Человек как биологическое и социальное существо
Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).
Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе.
При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.
Черты различия человека и животного
Человек изначально наделен способностями, выделяющими его из животного царства:
1. Способность к осмысленной членораздельной речи. Люди с помощью слов и жестов (глухонемые) не только отражают, что происходит вокруг, но могут рассказать о прошлом, передать свои чувства. Кроме устной речи у людей развита письменность, с помощью которой они надолго сохраняют свои мысли на бумаге;
2. Возможность создавать орудия, улучшающие качество труда. Обезьяны тоже умеют трудиться, но они используют подручные средства, созданные природой, например, камни. Человек осознанно производит нужные ему материалы, сырье, полезное для трудовой деятельности оборудование;
3. Творческая деятельность. Только люди умеют передавать свои чувства и переживания через музыку, стихи, изобразительное искусство. Творческие способности развиты у людей неодинаково. От владельца таланта зависит, будет ли он развиваться или «зарыт в землю»;
4. Логическое мышление, возможность анализировать, сопоставлять факты, события. Все сферы общественной жизни: экономика, политика, культура основаны на мыслительной деятельности, возможностях человеческого разума;
5. Способность осознанно ставить перед собой цель и достигать ее. Только у людей есть свобода выбора: самому решить к чему стремиться, какую выбрать профессию, с кем создавать семью. Животные принимают решения на инстинктах, люди совершают осознанный выбор.
Все эти навыки развиваются в процессе жизни ребенка в обществе, зависят от его ближайшего окружения, круга общения.
Различия между человеком и животным проявляются и в потребностях. Люди, кроме биологических, не могут прожить без удовлетворения социальных потребностей:
- в трудовой деятельности;
- общении;
- познании окружающего мира и самого себя;
- уважении;
- любви;
- заботе об окружающих.
Человека также отличает наличие нравственности, морали, религии, духовных ценностей.
5 Свободное время, страница 47
Проверим себя
1. Какое время можно назвать свободным?
Свободное время — период времени, который остается у каждого человека после выполнения обязательных заданий.
2. Объясни, почему говорят: «Знай минутам цену, секундам счет», «Отдых — это перемена вида деятельности».
Первая поговорка означает, что необходимо просчитывать свое время и не тратить его впустую. Вторая поговорка означает, что во время отдыха человек тоже занимается определенной деятельностью.
3. Какие ты знаешь увлечения — хобби? Какое увлечение есть у тебя?
Занятия спортом, чтение книг, игры на компьютере. Я увлекаюсь футболом и коллекционированием марок.
4. Как наполнить свободное время полезными делами?
В классе и дома
1. Пробовал ли ты в свободное время делать что-либо своими руками? Если да, то что именно?
Да, собираю оригами и вышиваю
2*. Когда Наташа пришла из школы, родители были на работе. Она бросила портфель прямо в прихожей — и к телевизору. Включила, а сама — на диван. Как хорошо, что каналов много! Можно переключаться с одного на другой, а на экране то говорят, то дерутся, то плачут, то стреляют. Машины гудят, кто-то за кем-то гонится… Так и сидела Наташа у телевизора, пока не пришла мама. Даже не заметила, как вечер наступил. Не гуляла. Не читала. Цветы не полила. Мусор не вынесла. И за уроки не бралась. А день закончился. Как ты думаешь, умеет ли Наташа распределять своё время? Случается ли с тобой подобное? Нравишься ли ты себе в таких случаях? Когда просмотр телепередач превращается во вредную привычку?
У Наташи проблемы с распределением времени, она не знает что такое свободное время. Такое может случится со всеми. Просмотр телевизора может стать вредной привычкой если человек занимается этим все время.
3. Какому занятию посвящена загадка?«С той и с этой стороныВ клетках кони и слоны.В клетках справа, в клетках слеваКороли и королевы.Но не могут удержаться,Чтоб друг с другом не сражаться!»
Данная загадка посвящена шахматам.
Человек царь природы или ее часть?
Понять, кто это сказал, что человек царь природы — нетрудно, ведь членораздельная речь присуща только людям. Разберемся, справедливо ли это высказывание.
Для начала вспомним, кто такой царь: глава государства, в его подчинении находятся все окружающие, он отдает приказы, а народ безропотно их выполняет. Кому отдает приказы человек? Он может подчинить себе некоторых домашних животных и даже хищников, но управлять всем животным царством (птицами, рыбами, зверями, насекомыми) ему не под силу.
С давних времен люди пытаются подчинить себе и природу — биологическую среду обитания. Они добывают полезные ископаемые, используют природные ресурсы для своих целей. В результате природа отвечает экологическими проблемами на неразумное вмешательство в ее жизнь. С последствиями загрязнения окружающей среды люди только учатся справляться, очень сложно устранить радиоактивное загрязнение, истощение запасов чистой воды и почв.
И все же есть причины, почему человека называют царем природы:
- Он способен творить, создавать новые вещи, механизмы;
- Может изменять природный ландшафт: иссушать реки, создавать искусственные насыпные острова, перенаправлять речные русла;
- Способен спрогнозировать природные катаклизмы, попытаться их предотвратить;
- Человеческий интеллект самый развитый на планете Земля.
Топ вопросов за вчера в категории Обществознание
Обществознание 01.07.2023 13:08 4984 Галлямов Инсаф
10 примеров того что относится к духовной культуре
Ответов: 2
Обществознание 12.06.2023 18:29 1409 Кутиков Влад
Подобрать три пословицы о стыде и совести, объяснить их.
Ответов: 1
Обществознание 18.06.2023 08:13 2481 Маяковский Максим
Краткое содержание 4-5 параграфоф, хелпаните пжпжп. Автор Боголюбов 6 класс
Ответов: 1
Обществознание 27.06.2020 19:31 1382 Гусева Ксюша
Напишите Эссе : «Права, которые я хотел бы иметь» Напишите что бы вы хотели. Токо нормальные чтобы
Ответов: 1
Обществознание 19.06.2023 11:44 1107 Сергеев Назар
учитель предложил ученикам 9 класса подобрать термины для характеристики политической сферы жизни об
Ответов: 1
Обществознание 18.05.2023 15:08 1348 Сучков Михаил
Приведите примеры функций культуры (познавательная,оценочная,регулятивная,информативная,коммуникатив
Ответов: 2
Обществознание 16.05.2023 11:04 910 Ертуганова Айгерим
Ответы на вопросы обществознание 7 класс 1.Объясни смысл положения о том, что защита Отечества это
Ответов: 2
Обществознание 04.06.2023 03:40 865 Хариш Таня
Установите соответствие между этапами развития общества и их характеристиками: к каждой позиции, дан
Ответов: 2
Обществознание 18.06.2023 13:51 546 Svezhentsova Ira
Помогите ответить на три вопроса по таблице! 2. В 2017 году в нашей стране был проведен социологич
Ответов: 1
Обществознание 03.07.2023 03:01 868 Липа Даша
Сообщение — В чём плюсы и минусы прогресса.
Ответов: 2
3 Семья и семейные отношения, страница 32
Проверим себя
1. Какое значение семья имеет в жизни человека?
Семья для человека имеет очень большое значение. Она обеспечивает его потребности в еде, тепле, заботе и любви, воспитывает его и социализирует, закладывает основы, которое позволяют человеку стать человеком.
2. Какие семьи бывают? Чем отличаются двухпоколенные семьи от трехпоколенных?
Семьи бывают двухпоколенные, трехпоколенные и неполные. В трехпоколенных семьях живут вместе дети, отец и мать, бабушка и дедушка. В двухпоколенных — только дети и их родители.
3. Почему государство заботится о семье? Приведите примеры такой заботы.
Семья является основой государства и общества, его первичной ячейкой. В России примером такой заботы являются различные пособия для семей — материнский капитал, а также такие социальные учреждение как служба опеки.
4. Проанализируй свое отношение к пожилым членам семьи: всегда ли ты внимателен, заботлив? Какие семейные дела ты можешь делать вместо них?
Мое отношение к пожилым членам семьи всегда уважительное. Я внимателен и всегда стараюсь помогать им. Я мою посуду, помогаю во время приготовления еды.
В классе и дома
1*. Расспроси своих родителей о том, как они познакомились. Какие события в своей семейной жизни считают самыми важными?
Мои родители встретились во время путешествия в Англии и спустя несколько месяцев решили поженится. Самым важным для них моментом является рождение меня.
2. Есть такое выражение: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому.» Чему тебя научили твои родители? Чему ты хотел еще научиться?
Мой отец научил меня своему хобби — коллекционирование самолетов, теперь и у меня есть своя небольшая коллекция, а мама привила любовь к чистоте и теперь я все время помогаю ей убираться в своей комнате.
3. Проведите работу в парах. Прочитайте стихотворение, подготовьте совместные ответы на вопросы: «О какой особенности семьи говорит поэт?» «Что является опорой в жизни каждого человека?».
Главной особенностью семьи является забота о детях
Для человека наиболее важной опорой в жизни будет являться семья, родители и родственники
4. Используя справочную литературу или материалы интернета, объясни значение слов «свекровь», «золовка», «тесть», «невестка», «сват», «сватья».
Свекровь — мать мужа, золовка — сестра мужа, тесть — отец жены, невестка — жена сына или брата, сват — отец супруга по отношению к родителям второго супруга, сватья — мать супруга.
5*. Выскажи свое мнение: кого называют домочадцами? Это слово старинное или современное? Проверь свой ответ по словарям
Социальные особенности человека
Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.
В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:
-
членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;
-
логическое и аналитическое мышление;
-
потребность в социальном взаимодействии;
-
культурное и духовное развитие;
-
умение строить и создавать инструменты для труда;
-
способность к адаптации и обучению.
Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.
Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.
Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.
Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.
4 Семейное хозяйство, страница 38
Проверим себя
1. Что такое домашний труд?
Домашний труд представляет собой физическую или психическую активность человека, направленную на преобразование домашнего хозяйства
2. Какие потребности семьи удовлетворяет совместный труд?
Совместный труд удовлетворяет потребность в совместном общении, похвале, взаимопониманию, помощи друг другу и любви.
3. Для чего нужно семейное хозяйство?
Семейное хозяйство позволяет обеспечить семье жилье, питание и кров.
4. Кого считают рачительным хозяином?
Рачительным хозяином считают человека, который выполняет свои обязанности старательно, внимательно и бережливо относится к деньгам.
5. Каковы источники экономии в домашнем хозяйстве?
Источниками экономии в домашнем хозяйстве являются покупки, траты на питание, обучение, траты на автомобиль.
6. Что должен знать и уметь рачительный хозяин?
Рачительный хозяин должен уметь считать свои финансы, заботится о сохранении доходов и правильной трате денег семьи, о домашнем хозяйстве и членах семьи.
В классе и дома
1. В каких пословицах и поговорках народ выразил свое отношение к труду, трудолюбию, хозяину дома? Какие пословицы учат разумно вести домашнее хозяйство?
2. У дяди Федора есть дом в деревне Простоквашино и квартира в городе. В чем разница между этими жилищами? В чем преимущества и недостатки проживания в каждом из домов? Сравни домашнее хозяйство городского и сельского жителя.
3. Сформулируй свои правила ведения домашнего хозяйства.
4*. Подготовь рассказ о роли техники в быту.
5. Костя пригласил на свой день рождения восемь одноклассников. Помоги ему составить меню и рассчитать стоимость праздничного обеда.
6. В предложенном перечне выдели предметы первой необходимости и предметы роскоши: телевизор, джинсы, настенные часы, холодильник, видеомагнитофон, книги, посудомоечная машина, хрустальная люстра, комнатные цветы. Обоснуй свой выбор.
7. Какие из перечисленных обязанностей ты выполняешь: мытье посуды, чистка картошки, мелкий ремонт бытовой техники, мытье окон, стирка белья, сервировка стола, чистка обуви, покупка мебели, выпечка пирогов, уход за домашними животными, глажка белья?
8. Оцени себя как рачительного хозяина. Как ты относишься к своим вещам, книгам, окружающим предметам? Чему тебе еще необходимо научиться, чтобы стать хорошим хозяином?
9*. Выполни проект «Экономия семейных ресурсов»: определи, на чем можно сэкономить?
Последствия безответственности
В современном обществе проблема безответственности рассматривается психологами, писателями, школьными учителями, представителями закона. Признаки безответственности:
- Неумение предвидеть последствия своих действий;
- Нарушение данного слова, взятых на себя обязательств;
- Бездействие в чрезвычайных обстоятельствах, когда окружающие люди, природа остро нуждаются в помощи;
- Невыполнение своих обязанностей;
- Привычка обвинять окружающих в собственных ошибках.
Примеры безответственности персонажей в художественной литературе:
1. Дориан Грей поступил безрассудно, поддавшись дурному влиянию и собственному тщеславию. Он утратил все человеческие качества в обмен на вечную молодость, о чем жалел в конце своей жизни;
2. Обломов не смог реализовать способности, задатки из-за нежелания победить собственную лень;
3. Ученый Гриффин (из произведения Г. Уэлса «Человек-Невидимка») изобрел формулу, благодаря которой человеческое тело становилось невидимым. Впоследствии безответственный поступок стоил ему жизни.
Безответственность — это личный выбор человека, качество характера, формирующееся под влиянием обстоятельств. Причинами безответственности могут быть:
- Ошибки родительского воспитания (пример: мама балует ребенка, позволяя ему прогуливать школу);
- Чрезмерная строгость родителей, учителей, родственников. Ребенок устает выполнять бесчисленные требования, начинает действовать наперекор всему обществу;
- Неразрывно связаны безответственность и лень. Ленивый человек отказывается от выполнения обязанностей, действует по пути наименьшего сопротивления.
Один из способов, борьбы с безответственностью – приучение школьников к волонтерской деятельности, бескорыстной помощи людям.
Волонтерская деятельность: осознанная помощь социуму
Волонтеры и добровольцы — это люди, бескорыстно оказывающие помощь обществу (больным, старикам, ветеранам, детям). Они принимают участие в спортивных соревнованиях, пропагандируют здоровый образ жизни, очищают природу от загрязнений.
Чем занимаются волонтеры в России:
- Проведением благотворительных акций;
- Помощью в сборе денежных средств для операций;
- Сбором подарков к Новому году для детей-сирот;
- Уходом за больными одинокими людьми;
- Добровольческой деятельностью, направленной на патриотическое воспитание молодежи;
- Профилактикой вредных привычек (плакаты, познавательные лекции, другие способы рассказать о вреде курения, алкоголя, наркомании);
- Помощью по хозяйству старикам;
- Организацией праздников ветеранам.
Особенно востребована работа волонтеров с пожилыми людьми ветеранами ВОВ. Так формируется уважительное отношение к героям войны, патриотизм, нравственные качества молодежи.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Курс «Обществознание»Цель урока: выяснить особенности курса «Обществознания»;
методы изучения
данного курса; Задача урока: подведение учащихся к пониманию ценности
жизни как великого чуда, к ответу на вопрос «Зачем человек рождается?».
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ОБЩЕСТВО
ЗНАНИЯ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
1. Зачем человек рождается.
2.
Что такое наследственность.
3. Можно ли влиять на
наследственность?
Урок №1
кпрямохождениюспособны к действиямпо плануосознают самисебяЧем человек отличается
от других живых существ?
Слайд 4Задание на урокВопрос:- Чем отличается забота о потомстве у животных
от воспитания человека другими людьми? — Достаточно ли человеку того,
чтобы удовлетворялись его физические потребности (в пище, воде, уходе), или необходимы другие условия?
Слайд 51. Зачем человек рождается?«Человек — творец своего счастья» «Прожитая жизнь
оценивается человеческими поступками» «Все прекрасное на Земле от солнца, и
все хорошее – от человека» — М.М.Пришвин
Слайд 61. Зачем человек рождается?Антуан де Сент-Экзюпери «Быть человеком – это
чувствовать
свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не
зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».
Подумать, что означают слова Антуана де Сент-Экзюпери.Какая ответственность лежит на человеке?
права, совершать, человек. Даже в детстве человек
не имеет права совершать неправедных поступков.
Александр Блок
Слайд 82. Что такое наследственность.Что такое наследственность? От чего она зависит,
чем определяется? Почему дети похожи на своих родителей, братья на
сестер? Почему каждый вид животного или растения на протяжении многих лет сохраняет свои особенности, а каждая порода сельскохозяйственных животных или сорт растений передает свои ценные особенности потомству?
Наследственность — свойство живых и растительных организмов передавать потомству некоторые свои свойства и качества.
Наследственность — это биологическая сущность всех людей.
Мы многое наследуем от своих родителей. Всему остальному должны научиться: познать мир, узнать, что такое хорошо и что такое плохо и многое другое.
Слайд 92. Что такое наследственность.Вся наша жизнь зависит от взаимосвязи двух
– это «инструкция» по построению Вашего тела.
наследственности
окружающей среды
Хромосомы
в глубокой древности, однако как наука генетика зародилась немногим более
145 лет тому назад, когда в 1865 году чешский естествоиспытатель Георг Мендель в результате своих экспериментов с садовым горошком раскрыл основные закономерности наследования генетических признаков, таких как окраска цветов, форма семян и др.
Именно в генах записана эта информация. Существует сложнейший механизм, который отвечает за точное копирование этой информации. Любой крупный сбой, приводящий к радикальному изменению генотипа, смертельно опасен для организма, потому что результат таких ошибок (мутаций) — уродство.
Слайд 11С давних времен идут споры о том, что важнее для
развития человека — наследственность или среда? Ученые считают важным и
то и другое. Ребенок наследует некоторые физические данные (рост и др.), те или иные особенности центральной нервной системы, ту или иную степень быстроты, подвижности или уравновешенности нервных процессов, или, иначе говоря, задатки, из которых развиваются способности, одаренность, талант. Воспитание и упорный труд обеспечивают это развитие.
Лишь некоторые признаки не зависят от среды и полностью определяются наследственностью (цвет глаз, кожи, группа крови).
3. Можно ли влиять на наследственность.
Слайд 12Насколько ребенок будет талантлив и неординарен, зависит не только от
генов. Влияние генов на наследственность, конечно велика. Но, в
какую личность разовьется ребенок, во многом зависит от семьи. Например, чтобы воспитать сильный характер, мало одной наследственности, нужно еще и правильное воспитание.
3. Можно ли влиять на наследственность.
Среда, в которой малыш растет, и воспитание, которое ему дается, имеют большое значение при формировании его личности. Так что усыновленный малыш имеет реальные шансы вырасти трезвенником-интеллектуалом в отличие от биологического отца, злоупотреблявшего алкоголем и не имевшего тяги к знаниям.
Слайд 13Домашнее заданиеЧто такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?Докажи,
что человек не только биологическое, но и социальное существо Составить
небольшой рассказ о происхождении человека, его развитии, особенностях внешнего вида, трудовой деятельности, быта и культуры людей разных исторических времен.
Творческое задание:
Прочитать § 1.
Ответить на вопросы:
2 Отрочество — особая пора жизни, страница 21
Проверим себя
1. Кого называют отроком?
Отрок — человек, в переходном возрасте между детством и юностью, 10-14 лет.
2. Почему принято считать подростковый возраст переходным?
Подростковый возраст считают переходным так как в этот момент человек проходит трансформацию из детского возраста во взрослый.
3. Может ли самостоятельность быть отрицательным качеством?
Не всегда самостоятельность приводит к положительным результатам. Например, курение или употребление алкоголя считаются признаками взрослого самостоятельного человека, но такие привычки приводят к пагубным последствиям и для самого человека, и для людей вокруг.
4. Как ты считаешь, нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами?
Да, подобные умения пригодятся любому взрослому человеку, независимо от его пола.
В классе и дома
1. Прочитай строки из стихотворения Н. Заболоцкого «Метаморфозы». Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и чем отличается этот возраст от других периодов жизни человека?
В данный период с человеком происходят различные изменения в организме, меняется настроение, часто появляется усталость.
2. Древнегреческий ученый Пифагор выделял такие периоды жизни человека: период становления — до 20 лет (весна), молодой человек — 20-40 лет (лето), человек в расцвете сил — 40-60 лет (осень), старый и угасающий человек — 60-80 лет (зима). Выскажи свое мнение, почему Пифагор сравнивал периоды жизни человека с временами года
Данное сравнение Пифагор применял для того, чтобы обозначить жизненный путь развития человека. «Весна» олицетворяет период роста, расцвета человека, «лето» — период его основной жизнедеятельности, «осень» — человек набрался опыта, образован и мудр, «зима» — период угасания.
3. Сравни свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Какие советы ты можешь дать ребятам?
Ссорится с близкими людьми — не самая хорошая идея, потому что взрослые обладают опытом, знаниями и всегда готовы помочь ребенку.
4. Запиши на листе бумаги все, о чем ты мечтаешь. Оцени свои мечты: посмотри, чего в списке больше — желаний приобрести модные вещи, ценности, отдыхать и путешествовать или желаний, связанных с учебой, будущей профессией, общением с друзьями и интересными взрослыми людьми.
Больше всего в моем списке желаний учится, отдыхать и путешествовать, приобретать модные вещи.
5. Прочитай стихотворение Агнии Барто «Рыцари». Как ты считаешь, можно ли назвать поведение мальчиков, о которых говорится в стихотворении, достойным, рыцарским? Доводилось ли тебе быть участником или свидетелем подобной ситуации? Выскажи свое мнение, в чем может быть причина такого поведения.
Назвать рыцарским поведением то, что описано в стихотворении, нельзя
Важно, чтобы все помогали друг другу в зависимости от своих сил: крепкие мальчики должны были нести шкаф, а девочкам следовало бы нести стулья
Практикум
1. Поведение этого подростка является некультурным, следовало уступить место пожилому человеку и при наличии свободных мест в конце автобуса, занять их.
2. Наиболее культурным будет ответ №3: «Благодарю, но я не голоден. Я с удовольствием попробую это в следующий раз».
3. Не обидит дарящего такой ответ: «Спасибо, мне очень нравится».