Вариант 2
Долгожданная отмена крепостного права принесла свободу крестьянам. Но стал ли народ жить хорошо и счастливо? Вот основной вопрос поэмы, на который пытается ответить Некрасов.
Поэма создавалась в течение 14 лет и была завершена в 1877 году. Поэту не удалось довести до конца задуманное – он умер. Сам Некрасов определил жанр произведения – поэма-эпопея. Сюжет очень простой – семеро мужиков решили выяснить независимо друг от друга, как живётся на Руси. Они отправились в разные стороны.
Встречаются с разными людьми — поп, помещик, нищий, пьяница, торговец. И говоря современным языком, «берут у них интервью». Главное действующее лицо поэмы – русский народ. Мужики наделены общими чертами, нет портретного описания. Образ их собирательный, любой человек из народа вполне мог подойти под описание одного из семи мужиков.
Какие же проблемы могут быть у свободного теперь народа? Житейские – пьянство, человеческие грехи, проблема свободы и бунта. Некрасов первым обозначил проблемы русской женщины. И самая главная проблема – проблема счастья. Каждый её понимает по-своему. Для попа и помещика счастье – это личное благосостояние, почёт, денег побольше.
У мужика своё счастье — это череда несчастий. То медведю в лапы попался, то на службе попал под горячую руку начальника. Главный ответ на вопрос о счастье даёт Гриша. Это и есть главная мысль поэмы – счастлив тот, кто живёт не ради себя, а ради общества. Не напрямую, но Григорий призывает всех любить свой народ и бороться за его счастье.
Поэма и актуальна в наши дни. Юридически русский народ свободен. Но счастлив ли он от того, что видит вокруг себя. Если бы отправить тех семь человек в разные стороны, чтобы они увидели? Заброшенные колхозные поля, полуразрушенные дома в деревнях. После войны так не жили. Закрытые почты и школы, детские садики, медпункты (оптимизация здравоохранения), полное отсутствие работы в деревнях, поголовное пьянство, приводящее к смертоубийствам. Молодежь не хочет возвращаться в деревни.
Мужики, как и в былые времена, отправляются на заработки в далёкие края, не видят семьи, не принимают участия в воспитании детей. Они предоставлены сами себе, чувствуют себя брошенными и никому не нужными. Расстреливают в школах учителей и своих одноклассников.
Так кому же на Руси жить хорошо? Вопрос так и остаётся без ответа.
Пессимизм поэмы — кому же все-таки жить хорошо?
Некрасов очень сочувствует крестьянам, но творчество его глубоко пессимистично. Очевидно, замысел этой поэмы состоит в том, чтобы показать: в России не счастлив никто — священники берут деньги, помещики жалуются на обнищание деревни, солдаты вынуждены тяжело служить, а крестьянам приходится самим обеспечивать себе кусок хлеба.
Есть в поэме глава «Счастливые», в которой временнообязанные странники обещают напоить водкой любого человека, который докажет, что счастлив. Однако никто не может этого сделать, т.к. на Руси нет счастливых людей. Единственная их радость в жизни — это та самая рюмка водки, без которой было бы совсем уж грустно.
Единственный счастливый человек во всей поэме — это Гриша Добросклонов, который выбирает для себя дорогу борьбы. Однако у Руси есть надежда на лучшее будущее, которая связана с крестьянами. Они не умеют быть свободными, и Некрасов выделяет три типа крестьян: те, что гордятся своим рабством; осознающие рабство, но не могущие противостоять; борющиеся с несправедливостью.
Кому на Руси жить хорошо — Анализ
В 1861 году в России наконец была осуществлена реформа — отмена крепостного права. Всё общество было крайне оживленно данным известием. Однако, несмотря на данную царем свободу, многие люди всё же задавались вопросом: «А счастлив ли народ после произошедших реформ?» и «Наблюдается ли в обществе подлинная свобода?»
Горячо любивший простой люд Некрасов, несомненно, не мог проигнорировать такое важное событие как падение крепостничества. Спустя два года после выхода манифеста, он берётся за написание поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Она показывает жизнь российского народа после произошедших реформ. Это творение Некрасова считается наиболее значительным — оно и в современности пользуется огромной популярностью. На первый взгляд читатель может выявить что сюжет произведения незамысловат и примитивен, но произведение это является очень витиеватым для восприятия. По этой причине разумным будет провести анализ поэмы — с помощью него можно вникнуть в глубокий смысл произведения, определить поднятые в нём проблемы.
«Кому на Руси жить хорошо» — произведение, которое создавалось литератором Николаем Некрасовым в период 1863 и 1877 год. Как свидетельствуют его близкие люди и современники, идея, замысел появился у Некрасова еще в середине ХIX века. Талантливый поэт ставил своей целью вложить в поэму абсолютно всё что ему известно о народе, всё что он слышал от него. Но завершить произведение у Некрасова не получилось ввиду кончины, вышло лишь несколько частей произведения с прологом.
На плечи издателя поэмы легла тяжелая задача — решить, какую последовательность будут иметь части поэмы, ибо у Николая Некрасова они не были объединены в одно целое. Чуковский разобрался с этой проблемой, проанализировав работы писателя, он пришел к мнению, что лучше всего будет печатать разрозненные части в таком виде, в каком они представлены нынешнему читателю.
Существует множество споров, о том к какому жанру относить поэму. Это по мнению людей и поэма-путешествие и Русская Одиссея, существует и другие определения. Всё же подавляющее большинство критиков единогласно твердят, что «Кому на Руси жить хорошо» является поэмой-эпопеей. Эпопеей творение называется потому что отображает быт целого народа, в определенный важный период истории — войны, различные социальные катаклизмы. Литератор Некрасов описывает всё с позиции народа и прибегает к фольклору, для показания народного отношения к проблеме. Как правило, эпопея вмещает в себя много героев, которые образуют сюжет.
10 класс
Фольклор и язык
Желая погрузить читателя в атмосферу обычной российской провинции, поэт прибегнул к смелому сочетанию литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Некрасов часто употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы и изменяет окончания слов на диалектные, что позволяет ему передать свойственные народной речи певучесть и мягкость. Также используются многочисленные инверсии:
В повествование вплетено огромное количество народного юмора. Например, Некрасов описывает, как один странник на его памяти учил девушек пению, но лишь потом выяснилось, что он просто их «перепортил». А про смерть человека его герои рассказывают так:
В сюжет часто вклиниваются самые разные песни, загадки, пословицы, легенды и былины. Например, песня «Соленая», которую мама Гриши Добросклонова сочинила из-за недостатка соли.
Главные герои и их характеристика
Система образов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» делится на несколько типов героев:
- Холопы — крестьяне, для которых рабство стало смыслом жизни. Не представляют себя без барина.
- Странники-правдоискатели — семь мужиков, ищущих ответ на свой вопрос.
- Народные заступники — простые люди, которые осмелились на бунт против системы и на защиту себе подобных. Вот их краткая характеристика, там же полный список.
- Грешники — это герои, прошедшие через искус греха и соблазна. Им посвящена отдельная глава. Эти истории становятся поучительными притчами для простых людей.
- Угнетатели — это высшие сословия, которые наживаются на народном горе. Это помещики и высшая знать.
- Женские образы — это, как правило, мученицы из крестьянства, которые жертвуют собой ради семьи и детей.
- Остальные персонажи входят в категорию «народ». Подробнее…
Кроме того, Н.А. Некрасов изобразил в поэме образ России. Это нищая, но в то же время богатая духовно страна, которая нуждается в обновлении. Она щедра по отношению к своему народу, но стянута цепями самодержавия.
Распределение героев по типам наглядно представлено в таблице от Многомудрого Литрекона:
герой | тип героя | характеристика |
матрёна тимофеевна корчагина | женские образы | бедная крестьянка. всю свою жизнь проводит в изматывающем труде, терпя унижения от родственников мужа, которого она чудом спасла от рекрутской службы. сильная духом женщина, готовая на подвиг ради своей семьи. больше всего на свете любит детей. предана мужу, хоть и терпит обиды от его семьи. смелая, упорная, честная, но при этом смирная и терпеливая героиня. |
семь мужиков | правдоискатели | группа крестьян-странников. роман, демьян, лука, иван, митродор, пахом и пров. выражают собой идею правдоискательства, присущую русскому народу. дотошны и целеустремлены. грубы, наивны и невежественны, но при этом отзывчивы, добры и справедливы. |
ермил гирин | народный заступник | крестьянин. порядочен, честен и исполнителен. когда-то держал мельницу, но из-за интриг и подкупа купца едва не потерял её. обратившись к односельчанам, он смог спасти дело всей своей жизни. в благодарность за помощь он вернул долг до последнего рубля. в итоге гирин попал в острог, так как поддержал крестьянское восстание против произвола властей. символизирует собой всё хорошее, что есть в русском мужике. |
григорий добросклонов | народный заступник | сын дьяка. семинарист. после ранней смерти матери начал ассоциировать с ней всю россию. думает о несчастьях своего народа и хочет помочь ему. по мнению некрасова, григорий – самый счастливый человек на руси, воплощение её светлого будущего. он рад тому, что может принести себя в жертву своей стране и повести ее к светлому будущему. Подробнее… |
кудеяр | грешник | персонаж из легенды странника ионушки. когда-то был безжалостным бандитом, но после паломничества в иерусалим покаялся и встал на путь исправления. во сне к кудеяру является угодник и говорит о том, что он искупит свои грехи, если ножом срубит вековой дуб. потратив годы, кудеяр так и не смог этого сделать. но однажды некий пан глуховский начал хвастаться пере стариком о своих злодеяниях и спокойной совести. в гневе кудеяр убивает пана, дуб падает, и бывший разбойник освобождается от чувства вины. |
савелий | народный заступник | крестьянин. родственник корчагиной. глубокий старик, ему уже сто семь лет. грамотен. набожен. вынослив. всю свою жизнь провёл, тяжело трудясь, терпя несправедливости, лишения и унижения. символизирует собой уходящую крепостническую россию со всеми её несправедливостями и страданиями простого народа. |
веретенников | народный заступник | путешественник и собиратель фольклора. общителен. сострадателен. через народное творчество хочет понять русский народ, чтобы найти способ облегчить его жизнь. символизирует собой интеллигенцию, которая, по мнению некрасова, должна стать ближе к крестьянству и его бедам. |
гавриил оболт-оболдуев | угнетатель | шестидесятилетний помещик. гордится своим дворянским происхождением. не приучен к труду. не разбирается в управлении. тоскует об отмене крепостного права, ведь раньше он мог позволить себе роскошную жизнь, теперь же он должен прикладывать усилия, чтобы не обанкротиться. был строг со своими крестьянами. представляет собой утрированный собирательный образ реакционной помещичьей аристократии. |
яков | холоп | верный раб своего барина, который честно трудился и даже любил жестокого господина. однако предел его обид наступил, когда барин отдал в рекруты его племянника, чтобы взять себе его невесту. после этого яков поник, стал угрюм и печален, но отомстил господину: вывез его в лес и повесился перед ним. сам барин дойти не мог, так как был прикован к инвалидной коляске. но он все же выжил, в отличие от слуги. |
Тема
- Основная тема произведения — свобода — упирается в проблему того, что русский крестьянин не знал, что с ней делать, и как адаптироваться к новым реалиям. Национальный характер тоже «проблемный»: люди-мыслители, люди-искатели правды все равно пьют, живут в забытье и пустопорожних разговорах. Они не способны выдавить из себя рабов, пока их нищета не приобретет хотя бы скромное достоинство бедности, пока они не перестанут жить пьяными иллюзиями, пока не осознают свою силу и гордость, попранные веками унизительного положения вещей, что были проданы, проиграны и куплены.
- Тема счастья. Поэт считает, что высшее удовлетворение от жизни человек может получить, лишь помогая другим людям. Настоящая ценность бытия в том, чтобы чувствовать себя нужным обществу, приносить в мир добро, любовь и справедливость. Бескорыстное и самозабвенное служение благому делу наполняет каждый миг возвышенным смыслом, идеей, без которой время теряет цвет, становится тусклым от бездействия или эгоизма. Счастлив Гриша Добросклонов не богатством и не положением в свете, а тем, что ведет Россию и свой народ к светлому будущему.
- Тема родины. Русь хоть и предстает в глазах читателей бедной и замученной, но все же прекрасной страной с великим будущим и героическим прошлым. Некрасов жалеет отчизну, посвятив всего себя ее исправлению и улучшению. Родина для него – это народ, народ – это его муза. Все эти понятия тесно переплелись в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Патриотизм автора особенно ярко выражается в финале книги, когда странники находят счастливца, живущего интересами общества. В сильной и терпеливой русской женщине, в справедливости и чести богатыря-крестьянина, в искренней добросердечности народного певца творец видит истинный облик своей державы, исполненный достоинства и одухотворенности.
- Тема труда. Полезная деятельность возвышает нищих героев Некрасова над суетой и порочностью знати. Именно праздность губит русского барина, превращая его в самодовольное и надменное ничтожество. А вот простонародье обладает действительно важными для общества навыками и подлинной добродетелью, без него не будет России, а вот без знатных самодуров, гуляк и алчных искателей богатства страна обойдется. Так писатель приходит к выводу, что ценность каждого гражданина определяется лишь его вкладом в общее дело – процветание родины.
- Мистический мотив. Фантастические элементы появляются уже в Прологе и погружают читателя в сказочную атмосферу былины, где надо следить за развитием идеи, а не за реалистичностью обстоятельств. Семь филинов на семи деревьях – магическое число 7, что сулит удачу. Молящийся черту ворон – очередная личина дьявола, ведь ворон символизирует смерть, могильный тлен и инфернальные силы. Ему противостоит добрая сила в образе птички-пеночки, которая снаряжает мужиков в дорогу. Скатерть-самобранка – поэтический символ счастья и довольства. «Широкая дороженька» — символ открытого финала поэмы и основа сюжета, ведь по обе стороны дороги путешественникам открывается многогранная и подлинная панорама русской жизни. Символичен образ неизвестной рыбы в неизвестных морях, которая поглотила «ключи от счастья женского». Плачущая волчица с окровавленными сосцами тоже наглядно демонстрирует нелегкую судьбу русской крестьянки. Одним из самых ярких образов реформы является «цепь великая», которая, порвавшись, «расскочилася одним концом по барину, вторым по мужику!». Семеро же странников – символ всего народа России, беспокойного, ждущего перемен и ищущего счастья.
Вариант 4
Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» рассказывает о том, как семь мужиков из уезда Терпигорево, спорят между собой, кто же живет лучше всех. В их споре они забывают обо всем на свете и начинают драться. Когда они доходят до леса, они находят птенца и думают, что птичке легче дознаться, где же жить хорошо на Руси. Птенец принадлежит пеночке, мать которой показывает им, где зарыт клад. Она дает им волшебную скатерть, которая всегда их напоит и накормит. Они решают не возвращаться домой, пока не дознаются, кому живется хорошо.
В ходе своего путешествия, они встречают разных людей, которые имеют разные взгляды на жизнь. Солдаты, подмастерья и поп говорят о своих бедах и проблемах. Лука утверждает, что попу живется богато, но оказывается, что это не так. На ярмарке в селе Кузьминское они слышат разговоры разных людей о своих бедах и проблемах. Один из странников упрекает крестьян за их образ жизни, но Яким Голый, проживающий в этой деревне, оправдывает их. Мужики набирают ведро водки и решают выяснить, кто же из жителей живет счастливо, но они так и не находят ответа на свой вопрос.
Конечной точкой их путешествия становится помещик Гаврила Афанасьевич Оболта-Оболдуев, который рассказывает им свою историю. Он был добрым барином, но у него отобрали землю, расточили его хозяйство, а самому приказали трудиться, на что он не был готов.
В целом, поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» показывает, что жизнь на Руси не всегда проста, и каждый человек имеет свои проблемы и трудности. «Таким образом, поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является ярким произведением русской литературы, которое отображает жизнь разных слоев населения России в 19 веке. Она показывает, что не всегда богатство и власть принесут счастье, а иногда простые люди, находясь в трудных условиях, остаются верными своим принципам и достойно справляются со своими проблемами. В результате спора и путешествия герои понимают, что каждый из них имеет свои проблемы и что нет единого ответа на вопрос, кому на Руси жить хорошо
Важно уважать и понимать друг друга, а также ценить то, что имеем, и не искать счастья во внешних факторах.»
Мне нравится427Не нравится225
Народ в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином…
Н. А. Некрасов
Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”, прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная автором в зрелые годы, она вобрала в себя всю его любовь к простым людям, сочувствие к их нелегкой доле, глубокое знание крестьянского быта и обычаев.
Некрасов начал работу над поэмой вскоре после “освобождения” крестьян от крепостного гнета. Часто посещая деревни, беседуя с крестьянами, он понял, что жизнь их не стала лучше. Свой долг поэта-гражданина он видел в правдивом изображении тяжелой судьбы русских крестьян.
Герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” — не один человек, а весь многострадальный и героический русский народ. Сюжет поэмы прост: семеро странников из разных деревень отправляются на поиски счастливых людей на Руси. К концу повествования становится ясно, что отыскать их вряд ли удастся. Тяжела народная доля! Даже названия деревень, в которых происходит действие, говорят об этом — Заплатово, Дырявино, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка…
Крестьяне — люди, “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”. Мужицкое счастье — “дырявое с заплатками, горбатое с мозолями”. Особенно образно описываются страдания и бесправие русского народа в песнях, содержащихся в поэме. Поэт назвал их “Барщинная”, “Солдатская”, “Соленая”, “Голодная”.
“Тоска-беда замучила”, “тошен свет, правды нет”, “верченый, крученый, сеченый, мученый…” — эти строки из песен говорят сами за себя.
Перед читателем проходят трагические истории из жизни Матрены Корчагиной, у которой “нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой”, Агапа Петрова, Ермилы Гирина, старосты Власа. У каждого из них свое горе, и поэтому:
Душа, что туча черная,
Гневна, грозна — и надо бы,
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Действительно, многие крестьяне, ощущая полную безысходность, топят горе и тоску в вине. Многие, но не все! Никакие тяготы жизни не могут уничтожить у большинства крестьян чувства собственного достоинства. Некрасов особенно симпатизирует тем из своих героев, кто не сломился от невыносимой жизни, а сохранил силы для протеста. Одним из таких персонажей является Савелий — “богатырь святорусский”. Он воплощает в себе физическую и нравственную силу русского народа, “Клейменый, да не раб!” — говорит он о себе. История Савелия и его сподвижников повествует о вечном стремлении крестьян к свободе, об их желании самостоятельно распоряжаться скромными плодами своего нелегкого труда.
Не менее значителен в поэме образ Ермилы Гирина, в котором Некрасов показал талантливого честного хозяина, уважающего интересы мужика. Тяжба Ермилы с купцом Алтынниковым из-за мельницы привела к объединению крестьян вокруг него и бунту в деревне Столбняки. Это единственное описание крестьянского бунта в поэме, которое предвосхищает дальнейшие исторические события в России.
Особняком стоит в поэме образ “народного заступника” Гриши Добросклонова. Гриша — выходец из народа, его особенность в том, что он осознал свое предназначение:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси.
Гриша одним из первых почувствовал, что “над Русью, оживающей иная песня слышится”, которая “души сильные зовет на честный путь”.
Существование таких людей, как Савелий, Ермила, Григорий, вносит в поэму оптимистическую ноту, надежду на лучшее будущее.
Несмотря на реалистическое описание всех тяжестей крестьянской жизни, поэма “Кому на Руси жить хорошо” не вызывает ощущения безысходности. Этому способствует мастерское изображение Некрасовым духовной красоты и величия русского народа.
Важной художественной особенностью произведения является обилие в ней народных шуток, прибауток, забавных эпизодов. Некрасов прекрасно знал деревенский быт, обычаи, особенности речи простого народа
Вот поэт любуется единым трудовым порывом в деревне Большие Вахлаки: “… проснулась, разгорелася привычка, позабытая к труду!”. И таких светлых эпизодов в тексте немало.
В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов реалистично рассказал о судьбе крестьянства в России второй половины XIX века. Народность повествования, умение услышать голос народа, правдивость взгляда на жизнь — все эти черты не дают поэме стареть на протяжении многих десятков лет.
Вариант 6
Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — это поучительная история о том, что истинное счастье не связано с богатством, а находится в сердце каждого человека.
Главные герои поэмы — семь мужиков из уезда Терпигорево, которые на перекрестке дорог начинают спорить, кто живет лучше всех. Они убеждены, что их счастье заключается в материальных благах, и даже готовы драться, чтобы доказать свою правоту. Однако, после того как они находят птенца, который был потерян его мать, они понимают, что истинное счастье не заключается в деньгах и богатстве.
Встретив на своем пути разных людей, герои поэмы узнают, что жить хорошо на Руси может не только богатый человек, но и простой крестьянин. Они посещают село Кузьминское, где видят, как пьют и ссорятся народные массы, и понимают, что пьют они не от хорошей жизни. Также они встречают помещика Гаврила Афанасьевича Оболта-Оболдуева, который после потери своих земель и богатства стал несчастным человеком.
Но, несмотря на все трудности и беды, герои поэмы находят в себе силы не отчаиваться, а продолжать искать свое счастье. Они понимают, что оно может быть достигнуто не только благодаря материальному богатству, но и благодаря настоящей душевной гармонии.
Таким образом, поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — это поучительная история о том, что счастье не связано с богатством и материальными благами, а заключается в душевной гармонии и уважении к другим людям
Каждый может найти свой путь к счастью, важно лишь не останавливаться на достигнутом и искренне стремиться к своим целям
Мне нравится258Не нравится180
История создания
«Кому на Руси жить хорошо» — является одним из последних трудов Николая Алексеевича. Когда писатель начал работать над созданием поэмы, то был серьезно болен. Это и является причиной того, что он так и не успел его закончить. В дальнейшем произведение по крупицам собирали близкие товарищи поэта, которые расположили части произведения в произвольном порядке, не всегда угадывая логику писателя, которого к тому времени сломил смертельный недуг и постоянные боли. Хоть последние годы жизни были очень тяжелыми и мучительными, Некрасову все же удалось дать ответ на главный вопрос: Кому хорошо жить на Руси?
По его мнению, он сам входил в число счастливцев, поскольку на протяжении жизни продолжал преданно и самозабвенно служить интересам народа. Именно это служение народу и давало ему силы в последние годы борьбы со смертельной болезнью.
Работать над произведением он начал в шестидесятых годах девятнадцатого столетия. В этот период времени Российская империя находилась на историческом перепутье, люди были воодушевлены и жаждали перемен.
Тогда Некрасову пришла в голову потрясающая идея — он решил создать поэму, состоящую из 6-8 частей, в которой бы были затронуты все сферы жизни российского общества.
В 1865 году первая часть книги была написана.
Пролог произведения был опубликован в журнале «Современник», но поэту тут же пришлось столкнуться с цензурной травлей. На опубликованную часть произведения тут же набросились реакционные и проправительственные издания. Не отставали и цензурные органы, которые с огромным энтузиазмом принялись редактировать произведение. Некрасов, который и сам был редактором, начал очень много платить чиновникам, чтобы получить возможность выпустить в свет свое произведение.
Поэту приходилось на постоянной основе организовывать обеды, охоту и другие увеселительные мероприятия, которые он оплачивал самостоятельно. Все это делалось для того, чтобы проверяющие закрыли глаза на некоторые моменты и дали возможность его произведению попасть в широкие массы.
Благодаря своим коррупционным уловкам поэту удалось опубликовать не одно произведение, которое вызывало сомнения со стороны цензуры.
Но даже при всех ухищрениях поэта, публикация фрагментов произведения растянулась на четыре года. С каждым днем Николаю Алексеевичу становилось все хуже. Все, что он запланировал сделать, постепенно начало казаться просто невыполнимым.
Когда в 70-х годах были написаны еще несколько частей произведения, поэт понял, что на этом его силы иссякли.
Чтобы работа была закончена по смыслу, он пишет Эпилог произведения — главу «Пир на весь мир». В этой части произведения автор подробным образом описывает образ единственного счастливца на Руси — семинариста Гриши Добросклонова.
Но семерым странникам так и не удалось найти того, кого искали. Финал, который задумал Некрасов, получился весьма символичным: поэма не имеет окончания, путники так и не заметили своего счастливца, поскольку народ только начал привыкать к новым реалиям и еще так и не смог разобраться, где его настоящее счастье.
Именно в этой заключительной части произведения автор выражает свою основную мысль относительно будущего России. Некрасов был уверен, что люди, подобные Добросклонову, смогут помочь его Родине, которая так сильно погрязла в нищете и несправедливости.
Творческая история публикации поэмы «Кому на Руси жить хорошо» очередной раз говорит о том, что проблематика, поднятая Николаем Алексеевичем, реально существовали.