Теория специализации происхождения государства кратко

2.17 теория специализации

Теория насилия в вопросе происхождения государства

Теория насилия образована двумя частями: теория внешнего насилия и теория внутреннего насилия.

Основатели теории внешнего насилия являются Гумплович и Каутский.

Суть теории – государство является результатом завоеваний одного племени другим.

Достоинство теории состоит в том, что она базируется на множестве исторических фактов, результат завоевания отражен в ней со всех сторон жизни вновь появившегося общества, аосударственный аппарат составляют завоеватели.

Минусы теории: не объясняет происхождение государства во всех регионах мира;в отношении процесса происхождения государства завоевания обладают вторичным характером. Помимо того, история знает примеры, когда не собственно завоевание, а именно его угроза послужила образованию государства. В добавок ко всему, кроме насильственного пути возникновения, есть так же и мирный путь.

Основателем теории внутреннего насилия является Дюринг.

Суть теории является, что государство появляется в результате насилия одной части общества над другой.

Плюсы данной теории это признание тогго, что: у людей имеются различные интересы; насилие в обществе имеет место быть; государство при осуществлении собственных функций применяет насильственные методы.

Минусами данной теории являются утверждения о том, что: отстаивание интересов может приводить к разрушению общества и государства; люди не могут быть равными в биологическом плане; государство не может всегда выражать интересы общества; если можно создавать государство насильственным путем, то так же его можно и разрушить.

Патриархальная теория происхождения государства: плюсы и минусы

Основатель концепции – это Аристотель, который считал, что государственное строительство является результатом объединения разросшихся семей. Он представлял всех людей существами, которые стремятся к коллективному взаимодействию и общению, что приводит к образованию семей. Разрастание семей приводит сначала к объединению родственников, а потом и к объединению между семьями. Что оформляется, в конце концов, в форме государственного устройства.

Что касается властных полномочий, то это не что иное как отцовская власть или полномочия патриарха объединенных семейств.

Достоинства патриархальной концепции:

  • в том, что прослеживается связь между семейными и государственными отношениями;
  • что порядок в обществе действительно достигается в результате воли патриарха;
  • что правитель – это патриарх или тот, кто имеет наибольший жизненный опыт и влияние. И на роль правителя может претендовать наиболее достойный представитель объединенных семей.

Недостатком этой концепции является то, что она не может объяснить все процессы существования государства и примером может служить появление жестоких или даже диктаторских правил и законов, если граждане – это якобы представители единой семьи.

Договорная теория происхождения государства: плюсы и минусы

Что касается основателей договорной концепции государственного устройства, то за рубежом – это как Гроций и Гобс, так и Лок и Руссо, а нашим соотечественником-последователем этой теории был Радищев.

В основе этой концепции лежит предположение, что государство – это результат общественного договора между различными слоями граждан с целью обретения всеобщих благ.

При этом договорная концепция, не смотря на утопию, так или иначе, имеет историческое подтверждение фактами. Иногда государственное строительство велось в результате согласия граждан на передачу своих прав специальному органу, например, с целью защиты самих граждан или для защиты от внешних угроз. И этому есть немало примеров в истории.

Положительной стороной договорной концепции государства является то, что она основана на естественных человеческих чувствах страха и является отражением природного инстинкта самосохранения. Кроме этого наличие в концепции элементов демократии с одной стороны опровергает религиозную основу, а с другой – опирается на историческую практику государственного строительства.

Недостатками договорной концепции являются:

  • утопия, что якобы человек никому не подчинен. А также якобы он не склонен к подчинению себе подобных;
  • что, являясь людской волей, договор может, как выполняться, так и расторгаться без участия госорганов;
  • по сути, договорные отношения между людьми могут быть заключены и вне государственных структур. И, действительно, история подтверждает, что общественные договора появились прежде, чем государственные институты.

Религиозные и мифологические концепции

Основа всех религиозных и мифологических теорий — это представления о божественном происхождении государства, системы власти, правил поведения. Первые теории появились при формировании первобытных общин. Существовали такие теории до средневекового периода. Общество и государство не разделялись.

Теория Платона

Согласно теории Платона государство появилось во времена Зевса и олимпийских богов, которые по жребию поделили все страны земли. Афина и Гефест основали демократическое государство на территории древних Афин (Аттика). Посейдон установил государство в форме наследственного царского правления на Атлантиде.

Основы государства были закреплены в законах. По теории Платона для организации верных форм земной жизни необходимо подражать мифическим первообразам: устройству Афин, где правят философы и устройству Атлантиды, где правят законы.

Древнеиндийская теория

Происхождение государства связывают с мифическими образами. Общекосмический и земной порядок, его законы, традиции и обычаи установили «Вседержители» Индра и Варуна. Индра был защитником государства от внешнего врага. Варуна представляет отношения между человеком и Богом.  Правовую сторону власти и союз между людьми позже представил Митра.

Древнекитайская теория

Порядок, организация власти, правила поведения появились в Древнем Китае благодаря божественному небу. Изначально термин поднебесная использовался для обозначения всего мира, позднее стал относиться только к территории, на которой правил император. Сам император считался сыном неба, которого назначили носителем власти.

Теологическая

Теологическую теорию иногда называют теократической.

Основателем теологической теории считают Фому Аквинского (средневековый монах). Он первым сформулировал идеи и концепции, характерные для общества того времени (12–13 век). Позднее эту теорию поддерживали Маритен и Мерсье (философы 19 века). Согласно его теории государственное образование является проявлением воли Бога. Государственная власть считается вечной и незыблемой, зависит от религиозных организаций и деятелей.

Люди не могут самостоятельно справиться со своими пороками. Государство и представители власти являются представителями и выразителями велений божьих. Все обязаны подчиняться главе государства. Неравенство среди граждан также объясняется волей божьей. Непослушание и нарушение правил рассматривается как неподчинение Богу.

Плюсы теологической теории состоят в том, что она способствует укреплению порядка, согласия, усилению духовности населения, препятствует переделу власти, насилию.

Основной недостаток теории в том, что ее нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Теологическая концепция не рассматривает социально-экономические и другие отношения, их влияние на государство. Придерживаясь этой теории, невозможно совершенствовать форму государства, улучшать его устройство.

В настоящее время эта теория поддерживается в Ватикане, Израиле и идеологами ислама, некоторыми восточными странами.

Договорные теории

Большую группу теорий составляют естественно-правовые концепции, их называют еще договорными. Суть их в том, что государство возникает в результате общественного договора, оно выгодно всем людям, которые обладают личными и экономическими правами изначально, но часть своих прав они передают государству в обмен на защиту. Философы видят в этой концепции тоже ряд минусов; в первую очередь это отсутствие внимания к объективным факторам, например военно-политического характера. К этой группе относятся теория Гоббса, сторонники которого полагали, что в естественном состоянии люди находятся постоянно в антагонизме. Человек всё время стремится к эгоистическим целям и готов агрессивно действовать с целью их достижения. Поэтому в целях общественной безопасности и сохранения мира люди, чтобы решить свои проблемы, были вынуждены заключить общественный договор об учреждении государства.

Договорная теория рассматривает возникновение государства иногда как попытку избежать социального неравенства, однако неравенство, напротив, усиливается. Жан Жак Руссо выдвигает проект нового договора, который будет призван исправить историю. Это договор общины, в рамках которой личность и имущество каждого будут защищены. Предложенный Руссо договор дает государству неограниченную власть над всеми людьми, но это власть, направляемая общей волей. При этом Руссо не видел необходимости в гарантиях прав и свобод людей.

Подобных взглядов в России придерживался Александр Радищев.

Патриархальная теория происхождения государства

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Плюсы и минусы теорий происхождения государства 470 руб.
  • Реферат Плюсы и минусы теорий происхождения государства 250 руб.
  • Контрольная работа Плюсы и минусы теорий происхождения государства 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Основателем патриархальной теории происхождения государства является Аристотель.

Суть теории излагается в том, что государство является продуктом разросшейся семьи.

В соответствии с данной теорией, люди представлены существами коллективные, устремляющиеся к общению между собой, которое ведет к появлению семьи. Позже развитие и разрастание семьи при объединении людей, а также рост числа семейств ведут к образованию государственности. Власть правителя — естественное продолжение отцовской власти, «патриарха» в семействе.

Плюсами теории является то, что она:

справедливо обращает внимание на взаимную связь «государства» и «семьи»;
помогает устанавливать общественный порядок в результате подчинения «отцовской воле»;
поддерживает людские верования в нерушимость мира;
раскрывает роль правителя государства, на которую может претендовать человек, имеющий большой жизненным опытом.

Минусы данной теориизаключаются в том, что она не раскрывает процессию происхождения государства во всех частицах мира; не может объяснить почему происходят войны, если государство является единой семьей; не объясняет жесткости некоторых законов.

Представители договорной теории

  • Томас Гоббс. Английский философ-материалист XVII века, видный политолог и один из основателей договорной теории.
  • Джон Локк. Также англичанин. Философ и педагог.
  • Жан-Жак Руссо. Один из великих просветителей Европы.
  • Александр Николаевич Радищев. Прославленный русский писатель, который за свою книгу «Путешествия из Петербурга в Москву» был осуждён и отправлен в ссылку по приказу Екатерины II, которая всячески отрицала и отвергала договорную теорис происхождения государства и права.
  • Гуго Гроций. Голландский юрист, философ и политический деятель. Основатель идеи международного права.

Основные представители договорной теории происхождения государства и права

Интересно, что разные представители договорной теории делали из неё разные выводы. Так, Руссо был сторонником радикального республиканизма, Локк защищал либеральную монархию, а Гоббс считал лучшей формой правления монархию авторитарную. Общественный договор также использовался в Декларации независимости США как принцип соблюдения демократии, а позже был интерпретирован применительно к современным условиям.

Договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на восстание против власти негодного правителя и его свержение.

Арктические пустыни. Животные и растения Арктики.
9 особенностей кочевой цивилизации

Общая характеристика теорий происхождения государства

Существующие теории по-разному отвечают на вопрос о причинах и путях возникновения государства. Разнообразие взглядов и суждений объясняется различными экономическими, социальными и политическими условиями, развитием науки и общества на определенный момент. Теории происхождения государства появлялись с древних времен, так могли называться концепции, где авторы высказывали свои философские и идеологические позиции, которые они занимали.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Теории происхождения государства имеют познавательную, философскую и методологическую ценность. Они рассматривают строение, структуру, функционирование, развитие государства с точки зрения, близкой автору концепции. В основе любой теории ставится конкретный доминирующий способ возникновения государства.

На возникновении любой теории влияли несколько факторов:

  • сложность и многогранность процесса возникновения государства, влекущие трудности в правильном восприятии процесса;
  • исследователи субъективно воспринимают процесс возникновения государства;
  • преднамеренное искажение первоначального процесса;
  • смешение процесса возникновения государства с другими социальными и экономическими, правовыми процессами.

Существующие в современном мире теории происхождения государства можно условно разделить на три группы: религиозные и мифологические теории, естественно-научные теории и социально-экономические.

Теории происхождения государства комплексно изучаются разными науками: историей, обществознанием, политологией.

Теологическая теория происхождения государства

Объясняла возникновение государства и права в результате божественной воли (еще в Древнем Египте и Вавилоне).

В силу занимаемого положения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения.

Представители: Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф.

Учения о божественном сотворении мира — креационизм. Полностью отрицает процесс эволюции и естественного отбора. Наибольшее признание в период становления и развития феодализма.

Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, это вопрос веры.

Волюнтаристские теории

Существует группа современных волюнтаристских теорий. Рассмотрим некоторые из них. Ирригационная теория связана с именем Карла Виттфогеля; это ученый-марксист, который объяснил возникновение государства тем, что возникла необходимость строительства ирригационных сооружений; такой вывод он сделал, рассматривая первые государства Месопотамии, Египта, Китая, где и в самом деле требовались ирригационные системы.

Расовая теория основана на том, что люди изначально делятся на две группы или расы: рабовладельцы и рабы; одни призваны владеть и управлять, другие – работать и подчиняться; арийцы являются высшей расой, евреи – низшей; эта теория получила распространение в нацистской Германии, Гитлер использовал ее для обоснования права на уничтожение низших народов.

От расовой надо отличать диффузионную теорию; она тоже утверждает передачу государства от одного народа к другому, но не декларирует принцип природного неравенства.

Еще одна теория – спортивная школа права; она связывает возникновение государства со спортом; физическое воспитание, по мысли исследователей, было подготовкой к военному делу и иерархии: победители в соревнованиях — это будущая родовая аристократия.

Теологическая теория происхождения государства

Основателем теологической теории происхождения государства является Фома Аквинский (годы жизни:1225-1274г.)

Сутью теории является то, что государство представляется результатом божьей воли.

Замечание 1

Государство представлено продуктом божественной воли, в силу этого государственная власть является вечной, незыблемой и зависимой в большинстве от религиозных организаций и деятелей. Любой человек обязуется подчиниться во всем своему государю. Этой теорией утверждается, защищается тезис «вся власть исходит от бога».

Плюсами теории являются:

  • Теория объснет образование государства совместно с монорелигией;
  • Теория дает возможность устанавливать общественный порядок;
  • Теория дает отражение объективным решениям того времени, а конкретно- первые государства были теократические.

Минусы — теория не является научной, так как при ее помощи невозможно доказать либо опровергнуть происхождение государства.

Психологическая теория происхождения государства

Г. Тард, Л. И. Петражицкий (1867-1931).

Возникла в середине 19 века, объясняла появление государства и права через свойства человеческой психики, то есть потребностью подчиняться и быть зависимым от элиты.

Народ – пассивная и инертная масса, ищущая подчинения.

Общество и государство – сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений.

Человечеству присуща психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также в необходимости коллективного взаимодействия.

Л. И. Петражицкий:

Право предназначено выполнять две общественно значимые функции:

    • распределительную (наделение граждан материальными и идеальными благами в виде неприкосновенности людей, свободы слова и свободы собственности);
    • организационную (наделение определенных категорий субъектов права властными полномочиями).

Патриархальная теория происхождения государства

Возникла в древности. Основатель – Аристотель, однако, подобные идеи высказывались Г. Мэмом, Д. Мэрдоком, Н. К. Михайловским (19 век).

Суть данной теории: государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, — это продолжение власти отца.

Аристотель считал, что государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения (семьи, селения). В средние века эта теория служила обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.

Положение этой теории развивал и Конфуций (Китай).

Н. К. Михайловский, предлагая устранять из жизни все безнравственное, вредное и неразумное по отношению к человеку, считал такое возможным только в обществе, построенном по типу семейных отношений.

В современных условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях отражена в идее государственного материализма  — возложения на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в решении социальных вопросов.

Происхождение и основатели учения

В переводе с древнегреческого слово «теология» означает «наука о боге». а произошло оно от θεός (бог) и logos (понятие, суждение. мысль, учение). Зародившись в период расцвета феодализма, богословская гипотеза происхождения государства обрела популярность в XIII веке. Основоположниками теории считают Аврелия Августина и Фому Аквинского.

Широкое распространение религиозного обоснования государственности объясняется тем, что вера в существование высших сил возникла задолго до того, как появились какие-либо общественные институты. Изначально отношения между людьми подчинялись обычаям, обусловленным необходимостью выживать.

В XII—XIII вв. в странах Европы возникло ответвление теологической доктрины, известное как теория двух мечей. Истоки этого течения содержатся в Евангелии, где сказано, что ученики принесли Иисусу Христу два меча. Впоследствии эти орудия были истолкованы верховными священнослужителями как олицетворение двух ветвей власти — светской и церковной. Но поскольку религиозные каноны не одобряют насилие, один меч апостолы вложили в ножны, а второй передали монархам. Так государи получили право властвовать, миловать и наказывать простых людей.

Теологическая теория базируется на идее, согласно которой церковь имеет приоритет над гражданской властью, однако она неотделима от государства. Во второй половине XIII получили распространение труды Фомы Аквинского. Итальянский теолог и философ, канонизированный церковью как святой, утверждал, что государство создано по подобию сотворения мира. Монарх сначала продумывает структуру и обустраивает страну, а затем приступает к управлению. Известные труды философа:

  • «Комментарии»;
  • «Дискуссионные вопросы»;
  • стихотворение «Этика»;
  • трактаты по алхимии, религии и философии;
  • примечания к Библии, трактатам Псевдо-Дионисия, Боэция, Аристотеля, Петра Ломбардского;
  • «О правлении властителей»;
  • «Сумма теологии».

Мифологические и религиозные концепции

Их общая сущность в том, что происхождение государства объясняется вмешательством высших сил, то есть, по мнению философов, которые создают эти концепции, государство ведет свое происхождение от Бога. К этим теориям относятся теории Платона, древнеиндийская, древнекитайская и некоторые другие. Например, теологическая теория, которая стала очень знаменита благодаря трудам Фомы Аквинского. Она гласит, что государство является проявлением и божественной, и человеческой воли; что касается власти, то она тоже может быть Божественной и богопротивной.

Таблица “Теории происхождения государства”

Теологическая Патриархальная Классовая Договорная Насилия Волюнтаристские
Государство от бога Выросло из семьи Результат классовой борьбы Следствие общественного договора Основано на подчинении разные

Главные положения

Теории, опирающиеся на божественное происхождение людей и государства, возникли в эпоху феодализма. Первоначально гипотезу о том, что всё создано Всевышним, выдвинули мыслители Древнего Египта, а немного позже подобные убеждения распространились и стали популярными в Вавилоне. Впоследствии взгляды отдельных учёных получили развитие и сформировались в несколько постулатов и догм.

Фундаментом теологической теории является убеждение, что государство — это структура, предложенная Богом и существующая согласно его воле. Следовательно, простой народ не должен подвергать сомнению целесообразность принимаемых законов и действий правителей. Последние считаются посредниками между Богом и людьми, почти так же, как священнослужители.

Характеристика и сущность теологической концепции появления правового государства:

  • Государственное устройство незыблемо и вечно, власть и порядок, предложенный ею, существуют по воле Бога.
  • Наука, законы и любые указы, издаваемые правителями, имеют божественную суть. Они не должны подвергаться критике или сомнениям.
  • Главный изъявитель воли Бога на земле — Папа Римский.
  • Государи и другие представители руководящей системы управляют страной, имея на то главное основание — божье волеизъявление. Простые граждане не вправе вмешиваться в политику, так как Бог не наделил их соответствующими полномочиями.
  • Всякий, кто посмеет критиковать, осуждать власть или попытается совершить переворот, идёт против воли Всевышнего, а значит, совершает ужасный грех и будет наказан. С благоговением и почитанием нужно относиться как к монарху, так и к государевым мужьям (чиновникам всех рангов).

Кратко их можно представить в виде перечня:

  • патриархальная;
  • договорная;
  • насильственная;
  • органическая;
  • автоматическая (обусловленная специализацией труда);
  • материалистическая (марксистская);
  • психологическая;
  • патримониальная;
  • спортивная;
  • ирригационная (гидравлическая).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: