Сурков, алексей александрович

Сурков, алексей александрович

Песни и стихи 1930-х

В стихах 1930-х, вошедших в сборники «Ровесники: Вторая книга стихов» (1932), «Родина мужественных: Третья книга стихов» (1935), «Путем песни: Четвертая книга стихов» (1937), «Так мы росли» (1940) и многие другие, продолжался рассказ о таких людях, но с большей конкретизацией — о кронштадтском минере Синице, напутствующем в предсмертном слове бойцов «в последний поход» (стихотворение «Смерть минера Синицы»), о комиссаре, бывшем путиловском слесаре, поднимающем матросов в ночную атаку (стихотворение «Агитатор»), о командире отряда, где «мастера войны и мира, полководцы-батраки» (стихотворение «Командир Исаев»). О роли повествователя в таких стихах точно сказал близкий Суркову по художественной манере поэт Н. Дементьев: «Он присутствует в своих стихах и как действующее лицо. Это он утешает минера Синицу. Он пишет письмо вдове убитого бойца. Путиловский парень называет его Алешей» (Дементьев Н. Об Алексее Суркове // Красная новь. 1935. № 10. С. 205). В 1930-е по «социальному заказу» создается жанр массовой песни, и Сурков принимает в этом участие. Самой известной из созданных им тогда стала «Конармейская песня» («По военной дороге…», 1935).

Конармейская песня. Слушать онлайн. Видео

https://vk.com/video_ext.php

Песня «Конармейская» («По военной дороге Шел в борьбе и тревоге») братьев Покрасс на стихи Алексея Суркова. Исполняет хор воспитанников Московской военно-музыкальной школы в сопровождении Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Дирижёр — Юрий Силантьев. Запись с авторского вечера композитора Дмитрия Покрасса, посвящённого его 75-летию. Москва. Колонный зал Дома союзов. 1974 г.

Биография: семья мастера слова

Став завсегдатаем литературных встреч, поэт знакомится с Софьей Антоновной Кревс, своей будущей женой. У пары рождается двое детей: сын Алексей 1928 г.р. и дочь Наталья 1938 г.р. В годы войны семья будет находиться в эвакуации в Чистополе, именно туда с фронта будет писать свои письма Алексей Сурков. В дальнейшем дочь выберет для себя профессию журналиста, занимаясь музыковедением. Сын станет военным, инженером-полковником ВВС.

30-е годы ознаменованы тем, что А. Суркову приходится восполнять недостаток образования: он не только окончит Институт красной профессуры, но и защитит диссертацию, став преподавателем Литературного института. Не оставит он и редакторскую работу, сотрудничая с М. Горьким в «Литературной учёбе», журнале того времени. Работая в ЛОКАФе, продолжает писать стихи и песни о героях гражданской войны: «Ровесники», «Наступление», «Родина мужественных». Некоторые произведения становятся песнями: «Чапаевская», «Конармейская».

Алексей Александрович Сурков

Сурков Алексей Александрович (1.10.1899—14.06. 1983), поэт,
общественный деятель. Родился в д. Середнево, ныне Рыбинского р-на
Ярославской обл. С 12 лет Сурков служил «в людях» в Петербурге.

Первые стихи Суркова напечатаны в 1918 в петроградской «Красной
газете», но подлинным началом своей поэтической деятельности он считал
1930, когда вышел первый сборник стихов «Запев», а затем сборники —
«Стихи» и «На подступах к песне» (1931), «Наступление» (1932),
«Последняя война» (1933), «Ровесники» (1934), «Родина мужественных»
(1935), «Путем песни» (1937), «Так мы росли» (1940). В 1939—45 Сурков —
военный корреспондент, участник освободительного похода в Западную
Белоруссию, войны с Финляндией, затем — Великой Отечественной войны. Его
«Декабрьский дневник» (1940), запечатлевший трудности суровой зимней
кампании и «лица походных друзей», послужил как бы подступом к стихам,
написанным в годы Великой Отечественной войны: сборники «Декабрь под
Москвой» (1942), «Я пою победу» (1946), «Дороги ведут на Запад» (1942),
«Наступление» (1943), «Солдатское сердце» (1943), «Россия карающая»
(1944). Освободясь от некоторого недоверия к лирике, Сурков сумел
проникновенно выразить общенародные чувства гнева, ненависти, горя,
порыв к победе и солдатскую тоску по дому. Особенную популярность
приобрели его песни «Бьется в тесной печурке огонь…», «Песня смелых»
(1941) и ряд стихотворений, отмеченных в 1946 Сталинской премией.
Суровость тона, скупость красок сплавлены в них с высоким лиризмом.
Сурков принимал также участие в создании стихотворных фельетонов о
смелых, удачливых русских бойцах Васе Гранаткине (армейская газета
«Героический поход», 1939—40) и Грише Танкине (газета Западного фронта
«Красноармейская правда», 1941—42), написал книгу очерков «Огни Большого
Урала. Письма о советском тыле» (1944) и др.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа —
http://www.rusinst.ru

Вот все они: — лакеи генералов,
Шпики по крови и друзья шпиков —
Серебряков,
Сокольников
,

Муралов
,
Двуличный Радек, подлый
Пятаков
.
Смерть подлецам, втоптавшим в грязь доверье
Овеянной победами страны!

Во время Великой Отечественной войны военный
корреспондент газет «Красноармейская
правда» и «Красная Звезда»; выпустил 10
сборников стихов, в т.ч. «Дороги ведут на
Запад» (1942), «Солдатское сердце» и «Стихи
о ненависти» (1943), «Песни гневного сердца»
и «Россия карающая» (1944). В 1944 главный
редактор «Литературной газеты», в 1945-53 —
журнала «Огонек». После Великой
Отечественной войны всегда хорошо чувствовавший
ситуацию Сурков, выполняя социальный заказ,
писал стихи, призывая к борьбе за мир (сборник
«Миру — мир», 1950). С 1949 секретарь, в 1950-53 зам., 1-й
зам. генерального секретаря Союза писателей
СССР. Активно участвовал в травле «не
соответствующих» партийной линии писателей,
певец сталинской эпохи. В 1952-56 член Центральной
ревизионной комиссии КПСС, в 1956-66 кандидат в
члены ЦК КПСС. В 1953-59 1-й секретарь Союза писателей
СССР. С 1954 депутат Верховного Совета СССР.

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А.
Империя Сталина. Биографический
энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

Н. Тихонов, С. Щипачев, А. Толстой, А. Твардовский, М. Исаковский, А.
Сурков.
Москва. 1944 год. Фото с сайта http://babs71.livejournal.com/ 

Далее читайте:

Информация Отдела науки и
культуры ЦК КПСС о заседании партийной группы Правления ССП СССР по рассмотрению
решения Секретариата ЦК КПСС «Об ошибках журнала „Новый мир“», 12 августа
1954 г.

К.Симонов. Глазами человека моего поколения. Размышления о
И.В.Сталине. 4 апреля 1979 года.

Военный корреспондент

«Боевой натиск», «Красноармейская правда», «Красная звезда» — те издания, в которых с 1939 года печатался военкор Алексей Сурков. Поэт участвовал в двух военных конфликтах накануне Великой Отечественной: финской кампании и походе в Западную Белоруссию. Несмотря на непризывной возраст, с первого дня войны он отправляется на фронт, дослужившись в 1943-м до звания подполковника. Здесь он встретится со многими поэтами военного лихолетья. Именно ему посвятит Константин Симонов знаменитые строки: «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».

Будучи главным редактором «Нового мира», он публикует стихи, фельетоны и песни героического времени. У него будет издано несколько стихотворных сборников: «Стихи о ненависти», «Наступление», «Солдатское сердце». В 1942-м он чуть не погибнет под Ржевом, написав позднее пронзительные строки:

«И от пуль невредим, и жарой не палим,

Прохожу я по кромке огня.

Видно, мать непомерным страданьем своим

Откупила у смерти меня…»

Но самыми популярными в его творчестве станут песни. Среди них: «Песня смелых», «Песня защитников Москвы» и, конечно же, знаменитая «Землянка».

История рождения «Землянки»

Песня родилась в ноябре 1942-го в окрестностях Истры (деревня Кашино, Московская область), где ему пришлось выходить из окружения по Тогда он реально ощутил, что до смерти всего лишь несколько шагов. Когда опасность миновала, вся шинель была посечена осколками. Уже в Москве у него родились строки знаменитого стихотворения, отправленного в Чистополь жене. Когда в редакции появился композитор Константин Листов, Алексей Сурков передал ему рукописные строчки, и уже через неделю песню впервые исполнил его друг Михаил Савин.

С первым своим появлением она сразу же ушла на фронт, став любимейшим произведением солдат. Её исполняла Лидия Русланова, и поначалу даже выпустили грампластинки с записью. Но потом их полностью уничтожили, ибо политработники разглядели упадничество в строчках стихотворения и потребовали изменить слова. Но песня уже ушла в народ. Есть свидетельства, что солдаты уходили в бой, крича: «Пой, гармоника, вьюге назло!» Знаменитой песне у деревни Кашино поставили памятник. Это настоящее признание автору, который за цикл произведений в 1946-м был удостоен Государственной премии.

Вельможа

Он оставался бойцом идеологического фронта, не считаясь с издержками этой роли. В 1937 году писал обличительные стихи про врагов народа, в начале 1950-х переводил поэтические опусы Мао Цзэдуна…

Сурков был писательским начальником крупного пошиба. На уровне министра. Первый секретарь Союза писателей СССР, он несколько лет был членом ревизионной комиссии ЦК КПСС, а позже – кандидатом в члены ЦК – не каждый министр поднимался до такого уровня.

Евгений Евтушенко в своей скандальной «Преждевременной автобиографии» еще во время оно пересказал такой сюжет. Сурков наставлял молодых литераторов:

«— Зачем вы все куда-то так далеко ездите — в Сибирь, на Камчатку! Это все очень дорого стоит государству. Садитесь на трамвай, купите билет за пятнадцать копеек и поезжайте на московский завод.

Тогда встал один молодой писатель и, грустно глядя на маститого, сказал:

— Алексей Александрович, уже почти десять лет, как трамвайный билет стоит не пятнадцать копеек, а тридцать!»

В этом эпизоде маститый поэт выглядит лицемерным чинушей. Но, думаю, Евтушенко здесь несправедлив. Разве Сурков, раненый в трех войнах, обязан наравне с молодыми толкаться в общественном транспорте? И вряд ли сам Евтушенко в последние лет 30 жизни знал, сколько стоит в Москве проезд на метро…

Алексей Александрович Сурков. 1960-е

В плеяде тогдашних крупных литературных начальников Сурков был «добрым следователем». Конечно, недруги и для сурковского добродушия нашли недоброе определение – «гиена в сиропе». Даже Илья Сельвинский держал его за приличного человека, хотя добавлял при этом ядовито: «Жаль, стихов писать не умеет, а для поэта это недостаток».

Ахматовой он помогал всегда – по мере возможностей. Кажется, ни на минуту не забывал о ее бедах. Даже после постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград» — то в санаторий направит, то подработку найдет, то публикацию пробьет. Скорее всего, именно по её стихам красноармеец Сурков учился слагать строки. Пожалуй, лишь однажды Сурков едва не стал инициатором разоблачительной кампании. В 1947 году в журнале «Культура и жизнь» он опубликовал статью «О поэзии Пастернака», категоричную и злую – в духе эпохи.

Алексей Александрович Сурков. 1970-е

«Принципиально отрешенным от нашей действительности, иногда условно лояльным ей, а чаще всего прямо враждебным ей предстает Пастернак в большинстве своих стихов. Таким и за это именно принимают его реакционные зарубежные критики, противопоставляя Пастернака всей советской поэзии. Как «чистый поэт» Пастернак, нарочито усложняя свои стихи, наглядно демонстрирует узость и нищету своего духовного мира, разорваность сознания, приводящую к бесплодной игре в далекие и сложные ассоциации», — бушевал Сурков в этой статье. «Советская литература не может мириться с его поэзией, и поныне остающейся далекой от советской действительности», — таков был его комиссарский вывод. «В наши дни политический донос – это не столько поступок, сколько философская система», – так, если верить мемуаристам, откликнулся Пастернак на эту публичную экзекуцию. К счастью, в тот раз из Союза писателей его не исключили. Правда, остановили публикацию «Избранного».

На одном из московских поэтических вечеров, в прологе, Сурков «толкал речь» о борьбе за мир, о проклятых империалистах. После одной из тирад публика разразилась особо шумными овациями. Но адресовались они не Суркову, а… Пастернаку, который появился в зале. И во время чтений ему аплодировали с демонстративной теплотой. Сурков всё понимал: гонимых у нас почитают. Пастернак оставался вольным художником: публиковал переводы, главное писал «для себя». Впредь Сурков не торопился с разоблачениями, участвовал в грозных кампаниях без вдохновения, постольку-поскольку.

Как высокопоставленный вельможа, он почти ежедневно присутствовал на официальных встречах, конференциях и пленумах. Сурков держался обаятельно и просто, без чиновничьего холодка, но всё же административные заботы не способствуют рождению таких стихотворений, как «Бьётся в тесной печурке огонь…». Гумилевский, киплинговский дух иссякал… Но скольких горемык обогрела его печурка!

Сильной закатной лирики у него не получилось. Огонь почти не бился. Сурков почивал на лаврах. Частенько писал предисловия к солидным изданиям советских поэтов – Ахматовой, Демьяна Бедного, даже Маяковского.

Остался ли в истории литературы сурковский монумент? Конечно остался. И в истории страны тоже. Его невозможно упразднить – как войну, как память о павших и победивших.

Советский мрамор – это геологический феномен, от которого нельзя отмахнуться. Он еще долго будет и восхищать, и ужасать. И Алексей Сурков – из этой породы. И его «Землянка» будет звучать всегда.

До смерти четыре шага…

Когда началась война – он мог найти себе теплое место в тылу, но безоглядно ринулся в действующую армию, отбросив все дела. Первые фронтовые стихи он опубликовал в первый день войны. Писал он в то лето и осень как никогда разнообразно и яростно:

  • Видно, выписал писарь мне дальний билет,
  • Отправляя впервой на войну.
  • На четвертой войне, с восемнадцати лет,
  • Я солдатскую лямку тяну. –

Портрет Алексея Суркова. Худ. Г.С. Верейский. 1943

Многие могли повторить эти строки вслед за Сурковым. Он был одним из миллионов, прошагавших в сапогах и шинелях несколько лет, несколько войн. «Когда я первый раз ходил в атаку, ты первый раз взглянул на белый свет», — писал он Симонову, младшему другу.

Всю войну он много писал и публиковался – и его сборники тогда не оставались без читателей. Солдатская лямка не мешала вдохновению. Писал он много, иногда срывался в тяжеловесную риторику, не забывал об идеологии. Но в его фронтовых стихах нет фальши. Армейский быт он знал досконально.

Когда немцы побеждали и стягивались к Москве, когда бои шли на подступах к Истре – Сурков оказался в окружении. До смерти и впрямь было четыре шага. Об этом – в стихах и прозе – он рассказал в письме жене. Рассказал, понимая, что это письмо может оказаться последним.

«Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков… Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Военно-Морского Флота. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что хотя я свою товарищескую совесть и очистил, но песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов побегал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел», — вспоминал Сурков.

Песня у Листова и Суркова получилась такая, что уже в 1942 году ее пели на всех фронтах и в тылу. «Землянка» — там каждое слово, каждая нота на месте. Он ведь свою «Землянку» и написал в солдатской землянке… На фоне боевых песен того времени она выделялась грустью, даже трагизмом. Пели ее все лучшие певцы того времени, начиная с Лидии Руслановой.

Кто-то из певцов – скорее всего, Утёсов – поменял одну строчку. У Суркова было и есть: «Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви». А запели, к неудовольствию поэта – «От твоей негасимой любви». Так оказалось теплее. В этой песне не упоминались вожди и полководцы. Они в «Землянке» просто неуместны. Зато в «Песне смелых», которую которую со времен Финской войны тоже знали миллионы, имя верховного звучало не раз: «Смелыми Сталин гордится, Смелого любит народ. Смелого пуля боится, Смелого штык не берёт!»

А в мае 1945 года в газетах появилось и сурковское «Утро победы»:

  • Снова ожили в памяти были живые —
  • Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
  • За четыре немыслимых года впервые,
  • Как ребенок, заплакал солдат.

В длинной череде триумфальных стихотворений той весны голос Суркова не затерялся. А «Землянку» по вагонам пели инвалиды. Тысячи безымянных музыкантов и певцов, которых война оставила без ноги или без глаз… Песни хватило надолго. Еще полвека после войны калеки с медалями на пиджаках пели под свои видавшие виды баяны и гармони: «Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой». Ничего сильнее Сурков не написал. Да и не он один.

Военкоры на привале. Слева направо Алексей Сурков, Константин Симонов, Евгений Кригер. Фото П. Трошкина. Июль 1941

Литература[править | править код]

  • Сурков Алексей Александрович //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Турков А. М.  Сурков Алексей Александрович // Русские писатели. XX век. Биографический словарь: А-Я / Сост. И. О. Шайтанов. — М.: Просвещение, 2009. — 623 с. — ISBN 978-5-09-017151-9.. — С. 514.
Интервью, мемуары

Сурков А. А. Бойцы вспоминают… : / А. А. Сурков, П. И. Батов; записал Н. Маар // Литературная газета. — 1969. — 15 окт. — С. 2.

Литературная критика
  • Бать Г. Л. «Я солдат» // Незабываемые встречи / Г. Л. Бать. — М., 1970. — С. 152—162.
  • Бровка П. Поэзия мужества // Известия. — 1979. — 12 окт.
  • Резник О. С. Алексей Сурков: очерк жизни и творчества. 3-е изд. — М.: Художественная литература, 1979. — 223 с. — (Советские писатели — Герои Социалистического Труда).

НАШИ ЛЮДИ

Малышев Андрей Валентинович
Литература

русский писатель

Рахимов Родион Галинурович
Литература

советский и российский писатель, публицист, переводчик, эколог, общественный деятель

K’naan
Литература

сомалийско-канадский поэт, рэпер и музыкант

Iванiв, Виктор
Литература

российский поэт и писатель, кандидат филологических наук

FM-2030
Литература

писатель-фантаст, футуролог и философ, один из основателей трансгуманистического движения

Яшин, Александр Яковлевич
Литература

русский советский прозаик и поэт

Яшен, Камиль
Литература

советский узбекский прозаик, поэт, драматург, общественный деятель

Яшвили, Паоло Джибраэлович
Литература

грузинский советский поэт и общественный деятель

«Запев»

В мирное время будущий поэт возвращается на малую родину, где занимается просветработой. До 1924-го в соседнем селе он работает в избе-читальне, становится селькором местной уездной газеты. Профессия журналиста вскоре становится для А. Суркова основной. Уже в 1924-м в газете «Правда» публикуются его новые стихи, а в 1925-м он становится участником съезда писателей губернии. В этом же году, вступив в ВКП(б), Алексей Сурков находится на комсомольской работе, параллельно являясь корреспондентом вновь созданной в губернии газеты «Северный комсомолец». На протяжении трех лет (1926-1928) он возглавляет её в качестве главного редактора, увеличив тираж в 2 раза и создав «Литературный уголок», где могли печататься начинающие поэты и прозаики.

В мае 1928-го его делегируют в Москву на I съезд писателей, после чего в Ярославскую область он уже не возвращается, будучи избранным в РАПП. Начало настоящему поэтическому творчеству положил первый сборник, изданный в 1930-м. Он назывался «Запев». Стихи отличались политической остротой и чувством патриотизма, что было очень востребовано. В эти годы по-настоящему родился поэт Алексей Сурков.

Последние годы

После войны Алексей Сурков, биография которого стала связана с партийной и государственной деятельностью, на посту главного редактора «Огонька» и ректора сделал очень много для открытия новых талантов. Он публиковал Анну Ахматову, защитив её имя перед И. Сталиным. В то же время, будучи убеждённым коммунистом, он не признает творчества Б. Пастернака, выступит против А. Солженицына и Поэт на протяжении нескольких лет будет возглавлять Союз писателей СССР.

В 1969-м правительство отметит его заслуги Звездой Героя за трудовые достижения. После смерти мужчины в 1983-м для многих он останется замечательным поэтом, прославившим Ярославскую землю.

Алексей Александрович Сурков
(1 (13) октября 1899, деревня Середнево, Рыбинский уезд, Ярославская губерния — 14 июня 1983, Москва) — русский советский поэт, журналист, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1969). Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1951). Батальонный комиссар (1941).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: