Семейная политика
С года администрация президента Лукашенко приняла множество мер по стимулированию рождаемости и количества детей на одну женщину, что сделало Беларусь одной из самых щедрых стран мира с политикой рождаемости .
Что касается 2013 года, фиксированные выплаты наталистов включали:
- Отпуск по беременности и родам, продолжительность которого может длиться со дня рождения ребенка до трехлетнего возраста.
- Единовременный взнос при рождении ребенка в размере от 10 621 095 до 14 873 199 бел. Руб. ( Т.е. от 1159 до 1623 долларов ).
- В семейных пособиях , тем временем, варьируются от суммы зависимой от 35 до 40% от средней заработной платы, от 1,814,475 до 2,071,067 рублей (либо 198-226 $ ).
- Белорусское государство финансирует бесплатное лечение ЭКО для бесплодных пар . Эта мера объясняется последствиями аварии на Чернобыльской АЭС , из-за которой около 15-17% пар детородного возраста страдают многочисленными проблемами фертильности. Точно так же государство поощряет и вознаграждает женщин, практикующих суррогатное материнство , чтобы полностью контролировать эту практику и избегать злоупотреблений, которые они порождают в частном секторе.
- Чтобы лучше стимулировать стимулирование рождаемости, Александр Лукашенко в своем выступлении8 октября 2013 г., подтверждает свое намерение улучшить бонус при рождении, чтобы поднять его до 91 652 074 бел. руб. (или 10 000 долларов США).
Религиозные группы
Католическая церковь Святого Сердца Иисуса в Илье.
христианство
Восточное православие
Кафедральный собор Сошествия Святого Духа в Минске .
Хотя Русская православная церковь была разрушена во время Второй мировой войны и продолжала приходить в упадок до начала 1980-х годов из-за политики правительства, она претерпела небольшое возрождение с началом перестройки и празднованием в 1988 году 1000-летия христианства в России. В 1990 году Беларусь была объявлена экзархатом Русской православной церкви, в результате чего была создана Белорусская православная церковь. В начале 1990-х 60% населения считали себя православными. В церкви была одна семинария, три женских монастыря и один монастырь.
католическая церковь
Интерьер католической церкви Святого Каймира в Логойске .
Советская политика по отношению к католической церкви находилась под сильным влиянием признания католиками внешнего авторитета, папы, в качестве главы церкви, а также тесных исторических связей церкви в Беларуси с Польшей. В 1989 году пять официальных католических епархий, существовавших со времен Второй мировой войны и не имевших епископа, были реорганизованы в пять епархий (охватывающих 455 приходов) и Минскую и Могилевскую архиепархии. В начале 1990-х годов число католиков в Беларуси колебалось от 8 до 20 процентов; по одной оценке, 25 процентов католиков были этническими поляками. При церкви была одна семинария в Беларуси .
Греческий католицизм
На начало 2005 года Белорусская Греко-Католическая Церковь насчитывала 20 приходов, 13 из которых получили государственное признание. По состоянию на 2003 год существовало по два белорусских греко-католических прихода в каждом из следующих городов — Минске, Полоцке и Витебске; и только по одному в Бресте, Гродно, Могилеве, Молодечно и Лиде. Постоянно прикрепленные к ним верующие составили около 3 000 человек, а еще около 4 000 человек жили за пределами пастырского ареала приходов. Сегодня здесь 16 священников и 9 семинаристов. В Полоцке есть небольшой студитский монастырь. Приходы организованы в два благочиния, каждое из которых возглавляет протоиерей. Настоятель Полоцкого монастыря исполняет обязанности благочинного восточного благочиния. В Белорусской Греко-Католической Церкви нет епарха (епископа). Архимандрит Сергий Гайек, МП, является апостольским визитатором Греко-Католической Церкви в Беларуси. Поклонение ведется на белорусском языке.
Протестантизм
Церковь Благодати (Царква Благадаць Carkva Blahadać ), протестантская церковь в Минске.
Перед Второй мировой войной количество протестантов в Беларуси было довольно низким по сравнению с другими христианами, но с тех пор они стали расти. В 1917 г. насчитывалось 32 протестантских общины. В 1990 году в стране насчитывалось более 350 протестантских общин.
Иудаизм
Первые еврейские общины появились в Беларуси в конце 14 века и продолжали расти до геноцида Второй мировой войны. В основном это городские жители, почти 1,3 миллиона евреев страны в 1914 году составляли от 50 до 60 процентов населения городов. Советская перепись 1989 года насчитала около 142 000 евреев, или 1,1 процента населения, многие из которых с тех пор эмигрировали. Хотя границы Беларуси изменились с 1914 по 1922 год, значительная часть уменьшения была результатом войны. В конце 1992 года в Беларуси действовало около семидесяти еврейских организаций, половина из которых была общенациональной.
ислам
Мечеть в Ивье .
Мусульмане в Беларуси представлены небольшими общинами этнических татар . Все они последователи суннитского ислама . Некоторые из этих татар являются потомками переселенцев и военнопленных, поселившихся в Беларуси из Поволжья после XI века. В 1997 г. насчитывалось 23 мусульманских общины, в том числе 19 в западных регионах Беларуси.
Язычество в Беларуси представлено в основном родноверием , славянским неоязычеством . Владимир Сацевич — лидер Родновера.
Религиозные праздники
Кроме Католического (25 декабря) и православного (7 января) рождества, также в Республике Беларусь есть особый религиозный день ─ девятый день после православного Рождества. В этот день белорусы посещают кладбища, чтобы почтить память родственников и близких друзей.
У Беларуси богатая религиозная история, а религиозный туризм очень развит. В республике достаточно много святых мест, где можно очистить душу и приобщиться к святым источникам. Здесь также насчитывается около 200 священных источников. Вода в таких источниках чистая, прозрачная, вкусная, имеет высокое содержание полезных солей и минералов.
христианство это главный религия в Беларусь, с Восточное православие являясь самой крупной купюрой. Наследие государственный атеизм из Советское время проявляется в том, что значительная часть белорусов не религиозны. Более того, другие нетрадиционные и новые религии возникли в стране после окончания Советский союз. По последним оценкам Министерства внутренних дел на 2011 год, 48,3% белорусов являются Православные христиане, 41,1% являются нерелигиозный (атеисты и агностики), 7,1% составляют Католики-христиане (либо Римский католик и Белорусский греко-католический), а 3,5% исповедуют другие религии.
Почему Беларусь христианская?
Конфессиональная картина Беларуси в историческом разрезе была очень подвижна и драматична. Христианство пришло из Киевской Руси, а туда — из Константинополя. В момент крещения Руси формально оно была едино, но фактически — уже было разделено на восточную и западную ветви. Мы получили восточный “образец”, константинопольский. В течение 700 лет мы подчинялись Константинополю. В 1054 г. произошло официальное разделение на Католическую и Православную церкви, и мы оказались в православном поле.
В 1686 г. по соглашению между Московским и Константинопольским патриархатом Киевская митрополия передана Москве. Именно поэтому Белорусская православная церковь до сих пор — часть Русской православной церкви. Если бы история сложилась иначе — наша религиозная жизнь чуть была бы другая.
Ягайло
В 1387 г. Ягайло создал Виленское бискупство и началась активная католицизация населения возле Вильно. В первую очередь, она была направлена на балтских язычников, которых в то время было много в том регионе. Ассимиляция славянами местного балтского населения тогда не закончилась.
География распространения конфессий, конечно, менялась, но есть вещи незыблемые: запад Беларуси (Гродненская область и северо-запад Витебской области) — католический. Католичество было выдавлено в конце 19-начале 20 века из других регионов, например, Минщины. Так, север Минской губернии в первой половине 19 века был католическим. Но постепенно там стало преобладать православие. Что касается конфессий, они довольно равномерно распределены, за исключением того, что число протестантов немного больше в Брестской области.
Николай Радзивилл Черный
В 16 веке на территорию Беларуси стали проникать две ветви протестантизма: лютеранство и кальвинизм. Лютеранство было географически ближе, его несли в Беларусь и распространяли ремесленники. Но Николай Радзивилл Черный исповедовал кальвинизм и был одним из фундаторов кальвинизма в Беларуси.
Мартин Лютер и Жан Кальвин
В какой-то момент кальвинизм стал одним из самых массовых на территории Беларуси благодаря этому личному вкладу. Кроме того, с 1560 г. распространяется арианство или антитринитаризм — течение, отрицавшее Божественное природу Христа. Это один из краеугольных камней — догмат всех христианских ветвей. Ариане существовали в Беларуси до 1658 г., до тех пор, пока Ян Казимир их изгнал.
Протестанты — в основном горожане, мелкая и средняя шляхта, а также крестьяне на тех землях, которые принадлежат магнатам-протестантам. Однако дальше начинается Контрреформация, влияние протестантов под государственным давлением ограничивается. А дальше, когда земли вошли в состав Российской империи, заработал фактор российской власти, которая всегда недружелюбно относилась к другим религиозным течениям. Русские императоры всегда женились на девушках северо-германских или лютеранских семей. А лютеранство и кальвинизм все больше теряли массовость и влияние на среду, им позволяли существовать, но ограничивали в развитии. Например, если протестант и православная заключали брак, то дети должны были воспитываться в православии. Нарушение правила каралось тюремным заключением.
Религии Республики Беларусь
Православие
Православие является самой распространенной религией в Беларуси. К примеру, в 2001 году доля верующих, относящихся к Русской православной церкви составляла 37% от общей численности населения Беларуси. В стране более тысячи православных храмов и монастырей и их количество растет каждый год.
Многие памятники и архитектурные достопримечательности нашей страны отражают традиции православия.
Католицизм
Католицизм – вторая по популярности религиозная конфессия в нашей республике. Согласно данным католической церкви, к ней относятся около 15% населения страны. А также число униатов составляет до 10 тысяч человек.
Протестантизм
Протестантизм на территорию нашей страны пришел в 16 веке в форме учения Лютера. К примеру, в Прусском герцогстве она была утверждена как официальная религия.
Сегодня в Беларуси насчитывают более 500 тысяч человек, которые принадлежат к протестантской конфессии.
Иудаизм
По информации еврейских общин, к евреям себя относят от 30 до 40 тысяч граждан Беларуси, но подавляющее число евреев в Беларуси не являются верующими. По данным переписи населения, число евреев в Беларуси сокращается: если в 1979 году их было около 135 тысяч, то уже в 2009 их число сократилось в 10 раз и насчитывалось до 13 тысяч человек.
Ислам
По данным переписи населения в 2009 году число мусульман составляло около 22 тысяч человек, а в 2014 году их количество оценивается в 19 тысяч, то есть около 0,2% населения.
Старообрядчество
В 1791 году старообрядцы составляли 4% всего Великого Княжества Литовского. После церковного раскола в 17 веке часть староверов переселилась в ту часть Великого Княжества Литовского, которое в настоящее время образует Республику Беларусь.
Незарегистрированные религиозные конфессии
К незарегистрированным религиозным конфессиям в у нас относятся Буддизм, Родноверие и Белорусская автокефальная православная церковь.
В Беларуси действует несколько незарегистрированных буддистских общин различных направлений, среди которых Ошо, Тхеравада, Карма-кагью и другие.
На территории Беларуси язычество оказало определенное влияние на христианскую обрядность, что проявилось в сохранении некоторых языческих праздников: Дзяды, Радуница, Коляда, Иван Купала, проводы Зимы и тд. С конца 80-х годов 20 века наблюдался рост числа людей, которые идентифицировали себя как язычники, а наибольшее развитие у них получило Родноверие. Но сегодня это движение никак не организовано и имеет стихийных характер.
Также сегодня существует несколько религиозных организаций, которые позиционируют себя в качестве Белорусской автокефальной православной церкви, однако они действуют за пределами страны.
Символика Белоруссии: герб, флаг и гимн
У республики есть три государственных символа: герб, флаг и гимн. Герб Белоруссии был утвержден в 1995 году. На нем можно увидеть зеленый контур республики, наложенный на золотистые лучи солнца, которое восходит над земным шаром (на глобусе изображены северные районы Евразии). Герб увенчан красной пятиконечной звездой и обрамлен венком из пшеничных колосьев с цветками льна (справа) и цветками клевера (слева). Венок перевит красно-зеленой лентой, в центральной часто которой золотом начертана фраза: «Рэспубліка Беларусь».
Флаг Белоруссии представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 1:2. Оно состоит из двух горизонтальных полос: красной (вверху) и зеленой (внизу). Причем две трети ширины полотнища занимает полоса красного цвета. У древка вертикально расположен красно-белый орнамент, в основе которого лежит народный узор «Восходящее солнце» образца 1917 года.
Среди современных символов всех постсоветских республик флаг Белоруссии наиболее близок к советскому варианту
Важно отметить, что с 1991 по 1995 года у страны был другой флаг – бело-красно-белый. Это знамя служило символом также и для так называемой БНР (Белорусской Народной Республики), просуществовавшей с марта 1918 года по февраль 1919-го. Гимном республики является композиция «Мы, белорусы»
Музыку к ней написал в 1955 году известный композитор Нестор Соколовский
Гимном республики является композиция «Мы, белорусы». Музыку к ней написал в 1955 году известный композитор Нестор Соколовский.
Рождаемость
В среднем здесь появляется на свет 303 ребенка в день. До 2007 года большинство женщин предпочитали рожать в возрасте 20-24 года. Остальные также рожали в 25-29 лет. У женщин после 30 лет, детей появлялось очень мало. Однако с развитием экономики, медицины и из-за влияния общих европейских тенденций, эти показатели после 2007 года стремительно стали меняться.
В настоящее время основная масса представительниц прекрасного пола предпочитает рожать в возрасте 30-34 года. Но также много женщин, которые обзаводятся детьми в возрасте 25-29 лет. Причем последняя группа, наиболее многочисленна в сельской местности.
В целом в городах, детей в семье появляется в два раза меньше, чем в селах. Это обусловлено несколькими факторами:
- Уровнем образования.
- Социальной активностью женщин.
- Развитием медицины.
- Осознанным планированием семьи.
В Белстате рассказали о национальном составе населения Беларуси
— По поводу тех лиц, которых мы не застали дома. По нашему требованию переписчики по таким людям и таким помещениям делали отметки. Это были вопросы попадания, то есть невозможности попасть в жилое помещение: отсутствие звонков, нереагирование на стук в дверь и так далее, — говорит Инна Медведева. — Кроме того, наши переписчики несколько раз посещали те помещения и оставляли уведомления. По международным стандартам данные об отказниках и тех, кого мы не застали дома, берутся из административных источников.
По данным Белстата, это технически невозможно, так как все дубли чистились, а информация, которая вызывала подозрение в реальности, проверялась вручную.
— У нас было четыре Аллы Борисовны Пугачевых, естественно, мы вычищали эти данные. Кто-то плохо и неправильно называл себя, мы это просто удаляли. Даже по звучанию фамилии, имени и отчества мы понимали, что такого быть не может, — отметила Инна Медведева. — Также у нас было около 100 человек с возрастом 121 год. Мы этому не верим. Естественно, мы поднимали по регистру населения каждого человека, который таким образом переписался. После того, как мы перепроверили, оказалось, что люди допускали ошибки в дате рождения. Выяснилось, что ни одного долгожителя с таким возрастом в стране нет. Вообще, начиная со 100 лет мы перепроверили каждого человека вручную.
— Переписчиками у нас работали молодые люди. Это студенты. В большей своей массе — замечательные дети, которые выкладывались, — объясняет Инна Медведева. — Но были случаи, когда они отработали плохо. Такие обращения у нас были. Но были нюансы такого рода, что либо не открывали дверь вообще. Им звонили, но люди не открывали двери. А потом люди жаловались нам, звонили в Белстат. У нас масса таких обращений была, мол, ко мне не пришли. Есть человеческий фактор, который никто не отменяет. Мы за это наказывали студентов, писали письма в вузы за некачественную работу и невыход на работу переписчиком. Мы приносили извинения людям, сами приходили и переписывали.
По данным Белстата, 200 тыс. человек отказались переписываться, также были люди, к которым не попали. Как проверили, живут эти люди в стране или нет?
— Наш переписчик приходил к человеку в квартиру, и человек говорил: «Нет». По религиозным, по социально-бытовым причинам. То есть этот человек был на месте. Как его еще проверять? — говорит Инна Медведева.
— Если вы не могли попасть, как вы докажете, что эти люди там живут? Опять же, вы приходите, там по документам прописана семья из четырех человек, человек отказался. Но вы же не знаете, что это он. Там могут быть квартиранты, а хозяева не живут в стране. Как доказать, что люди там живут? — задали вопрос журналисты.
- Ивацевичи
- Береза
- Ганцевичи
- Пинск
- Дрогичин
Уровень рождаемости
Год | Плодородие | Год | Плодородие | Год | Плодородие | Год | Плодородие | Год | Плодородие | Год | Плодородие |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1960 г. | 2,80 | 1970 г. | 2.30 | 1980 г. | 2,04 | 1990 г. | 1,90 | 2000 г. | 1,31 | 2010 г. | 1,49 |
1961 г. | 2,61 | 1971 г. | 2.34 | девятнадцать восемьдесят один | 2,08 | 1991 г. | 1,79 | 2001 г. | 1,27 | 2011 г. | 1,52 |
1962 г. | 2,57 | 1972 г. | 2,36 | 1982 г. | 2,02 | 1992 г. | 1,75 | 2002 г. | 1,20 | 2012 г. | 1,62 |
1963 г. | 2,46 | 1973 | 2,29 | 1983 г. | 2,09 | 1993 г. | 1.60 | 2003 г. | 1,22 | 2013 | 1,67 |
1964 г. | 2,36 | 1974 г. | 2,24 | 1984 | 2,14 | 1994 г. | 1,51 | 2004 г. | 1,22 | 2014 г. | 1,69 |
1965 г. | 2,27 | 1975 г. | 2,20 | 1985 г. | 2,09 | 1995 г. | 1,38 | 2005 г. | 1,21 | 2015 г. | 1,71 |
1966 г. | 2,28 | 1976 г. | 2,16 | 1986 г. | 2.11 | 1996 г. | 1,31 | 2006 г. | 1,29 | 2016 г. | 1,73 |
1967 | 2,26 | 1977 г. | 2.11 | 1987 г. | 2,04 | 1997 г. | 1,23 | 2007 г. | 1,37 | 2017 г. | 1,54 |
1968 г. | 2,23 | 1978 г. | 2,08 | 1988 г. | 2,04 | 1998 г. | 1,26 | 2008 г. | 1,42 | 2018 г. | 1,46 |
1969 г. | 2,18 | 1979 г. | 2,05 | 1989 г. | 2,02 | 1999 г. | 1,29 | 2009 г. | 1,51 | 2019 г. | 1,40 |
Культурный многобразие национальностей на территории Беларуси
Беларусь – это страна со множеством этнических групп, каждая из которых имеет свойственные для себя традиции, обычаи, языки и культуру. На территории нашей страны проживают более 140 национальностей, что создает уникальное культурное многообразие.
Основными этническими группами в Беларуси являются белорусы, русские, украинцы, поляки, татары, евреи и литовцы. Каждая из национальностей вносит свой вклад в формирование культуры и жизнь страны в целом. Так, например, белорусские традиции и обычаи проявляются в народных песнях, танцах, ремеслах, кухне и многих других аспектах культуры.
Благодаря разнообразию национальностей, Беларусь представляет собой уникальную палитру культурных оттенков. В каждом регионе страны можно найти уникальные местные традиции и обычаи. Таким образом, культурное многообразие нашей страны является не только объектом гордости, но и является основой для развития туризма и межкультурного обмена.
- Белорусы – самая многочисленная национальность в Беларуси, они составляют около 83% населения. Белорусы отличаются своей гостеприимностью, любят родной край, хорошо знают и уважают национальные традиции.
- Поляки – вторая по численности национальность в Беларуси, их доля составляет около 7%. Поляки имеют значительное культурное влияние на Беларусь, так как их население проживает в основном в западной части страны. Культура поляков нашла отражение в архитектуре городов, народных обычаях, ремеслах и кухне.
- Русские – третья по численности национальность в Беларуси, количество русских составляет около 8%. Русские оставили свой след в культуре Беларуси, в том числе, благодаря творчеству знаменитых писателей, поэтов, художников и ученых.
- Украинцы – национальность, составляющая около 1,5% населения Беларуси. Украинцы имеют свои традиции и обычаи, оставляющие заметный след в культуре Беларуси.
В целом, культурное многообразие национальностей на территории Беларуси – это богатое наследие и невероятное достояние нашей страны, которое позволяет нам сохранять свою индивидуальность и уникальность, а также обогащаться культурным опытом других национальностей.
Традиции и обычаи жителей Беларуси
Обряды и традиции, которые прекрасно сохранились на белорусской земле, характеризуют народ, который здесь живет. Бережное и почтительное отношение к своим предкам, к своим истокам заставляет современных белорусов придерживаться тех или иных правил. Белорусская культура занимает свое – особое – место среди других восточноевропейских культур. Здесь, несмотря на века христианского господства, сохранились древние языческие ритуалы. Масленица, Купалье, Коляды, Дожинки – в каждом из этих праздников, как и в тысяче других, прослеживаются элементы древних языческих верований. Эти верования очень органично вплелись в христианскую веру, и в результате получилась неповторимая и колоритная белорусская культура.
Гордостью страны является и прекрасно сохранившийся фольклор – песни, танцы, игры, сказки, легенды, загадки, пословицы и поговорки предков дошли до современности, практически не изменившись. То же можно сказать и о народных промыслах: гончарство, плетение из лозы и соломки, ткачество, вышивка, роспись по стеклу и другие виды деятельности зиждутся на тех художественных законах, что и сотни лет назад. Конечно, сейчас эти занятия приобретают выставочный, сувенирный характер, но это только помогает сохранить замечательные образцы белорусского народного искусства.
Жители Беларуси – открытые и гостеприимные. Местное гостеприимство – одна из лучших традиций этой страны. Кроме того люди здесь заботятся о своей репутации. Общение можно охарактеризовать такими словами, как взаимная вежливость и уважение к старшим.
Христианство
Православие
Крупнейшей христианской конфессией в Белоруссии является православие, представленное Белорусским экзархатом Московского патриархата, основанным в 1989. Экзархат включает в себя более 8 миллионов верующих и состоит из 11 епархий:
История
Белорусские земли были крещены в основном одновременно с другими землями Киевской Руси.
В 1596 была провозглашена Брестская уния, положившая начало существованию грекокатолической церкви в Белоруссии, сохранившей богослужебный обряд, но принявшей католическую догматику. В 1791 году православные составляли примерно 6,5 % населения (до 250 тысяч человек) Великого княжества Литовского в составе Речи Посполитой . В 1839 униатские приходы были переданы в ведение православной церкви.
Старообрядчество
После церковного раскола в середине XVII века часть староверов переселилась в Великое княжество Литовское в ту его часть, что в настоящее время образует Республику Беларусь. Одним из центров старообрядчества была Ветка. В 1791 году старообрядцы составляли 4 % населенияв сего Великого княжества Литовского (то есть с включением также и тех территорий, что ныне входят в состав современной Литвы, Латвии и России).
Католицизм
Католическая церковь — вторая по величине религиозная община в Белоруссии. Католиками (по данным самой католической церкви) являются около 1,4 млн чел. , католицизм более распространён на западе страны (прежде всего, в Гродненской области). В настоящее время Белоруссия разделена на 4 епархии:
Архиепископ-митрополит Минско-Могилёвского архидиоцеза — Тадеуш Кондрусевич.
История
Хотя существуют некоторые аргументы в пользу возможного распространения христианства по латинскому обряду ещё в X веке , начало активного распространения католицизма в Белоруссии связывается с концом XIV века. В это время великий князь литовский Ягайло в обмен на получение польской короны начал перевод в католицизм прежде языческой знати Жмуди и Аукштайтии (современная Литва) при одновременном создании привилегий для католиков. Со временем большая часть знати (шляхты) приняла католицизм, в то время как большинство простого населения на территории современной Белоруссии осталось православным.
После заключения Брестской унии в 1596 году, расширения привилегий для католиков и появления в Речи Посполитой иезуитов численность перешедших в католицизм увеличилась. Значительную роль в переводе высших сословий (некоторые из них к этому времени стали исповедовать кальвинизм и антитринитаризм) в католицизм сыграли организованные иезуитами школы, дававшие качественное образование. В переводе крестьянства в католицизм (преимущественно в Западной Белоруссии) большую роль сыграло закрытие православных и открытие католических храмов. В 1791 году католики составляли 38 % населения Великого княжества Литовского (однако сюда же включены этнически литовские территории, где доминировал именно католицизм) .
Долгое время белорусов-католиков причисляли к полякам из-за недостаточно развитого чувства национальной идентичности.
Грекокатолики
В 1791 году грекокатолики составляли 39 % населения Великого княжества Литовского . По другим данным, грекокатолики в XVIII веке составляли абсолютное большинство (до 70 %) населения на территории современной Белоруссии .
В середине XIX века грекокатолики были насильственно присоединены к православию (см. Полоцкий собор 1839 года). Православное население вновь стало доминировать.
История
Протестанты (прежде всего кальвинисты) появились в Белоруссии в середине XVI века и на некоторое время получили значительстное распространение среди представителей богатейшей знати — магнатов (например, Николай Радзивилл Рыжий, Николай Радзивилл Чёрный приняли кальвинизм, некоторое время кальвинистом был Лев Сапега). Спад протестантского движения в Белоруссии связывают прежде всего с активной деятельностью иезуитов.
Укрепления БССР
Между тем в 1920-е годы под давлением и просьбами руководства БССР и местного населения проходило возвращение исконно белорусских земель в родную гавань.
Так, 3 марта 1924 года ЦИК СССР постановил возвратить БССР 16 уездов Витебской, Гомельской и Смоленской губерний. В Беларусь вернулись Витебский, Полоцкий, Сенненский, Суражский, Городокский, Дриссенский, Лепельский и Оршанский уезды Витебской губернии, Климовичский, Рогачевский, Быховский, Могилевский, Чериковский и Чаусский уезды Гомельской губернии, а также 18 волостей Горецкого и Мстиславльского уездов Смоленской губернии. В результате территория БССР увеличилась более чем вдвое и составила 110 500 кв. км, а численность населения увеличилась почти втрое — до 4,2 млн человек.
28 декабря 1926 года Белорусской Республике вернули Гомельский и Речицкий уезды Гомельской губернии. В результате этого территория БССР составила 125 854 кв. км, на которых проживали почти 5 млн человек. Правда, в 1929 году по просьбе жителей в состав РСФСР включили 16 хозяйств деревни Васильевка 2-я Хотимского района Мозырского округа.
Языковые особенности населения
В Белоруссии в большей степени, чем в каком-либо другом государстве постсоветского пространства, выражена языковая ассимиляция и двуязычие населения. Практически все население Белоруссии свободно понимает два языка: белорусский и русский.
Языковая ассимиляция выражается в том, что группы населения одной национальности, находясь в тесном социально-экономическом и культурно-бытовом контакте с другой национальностью, овладевают ее языком и через переходную стадию двуязычия начинают считать этот новый язык родным. Для белорусов, а также для всех национальных меньшинств, проживающих на территории Белоруссии, характерен переход на русский язык. Следует отметить, что обычно этот процесс протекает довольно медленно, для него необходим продолжительный период времени. Но на территории Белоруссии были и есть факторы, которые значительно ускоряют этот процесс: близость русского и белорусского языков, общее экономическое, социальное и политическое пространство в бывшем Советском Союзе, тесные трудовые, деловые, научные контакты и т.д.
Все послевоенное время в республике росла доля тех, кто своим родным языком называл русский. Если в 1959 году только 6,8% белорусов назвали родным языком русский, в 1970 году — 9,8, в 1979 году — 16, то перепись населения 1989 года показала, что этот показатель вырос до 19,7%, то есть каждый пятый белорус считал своим родным языком русский. Сейчас эта тенденция продолжает увеличиваться.