Сжатое изложение на тему что объединяет людей

Огэ русский. часть 1. тренировочный вариант

ПИСЬМО ДЕВЯТОЕ КОГДА СЛЕДУЕТ ОБИЖАТЬЯ?

Обижаться следует только
тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность,
то зачем же обижаться?

Не сердясь, выяснить недоразумение
– и всё.

Ну, а если хотят обидеть?
Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться
до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до неё следует наклониться,
чтобы её поднять.

Если решили всё же обидеться,
то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и
проч. Допустим, вас оскорбили за то, в чём вы только отчасти виноваты. Вычитайте
из вашего чувства обиды то, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели
из побуждений благородных, — произведите деление вашего чувства на побуждения
благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т.д. Произведя в уме некую
нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством,
которое будет тем благороднее, чем меньшее значение вы придаёте обиде. До
известных пределов, конечно.

В общем-то, излишняя обидчивость
– признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.

Есть хорошее английское
правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают.
На простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку
по возрасту, по каким-либо психологическим недостаткам) обижаться не надо.
Напротив, проявите к такому «забывчивому» человеку особую внимательность –
это будет красиво и благородно.

Это если «обижают» вас,
а как быть, когда вы сами можете обидеть другого? В отношении обидчивых людей
надо быть особенно внимательными. Обидчивость ведь очень мучительная черта
характера.

Цитируется по:
Д.С.Лихачев. Письма о добром. СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр
БЛИЦ», 1999.

ПИСЬМО СЕДЬМОЕ ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ

Этажи заботы. Забота скрепляет
отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан,
жителей одного города, одной страны.

Проследите жизнь человека.

Человек рождается, и первая
забота о нём – матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную
связь с ребёнком забота о нём отца (до рождения ребёнка забота о нём уже была,
но была до известной степени «абстрактной» — к появлению ребёнка родители
готовились, мечтали о нём).

Чувство заботы о другом
появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка ещё не говорит, но уже
пытается заботиться о кукле, нянчит её. Мальчики, совсем маленькие, любят
собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь
собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают
на зиму.

Постепенно дети становятся
объектами всё более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую
и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская,
о своём селе, городе и стране…

Забота ширится и становится
всё более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях,
когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках,
а потом уже и о памяти скончавшихся родителей, как бы сливается об исторической
памяти семьи и родины в целом.

Если забота направлена
только на себя, то вырастает эгоист.

Забота – объединяет людей,
крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство
– это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен
быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек
недобрый и не любящий никого.

Нравственности в высшей
степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего
единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными,
растениями, природой и т.д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему)
заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу,
отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего
единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, Вселенной. Именно поэтому
забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

Удивительно правильная
мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести
тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать
добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить
себя – просто. Накормить ребёнка, провести через улицу старика, уступить место
в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т.д. и т.п.
– всё это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему
нужно начинать с себя.

Добро не может быть глупо.
Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды
и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда,
когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым,
то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он
вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: