Положение Византийской империи[править | править код]
В начале X века в Византии правил император Лев VI Философ, вступивший в конфликт с церковными иерархами из-за 4-го брака. Основным врагом Византии в этот период времени были Аббасиды, наступавшие в Малой Азии на византийские владения и совершавшие морские набеги с юга. Самым известным набегом стал захват пиратом Рашидом аль-Вардами в июле 904 года греческого города Фессалоники. Византийский флот под командованием друнгария Имерия не смог помешать арабской флотилии, состоявшей из 54 кораблей.
Воспользовавшись слабостью империи, в том же 904 году болгарский царь Симеон I отнял часть земель у Византии, которая откупилась ежегодной данью, исправно выплачивая её до 913 года. В Европе в начале X века появилась новая сила, венгры, которые осели в Паннонии, разгромив славянское государство Великую Моравию. В скором времени европейские хроники заполнятся сообщениями о набегах венгров на соседние страны, но в начале 900-х годов они представляли угрозу прежде всего Болгарскому царству, и византийская дипломатия пыталась натравить их на Симеона I.
Хотя после набега на Константинополь в 860 году византийские источники не отмечают каких-либо конфликтов с русами, есть косвенные свидетельства о том, что набеги продолжались и позже. Так в своём военном наставлении (написано около 905 года) в главе о морских сражениях император Лев VI заметил, что враждебный народ, «так называемые северные скифы» (именование русов в византийской традиции), используют небольшие быстрые корабли, поскольку они не могут иначе выйти из рек в Чёрное море.
Из событий, близких по времени к 907 году, византийские хроники отмечают победу своего флота над сарацинским в октябре 906 года. В 907 и следующих годах больших сражений или войн около Константинополя не отмечено. Следующее сражение произошло в октябре 911 года возле Крита, в котором византийский флот потерпел поражение от сарацин. За византийцев сражались 700 русов. Летом 913 года болгарский царь Симеон I совершил победоносный поход под стены Константинополя, завершившийся выгодным для болгар мирным договором.
Проблема возникновения государственности
Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами — братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году. Основателями норманской теории считаются работавшие в Российской академии наук немецкие учёные-историки Байер, Миллер, Шлёцер. Точки зрения о внешнем происхождении русской монархии придерживался в общем следовавший за версиями «Повести временных лет» Николай Карамзин.
Антинорманская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации — в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.
В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманизма» и «антинорманизма» во многом политизировано. Предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались всерьёз ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным, а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии — достаточно распространённый в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, конкретнее, института монархии. Вопросы о том, был ли Рюрик реальным историческим лицом, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) Русь, продолжают оставаться дискуссионными в современной российской исторической науке. Западные историки в целом следуют концепции норманизма.
Развитие торговых и политических связей
В 962 году на территории Древней Руси развитие торговых и политических связей стало одним из ключевых аспектов социально-экономической жизни. В этот период Киевская Русь активно укрепляла свои торговые отношения с Византией, христианизируясь и принимая православные религиозные обычаи.
Торговые пути расширялись и становились более сложными. Древнерусские купцы активно путешествовали по протяженной Евразии, устанавливая контакты с народами и культурами других регионов. Благодаря торговле Русь получала не только экономические выгоды, но и политическую поддержку со стороны влиятельных сил Византии и Каспийского государства.
Важной особенностью торговых связей в Древней Руси была роль купцов-варягов. Они представляли собой скандинавских купцов, осуществляющих передвижение товаров между русскими землями и Западной Европой
Купцы-варяги играли огромную роль в развитии торговли и политических контактов с Западом. Благодаря своим знаниям и навыкам, они успешно устанавливали предпосылки для дальнейшего развития экономики и культурных связей Древней Руси.
Дальнейшее развитие | Последствия |
---|---|
В течение следующих десятилетий древнерусские князья продолжали активно развивать торговые связи с Византией и Западной Европой. | Это привело к постепенному обогащению Руси, а также к укреплению ее политического и культурного влияния на международной арене. Культурный обмен и взаимное влияние с Византией и Западной Европой также привнесли новые идеи, технологии и прогрессивные нормы в жизнь Древней Руси. |
Осада Киева печенегами
Воспользовавшись тем, что Святослав воевал с болгарами и Византией на Дунае, печенеги осадили Киев. До этого они не раз нападали на русских купцов на Днепре, но так близко к столице Древнерусского государства еще не подходили. Лишенный военной защиты в лице княжеской дружины город едва не был взят. Собранное наспех ополчение и дружина мелкого воеводы Претича не могли оказать огромному войску печенегов должного сопротивления. Единственное, что удалось – это хитростью вывести из города саму княгиню и сыновей Святослава. Защита Киева от печенегов была крайне слабой.
Снимать осаду Киева печенеги не спешили, в городе начался голод, люди мучились от жажды. Святославу был послан гонец с просьбой о возвращении. Посланные войска разгромили печенегов под Киевом и отогнали их за пределы государства. Святослав нанес поражение печенегам под стенами Киева, но окончательно их уничтожить не смог, 2 разгром печенегов под Киевом окончательно осуществили уже его потомки.
Ольга нападение печенегов на Киев успешно пережила, но умерла всего лишь через год после этого события, примерно в 969 году. По мнению историков, она прожила не менее 75-80 лет.
Печенег
Осада Киева печенегами, успешно осуществленная ими в 968 году, показала, что русское государство еще не достаточно крепкое и нуждается в постоянной защите и умелом руководстве. Святослав был отличным воином и хорошим политиком, он умел своевременно просчитывать все важные для страны политические шаги, потому, когда в 970 году начался очередной Дунайский поход, в войске князя были не только русские дружинники, но также печенеги и венгры. Они в решающий момент все же предали князя и сбежали, но своим присутствием подчеркнули умение Святослава быстро находить союзников и вести битвы исключительно на благо русского государства.
Всадник и пешие воины обороняются от врагов
Значение Новгорода для Древней Руси
Основание Новгорода в 962 году имело огромное значение для развития Древней Руси. Город стал одним из ведущих центров культуры, политики и экономики на Руси.
Новгород был богатым торговым центром, благодаря его расположению на реке Волхов и близости к Балтийскому морю. Здесь сходились караванные пути, и проходили международные торговые сделки. Это способствовало развитию ремесел и мануфактур, а также привлекало мирных ремесленников и торговцев из разных регионов.
Город также играл важную роль в политической жизни Древней Руси. Это было место проведения общенациональных событий, таких как Съезд в Новгороде, где принимались важные решения для всей страны. Здесь собирались князья, бояре и другие знатные представители, чтобы обсудить вопросы общегосударственного значения.
Но самое главное значение Новгорода заключалось в его роли как духовного центра. Здесь находился один из важнейших православных храмов – Свято-Софийский собор, а также обширный архитектурный ансамбль монастырей и церквей. Город славился своими богословскими школами и библиотеками, которые привлекали ученых и просветителей со всей страны.
Таким образом, Новгород был важным центром торговли, политики и религии в Древней Руси. Он играл ключевую роль в развитии и укреплении русского государства и культуры того времени.
Последствия войн и договоренностей 962 года
Войны и договоренности, произошедшие в 962 году на Древней Руси, оказали значительное влияние на политическое и социальное развитие страны. Они сформировали новые правительственные структуры, задали принципы взаимоотношений между княжествами и определили границы владений.
Одним из основных последствий было укрепление власти киевского князя Святослава. Благодаря войне против племени печенегов он продемонстрировал свою военную силу и укрепил свое положение в регионе. После этого у него появилась возможность заключать союзы с другими княжествами и устанавливать контроль над ними.
Другим важным последствием стала установка мирных отношений между киевским княжеством и византийской империей. В результате договоренности, киевский князь Святослав получил поддержку Византии в борьбе за власть и торговые маршруты на Черноморском побережье. Это привело к укреплению влияния киевского княжества на Древней Руси и развитию торговли.
Однако договоренности и войны также привели к усилению политической конкуренции и расколу русских земель. Внутренние борьбы за власть и влияние в результате этого только разрослись, что позднее привело к дальнейшим конфликтам и разделению Руси на отдельные княжества.
Кроме того, в результате войн и договоренностей 962 года, были установлены границы между княжествами. Это стало основой для формирования государственных территорий и народов, а также началом процесса формирования единой Русской нации в будущем.
Таким образом, войны и договоренности 962 года оказали огромное влияние на историю Древней Руси. Они не только изменили политическую карту страны, но и заполнили фундаментальные основы для ее дальнейшего развития.
Княжение Святослава
В 962 году в истории Древней Руси особую значимость имело княжение Святослава, сына великого князя Игоря и княгини Ольги, который стал известен как князь Киевский и Новгородский.
Святослав был известен своей отвагой и военной храбростью. Он вел активную внешнюю политику, укрепляя и расширяя территорию Древней Руси. Во главе своей дружины, Святослав совершил несколько успешных походов против византийской империи, полуострова Крым, печенегов и других племен.
Княжение Святослава заставило западную Европу обратить внимание на Древнюю Русь и уважительно относиться к этой державе. Успехи Святослава в военной сфере позволили Руси значительно увеличить свою территорию и влияние
В результате княжения Святослава были заложены основы могущественной и сильной восточнославянской державы.
Основные события княжения Святослава:
Год
Событие
962
Святослав становится князем Киевским и Новгородским
965-967
Совершение походов в Византийскую империю
968
Подписание мирного договора с Византией
970-971
Походы на печенегов
971
Смерть Святослава в битве против печенегов
Княжение Святослава оставило глубокий след в истории Древней Руси. Он был известен не только как отважный воин, но и как талантливый политик и организатор. Под его правлением Древняя Русь стала сильной и уважаемой державой, которая имела значительное влияние на политическую карту Европы.
Отношения с Византией
Из всех соседей Древнерусского государства наиболее могущественным и авторитетным была Византия. Поэтому византийское направление всегда было приоритетным в деятельности внешней политики первых русских князей на киевском престоле. В целом можно говорить о том, что в эпоху раннего средневековья именно Византия была самым крупным и самым сильным государством своего времени. Не случайно именно это государство считалось наследником древнеримской империи. На раннем этапе становления государственности русские князья совершили три крупных и важных военных походов на Византию:
860 год — успешный поход на Царьград
Обратите внимание, что крупный военный поход против сильнейшего государства своей эпохи Русь совершила до прихода Рюрика. То есть государство, которое по мнению историков, придерживающихся норманской теории, не имело задатков государственности, совершает военный поход на крупнейшую страну своего времени и в этом походе добивается успеха.
907 год — князь Олег совершил поход на Царьград (Константинополь)
Мирный договор датирован в летописи 2 сентября 911 года. По нему русские торговцы получили право свободной торговли в Византии.
941 год — новый поход на Константинополь на этот раз князя Игоря. Поход завершился неудачно.
В последующем княгиня Ольга придерживалась нейтралитета, а Святослав в союзе с Византией сумел завоевать Дунайскую Болгарию.
Отношения с Хазарским царством
Начиная примерно с середины 9 века самым опасным противником Древнерусского государства являлся Хазарский Каганат. В отечественных учебников его часто также называют Хазарским царством. Это было мощное государство, которое обладало хорошей организации и сильной армией. Племена южной и восточной Руси выплачивали дань хазарам определённое время. В частности, дань хазарам выплачивали поляне, вятичей, северяне и радимичей. Например, если верить летописи, поляне выплачивали дань хазарам вплоть до прихода в Киев Аскольда и Дира. Также известно, что князь Олег совершил военные походы и, подчиняя различные племена, заставил северян и радимичей платить дань Киеву, а не Хазарскому каганату как это происходило ранее. Что касается вятичей, то согласно летописи они платили дань хазарам примерно до 965 года. Именно в этом году успешный поход в Хазарское царство совершил Святослав, победа которого оказала решающее значение для внешней политики в этом направлении, поскольку вскоре после этого Хазарский каганат прекратил свое существование как государство.
Поход Святослава на Хазарский Гаконат
Блокада города
Еще накануне, покидая греческие провинции, император собрал флот и отправил его вдоль черноморского побережья к устью Дуная. Эта эскадра успешно поднялась по реке и 25 апреля оказалась рядом с Доростолом, который теперь был блокирован. Святослав все это время был в гарнизоне. У него также был небольшой флот из ладей. Князь приказал сжечь корабли, которые могли бы достаться врагу. Византийцы безуспешно пытались вынудить осажденных выйти из города и дать генеральное сражение. Вместо этого славяне с городских стен обстреливали врагов камнями и стрелами.
Наконец 26 числа Святослав отдал приказ своей дружине выйти в поле и сразиться с неприятелем. Он надеялся, что так успешно закончится оборона Доростола. Год беспрерывных сражений закалил его армию, все солдаты рвались в бой. Сеча продолжилась и 27 апреля, после того как русское войско провело ночь на том же самом месте. Во время боя погиб один из главных приближенных Святослава Игоревича — Сфенкел. О его судьбе известно благодаря детальному описанию балканских событий, оставленному писателем Львом Диаконом.
Император, надеясь сломить врага, отправил небольшой отряд в тыл славянам. Видя маневр византийцев, Святослав со своей армией снова отошел обратно в город. Славянский князь не зря боялся, что его могут отрезать от крепостных стен.
Русско-византийская война 970-971 годов[]
Византия, опасаясь вторжения Святослава в их государство, заключают договор, который было решено скрепить династическим браком. Однако из-за переворота в Византии оказался свергнут император и брак не состоялся.
Пока Византия была занята внутренними делами, Болгария объединилась с ] против Византийской империи.
Греческий монарх пытался убедить Святослава, что заплатит ему дань, если тот уйдёт из Болгарии, однако русский князь там уже прочно обосновался.
Таким образом, весной 970 года Святослав в союзе с болгарами, печенегами и венграми напал на владения Византии во Фракии. Войско Святослава дошло до Аркадиополя (120 км от Константинополя), где и произошло генеральное сражение. В битве Святослав потерял основные силы своей объединённой армии, но вплотную подошёл к Константинополю, и отступил, взяв большую дань. Летом 970 года крупные боевые действия на территории Византии прекратились, однако небольшие набеги русов удавалось сдержать пограничными войсками.
В апреле 971 года император Иоанн I Цимисхий лично выступил против Святослава во главе сухопутной армии, отправив на Дунай флот из 300 кораблей, чтобы отрезать путь отступления русам.
Русский флот у Византии
13 апреля 971 года была захвачена болгарская столица Преслав, где в плен попал болгарский царь Борис II. Части русских воинов удалось прорваться на север в Доростол, где находился Святослав с основными силами.
23 апреля 971 года Цимисхий подошёл к Доростолу. В сражении русы были отброшены в крепость, началась трёхмесячная осада. Стороны несли потери в непрерывных стычках. 21 июля произошло ещё одно генеральное сражение, в котором Святослав получил ранение. Сражение окончилось безрезультатно для обеих сторон, однако после него русский князь вступил в мирные переговоры.
Условия Святослава Иоанн Цимисхий безоговорочно принял. Святослав с войском должен был покинуть Болгарию, византийцы обеспечивали его воинов запасом хлеба на два месяца. Болгарский царь Борис II складывает с себя знаки царской власти. Вся восточная Болгария присоединяется к Византии. Святослав также вступает в военный союз с Византией, восстанавливая торговые отношения. На этих условиях Святослав уходит из Болгарии, сильно ослабленной войнами на её территории.
Взаимоотношения Древней Руси и Византии в 962 году
В 962 году состоялись несколько важных событий, которые затронули отношения между двумя государствами. Во-первых, на престоле Киевской Руси в это время находился князь Святослав. Он управлял страной с железной рукой и стремился укрепить свое государство. Князю удалось расширить территорию Древней Руси за счет военных походов и взятия власти над смежными племенами.
Однако, Святослав также стремился укрепить свои связи с Византией. В 962 году он отправил послов к императору Николаю I Фоке с просьбой о помощи в борьбе против Восточных племен. В ответ на его просьбу, император выразил свое готовность помочь и послал князю дипломатическую миссию со своими предложениями о сотрудничестве.
Вторым важным событием в отношениях между Древней Русью и Византией в 962 году стало заключение союзнического договора между двумя государствами. Договор предусматривал взаимную помощь и поддержку в борьбе против общих противников — Восточных племен. Он также предусматривал взаимную торговлю и дружественные отношения между народами Древней Руси и Византии.
Эти события имели важное значение для обеих стран. Для Древней Руси это было подтверждением ее статуса на международной арене и сильного союзника в лице Византии
Для Византии это был шанс укрепить свои позиции на востоке и защитить свои границы от Восточных племен.
Древняя Русь | Византия |
---|---|
Сохранение независимости | Борьба против Восточных племен |
Взаимная помощь и поддержка | Укрепление позиций на востоке |
Языческое правлениеРедактировать
Княгиня Ольга крестилась в 955-957 годах и пыталась обратить в христианство и сына. Но Святослав до конца остался язычником, объясняя, что христианин не будет пользоваться авторитетом у дружины.
Во время посольства Ольги в Константинополь в её делегацию входили и «люди Святослава», получившие на первом приёме даров даже меньше, чем рабыни Ольги. После переговоров Ольги о браке Святослава с греческой царевной «люди Святослава» покинули Константинополь, а сам Великий князь решил остаться в язычестве.
Плакат «День победы над Хазарским каганатом»
В 959 году послы Ольги, «королевы Ругов», прибыли к императору Священной Римской империи Оттону I Великому по вопросу крещения Руси. Однако в 962 году миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу из-за сопротивления Святослава и нежелания княгини Ольги менять принятый ею ранее византийский обряд.
Походы на хазар, вятичей
Хазарский каганат был крупнейшим восточным соседом Киевской Руси. Продолжительный отрезок времени хазары взимали дань с северян и радимичей. Олег положил конец этому обычаю, заставив эти славянские племена платить дань Киеву. Но набеги хазар на русские земли продолжились, и это послужило одной из причин похода Святослава на хазар.
В 964 году Святослав собирает дружину для похода на хазар. Двигаясь в сторону хазарских земель, князь покоряет вятичей и облагает их данью. Поход Святослава на вятичей не был запланирован, но был достаточно успешным. Войско, собранное для похода Святослава на хазар идет к Волге, где вступает в бой с отрядами, выставленными Волжскими Булгарами. Одержав очередную победу, дружина наносит сокрушительный удар по хазарам. В 965 году, когда Святослав совершил поход на хазар, основные центры их культуры и торговли — города Белая вежа и Тмутаракань (Тамань) были покорены. Эта же участь постигла город Итиль. В результате похода Святослава Игоревича на хазар Прикавказье оказывается под властью Древнерусского государства, а Святослав возвращается в Киев.
Походы Святослава
Завоевание Болгарского царства (968-969)[]
В 967 году Византийская империя заключила антиболгарский договор с Киевской Русью. Святославу пообещали «великие, бесчисленные сокровища из казны государственной» и право на все завоёванные болгарские земли.
В 968 году Святослав вторгся в Болгарию и после войны с болгарами обосновался в устье Дуная, в Переяславце, куда к нему была выслана «дань с греков». Из-за нападений печенегов, князь вернулся на Русь. Дружина, оставленная князем, было вынужден выдержать осаду со стороны болгар.
Однако уже осенью 969 года Святослав на ладьях подошёл к болгарскому Доростолу на Дунае и после сражения захватил его. Позднее была захвачена и столица Болгарского царства, Преслав Великий, после чего болгарский царь заключил вынужденный союз со Святославом.
Карта Руси в правление Святослава
Описание событий
Поход Олега в Царьград по реке Днепр. Ф.А. Бруни
Согласно Повести временных лет, Олег смог привлечь для похода на Царьград большое количество воинов из разных племён и народов:
Спустившись по Днепру до Черного моря, Олег и его войска продолжили путь вдоль побережья.
Поход Олега на Царьград Худ. Трофименко С. С.
Узнав о приближении огромного войска, византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями знаменитый залив Золотой Рог, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя.
Надежды греков на такую защиту от варваров (как они именовали русов) были оправданы — уже несколько веков этот прием позволял не допускать вражеские суда для высадки внутри города, а высокие каменные стены города позволяли выдерживать самые жестокие штурмы.
Изображение бухты и закреплённой на её входе цепи. Ниже фрагмент цепи. Археологический музей Стамбула (Константинополя), Турция
Пока его воины разграбляли незащищенные высокими стенами пригороды, Олег Вещий придумал ставшую легендарной тактическую хитрость — приказал вытащить корабли на берег, поставить их на колёса и так, при попутном ветре, вся армия двинулась к стенам Царьграда.
«В лето 907. Идущие на Царьград» Ольшанский Б.М.
Ужаснувшись видом плывущей по земле, как по морю, армаде кораблей, греки направили послов к Олегу:
Однако, за мнимой покорностью крылось коварство — вместе с послами были присланы отравленные вино и пища, видимо греки надеялись ликвидировать предводителя «наглых варваров» и в неизбежной сумятице попытаться контратаковать. Олег же, предчувствовал, что его могут попытаться отравить и вылил принёсённое вино на землю перед изумлёнными посланниками византийского императора. Достаточно часть этот эпизод летописной истории называется в качестве одной из причин, почему князя прозвали «Вещим».
Приношение греками Олегу яств с отравою.
Узнав, что их замысел раскрыт, греки посчитали это знаком свыше:
После чего согласились на любые условия мира, которые только захочет Олег. В знак искренности намерений византийцы целовали крест, русы же клялись на собственном оружии и именем почитаемого ими бога Перуна.
В качестве символа своей победы и триумфа Олег Вещий прибил к вратам Царьграда собственный щит — этот летописный факт впоследствии был популяризован и стал мотивом художественных произведений.
«Щит русской славы» Худ. Б. Ольшанский, 2013 Присяга воинов Олега оружием и богом Перуном; утверждение мирною договора Олега с греками.
Кроме выгодных условий для торговцев из «Гардарики» (под этим названием Русь фигурирует у разных иностранных историков того времени), Олег потребовал для себя и своих воинов солидный откуп:
Напоследок, князь Олег приказал византийцам выдать дорогии материи для парусов его многочисленного флота. Когда на обратном пути у славян ветер порвал дорогие паруса, они заменили их обычными:
СВОЙ ЩИТ ПРИБИВАТЬ НА ВОРОТАХ
В заключение летописного рассказа приводится факт, который вызвал особый восторг тех, кто сомневался в достоверности летописных сообщений: там говорится, как после утверждения мира, о котором речь еще впереди, Олег в знак победы повесил свой щит на воротах города и лишь тогда ушел на родину: «И повеси щит свой въ вратах показуа победу, и поиде от Царяграда».
Немало потешались по этому поводу историки-нигилисты, считая это сообщение самым легендарным во всем рассказе, наряду с движением ладей посуху под парусами. Но потешаться-то, в общем, было не над чем. Многие историки отмечали, что сообщения о подобного рода символических актах неоднократно доходят до пас из древности и не представляют никакой легенды. Так, болгарский хан Тервел в начале VIII века, после войны с Византией и заключения с ней мира, повесил свой щит на воротах одной из византийских крепостей. А несколько десятилетий спустя другой болгарский владыка — хан Крум — домогался в знак победы над византийцами воткнуть копье в ворота Константинополя.
Обычай вешать свой щит на ворота города в знак мира был широко распространен у древних норманнов. Таким образом, «легенда» приобретает реальные черты и может явиться еще одним подтверждением достоверности похода Олега на Константинополь в 907 году.
Сахаров А.Н. «Мы от рода русского…» Рождение русской дипломатии
Завоевание Болгарии
Иоанн Скилица
Миниатюра из Ватиканского манускрипта XIV века (хроника XII века Константина Манассия). Вверху изображено завоевание Святославом Болгарии, внизу — поход Иоанна Цимисхия на Доростол.
Начало болгаро-византийского конфликта, приведшего к походу русского князя Святослава в Болгарию, относится к июню 967 года. По хронике Иоанна Скилицы (2-я половина XI века) в этот месяц византийский император Никифор Фока, совершая инспекционную поездку во Фракию, потребовал от болгарского царя Петра воспрепятствовать венграм переправляться через Дунай с целью набегов на византийские провинции. Когда Пётр уклонился от борьбы с сильным противником, византийская дипломатия решила наказать болгар, направив на них русов:
Уход русов был вызван печенежской осадой Киева и, возможно, за ним последовали весь т. н. «восточный» («хазарский») поход Святослава или его второй этап.
Согласно Скилице в 969 году русы вернулись в Болгарию и покорили её уже для себя, нарушив тем самым соглашение с императором Никифором.
Лев Диакон
Византийский историк Лев Диакон, современник событий, передаёт начало конфликта иначе. Согласно его версии зимой 966/67 года к императору Никифору явилось болгарское посольство с требованием обычной дани. Возмущённый Никифор, который перед тем провёл несколько победных военных кампаний в Азии, сам отправился с войском в Болгарию, но остановился на её границах, опасаясь углубляться в гористую местность, где болгары прежде не раз наносили тяжёлые поражения византийцам. Никифор отозвал войско, а затем:
Далее Лев Диакон опускает первый поход Святослава на болгар и сразу начинает описание событий со второго похода, косвенно датируя его 969 годом. С войском в 60 тысяч воинов Святослав на челнах по Дунаю подошёл к Доростолу, где болгары выставили против него 30 тысяч бойцов, но после сражения были отброшены в крепость.
Нападение русов на болгар сильно встревожило Византию. Император Никифор стал укреплять оборону Константинополя, готовить армию. Также он решил вступить в союз с болгарами при помощи династического брака. Болгары, просившие оказать им помощь против русов, осенью 969 года послали невест царской крови, которых Никифор собирался выдать замуж за сыновей императора Романа II, Василия и Константина. Планам совместного отпора Святославу не суждено было сбыться из-за убийства 11 декабря 969 года императора Никифора. Престол Византийской империи занял военачальник Иоанн Цимисхий.
Пока византийцы колебались в оказании прямой военной помощи болгарам, их постоянному врагу, восточная часть Болгарии покорилась Святославу. Не вполне ясно, на каких условиях произошло подчинение болгар. С одной стороны, болгары в следующем году бились вместе с русами против византийцев, а новый болгарский царь Борис II оставался в своей столице Преславе. С другой стороны, Лев Диакон сообщает о терроре Святослава в Болгарии:
Хотя историки сомневаются в числе жертв в Филиппополе, город по свидетельству Скилицы обезлюдел. Русская летопись доносит отголоски балканской войны: «И пошел Святослав к столице, воюя и разбивая города, что стоят и доныне пусты.»
Повесть временных лет
Подступ к городу Переяславцу и его взятие Святославом. Миниатюра Радзивилловской летописи
Древнерусская летопись «Повесть временных лет» (XI—XII вв.) в изложении последовательности событий близка к Скилице:
Пока русские воевали на Дунае, печенеги осадили Киев, и Святослав с дружиной срочно на конях вернулся на Русь. Отбросив печенегов, Святослав хотел было вернуться в Переяславец, но его удержала мать, княгиня Ольга. После смерти в июле 969 года Ольги Святославу пришлось обустраивать управление землями. В течение 970 года он расставил сыновей с воеводами по уделам и в 971 году, согласно хронологии летописи, отправился опять в полюбившийся ему Переяславец, который взял от болгар приступом. После этого Святослав повёл войско на греков.
Летописный Переяславец на Дунае точно не идентифицирован. Существуют две основные версии и другие, менее распространённые. По первой — русский летописец назвал так Преслав Великий, столицу Болгарского царства. Ошибочная локализация Преслава Великого на Дунае могла быть добавлена как региональный признак, отличающий Переяславец от Переяславля на Руси. По второй версии — Переяславцем летописец называл Преслав Малый, торговый речной порт, находившийся примерно посередине между Доростолом и устьем Дуная.
СОБЫТИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА
Князь Святослав был объявлен правителем Киевской Руси после гибели своего отца — великого князя Киевского Игоря, с которым за произвол при взимании дани жестоко расправились древляне. Однако управлять государством ему пришлось лишь после кончины его матери — княгини Ольги.
Русь в это время представляла собой подвластные Киеву отдельные земли, где обитали восточнославянские, финно-угорские и другие племена, которые платили ему дань. При этом механизм взаимодействия центра и подчиненных ему территорий еще не вполне сложился. Государство занимало огромное пространство, где многие волости управлялись племенными вождями, хотя и признавшими верховную власть Киева, но продолжавшими жить по своим законам.
Еще при жизни отца Святослав вместе со своим дядькой-кормильцем Асмудом был отправлен на княжение в Новгородскую землю. После смерти князя Игоря правительницей Руси при малолетнем наследнике стала княгиня Ольга. Она смогла заставить служить себе великокняжескую дружину, возглавляемую могущественным воеводой Свенельдом. С ее помощью она жестоко подавила бунт древлян, уничтожив фактически всю родоплеменную верхушку и старейшин этого племени. Хотя Святослав был еще ребенком, он, наряду с опытными воинами, переносил все тяготы военного похода на столицу древлянской земли — Искоростень, который был захвачен и предан огню.
Показав силу великокняжеской власти, Ольга совершила объезд русских земель и занялась их устроением. Она организовала погосты для сбора дани и установила уроки — определенного размера выплаты с населения, что стало первым проявлением государственного устройства Руси.
Княгиня Ольга придерживалась мирной внешней политики, и это способствовало экономическому укреплению страны. Приняв святое крещение в Константинополе, она хотела распространить православие в собственной стране, но ее попытки натолкнулись на сопротивление языческой партии, во главе которой стоял князь Святослав. В 962 году он оттеснил Ольгу от управления страной. Святослав взял курс на расширение границ государства и начал проводить завоевательную политику, вынашивая планы создания русской державы с центром на Балканах.