Бихевиоризм: что это такое, сильные и слабые стороны

Бихевиоризм: что это в психологии?

Представители бихевиоризма

Виднейшие представители бихевиоризма и создатели этого учения – Джон Уотсон и Беррес Фредерик Скиннер. Уотсон – пионер в области бихевиоризма; в студенческие годы он со своим научным руководителем изучал мозг собак, затем переключился на других животных, понял закономерности их поведения, основанные на связи стимулов и реакций. Он заявил, что эту же систему можно применять и к человеку. Таким образом, сложное человеческое сознание, которое вроде бы и «отличает человека от животных», Уотсон полностью игнорировал. Примечательно, что после ухода из университета Уотсон работал в области рекламы.

Скиннер более основательно развил идеи бихевиоризма. Он считается одним из величайших психологов двадцатого века. Однако его критики тоже говорят, что в своих экспериментах он ограничивался крысами и голубями, а единственным видом экспериментов было нажатие рычагов и клевание клавиш. Когда ученики Скиннера попробовали применить его приёмы на других животных и ввести новые виды поведения в эксперименты, то разные животные реагировали по-разному: так, когда они попытались научить животных бросать покерные фишки в прорези торговых автоматов, то куры клевали эти фишки, еноты их мыли, а свиньи закапывали. Так мощное здание бихевиористской теории пошатнулось: учёным стало понятно, что работа мозга и сознания и генетика тоже оказывают определённое влияние на поведение.

Эдвард Бернейс – ещё один представитель бихевиоризма, который соединил это направление с учением своего дяди – Зигмунда Фрейда. Бернейса по праву считают «отцом пиара» и видным специалистом по рекламе. Поначалу фрейдисты и бихевиористы стояли на противоположных позициях – первые придавали значение лишь внутренней жизни организма, а вторые – внешней. Бернейс, выполняя заказы своих клиентов – предпринимателей и задумываясь над стимуляцией продаж различных товаров, разработал способы «проникновения в подсознание» и стимулирования с помощью этого определённого поведения больших масс людей. А всё потому, что помимо Фрейда Бернейс изучал труды И. П. Павлова – ещё одного родоначальника бихевиоризма. Таким образом, он пришёл к выводу, что поведением человека управляют мысли, чувства, личное мировоззрение, мотивы, менталитет, но эти внутренние процессы сами по себе являются реакцией на внешние раздражители, а значит – ими можно управлять. У миллионов покупателей можно создать спрос на продукцию, которая до этого им вообще не была нужна.

В наше время методы, разработанные Бернейсом, активно используются маркетологами, специалистами по пиару, политтехнологами. Это те самые «кукловоды», которые заставляют нас не просто делать то, чего мы не хотим, — они заставляют нас хотеть то, о чём без их вмешательства мы бы даже не задумывались.

Основы теории бихевиоризма

Основная суть бихевиоризма заключается в том, что поведение индивида полностью зависит от его взаимодействия с окружающей средой. Представители этого течения уверены в том, что наша реакция на стимулы формирует наше поведение.

Таким образом, используя данное направление, мы можем изучить собственное поведение, путем систематического наблюдения, не учитывая при этом собственные эмоции и настроение, так как они имеют субъективный характер.

Дж. Уотсон считал, что при желании человека можно обучить всему, не учитывая при этом генетические особенности или личностные характеристики

Естественно обращая внимание на физические возможности человека

Суть подхода, плюсы и минусы

Теория бихевиоризма важным определяющим фактором поведенческих реакций человека и животных считает стимул, в качестве которого может выступать любое внешнее воздействие.

Со временем сторонники поведенческого подхода осознали ограниченность разработанной ими теории. Однако это направление психологии нельзя считать неактуальным. Сегодня бихевиоризм кратко применяется в психотерапии и ряде других прикладных наук, связанных с изучением социального взаимодействия людей.

Внимание! Противопоставление бихевиоризму в психологии – это концепция когнитивного подхода, где основным объектом изучения являются интеллектуальные способности и мыслительная деятельность. Как самостоятельное течение, бихевиоризм в психологии имеет следующие плюсы:

Как самостоятельное течение, бихевиоризм в психологии имеет следующие плюсы:

Предметом исследования данного направления являются поведенческие реакции. Для того чтобы их зафиксировать, в исследованиях применяются метод наблюдения и описательная статистика. На фоне альтернативных подходов к изучению человека бихевиоризм оперирует реальными фактами, которые исследователь видит.

Поведенческие реакции

  • Открытие нового в поведении, определение причин поведенческих реакций осуществлялись в ходе специально организованного эксперимента, где четко продумывались условия. Это давало возможность сравнения результатов у разных групп испытуемых.
  • Психологические особенности личности изучались в этой школе объективно. Наблюдение, в отличие от интроспекции, позволяло экспериментатору не вмешиваться в протекание исследования, а только констатировать и описывать увиденное.

Несмотря на ряд достоинств, данная научная концепция обладает некоторыми недостатками:

Исследователи не выделяли различий в поведении животных и человека. Определенные сходства между организацией психической жизни животных и людей есть, но это не дает права их уравнивать. Так, например, животным, как и людям, доступны некоторые эмоциональные переживания, но при этом способность к эмпатии является исключительно человеческим проявлением.
Авторы подхода полностью игнорировали сознание как рациональное звено социальной активности человека. Идея концепции состояла в изучении стимулов поведения. Однако без учета способности людей к рассуждению и анализу ситуации такая схема объяснения поведения выглядит однобокой.
Мотивационный блок личности и ее ценностные ориентации игнорировались. Поведение сводилось к совокупности действий человека

Его потребности, желания и эмоции не рассматривались в качестве причин тех или иных действий.
Социальные основания поведенческих реакций не принимались во внимание. При этом наблюдать своеобразие поведенческих проявлений можно только в условиях межличностного взаимодействия

Если человек находится в одиночестве, он не будет проявлять эмоциональность и свойственные ему типологические особенности деятельности.
Ученые полагали, что на одинаковые внешние воздействия реакции людей будут схожими. Индивидуальность личности и ее способность сознательно выбрать вариант реагирования не принимались в учет.

Радикальный бихевиоризм Скиннера

Предложения Торндайка были предшественником того, что мы знаем как оперантная обусловленность, но эта парадигма полностью не развивалась до появления работ Бурруса Фредерика Скиннера (1904-1990).

кожевник представил концепции позитивного и негативного подкрепления , Это называется положительным подкреплением, чтобы вознаградить поведение, дающее что-то, в то время как отрицательное подкрепление — это уход или предотвращение неприятного события. В обоих случаях целью является увеличение частоты и интенсивности появления определенного поведения.

Скиннер защищал радикальный бихевиоризм, который утверждает, что все поведение является результатом усвоенных ассоциаций между стимулами и реакциями. Теоретический и методологический подход, разработанный Скиннером, известен как экспериментальный анализ поведения и был особенно эффективен при обучении детей с нарушениями интеллекта и развития.

Статья по теме: «37 лучших предложений Б. Ф. Скиннера и бихевиоризм»

Роль бихевиоризма в психологии

Основная идея: поведение человека — это следствие его мысли и чувств, а не его реакция на внешние стимулы. Следовательно, должна прослеживается взаимосвязь таких элементов, как стимул и реакция. Еще есть третий элемент — подкрепление. Он служит дополнительным фактором, оказывающим влияние на принятие человеком определенных решений. Принято выделять следующие формы подкрепления: положительное и отрицательное.

Положительное – это похвала или какое-то поощрение. Отрицательным подкреплением является критика и наказание.

Ученые не считают внутренние мотивы факторами, которые обуславливают поведение, так как считают их достаточно сложными для объективного изучения. Они оказывают негативное воздействие на точность научной модели.

Исследование бихевиоризма преследует две основные цели:

  1. Предположить, какая реакция будет, зная о стимуле.
  2. Определить стимул по реакции.

Первоначально психологи думали, что нет возможности угадать, как человек будет себя вести. Это поведение находится в зависимости от большого количества внутренних факторов.

В психологии не изменилась концепция относительно определения стимулов, провоцирующих определенные поступки. Это дает возможность предугадать то, как человек будет себя вести и повлиять на него с целью достижения поставленной цели.

Бихевиоризм vs когнитивизм

Дань бихевиоризму отдают даже когнитивисты. Например, известный американский психолог и специалист по вопросам памяти Генри Рёдигер III в 2004 году, к столетию со дня рождения Б. Скиннера, опубликовал статью с заголовком «Что случилось с бихевиоризмом?».

В ней он утверждает, что поведенческий подход вовсе не остался в далёком прошлом, а «жив и здоров, и ничего с ним не „случилось“». Рёдигер указывает, что бихевиористская терапия, например, остаётся основным методом лечения многих фобий и нарушений поведения, а также расстройств аутистического спектра. А авторитетные бихевиористские журналы, такие как Journal of the Experimental Analysis of Behavior и Journal of Applied Behavior Analysis, продолжают выходить.

Бихевиоризм «выиграл интеллектуальную битву», считает Рёдигер, а все психологи на самом деле бихевиористы.

Схожее мнение почти 20 лет спустя высказала журналист и автор книги Teaching Machines: The history of Personalized Learning («Обучающие машины: история персонализированного обучения») Одри Уотерс. Она отмечает: хотя нам кажется, что теперь образование построено скорее на принципах когнитивизма, современный EdTech опирается на идеи бихевиористов.


Фото: Ollyy / Shutterstock

С помощью систем дистанционного обучения, прокторинга и других технологий школы, вузы и бизнес не только наблюдают за поведением тех, кого учат — они пытаются менять это поведение. Больше того, многие вещи проникли в образовательный процесс именно из бизнеса. А вместе с ними проникли и цели: контролировать поведение, стремиться к продуктивности и так далее.

Конечно, это достаточно радикальная точка зрения, а Уотерс известна как неумолимый критик крупных технологических компаний (хоть и поборник новых технологий в обучении). Но она наглядно демонстрирует главную идею: хотя идеи бихевиористов и отошли на второй план, сбрасывать их со счетов пока рано.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Психическое развитие как научение

Все человеческие реакции, из которых и складывается поведение и, в конечном итоге, жизнь человека, делятся на два вида:

  1. Наследственные (безусловные рефлексы, физиологические реакции, три врожденные, базовые эмоции – любовь, гнев, страх).
  2. Приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение).

Приобретенные реакции являются результатом того, что немногочисленные наследственные реакции связываются друг с другом и переплетаются. Иными словами поведение человека развивается за счет того, что приобретаются новые обусловленные стимулами реакции на внешние раздражители. Но в их основе всегда лежат врожденные реакции на безусловные стимулы.

Наследственных реакций так мало, что рождаясь, человек начинает жизнь «с чистого листа». Он всему учится, все познает на собственном опыте. Философской основой бихевиоризма не зря послужила идея, которой руководствовались многие ученые (Аристотель, Авиценна, Дж. Локк) о том, что психика человека при рождении это  tabula rasa (чистая доска), а потом в ней появляются «записи» — опыт и знания о жизни и о себе.

Ни один человек не стал бы человеком в полном смысле этого слова, если бы его не воспитывали определенным образом, если бы его личная история не складывалась из проб, ошибок и успехов, если б он не приобщался к культуре, не усваивал нормы морали, не слышал родной речи и так далее.

Ведь известны случаи, когда дети воспитывались животными вне человеческого общества (так называемые дети-маугли). Они вырастали скорее животными, нежели людьми. Когда их находили, то пытались приобщить к культуре, но ничего не получалось.

Человеком человека делает социум, а не его биологическая природа. Именно общество превращает индивида в личность. Та самая часть психики и отделы головного мозга, которые делают человека разумным и творческим существом, развиваются в процессе социализации.

Психическое развитие есть не что иное, как научение, то есть постоянное приобретение знаний, умений и навыков! Только так человек становится человеком – он учится им быть.

Понятие «научение» шире «обучения», так как включает не только преднамеренные действия учителя, направленные на передачу знаний ученику, но и стихийно возникающие обучающие ситуации. Сама жизнь учит человека, он сам себя учит, контактируя с окружающим миром и другими людьми.

Итак, ведущий фактор формирования и развития личности – социальная среда, но чтобы выжить в ней, нужно уметь приспосабливаться.

Социальная адаптация – главная детерминанта психического развития, определяющая его направление. Адаптироваться можно к чему угодно, человек привыкает ко всему. Но для личности имеет огромное значение то, чему будет учиться и к чему адаптируется человек.

Если индивид растет среди туземцев, привыкших ходить без одежды и не знающих, что такое наука, ему никогда не стать новым Эйнштейном. Стимулы не те, которые бы могли привести к нужным реакциям и к формированию соответствующего поведения. И сам А. Эйнштейн не был великим ученым, если бы не родился и не вырос там, где он родился и вырос.

Бихевиористы не просто строили догадки и умозрительные выводы, они доказывали свои гипотезы экспериментальным и опытным путем, поэтому их выводы, даже превращая порой личность в «собаку Павлова», стройны и объясняют многие явления психики.

Применение бихевиористских концепций в управлении

Возникновение школы бихевиоризма в менеджменте относится к концу 50-х годов минувшего столетия и формируется на перерождении школы человеческих отношений в школу поведенческих наук. Первостепенное место в управлении занимает уже не построение методологии межличностных отношений, а формирование методов, направленных на эффективность сотрудника и предприятия в целом. Поведенческие научные подходы и школы менеджмента сформировали новую функцию менеджмента – управление персоналом.

В развитие данного направление внесли вклад

  • МакГрегор Дуглас,
  • Ф.Герцберг,
  • К. Арджирис,
  • Р. Лайкерт.

Они исследовали социальные взаимодействия, мотивацию, власть, лидерство и авторитеты, организационные структуры, коммуникации, качество труда. В основу управления были положены не методы налаживания отношений в коллективах (как ранее), а оказание помощи сотруднику в осознании им его собственных возможностей. Концепции поведенческих наук нашли применение в создании организаций и менеджменте. Своей целью школа поставила высокую эффективность человеческого ресурса, из чего должна бы следовать высокая эффективность предприятия. Мак-Грегором Дугласом была разработана теория двух типов управления «Х» и «У», основанная на типе отношения к управляемому персоналу — автократического и демократического. По завершении исследования ученым был сделан вывод о наибольшей эффективности демократического стиля управления. По его мнению, задачей менеджеров должно стать создание таких условий, при которых будет происходить не просто затрата усилия для достижения целей предприятия, но и достижение личных целей сотрудника.

Значимый вклад в развитие данной школы внес А. Маслоу, считавший, что в задачу руководителя входит понимание потребности сотрудников и выбор оптимальных методов мотивации. Маслоу считал, что у любого человека есть первичные и вторичные потребности, первые – постоянные, или физиологические, а вторые – постоянно изменяющиеся, т.е. социальные, духовные. Пирамида потребностей Маслоу легла в основу многих современных мотивационных моделей.

Таким образом, в науке в определенный период её развития бытовало мнение, сторонники которого имеются и на сегодняшний день, что поведение человека – не волевое действие и не эмоциональное проявление; его можно запланировать, заранее «запрограммировав» психику человека на определенные рефлексы определенными же стимулами. Изучение поведенческих аспектов человека получило название бихевиоризма и нашло применение в управлении человеческим ресурсом организации, сформировалось в научную школу менеджмента.

Бихевиоризм: кратко о самом главном

Итак, что же такое бихевиоризм? Понятие «бихевиоризм» происходит от английского слова «behavior», означающего «поведение», и представляет собой систематический подход к изучению поведения людей (и, конечно же, других животных). Он основан на предположении, что поведение человека составляют рефлексы и реакции на какие-либо стимулы окружающего мира, а также последствия личной истории человека.

Таковыми последствиями являются подкрепление и наказание, и они действуют вместе с мотивационным состоянием человека в текущий момент времени и стимулами, контролирующими его поведение. Несмотря на то, что бихевиористы осознавали серьезную роль наследственности в поведении людей, основной интерес для них представляли факторы окружающей среды.

Сознание же как самостоятельное явление представители бихевиоризма полностью отрицали. Для них оно было не более чем поведенческими реакциями на внешние стимулы. Мысли и чувства они сводили к двигательным рефлексам, которые вырабатываются у человека по мере получения жизненного опыта.

Идеи бихевиоризма, возникшие не фоне критического отношения к главному методу изучения человеческой психики в конце 19 века – интроспекции, оказались революционными на момент их появления (первая половина 20 столетия) и на многие годы определили облик американской психологии. Все научные представления о психике в одночасье преобразовались, и ученые начали изучать не сознание, а именно поведение человека.

Недоверие к интроспекции было обусловлено недостатком объективных измерений и разноплановостью получаемых данных. Объективным же феноменом психики для психологического бихевиоризма стало поведение.

Философской базой для нового направления послужили идеи английского педагога и философа Джона Локка, настаивавшего на том, что человек появляется на свет, являясь «чистым листом», а также идеи английского философа Томаса Гоббса, отрицавшего в человеке мыслящую субстанцию как таковую.

Однако основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон Уотсон, предложивший схему для разъяснения поведения любого животного на нашей планете, включая человека. Схема эта выглядела достаточно просто: стимул вызывает реакцию. А учитывая то, что оба этих понятия можно измерить, воззрения Уотсона быстро нашли сторонников.

По мнению Уотсона, если применить к изучению поведения правильный подход, можно будет полностью это поведение предсказывать, формировать и даже управлять им посредством продуцирования изменений в окружающей действительности. А сам механизм такого воздействия основывался на обучении через классическое обуславливание, во всех подробностях изученное русским и советским ученым Иваном Петровичем Павловым.

О теории Павлова нам тоже следует сказать несколько слов, но прежде позвольте предложить вам к просмотру видеоролик о бихевиоризме и его основателе Джоне Уотсоне

Беря во внимание то, что в статье мы рассматриваем бихевиоризм кратко, это видео послужит для нашего материала прекрасным дополнением

Бихевиоризм что это такое?

Тот, кто с английским на «ты», знаком с сутью бихевиоризма еще из названия. Это направление призывает глубоко и детально изучать поведение и поведенческие реакции. С 1913 и до средины 1950-х годов данное движение доминировало и властвовало в психологии. Бихевиоризм как направление имеет четкую мысль в основе. Оно убеждено, что поведение человека можно измерить почти так же легко, как длину палки. И взгляды, и практическая деятельность бихевиористов имела одну глобальную цель – «родить» новую теорию, которая помогла бы прогнозировать поведение людей и приносить пользу обществу.

В чем же суть этого направления психологии? Исследователи полагали, что наша реакция на явления предопределяет поведение. Психическое состояние и эмоции – это бихевиоризм в психологии принимать к сведению отказывался.

Чтобы знать о человеке все и вылепить из него, как из глины, кого угодно, достаточно только систематически наблюдать за его поведением и прогнозировать реакции на разные импульсы. Поклонение биологической природе человека и попытка забыть о том, что им движут эмоции – это бихевиоризм в психологии.

Фактически, последователи этого направления считали, что действия человека не слишком отличаются от реакции животного на условные рефлексы (господин Павлов, шлем вам пламенный привет). Попытка доказать это на практике, конечно, оставила свой отпечаток на дальнейшем развитии того, что представляло собой расшифровку понятия бихевиоризм в психологии. Кроме того, она до сих пор является предметом разрушительной критики. Прежде всего, по соображениям этики.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм — это направление психологии, которое фокусируется на изучении общих законов, определяющих поведение человека и животных. По своему происхождению традиционный бихевиоризм оставляет в стороне интрапсихику, чтобы сосредоточиться на наблюдаемом поведении то есть расставляет приоритеты над объективными над субъективными. Это противопоставляет бихевиоризм предыдущим подходам, таким как психодинамика и феноменология. Фактически, с поведенческой точки зрения то, что мы обычно понимаем как «ум» или «умственная жизнь», является лишь абстракцией того, что психология должна действительно изучать: связи между стимулами и реакцией в определенных контекстах.

Бихевиористы склонны думать о живых существах как о «tabulas rasas», чьи поведение определяется подкрепления и наказания которые получают больше, чем от внутренних предрасположенностей. Следовательно, поведение не зависит главным образом от внутренних явлений, таких как инстинкты или мысли (которые, с другой стороны, являются скрытым поведением), а скорее от среды, и мы не можем отделить поведение или обучение от среды. контекст, в котором они имеют место.

Фактически, те процессы, которые происходят в нервной системе и для многих других психологов, являются причиной того, как мы действуем, поскольку бихевиористы — это просто еще один тип реакций, возникающих в результате нашего взаимодействия с окружающей средой.

Понятие «психическое заболевание» видят бихевиористы

Бихевиористы часто связаны с миром психиатрии его использование экспериментального метода для получения знаний Но эта ассоциация неверна, поскольку во многих аспектах бихевиористы четко отличаются от психиатров. Одним из таких отличий является противопоставление бихевиоризма концепции психического заболевания.

Из этой философии, применяемой к психологии, не может быть патологического поведения , поскольку они всегда оцениваются в соответствии с их соответствием контексту. В то время как болезни должны иметь относительно известные и общеизвестные биологические причины, бихевиористы отмечают, что недостаточно доказательств в пользу существования этих биомаркеров в случае психических расстройств. Поэтому они выступают против идеи, что лечение таких проблем, как фобии или ОКР, должно быть сосредоточено на психотропных препаратах.

Стимул и реакция

  • Стимул – это окружающая среда, искусственно созданная или жизненная ситуация или проблема, которая воздействуют на индивида, вызывая его реакцию.
  • Реакция – это действия индивида, прилагаемые для адаптирования к ситуациям стимула или для разрешения проблемы.

Стимул и реакция это объективные величины, которые можно измерить и описать.

Поведение – совокупный набор реакций на стимулы поступающие извне.

Предмет изучения: поведенческие особенности человека и животного. Поведение в роли совокупности проявляемых реакций на стимулы и раздражители извне.

Метод: наблюдение, адекватная оценка поведения, реакции человека изучаются посредством экспериментов.

Способы воздействия: реальные условия окружающей среды, создаваемые условия в рамках экспериментов.

Принцип исследования: биологическая закономерность процессов и причинная обусловленность явлений событийного характера.

Задача, решаемая психологией: установление взаимосвязи и характера отношений между стимулом и реакцией.

Теории ученых

Основная теория бихевиоризма по Уотсону нашла свое подтверждение в экспериментах над животными, которые проводил советский ученый-физиолог Иван Павлов. Он доказал, что формирование рефлексов напрямую зависит от внешних стимулов (знаменитая «собака Павлова»). Исходя из материалов его работ, следовало, что нужное поведение животного и человека можно формировать, вырабатывая условные рефлексы.

Бихевиористический подход Уотсона основывался на результатах исследований, проводимых над младенцами. Им было установлено, что у младенцев есть только три основных вида инстинктов – это страх, гнев и любовь, а остальные рефлексы и стимулы являются вторичными. Основные сложные поведенческие конфигурации Уотсоном детально описаны не были, но его идеи получили широкое распространение в социологии, так же как и на сегодняшний день их используют в практических занятиях.

Джон Уотсон свою теорию бихевиоризма строил на следующих постулатах:

  • бихевиоризм в психологии – это изучение поведения живых существ;
  • психофизиология человека зависит от его поведенческих реакций;
  • проводимые исследования поведения основываются на реакции организма на внешние раздражители;
  • если известен характер внешнего раздражителя – можно предугадать реакцию в поведении и контролировать его в дальнейшем;
  • психология должна брать за основу условные и безусловные рефлексы человека;
  • теория личности – это комплекс реакций на различные виды раздражителей;
  • речь и способность логически мыслить должны восприниматься как навыки;
  • для удержания навыков существует память;
  • психика человека подвергается изменениям в течение жизни, поэтому и отношение к ситуации может прямо влиять на поступки;
  • социальная психология больше ориентирована на эмоциональную сферу, где положительные и отрицательные эмоции есть не что иное, как разные реакции на внешние раздражители.

Помимо этих представителей бихевиоризма, немаловажный вклад в данную теорию внес Э.Торндайк. Эксперименты он проводил над поведенческими реакциями птиц и грызунов, в результате чего он пришел к выводу, что изменения поступков заключаются в процессе проб и ошибок, причем связь между поведением и разными ситуациями была подробно прослежена исследователем. Теория Торндайка гласила, что исходный момент для двигательной активности любого существа – это проблемная ситуация, она заставляет приспособиться к ней и начать поиск выхода. О психологии человека он говорил, что она формируется в результате дискомфорта или удовольствия.

Бихевиорист – это продолжатель теории поведенческих реакций, который проводит дополнительные исследования и создает труды, основанные на их результатах. Таким бихевиористом был Беррес Ф. Скиннер. Он отвергал наличие мыслительных механизмов и считал, что все формы поведения и поступков человека можно объяснить выработкой условных рефлексов, связанных с наличием поощрения или наказания. Такая теория бихевиоризма Скиннера применялась им для объяснения разнообразных сложных поведенческих форм, начиная с обучения и вплоть до социального поведения.

https://youtube.com/watch?v=_gpUBtnRscs

Бихевиоризм в психологии

Ключевая идея данного направления психологии заключается в том, что всё поведение человека является следствием не мыслей и чувств, а реакции на внешние стимулы. Таким образом, всегда должна присутствовать связка из двух элементов:

  • Стимул. Некое воздействие внешнего мира, произошедшее в данный момент или оказавшее влияние на человека ранее.
  • Реакция. Действия, предпринимаемые для того, чтобы приспособиться к воздействию.

Часто присутствует также третий элемент – подкрепление. Это дополнительный фактор, который может повлиять на решение человека. Возможны две формы подкрепления:

  • положительное (побуждает отреагировать и запомнить эту реакцию как правильную);
  • отрицательное (заставляет воздержаться от реакции и воздерживаться от неё впредь).

В качестве положительного подкрепления может выступать похвала или поощрение. В качестве отрицательного – критика или наказание.

Внутренние мотивы бихевиористы не рассматривают в качестве факторов, обуславливающих поведение. При этом они их не отрицают, но считают, что они крайне сложны для объективного изучения, поэтому будут негативно влиять на точность научной модели. В самом определении того, что такое бихевиоризм, заложено утверждение, что в нём рассматриваются только внешние стимулы и следующие за ними реакции.

Исследования бихевиоризма имеют две основных цели:

  1. Предугадать реакцию, зная стимул (или набор стимулов).
  2. Определить стимул по реакции (или для вызова реакции).

Изначально психологи считали, что поведение человека является непредсказуемым и зависит от множества внутренних факторов, которые невозможно учесть. Но после того, как бихевиоризм стал одним из ключевых направлений в психологии, концепция несколько поменялась. Понимание того, какие стимулы могут провоцировать определенные поступки, позволяет не только предсказывать поведение человека, но и влиять на него, достигая желаемого результата.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: