Полиция при Александре I
Создание Министерства внутренних дел
Александр I вступил на трон как либерал и реформатор. Он ликвидировал Тайную экспедицию, а в апрельском манифесте 1801 г. осудил и тайный политический сыск. В 1802 г. император провёл реформу государственного аппарата. Были созданы новые органы центрального управления — министерства. Полиция оказалась в ведении Министерства внутренних дел, которое возглавил Виктор Павлович Кочубей, друг детства императора Александра и в прошлом дипломат. Помощником министра стал крупнейший государственный деятель России Михаил Михайлович Сперанский.
Виктор Павлович Кочубей — первый в Российской империи министр внутренних дел (1802—1807, 1819—1821), председатель Государственного совета (1827—1834) и Комитета министров (1827—1832), канцлер Российской империи (1834). Художник Е.И. Ботман
Однако «дней Александровых прекрасное начало» продолжалось недолго. В строительстве нового государственного аппарата император многое заимствовал у наполеоновской Франции. В частности, там действовали четыре параллельные полицейские структуры, которые, в чем-то дублируя друг друга, доставляли главе государства всю необходимую информацию.
История полиции: создание Министерства полиции
Деятельность собственной полиции Александра не устраивала. И он создал так называемую высшую полицию — Комитет охранения общественной безопасности. Но в конце концов это ведомство сосредоточило свои усилия на умиротворении пограничных губерний — в них из-за наполеоновских войн в Европе возникло стремление к отделению. Столь узкая область деятельности Комитета не могла удовлетворить правительство. Поэтому в ходе очередной реформы государственных учреждений в 1810—1811 гг. было образовано специальное Министерство полиции. Его руководителем стал А. Д. Балашов, недавний петербургский генерал-губернатор.
Александр Дмитриевич Балашов, первый министр полиции (1810—1812). Художник Джордж Доу
Создание министерства с неодобрением встретили большинство современников. Сперанского, инициатора преобразования полиции, обвинили в том, что он воспользовался опытом недружественной наполеоновской Франции, где также существовало Министерство полиции. Замечательный русский историк Н. М. Карамзин считал творение Сперанского «непонятным для русских». Иногда Министерство полиции называли «министерством шпионства». Современники видели в нем угрозу своей личной безопасности, боялись стать жертвой клеветнических доносов. Для этого у них имелись серьёзные основания.
«Особенная» канцелярия министра
В Министерстве полиции работала «особенная» канцелярия министра. В её задачи входили наблюдение за «общим мнением, толкованиями, слухами», слежка за подозрительными иностранцами, контроль за самими чиновниками полиции. Начальник «особенной» канцелярии действовал в соответствии с секретной инструкцией царя и нередко делал ему личные доклады. Министр полиции не без основания полагал, что начальник его «особенной» канцелярии следил и за ним. Оба — и министр полиции, и начальник его «особенной» канцелярии — участвовали в интриге против Сперанского, в результате чего тот был отправлен в ссылку.
Постепенно в Министерстве полиции создавались кадры профессиональных доносчиков и провокаторов. Со временем Балашов «затянул всю Россию сетью шпионажа». Значение его самого возросло столь сильно, что вызвало серьёзную тревогу у императора. Наконец, Александр Павлович пришёл к выводу:
И в 1819 г. Министерство полиции было ликвидировано. Полицию вновь передали в Министерство внутренних дел вместе с «особенной» канцелярией.
Города кишели шпионами
А поскольку большинство из них не были профессионалами и набирались из отбросов общества, то для того, чтобы оправдать своё существование в ведомстве, они сочиняли множество ложных доносов и нелепых «политических дел», на которые начальство в конце концов перестало обращать внимание. Доходило до того, что следили за всемогущим графом Аракчеевым, и он знал в лицо шпионящих за ним
Уголовный кодекс
По сути, первый русский Уголовный кодекс – это сборник законов «Русская Правда», написанный в 11 веке. При этом преступлением считалось не нарушение законов и княжеских решений, а обида, которую преступник нанес кому-либо. На заре истории милиции в России были определены важнейшие понятия, которые стали частью сегодняшней юриспруденции.
К примеру, именно сборник «Русская Правда» стал рассматривать покушение на преступление. Таковым могло считаться обнажение меча. Помимо этого, отдельно судились преступления, совершенные группой лиц. В сборнике содержалось понятие о необходимой обороне, рассматривались ее границы. Так, незаконным было убийство вора, когда опасность его действий уже исчезла. Присутствовали смягчающие и отягчающие обстоятельства.
В целом, первое законодательство было простым. Того, кто нанес увечье кому-либо, подвергали той же процедуре, например, отрубали руку за руку и так далее. Высшая мера наказания, согласно «Русской Правде» – это конфискация имущества и передача всей семьи преступника в рабство. Такое наказание предназначалось за разбой, поджог, конокрадство. Также преступника могли лишить жизни.
В те времена история полиции России пребывала в зачаточном состоянии, поэтому некоторые законы были несовершенны. Например, если преступник скрывался, то его розыск осуществляли сами потерпевшие.
Но уже с 1497 года в новом Судебнике преступление стало не «обидой», а именно действиями, наносящими ущерб государству. Тогда и началось становление и развитие полиции России – появилась стража на московских улицах. Она следила за порядком.
Уже к середине 16 века открылся Разбойный приказ. Именно он боролся с преступностью в русском государстве. Отсюда на места совершения правонарушений направлялись сыщики.
Популярные темы сообщений
-
Творчество Ремарка
Эрих Мария Ремарк писал не только романы, но также пьесы, а также сценарии, рассказы. Его называют представителем «потерянного поколения». Это понятие возникло в период между Первой и Второй
-
Санитарно эпидемиологическом благополучии населения
Вспышки эпидемий веками уносили миллионы жизней. В наше время положение улучшилось, но опасность не ликвидирована полностью. В наше время государство предпринимают меры для предотвращения массовой гибели людей от распространения заразных заболеваний.
-
Дания
На Севере Европы есть небольшое Королевство, называется оно Дания. Живет здесь около 6 миллионов человек, именуются датчанами. Руководит страной королева Маргрете Вторая. Государственный язык – датский, но многие жители хорошо владеют
-
Бытовой жанр в искусстве
Когда мы говорим о бытовом жанре в искусстве, мы говорим о произведениях, в которых художник воссоздаёт повседневную жизнь, те общественные явления, что окружают его самого. Живопись в бытовом жанре называют также жанровой живописью.
-
Жизнь на земле
Самым часто задаваемым вопросом в обществе, стал вопрос о происхождении жизни на Земле. Многие ученые и специалисты выдвигают самые разные, иногда достаточно непредсказуемые и недоказанные теории. Все же вопрос остается актуальным даже
Создание регулярной полиции в России
Императорский престол, как правило, замещался в результате дворцовых переворотов. Императрица Анна Ивановна, затем Елизавета Петровна не чувствовали себя прочно на престоле и нуждались в политическом сыске как орудии в борьбе за власть. Полномочия Канцелярии тайных розыскных дел были значительно расширены.
Все центральные и местные органы управления должны были беспрекословно исполнять указания Канцелярии, пересылать всех лиц заявивших “слово и дело государево” вместе со свидетелями в ее распоряжение. Основной способ получения Канцелярией информации о политических преступлениях — донос.
Печальная известность Канцелярии тайных розыскных дел вынудила правительство провести ее реорганизацию, либеральной фразеологией замаскировать истинную суть политики абсолютизма.
В манифесте, изданном Петром III 21 февраля 1762 г., говорилось об упразднении Канцелярии тайных розыскных дел и передаче ее материалов Сенату. В действительности орган политического сыска вовсе не был ликвидирован. Просто вместо Канцелярии была учреждена при Сенате Тайная экспедиция, которой передавались функции политического сыска. Характерно, что во главе этой экспедиции становится один из руководителей бывшей Канцелярии — С.И.
Шешковский.
Екатерина II при своем воцарении после дворцового переворота и убийства Петра III подтвердила указанный выше манифест, но подчинила Тайную экспедицию генерал-прокурору, а Московскую контору этой экспедиции — московскому главнокомандующему (т.е.
генерал-губернатору) П.С. Салтыкову. Эти меры обеспечили централизацию и полную секретность политического сыска, его независимость от каких-либо иных учреждений и непосредственный контроль за его деятельностью со стороны императрицы. По-прежнему процветали доносы и широко применялась пытка, формально отмененная лишь в 1801 г. Александром 1.
В конце XVIII в. по мере нарастания кризиса феодально-крепостного строя, проявляется тенденция к централизации полиции и подчинению ее военным властям.
Указами императора Павла 1 в столицы Петербург и Москву были назначены военные губернаторы, а в важнейшие губернские города — военные коменданты, которым и подчинена была полиция.
Полиция в современной России
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011.
Налоговая полиция
С 1 июля 2003 года указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 11 марта 2003 года № 306 Федеральная служба налоговой полиции упразднена без объяснения причин. Большинство функций ФСНП России и штат в 16 тысяч единиц переданы МВД. Материальная база и 40 тысяч штатных единиц переданы во вновь созданный Госнаркоконтроль.
Военная полиция
Идея создания военной полиции появилась в 1989 году и приобрела особую актуальность к середине 90-х годов ХХ века, когда стало окончательно ясно, что контроль за соблюдением воинской дисциплины со стороны военных комендатур недостаточен и требуется профессиональная полицейская служба. В 1996 году в Госдуму был внесен проект закона, однако принят он не был. В 2005 году идею поддержал Президент Российской Федерации Владимир Путин, однако и в тот раз дальше слов дело не пошло. О военной полиции вновь вспомнили осенью 2009 года и уже через год министр обороны РФ подписал соответствующую директиву . Военная полиция находится в стадии формирования, по планам её численность в будущем составит 20 тыс. человек. В настоящее время военной полиции в России фактически еще не существует, а её будущие полномочия не определены.
Федеральная полиция (несостоявшаяся реформа МВД)
Впервые о реформе заговорили осенью 2002 года . В соответствии с планами, милиция должна была быть разделена на федеральную полицию и муниципальную милицию. Таким образом, по мнению тогдашнего заместителя руководителя кремлевской администрации Дмитрия Козака, должно было быть в полной мере реализовано конституционное право субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка, что было невозможно при существовавшей централизации внутри МВД . Кроме того, к концу 2003 года должно было быть создано ведомство, координирующее работу следственных органов МВД, ФСБ и налоговой полиции — Федеральная служба расследований . Однако, провальная политика министра внутренних дел Бориса Грызлова, в частности, ликвидация РУБОП, приведшая к небывалой коррупции в рядах сотрудников МВД, вынудила в конечном итоге не только отказаться от реформирования министерства, но и сделать его ещё более централизованным, что, в целом, вписалось в общую концепцию централизации власти в России. На протяжении последующих лет периодически появлялась информация о всё-таки возможном осуществлении реформы и создании федеральной полиции, включающей в себя криминальную полицию, полицию общественной безопасности, миграционную полицию и спецуправления , но ничего из этого выполнено не было.
Реорганизация милиции в полицию (Реформа МВД 2011 года)
Тогда же, 6 августа 2010 года, Дмитрий Медведев предложил переименовать милицию в полицию:
Нам нужны профессиональные люди, сотрудники, которые эффективно, честно и слаженно выполняют свою работу. Поэтому я считаю, что пришла пора вернуть органам правопорядка их имя — полиция .
Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ 14—15 августа 2010 года, 63 процента россиян считает, что переименование милиции в полицию ничего не изменит, и в работе ведомства всё останется по-прежнему.
В целом, новый законопроект является продолжением политики, обратной той, которая проводилась в реформе 2002 года, то есть ещё большей централизации. Упраздняются институты милиции общественной безопасности и криминальной милиции. В отличие от милиции, частично подчинённой власти субъекта федерации, полиция с субъектом федерации (по законопроекту) не связана.
Первоначально планировалось, что новый закон вступит в силу уже с января 2011 года, но официально полиция в России вновь возродилась 1 марта 2011 г.
Подписал закон о полиции
Спасибо всем, кто участвовал в обсуждении этого важного документа. Закон — первый шаг к обновлению МВД
1 марта 2011 года закон о полиции вступил в силу, а с 1 января 2012 года вся символика милиции стала недействительной.
Структура
В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления :
-
Силы и средства мчс рязанской области сообщение
-
Электроотопительные приборы сообщение кратко
-
Сообщение на тему пифагор и его школа
-
Ответственность за нарушение правил охраны и использования недр сообщение
- Сообщение причины обострения отношений россии и украины
Этап 5: Современные реформы и идейные принципы МВД России
В период после распада СССР и создания Российской Федерации начался процесс масштабных реформ в органах внутренних дел. Они были необходимы для адаптации системы правоохранительных органов к новым реалиям и вызовам, стоящим перед страной.
Главной целью реформ было создание современного и эффективного МВД, которое могло бы обеспечить безопасность граждан и защиту закона. Основной упор был сделан на усилении борьбы с преступностью и коррупцией, укреплении вертикали власти и повышении эффективности работы органов внутренних дел.
Одной из ключевых реформ была реорганизация системы управления МВД, в результате которой был создан единый централизованный орган управления – Министерство внутренних дел. Оно стало основной структурой, отвечающей за координацию работы всех подразделений МВД.
Другим важным направлением реформ была модернизация кадрового состава полиции и повышение его профессиональной подготовки. Были введены новые требования к кандидатам, улучшены условия работы и повышены заработные платы сотрудников. Также была создана Федеральная служба полиции, которая стала основным органом для борьбы с преступностью на территории России.
Одной из главных идейных принципов современного МВД является приоритет прав и свобод граждан. Полицейские должны действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации и защищать права и законные интересы граждан. Также важными принципами являются профессионализм, справедливость и прозрачность в работе полиции.
Главные реформы и идейные принципы МВД России | Основные меры и изменения |
---|---|
Реорганизация системы управления | Создание Министерства внутренних дел, единого централизованного органа управления |
Модернизация кадрового состава полиции | Введение новых требований к кандидатам, улучшение условий работы и повышение заработной платы сотрудников, создание Федеральной службы полиции |
Приоритет прав и свобод граждан | Действие полицейских в соответствии с Конституцией РФ и защита прав и законных интересов граждан |
Профессионализм, справедливость и прозрачность | Важные принципы в работе полиции |
Дореформенный период
Павел I, учредив для Петербурга вместо городской думы «комиссию о снабжении резиденции припасами, распорядком квартир и прочих частей, до полиции относящихся», подчинил ей и городское правление (ратгауз), камеральный департамент которого ведал хозяйственной полицией; исполнительная полиция была подчинена непосредственному ведению губернатора. Аналогичный порядок был введён и в Москве. При Александре I полиция материального благосостояния была поручена Министерству внутренних дел, а полиция безопасности (с 1811 по 1819 годы) — Министерству полиции, по упразднении которого дела полиция безопасности были сосредоточены в Министерстве внутренних дел (Особенная канцелярия).
Третье отделение
Губарев П. К. Парадная и походная формы Жандармских команд 1872 года
Основная статья: Третье отделение
В ответ на восстание декабристов, угрожавшее самодержавию, 3 июля 1826 года образовано Третье отделение Собственной Его Величества канцелярии в подчинении министру императорского двора. Граф Александр Христофорович Бенкендорф представил императору Николаю I проект «Об устройстве высшей полиции», основными задачами которого были политический розыск и политический контроль: поиск и выявление лиц, групп, организаций, оппозиционных правящему режиму, и пресечение их деятельности; выяснение настроений населения, контрразведка, цензура, светская и духовная юриспруденция.
Отделение делилось на четыре экспедиции, которые ведали:
- высшей полицией и сведениями о лицах, состоящих под полицейским надзором,
- раскольниками, сектантами, фальшивомонетчиками, должностными преступлениями и делами об убийствах, прошениями и жалобами; сюда относились места заточения политических преступников (Секретный дом Алексеевского равелина Петропавловской крепости, Шлиссербургская крепость, Суздальский Спасо-Евфимовский монастырь),
- слежкой за проживающими в России иностранцами,
- крестьянским вопросом, сбором сведений о всевозможных происшествиях в империи, здесь решались кадровые вопросы личного состава,
- театральной цензурой (с 1842 года).
Вся территория страны делилась сначала на 5, затем на 8 жандармских округов, во главе которых стояли жандармские генералы. Поступать на службу в жандармское отделение образованные представители дворянства не спешили, считая доносительство и слежку делом постыдным. Однако, находились желающие нести подобную службу, особенно когда жалование и привилегии превышали доходы на военном или ином поприще. Отделение упразднено 6 августа 1880 года.
Исполнительная полиция
В устройстве органов исполнительной полиции в губерниях, уездах и столицах Александр I возвратился к началам Екатерины II; были восстановлены управы благочиния и земские суды, выборное начало было проведено и во вновь присоединённых областях, например в Бессарабии. В 1837 году издано положение о земской полиции, подробно определившее круг власти и предметы ведомства полиции и вверившее функции полиции исполнительной в уезде выбиравшемуся дворянством земскому исправнику и назначавшимся губернским правлением становым приставам. Низший исполнительный персонал составили десятские, сотские, пятисотские и тысяцкие.
Общие недостатки дореформенных полицейских учреждений сводились:
- к неполноте и непоследовательности проведения начала разделения властей;
- к раздробленности полицейских сил по предупреждению и пресечению преступлений;
- к крайне неудовлетворительному положению земской полиции: выборный исправник не имел фактической власти над подчиненными ему становыми, а сельские заседатели «постоянно находились только в сенях» (Ю. Самарин),
- к крайне недостаточному содержанию полицейских чиновников, последствием чего являлось развитие взяточничества.
Леонтий Васильевич Дубельт
Вся страна была разделена на жандармские округа. Во главе округов которых стояли жандармские генералы. Во всех губернских городах офицеры собирали необходимую информацию и передавали ее в Третье управление. Все жандармские части были объединены в Отдельный Корпус, во главе штаба был поставлен произведённый при назначении на эту должность из полковников в генерал-майоры Л.В. Дубельт, который через некоторое время станет и управляющим Третьим отделением.
Генерал Дубельт, управляющий Третьим отделением в 1839—56 годах. Портрет работы художника А. В. Тыранова.
Интересно, что после восстания декабристов Л.В. Дубельт не был арестован, хотя был знаком с некоторыми из организаторов тайных обществ. Но какое-то время он всё же находился под следствием. Подозревали, что он имел отношение к деятельности тайных антиправительственных организаций. Сумев оправдаться, Дубельт продолжил службу, а впоследствии перешёл в 1830 году в Корпус жандармов. При нём жандармерия была создана в том виде, в котором просуществовала до тех пор, пока не была реорганизована после Великих реформ Александра II. Благодаря его усилиям служба в полиции перестала считаться недостойной профессией для порядочных людей. Аристократические офицеры армии и флота с удовольствием принимали услуги Дубельта.
Он обладал даром убеждения и умел произвести хорошее впечатление на своих противников. Многие восхищались его добротой. Ф.М. Достоевский, которого Дубельт допрашивал по делу тайного общества Петрашевского, назвал жандарма «преприятным человеком».
В каких громких делах он делах принимал участие, к чему, так сказать, приложил руку:
- установление наблюдения за Н.А. Некрасовым
- преследование Петра Чаадаева
- участие в судьбе М.Ю. Лермонтова — ссылка на Кавказ, возвращение из первой ссылки
- обыск в квартире А.С. Пушкина после его смерти, а при жизни поэта установление наблюдения за ним
- участие в следствии по делу петрашевцев
- заключение под стражу Ивана Аксакова (сына Сергея Тимофеевича Аксакова)
- заключение под стражу И.С. Тургенева
При всём при том он хлопотал о выделении пенсии Николаю Васильевичу Гоголю.
Заключение
Федеральный закон «О полиции» вступил в силу 1 марта 2011 года. Закон «О полиции» в первой статье меняет саму профессиональную идеологию органов внутренних дел
Основное внимание уделяется исключительно правоохранительным органам. Отныне полиция считается не «карающим мечом государства», не институтом государственного принуждения, а прежде всего призвана защищать права и свободы человека и гражданина, противодействовать преступности и охранять общественный порядок
Этот Закон содержит 11 глав, в том числе две новые статьи, отсутствовавшие в законе «О полиции»: статья 8 «Об открытости и гласности» и статья 9 «Обеспечение общественного доверия и поддержки граждан».
— В законопроекте «О полиции» достаточно много новшеств. Одним из ключевых является установление партнерских отношений между полицией и обществом. Также меняются функции полиции (полиции), условия применения оружия сотрудниками
Очень важно, что в законопроекте прописано, как должен вести себя полицейский по отношению к гражданам
Сопоставление положений статей 1 и 2 Закона о полиции с положениями аналогичного документа, регламентирующего работу полиции, показывает, что основной комплекс задач, стоящих перед полицией-милиция, практически не изменился. Полиция, как и полиция, защищает жизнь и здоровье граждан, их основные права и свободы, а также собственность.
Права сотрудников полиции, необходимые для выполнения ими своих обязанностей, перечислены в статье 13 Закона. По сравнению с аналогичной статьей закона о полиции новый документ в основном содержит незначительные изменения. Например, в перечень прав входит право на проведение оперативно-розыскных мероприятий, на которые были возложены обязанности в законе о полиции.
Закон «О полиции» отражает два принципиально новых принципа: беспристрастность и использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.
Полиция имеет право патрулировать общественные места, устанавливать посты, контрольно-пропускные пункты, шлагбаумы, стационарные посты и при необходимости использовать другие формы охраны общественного порядка.
Действия сотрудников милиции должны быть обоснованными и понятными для граждан! Новый закон детализирует процедуру и порядок задержания. Лицо не может быть задержано более чем на 48 часов до вынесения судебного решения.
При задержании сотрудник полиции обязан разъяснить задержанному причину и основания применения таких мер, а также права и обязанности гражданина, возникающие в связи с этим.
Задержанное лицо имеет право пользоваться услугами адвоката и переводчика с момента задержания. Кроме того, было введено право задержанного сделать один телефонный звонок.
Если первой задачей милиции было «обеспечение безопасности личности» (всего семь задач), то у милиции таких задач было на порядок больше, и все они теперь, как говорят в МВД, расшифрованы и расписаны не столько для сотрудников, сколько для граждан, которым придется иметь дело с этими сотрудниками. Например, в законе о полиции личная безопасность была преобразована в «защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства».
Общие положения закона закрепляют функции полиции по охране жизни, здоровья и прав граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства, охране порядка, имущества и безопасности. Закон предусматривает, что полицейский обязан прийти на помощь любому, кто в ней нуждается. В нем также описаны 12 основных направлений деятельности полиции — охрана, предупреждение и раскрытие преступлений, правоохранительная деятельность, контроль за оборотом оружия, надзор за частными детективами, охрана (в том числе на договорной основе), защита потерпевших, свидетелей и других лиц, имеющих право на государственную защиту, судебно-экспертная деятельность. Кроме того, в специальном пункте говорится, что сотрудники полиции могут участвовать в поддержании международного мира и безопасности (по приказу Президента).
Там был пункт, запрещающий причинять физическую или моральную боль, добиваясь необходимых показаний.
Сотрудник полиции несет ответственность за свои действия или бездействие, в том числе незаконные, за ущерб, причиненный незаконными действиями.
Впервые вводится общественный контроль за деятельностью полиции. Она осуществляется общественной палатой, общественными наблюдательными комиссиями. полиция закон о полиции
Новый закон уточняет принципы взаимодействия сотрудника полиции с гражданином, правила применения силы и специальных средств. Правовой основой деятельности как полиции, так и ее правопреемника является Конституция.