Функции государства

Функции государства

Внешние функции:

Борьба за мир и мирное существование

Это тип отношений между государствами с различным общественным строем, который предполагает: отказ от войны как средства решения спорных вопросов между государствами, разрешение их путём переговоров.

Научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами

Поощрению международного сотрудничества в научной и культурной сфере способствует, например, Экономический и Социальный Совет ООН.

Взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды

ЮНЕП (англ. UNEP United Nations Environment Programme)-программа ООН по окружающей среде существует с 15 декабря 1972 г. Главной целью ЮНЕП является организация проведения мер,направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений.

  • Доклад на тему предпринимательское представительство

      

  • Доклад по теме системы кодирования технико экономической информации

      

  • Доклад на тему обособление приложений

      

  • Общая характеристика природных явлений 7 класс обж доклад

      

  • Вирусы и эпидемии доклад

Классификация функций государства в зависимости от внутренних и внешних сфер деятельности.

Функции государства  – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и назначение в жизни общества.

Функции государства классифицируются по различным критериям:

по характеру государственного воздействия на общественные отношения:

Охранительные функции — деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).

— Регулятивные функции — деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.).

по важности для общества

— основные и неосновные (подфункции) (поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);

по времени действия

— постоянные и временные (развитие культуры и ликвидация безпризорности);

по степени отражения интересов различных групп населения

— ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);

по объектам воздействия (по сфере деятельности)

— внутренние и внешние (охрана здоровья населения и международное сотрудничество).

Функции российского государства — что к ним относят

В 6 классе на уроках по обществознанию школьники знакомятся с понятием и кратким содержанием функций государства.

Выделим основные признаки функций РФ:

1. Они носят комплексный, собирательный характер. Раскрывают роль российского государства и показывают его усилия, сосредоточенные именно на стратегических, жизненно важных направлениях внутренней или внешней политики (внутри страны и за рубежом). 

2. У каждой функции существует свой объект воздействия и свое содержание. Объект — конкретная сфера общественных отношений (культура, образование, политика, экономика и т.п.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты служат критериями для разграничения государственных функций. Содержание функции показывает, какие конкретно управленческие действия в данной сфере отношений государство совершает, чем конкретно занимаются соответствующие государственные органы.

3. Государственные функции непосредственно выражают и конкретизируют сущность государства и его социальное назначение в общественной жизни. Таким образом, сущность и перечень государственных функций зависит от сущности и социального назначения государства.

4. Они показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним на определенном этапе его развития. То есть функции зависят от целей и задач.

Цели — это то, к чему стремится общество, а задачи — средства достижения цели. 

Главными целями российского государства в системе мирового сообщества являются различные блага человека, его нравственное, материальное и физическое благополучие, правовая и социальная защищенность, обеспечение безопасности, стабильности и процветания современного общества. Государство всегда должно выступать как верховный защитник законных интересов личности. 

Существует взаимосвязь между понятиями «задача» и «функция». Но различие состоит в том, что задача — это то, что требует разрешения: какая-то глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе его развития, а функция — определенный вид деятельности, направленный на такое разрешение.

Бывают ситуации, когда есть одна задача, а для ее выполнения необходимо несколько функций. Таким образом, задачи могут быть решены только посредством функций.

5. Обладают систематичностью и относительным постоянством. Они осуществляются всем государственным аппаратом и охватывают всю его деятельность в целом в отличие от функций государственных органов, специально предназначенных для определенной деятельности (например, расследование уголовных дел, таможенный контроль).

6. Функции нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Государство осуществляет свои функции в свойственных только ему специфических формах и с помощью характерных именно для него методов.

Формы осуществления — однородная деятельность конкретных государственных органов для реализации государственных функций. Каждая функция осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах (не связанных с правом).

Правовые формы:

  • правотворческая (законодательная) — подготовка, принятие и издание нормативно-правовых актов;
  • правоприменительная — управленческая деятельность по реализации права;
  • правоохранительная — деятельность, связанная с охраной установленных норм (правил поведения), а также защита прав и свобод граждан.

Организационные формы:

  • организационно-регламентирующая;
  • хозяйственная;
  • идеологическая работа органов государственной власти.

Методы осуществления государственных функций — способы и приемы, с помощью которых органы власти их реализуют.

Характерные для государственной власти методы:

  • убеждение и принуждение;
  • поощрение;
  • рекомендации;
  • стимулирование;
  • надзор и контроль;
  • нормативное и договорное регулирование.

7. Они отражают динамическую характеристику и формы государства, поэтому им свойственна подвижность и изменчивость. 

В различные исторические периоды первостепенное значение приобретают различные цели и задачи, соответственно, и функции тоже могут отличаться.

Прежде всего, они подвержены влиянию научно-технических, интеллектуальных достижений цивилизации. Также к факторам, определяющим эволюцию государственных функций, следует отнести: состояние природной среды, экологическую обстановку, территориальные изменения, традиции, социальные условия, развивающуюся информатизацию общества и др.

Разновидности функций

Согласно общепринятой классификации, по сферам деятельности государства, его функции делятся на внутренние и внешние.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Внутренние функции нацелены на решение основополагающих задач внутри страны. Их реализация обусловлена содержанием и общественным назначением государства, которое обеспечивает верховенство власти.

Характеристика внешних функций включает в себя характеризуют деятельность государства за границей, раскрывая специфику его интересов на международной арене. Реализация внешних функций делает страну полноправным субъектом международных отношений.

Внутренние и внешние функции государства взаимосвязаны и чаще всего дополняют друг друга.

Внутренние функции:

Экономическая функция

Ее содержание заключается в осуществлении государством мер по развитию экономики: промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и других областей — путем образования государственных предприятий, принятия законов в экономической сфере, создания условий для деятельности негосударственных предприятий, экономики и др. 2

Правоохранительная функция

Она состоит в деятельности государства по обеспечению правопорядка, защите прав и законных интересов человека путем точного и полного соблюдения законодательства всеми гражданами, организациями и государственными органами.

Социальная функция

Она призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. Например, государство должно: — выплачивать пенсии пожилым людям

— платить пособия по безработице

— оказывать помощь многодетным семьям

Культурно-просветительская функция

Она направлена на подъем культуры и образовательного уровня граждан, создание условий их участия в культурной жизни, науке, искусстве. Например: -создание и финансирование школ,колледжей,институтов.

Признаки функций государства

  • в функциях государства отражаются основные цели и задачи, стоящие перед государством;
  • в функциях государства непосредственно выражается и конкретизируется сущность государства, его социальное назначение;
  • выполнение государством своих функций есть решение стоящих перед ним задач по управлению обществом;
  • функции государства носят конкретно-исторический характер и изменяются в процессе развития государства и общества;
  • государство реализует свои функции в присущих только ему специфических формах и посредством характерных только для него методов.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Понятие функций государства

Функциями государства называются основные направления деятельности государства, выражающие его сущность.

Подчеркнём, что, во-первых, функции государства — это не любые, а именно основные, главные направления его деятельности, каждое из которых имеет своё конкретное содержание. Например, правоохранительная функция предполагает обеспечение точного соблюдения всеми участниками общественных отношений установленных государством правил, охрану общественной безопасности, прав и свобод граждан, наказание лиц, совершавших противоправные действия, и пр.

Во-вторых, в функциях государства выражается его сущность, главное социальное предназначение. Любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляло) общесоциальные функции. Даже ранние государства, например рабовладельческие и феодальные, наряду с классовыми функциями (подавление сопротивления эксплуатируемых классов) выполняли в той или иной мере «общие дела» (строительство ирригационных систем, дорог, храмов и других общественных сооружений, борьба с эпидемиями, стихийными бедствиями, регулирование общественных отношений на основе законов и пр.). Тем самым узкоклассовая сторона сущности государства сочеталась с другой его сущностной стороной — общесоциальной. Следовательно, государство всегда выступало по ряду направлений в интересах всего общества, являлось средством его объединения. Напомним, что постепенно в самих классах наблюдались значительные изменения, произошло становление среднего класса — мощного стабилизирующего фактора общества. Это существенно отразилось на функциональной деятельности государства (особенно во второй половине XX в.). Функции, рождённые классовыми противоречиями, отошли на второй план. Приоритетное положение приобрели общесоциальные функции. На смену методам принуждения, прямого насилия пришли государственно-правовые методы и средства (обеспечение прав и свобод граждан, смягчение социального неравенства, выполнение государством функции социального и политического арбитража).

В-третьих, функции государства тесно связаны с задачами, которые при этом решаются. Под влиянием общественных условий, задач, решаемых в тот или иной исторический период, изменяются приоритеты в функциональной деятельности государства. Например, в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на первый план в СССР вышла задача укрепления обороноспособности страны, отражения агрессора. Решению этой первоочередной задачи была подчинена большая часть функций государства: перестройка промышленности на военный лад, производство современного вооружения, создание оборонительных сооружений и др.

Отдельные функции государства — это лишь относительно самостоятельные аспекты целостной и единой по своей сути функциональной деятельности государства, которая осуществляется всеми или многими его органами. Именно целостная функциональная деятельность государства, как вам известно, порождает и поддерживает государственный (политический) режим.

Примеры основных функций государства

Сущность государственных функций определяется деятельностью государства, его актуальными проблемами и задачами, требованиями современности, внешними угрозами и т. д. Для того, чтобы понять, как реализуются основные функции государства в современном мире, можно обратиться к следующим примерам.

Борьба с демографическим кризисом

Борьба с демографическим кризисом лежит в сфере реализации социальной функции, которая предполагает осуществление специальных мер для преодоления кризиса:

  • единовременные выплаты при рождении ребенка и ежемесячные детские пособия;
  • льготы при покупке ипотечной недвижимости для молодых семей;
  • льготы при кредитовании на жилье многодетным семьям;
  • увеличение пенсионных выплат и т. д.;

Государственная поддержка культуры и науки

Сущность культурной функции, к примеру, предполагает предоставление ученым и деятелям искусства государственной поддержки в развитии их профессиональной деятельности. Помощь государства обычно требуется в следующих сферах:

  • формирование и функционирование программ по сохранению атрибутов национальной культуры;
  • поддержка и мотивация талантов;
  • сохранение и защита исторических памятников;
  • популяризация и расширение высокодуховных ценностей в обществе и т. д.

Внутренние функции

К внутренним функциям государства относятся:

  1. Правопорядок или правоохранительная функция, которая направлена на защиту прав и свобод индивида, прописанных в Конституции. В рамках ее реализации государство гарантирует полное соблюдение законодательства всеми членами общества. За обеспечение закона и правопорядка отвечает система правоохранительных органов: суды, органы внутренних дел и т. д. Защита прав человека — одна из базовых задач развитого государства, так как является основой взаимоотношений со всем мировым сообществом.
  2. Организаторская функция нацелена на упорядочивание всей властной структуры. Государство контролирует соблюдение законов, следит за процессом принятия и исполнения государственных назначений и решений, а также координирует работу всех участников политической системы.
  3. Экономическая функция отвечает за общее развитие экономики, регулируя экономические отношения и процессы посредством налоговой и кредитной политики, распределения ресурсов, формирования стимулов активности и определения санкционных взысканий и ограничений. Во время экономических кризисов и депрессии влияние государства на экономику может возрастать.
  4. Социальная функция направлена на обеспечение благополучия в обществе, основанное на достойных условиях жизни и развитии всех граждан, формирование равных возможностей для достижения необходимых благ. Важную роль играет социальная защита граждан, нуждающихся в материальной поддержке, которая осуществляется через выплату пособий по безработице и помощь неимущим семьям, старикам, инвалидам и т. д. Также в рамках социальной функции обеспечивается права каждого человека на свободу труда, социального страхования, миграции рабочей силы, защиту собственности и т. д.
  5. Экологическая функция пересекается с социальной, так как именно государство обеспечивает экологическое благополучие и безопасность населения. Неконтролируемое пользование природными ресурсами, повсеместное загрязнение окружающей среды и нарушение экологических предписаний требуют постоянного контроля со стороны государства. Для предотвращения экологической катастрофы, государство устанавливает правовой режим природопользования и определяет конкретные меры наказания за нарушения.
  6. Образовательная функция заключается в повышении качества образования и его популяризации. Основной задачей является обеспечение всем гражданам равных условий для получения образования и приобретения профессии.
  7. Культурная функция создает условия для удовлетворения культурных потребностей общества и развития общекультурного уровня граждан. Реализация функции направлена на формирование культурной активности граждан в сферах искусства, творчества и т. д.

Примеры основных функций государства

Сущность государственных функций определяется деятельностью государства, его актуальными проблемами и задачами, требованиями современности, внешними угрозами и т. д. Для того, чтобы понять, как реализуются основные функции государства в современном мире, можно обратиться к следующим примерам.

Борьба с демографическим кризисом

Борьба с демографическим кризисом лежит в сфере реализации социальной функции, которая предполагает осуществление специальных мер для преодоления кризиса:

  • единовременные выплаты при рождении ребенка и ежемесячные детские пособия;
  • льготы при покупке ипотечной недвижимости для молодых семей;
  • льготы при кредитовании на жилье многодетным семьям;
  • увеличение пенсионных выплат и т. д.;

Государственная поддержка культуры и науки

Сущность культурной функции, к примеру, предполагает предоставление ученым и деятелям искусства государственной поддержки в развитии их профессиональной деятельности. Помощь государства обычно требуется в следующих сферах:

  • формирование и функционирование программ по сохранению атрибутов национальной культуры;
  • поддержка и мотивация талантов;
  • сохранение и защита исторических памятников;
  • популяризация и расширение высокодуховных ценностей в обществе и т. д.

Вопрос № 2. Эволюция функций государства

Рассматривая основные признаки государственных функций мы отмечали, что существования какой либо функции обусловлено различными социально-политическими и экономическими детерминантами, которые существуют в конкретный исторический период того или иного государства.
Совершенно очевидно, что каждое государство в своем развитии проходит абсолютно различные, не похожие друг на друга периоды. Иногда даже можно говорить о прекращении одного государства и возникновении другого. Например: Советский союз и Российская Федерация. И в каждом конкретном историческом периоде под влиянием разнообразных факторов складывается специфическая среда, специфические условия. Сюда относиться и расстановка политических сил, и настроение общественных масс, и экономическое состояние государства, и многое другое. Естественно, что в связи с этим меняются цели и задачи государственного строительства. Так, в СССР главной целью являлось построение коммунистического общества, в Российской Федерации – правового государства. Все это вызывает, по понятным причинам, изменение основных направлений деятельности государства, то есть государственных функций. Процесс постоянного изменения и совершенствования, какого либо явления, в том числе и функций, именуется в государствоведении эволюцией. Применительно к рассмотрению нашего явления – эволюцией функций государства.
Бесспорно, что государство на любом этапе своего развития осуществляет не одну, а сразу несколько функций. Уже ранние города-государства осуществляли одновременно функцию обороны страны, расширение своей территории по средствам захвата или завоевания чужой, обеспечение производящей экономики, поддержание духовно-религиозной жизни общества и др.
По мере укрепления и развития государства оно стремится проникнуть и контролировать практически все сферы общественной жизни, а соответственно и увеличивается функциональная составляющая государства.
На современном этапе государство выполняет множеством совершенно разнообразных функций, о которых первые государства или даже государства Средних веков и не могли себе помыслить. И наоборот некоторые функции (например, распространение и поддержание определенной религии) государства нашего времени уже не осуществляют. Другие функции, остаются, но существенно видоизменяются. А некоторые, наоборот, реализуются государством на протяжении всего исторического процесса его развития.
Конечно, каждая страна обладает своим набором функций, так как в каждом государстве под влиянием различных национальных, исторических, геополитических, этнокультурных, экономических и многих других факторов складываются свои специфические условия существования общества. А кроме того сам процесс развития того или иного государства у всех протекает в различные сроки.

Формы и методы осуществления функций государства в контексте юридической безопасности

Миненко К.С., Студент 2 курса, специальности 40.05.01, ФГБОУ ВО Московский Технологический Университет

Понятие безопасности является достаточно актуальным в современном мире, поскольку это социально-правовое явление призвано обеспечивать устойчивость социальных отношений, их нормальное функционирование, а также защищённость от постоянно возникающих в жизни человека угроз (такие как биологические-заболевания, природные катаклизмы и катастрофы техногенного характера, информационные – хакерские атаки и правовые и тд.). Там, где личность находится в безопасности, там в безопасности общество и государство. Только на ее основе можно успешно проектировать и осуществлять меры по обеспечению безопасности общества и государства.Так как большинство стран, в том числе и Россия, являются социальными, демократическими и правовыми государствами, то основной их задачей является защита и гарантия прав, свобод и законных интересов граждан. Данный принцип находит своё отражение в большинстве Конституций государств и различных международных нормативно-правовых актах. Поэтому юридическая безопасность как один из видов безопасности является неотчуждаемым элементом социального, правого и демократического государства. Поскольку она противостоит тем угрозам, которые возникают в ключевых областях жизнедеятельности общества, то есть предотвращает и отражает опасности, которые вызываются юридическими воздействиями.

В контексте юридической безопасности основными и превалирующими формами осуществления функций государства являются правовые. Такие как: правотворческая, которая выражается в подготовке и непосредственном издании нормативно-правовых актов в государстве; правоприменительная, которая связана с реализацией законным путём издания актов применения права; правоохранительная – направленная на защиту прав и свобод граждан, предупреждение правонарушений и привлечение к ответственности виновных. В каждой из этих форм наблюдается неразрывная связь с юридической безопасностью, а именно: любая правовая форма деятельности органов государства, посредством которого реализуются его функции, и собственно сама юридическая безопасность нацелена на минимизацию негативной составляющей правовой сферы, модернизацию федерального и регионального законодательства, а также укрепление единства и целостности правового пространства. В качестве аргумента к вышеприведенному тезису, можно привести пример, в котором рассматривается экологическая функция государства. Изначально, законодательному государственному органу необходимо принять соответствующую нормативно-правовую базу. В данном случае это будет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды». После этого необходимо создать соответствующие органы государства и обеспечить их стабильную работу и нормальное функционирование. Например, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Все эти меры направлены на обеспечение экологической безопасности страны, укрепление единства правового пространства в сфере экологии, что является общей целью как правовых форм осуществления функций государства, так и юридической безопасности в целом.

Научный руководитель – Шеяфетдинова Н.А.

Григорьева И.В. Теория государства и права: учебное пособие. – Тамбов. – 2009. – 304 с.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник – 2-е изд. – М.: Юристъ. – 2005. – 512 с.

Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е издание. – М.: РИОР; ИНФРА-М. – 2010. – 559 с.

См.: Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е издание. – М.: РИОР; ИНФРА-М. – 2010. – С.85.

См.: Фомин А.А. Указ. Соч. – С. 101.

См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник – 2-е изд. – М.: Юристъ. – 2005. – С.63-63.

Формы осуществления функций государства

Содержание любого явления не может существовать вне соответствующей формы. Это присуще и функциям государства. Воздействие государства на конкретные виды и группы однородных общественных .отношений осуществляется в соответствующих формах.

Вопросы форм осуществления функций государства весьма важны. Л.И. Каск справедливо замечал, что эти вопросы имеют для науки большее значение, нежели им принято придавать1. Развитие и совершенствование функций государства, как уже отмечалось, получает конкретное выражение не только в их содержании, но и в формах и методах их реализации. «Изменение в содержании внутренних и внешних функций государства, — писал В.М. Чхиквадзе, — находит последовательное отражение в формах их осуществления»».

Правильный выбор форм осуществления конкретных функций может, как стабилизировать условия развития общества, оказывать созидательное воздействие, так и усиливать его кризисное состояние. В этой связи особое значение приобретает вопрос о соотношении государства и права. Рассматривая его, А.А. Кененов пишет: «В праве государство находит для себя наиболее рациональную и эффективную форму осуществления своих функций. Для права же государство является непосредственно «производящим» право и обеспечивающим реализацию его органами» .

Формы осуществления функций государства нельзя рассматривать в отрыве от содержания его деятельности и от сущности государства, которые их определяют. Будучи категориями подвижными, эти формы развиваются и изменяются вместе с государственной жизнью, экономическими, социальными, политическими, идеологическими и иными отношениями в обществе.

В отечественной литературе сложилось понятие форм осуществления государственных функций, как внешнего выражения функционирования государства, способов и средств осуществления конкретной практической деятельности государства, направленной на реализацию целей государства и решение стоящих перед ним задач

При этом основное внимание уделялось выделению и анализу правовых форм осуществления государственных функций, т.еГсвязанных с использованием права и влекущих правовые последствия

Вопрос о классификации форм осуществления государственных функций стал предметом научных дискуссий еще в 50-60-х годах прошлого столетия. Однако при относительном единстве в понимании этих форм как видов государственной деятельности в юридической литературе отсутствует единая их классификация. В то же время просматривается тенденция к увеличению в более поздних работах числа форм осуществления государственных функций, порою смешению этих форм с самими функциями, и соответственно усложнению их классификации. Эта тенденция не является случайной. Она — прямой результат развития государственности, в частности, усложнения государственной деятельности по масштабности и содержанию задач и функций, развертывания демократии, возрастания роли всех звеньев государственного механизма и т.д.

При этом в юридической литературе в качестве специфических признаков правовых форм осуществления функций государства, как видов деятельности его механизма, назывались: 1) назначение или цель определенного вида государственной деятельности; 2) организация органов, выполняющих эту деятельность; 3) способы ее проведения1.

Г.И. Петров специфическими признаками формы государственной деятельности считает: специфичность цели деятельности; специфичность организации органа, ее осуществляющего; специфичность способов деятельности этих органов. Под видами, или формами государственной деятельности, указывает он, понимаются «части единой деятельности по осуществлению функ-ций государства, различающиеся своим конкретным назначением, а, следовательно, организацией их осуществляющих органов и специфическими способами осуществления»1.

Н.А. Волков, намечая основные линии отграничения одной формы государственной деятельности от другой, относил к их числу назначение органа, характер осуществления и объем государственно-властных прав, роль данной формы в деятельности государства как единого целого».

В отечественной теории государства и права между понятиями функций государства и форм их реализации обычно проводится четкое разграничение. В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются, во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфика видов государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность всех, многих или нескольких органов государства, посредством которой осуществляются его функции3.

Факторы, влияющие на функции государства

Деление общества на классы. В обществе с ярко выраженной классовой дифференциацией, государство выступает в роли политической организации правящего класса и обслуживает, прежде всего, интересы этих классов и групп, одновременно прибегая к насилию своих классовых противников.

В процессе развития общества взаимоотношения между классами менялись, менялась и социальная политика государства, в результате чего выработалась общесоциальная деятельность государства. В такой деятельности заинтересованы все без исключения классы и группы населения. В сферу общесоциальной деятельности входят национальная безопасность, поддержание общественного правопорядка, борьба с преступностью, борьба со стихийными бедствиями и катастрофами и пр.

Данная деятельность направлена на обеспечение устойчивости социальных отношений и связей внутри общества, на формирование целостного и неделимого коллектива на базе общих ценностей и интересов;

Демократическая составляющая политики государства. Данный фактор определяет степень заинтересованности государства в человеке, в соблюдении его прав и предоставлении ему свобод;

Национальные факторы. Особенно актуальна роль данного фактора в многонациональных странах, к числу которых относится Российская Федерация. В нашем мире практически невозможно встретить мононациональное государство. В связи с этим странам необходимо проводить меры, направленные на согласование национальных интересов, учитывать национальный фактор в реализуемой политике, выявлять источники обострения национальных конфликтов и использовать правовые методы их урегулирования;

Научно-технический прогресс. Данный фактор имеет двойственное воздействие на деятельность государства. С одной стороны, прогресс в науке и технике способствует тому, что государство покровительствует развитию данной сферы. С другой стороны, государство должно сдерживать негативные последствия от использования научных изобретений посредством права. Например, изучение атома способствовало развитию атомной инженерии, но, одновременно, мировое сообщество ограничивает или запрещает создание и применение ядерного оружия;

Экологический фактор. Каждое государство обязано обеспечить защиту прав человека на жизнь в безопасной и благоприятной среде. В развитых странах в условиях научно-технического прогресса вопросы экологии является одними из приоритетных;

Фактор информатизации. Развитие информационных процессов диктует само общество. Человеку необходимо знать о происходящем не только в его стране, но и за ее пределами. В связи с этим государство призвано возможность для реализации свободы информации и ее равную доступность каждому;

Международная обстановка. В последние десятилетия международные связи, международное сотрудничество все больше влияет на политику государств. международный баланс сил, появление новых сверхдержав, международные торговые соглашения, все это не может не отражаться на внутренней и внешней деятельности государства.

Вывод

Таким образом, функции государства – это главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества.

Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов, их динамику, направленность. Осуществление конкретных функций может, с одной стороны, стабилизировать развитие общества, оказать созидательное влияние, с другой стороны, усилить его кризисное состояние.

Иными словами, функции государства представляют своего рода механизм воздействия государства на общественные процессы и отношения, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.

Функции государства — это главные направления его деятельности, определяющие течение общественных процессов в рамках определенного исторического периода.

Функции отражают назначение и суть государства в обществе, и призваны удовлетворять базовые интересы и потребности граждан. Они определяются в зависимости от задач, актуальных для населения на том или ином этапе развития.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: