«ревизор» николая гоголя

«ревизор» николая гоголя. ложь хлестакова и ее механизмы

Последние заданные вопросы в категории Литература

Литература 20.10.2023 16:45 8 Федулова Яна

помогите пожалуйста срочно нужно 1)цветаева( основная тематика лирики) 2) платонов (котлован анализ)

Ответов: 1

Литература 20.10.2023 16:33 29 Дрёмина Карина

Что интересное происходило при Петре 1 ?

Ответов: 2

Литература 20.10.2023 16:17 12 Карпюк Мирослава

КОПЕРНИК БИОГРАФИЯ СРОЧНО!!!

Ответов: 2

Литература 20.10.2023 16:16 11 Веденеева Яна

Сочинение по произведению Чехова невеста

Ответов: 2

Литература 20.10.2023 15:57 28 Заблодская Алина

На каком языке говорил крокодил из сказки чуковского?

Ответов: 1

Литература 20.10.2023 15:48 2 Столярова Дарья

Напишите сочинение на тему» Вещь , которая ожила». Пожалуйста!

Ответов: 1

Литература 20.10.2023 15:09 2 Буга Лоредан

Как вы думаете за что дети любили гайдара  ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!!! ПОСТАВЛЮ «СПАСИБО» И «КЛАСС

Ответов: 3

Литература 20.10.2023 14:52 27 Кубик Дима

Ассоциативный ряд к слову Дом

Ответов: 1

Литература 20.10.2023 14:40 4 Майоров Евгений

Как звали главную героиню рассказа «О чем плачут лошади?»

Ответов: 2

Литература 20.10.2023 14:34 4 Майоров Олег

Горький Детство имя главного героя

Ответов: 2

Образ Хлестакова. Хлестаковщина как общественное явление

Иван Александрович Хлестаков – это так называемый «нулевой» персонаж. Он вполне соответствует своей фамилии: хлестко врет, хлещет спиртное на обеде у городничего, ухлестывает за его женой и дочкой. Для оценки качеств персонажа должна быть определенная нравственная шкала, которая у Хлестакова просто отсутствует. У него ничего нет за душой, он полый, пустышка. Поэтому образу Хлестакова сложно дать характеристику. Гоголь в рекомендациях для актеров отмечал такие черты персонажа: «приглуповат», т.е

даже не дотягивает до глупого, один из тех, кого считают «пустейшими», говорящий и действующий «без всякого соображения», не способный задержать внимание на «какой-нибудь мысли»

Хлестаков хочет нравиться, это провоцирует его бессознательное вранье и хвастовство. Он врет самозабвенно и верит собственным словам. Но делает это не ради выгоды, а для приукрашивания своей персоны. Причем если бы у Хлестакова был умысел, то опытный плут городничий его бы раскусил. А искреннее вранье сбило с толку. Хлестаков по сути является зеркалом, в котором отражаются пороки мира чиновников, судя по эпиграфу к пьесе: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Хлестаков разыгрывает с вдохновением ту роль столичного вельможи, в которой его ожидают увидеть обыватели уездного города. До приезда в город он не был взяточником, уподобившись окружению, берет взятки легко и не раздумывая. Ему верят, и он врет все более изощренно. Анна Андреевна и Мария Антоновна возомнили его ловеласом и женихом, он готов играть эти роли. Он мгновенно влюбляется и начинает ухлестывать ради собственного удовольствия, когда к нему проявляют интерес. И мгновенно остывает к предмету своей любви, просто так, беспричинно.

Живет Хлестаков исключительно эмоциями, приспосабливаясь к конкретным обстоятельствам. Все его действия сиюминутны, он не помнит, что делал или говорил минуту назад, не знает, что будет делать или говорить. Сказав последнее слово фразы, он уже не помнит первое.

Характер персонажа породил понятие хлестаковщина, подразумевающее воплощенные в человеческой натуре хвастовство, пустозвонство, манерность, желание «пустить пыль в глаза», казаться более значимым и важным человеком, чем являешься на самом деле.

Гоголь в одном из писем отметил, что «всякий отыщет частицу себя в этой роли», почти каждый «хотя на минуту, если не на несколько минут делается» Хлестаковым, но не желает в этом признаваться. Белинский отмечал, что черты хлестаковщины «можно встретить у многих, даже «весьма достойных людей». Явление хлестаковщины характерно не только для современников Гоголя, оно распространено и в современной действительности.

Образ и характеристика главного героя

Иван Александрович — центральный персонаж комедии Гоголя «Ревизор». Автор в деталях описывает внешность и характер героя, что позволяет с легкостью понять, почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора, приехавшего в их город с проверкой. Итак, перед читателем главный герой предстает таким:

  • молодой и не блещущий умом мужчина 23 лет;
  • невзрачная внешность и усталый с дороги вид;
  • шатен с темными глазами;
  • молодой человек невысокого роста;
  • модно одевается;
  • лживый, лицемерный и тщеславный человек;
  • безработный, потерявший все свои сбережения из-за проигрышей в азартных играх;
  • надеется отыграться или раздобыть деньги другим путем.

Страх героев

Боязнь и искренний страх перед лицом ревизора – вот почему все верят Хлестакову. Чиновники так хотят произвести хорошее впечатление на инкогнито, что забывают обо всем ином. Все выдумки Хлестакова оказываются менее значительными по сравнению с теми чувствами, которые испытывали второстепенные герои. Желание поскорее распрощаться с ревизором не давало жителям возможности увидеть, что разговоры Хлестакова – это пустословия, которые нельзя воспринимать серьезно.

1) Почему помещики Бобчинский, Добчинский и городничий обманываются? 2) По какой причине чиновники верят Хлестакову в «сцене вранья»?

Бобчинский и Добчинский обманываются, потому что увидели Хлестакова в трактире, который денег не платил за обед и вел себя как важная птица. Вот и приняли за ревизора из Петербурга. А верят потому что Хлестаков всем напустил пыли в глаза.

Верят потому, что боятся. Все чиновники продажны и недобросовестны, поэтому боятся проверок

У страха глаза велики, и фитюлька Хлестаков кажется важной фигурой, хотя врет он неумело и беспардонно

Бобчинскому и Добчинскому хочется быть в центре внимания, все равно по какому поводу, характер такой, вот они и обманываются, а у городничего совесть нечиста, но он знает из житейского опыта, что проверяющего чиновника можно задобрить взятками. Мне кажется дело в том, что Иван Алексанрович Хлестаков очень убедителен в сцене своего хвастоства, какой он большой человек в Петербурге. Он так эмоционально рассказывет, что сам во все это верит, а уж тем более верят слушатели, у которых есть, что скрывать от ревизора.

Впервые о ревизоре узнали из письма, полученного Городничим и, поскольку ревизор мог уже приехать и жить в городе инкогнито, то взбалмошные и бестолковые сплетники Добчинский и Бобчинский приняли за ревизора Странного приезжего, которым и оказался Хлестаков. Все поверили их догадке, потому что были сильно напуганы. В действительности Хлестаков – ничтожный и пустой человек, болтун и хвастунишка, который ничего не умеет делать, но догадывается, как получить выгоду от ошибки чиновников. Он довольно ловко подстраивается под собеседников и производит впечатление на всех. С чиновниками он держится свободно, перед дамами хвастает, с купцами изображает начальника.

Где завязка и развязка комедии? Хотел ли Хлестаков обмануть чиновников и обывателей города?

Завязка комедии – это эпизод, в котором закладываются предпосылки развития сюжета. В данном случае, мне кажется, это момент, когда Бобчинский и Добчинский сообщают, что видели ревизора.

Развязка – это момент, когда сюжет приходит к своему завершению. Это эпизод чтения письма Хлестакова, из которого всем делается ясно, что он не ревизор.

Помещики обманываются, потому что они глупые, они захвачены сенсацией и хотят быть к ней причастными, а Хлестаков ведет себя нетипично. Городничий верит им со страху. Все слова Хлестакова о тюрьме, например, он принимает на свой счет: Хлестаков боится, что его посадят в тюрьму за то, что он не платит трактирщику, а Городничий сам боится тюрьмы за взяточничество. Желая избежать ареста, Хлестаков врет, что он уважаемый чиновник, а Городничий принимает это за намек, что он и есть ревизор.

Что означало известие о прибытии нового ревизора и кто этот новый ревизор – чиновник или совесть каждого персонажа? Прочитайте эту сцену и подготовьте развернутый ответ на этот вопрос.

Прочитайте определения основных этапов развития сюжета. Как вы думаете, какие сцены комедии соответствуют этим этапам? (экспозиция, завязка, кульминация, развязка)

Все обиделись на комедию, потому что сатирически изображены люди всех сословий. Под видом уездного города изображена вся Россия.

  • Как повесить доску на стену в детском саду

      

  • Как рассказать евангелие неверующему кратко

      

  • Кто такой герпетолог кратко

      

  • Как правильно наносить мазь на лыжи кратко

      

  • Благотворительный социальный проект по подготовке волонтеров школа добра

Предпосылки обмана Ивана Александровича

Несмотря на то что Хлестаков — главный герой комедийной пьесы, назвать положительным персонажем его нельзя. Бесшабашный парень имел внушительные сбережения, но потерял их, проигравшись в карты. Он понимает, что чиновники принимают его за ревизора, и не спешит их разубеждать.

Все из-за того, что у героя не было и гроша в кармане. А испуганные чиновники то и дело, давали ему деньги. В тот момент Хлестаков думал лишь о себе, не размышляя над последствиями. Так разорившийся дворянин превращается в высокопоставленного и пугающего ревизора, получившего баснословные взятки и уехавшего из города восвояси, оставив подкупаемых чиновников ни с чем.

Топ вопросов за вчера в категории Литература

Литература 30.04.2023 11:30 3404 Колосова Юля

Таблица сравнения по произведению \»Горе от ума\»Век нынешний и век минувший. 1.Представители Век н

Ответов: 2

Литература 30.06.2023 08:53 712 Пономарев Никита

Вступление связь поэмы Лермонтова с устным народным творчеством кратко

Ответов: 2

Литература 30.04.2023 09:48 2863 Бруг Алексей

1)Происхождение и социальное положение(Кирибеевич и Калашников) 2)Прошлое Кирибеевича и Калашникова

Ответов: 2

Литература 16.06.2023 14:04 1304 Коюда Вася

помогите сделать таблицу сходство и различия песня о вещем олеге и повесть временных лет о вещем оле

Ответов: 2

Литература 19.06.2023 23:54 1388 Глонюк Марина

10 интересных фактов о А С Пушкине для 5 класса​

Ответов: 1

Литература 17.05.2023 16:24 2429 Никулина Юлия

высказывания (цитаты) Базарова и Павла Петровича об искусстве, принципах, народе, образовании, науке

Ответов: 2

Литература 03.05.2018 13:23 1503 Козолуп Владислав

Подготовьте краткий пересказ сказание о походе князя Олега на Царьград

Ответов: 1

Литература 28.06.2023 09:19 4231 Смагула Роман

Составьте текст 5-6 предложений на тему самая нужная профессия

Ответов: 2

Литература 04.05.2023 01:35 439 Александрова Александра

Отношение к книгам и просвещению у Софьи в комедии горе от ума

Ответов: 2

Литература 16.07.2023 01:11 1003 Недовесов Никита

Даю 25 баллов 10 вопросов к 6 главе капитанская дочка с ответами

Ответов: 2

Краткий обзор фактов биографии Гоголя, связанных с написанием комедии «Ревизор»

История создания и постановки пьесы. Обращение русской драматургии к социальной тематике

7 октября 1835 г. 27-летний Николай Гоголь написал Пушкину о своем страстном желании сочинить комедию и в письме обратился с просьбой: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет… русский чисто анекдот». Пушкин при встрече просьбу выполнил, тем более, что у молодого литератора, преподающего историю и живущего на университетское жалование в 600 рублей, был не только творческий, но финансовый кризис, судя по приписке в письме: «Ум и желудок мой оба голодают». Гоголь писал, что не столько сюжет, который был ему уже известен, а мысль о сути «Ревизора» была подсказана Пушкиным.

История про ложного проверяющего была типичной для российской действительности. О таких случаях в прессе встречались публикации. Самого Пушкина, собирающего материалы для «Истории Пугачева» и путешествующего по Оренбургской губернии, принимали за тайного столичного ревизора. А сам Гоголь с писателем А. Данилевским и бывшим одноклассником по Нежинскому лицею И. Пащенко в августе 1835 г. отправились из Полтавы через Киев и Москву в Петербург. Они разыграли своеобразную репетицию будущей пьесы, чтобы не задерживаться в пути. Пащенко выезжал ранее и на почтовых станциях распространял слухи о едущем следом ревизоре. В результате следующих за ним Гоголя с Данилевским принимали с особой предупредительностью, давая лошадей без задержек.

Работа над комедией «Ревизор» продолжалась с осени 1835 г. до весны 1836 г. За пару месяцев Гоголь написал пьесу в новом жанре общественной комедии. Гоголь писал о своем замысле: «Решил собрать все дурное в России, какое я знал и одним разом посмеяться над всем». 18 января Гоголь прочитал первый неотредактированный вариант комедии у В. Жуковского. Пушкин, присутствовавший при чтении, «катался от смеха». Благодаря стараниям В. Жуковского, рукопись попала к Николаю I, который ее прочел и дал свое одобрение. После этого цензура не смогла запретить постановку, хотя ранее был уже наложен запрет. В письме к актеру М. Щепкину Гоголь написал, что «если бы не заступничество государя», пьесу никогда не увидели бы на сцене.

Вышло отдельное издание «Ревизора» к премьере комедии, которая состоялась в Александрийском театре Петербурга 19 апреля 1836 г. и произвела на публику необычайно сильное впечатление. Пьесу со скандальным сюжетом о коррупции чиновников ругали, отвергали или хвалили. Многие слышали слова Николая I, выходившего из ложи: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!». Автору и актерам императором были пожалованы дорогостоящие подарки. В Москве комедия была поставлена в Малом театре, премьера состоялась 25 мая 1836 г., на которой автор уже не присутствовал. Гоголь после петербургской премьеры уехал за границу, на долгие годы обосновался в Риме.

Несмотря на то, что пьеса пользовалась успехом и давалась через день, Гоголь к своему детищу охладел и продал права на пьесу дирекции императорских театров за 2500 рублей, сумму по тем временам немалую. При этом он потерял права на авторские выплаты от сборов с каждого спектакля, хотя это были огромные деньги, на которые можно было бы жить безбедно до смерти.

Самого автора постановка огорчила. Гоголю не нравилось, что пьесу играли как водевиль, воспринимали как плутовскую историю или пасквиль, фарс. Гоголь был не столько огорчен отзывами критиков, сколько был недоволен своим диалогом с публикой, считал, что его не поняли. Из остросоциальной комедии с трагической подоплекой сделали карикатуру.

Отношение критиков к комедии

Значение комедии в истории русской драматургии

Отзывы современников и критиков о комедии «Ревизор» были от крайне отрицательных до восторженных. Известные издатели Ф. Булгарин и О. Сенковский оценили пьесу как допотопное, баснословное и нелепое произведение, лишенное правдоподобности, не соответствующее реальной жизни. Белинский отмечал, что в «Ревизоре» Гоголь разоблачил «пустоту, наполненную деятельностью мелких страстей и мелкого эгоизма». Выявляя отрицательные явления жизни, Гоголь пытается высмеять их, чтобы вскрыть причины и заставить зрителя задуматься над их зловредностью, избавиться от них. Им тонко подмечено, что люди не боятся прослыть жадными и злыми, глупыми или жестокими, им страшно быть смешными. А. Григорьев заметил, что в пьесе «один смех только и выступает честным и карающим лицом». К. Аксаков вступил в полемику с теми, «кто называл пьесу грубой и плоской», ибо«Гоголь – истинный поэт», в его «комическом и смешном» есть глубокая поэзия.

Переоценить значение комедии «Ревизор» невозможно. Она не устарела в наше время, ведь не исчезли явления «хлестаковщины», чинопочитания, взяточничества, очковтирательства, казнокрадства, и прочих пороков, выставленных на смех в комедии. Пьеса до сих пор ставится на театральных сценах всего мира и пользуется популярностью.

Словарь

1. Пасквиль – произведение, содержащее злобную клевету, оскорбления.

2. Фарс – комедия с легким содержанием.

3. Иерархическая лестница – расположение чинов, званий или должностей в последовательности от низших к высшим.

4. Присутственные места – государственное учреждение, судебная канцелярия.

5. Арапник – кнут для псовой охоты.

6. Почтмейстер – начальник почты.

7. Вольтерьянцы – вольнодумцы, последователи учения философа Вольтера.

8. Очковтирательство – обман, видимость благополучия.

В материалах урока использован снимки со спектакля «Ревизор» в исполнении актеров Государственного академического Малого театра.

Поведение комедийного персонажа

Назвать Хлестакова злокозненным бандитом или хитрым интриганом никак нельзя. Он не коварен, не злобен, но попадает в обстоятельства, которые играют на руку самому герою. Он мил и вежлив, всегда просит взаймы, рассказывая какую-то историю. Пока персонаж даже не догадывается, что чиновники не дают ему деньги в долг, а откровенно взяточничают. Он направлялся из Петербурга в родной город Саратов. Попав в место развития сюжета, герой начинай врать о своем статусе в обществе, чтобы оправдать ожидания чиновников.

Что можно еще сказать о центральном персонаже:

  • Хлестаков живет по законам великолепного светского общества, так как иного видеть ему не приходилось.
  • Его обучали уважать людей, имеющих чины. И он их чтит.
  • С детства ему говорили, что необходимо обхаживать дам, этим он и занимается в тот момент, когда городничий принимает Хлестакова за ревизора. Жертвой любовной интриги становится дочка чиновника.

Уверенность в легкости жизни быстро лишает персонажа страха. Автор пытается выставить благонравие героя, как глупость и пошлость, хотя в реальности, имея состояние и чин, самозванец действительно мог бы стать комильфотным молодым человеком.

Причины принятия Хлестакова за ревизора

Чиновники узнают, что вскоре к ним должен приехать инкогнито ревизор. Берущие взятки граждане высоких чинов не на шутку испугались. И стали выискивать новые лица. Своего губителя они видели в каждом человеке. И тут приезжает ничем не приметный молодой человек, сразу показавшийся им подозрительным.

Чиновники расспрашивают Хлестакова за разговорами о его положении в обществе. Понимая, что люди принимают его за благочестивого гражданина высокого чина, герой не отнекивается, а подыгрывает им. Хлестаков ведет себя нагло, никогда не платит за гостиничный номер, засматривается на тарелки других людей во время обеда — чем не проверяющий. Такое поведение объясняет, почему городничий принял Хлестакова за ревизора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: