Почему дворяне требовали отмены урочных лет

Введение урочных лет

Закрепощение крестьян в Древней Руси длилось на протяжении нескольких веков и представляло собой явление, характерное для развития других феодальных государств.

Существуют 2 основных точки зрения по поводу оформления на Руси крепостного права. Обе они были сформулированы в XIX веке.

  • Указная. Этой версии придерживались выдающиеся русские историки Сергей Соловьев и Николай Карамзин. Они полагали, что закрепощение крестьян происходило путем издания серии царских указов.
  • Безуказная. Самым активным сторонником и популяризатором данной гипотезы был известный русский историк Василий Ключевский. По его мнению, оформление крепостного права было естественным процессом, в котором государство не играло ключевой роли. Задолженность крестьян перед помещиками была основным источником закабаления.

Причины введения урочных лет

  • Стремление остановить массовую миграцию крестьян. В поисках лучшей доли многие крестьяне снимались с насиженных мест и отправлялись в другие края. Это не устраивало землевладельцев, которые лишались рабочей силы и возможности планомерно развивать свое хозяйство.
  • Опустошение многих российских земель в результате войн, голода, эпидемий. Во второй половине XVI века многие вотчины буквально обезлюдели. Это связано как с разрушительной политикой последних лет правления Ивана Грозного, так и с естественными процессами – неблагоприятные климатические условия приводили к неурожаю и голоду.
  • Юридическое закрепление урочных лет в указе 1597 года стало закономерным итогом развития феодально-правовых отношений. Государственные учреждения были завалены исками о поиске беглых крестьян. Необходимо было упорядочить эту сферу и ввести формальные ограничения в виде срока давности.

Введение урочных лет

Закрепощение крестьян в Древней Руси длилось на протяжении нескольких веков и представляло собой явление, характерное для развития других феодальных государств.

Урочные лета как этап закрепощения крестьян

Существуют 2 основных точки зрения по поводу оформления на Руси крепостного права. Обе они были сформулированы в XIX веке.

  • Указная. Этой версии придерживались выдающиеся русские историки Сергей Соловьев и Николай Карамзин. Они полагали, что закрепощение крестьян происходило путем издания серии царских указов.
  • Безуказная. Самым активным сторонником и популяризатором данной гипотезы был известный русский историк Василий Ключевский. По его мнению, оформление крепостного права было естественным процессом, в котором государство не играло ключевой роли. Задолженность крестьян перед помещиками была основным источником закабаления.

Введению урочных лет предшествовало установление «заповедных лет» – ограничение на право перехода от одного помещика к другому, которое традиционно осуществлялось на Руси в осенний Юрьев день.

Эти ограничения стали появляться еще в конце правления Ивана Грозного – с 1581 года. Сторонники «указной теории» полагают, что под влиянием Бориса Годунова царь Федор Иоаннович в 1592 году принял указ об окончательной отмене Юрьева дня. Текст указа не дошел до наших дней, но сохранились ссылки на него в других документах.

Причины введения урочных лет

Историки выделяют 3 основных причины появления и укрепления в российском средневековье понятия «урочные лета»:

  • Стремление остановить массовую миграцию крестьян. В поисках лучшей доли многие крестьяне снимались с насиженных мест и отправлялись в другие края. Это не устраивало землевладельцев, которые лишались рабочей силы и возможности планомерно развивать свое хозяйство.
  • Опустошение многих российских земель в результате войн, голода, эпидемий. Во второй половине XVI века многие вотчины буквально обезлюдели. Это связано как с разрушительной политикой последних лет правления Ивана Грозного, так и с естественными процессами – неблагоприятные климатические условия приводили к неурожаю и голоду.
  • Юридическое закрепление урочных лет в указе 1597 года стало закономерным итогом развития феодально-правовых отношений. Государственные учреждения были завалены исками о поиске беглых крестьян. Необходимо было упорядочить эту сферу и ввести формальные ограничения в виде срока давности.

Русская деревня в 16 веке

еЫЕ ОН РЕЛЕ ╖ 28. щЙНМНЛХВЕЯЙНЕ Х ЯНЖХЮКЭМНЕ ПЮГБХРХЕ пНЯЯХХ Б XVII Б. мЮПНДМШЕ ДБХФЕМХЪ:

  1. хЯРНПХЪ ДКЪ ОПНТЕЯЯХИ Х ЯОЕЖХЮКЭМНЯРЕИ РЕУМХВЕ╜ЯЙНЦН, ЕЯРЕЯРБЕММН-МЮСВМНЦН, ЯНЖХЮКЭМН-ЩЙНМНЛХВЕЯЙНЦН ОПНТХКЕИ : СВЕАМХЙ ДКЪ МЮВ. Х ЯПЕД. ОПНТ. НАПЮГНБЮМХЪ : Б 2 В. в. 2 / б.б. юПРЕЛНБ, ч.м. кСАВЕМЙНБ. ≈ 5-Е ХГД., ЯРЕП. ≈ л. : хГДЮРЕКЭЯЙХИ ЖЕМРП ╚юЙЮДЕЛХЪ╩,2013. ≈ 320 Я., Я. ЖБ. ХК. : ХК., 2013
  2. хЯРНПХЪ ДКЪ ОПНТЕЯЯХИ Х ЯОЕЖХЮКЭМНЯРЕИ РЕУМХВЕ╜ЯЙНЦН, ЕЯРЕЯРБЕММН-МЮСВМНЦН, ЯНЖХЮКЭМН-ЩЙНМНЛХВЕЯЙНЦН ОПНТХКЕИ : СВЕАМХЙ ДКЪ МЮВ. Х ЯПЕД. ОПНТ. НАПЮГНБЮМХЪ : Б 2 В. в. 1 / б.б. юПРЕЛНБ, ч.м. кСАВЕМЙНБ. ≈ 5-Е ХГД., ЯРЕП. ≈ л. : хГДЮРЕКЭЯЙХИ ЖЕМРП ╚юЙЮДЕЛХЪ╩,2013. ≈ 304 Я., Я. ЖБ. ХК. : ХК., 2013
  3. юАКЪЕБ яЕПЦЕИ бЪВЕЯКЮБНБХВ. янбепьемярбнбюмхе леуюмхглю сярнивхбнярх тхмюмянбн-йпедхрмшу свпефдемхи пняяхх. юБРНПЕТЕПЮР ДХЯЯЕПРЮЖХХ МЮ ЯНХЯЙЮМХЕ СВЕМНИ ЯРЕОЕМХ ДНЙРНПЮ ЩЙНМНЛХВЕЯЙХУ МЮСЙ. лНЯЙБЮ — 2010, 2010
  4. юМРНМНБ оЮБЕК чПЭЕБХВ. щйнмнлхвеяйюъ щттейрхбмнярэ лернднб меянбепьеммнцн уедфхпнбюмхъ тхмюмянбшу ножхнмнб. дХЯЯЕПРЮЖХЪ МЮ ЯНХЯЙЮМХЕ СВЕМНИ ЯРЕОЕМХ ЙЮМДХДЮРЮ ЩЙНМНЛХВЕЯЙХУ МЮСЙ. лНЯЙБЮ — 2004, 2004
  5. хЯРНПХЪ ЦНЯСДЮПЯРБЮ Х ОПЮБЮ пНЯЯХХ (IX-XX ББ.): СВЕАМНЕ ОНЯНАХЕ. ≈ яоА.: хГД-БН яоА СМ-РЮ лбд пНЯЯХХ,2018. ≈ 88 Я., 2018
  6. яЕДКНБЮ е.б.. нПЦЮМХГЮЖХЪ ЮДБНЙЮРСПШ Х ЮДБНЙЮРЯЙНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ : СВЕА, ОНЯНАХЕ / е. б. яЕДКНБЮ ; бцсч (пою лХМЧЯРЮ пНЯЯХХ). ≈ л. : бцсч (пхю лХМЧЯРЮ пНЯЯХХ),2015.- 86 Я., 2015
  7. мхйхьхмю нкэцю анпхянбмю. нжемйю х пецскхпнбюмхе деърекэмнярх опедопхърхи опнлшькеммнярх нпцюмюлх леярмнцн яюлнсопюбкемхъ. дХЯЯЕПРЮЖХЪ МЮ ЯНХЯЙЮМХЕ СВЕМНИ ЯРЕОЕМХ ЙЮМДХДЮРЮ ЩЙНМНЛХВЕЯЙХУ МЮСЙ. хПЙСРЯЙ — 2000, 2000
  8. тХМЮМЯНБН-ОПЮБНБНИ ЯРЮРСЯ жЕМРПЮКЭМНЦН АЮМЙЮ пНЯЯХХ ЙЮЙ НПЦЮМЮ МЮДГНПЮ
  9. хярнпхъ пняяхх. сВЕАМНЕ ОНЯНАХЕ ДКЪ ЮАХРСПХЕМРНБ Х ЯРЮПЬЕЙКЮЯЯМХЙНБ, 2007
  10. кэбнбю дХМЮ юКЕЙЯЕЕБМЮ. цемегхя асуцюкрепяйнцн сверю б наыеярбеммнл яейрнпе щйнмнлхйх. дхяяепрюжхъ МЮ ЯНХЯЙЮМХЕ СВЕМНИ ЯРЕОЕМХ ДНЙРНПЮ ЩЙНМНЛХВЕЯЙХУ МЮСЙ. яЮМЙР-оЕРЕПАСПЦ — 2017, 2017
  11. пЮГБХРХЕ ЮДЛХМХЯРПЮРХБМНЦН ОПЮБНЯСДХЪ Б йШПЦШГЯЙНИ пЕЯОСАКХЙЕ
  12. пЮГБХРХЕ ЮДЛХМХЯРПЮРХБМНЦН ЯСДНОПНХГБНДЯРБЮ Б йШПЦШГЯЙНИ пЕЯОСАКХЙЕ
  13. ╖1. хЯРНПХВЕЯЙНЕ ПЮГБХРХЕ Х ЯНБПЕЛЕММШЕ ЛНДЕКХ НПЦЮМХГЮЖХХ МНРЮПХЮРЮ
  14. кЕЙЖХХ ОН ЮДЛХМХЯРПЮРХБМНЛС ОПЮБС пНЯЯХХ,
  15. оНМЪРХЕ, ЯСЫМНЯРЭ Х ЖЕКХ МЮДГНПЮ аЮМЙЮ пНЯЯХХ ГЮ ДЕЪРЕКЭМНЯРЭЧ ЙПЕДХРМШУ НПЦЮМХГЮЖХИ
  16. пЮГБХРХЕ ЮДЛХМХЯРПЮРХБМНИ ЧЯРХЖХХ Б цЕПЛЮМХХ
  17. яРЮРЭХ Б ПЕЖЕМГХПСЕЛШУ ФСПМЮКЮУ, ПЕЙНЛЕМДНБЮММШУ бюй лХМНАПМЮСЙХ пНЯЯХХ
  18. нЯМНБМШЕ ЩРЮОШ ПЮГБХРХЪ ЛХПНБНЦН ПШМЙЮ ОПНХГБНДМШУ ХМЯРПСЛЕМРНБ

Изменения урочных лет

Срок давности по сыску крестьян менялся со временем:

  • 5-летний срок введён в 1597 году после введения заповедных лет (по этому поводу существуют разногласия среди специалистов, см. следующий раздел);
  • Лжедмитрий 1 издал указ, продлевающий урочные лета ещё на полгода, таким образом, общий срок стал равен 5,5 годам
  • Уложение о крестьянах 1607 год увеличило срок до 15 лет, но из-за восстания Болотникова этот срок не применялся. Уложение о крестьянах 1607 года издал Василий Шуйский;
  • 5-летний срок действовал при царе Михаиле Федоровиче
  • 9-летний срок был установлен в 1639 году;
  • в 1642 году срок был увеличен до 10 лет для беглых крестьян и 15 лет для крестьян, увезённых новым владельцем.

Соборное уложение 1649 года отменило срок давности и, тем самым, окончательно утвердило крепостное право.

Почему дворяне требовали отмены урочных лет

Прочитайте отрывок из челобитной.

«В прошлом, в 1641 году обратились с просьбой к государю царю и великому князю всея Руси дворяне и дети боярские из разных городов всей землей.

Убегают от них старинные их крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские, и в разных монастырей, и в государевы дворцовые села, и в чёрные волости, и поселяются у бояр, и у окольничих, и у других столичных чинов людей на льготных условиях. И те помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым крестьянам на пустых местах (новые) слободы строят, а их поместья и вотчины от того пустеют. И те их беглые крестьяне, прожив за теми людьми урочные годы и надеясь на этих “сильных” людей, приходя них (в прежние места), и оставшихся крестьян подговаривают уходить и даже дома их поджигают и разоряют; да (новые владельцы) с тех их беглых крестьян берут записи о ссудах и займах, чтобы надёжнее их закрепить за собой.

…А если они и узнают, у кого живут их беглые крестьяне, то и тогда они не могут добиться их выдачи в урочные годы по суду, потому что суда добиться не могут; а если кто начнет судиться, то пока дело дойдет до решения, проходит многое время, ведь бояре и окольничие редко сами сидят и занимаются делами в приказах… А (тогда) урочные года проходят, то им по делу о выдаче тех крестьянах отказывают уже и без всякого суда.

Да им же (дворянам и детям боярским) указано на патриарших и на епископских управителей и на монастыри в обидах подавать иски в суд на три сроки: на Троицын да на Семёнов день, да на рождество Христово, а им в те сроки в Москву приезжать невозможно, потому что они в то время находятся на службе. А на местах, в городах на патриарших и на епископских слуг подавать иски не разрешают, а те у них крестьян вывозят и землей их завладевают насильно и крестьянам их всякие обиды делают, а от суда уходят, потому что иски надо подавать только в указанные сроки».

Почему дворяне были недовольны существовавшим законом об «урочных летах»? Используя текст, приведите не менее двух причин.

В правильном ответе могут быть указаны причины:

1) ушедшие и устроившиеся на новом месте крестьяне с ведома новых хозяев сманивали оставшихся крестьян прежнего владельца;

2) занятые службой и военными походами дворяне не могли вовремя являться на судебные заседания по делам о беглых;

3) новые владельцы крестьян затягивали в суде дела о выдаче беглых, пока «урочные лета» не истекут;

4) если дворянин начинал требовать выдачи беглого, то новый владелец оправдывался якобы имевшимся у него долговыми обязательствами крестьянина.

Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Ответы на вопрос

1. для привлечения на свою сторону новых сторонников, пугачёв, рассылал “прелестные грамоты”. в них он обещал сделать всех участников движения свободными казаками, их землёй, угодьями, “крестом” и “бородой”, травами, свинцом, порохом, освободить он рекрутских наборов, высоких податей, призывать казнить помещиков и мздоимцев-судей. он рассчитывал свергнуть с престола екатерину ||, занять “отчий престол”, на котором он будет для народа своим, “мужицким” царём.

2. крестьянская война под предводительством е.пугачёва стала крупным народным выступлением в россии за всю . крестьянская война ничего не изменила к лучшему в положении крестьянства, коренных народов поволжья и приуралья, казачества. лишь на некоторых горных заводах урала были приняты меры по увеличению заработной платы и улучшению условий труда рабочих. но крестьянская война под предводительством е. пугачёва, потрясшая империю екатерины ||, заставила власти искать пути решения крестьянского вопроса, оставшегося важнейшим в жизни россии.

3. 1 этап: 17 сентября 1773г. осада оренбурга длилась 6 месяцев и не принесла успеха восставшим.

2 этап: с апреля по июль 1774г. пугачёв повёл своё войско на казань. в июле 1774г. он сумел взять окраины города. но кремль с засевшими остатками царского гарнизона занять не удалось – на осаждённым пришли царские войска во главе с михельсоном.

3 этап: стремясь привлечь крестьян на свою сторону, пугачёв 3 июля 1774г. издал манифест, в которой их освобождал от крепостной зависимости и налогов. для пополнения своего войска, он устремился на юг. пугачёв подошел к царицыну, но овладеть им не смог и был разгромлен. переправившись на левый берег волги с остатками войска, пугачёв 12 сентября 1774г. был схвачен и выдан михельсону казачьей верхушкой, желавшей таким образом купить себе прощение за участие в крестьянской войне. несмотря на поражение пугачёва, крестьянские выступления, удалось подавить через год.

4. 1773-1775 гг. восстание под предводительством е.пугачёва.

1773г. провозглашение е.пугачёва себя императором петром |||.

1)в рамках революции в россии большевики преследовали идеологию марксизма-ленинизма(идея мировой революции),то есть революционная россия стремилась распространить идеологию и на другие страны(пособничество с коммунистическими партиями других стран)

2)капиталистические державы стремились не контактировать с революционерами-социалистами,так как они были угрозой рыночной капиталистов

3)после конференции капиталистические страны признали большевисткий режим рсфср легитимным.после раппальского договора были основаны союзнические отношения между германией и рсфср-рост значимости рсфср на международной арене

1. б) рабовладельческий строй

2. в) возникновения первых государственных образований

3. в) развитие биологического вида человека разумного

4. б) сравнительно-правовой, формально-логический, конкретно-

5. в) зарождения, становления и эволюции государства и права зарубежных стран

http://istoria.neznaka.ru/answer/3392300_pocemu-dvorane-byli-nedovolny-susestvovavsim-zakonom-ob-urocnyh-letah/http://hist-ege.sdamgia.ru/problem?id=2286http://iznaniya.com/istoriya/question21856687

голоса

Рейтинг статьи

Последствия указа

Как показали последующие события, правительство оказалось не готовым к развитию ситуации. Причина заключалась в непродуманности принятого решения. Это привело к следующим последствиям:

Поскольку большинство крестьян бежало в южные районы страны северные части государства опустели. В результате началось противостояние между феодалами южных и остальных регионов. Обиженные помещики хотели вернуть утраченных людей.

Со стороны землевладельцев посыпались жалобы вернуть беглецов, которые поселились на другой территории. В результате суды были завалены огромным количеством документации.

Все эти последствия указывают на то, что закрепощение крестьян только усилилось. Даже если их не удавалось вернуть прежнему помещику, они всё равно оставались крепостными на новом месте.

Происхождение термина

Впервые понятие, в контексте крестьянского вопроса, встречается в указе царя Алексея Михайловича от 1637 года и челобитной от дворян того же года. Ранее этот термин встречался в царских указах от 1562 г. и 1558 г., где обозначали некий заранее оговоренный срок.

При этом в указе Алексея Михайловича формулировка «урочные лета» встречается лишь в резолюции к документу, в то время как в основном тексте дважды упоминаются «указные лета».

Современные историки под «урочными летами» подразумевают 5-летний период розыска беглых, год введения которых – 1597. Впервые употреблять определение в таком контексте стал историк М.Ф. Владимирский-Буданов, а после него – Б.Д. Греков.

↑ Причины появления Указа

Самой основной причиной появления этого юридического документа послужило стремление крепостных крестьян выйти из — под власти помещика и получить статус свободного крестьянина. До появления этого Указа целое столетие крепостные крестьяне могли после окончания основных сельскохозяйственных работ в период с 20 ноября и в течение двух недель уйти от своего барина. Они должны были объявлять о своем желании заранее и выплачивать отступную сумму. Эта сумма была весьма солидна – один рубль серебром. Середина этого отпускного срока приходилась на церковный праздник Св. Юрия. Поэтому исходный день крестьян называли Юрьев день. Не смотря на большую сумму, явление откупа приняло массовый характер, что никак не устраивало бояр. Им никак не нравилось, что количество работных крестьян стало стремительно уменьшаться.

 Вторая причина появления этого Указа, что многие вотчины буквально обезлюдили. Те крепостные крестьяне, кто был не в состоянии собрать и выплатить нужную сумму, просто-напросто отправлялись в бега. Образовался какой-то массовый исход крепостного крестьянства, значительно увеличилось количество беглых и срочно требовалось принять серьезные меры.

Третья причина. Страна была опустошена войнами, которые вел Иван Грозный, а огромная масса работоспособных крестьян двинулась в южные волости, где процветало казачество. Они селились среди казаков, обзаводились своим хозяйством, частенько меняли имена, и вернуть обратно законному хозяину их было довольно сложно. Поэтому царь Федор Иоаннович подписал в декабре 1597 года “Указ об урочных летах”.

Многие российские историки считали, что автором этого документа, который был уже готов в 1592 году, является Борис Годунов. Суть этого Указа сводилась к тому, что отныне запрещался крестьянский выход. Писцовые книги, которые образовывались в результате переписи, считались юридически оформленным актом принадлежности крестьян землевладельцу. И с этого момента в течение пяти лет беглых крестьян можно было по закону вернуть к хозяину.

Суть указа

Урочные годы стали периодом, когда хозяева крестьян имели права обратиться к власти с требованием поиска пропавших людей. Если беглые люди находились в установленный срок, то они возвращались своему владельцу. В этом и состояла суть указа, который включал в себя следующие основные пункты:

Возврату подлежали те крестьяне, которые совершили побег на протяжении текущих 5 лет. После их нахождения беглецы возвращались своему хозяину.

Если беглые крестьяне находились позже 5-летнего срока, то такие люди возврату не подлежали. Они оставались работать у нового хозяина на месте проживания.

На существующие иски по беглым крестьянам, которые были оформлены до выпуска указа, его действие не распространялось. Однако эти дела необходимо были завершить на основании решения суда.

Данные нормы распространялись только на крестьян, которые принадлежали боярам, дворянам, их детям, приказным людям, и представителям высших церковных должностей, а также монастырям.

Другие вопросы из категории

российский фельдмаршал

Он отличался тем, что действовал осторожно, собирал основательно сведения о расположении и численности противника, а нападал неожиданно и только имея численный перевес. Б) Происходил из простолюдинов, в детстве торговал в Москве пирожками

Случайно попал в Преображенское и стал денщиком царя. Природная смекалка, храбрость на поле боя, личная верность и преданность царю сделали его незаменимым для Петра. В) Прекрасно образованный, он свободно говорил по-польски, на латыни, покровительствовал иностранцам. Он слыл сторонником сближения России с Западной Европой. Судьба вознесла его на роль фактического

1)подъему революционного движения 2)укрепление авторитета династии романовых 3) укрепление позиции правительства 4) спаду революционных настроений

международных отношениях 3)ввод войск стран Оргнизации Варшавского договора в Чехославакию

Ограничение свободного выхода крестьян

В 1497 году появился Судебник Ивана III, содержавший первые ограничения передвижения крестьян. Отныне крестьянин мог поменять хозяина только за неделю до и в течение 7 дней после Юрьева дня. Это самое начало закрепощения крестьян на Руси. Далее события развивались по сценарию, означавшему конец свободе крестьянского сословия.

В 1581 году (это период правления Ивана IV) был принят указ о церковной реформе. В нем говорилось, что земли, ранее принадлежавшие монастырям, отныне являются государственными. Крестьяне стали в итоге намного реже пользоваться все еще остававшимся у них правом Юрьева дня, поскольку они старались уйти от помещиков на монастырские земли, где налоговый гнет был намного более слабым. Таким образом, Иван Грозный сделал очередной шаг к полному закабалению самого многочисленного и бесправного сословия на Руси.

Принятые позже документы установили незыблемое правило: отныне Юрьев день был окончательно отменен, крестьянам запрещалось покидать помещика. Возможность крестьянских переходов с введением в действие нового закона осталась в прошлом. Второе нововведение было таким: определялись урочные лета (так именовались годы, в течение которых прежний помещик мог подать челобитную о бегстве от него крестьянина). В течение 5 лет после побега крестьянина надлежало искать и в случае успешного поиска вернуть старому владельцу.

Если же проходило 5 лет, сбежавший считался свободным либо принадлежащим другому помещику, у которого он решил остаться. Правило урочных лет распространялось на все семейство крестьянина, включая супругу и детей. Согласно закону, если помещик успевал подать челобитную за пять лет после побега, но крестьянина пока не могли найти, пятилетний срок продлевался и действовал не с момента побега, а со времени подачи челобитной.

Продолжительность урочных лет со временем изменялась. При Михаиле Романове действовал 5-летний срок, затем был установлен 15-летний. Увеличение срока поиска беглых до 9 и до 15 лет превращало возможность крестьянского перехода в утопию.

Начало сыска крестьян и установление больших сроков для их поимки фактически означало полную потерю ими свободы, даже столь условной, как возможность поменять хозяина в Юрьев день.

Происхождение термина и исторические источники

Впервые термин «урочные лета» был введен доктором русской истории Михаилом Владимирским-Будановым, который в 1880-х годах возглавлял Киевскую комиссию по разбору древних актов. Окончательно закрепил использование термина советский историк, директор Института славяноведения Борис Греков.

Процесс усиления крепостничества один из самых сложных для изучения в российской истории, поскольку до наших дней дошло очень ограниченное количество документов по этому вопросу. В московских пожарах первой трети 17 века была уничтожена значительная часть архивов, в том числе Уставная книга Поместного приказа, в которой фиксировались дела о беглых крестьянах.

Указ от 24 ноября 1597 года об установлении урочных лет был найден в древних архивах в первой половине XVIII века Василием Татищевым – автором первого фундаментального труда по российской истории и отцом-основателем отечественного источниковедения. До сих пор этот документ является основополагающим при изучении крестьянского вопроса конца XVI века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: