Введение
Славяне-самая большая группа родственных народов в Европе, объединенных близостью языков и общим происхождением. Возникновение государственности у славян всегда остается самым интересным и не до конца раскрытым вопросом
Русские историки неоднократно обращали внимание на неоднозначное понимание летописцами XII—XIII веков событий, связанных с возникновением государственности у восточных славян. Нынешнее понимание этого вопроса также неоднозначно
Основным источником исторических данных стала летопись «Повесть временных лет», написанная летописцем – Нестором и основанная на былинах и легендах, ее трактовки разнятся в устах разных историографов. Многочисленные археологические исследования, древние летописи, легенды и другие сохранившиеся работы позволяют нам предположить более вероятный ход событий.
Вопросы возникновения государственности у восточных славян в IX-XIII веках остаются актуальными. Именно события этого времени заложили основу для дальнейшего пути развития Российского государства. В данной статье представлены мнения наиболее известных последователей и противников каждой теории. Однако однозначной информации по этому вопросу пока не получено, поэтому описание многих исторических периодов основано на предположениях о возможном ходе событий.
Цель работы: описать особенности возникновения древнерусского государства. Изучая историю России в момент появления первых признаков государственности, необходимо более глубоко изучить происхождение славянских племен, их быт, занятия, основные этапы становления древнерусского государства.
Я выбрал эту тему потому, что сейчас в современном мире мы очень часто сталкиваемся с вопросами государственности. Изменения, которые затронули все стороны жизни народов России, Украины и Белоруссии в последнее десятилетие, потребовали от историков более пристального внимания к проблемам восточных славян. И вообще, не зная, как появилось наше государство, нельзя говорить о том, как оно будет развиваться дальше.
Государственность восточных славян периода становления феодализма была очень примитивной, но она создала основу для возникновения древнерусского государства позже.
Распределение восточных славян: различные теории
Существуют дискуссии в исторической науке относительно идентичности восточных славян и их происхождения. Существует множество теорий о происхождении восточных славян, которые в основном делятся на миграционные (восточные славяне как «пришельцы») и автохтонные (восточные славяне как коренной этнос Восточной Европейской равнины).
Теории происхождения восточных славян:
- Миграционные теории.
- Автохтонные теории.
В центре повествования Нестора находится объединение племен полян, которые обитали в центральной части Поднепровья вокруг Киева. Согласно рассказам Нестора, в VI веке этими землями правили три брата: Кий, Щек, Хорев, и их сестра Лебедь. Среди различных теорий происхождения восточных славян наиболее распространенной и широко признанной является миграционная теория, известная также как Дунайская или Балканская теория. Именно этой теории придерживался Нестор, первый русский историк и автор «Повести временных лет», монах Киево-Печерской лавры.
Поляне, после подчинения северян (с центром в Чернигове), создали протогосударство в виде «союза племенных объединений». Нестор, хотя являлся прокиевским историком, также упоминает о втором древнерусском центре — на севере. Этот центр формировался вокруг Ильменских словен, проживающих в районе Новгорода. Самым могущественным союзом племен, который подчинил словен, были кривичи (с центром в Смоленске). Они контролировали торговые пути в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги. Кроме того, новгородцы платили дань угро-финским племенам.
Всего было тринадцать союзов восточнославянских племен: белые хорваты, дулебы, поляне, уличи, радимичи, северяне, дреговичи, полочане, словене, кривичи, тиверцы, волыняне и бужане.
Однако все эти племена не могли мирно сосуществовать на одной территории, поскольку каждое из них претендовало на главенство. Нестор отмечал: «Наша земля велика и обильна, но в ней нет порядка». В 862 году новгородцы приняли решение пригласить трех братьев из варяжского племени Русь — Рюрика, Синеуса и Трувора, чтобы они стали править. В тот же год Рюрик стал князем в Новгороде, Синеус — в Белоозере, а Трувор — в Изборске. Сегодня уже известно, что Рюрик пришел править не с братьями, а со своим родом («sine hus» — «свой род») и верной дружиной («thru varing» — «верная дружина»).
Таким образом, согласно Нестору, возникло государство — Новгородская Русь.
Развитие ремесел, возникновение городов, развитие торговли
Развитие ремесла, его отделение от других видов хозяйственной деятельности явилось ведущим стимулом к распаду семейных отношений. Из сельской общины, где ремесло зародилось и отделилось от земледелия, оно начинает концентрироваться в городах. Город− это явление не характерное для первобытнообщинного строя. Города появляются только в условиях классового и феодального общества, они возникали при слиянии двух рек или вокруг возвышенности, господствовавшей над местностью. На рубеже VIII−IX вв. впервые появились специалисты по отдельным видам ремесел-кузнецы, литейщики, ювелиры, гончары. Города из военных укреплений постепенно превращались в центры ремесел и торговли. В Древнерусском государстве были большие и многочисленные города. Уже в IX-X вв. их было по меньшей мере 25. В следующем столетии было добавлено более 60 городов, а ко времени монголо-татарского нашествия на Руси насчитывалось около 300 городов. Среди городского населения выделялись купцы, являвшиеся привилегированной категорией людей. Особенно это касается гостей, которые вели внешнюю торговлю. В Киеве, Новгороде и других городах были также искусные ремесленники, которые строили великолепные храмы и дворцы для знати, изготавливали оружие, украшения и т. д. Города были центрами культуры. Древнерусская деревня долгое время была неграмотной. Но в городах грамотность была широко распространена не только среди купцов, но и среди ремесленников. Об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, а также авторские надписи на предметах быта.
Исходя из всего этого, можно видеть, что в древнерусском государстве уже формируются сословия, то есть большие группы людей, объединенные единством правового статуса. Поэтому вряд ли можно согласиться с некоторыми отечественными и зарубежными авторами, считающими, что классовая система была свойственна только западному феодализму.
Большое значение впоследствии будет иметь и внешняя торговля, которая развивалась как по Балтийско-Волжскому пути, доставлявшему арабское серебро в Европу, так и по пути «из варяг в Греки», связывавшему византийский мир через Днепр с Прибалтикой. Великий водный путь «из варяг в Греки» соединял Северную и Южную Европу. Он появился в конце IX века. Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками корабли доходили до Днепровского бассейна. С одной реки на другую корабли тащили по особым путям-волокам. Попав в Днепр, корабли добрались до Черного моря и дальше, до Византии. Вдоль этой дороги было несколько крупных городов, таких как Новгород, Полтава и Киев. Новгород и Киев контролировали северный и южный участки торгового пути. Это обстоятельство дало повод ряду историков утверждать, что торговля мехами, воском и медом была основным занятием восточных славян.
Вторым торговым путем, который также проходил через территорию славян, был Волжский торговый путь, соединявший Россию со странами Востока. К моменту своего возникновения он был одним из старейших в Восточной Европе.
Образование древнерусского государства
По мнению историков Древнерусское государство (Киевская Русь) сформировалось в середине-конце IX века в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племен. В период наивысшего расцвета Киевская Русь занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере и притоков Волги на востоке.
С середины XII века на территории Древнерусского государства наблюдается феодальная раздробленность, а в 1240 году оно формально прекратило свое существование из-за установления монгольского ига. Киевская Русь стала первым подлинно государственным образованием на обозначенной территории, а разрозненные земли, некогда входившие в ее состав, сыграли важную роль в объединении русских земель под эгидой Московского княжества в XIV веке.
Несмотря на большое количество проведенных археологических, источниковедческих, историографических и прочих исследований, историки до сих пор не нашли ответ на вопрос о причинах появления на данной территории государственности. Существуют три теории появления Древнерусского государства: норманская, антинорманская и центристская.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Религия восточных славян
Мировоззрение восточных славян основывалось на язычестве – обожествлении сил природы, восприятии природного и человеческого мира в целом. Зарождение языческих культов произошло в эпоху верхнего палеолита, около 30 тысяч лет до нашей эры. Восстановление сведений о славянском язычестве затруднено, так как письменных источников почти не сохранилось. На ранней стадии своего развития они верили в злых и добрых духов. Существовал пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял различные силы природы или отражал общественные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун-бог грома, молнии, войны; Сварог-бог огня; Велес-покровитель скотоводства; Мокошь-богиня, охранявшая женскую часть хозяйства; Симаргл-бог подземного мира. Особенно почитался Бог солнца, которого разные племена называли разными именами: Дажбог, Ярило, Хорос.
В древности у славян был широко распространен культ рода и Рожаницы, который тесно связан с культом предков. Клан содержал в себе всю вселенную: небо, землю и подземную обитель предков. У каждого племени был свой бог-покровитель и часто даже свой пантеон.
Существовали также тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или предметом. Кроме того, славяне верили в огромное количество местных духов.
Точных данных о языческих жрецах нет; вероятно, это были летописные волхвы, воевавшие с христианством в XIV веке. Главой культа был вождь, а затем принц. Во время культовых обрядов, проходивших в особых местах – храмах (от старославянского «шапка» – изображение, идол), приносились жертвы богам, в том числе и человеческим.
У славян никогда не было мифологии, объясняющей происхождение мира и человека, рассказывающей о богах и героях и т. д. Религиозный строй уже не соответствовал уровню общественного развития славян.
Сам термин «язычество» происходит от церковнославянского «язычник» — народы, инородцы. Так назывались народы, не принявшие христианства. Впоследствии введение христианства имело большое значение для укрепления феодального государства, благо церковь освящала подчинение православных эксплуататорскому государству. Однако крещение Руси произошло не менее чем через столетие после образования Киевского государства, не говоря уже о более ранних восточнославянских государствах.
Антинорманская теория
Основными положениями данной теории являются невозможность привнесения государственности извне и образование государства в результате внутреннего развития общества. Основоположником антинорманизма является М.В. Ломоносов, а его предположения о возникновении государства в ходе социального развития основываются на отсутствии в русском языке элементов скандинавских языков, упоминании Перуна в верованиях роксоланов и сомнениях в трактовке понятия «варяги» (так могли называться и шведы, и представители западнославянских земель, а также выходцы из Финляндии, Пруссии или иной части Прибалтики).
Норманская теория
Сущность норманской теории заключается в том, что государственность на территорию Древнерусского государства была привнесена извне приглашенными на княжение скандинавами. Эта теория была сформулирована в XVIII веке немецкими историками Г.З. Байером и Г.Ф. Миллером на основе «Повести временных лет» монаха Нестора. По их мнению, восточные славяне пригласили братьев Рюрика, Синеуса и Трувора (существование двух последних подвергается сомнению) править ими. Рюрик впоследствии основал Новгород и объединил все местные племена.
Норманизм получил свое развитие в XIX веке – историк В.О. Ключевский считал, что первичным государственным образованием было киевское княжество Аскольда и Дира, вокруг которого и началось объединение восточнославянских племен.
Данную теорию подтверждают многие археологические находки:
- могилы русов под Ладогой соответствуют способу захоронения в Швеции и на Аландских островах;
- в Рюриковом городище обнаружено большое количество снаряжения, характерного для викингов, и предметов скандинавского типа;
- предметы с изображением сокола, которое могло стать гербом Рюриковичей – трезубцем.
Центристская теория
Современные историки пытаются преодолеть крайности обеих этих теорий. Они пришли к следующим выводам:
- У самих норманнов в то время не было государственности;
- Процесс образования государства начался еще до прихода Рюрика; сам факт его приглашения на княжение говорит о том, что эта форма власти была уже известна славянам;
- Вопрос о том, является ли Рюрик реальной исторической личностью, не связан с проблемой формирования государства; каким бы путем он ни пришел к власти (есть версия, что он захватил Новгород силой), он принял ее в том виде, в каком она существовала у ильменских славян.
- Олег, объединив Новгородские и Киевские земли и установив контроль над двумя важнейшими участками дороги «из варяг в греки», подвел экономическую базу под формирующееся государство.
Особенности формирования государства восточных славян.
Среди основных признаков формирования древнерусского государства к концу X века можно выделить такие, как:
- Система сбора дани;
- Территориальный принцип расселения, заменяющий племенной;
- Простейший государственный аппарат в лице княжеской свиты и депутатов;
- Династическая (родовая) княжеская власть;
- Религия, которая усиливает процесс изготовления княжеская власть священной.
Суровость климатических условий Восточной Европы, а также оторванность от центров древней цивилизации задерживали и замедляли процесс государственного образования у восточных славян. Она сформировалась в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что позволило ей появиться, вырасти только на единой общинной основе. Германские племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее пришли к государственным формам организации общественной жизни.
Одной из особенностей древнерусского государства было то, что оно с самого начала было многонациональным по своему составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.
Список литературы
- Вернадский Г. В. История России. Древняя Русь: перевод с английского-М., 2001.
- Исаев И. А. История государства и права России: Учебник. — М., 2004.
- Кириллов В. В. История России: учебник. — М., 2007.
- Новиков С. В. История. Справочник соискателя. — М., 1997.
- Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. — М., 2001.
- Чистяков О. И. История российского государства и права. Часть 1: Учебник – М., 2001.
- Реферат на тему: Реформация и религиозные войны в Европе
- Реферат на тему: Теория народонаселения Мальтуса
- Реферат на тему: Толерантность – основа мультикультурного образования в Санкт-Петербурге
- Реферат на тему: Отношения между Россией и Китаем в период СССР
- Реферат на тему: Перестройка в СССР 1985-1991
- Реферат на тему: Земельные отношения на Руси в период феодальной раздробленности и начала создания централизованого государства
- Реферат на тему: Славная революция в Англии 1688 г.
- Реферат на тему: Феномен русской интеллигенции
- Реферат на тему: Великая депрессия Америки
- Реферат на тему: Политические партии России в начале XX века
- Реферат на тему: Предпосылки и геополитические аспекты Первой мировой войны
- Реферат на тему: Сравнение экранизации «Гамлета» (2010 год) и художественного произведения «Гамлет»
Центристская теория
Содержание центристской, наиболее распространенной на сегодняшний день, теории сводится к компромиссу между крайностями норманской и антинорманской теорий и признании политизированности их противопоставления. Сторонники теории (А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва и другие) связывают происхождение Древнерусского государства с развитием общества при политикоформирующем значении варягов. Иными словами, государственность начала формироваться на территории Киевской Руси еще до прихода норманов, однако завершился этот процесс именно с их помощью. Более конкретно образование государства связывают с завоеванием Киева князем Олегом и объединением Киевской и Новгородской земель.
Аргументами в пользу данной теории являются следующие положения:
4. Зарождение древнерусского государства, концепции его происхождения.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.
Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.
Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием (VI в.) Есть сведения о некоем русском князе Бравлине, который воевал в хазарско-византийском Крыму в VIII-IX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании — третьего крупного объединения славян — точно не установлено.
Согласно «Повести временных лет», русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы
прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.
Норманнская теория
Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.
Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманнском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья.
Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.
Концепции происхождения древнерусского государства
Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства.
1. Согласно норманнской теории, опирающейся на Начальную русскую летопись («Повесть Временных Лет» XII века) и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами (Рюриком, Синеусом и Трувором) в 862 году. Основателями норманской теории считаются работавшие в Российской Академии Наук немецкие учёные-историки Байер, Миллер, Шлёцер; точки зрения о внешнем происхождении русской монархии придерживался в общем следовавший за версиями «Повести временных лет» Н. М. Карамзин.
2. Антинорманнская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Летопись говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Во-вторых, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли.
Posted in История, Лекции 1 курс and tagged История
Проблема возникновения государственности
Несмотря на большое количество проведенных археологических, источниковедческих, историографических и прочих исследований, историки до сих пор не пришли к общему мнению о причинах появления на территории проживания восточнославянских и финно-угорских племен государственности. Существуют три теории появления Древнерусского государства: норманская, антинорманская и центристская.
Норманская теория
Сущность ее заключается в том, что государственность на территорию Древнерусского государства была привнесена извне приглашенными на княжение скандинавами. Эта теория была сформулирована в XVIII веке немецкими историками Г.З. Байером и Г.Ф. Миллером на основе «Повести временных лет» монаха Нестора. По их мнению, восточные славяне пригласили братьев Рюрика, Синеуса и Трувора (существование двух последних подвергается сомнению) править ими. Рюрик впоследствии основал Новгород, объединил все местные племена.
Норманизм получил свое развитие в XIX веке – историк В.О. Ключевский считал, что первичным государственным образованием было киевское княжество Аскольда и Дира, вокруг которого и началось объединение восточнославянских племен.
Данную теорию подтверждают многие археологические находки:
- могилы русов под Ладогой соответствуют способу захоронения в Швеции и на Аландских островах;
- в Рюриковом городище обнаружено большое количество снаряжения, характерного для викингов, и предметов скандинавского типа;
- предметы с изображением сокола, которое могло стать гербом Рюриковичей – трезубцем.
Антинорманская теория
Основными положениями являются невозможность привнесения государственности извне и образование государства в результате внутреннего развития общества. Основоположник антинорманизма — М.В. Ломоносов, а его предположения о возникновении государства в ходе социального развития основываются на отсутствии в русском языке элементов скандинавских языков, упоминании Перуна в верованиях роксоланов и сомнениях в трактовке понятия «варяги» (так могли называться и шведы, и представители западнославянских земель, а также выходцы из Финляндии, Пруссии или иной части Прибалтики).
Центристская теория
Содержание центристской, наиболее распространенной на сегодняшний день, теории сводится к компромиссу между крайностями норманской и антинорманской теорий и признании политизированности их противопоставления. Сторонники теории (А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва и другие) связывают происхождение Древнерусского государства с развитием общества при политикоформирующем влиянии варягов. Иными словами, государственность начала формироваться на территории Киевской Руси еще до прихода норманов, однако завершился этот процесс именно с их помощью. Более конкретно образование государства связывают с завоеванием Киева князем Олегом и объединением Киевской и Новгородской земель.
Аргументы в пользу:
- приглашение славянами скандинавов на княжение свидетельствует о том, что первым уже была известна такая форма власти;
- население тех территорий представляло собой разрозненные племена, находившиеся в состоянии конфликта друг с другом, поэтому за отсутствием значительной политической воли и харизматичного лидера они не могли завершить процесс создания государства самостоятельно;
- Рюрик вполне мог быть не приглашенным правителем, а завоевателем, который пришел к власти (захватив Новгород) в той форме, в которой она существовала у ильменских словен;
- существование Рюрика как реальной исторической личности ставится под сомнение некоторыми учеными;
- внешнее происхождение правящей династии – обычный для Средневековья феномен, не подтверждающий неспособность народа к созданию института монархии.
Возникновение государственности у восточных славян
Разный состав отдельных семей, входивших в состав территориальных общин, разный уровень их благосостояния, накопленные богатства, захват земель и земель, еще пустовавших и никому не принадлежавших, богатыми и многочисленными семьями- все это создавало условия для имущественного и социального неравенства внутри сельской общины.
Сведения о социально — политическом строе восточных славян до IX века крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV-VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих монархов. Определенную роль в формировании государства сыграли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения. Форму общественных отношений славян в VII-VIII веках можно определить как военную демократию. Его особенностями были: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших социальных проблем; особая роль Народного собрания как высшей инстанции; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).
Становление государственности у восточных славян совпало и было обусловлено ими с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. На смену им пришли территориальные, политические и военные связи. К VIII веку на территории, населенной славянскими племенами, образовалось 14 племенных союзов, которые возникли как военные объединения. Организация и сохранение этих формирований требовали укрепления власти вождя и правящей элиты. Во главе таких союзов, как главная военная сила и одновременно правящая социальная группа, стояли князь и княжеская дружина.
Племенные союзы в военных и политических целях объединяются в еще более крупные образования «союзы союзов». Центром одного из них был Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые можно считать протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX веке большая часть славянских племен объединилась в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения стал Киев, где правили полулегендарные династии Кия, Дира и Аскольда.
В 882 году. Два крупнейших политических центра древних славян, Киев и Новгород, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI вв. это государство включает в себя территории других славянских племен: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования находилось племя полян. Древнерусское государство стало своего рода федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.
Накапливая ценности, захватывая земли и угодья, создавая мощную военно-ополченческую организацию, совершая походы по захвату военной добычи, собирая дань, торгуя и занимаясь ростовщичеством, знать восточных славян превращается в силу, стоящую над обществом и подчиняющую себе ранее свободных членов общины. Это был процесс классового становления и формирования ранних форм государственности у восточных славян. Этот процесс постепенно привел к образованию раннефеодального государства на Руси в конце IX в.
Время возникновения древнерусского государства не может быть определено с достаточной точностью, разные историки датируют это событие по-разному, но большинство авторов сходятся во мнении, что возникновение древнерусского государства следует отнести к IX веку.
Иноземный ставленник
По первой теории славяне не могли сами создать государственность, потому попросили помощи извне, у варягов. Это Норманская теория возникновения Киевской Руси, авторами которой явились немецкие ученые Миллер и Байер.
В пользу этой теории говорят события 7-8 веков, когда славянские племена стали расселяться по берегам Днепра. Они селились «по воде», занимались рыболовством, собирательством и бортничеством. В это время начинаются набеги викингов, которые обладали мощной силой. По воспоминаниям Карла XII, викинги принесли много горя жителям Северного запада.
Страшась нападения злобных викингов и будучи не уверенными в своих силах, славянские князья отправляются на поклон к варяжскому князю Рюрику и просят его стать князем и защищать славянские земли от врагов. Рюрик согласился, ведь через Новгород проходил великий торговый путь «из варяг в греки». И пришел на русскую землю. Сам стал править в Новгороде, а братьев – Синеуса и Трувора – отправил княжить в Белоозеро и Изборск. Так начинается династия Рюриковичей, конец которой был положен только в 16 веке. В пользу этой теории говорит и «Повесть временных лет».
Данная теория характеризует славянских князей как умных и дальновидных политиков, не побоявшихся ради будущего своих земель немного поступиться своей властью и более сильного правителя.
Заключение
Рассмотрев предпосылки возникновения государственности у восточных славян, их занятия, религию, теории происхождения древнерусского государства, а также особенности формирования государства восточных славян, можно сделать следующие выводы:
Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют в столице, Киевской Руси) является естественным завершением длительного процесса разложения первобытнообщинного строя на полтора десятка славянских племенных союзов, живших по пути «от варягов к грекам». Образование государства создало благоприятные условия для развития ремесел, сельского хозяйства, внешней торговли.
Возникновение имущественного неравенства, концентрация власти и богатства в руках племенных и племенных вождей, формирование верных вождю военных дружин, переход от кровнородственной общности к территориальной-все это создавало предпосылки для возникновения государственной власти.
Государство также оказало влияние на формирование социальной структуры. Таким образом, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.
В рамках древнерусского государства сформировалась единая древнерусская нация – основа трех восточнославянских народов: великорусского, белорусского и украинского. Древнерусское государство на протяжении столетий после своего возникновения принимало на себя основной удар кочевников, обеспечивая тем самым благоприятные условия для развития европейской цивилизации.
Россия стала своеобразным мостом, через который осуществлялся культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение России во многом повлияло на ее собственный путь развития, вызвав внутренние противоречия.
Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции долгое время сохраняли свое место во всех сферах жизни восточнославянского общества.