Дополнительное образование детей

Система дополнительного образования в россии: основы и функции

Похожие термины:

  • неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его твор

  • (ДРО) – система подготовки квалифицированных рабочих, возникшая в начале 20-х гг. непосредственно на производстве, в условиях форсированной индустриализации страны и нехватки квалифицированных р

  • специалист, содействующий развитию дополнительного образования в конкретном учреждении, владеющий методикой дополнительного образования, реализующий программы дополнительного образования.

  • целенаправленное профессиональное воспитание и обучение (подготовка), структурированное в плане целей, продолжительности, помощи в обучении и завершающееся выдачей документа о дополнительном о

  • учреждения повышения квалификации; курсы, центры профессиональной ориентации; музыкальные и художественные школы; школы искусств; дома детского творчества; станции юных техников и натуралистов

  • 1) коллективный субъект образовательно-воспитательной деятельности и творчества, которые осуществляются на основе форм, методов гибкого взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в соответс

  • целенаправленное профессиональное воспитание и обучение (подготовка), структурированное в плане целей, продолжительности и помощи в обучении, но не завершающееся выдачей документа об образовани

  • тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ. Орг

  • вид дополнительного образования, направленный на развитие личности ребенка, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуаль

  • целенаправленное профессиональное воспитание и обучение (подготовка), непрерывное повышение уровня профессиональных знаний, навыков и умений, формирование и развитие компетенций граждан в тече

  • систе ма деятельности, обеспечивающая дополнительное образование взрослых. «Система дополнительного образования взрослых включает совокупность субъектов: участников образовательно го процесс

  • образовательное учреждение, реализующее дополнительные образовательные программы, предназначенное для развития мотивации личности к познанию и творчеству, для реализации программ и услуг в инт

  • – тип образовательных учреждений, основная цель которых – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности,

  • учреждение, ограниченное определенными временными рамками, созданное для реализации образовательных программ дополнительного образования и услуг. Организуется в период функционирования лагер

Дополнительное профессиональное образование

Что такое дополнительное образование в контексте дополнительного проф. образования? Это подвид образования, направленный на повышение квалификации специалистов и профессиональную переподготовку специалистов с целью освоения новой квалификации. По освоению дополнительных профессиональных программ обязательно выдаются документы — удостоверение о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке.

Ключевое отличие и особенность ДПО — наличие среднего либо высшего профессионального образования перед зачислением в организацию. Также допускается получать ДПО одновременно с получением среднего или высшего профессионального образования. Лицам, не имеющим и не получающим профессиональное образование этот подвид образовательных программ недоступен.

Осуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования.

Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований.

Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО.

В чем заключается специфика дополнительного образования

Определение

Дополнительное образование — это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании.

Дополнительное образование представляет собой отдельную разновидность мотивированного образования. Оно позволяет учащемуся обрести заинтересованность в познании мира, помогает развить творческий потенциал и определиться с дальнейшей профессией. Дополнительное образование, как его понимают ученые, является элементом воспитания личности благодаря специальным программам обучения и разработанным методикам.

Идея отечественного дополнительного образования возникла в 1992 году. Концепция возникла на базе внеклассного воспитания. Внешкольные занятия послужили основой, на которой появилась система дополнительного детского образования. Существенная разница заключается в том, что данный вид образования осуществляется по строго определенным программам и направлениям.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Дополнительные занятия для детей претерпели значительные изменения с периода своего возникновения. Перечислим самые существенные из них:

  1. Появилась сеть образовательных учреждений и услуг факультативных занятий.
  2. Сфера дополнительного образования стала намного гибче, чем была ранее, несмотря на приверженность педагогики к консерватизму.
  3. Дополнительное образование — сфера, которая активно развивается.

Данную область отличают следующие характерные черты, отсутствующие у основного:

  • мобильность;
  • ориентированность на личностное образование;
  • многоступенчатость;
  • профильная специальность;
  • разработка индивидуальных методик образования;
  • развитие воспитательной функции с помощью вовлечения ученика в активную деятельность;
  • разработка различных форм и приемлемых способов образования — как результат свободной педагогической деятельности преподавателя.

Предусмотрен документ, который отражает педагогический концепт согласно заданным целям деятельности — образовательная программа учебного коллектива. Она содержит условия и методы, способствующие достижению целей, и предполагает итоговый результат. Образовательная программа раскрывает структуру организации и порядок осуществления ее деятельности, описывает разные формы обеспечения: информационное, ресурсное и т.д.

Признаки, присущие образовательной программе:

  1. Актуальность, т.е. ориентированность на решении самых существенных проблем.
  2. Рациональность — это определение целей и методов для эффективного достижения результата.
  3. Прогнозированность, т.е. соответствие программы современным тенденциям и требованиям.
  4. Контроль — осуществляется для проверки готовых результатов, необходимых для достижения конкретных целей.
  5. Реалистичность — разработка финансовых и кадровых обоснований.
  6. Восприимчивость к сбоям — программа обучения вовремя обнаруживает любые отклонения текущей ситуации от разработанных ранее положений.

Программа дополнительного образования должна соответствовать требованиям норм закона РФ «Об образовании».

Задачи, которые решаются с помощью содержания образовательных программ:

  1. Гарантия благоприятной психологической среды для ребенка.
  2. Компенсация пробелов основной образовательной программы. 
  3. Помощь в выборе индивидуальной образовательной направленности.

Дополнительные занятия должны обеспечить:

  • корректирование психологического развития ребенка;
  • развитие индивидуальных черт детей, социальных навыков, способностей;
  • профилактику девиантного поведения у ребенка или подростка;
  • мотивацию личности к познанию мира и развитию творческих способностей.

Программы содержат в себе светские и гуманистические признаки образования. Во главе угла ставятся главные человеческие ценности: жизнь, здоровье, свободное развитие индивидуальности.

Для образовательных программ характерно:

  • содержание концептуальных оснований учебного процесса;
  • структурирование и планирование материала по теме;
  • акцентирование внимания на уровне развития детей в группе;
  • отражение методов оценки результатов обучения по определенным программам;
  • создание условий для раскрытия условий организации образовательного процесса;
  • обеспечение материальной, информационной, методической основы для реализации учебной программы;
  • опора на достижениях мировой культуры.

Комментарий к Ст. 75 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья не является новой для образовательного законодательства. Однако, несмотря на то, что в законе N 3266-1 дополнительному образованию была посвящена самостоятельная статья 26 «Дополнительное образование», нормы о дополнительном образовании детей и взрослых в рамках рассматриваемой статьи значительным образом переработаны с учетом опыта обобщения соответствующего нормативного материала.

Часть 1 комментируемой статьи определяет широкий набор задач, решаемых дополнительным образованием от развития творческих способностей индивидов до организации их свободного времени. Из чего можно заключить, что цели получения дополнительного образования гораздо шире, чем иных его видов. Одна из задач, которую решает дополнительное образование, хотя она прямо и не обозначена в комментируемой норме, — это создание в стране системы непрерывного образования: требование времени, следствие развития научно-технического прогресса и обеспечения всеобщей занятости населения.

Отдельно в комментируемой норме определены задачи дополнительного образования детей. Это:

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)

8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

а) адаптация их к жизни в обществе;

б) профессиональная их ориентация;

в) выявление и поддержка у них выдающихся способностей.

Решение этих задач требует, чтобы содержание образовательных программ дополнительного образования отвечали, как минимум, двум условиям: учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей.

В соответствии с частью 2 комментируемой статьи дополнительные общеобразовательные программы различаются как по содержанию, так и по объекту их применения. Так, общеразвивающие программы реализуются для детей и взрослых. А дополнительные профессиональные программы в сфере искусства, физкультуры и спорта рассчитаны на реализацию только для детей. С такой постановкой вопроса можно поспорить. Например, программа обучения рисованию за 1 час рассчитана на все возрасты обучаемых, а программа оздоровительной физкультуры — только для взрослых.

Часть 3 комментируемой статьи справедливо устанавливает, что в целом к освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню их образования, если иное не обусловлено их (программ) спецификой. Действительно, дополнительная программа по освоению компьютера может быть реализована среди обучаемых, как минимум, обладающих знанием грамоты и элементарными профессиональными навыками.

Часть 4 комментируемой статьи устанавливает весьма либеральные требования к дополнительным общеразвивающим программам: их содержание и сроки обучения определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. От себя добавим: если таковые имеются.

Тем не менее некоторые особенности реализации дополнительных профессиональных программ имеются (часть 5 комментируемой статьи). Они установлены частями 3-7 ст. 83 и частями 4-5 ст. 84 настоящего Закона (подробнее см. комментарий).

Где получить услугу?

Наиболее распространенный вариант — муниципальные и государственные центры дополнительного образования. Подробная информация о деятельности учреждения в обязательном порядке должна быть размещена на его официальном сайте.

Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.

В широком смысле дополнительное обучение взрослых и детей — универсальный подвид образования и единственный, который может реализовываться любыми лицензированными организациями вне зависимости от их типа и организационно-правовой формы. Таким образом, эти программы вправе реализовывать детские сады, школы (например, программа подготовки к школе), профессиональные организации, ВПО, индивидуальные предприниматели и иные юридические лица.

  • Как обеспечить деятельность устьиц комнатных растений ответить кратко

      

  • Что такое мозговой метаболизм кратко

      

  • Как рано школьники должны зарабатывать деньги кратко

      

  • Проекты в детском саду цветы вокруг нас

      

  • Что такое дактиль в литературе кратко

Сущность дополнительного образования

Исследователи характеризуют дополнительное образование как:

  • особое образовательное пространство, где объективно заданы многие отношения, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем (государственных, общественных, смешанных) для развития личности и ее организации, поскольку это расширяет возможности практического опыта ребенка, является временем творческого совладания с новой информацией и саморефлексии, формирования новых жизненных навыков и умений, на которые школа не ориентирована;
  • целенаправленный процесс обучения и воспитания, направленный на развитие личностных профессиональных качеств человека и реализуемый через творческие образовательные программы, не входящие в содержание государственных образовательных стандартов;
  • специфическая органическая часть системы воспитания и обучения, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющая детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и иные услуги на основе свободного выбора и самоопределения;
  • Образование, предоставляющее детям возможность свободного выбора форм и видов деятельности, направленных на формирование их мировоззрения и миропонимания, развитие мотивационно-положительной направленности в сфере свободного времени.

Эти определения не являются взаимоисключающими по содержанию, они показывают потенциал дополнительного образования в формировании социально активной личности.

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 1992 года определяет тип образовательного учреждения дополнительного образования. В 1996 году в новой редакции закона была уточнена типология учреждений дополнительного образования для взрослых и учреждений дополнительного образования для детей. Была создана система дополнительного образования детей. Системообразующим фактором дополнительного образования является творческое развитие личности ребенка.

Изучая процесс трансформации сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования, исследователи обращают внимание на изменение функций учреждений дополнительного образования: исчезла функция идеологического воспитания, направленная на формирование заданного мировоззрения; значима функция выявления и поддержки детей, способных к творческой деятельности; ведущей является воспитательная функция; остаются функции самоопределения, формирования духовной жизни, реализации коммуникативных потребностей детей. Тенденции обновления в целом свойственны учреждениям дополнительного образования детей на этапе перехода в качественно новое состояние: Изменился взгляд на человеческую личность, укрепились позиции культурно-исторической педагогики развития, возросло значение неформального образования, определились приоритеты дополнительного образования детей, вариативность его содержания, форм и методов, индивидуализация образовательных траекторий социального самоопределения учащихся; первичной организационной формой дополнительного образования становится добровольное объединение детей и взрослых, выступающее как продуктивная социальная общность, включающая различные социальные и профессиональные модели

Тенденции обновления в целом свойственны учреждениям дополнительного образования детей на этапе перехода в качественно новое состояние: Изменился взгляд на человеческую личность, укрепились позиции культурно-исторической педагогики развития, возросло значение неформального образования, определились приоритеты дополнительного образования детей, вариативность его содержания, форм и методов, индивидуализация образовательных траекторий социального самоопределения учащихся; первичной организационной формой дополнительного образования становится добровольное объединение детей и взрослых, выступающее как продуктивная социальная общность, включающая различные социальные и профессиональные модели

Требования и стандарты к системе дополнительного образования

Система дополнительного образования является важным компонентом образовательной сферы. Она дает возможность учащимся получить дополнительные знания и навыки в разных областях, развить свои способности и таланты. Для того чтобы система дополнительного образования была эффективной и качественной, она должна соответствовать требованиям и стандартам, установленным в данной области.

Требования к системе дополнительного образования:

  1. Доступность для всех категорий учащихся. Система должна быть доступна не только для детей с хорошим успеваемостью, но и для детей с особыми образовательными потребностями, детей из малообеспеченных семей и других уязвимых групп.
  2. Разнообразие образовательных программ и направлений. Система должна предлагать широкий спектр образовательных программ, отвечающих интересам и потребностям различных учащихся. Она должна включать программы по различным дисциплинам и направлениям, таким как искусство, спорт, технологии и др.
  3. Квалифицированные педагоги и специалисты. В системе должны работать специалисты с высокой квалификацией, имеющие опыт работы с учащимися разных возрастных групп и способностями. Они должны быть готовы к индивидуальному подходу к каждому ученику и созданию благоприятной образовательной среды.
  4. Качественные учебные материалы и оборудование. В системе должны быть доступны качественные учебные материалы, книги, пособия, компьютеры, спортивные и художественные инвентари и другое необходимое оборудование для полноценного образовательного процесса.
  5. Внедрение инновационных методов обучения. Система должна включать в себя инновационные методы обучения, которые стимулируют активность учащихся, развивают их критическое и творческое мышление, способствуют развитию ключевых компетенций.

Стандарты к системе дополнительного образования:

  • Стандарты качества. Система дополнительного образования должна соответствовать высоким стандартам качества, определенным в соответствующих нормативных документах. Она должна обеспечивать качественное образование и положительный результат для учащихся.
  • Стандарты безопасности. В системе должны быть обеспечены необходимые меры безопасности для учащихся и педагогов. Это включает безопасность учебного процесса, оборудования, помещений и проведение необходимых медицинских процедур.
  • Стандарты доступности. Система должна быть доступной для всех учащихся, включая детей с особыми образовательными потребностями и детей из малообеспеченных семей. Необходимо обеспечить равные возможности для получения дополнительного образования.
  • Стандарты этики. Педагоги и специалисты системы дополнительного образования должны следовать высоким этическим стандартам. Они должны уважать права и интересы учащихся, обеспечивать конфиденциальность информации и соблюдать профессиональные нормы поведения.

Требования и стандарты к системе дополнительного образования являются основой её развития и обеспечивают высокий уровень качества образовательных услуг для учащихся.

Проблемы ДПО в России

Несмотря на довольно высокий уровень развития в России программ дополнительное профессиональное образования, есть перечень проблем, которые мы подробно рассмотрим:

Необходимость более глубокого внимания федеральных и региональных властей к системе ДПО

Следует определить актуальность и общие экономические выгоды как регионам, так и федеральному уровню от внедрения и использования населением программ ДПО. Во многих областях формат получения дополнительного образования развит слабо. Ситуация стала меняться в лучшую сторону только в последнее время.


Проблемы ДПО в России

В соответствии с этим был представлен документ «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» (в соответствии с п. 16 протокола заседания правительственной комиссии по импортозамещению от 3 октября 2015 г. № 2) от лица Агентства стратегических инициатив, целью которого является формализация актуальности внедрение стандарта ДПО в ведущих промышленных регионах страны.

Откройте для себя захватывающий мир IT! Обучайтесь со скидкой до 61% и получайте современную профессию с гарантией трудоустройства. Первый месяц – бесплатно. Выбирайте программу прямо сейчас и станьте востребованным специалистом.

Состав данного документа (стандарта) в следующем:

Недостаточное финансирование программ ДПО

Во многих государственных организациях в их плановой штатной работе с персоналом требуется в определенный промежуток времени отправлять своих работников на курсы повышения квалификации. Касается это, преимущественно, переподготовки в сферах защиты персональных данных и экологии. И в связи с явной недостаточностью выделяемых средств, не каждая организация может себе этого позволить.

Коммерческие структуры часто отправляют повышать профессиональные качества своих работников в частные центры ДПО, что тоже не может быть выходом из-за разного уровня материальных возможностей.

Образовательные центры частного сектора, предоставляющие услуги дополнительного профессионального образования не имеют возможности вести переподготовку по всем актуальным специальным знаниям. Территориально находясь в крупных центрах (Москва), они накладывают дополнительные затраты на предприятия по организации командировок своих сотрудников

Конкурентные проблемы

Область системы учреждений дополнительного профессионального образования очень обширна. Образовательные центры разнятся своим уровнем материальной базы, кадровым потенциалом и снижение стоимости услуг — единственный выход для привлечения слушателей во время поведения соответствующих тендеров и конкурсов.

Популярные статьи

Высокооплачиваемые профессии сегодня и в ближайшем будущем

Дополнительный заработок в Интернете: варианты для новичков и специалистов

Востребованные удаленные профессии: зарабатывайте, не выходя из дома

Разработчик игр: чем занимается, сколько зарабатывает и где учится

Как выбрать профессию по душе: детальное руководство + ценные советы

В результате, не проводя качественную учебную подготовку, студентам выдаются на руки дипломы без реальной базы профессиональных знаний и умений. В подобном заведении попросту нет нужной специализированной информации и необходимых научных материалов. В таком случае назвать студента выпускником прошедшим ДПО и подтвердившим свой уровень квалификации нельзя. Заказчик вынужден проводить проверку полученных знаний своих сотрудников по факту.

Видя данную проблему недостаточного уровня подготовки в системе ДПО у ряда образовательных учреждений, Министерство труда и занятости РФ предложило внести дополнения в профессиональные стандарты и уже существующие нормативные акты для обязательного применения их в ряде профессий педагогического, бухгалтерского и других направлений (ст. 195.3 ТК РФ).

Можно констатировать, что современные информационные технологии дают все возможности получения любой формы (очного, заочного, дистанционного графика) дополнительного профессионального образования. Что, в свою очередь, гарантирует качественный профессиональный и личностный рост в любых сферах современной трудовой деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: