающая рост всему листу.

Прилистники – это парные листовидные образования в основании листа. Они имеются не у всех листьев, также могут опадать при развертывании листа либо наоборот сохраняться. Прилистники защищают пазушные боковые почки и вставочную образовательную часть листа.

Черешок – это суженная часть листа, которая соединяет листовую пластину с листовой подушкой и стеблем. Именно черешок ответственен за ряд очень важных функций в жизнедеятельности листа: он ориентирует лист по направлению к свету, является вместилищем вставочной образовательной ткани, за счет которой происходит рост листа. Также черешок имеет механическое значение для ослабления ударов по листовой пластинке от дождя, ветров, града и т. д.

Вот так выглядит внешнее строение листьев на рисунке.

Семейство Лилейные

Среди растительных организмов из семейства лилейные есть важные овощные культуры: лук и чеснок. Из-за красоты лилейных множество из них используют для украшения пространства: лилия, тюльпан и другие. Некоторые лилейные растения ядовиты: ландыш майский и вороний глаз. Яд содержится в плодах — ягодах, и есть их ни в коем случае нельзя. Однако некоторые млекопитающие могут поедать ягоды без вреда для своего организма.

Плод лилейных — сухая коробочка (тюльпан), которая раскрывается тремя створками, или ягода (ландыш).

Плод лилейных

У цветков растений семейства лилейных простой околоцветник (только венчик), шесть лепестков, шесть тычинок и один пестик. Венчик крупный и яркий, часто имеет приятный запах. Лепестки расположены в два слоя. Иногда цветки собраны в соцветие кисть (ландыш). Таким образом, формулу цветка лилейных можно представить следующим образом: О3+3Т3+3П1 (околоцветник с шестью лепестками, расположенными в два слоя, шесть тычинок, расположенных в два слоя, один пестик).

Цветок лилейных

Часто у лилейных можно обнаружить видоизменения побега: корневище (тюльпан) или луковицу (лук). Эти приспособления позволяют лилейным успешно размножаться вегетативным образом.

Видоизменения побега лилейных

Общие признаки лилейных

Как организована работа отдела в биологии?

Отдел в биологии – это структурное подразделение научной организации, занимающееся исследованием биологических процессов и явлений. Работа отдела в биологии организована таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность и результативность научных исследований.

В отделе в биологии работают специалисты различных профилей: биологи, генетики, микробиологи, биохимики и др. Каждый из них имеет свою область компетенции и занимается определенными задачами.

Работа отдела в биологии начинается с постановки научной задачи. Затем проводится анализ существующих научных данных и литературы по данной теме. После этого формулируются гипотезы и разрабатывается план исследования.

Для проведения исследований в отделе в биологии используются различные методы и технологии, такие как микроскопия, хроматография, электрофорез, ПЦР и др.

Полученные результаты анализируются и обсуждаются на научных семинарах и конференциях. При необходимости проводятся дополнительные эксперименты и корректируется план исследования.

Таким образом, работа отдела в биологии организована таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность и результативность научных исследований. Каждый специалист в отделе вносит свой вклад в общую работу, что позволяет достигать высоких результатов в научной деятельности.

Экология и взаимодействие организмов в природе

Одно из важных понятий в экологии — это популяция. Популяция — это группа организмов одного вида, которые находятся в определенном месте и время и способны вступать во взаимодействие между собой. В популяции происходят процессы рождаемости, смертности, миграции и мутации, которые определяют ее динамику и разнообразие.

Организмы взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой, образуя экологические сообщества. В сообществе организмы разделяют ресурсы, соперничают и сотрудничают друг с другом. Такие взаимодействия могут быть как конкурентными, так и взаимовыгодными.

Существуют различные виды взаимодействий между организмами в природе:

  1. Конкуренция — борьба за ограниченные ресурсы, такие как пища, место обитания и партнер для размножения.
  2. Предация — процесс, при котором один организм (хищник) питается другим организмом (жертва).
  3. Паразитизм — взаимодействие, при котором один организм (паразит) питается другим организмом (хозяин), причиняя ему вред.
  4. Симбиоз — способ взаимодействия, при котором два организма получают взаимную выгоду.
  5. Комменсализм — вид взаимодействия, при котором один организм получает выгоду, а другой не получает ни пользы, ни вреда.
  6. Мутуализм — взаимодействие, при котором оба организма получают взаимную выгоду.

Изучение экологии и взаимодействия организмов в природе помогает понять важность сохранения экосистем и принимать меры по их сохранению. Каждый организм выполняет свою роль в экосистеме, и нарушение этого равновесия может привести к негативным последствиям для всего сообщества

Топ вопросов за вчера в категории Биология

Биология 27.07.2023 20:25 1647 Маринина Алёна

Напишите вывод по теме ткани Срочноооо Небольшой вывод напишите пожалуйста

Ответов: 3

Биология 04.06.2023 19:21 609 Кособуцький Микола

Задание №1 Постройте логическую цепочку из следующих понятий, расположив их в порядке усложнения:

Ответов: 2

Биология 20.06.2023 09:12 1562 Пыжик Глеб

Вопросы 1. Какое значение имеют измерения в научных исследованиях? 2. Какие единицы измерения вы зна

Ответов: 2

Биология 12.06.2023 21:00 219 Кот Ксения

ЗАДАНИЯ: 1. Рассмотрите рисунок а) Какой способ питания характерен для амебы? ложноножки цитоплазм

Ответов: 1

Биология 14.06.2023 23:32 772 Барабаш Виктория

Какую гипотезу собирался проверить Алёша в своем исследовании? Алёша решил провести такое исследов

Ответов: 1

Биология 28.12.2018 08:39 311 Антонова Екатерина

Вариант 2. А1.Нервные импульсы от рецепторов тела поступают в спинной мозг через: а)передние корешки

Ответов: 1

Биология 02.07.2023 06:03 973 Коряковцев Егор

Лабораторная работа по биологии 5 класс измерение объектов

Ответов: 2

Биология 01.07.2023 10:31 362 Перекопская Алёна

Выберите 3 правильных, по вашему мнению ответов из 6, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответов: 2

Биология 03.10.2023 14:35 1103 Володин Александр

Какие фенологические исследования вы можете провести самостоятельно о природе. Подготовьте рассказ

Ответов: 3

Биология 12.06.2023 20:42 231 Калицкий Роман

Задания 1. Транспорт веществ через плазматическую мембрану осуществляется активным и пассивным путем

Ответов: 1

Семейство Бобовые

Бобовые растения являются древними культурными растительными организмами: горох, фасоль, чечевица, соя, арахис. Некоторые из них используются как корм для сельскохозяйственных животных: клевер, люцерна. Некоторые — как красивые украшения для создания атмосферы в помещении: люпин, акация. Есть и дикорастущие виды: чина, донник.

Другое название — мотыльковые.

Плод растений семейства бобовых легко запомнить: это боб. В противоположностьстручку крестоцветных, боб не разделён на две камеры перегородкой.

Сравнение боба и стручка

Цветки собраны в различные соцветия: простая и сложная кисть (люпин) и головка (клевер).

Соцветия бобовых

Цветки с двойным околоцветником, то есть имеют чашечку и венчик. Чашечка состоит из пяти чашелистиков. Лепестки бобовых особенные: обладают сложным строением:

  1. Парус (флаг): самый крупный верхний лепесток;
  2. Вёсла: боковые лепестки;
  3. Лодочка: два нижних сросшихся лепестка.

Подобный цветок называют цветком мотылькового типа. По нему легко отличать бобовых от представителей других семейств.

Внутри цветка девять сросшихся и одна свободная тычинка и один пестик. Таким образом, формулу цветка бобовых можно представить следующим образом: Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П.

Цветки бобовых

Главным видоизменением бобовых являются корневые клубеньки. На них живут клубеньковые бактерии, с которыми растение выстраивает симбиотические отношения. Бобовое растение предоставляет бактериям жильё, и взамен бактерии синтезируют содержащие азот соединения, которые нужны бобовому для питания. К таким азотным соединениям относят аминокислоты, нуклеотиды и витамины.

Корневые клубеньки

Знакомым всем видоизменением является вьющийся стебель гороха. Такое видоизменение нужно для опоры растения.

Общие признаки бобовых

Г

Газообмен — обмен газов между окружающей средой и внутренней средой организма.

Гетеротрофы — организмы, поглощающие готовые питательные вещества извне.

Головной мозг — это главный координирующий центр у позвоночных.

Гормональная регуляция — регулирующее воздействие гормонов на функции организма.

Гормоны — биологически активные вещества.

Грибы — одно из царств растений, сочетающие признаки растений и животных.

Гуморальная регуляция — гормональная регуляция + регуляция с помощью продуктов обмена веществ (углек газ) , выделяемыми клетками и тканями в кровь, лимфу и тканевую жидкость.

Гуморальная регуляция — длительные процессы жизнедеятельности (рост, индивидуальное развитие).

Какие задачи решает отдел в биологии?

Отдел в биологии – это структурное подразделение научной организации, занимающееся решением задач в области биологии. Он объединяет специалистов различных направлений, таких как генетика, микробиология, биохимия, экология и др. Основная задача отдела в биологии – это проведение научных исследований, направленных на расширение знаний в области биологии и решение актуальных проблем, связанных с живыми организмами. Кроме того, отдел в биологии занимается разработкой новых методов и технологий, которые могут быть использованы в медицине, сельском хозяйстве, промышленности и других сферах деятельности

Важной задачей отдела в биологии является также обучение и подготовка молодых специалистов в области биологии, проведение научных конференций и семинаров, а также популяризация науки среди широкой общественности

Что такое отдел в биологии 6 класс

Особенности отдела заключаются в том, что все живые организмы, входящие в определенный отдел, имеют ряд общих признаков, которые позволяют классифицировать их и отличать от других отделов. Например, позвоночные имеют внутреннюю костную или хрящевую опору, членистоногие — разделение тела на сегменты, моллюски — наличие раковины наружу, мшанки — отсутствие настоящего корня, стебля и листьев, низшие трубчатые — простота строения и отсутствие органов.

Изучение отдела в школе помогает ученикам разобраться в разнообразии живого мира и понять его организацию. Это основа для дальнейшего изучения всей биологии и помогает студентам понять, как различные виды организмов связаны между собой и как они приспособлены к своей среде обитания.

Царства живой природы

Царство — очень большая группа организмов, которые обладают сходными признаками строения и процессов жизнедеятельности, отличаются от других групп способом питания и строением клетки. Например, представители царства Растения характеризуются наличием в их клетках зелёного пигмента (хлорофилла) и способностью создавать органические вещества из неорганических. Почти все они ведут неподвижный образ жизни.

Организмы царства Животные отличает огромное многообразие и сложные формы поведения. Животные в отличие от растений питаются готовыми органическими веществами. Они активно отыскивают пищу, убежища от врагов и непогоды, места, благоприятные для размножения.

Царство Бактерии включает мельчайшие одноклеточные организмы, невидимые невооружённым глазом. В клетках бактерий нет ядра. Одни бактерии участвуют в круговороте веществ, другие — превращают молоко в простоквашу, третьи — вызывают у людей скарлатипу, холеру и многие другие болезни.

Грибы долго относили то к растениям, то к животным. Сейчас их выделяют в особое царство живой природы. Грибы — одна из наиболее разнообразных групп живых организмов. Они питаются готовыми органическими веществами.

Мы с вами будем постоянно пользоваться такой единицей классификации организмов, как вид. Вид — это группа организмов (особей), сходных между собой и занимающих общую территорию. Названия видов состоят из двух слов, например берёза бородавчатая и берёза пушистая, заяц русак и заяц беляк. Одни виды широко распространены на Земле, их можно встретить повсюду, например подорожник большой, одуванчик лекарственный, заяц русак (рис. 21, а). Другие виды встречаются редко, только на определённой территории. Например, верблюжья колючка, кобра, серый варан обитают в пустыне, императорский пингвин — в Антарктиде, кенгуру (рис. 21, б) — в Австралии.

Новые понятия

Классификация. Царства живой природы. Вид

Ответьте на вопросы

1. Для чего классифицируют организмы?

2. Каковы отличительные признаки царств живой природы? Приведите примеры организмов всех царств.

3. Что такое вид? Приведите примеры видовых названий.

Выполните задания

Расспросите родителей или узнайте в Интернете, почему бактерии могут быть «кулинарами». «фармацевтами», «помощниками земледельца». Подготовьте сообщение.

ПОДУМАЙТЕ!

Почему живые организмы составляют единое целое с неживой природой?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: