Тайны названия: разгадываем смысл ‘темных аллей’ бунина и погружаемся в глубину основных тем рассказа

Литература

Рассказ «Темные аллеи»: краткое содержание

Рассказ «Темные аллеи» вошел в одноименный сборник И. А. Бунина и стал главным его произведением. Впервые он был опубликован в октябре 1938 года в нью-йоркском издании «Новая земля».

Главный герой – представительного вида мужчина, с благородным лицом и военной выправкой – остановился на постоялом двору, чтобы подкрепиться и продолжить свой путь. Хозяйкой оказалась черноволосая, темноглазая женщина со следами былой красоты на лице. Николай Алексеевич принялся расспрашивать ее о том, как она живет, как ведет хозяйство. Неожиданно женщина назвала гостя по имени, и тот вздрогнул, узнав в ней свою первую любовь, Надежду.

Когда Николай Алексеевич был юн и беспечен, он страстно влюбился в красавицу-крестьянку Надежду. Девушка полюбила юношу всем сердцем, и очень тяжело переживала разлуку: Николай бросил ее самым жестоким образом, навсегда разбив ей сердце. После этого Надежда замкнулась в себе, отвергала предложения выйти замуж от других парней, и вела одинокую жизнь. Несмотря на предательство, она продолжала любить Николая, который когда-то читал ей стихи про «темные аллеи».

С тех пор прошло тридцать лет. Взволнованный Николай Алексеевич пожаловался Надежде, что жизнь его не сложилась, как следует: любимая жена бросила его так же подло, как он когда то-то Надежду, единственный сын вырос порядочным подлецом. Перед тем, как попрощаться навек, Николай Алексеевич попросил прощения у своей бывшей возлюбленной и поцеловал ей руки. Уже сидя в тарантасе, он размышлял о том, какую сильную любовь он пропустил. Однако даже в мыслях Николай Алексеевич не мог предположить, чтобы Надежда стала его женой, матерью его детей: общественные условности, сковавшие душу и мысли героя, были сильнее его настоящих чувств…

В чем смысл названия произведения «Темные аллеи»

Тяжело понять, что творится в душе другого человека. Во Франции Иван Бунин написал проникновенную историю о человеческих душах, о потаенных уголках, «темных аллеях», скрытых от посторонних глаз. Порой даже сам человек не способен ответить, что творится в его сердце.

Автор пишет о любви проникновенно и чувственно, но представляет чувство не только со светлой стороны. Любовь может быть разрушающей, всепоглощающей, уничтожающей, порой ломает судьбы, калечит жизни людей. В названии произведения И. Бунин как бы говорит, что великое чувство приносит не только радость, но еще и страдания.

В произведении «Темные аллеи» смысл заключается в том, что любовь неподвластна времени. Автор призывает относиться к чувству со всей ответственностью, чтобы потом не сожалеть. Читатель задается вопросом, способен ли человек изменить свою судьбу. Нужно думать о последствии собственных ошибок, не относиться к жизни легкомысленно, ведь неизбежно настанет час, когда придется расплачиваться.

Генерал, отказавшись от девушки из народа, женился на красавице дворянского происхождения. Герой плывет по течению, довольствуется благами, не предпринимает попыток что-то изменить. Вначале он думал, что делает все, как нужно, ведь женитьба на бывшей крепостной крестьянке поставила бы крест на карьере. Но на закате жизни старый военный вдруг осознает, что Надежда была тем самым лучиком, который смог бы озарить его скучное, бессмысленное существование.

Проблематика книги «Темные аллеи»

Совокупность проблем произведения заключается в следующем:

  • измена – Николай предал любовь, покинул избранницу, бросив ее в сложное время; поддавшись эгоизму, персонаж, сломав девушке, любившей его всем сердцем, жизнь.
  • безысходность – бытие проявляется как трудная и мрачная «аллея», приносящая человеку лишения, проверяющая его на прочность. Ни один из персонажей в конце концов не познал счастье. Николай обманулся в своей семье, а Надежда прекратила верить в любовь.
  • неравенство социальное – старый вояка ощущал себя хозяином Надежды, именно поэтому он так бессердечно ее покинул; он не посмел бы поступить подобным образом с дамой своего круга из боязни общественного порицания; это также не способствовало его выбору в пользу Надежды, ведь крестьянка ему не подходила;
  • возмездие – надежда не забыла обид и не простила; инфантильность обидчика изумляет ее при их беседе; он о ней даже не думал, просто покинул, а она неосознанно отдавала ему свою энергию, любила, страдала и не могла избавиться от мыслей о разлуке.

Главные герои и их характеристика:

  •  Николай Алексеевич  — один из двух основных персонажей. Читатель встречает его в дороге, как раз когда герой решил сделать привал. На момент повествования мужчине под 60-т, он военный в отставке, всё ещё стройный и статный, внешне чем-то похож на царя Александра II. За внешней статью скрывается нерешительный, уставший от жизни и несчастливый человек. Встретив свою любовь молодости, поняв, что она была самым светлым моментом всей его жизни, он всё равно бежит прочь и сам себе сознаётся, что менять ничего он бы не стал.
  •  Надежда  — главная героиня, некогда возлюбленная Николая Алексеевича, на момент повествования 48-ми летняя хозяйка гостиного двора на почтовой станции. Надежду, когда она была совсем юна оставил молодой дворянин, в которого она была без памяти влюблена. Этим дворянином и был наш главный герой. Вскоре после разлуки девушка обрела свободу, но забыть предательства  любимого не смогла и осталась несчастной на всю жизнь. Надежда прямая, смелая, хозяйственная и решительная женщина. Она всего добилась сама и не стыдится прожитых лет.
  •  Клим  — второстепенный персонаж, кучер Николая Алексеевича.

Смысл книги «Темные аллеи»

Значение «Темных аллей» – никогда не прекращающаяся любовь (как по Библии). Генерал начинал блестяще: красивая супруга, карьерный рост, процветание. И все это заканчивается хромым, болезненным стариком из-за его личных потрясений и фобий. Супруга сбежала к другому, сын вырос не тем, каким хотелось бы. Наступило пресыщение процветанием, карьера осталась за плечами (теперь все точно позади). Он нуждается в участии Надежды, но она не лукавит и оглашает собственный «вердикт».

За неверность и трусоватость она не желает его прощать. Ее имя означает «возрождение», но это чувство она направила в данной ситуации на себя, оставшись стойкой женщиной (бывшей крепостной), не изменяющей собственным установкам. В отличие от вялого, пресного и заметно выцветшего генерала, Надежда наполнена жизненными силами, она просто цветет. Оказавшись в сложной ситуации, Надежда оказалась покинутой Николаем. Бунин подытоживает: единственная ценность бытия – любовь. Вот почему любящая женщина так великолепна и грандиозна, так нерушима.

Ключевая мысль произведения – предупреждение еще не выбравшимся из жизненных дебрей: счастье может быть рядом – лишь оглянись и держись за него.

Образ и характеристика главной героини (Надежды)

Сильной, цельной личностью предстает перед читателем Надежда. В молодости она была очень красивой девушкой, чем-то напоминавшей цыганку. Всей страстью своей сердца она полюбила молодого барина Николая, однако их связь была недолгой. Понимая, что никакого будущего с простой крестьянкой у него нет, Николай жестоко бросил свою возлюбленную. После предательства Надежда хотела покончить жизнь самоубийством, но нашла в себе силы жить дальше. Она отвергала многочисленных ухажеров, оставаясь верной своему чувству к Николаю. Благодаря своему уму и решительности Надежда научилась зарабатывать на жизнь самостоятельно, без мужа. Она держала постоялый двор, давала деньги в рост, и все отмечали ее справедливость и честность. Несмотря на свое низкое социальное положение, надежда оказалась гораздо более благородной и возвышенной, нежели ее возлюбленный. Женщина пронесла любовь через много лет, никого не обманула и не предала, смогла искренне простить своего обидчика. В этом и заключалась ее удивительная сила и стойкость.

История создания

Большая часть рассказов из цикла «Темные аллеи» была написана Буниным во Франции. В то время, когда он работал над произведением, уже началась вторая мировая война, охватившая всю Европу – и город, где жил писатель, в том числе. Ему приходилось терпеть лишения, голод и страх перед завтрашним днем, ведь войска нацисткой Германии были беспощадными.

На фоне депрессивных настроений Бунин стал обращаться к приятным воспоминаниям своей молодости. Он описывал те теплые образы, которые сохранились в его памяти, и это помогало ему пережить лишения войны и тоску по родине (переезд Бунина во Францию был вынужденным – он не разделял идей революции).

Название цикла «Темные аллеи» было заимствовано из стихотворения Н. Огарёва, в котором он писал о цветущем шиповнике, распустившемся рядом с аллеей темных лип. Кстати, «Шиповник» — это альтернативное название цикла рассказов, которое больше нравилось самому Ивану Бунину.

Кратко об истории создания сборника рассказов И.А.Бунина «Тёмные аллеи»

Иван Бунин жил далеко за пределами Родины, когда приступил к написанию цикла «Тёмные аллеи». Рассказы писались на протяжении восьми лет, захватив период второй мировой войны. В это время вокруг царствовала разруха, хаос, страх, нищета, холод, голод и смерть. В это время для людей главным в жизни было выжить. И помогали им в этом светлые воспоминания молодости, те времена, когда люди были счастливы.

Писатель не стал исключением. Он вспоминал самые приятные моменты молодости, радостные встречи и любовь, которая была в его жизни. Грели душу воспоминания о красоте русской природы. К этому стоит добавить, что автор уже смог переосмыслить прожитые годы и многое понять, разделив жизнь на главное и второстепенное. Всё это и послужило толчком к написанию произведения.

Они напомнили автору, что уже ничего не вернётся: ни дворянская усадьба, ни уединение под сенью лип, ни спокойная размеренная жизнь. Для автора тёмные аллеи приобрели особый смысл. Аллея — это жизнь конкретного человека, скрытая от посторонних глаз и не всегда понятная для других. Писатель решил назвать свой цикл рассказов не иначе как «Тёмные аллеи». Объединяет их тема любви, страсти и тёмных инстинктов.

Очень краткий пересказ рассказа «Тёмные аллеи»

XIX век. Устав от долгой дороги отставной военный Николай Алексеевич останавливается на почтовой станции. Его встречает небольшой частный гостиный двор и его хозяйка Надежда, красивая, хоть уже и немолодая женщина. В ней герой узнаёт девушку-крестьянку, с которой 30 лет назад у него случился пылкий роман. Бывшие возлюбленные долго разговаривают о своей жизни после разлуки.

Надежда признаётся, что не смогла забыть тех встреч, когда Николай читал ей трогательные стихи о «тёмных аллеях». Счастья так и не нашла, хотя ей дали вольную, и осталась одинокой. Простить Николаю свои страдания она не сумела. Слишком тяжело ей дался тот бессердечный разрыв.

Николай Алексеевич взволнованно выслушивает свою старую знакомую. Он говорит, что из встречи и разлука совсем не стоили стольких мук. Но, в то же время, признаётся, что так и не нашёл счастья для себя.

Он был женат, но супруга его предала, а единственный отпрыск вырос настоящим подонком. Для Николая тот роман с крестьянкой тоже был самым светлым моментом за всю долгую жизнь. Услышав такие признания, Надежда целует руку бывшего возлюбленного. Тем же отвечает и он.

Затем герои расстаются. Уезжая от постоялого двора, Николай Алексеевич вспоминает свою сказочную любовь к Надежде. Однако он остаётся уверен, что достойной женой она ему стать не могла. Любовь любовью, а крестьянка дворянину партия не подходящая.

Сюжет произведения

На почтовой станции встречаются генерал Николай Алексеевич и Надежда. Они не виделись 35 лет. Николай Алексеевич не сразу узнает в хозяйке постоялого двора бывшую возлюбленную. Женщина всю жизнь сохранила в сердце любовь к генералу. Тот пытается оправдаться, подыскивая слова, но Надежда озвучивает мудрую мысль. Все люди когда-то наслаждаются радостью молодости. Потом взрослеют, окунаются в самостоятельную жизнь с ее трудностями и проблемами. Но в сердце навсегда остаются пламенные чувства, которые продолжают греть на протяжении долгих лет. Николай Алексеевич оставил Надежду, и та не забыла предательства, но сумела сохранить любовь к человеку, который поступил с ней так некрасиво.

Краткое содержание помогает раскрыть смысл произведения «Темные аллеи». Читателям кажется, что главный герой не чувствует раскаяния, но первые чувства он все-таки не забыл. Влечение молодости всплыло в памяти, взволновало сердце, заставило задуматься о собственных ошибках.

Герои расстаются, и к генералу вдруг приходит осознание, что он любил Надежду все эти годы. Николай Алексеевич начинает размышлять, как бы сложилась его жизнь, если бы он не бросил Надежду. И.А. Бунин в произведении «Темные аллеи» рассуждает о смысле жизни с помощью главных героев. В молодости Николай Алексеевич боялся осуждения со стороны общества, поэтому он не мог жениться на простой девушке. Его супруга была из высшего круга, но счастливой семьи с ней не получилось.

Надежда так и не смогла простить любимого человека, который принес ей столько страданий. Несмотря на то, что в сердцах двух людей огонь любви не угас, они оба остаются одинокими.

Жанровые особенности «Темных аллей»

Цикл «Темные аллеи» состоит из нескольких рассказов (некоторые читатели больше склоняются к тому, что короткие произведения Бунина можно назвать новеллами, так как рассказы, как правило, короче). Отталкиваясь от центральной темой любви в «Темных аллеях», Бунин делает упор на лирические настроения: он рассуждает в основном о чувствах и о том, какое значение они имеют в жизнях людей. Для того, чтобы объяснить эти чувства и душевное состояние своих героев, Бунин использует различные художественные приемы: эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения.

Суть: о чём рассказ?

Одним осенним днём старый военный по имени Николай останавливается передохнуть в частной горнице близь почтовой станции. Он заводит разговор с хозяйкой, внезапно выясняется, что хозяйка горницы – его давняя возлюбленная Надежда, с которой у них был роман много лет назад.

Герои начинают вспоминать прошлое, однако память не приносит им ничего, кроме боли. После расставания девушка так и не обрела своего счастья. Надежда все эти годы думала только о Николае и не могла простить его за то, что он бросил её.

Главный герой, мучимый совестью и сомнениями, спешно уезжает, думая о том, как могла бы повернуться его жизнь, если бы он поступил иначе. Подробнее о сюжете Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании. Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника.

Критика

Сборник был написан и издан в годы Второй мировой войны, именно в этот период Бунин, всё это время находившийся в жёсткой оппозиции к СССР, начал понемногу менять свои взгляды, видя героическую борьбу советского народа с внешним агрессором.

Бунин так не вернулся в Россию, однако после его смерти его произведения, среди которых были и «Тёмные аллеи», стали публиковаться в СССР, где получили высокую оценку литературных критиков, а в итоге были признаны частью русского литературного наследия.

Интересные рецензии и научные работы современных исследователей. Например, Т.В. Марченко анализировала авторский стиль Бунина:

Литературовед Евгений Пономарев отметил, что творчество Бунина непрерывно: один замысел плавно вытекает из предыдущего.

Он же выделяет модернистские черты в рассказе и отмечает новаторство Бунина:

Русский писатель Иван Алексеевич Бунин работал над циклом повествований «Темные аллеи» долгие 7 лет. Он потратил это время, чтобы понять и раскрыть тайну любви мужчины и женщины, которая сокрыта во мгле. Он сравнивает это чувство с неукротимой стихией, неподдающееся управлению рассудком. Очень часто любовь завершается трагически.

Цикл рассказов носит одноименное название с первым повествованием «Темные аллеи». Свое произведение Иван Алексеевич пишет в 1938 году, проживая во Франции. Он пытается проникнуть мыслью в самые потаенные уголки человеческой души. Он сравнивает их с темными аллеями, которые полны неожиданностей и скрытых опасностей. Также в темных аллеях таятся переживания и страдания людей, которые стараются их спрятать от посторонних глаз. Но самое удивительное в том, что свои истинные мысли и надежды человек иногда пытается скрыть в темных аллеях души даже от самого себя.

Автор воспринимает чувство любви как важнейшее для каждого человека, но не стремится его идеализировать или приукрашивать. Трагичная любовь часто ломает судьбы, иногда уносит жизни людей. Своим названием автор хотел акцентировать именно темную сторону этого чувства, которые принято считать светлым.

Фатальная любовь, разоблачение и обман

Рассказ Ивана Бунина «Темные аллеи» пронизан темой фатальной любви, разоблачения и обмана. В центре сюжета находятся две главные героини — молодая, красивая Марина и старая, но умная и хитрая Марфа Ивановна.

Прелестная Марина, мечтающая о любви и счастье, не зная о том, что ее возлюбленный — жених Марфы Ивановны, со своей стороны представляет себя старушке как своего главного врача. В итоге, Марина и Виктор оказываются втянутыми в запутанную сеть лжи и обмана, которую сплела Марфа Ивановна. Разоблачение происходит к самому концу рассказа, когда Марина понимает, что Виктор не свободен и все его сочувствие к ней было искусственным.

Фатальная любовь Разоблачение и обман
Марина полностью погружена в свою любовь к Виктору Павловичу, не замечая ничего вокруг. Марфа Ивановна умело вводит Марину в заблуждение, представляя свое желание помочь в лучшем свете.
Виктор испытывает вину за свои обманы и понимает, что он разрушил жизни не только Марине, но и самому себе. Марина осознает, что Виктор не ее мечта, а коварный обманщик, который использовал ее недовинчивость.
  • Тема фатальной любви в рассказе представлена как беспросветное стремление к несбыточному иллюзорному счастью, которое в итоге приводит к гибели.
  • Разоблачение и обман также играют важную роль в рассказе, показывая, что никто не застрахован от лжи и манипуляций, и наивность и недоверие ведут только к разочарованию.

Анализ рассказа «Темные аллеи». Трагизм судеб героев рассказа «Темные аллеи» Николая Алексеевича и Надежды

Первый рассказ «Темные аллеи», написанный в 1938 г., дал название всему сборнику, в нем определена основная тематика и проблематика всего цикла. Образ «темных аллей» навеян строчками стихотворения Н. Огарева «Обыкновенная повесть» об обреченности первой влюбленности: «Вблизи шиповник алый цвел, стояла темных лип аллея». Липовая аллея была непременным атрибутом дворянской усадьбы, в ее тени гуляли, размышляли, признавались в любви.

Как многие рассказы сборника, «Темные аллеи» можно назвать мини-романом, потому что в нем повествуется о целой человеческой жизни, воспоминаниях о том, что было в судьбе героев самым значительным. Это новелла о неумирающей любви, порожденной грустным эпизодом прошлого, переломившим человеческую жизнь.

Сюжет рассказа лаконичен и незатейлив. В осеннюю непогоду к постоялому двору у большой дороги подъехал стройный немолодой генерал с красивым лицом и темными глазами. Войдя в избу, он отметил чистоту и порядок в горнице, окликнул прислугу. Вошла сохранившая «не по возрасту» красоту женщина, похожая на цыганку, темноволосая, чернобровая. Мельком взглянув на нее, приезжий стал задавать вопросы и словно очнулся, когда она назвала его по имени и отчеству. Внимательно посмотрев на хозяйку и покраснев, он спросил: «Надежда?» Изумленный, Николай Алексеевич стал расспрашивать, путаясь в воспоминаниях. Женщина, которую он не узнал, помнила не только, как зовут приезжего, но назвала его возраст и точное количество лет, прошедших после их расставания. Она помнила и думала о нем 30 лет.

А Николай Алексеевич забыл про роман с крепостной горничной. В разговоре между героями восстанавливаются детали далекой истории любви и проявляется их различное отношение к прошедшему.

Надежда сохранила верность своей любви, несмотря на предательство своего возлюбленного, так и не вышла замуж, но и простить его не смогла. Для нее любовь была испытанием и осталась главным событием в жизни. «Не было у меня ничего дороже вас на свете», — ответит она Николаю Алексеевичу.

Для Николая Алексеевича их отношения – это барская любовь, эпизод, любовная интрижка, «история пошлая, обыкновенная». Он, пораженный ответами Надежды, пытается оправдаться, суетливо рассказывая о своей судьбе, измене жены и негодяе сыне. Вся жизнь его превратилась в длинную пошлую и обыкновенную историю. К нему приходит истинное понимание случившегося много лет назад, он целует руку бывшей возлюбленной и говорит, что потерял «самое дорогое, что имел в жизни». Но уезжая, Николай Алексеевич уже стыдится своих показных откровений, в его мысли закрадываются сомнения, продиктованные здравым смыслом. Он осознает, что с Надеждой прошли лучшие минуты его жизни,но представить ее своей женой и хозяйкой в петербургском доме он не в состоянии. Он слишком зависим от социальных условностей и мелочных предрассудков. Но все же случайная встреча с Надеждой осветила его прошлое, заставила по-другому взглянуть на свою жизнь.

В первом рассказе цикла «Темные аллеи» прослеживается одна из основным тем последующих рассказов: жизнь неумолимо проходит, человек теряет свое счастье, не ценя любовь, живя иллюзиями, что может повлиять на развитие событий в своей судьбе.

Темы

  1. Любовь в творчестве Бунина представлена могучей и опасной силой, которая редко приносит человеку настоящее счастье, а чаще всего приносит ему только новые страдания и сожаления. Однако мгновения страсти — это лучшее, что случается с людьми. Ярче всего светятся в памяти именно чувства.
  2. Судьба – этот рассказ показывает нам, как, казалось бы, самый обычный краткосрочный роман может повлиять на судьбу человека. Николай не смог построить своего счастья на несчастье Надежды. Его поступок обернулся зеркальным повторением: сначала бросил он, потом бросили его.
  3. Нравственный выбор. Рассказ наполнен также и сожалением о прошлом, размышлениями о том, способен ли человек делать выбор на своём жизненном пути, и о том, способен ли он сделать этот выбор правильно. Николай гонит от себя мысль о том, что было бы, если бы он женился на Надежде, потому что боится признать свою ошибку.
  4. Ностальгия. Герои сильно пострадали от любви, однако погружение в прошлое заставляет их обнаружить счастье, которого теперь нет. Оказалось, что те первые мгновения страсти и молодости были тем самым счастьем, которого так не хватало персонажам в дальнейшем.

Кратко об истории создания рассказа

Ивана Алексеевича Бунина вдохновило стихотворение Н. Огарёва «Обыкновенная повесть», точнее ему очень понравилась метафора «тёмные аллеи». Этот образ писатель наделил особым смыслом, он назвал «Тёмными аллеями» целый цикл рассказов о красивой, судьбоносной, незабываемой любви.

Рассказ «Тёмные аллеи» был написан в 1938 году, когда писатель находился в эмиграции. Это было тяжелое время: голод, страх, гонения, нищета… Но именно в эти годы И.А. Бунин написал лучшие свои работы. Он возвращался в них в мирную жизнь, в собственную молодость, в Россию. В те непростые времена творчество помогло выжить русскому писателю, сейчас оно стало нашим наследием и гордостью.

Психологизм и лаконизм бунинской прозы. Роль деталей, пейзажа, портретов в повествовании

Бунин считал свой последний сборник «самым совершенным по мастерству». Сюжеты рассказов «Темных аллей»лаконичны, в них нет ничего лишнего, часто их развитие парадоксально. Действие рассказов может быть стремительным, финал непредсказуемым. Передавая противоречия чувств в их характеристике Буниным используется часто оксюмороны, т.е. сочетания несочетаемого: «радостно плакала», «недоумение счастья», «веселая ненависть», «нестерпимое счастье» и пр. Большую роль играют детали, кажущиеся незначительными, но придающие содержанию дополнительный смысл. Интересны детали в описании портретов. Например, упоминание о внешнем сходстве Николая Алексеевича с Александром II дает более точное представление не только о его внешности, но и статусе, вкусах и положении в обществе.

Кадр из фильма «Темные аллеи» 

Бунин – мастер психологического пейзажа. В рассказе «Темные аллеи» описание природы связано с настроением главного героя. Образы осени, грязной разбитой дороги, заката желтого солнца становятся символом жизни. По осенней распутице добирается уставший и раздраженный Николай Алексеевич до постоялого двора. После встречи с Надеждой он продолжает свой безрадостный путь, видя закат едва проглянувшего бледного солнца. Так и он, на закате жизни случайно забрел в стоящий на обочине дороги дом Надежды, где тепло, уютно и его любят. Но и дальше его жизненный путь будет одиноким и неприкаянным. Ведь его предали те, кого он любил, как и он сам когда-то предал свою любовь.

Главная идея и основная тема рассказа «Темные аллеи»

Любовь в «Темных аллеях» Бунина — трагичное, роковое, но от этого не менее важное и прекрасное чувство. Она становится вечной, ведь навсегда остается в памяти обоих героев, это было самое дорогое и светлое в их жизни, хоть и ушедшее безвозвратно

Если человек хоть раз любил так, как Надежда, он уже пережил счастье. Даже, если эта любовь кончилась трагически. Жизнь и судьба героев рассказа «Темные аллеи» были бы и вовсе пусты и серы без такого горького и больного, но все же потрясающего и яркого чувства, которое является своеобразной лакмусовой бумажкой, проверяющей человеческую личность на предмет силы духа и нравственной чистоты. Надежда эту проверку проходит, но Николай – нет. В этом и заключается идея произведения. Подробнее о теме любви в произведении Вы можете прочитать здесь: Сочинение на тему: Любовь в рассказе «Темные аллеи»

Тема любви соединяет российский и эмигрантский период. Как герои вспоминают ушедшей любви, так и автор тоскует об оставленной Родине, любит ее, но не может принять те перемены, которые в ней произошли.

Иван Бунин вошёл в историю, прежде всего, как знаменитый русский поэт начала двадцатого века, периода, получившего название «серебряного века» русской литературы. Однако его перу принадлежит и немалое число прозаических произведений, которые занимают далеко не последнее место в золотом фонде русского литературного творчества. Как прозаик, Бунин отметился своим знаменитым сборником «Тёмные аллеи» и одноимённым рассказом, в котором он рассуждал о любви, судьбе и других сложных вещах, из которых и состоит человеческая жизнь. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ по плану. Краткое содержание книги с цитатами Вы найдете здесь.

Образ и характеристика главного героя (Николай)

В самом начале произведения Николай Алексеевич предстает импозантным, видным мужчиной, прожившим насыщенную, интересную жизнь. Но вскоре становится известно, что за красивой картинкой скрывается иная правда. В молодости он жестоко предал влюбленную в него девушку только потому, что та была крестьянкой, и не могла стать женой именитого дворянина. Впоследствии Николай Алексеевич женился по большой любви на девушке из своего круга, но она изменила ему с другим. Единственный сын, в котором Николай Алексеевич души не чаял, вырос негодяем. Сама жизнь наказала героя за его жестокость, но не смогла изменить его. Николай Алексеевич, несмотря на солидный возраст, так и остался слабым, безвольным человеком, зависимым от общественного мнения и царивших в обществе условностей.

Смысл названия книги «Темные аллеи»

Сам рассказ несет в себе определенную многозначность. Прежде всего, для писателя аллеи символизируют комфортное прошлое, канувшие в Лету времена его юности. Именно грустные воспоминания о былом, об утраченных возможностях и счастье посвящена сама история.

«Темные аллеи» и название рассказа частично можно описать как заимствование из огаревского стихотворения «Обыкновенная история» (Бунин не упустил такую возможность).

Чтение русской поэзии доставляло ему боль из–за того, что оно не давало ему забыть то, чего он не мог вернуть:

  • прекрасные сады;
  • дворянские особняки;
  • комфортное бытие в уединении в тени лип;
  • неспешное течение времени.

Название также включает тематику любовного фатума, предопределенности бытия, когда вроде прожитый и преданный забвению жизненный этап способен повториться и столкнуть с человеком из прошлого в самый непредвиденный момент.

Смысл финала Темные аллеи

Долгое вступление, многозначителные диалоги рассказа сменяются кратким, практически мгновенным финалом. Генерал уезжает, Надежда взглядом и молчанием провожает его у окна. Краткая характеристика хозяйки постоялого двора, которую даёт ей в самом конце произведения кучер, лишний раз подчеркивает разность главных героев. Хозяйственная, волевая Надежда в противовес слабому духом Николаю Алексеевичу. Генералу грезится иной поворот событий, где они с Надеждой – семья, у них есть дети. Пожилой мужчина осознает, что крепостная была его единственной и верной любовью. Вся жизнь – суета и блеф. Умная и сердечная Надежда, видя своего Николая усталым, несчастливым, все-таки надеется на его шаг вперёд, на решимость все изменить, пока не поздно. Увы, генерал остаётся «верен себе»: уезжая от Надежды, он убегает от самого себя, заглушая муки совести бессмысленными оправданиями. Мрачным, по-ощущениям слякотным финалом выводится безрадостное существование главного героя – пустота жизни без настоящей любви.

И. А. Бунин – первый из русских писателей, получивших Нобелевскую премию, достигший популярности и известности на мировом уровне, имеющий поклонников и соратников, но… глубоко несчастный, ведь с 1920 года он был оторван от Родины и тосковал о ней. Все рассказы периода эмиграции проникнуты чувством тоски и ностальгии.

Заключение. Философия любви в творчестве Бунина

Близкий друг Бунина писательница Галина Кузнецова записала в своем дневнике его высказывание: «Есть несколько вещей неизменных, органических, с которыми ничего поделать нельзя: смерть, болезнь, любовь, а остальное – пустяки». С любовью связана темная сторона нашего подсознания: нам неизвестно, как любовь зарождается, почему уходит или умирает, на какие поступки она толкает человека. Любовь в изображении Бунина существует словно в другом измерении, живет по особым, не подвластным человеку законам, любовь – яркое выражение духовности человека.

«Всякая любовь – великое счастье…», — писал И. Бунин. Она многолика:для кого-то короткая вспышка или целая жизнь, трагедия, катастрофа, война, в которой не бывает победителей. Любовь – это дар. Любовь может стать легендой. Чувство любви может принимать форму простодушной преданности, грубоватой чувственности, страсти, поражающей словно «солнечным ударом», может быть разрушающим или уничтожающим. Но чувства героев Бунина всегда искренни.

Бунин впервые в литературе написал не только о духовной составляющей любви, он без пошлости и ханжества показал, что это чувство имеет земную природу, оно реальное, ощутимое. В лирической прозе Бунина есть эротические описания отношений между мужчиной и женщиной, но Бунин мастерски избегает физиологических подробностей, удерживаясь на грани, за которой существует опасность впасть в биологизм. Несмотря на откровенные сцены, Бунин утверждает, там, где истинная любовь, не может быть грязи.Многими современниками это новшество было не понято, Бунина обвиняли в вульгарности. Но в наше время подобные предположения уже кажутся нелепыми, а проза Бунина представляется чистой и целомудренной.

Словарь

1. Труппа – творческий коллектив театра.

2. Аполитичность – безразличное отношение к политическим движениям.

3. Гестапо – политическая полиция в фашистской Германии.

4. Неизменный – никогда не меняющийся.

5. Органический – являющийся внутренней сущностью чего-либо, лежащий в основе природы явления, организма или личности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: