Дальнейшее развитие
Надо сказать, что учреждение коллегий Петром 1 и замещение ими приказов шло очень медленно и вяло. Но когда в 1715 г. царю стал ясен исход военных действий со Швецией, он более активно начал интересоваться внутренними делами государства. Известно, что в его книжке для записей под датой 14 января того же года была внесена заметка о трех коллегиях, а к 23 марта их насчитывалось уже шесть. Предполагается, что к этому Петра подтолкнуло чтение проекта о переустройстве государственного управленческого аппарата теперь уже неизвестного автора.
В документе предлагалось ввести учреждение коллегий в России, которые бы сосредоточили в себе все дела по обустройству страны. В проекте упоминалось о семи отделах, касающихся юстиции, торговли, иностранных дел, горнодобывающих разработок, армии, налогов и расходов государства. Управление структурами предполагалось отдать в руки отдельным сенаторам. Автор этого проекта приводил в пример Швецию, где уже существовала данная система, считавшаяся наилучшей в Европе.
Суть петровских реформ
Когда Пётр взял бразды правления в свои руки, он наконец занялся тем, к чему так долго готовился в потешных полках — к войне и выходу к любимому морю. В 1696 г. он взял Азов. Сохранение города «под высокой рукой» царя и строительство нового флота для дальнейшей борьбы с турками требовало многого — кораблестроителей, денег, купцов, солдат и моряков. К тому моменту он уже знал, что истоки его будущего могущества лежат на Западе. Чтобы получить квалифицированных мореходов, в 1696 г. Пётр послал учиться в Европу несколько десятков знатных юношей. А потом отправился туда и сам — в Великое посольство 1697−1698 гг., организованное его другом Лефортом.
В то время царь ещё не думал о том, чтобы подвергнуть Россию коренным преобразованиям. Нет, перед ним стояли куда более узкие и практичные цели: провести дипломатическую разведку (на предмет поиска союзников), пригласить иностранных специалистов, обучиться кораблестроению, познакомиться с европейским миром и военным делом, чтобы затем реформировать армию и создать флот. Но в ходе посольства Пётр обрёл гораздо больше, чем планировал. Он убедился в том, что Россия отстала далеко не только в военном отношении, почувствовал силу западноевропейской цивилизации и воспринял идеи рационализма — веру в могущество знания и человеческого разума. В Европе Пётр проникся идеей долга всякого монарха и его подданных служить государству для «народной пользы». Идея общего блага, достижимого с помощью службы каждого человека и создания чётко регламентированного законами регулярного государства, стала основой его преобразований.
Царь вернулся в Москву с желанием видеть Россию европейской страной — богатой, с заводами, верфями, школами и театрами. Он намеревался обучить своих подданных и вывести русское царство в первый ряд держав. Как это сделать? Всё просто — нужно позаимствовать у Европы всё лучшее, что у неё было, и отринуть старое — отжившее, косное и медлительное. Правда, эти мысли не превратились пока в его сознании в план полного переустройства государства. Сперва он занялся тем, чем и собирался ранее, до Великого посольства — подготовкой к войне за выход России к морю. Союзников для борьбы с турками не нашлось, зато нашлись противники шведов — Польша, Саксония и Дания.
Пётр I в одеянии корабельного плотника в годы Великого посольства. (commons.wikimedia.org)
В 1699 г. Пётр пригласил в Россию английских учителей математики, инженерии и морского дела, затем начал собирать войска, а в 1700 г. объявил Швеции войну. Эта война предопределила ту последовательность, с которой шли основные реформы. Она заставила Петра сосредоточить все усилия на армии и флоте. Однако очень скоро оказалось, что качественные армия и флот не могут существовать без конкурентоспособной экономики (как говорил сам царь, «деньги суть артерия войны»), без системы образования и науки, а также без собственной промышленности — мануфактур — и, наконец, без качественного управления. Так реформы армии потянули за собой все остальные петровские преобразования.
Василий Осипович Ключевский: «Всё, что он делал, он как будто считал своим текущим, очередным делом, а не реформой: он и сам не замечал, как этими текущими делами он всё изменял вокруг себя, — и людей, и порядки… Пётр стал преобразователем как-то невзначай, как будто нехотя, поневоле. Война привела его и до конца жизни толкала к реформам».
Реформа государственного управления
— Петр заменил приказы, не имевшие четких обязанностей, коллегиями, прообразом будущих министерств
- Коллегия иностранных дел
- Коллегия военная
- Коллегия морская
- Коллегия для торговых дел
- Коллегия юстиции…
Коллегии состояли из нескольких чиновников, старший назывался председателем или президентом. Все они подчинялись генерал-губернатору, входившему в Сенат. Всего было 12 коллегий.— В марте 1711 года Петр создал Правительствующий сенат. Сначала его функцией было управлением страной в отсутствии царя, затем он стал постоянным учреждением. В Сенат входили президенты коллегий и сенаторы — назначенные царем люди.— В январе 1722 года Петр издал «табель о рангах», насчитывающую 14 классных чинов от Государственного канцлера (первый ранг) до коллежского регистратора (четырнадцатый)— Петр реорганизовал систему тайной полиции. С 1718 года Преображенский приказ, ведавший делами политических преступлений, был преобразован в Тайную розыскных дел канцелярию
Военная реформа Петра I
Разгром русских войск шведами в битве при Нарве в 1700 г. показал, что поместная армия даже при поддержке гвардейских полков, построенных по европейскому образцу, неспособна противостоять воинам Карла XII. Пётр понял, что нужна военная организация, основанная на новых принципах. В старой армии дворянин и его отряд могли не тренироваться накануне войны, дворянин мог не явиться в назначенный срок на сбор, моя явиться не по форме («конно, людно и оружно»), мог занимать не соответствующую его знаниям должность, мог пренебрегать уставом, использовал не унифицированное оружие. В случае с регулярным войском всё это было исключено. В 1705 г. Пётр ввёл рекрутскую повинность — основу комплектования регулярной армии, профессиональной, занятой военной подготовкой даже в мирное время.
Кроме того, армия получила новое обмундирование, новое стандартное для каждого рода войск вооружение (фузеи, шпаги, алебарды, палаши, пистолеты и т. д.), тактическую выучку и дисциплину. Важным нововведением стала полная отмена местничества (не только в армии, но и на гражданской службе) — производство в офицеры не по знатности происхождения, а по заслугам; Пётр лично контролировал с 1714 г., чтобы все офицеры имели опыт службы солдатом в гвардейском полку
Важной частью военных преобразований стало также учреждение офицерских и морских школ для обучения командиров.
С 1716 г. всякий солдат и офицер должен был служить по букве написанного Петром «Устава воинского», регламентировавшего организацию армии, обязанности солдат и офицеров, правила строевой и полевой служб, нормы военно-уголовного права. Этим уставом русская армия жила полтора столетия.
Рекруты — дворяне и набранные из податных сословий солдаты: крестьянские общины отдавали в армию назначенное число людей в возрасте от 20 до 30 лет на пожизненную службу. В 1708 г. Пётр располагал уже более 100 тыс. рекрутов.
Русская армия сражается под Полтавой. (commons.wikimedia.org)
В отличие от армии, флот Пётр не реформировал — он его основал, и также на регулярных принципах. Азовская флотилия была первым удачным опытом, за которым последовало создание Балтийского флота, любимого петровского детища. Первые корабли «в оборону и на отпор против неприятельских свейских войск» начали строить в 1702 г. В 1704 г. Пётр основал Адмиралтейство. Через несколько лет Балтийский флот перешёл уже в наступление; русские научились строить линкоры и фрегаты, а также пользоваться предложенной Петром тактикой — натиска галер на крупные корабли с последующим абордажем. Голландские, английские, датские, венецианские и греческие моряки обучили морскому делу русских. В 1701 г. в Москве открылась «Школа математических и навигацких наук» (с английскими учителями), будущий Морской кадетский корпус, в 1715 г. — Морская академия в Петербурге. Пётр сам участвовал в разработке «Устава морского».
Балтийский флот сыграл огромную роль в Северной войне — помог отстоять Ингерманландию и Петербург, разбил шведский флот при Гренгаме и Гангуте, позволил русским войскам взять под контроль Финляндию (возвращение которой стало козырем на мирных переговорах).
Когда завершилась война со Швецией, Балтийский флот насчитывал 29 линейных кораблей, 6 фрегатов и более 200 галер. Ещё около 80 военных кораблей стояло на Каспийском море. Россия превратилась в морскую державу.
Гренгамское сражение. (commons.wikimedia.org)
Структура
Новые подразделения должны были состоять не только из отечественных, но и из иноземных членов. Русским были отданы посты президентов и их заместителей – вице-президентов, а также по 4 должности советников и асессоров, по одному – секретаря, нотариуса, актуария, регистратора, переводчика и подьячих трех статей. Иностранцам же отводилось по одному месту асессора или советника и секретаря.
Учреждения коллегий должны были начать свою работу только в 1719 г., а до этого срока составлялись все необходимые документы, правила и т. д. Кроме того, нужно было подыскать персонал. В царском указе, который был передан президентам, говорилось, что на должности они не могут принять ни своих родственников, ни друзей. Для этого предлагалось выбрать по 2 или 3 кандидата на место и представить их в коллегиях, а там уже выбрать кого-то из них путем баллотировки шарами.
Причины создания
Создавая систему коллегий, Петр I старался реформировать государственное управление на западный момент. Большинство из созданных коллегий были созданы не по причины острой необходимости, а из-за желания царя провести прозападные реформы.
Главным поводом к созданию коллегий было учреждение в 1711 году Сената. По мнению царя, новообразованные государственные структуры должны были реформировать устаревшую систему приказов, а именно:
Систематизировать и разделить ведомства, так как подменявшие друг друга приказы, не редко исполняли одинаковые функции, что создавала неразбериху. В то же время некоторые функции иногда не подчинялись не одному приказному производству.
Установить совещательный порядок принятия решений.
За основу для создания коллегий были взяты системы органов управления Швеции и Германии.
Создание армии и флота
Петр I превратил отдельные наборы «даточных людей» в ежегодные рекрутские наборы и создал постоянную обученную армию, в которой солдаты служили пожизненно.
Петровский флот
Создание рекрутской системы проходило с 1699 по 1705 гг. с Указа 1699 г. «О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей». Система базировалась на классовом принципе: офицеры набирались из дворян, солдаты — из крестьян и иного податного населения. За период 1699-1725 гг. было проведено 53 набора, что составило 284187 человек. Указом от 20 февраля 1705г. были созданы гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали порядок внутри страны. Созданная русская регулярная армия показала себя в битвах под Лесной, Полтавой и в других сражениях. Реорганизацию армии осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал-комиссара, Приказ артиллерии и др. Впоследствии были образованы Разрядный стол и Комиссариат, а в 1717г. создана Военная коллегия. Рекрутская система дала возможность иметь большую боеспособную армию.
Петр и Меньшиков
Российский флот тоже формировался из призываемых рекрутов. Тогда же была создана морская пехота. Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло ее международный престиж и сделало морской державой.
Главный магистрат
Создавался как единый орган, управляющий всеми магистратами городов Российской Империи Главный магистрат начал работу в 1720 году. Кроме непосредственного управления городами, в его функции входило утверждение всех судебных решений в городах: как гражданских, так и уголовных. Также происходил контроль над сбором налогов в городах.
Президенты коллегии при Петре:
- Трубецкой Юрий Юрьевич (1720-1723)
- Долгоруков Алексей Георгиевич (1723-1727)
После смерти Петра 1, магистрат был переименовал в Ратушу (1727 год). В 1743 году органу вернули название Главного магистрата, но перевели из Петербурга в Москву. Упразднен магистрат в 1796 году.
Источник
Сословные реформы Петра I
Московское царство очень долго страдало от старинного недуга — местничества, принципа продвижения по службе в зависимости от знатности происхождения человека, а не от его заслуг или способностей. Пётр с этим покончил и вместо родового боярства стал опираться на дворянство. Всякий дворянин обязан был служить — в армии или в государственном аппарате, причём с самых нижних ступеней служебной иерархии. Занять высокое положение, не побывав «внизу», было немыслимо, а продвинуться по службе можно было благодаря заслугам. «Знатное дворянство по годности считать», — говорил царь.
Для упорядочения служебной системы Пётр ввёл в 1722 г. Табель о рангах — систему военных и гражданских чинов из 14 ступеней. Подданный любого сословия, дослужившийся до 8 ранга на гражданской службе (коллежский асессор), становился потомственным дворянином, что позволило царю набирать талантливых людей в госучреждения, а дворян на военной службе — мотивировать к достижениям ради карьерного роста.
Борьба с психологией местничества потребовала от Петра не только законодательных нововведений, но и огромной работы по перевоспитанию знати. Он и сам считал, что служит государству — просто на посту царя, и требовал такого же подхода от других. Чтобы подать пример служения государству, Пётр сам работал плотником (при этом слушался начальства Адмиралтейства), инженером, токарем, кузнецом и пушкарём, сам служил на флоте и в армии, постепенно получая одно звание за другим, пока не стал генералом и адмиралом. Это сработало — ведь ежели сам царь не пользуется своим положением, то и другим не пристало пытаться, иначе можно и гнев на себя навлечь, а Пётр в гневе был страшен. Секретарь прусского посольства И. Фоккеродт писал: «Это (…) имело то действие, что дворяне из самых знатных фамилий, хотя и не покидая и предрассудка о достоинстве своего происхождения… однако ж оставались с ним на службе и стыдились заявлять такие притязания, которые могли показать, будто бы они думают быть лучше их государя».
Табель о рангах. (commons.wikimedia.org)
Так Пётр, по выражению историка Е. В. Анисимова, «организовал дворянство», создал его как сословие заново, резко ограничив его права по сравнению с 17-м в. Жизнь дворянина отныне в значительно большей степени контролировалась государством: кто не служил без уважительной причины, легко мог расстаться и с имением, и со своим сословным статусом.
Из записок английского посла Ч. Уитворта 1705 г.: «Царь, находясь при своей армии, до сих пор не является её начальником, он состоит только капитаном бомбардирской роты и несёт все обязанности этого звания. Это, вероятно, делается с целью подать пример высшему дворянству, чтобы и оно трудом домогалось знакомства с военным делом, не воображая, как, по-видимому, воображало себе прежде, что можно родиться полководцем, как родишься дворянином или князем».
Табель о рангах
- Фельдмаршал / Канцлер
- Генерал от артиллерии, инфантерии и кавалерии / Действительный тайный советник
- Генерал-лейтенант / Тайный советник
- Генерал-майор / Действительный статский советник
- Бригадир / Статский советник
- Полковник / Коллежский советник
- Подполковник / Надворный советник
- Майор / Коллежский асессор
- Капитан / Титулярный советник
- Штабс-капитан / Коллежский секретарь
- — / Сенатский секретарь
- Поручик / Губернский секретарь
- Подпоручик / Сенатский регистратор
- Прапорщик / Коллежский регистратор
С Табелью о рангах в полном виде, а также с правилами, «каким образом с оными рангами каждому поступать надлежит», можно познакомиться здесь.
«Когда государь повинуется закону, не дерзнёт никто противиться оному»
Признание неэффективности приказной системы
В 1718 году, Петр 1, осознавая слабые стороны приказной системы, создал двенадцать коллегий для управления всеми важнейшими вопросами государства. Это было признание неэффективности приказной системы и стремление к более совершенной форме управления государством.
Ранее, приказная система была довольно эффективной, когда управление государством было еще малым, но в условиях развивающейся экономики и расширяющихся территорий государства, она не могла справиться с возросшей нагрузкой на себя.
К тому же, приказы не имели систематической иерархии в своей организации, а также не позволяли реагировать на текущие события в режиме реального времени. Вместо этого, все решения принимались только высшими чиновниками, тормозящими процесс принятия решений и их исполнения.
Коллегии, с другой стороны, представляли собой более совершенную форму управления государством. Они были организованы на подразделениях и систематизации, работали по ясным правилам, а также имели широкий диапазон полномочий для принятия решений. //
Указ о единонаследии. Табель о рангах.
Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям. Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране. Это правитель известен тем, что он мог приблизить к себе человека без роду. После подписания данного закона он мог каждого из них наделить по заслугам.
Продолжилась данная реформа в 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения. Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов). Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.
Все ранги делились на следующие категории:
- 14-9 уровня. Чиновник, который находился в этих рангах, получал в свое владение дворянство и крестьян. Единственное ограничение заключалось в том, что такой дворянин мог пользоваться имуществом, но не распоряжаться им, как собственность. Кроме того, имение не могло передаваться по наследству.
- 8 – 1 уровня. Это высшее управление, которое не только становилось дворянством и получало в полное управление владения, а также крепостных, но и получило возможность передавать свое имущество по наследству.
Нововведения при Петре I
В период с 1717 по 1722 годы царь проводил реформы в государственных органах. Он заменил семейные комнаты в России колледжами. Новые центральные отраслевые органы власти были утверждены шведским законодательством. В плане реформ император руководствовался в основном опытом Швеции и Германии.
Петр I ввел три новых принципа:
- Разделение отделов по секторам. Раньше функции заказов дублировались и дублировались.
- Коллегиальные решения. Встречи прошли в обязательном порядке.
- Власть действовала согласно Общему регламенту 1720 года.
Внутреннее устройство всех колледжей было одинаковым:
- президент;
- вице-президент;
- 4 директора;
- 4 советника;
- прокурор;
- церковные чиновники.
Президенты и вице-президенты назначались сенатом, но мнение императора также принималось во внимание. Обязательным условием было присутствие прокурора в каждом колледже
Этот человек контролировал исполнение указов, решение дел. Петр I настаивал на том, что правильные выводы можно сделать только вместе. Во время встреч у всех была возможность высказать свою точку зрения.
Реформа городского управления
Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах. Это был важный вопрос, поскольку численность городского населения увеличивалась ежегодно. Например, к концу жизни Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек, которые относились к разным классам и сословиям. Это требовало создать органы, которые будут работать с каждым сословием в городе. В результате была проведена реформа городского управления.
Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы
Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты. Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры. Только в 1720 году была создана Главный магистрат, который занимался контрольными функциями в отношении деятельности бурмистров.
Следует отметить, что реформы Петра 1 в области городского управления ввели четкие разграничения между простыми горожанами, которые делились на «регулярных» и «подлых». Первые относились к высшим жителям города, а вторые — к нижним сословиям. Эти категории не были однозначными. Например, «регулярные горожане» делились: богатых купцов (враче, аптекарей и прочих), а также простых ремесленников и торговцев. Все «регулярные» пользовались большой поддержкой государства, которое наделяло их различными льготами.
Городская реформа была достаточно эффективной, но она имела явный уклон в сторону зажиточных граждан, которые получали максимальную поддержку государства. Тем самым царь создал ситуацию, в которой городам становилось жить несколько легче, а в ответ наиболее влиятельные и богатые горожане поддерживали власть.
Структура
Новые подразделения должны были состоять не только из национальных, но и из иностранных членов. Россиянам были выделены должности президентов и их вице-президентов, а также 4 должности советников и асессоров, по одной — секретаря, нотариуса, актуария, канцлера, переводчика и сотрудника трех статей. Иностранцы же получали должность асессора или советника и секретаря.
Учреждения училищ должны были начать свою работу только в 1719 году, а до этого были составлены все документы, правила и т.д. Кроме того, необходимо было подобрать персонал. В царском указе, который был передан президентам, было сказано, что они не могут принимать своих родственников или друзей на должности. Для этого было предложено выбрать 2 или 3 кандидата на каждое место и представить их колледжам, а затем выбрать одного путем голосования.
Учреждение первых коллегий
В 1711 году некий офицер Иоганн Фридрих Блигер составил свой проект дальнейшего развития горного дела в России и представил его Петру I. Автор назвал свою бумажную коллегию. В следующем году другой немецкий офицер заинтересовал короля своим предложением. Это касалось организации коммерческих колледжей и аудиторов. Пьетро оценил эти предложения за их истинную ценность и начал создание первых колледжей. Датой выхода указа о сигнале было 12 февраля 1712 года. Он касался создания Торгового колледжа, который занимался вопросами таможни, мореплавания и внешней торговли.
По царскому указу была создана комиссия, в которую вошли три иностранных и разных купца из Москвы, а также шесть жителей Подмосковья. Им было поручено разработать основные правила и положения для коммерческого колледжа. Эта комиссия проработала почти два года и подготовила деловой документ. После этого она позаботилась о таможенном регулировании. К сожалению, никаких сведений о его дальнейшей работе не сохранилось.
С этого момента началось создание училищ, уставов и целый ряд других преобразований, после которых они постепенно стали заменять уже устаревшую систему приказов. Именно в это время были определены название и характер будущих институтов новой системы правления.
Минусы в работе коллегий
Грандиозный замысел Петра I разграничить ведомственные функции и дать каждому чиновнику чёткий план действий, был претворён в жизнь не полностью. Зачастую коллегии подменяли друг друга (как когда-то приказы). Так, например, Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии могли выполнять одну и ту же функцию.
Вне сферы контроля коллегий долгое время оставались важнейшие функции — полиция, просвещение, медицина, почта. Постепенно, правда, система коллегий дополнялась новыми отраслевыми органами. Так, Аптекарский приказ, действовавший уже в новой столице — Петербурге, с 1721 года был преобразован в Медицинскую коллегию, а с 1725 года — в Медицинскую канцелярию.
-
Что открыл демокрит в астрономии кратко
-
Анализ природных и хозяйственных условий и ресурсов территории кратко
-
Как создавался реквием кратко
-
Особенности организации деятельности начальной школы
- План урока южная америка 7 класс
Реестр коллегий
Все разработки, касающиеся преобразования государственной структуры, были собраны Фиком и переданы Брюсу. Шафиров и Ягужинский также приняли активное участие в этом вопросе. В октябре сам Петр I вернулся в Россию и приступил к следующему этапу работы — непосредственному созданию училищ. Решающим стал 1717 год, так как на основе всех собранных материалов был окончательно составлен реестр, а также личный состав всех дивизий, который король утвердил 1 декабря того же года. Уже 15 числа Петр 1 подписал указ о назначении президентов и их заместителей.
Сколько колледжей было при Петре 1? Первая 9. Адмирал Апраксин, канцлер Головкин и фельдмаршал Меншиков остались в ведении своих канцелярий, которые с этого момента стали называться по-новому. Первый остался во главе Адмиралтейства, второй — иностранных дел, а третий — военных училищ. По прежним постановлениям местного, земского и следственного суда была образована Юстицкая коллегия, руководство которой было возложено на А. Матвеева. Князь Д. Голицын стал президентом камерного училища, И. Мусин-Пушкин — государственного училища, Ю. Долгорукого — коммерческого училища, П. Толстого — мануфактурного и Бергского училищ, Ю. Брюсова. Все эти подразделения нужно было распустить и переформировать.
Но на этом создание колледжей не закончилось. Дата 18 января 1722 года ознаменовалась изданием нового указа о создании десятого по счету вотчины, в ведении которой было управление территорией и все другие связанные с этим вопросы.
Итоги и последствия реформы государственного управления Петра I
Заседание Сената, ставшего важным (но всё равно второстепенным) органом государственной власти в результате реформы управления Петра Первого
- Пополнение государственной казны. Проведённые преобразования не только сократили расходы на чиновников и различные службы, увеличив при этом их эффективность, но и увеличили собираемость налогов. Несмотря на то, что значительная часть средств уходила на военные нужды, государственная казна при Петре I всё равно начала пополняться.
- Укрепление абсолютизма. Несмотря на создание Сената и Святейшего Синода, царь укрепил абсолютную монархию, сосредоточив всю власть в своих руках и отобрав её у бояр с духовенством. Это, пожалуй, основной и самый заметный результат реформ управления Петра I.
- Увеличение престижа России на международной арене. Свою роль сыграла и победа в Северной войне, лишившая Швецию статуса мировой державы, но и в целом Российская империя за несколько десятилетий стала заметно современнее.
- Развитие экономики и науки. Царь покровительствовал научным изысканиям и приложил немало усилий для развития экономики и промышленности, чего стоят одни лишь его военные заводы! Так что по итогу реформ государственного управления Петра I Россия действительно заметно окрепла в экономическом плане.