Анализ творчества александра блока

А. блок и символизм

Философия символизма

Несмотря на «этапное» разделение, всех поэтов объединяли общие задачи. Так, изменение форм искусства все символисты рассматривали как смену внутреннего восприятия мира и как совершенно новый этап в нравственно-религиозном мышлении. В пример можно привести размышления А. Белого, который считал, что символизм был тенденцией к новому ощущению мира и чувству новизны. Однако наряду с положительными изменениями поэты ощущали его неустойчивость. Помимо этого, символисты не хотели определяться как «только искусство». Они поставили себе задачу создать особое умонастроение и мироощущение. Подобные идеи берут своё начало в философии Вл. Соловьёва. Эта задача была объединена убеждениями конца «исторического времени», да и в целом эсхатологичностью (пессимизм по отношению к будущему) мышления.

Можно сказать, что символизм 20 века отображал кризис в традиционном гуманизме, ужасы одиночества, неотвратимую смерть, а также разочарованность в идеалах добра и неспособность творческого человека выйти за пределы своего «я». Авторы часто впадали в декаданс и прочили миру погибель, упиваясь предвкушением неминуемого конца. Символисты, устремляясь к сущностям мира идей, недооценивали реальность. Поэтому они не смогли полностью отгадать ожидавшую реальность страны. Несмотря на это, поэтов заботили судьба народа и его проблемы. Вспомним ту же «Фабрику» Блока.

Представители и примеры

Александр Блок

Одним из наиболее ярких представителей символизма является Александр Александрович Блок. Именно с этим направлением связаны главные темы, идеи и образы «блоковской» лирики. Его творчество было наполнено большим количеством разнообразных символов, с необычной стороны раскрывался лирический герой, присутствовали тайна и мистика. Блок ощущал скорое изменение мира, он, можно сказать, предугадал революцию. Поэт обозначил особое место цвета в поэзии. Например, чёрный – это цвет гибели или трагедии («Темный рыцарь, не подняв забрала,
Жадно рвется в бой»), жёлтый – увядание, белый — цвет идеала, невинности, невозможной в реальном мире красоты («Не было и нет во всей подлунной
Белоснежней плеч»).

Помимо этого, в творчестве Блока символу соответствовало своё понятие. Например, в поэме «Двенадцать» «ветер» представляет собой не только очевидную атмосферу холода, но он также является символом разрушения. Так поэт ставил перед собой цель не только описать мир, но показать свои эмоции, обнажить чувства. Именно поэтому, когда читатель читает стихотворение, в его душе одно за другим сменяются чувства: от тревоги до торжества.

Вот разборы стихотворений Блока:

  1. «Незнакомка»
  2. «Девушка пела в церковном хоре»
  3. «Летний вечер»
  4. «Жизнь»
  5. «Река раскинулась»
  6. «Есть минуты»

И это далеко не все: творчество Блока представлено на многих страницах Литрекона.

Андрей Белый

Ещё один выдающийся символист – это Андрей Белый. Настоящее имя поэта — Борис Николаевич Бугаев. Суть символизма для Андрея Белого, прежде всего заключался в особом миропонимании и образе самой жизни. Он изучал очень много философских трудов: Ницше, Шопенгауэра, Канта, Соловьёва. Его философия символизма хорошо понятна при изображении треугольника. Основание составлял плюрализм. Это совокупность явлений, которые рассматривал писатель, и разнообразные философские концепции, включенные в символизм. Далее идёт дуализм. Он включает в себя разделение мироздания на материальную и духовную составляющие. А вершина треугольника – это «конкретный монизм». В философии он является воззрением, согласно которому множественность объектов сводится к единому началу. В случае с символизмом – к Символу. Андрей Белый планировал создать такую теорию символов, которая бы включала в себя концепции разных мыслителей.

Лейтмотивом всего творчества Белого было ощущение глобального культурного кризиса. Писатель рассматривал символ гораздо шире, чем его коллеги, во всех его смыслах и аспектах. Например, даже его псевдоним «Андрей Белый» необходимо рассматривать с точки зрения символизма. Белый цвет – это гармоничное слияние всех цветов, а Андрей – имя одного из 12 апостолов, которого Иисус первым призвал в ученики. Свой образ писатель всю жизнь старался мифологизировать

Если принять во внимание, что в символизме для Белого сливаются половина известных человеку направлений: от религии до математики, то становится ясна вся сложность его произведений. Например, в романе «Петербург» писатель показывает революционную атмосферу города

На страницах произведения писатель «оживляет» статую «Медного всадника». Однако в символизме Белого это значит оживить насущные проблемы самого Петербурга.

Валерий Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов является одним из теоретиков и основоположников русского символизма. Он определил свой собственный стиль – отчётливый, звучный. Брюсов был в постоянном поиске разнообразных форм, в стремлении сложить в своё творчество все временные периоды и страны.

Один из главных мотивов поэзии Брюсова – это творческие возможности человека, подчинение себе сил природы. Кроме этого, Валерий Яковлевич обогатил русскую поэзию образом большого современного города с фонарями, рекламой и толпами людей. Именно город станет неотделимой частью личности и трагедии.

Вот разборы стихотворений Брюсова:

  1. «Юному поэту»
  2. «Весенний дождь»
  3. «Первый снег»

У символистов, в том числе и у Брюсова, символ может выйти за рамки аллегорий и приобрести неожиданную форму. Так, например, в стихотворении «Ночью» поэт сравнил Москву и самку страуса, а также противопоставил Россию и Африку. Для Брюсова была характерны намёки, а также такие мотивы, как усталость и одиночество.

История создания

Литературный символизмберёт своё начало во Франции. 18 сентября 1886 года французским поэтом Жаном Мореасом в журнале была опубликована статья под названием Манифест символизма». Однако данное культурное явление существовало и до этой публикации. Мореас собрал воедино характерные черты, которые были выработаны плеядой смелых поэтов: от Шарля Бодлера до самого Мореаса. Но начало символизма, как правило, определяют в 1870-1880 гг.

Символизм в России напрямую связан с Серебряным веком российской литературы. В этот период происходила «переоценка ценностей», забывались прежние устои. Параллельно с этим и начали появляться новые течения в искусстве. Символизм серебряного века и его возникновение были неразрывно связаны с влиянием западной поэзии. В этом плане огромное влияние оказали такие французские поэты, как Верлен, Рембо, Малларме. Помимо них, в творчестве отечественных символистов заметно влияние философов Шопенгауэра и Ницше.

Основоположник символизмав России — Дмитрий Сергеевич Мережковский. А предшественниками считаются Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Немного позже течение разделилось на:

  1. Символизм как непосредственно течение в искусстве
  2. Символизм как миропонимание и особая философия жизни

Далее выделились виды символизма, по которым распределились основныепредставители:

  1. Старшие символисты: Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус
  2. Младшие символисты: Блок, Белый, Иванов

Влияние Александра Блока на литературу и культуру

Александр Блок является одним из самых значимых и влиятельных поэтов в истории русской литературы. Его творчество оказало огромное влияние на развитие не только литературы, но и культуры в целом.

Литература

Александр Блок стал одним из основателей и главных представителей символизма в русской литературе. Его поэзия отличается глубоким философским содержанием, использованием метафор и символов. Блок создал новый стиль и подход к поэзии, который повлиял на многих писателей и поэтов того времени.

Он также оказал влияние на развитие поэтического языка и формы. Блок использовал необычные рифмы и метрику, что придало его стихам особую музыкальность и ритмичность.

Культура

Творчество Александра Блока оказало значительное влияние на развитие русской культуры. Его стихи стали источником вдохновения для многих художников, музыкантов и театральных деятелей.

Блок был близким другом и сотрудником Сергея Дягилева, основателя Балета “Русские сезоны”

Они совместно работали над созданием поэтических и музыкальных произведений, которые стали важной частью русской культуры начала XX века

Также его творчество оказало влияние на развитие русского кино. Многие фильмы и кинематографические произведения были созданы на основе его стихотворений и идей.

В целом, Александр Блок считается одним из ключевых фигур в истории русской литературы и культуры. Его творчество оказало огромное влияние на развитие символизма, поэзии и искусства в России и за ее пределами.

Социальная лирика

Также, несмотря на аристократическое происхождение, Блок сочувствовал простым рабочим людям, которые вынуждены трудиться за гроши. Неодолимой грустью пронизано стихотворение «Фабрика» (1903), в котором есть следующие строки:

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в жёлтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

Как и у Ф. М. Достоевского (кстати, тоже, как и Александр Александрович, петербуржца), у Блока жёлтый — цвет психического расстройства, сумасшествия. Мир, в котором нищие таскают «кули», а сверху на них смотрит «недвижный кто-то, чёрный кто-то», душевно болен. Не случайно Блок поначалу приветствовал идеи 1917 года и призывал «слушать музыку революции» — но затем, как и главный герой знаменитого романа Пастернака «Доктор Живаго», разуверился в большевистских идеалах.

Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.

Творческий мир Блока

Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.

Основные черты

Главнейшей составляющей этого течения является, конечно же, символ. Его создают принципиально многозначным, в связи с чем становятся возможными бесконечные вариации трактовок. Это, в свою очередь, ознаменовало произведение символиста как творческий акт и самого писателя, и читателя.

Существуют ещё особенности символизма. Основу любого символа, как правило, составляют философия и мистицизм. Символизм в поэзии основывается на внутреннем мире лирического героя, на его трагических состояниях и переживаниях. Однако помимо этого, герой ощущает некую таинственность, связь с вечностью.

Со временем у символистов появилась даже собственная мифология. Так образовалась идея «двоемирия», то есть существование мира реального и потустороннего. Такая концепция отсылает читателя больше в эпоху романтизма, несмотря на то, что термин появился как раз в 20 веке.

Также символисты были уверены, что единственным верным способом познания мира являются духовный опыт человека и его творческая интуиция, но никак не разум. Именно поэтому произведения символизма порой не поддаются рациональному анализу. Поэт фиксируют ощущения и состояния, а не передают конкретный образ с понятным смыслом.

Последние годы жизни и смерть

Во время революции Блок не эмигрировал, стал работать в издательстве города Петрограда. Революционные события в Петербурге нашли отражение в биографии Александра Блока, в стихотворениях, поэмах («Двенадцать»,1918 г.), статьях.

Перед смертью поэт часто болел. На запрос о выезде из страны для лечения и последующее ходатайство Максима Горького политбюро ЦК РКП(б) ответило отказами. После такого решения Блок отказался принимать пищу и лекарства, уничтожил свои записи.

Живя в Петрограде среди нищеты, Александр Блок скончался от болезни сердца 7 августа 1921 года.

Если вам нужна биография по датам – посмотрите

хронологическая таблица Блока

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Одно из самых известных стихотворений Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека…” как памятник изображено на стене дома на одной из улиц Нидерландов в рамках всемирного проекта «Wall poems».
  • Имя Александра Блока дали астероиду 2540, обнаруженному в 1971 году.
  • Существует мнение, что некоторое время перед смертью поэт находился в бреду или даже сошел с ума. Он был одержим мыслью – все ли экземпляры поэмы «Двенадцать» были уничтожены. Однако умер поэт в ясном сознании, что опровергает данные слухи.

Все интересные факты из жизни Блока

Мы подготовили интересный квест о жизни Александра Александровича

Пройти

  1. /13

    Вопрос 1 из 13

    Укажите годы жизни А. А. Блока:

Александр Блок: биография (кратко)

Александр Блок жил и творил на рубеже двух столетий. Историки уверены: смена эпох оказывает влияние на деятельность и судьбу каждого человека и эта закономерность не обошла стороной великого русского поэта.

Детство и образование

Будущий поэт воспитывался в интеллигентной семье. Его отец был профессором Варшавского университета, а мать хорошо знала иностранные языки и работала переводчицей. Родители часто конфликтовали между собой и развелись еще до рождения сына.

Его воспитанием занимались родители матери. Дед посвятил свою жизнь науке. Получил должность ректора университета в Санкт-Петербурге и специализировался по направлению «биология».

Мальчик посещал местную гимназию, и уже в эти годы поражал педагогов литературными талантами. А. Блок стихи начал писать с 5-летнего возраста.

Успешно закончив гимназию, юноша поступил на юридический факультет в Петербурге. Но очень скоро понял, что занимается нелюбимым делом. Юриспруденция казалась ему скучной и нудной наукой.

Александр принял решение перевестись на историко — филологический факультет. В это же время он с удовольствием посещал курсы по сценическому искусству.

Личная жизнь

Со своей будущей женой поэт познакомился еще в ранней юности. Обворожительная девушка – соседка по даче в Шахматово – очаровала юношу и стала его музой на всю жизнь.

В 1903-м году, дочь известного ученого и химика Любовь Менделеева, стала супругой блестящего поэта России.

Жизнь супругов нельзя назвать светлой и бесконфликтной. У каждого из них были свои интересы. Несмотря на это они смогли сохранить связь, которая сближает людей, искренне любящих друг друга.

Хотя Александр Блок был женат только однажды, он был любвеобильным мужчиной.

Несмотря на любовь и привязанность к Любови Менделеевой, Блок не раз вступал в интимные связи на стороне. Известно о его связях с актрисами, певицами и даже девицами легкого поведения. Жена Блока также не могла похвастаться тем, что хранит верность своему супругу. Она не раз изменяла мужу.

Болезнь поэта

Революция, которую поэт принял с громадным воодушевлением, не принесла ему душевного удовлетворения. Новая реальность оказалось хуже того мира, который писатель прежде порицал.

Блок был объявлен отступником, несмотря на это он отказался от эмиграции. Душевные переживания, полунищенское существование сделали свое черное дело. Поэт тяжело заболел.

Супруга пыталась увезти мужа на лечение за рубеж. Но бюрократические проволочки не позволили Любови Менделеевой вовремя отправить супруга из России на курорты.

Смерть поэта

Александра Блока не стало 7 августа 1921-го года. С его уходом завершилась и эпоха Серебряного века. Смерть поэта словно стала завершающей точкой.

Перед смертью Блок пришел к пониманию, что боролся не за ту Россию, которая была создана революцией.

Причина смерти

Он понимал, что его болезнь вызвана переживаниями, полуголодным существованием, утратой веры в будущее и умирая, поэт признал свое поражение и сказал:

«Россия съела меня, как глупая чушка своего поросенка»

Ante Lucem

Первые «серьёзные» стихи Александр Блок написал в 18 лет; они вошли в поэтический сборник с замысловатым названием Ante Lucem (в переводе с латыни — «До света», или, согласно авторскому переводу Блока, «Предрассветное»). В этих произведениях уже угадывается символистский настрой поэта: лирический герой здесь рассуждает о любви, о смерти, о Божественной воле

Злободневным событиям внимание не уделяется, зато постоянно встречаются сюжеты из славянского фольклора и европейской литературы. Названия стихотворений говорят сами за себя:

«Офелия в цветах, в уборе…»;
«Песня Офелии»;
«Гамаюн, птица вещая»;
«Сирин и Алконост»;
«Накануне Иванова дня…»

Офелия — главная героиня пьесы У. Шекспира «Гамлет», той самой, которую ставили в домашнем театре Менделеевых; Гамаюн, Сирин и Алконост — мифические птицы, частые персонажи русских народных сказок; Иванов день (также день Ивана Купалы) — важный славянский праздник: согласно преданиям, в этот день можно найти мифический цветок папоротника и, сорвав его, обрести сверхъестественные способности, в том числе — видеть будущее. Уже в 18—19 лет Блок умело работает с классическими образами, пытаясь переосмыслить их. Так, в стихотворении «Офелия в цветах, в уборе…» появляется лирический герой, который наблюдает за Офелией и Гамлетом со стороны, не смея вмешаться в происходящее. А в произведении «Накануне Иванова дня» юноша, собирая цветы, получает дар ясновидения, но узнаёт не о судьбах мира, а о том, что ему суждено вскоре расстаться с любимой.

Раннее творчество Блока, безусловно, заслуживает внимания. И всё же стихи, вошедшие в Ante Lucem, запомнились читателю куда меньше, чем произведения следующего сборника — «Стихи о Прекрасной Даме».

Образ Прекрасной Дамы

Блок верил: погрязшее в пошлости и грехах человечество еще можно спасти «Вечной Женственностью». Поэт нашел ее воплощение в образе Прекрасной Дамы. Он пропитан возвышенностью, олицетворяет добро и красоту. От него веет светом, озарявшим темные души людей. Достигнуть наивысшей гармонии с окружающим миром можно через любовь к земной женщине. Искреннее чувство меняет нас к лучшему: открываются новые горизонты, мир становится прекрасным. Мы начинаем чувствовать прелесть каждого момента, слышать пульс жизни.

Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.

Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.

В стихотворении же «Предчувствую Тебя» лирического героя терзают сомнения по поводу того, что Прекрасная Дама может превратиться в порочное создание и от ее духовности не останется и следа. Но он так хочет ее увидеть! Только она в силах спасти человечество от надвигающегося горя и показать путь к новой безгреховной жизни.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» сливается в единое звучание с предыдущим. Тихая и торжественная обстановка церкви передаёт состояние любви и блаженства, ожидания Прекрасной Дамы. Образ неземной рождает чувство прекрасного, которое свойственно обычному человеку.

Образ Прекрасной Дамы

Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.

Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

БЛОК И СИМВОЛИЗМ.

Работая над своим сборником стихотворений, поэт обращается к поэзии и философии Владимира Соловьёва. Именно из его произведений Александр Александрович позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Стихотворения являются своеобразным лирическим дневником интимных, любовных переживаний самого поэта. Сборник стихотворений полностью автобиографичен, реальная основа событий тщательно зашифрована и переведена на особый мистический язык.

Александра Блока современники считали живым воплощением духа Поэзии. По воспоминаниям Анны Ахматовой, поэт Бенедикт Лившиц жаловался, что Блок одним своим существованием мешает ему писать стихи. Данный видеоурок посвящён судьбе и творчестве Александра Блока. Мы узнаем, почему современники считали Блока воплощением поэзии. Оценим вклад Александра Блока в развитие русского символизма.

Образ родины

Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.

Образ Родины прошел своеобразную эволюцию. Вначале он загадочен, окутан будто пеленой. Страна воспринимается через призму прекрасной мечты: «необычайная», «таинственная», «дремучая» и «колдовская». В стихотворении «Россия» отчизна предстает как «нищая», с серыми избами. Автор любит ее нежной и сердечной любовью, которая ничего общего не имеет с жалостью.

Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.

В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» предельно точно очерчена грань между любовью и ненавистью. Образ бездуховного лавочника, привыкшего к беспробудному сну разума, отталкивает, а покаяние в церкви лицемерно. В конце слышен отчетливый «крик» автора, что даже такую Россию он никогда не разлюбит, она всегда будет дорога его сердцу.

Поэт видит Россию в движении. В цикле «На поле Куликовом» она предстает в величественном образе «степной кобылицы», несущейся «вскачь». Путь к будущему у страны непростой и мучительный.

Нотка предвидения звучит в стихотворении «На железной дороге», где Блок проводит параллель нелегкой судьбы родины с тяжёлой и трагической женской судьбой.

«Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?» — гнев и боль звучат в этих строчках. Коршун и мать символизируют судьбу народную, над которой нависли хищные крылья птицы.

Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.

Основные темы поэзии, определение символизма как модернистского течения в литературе

На рубеже XIX-XX веков появляется поэзия, названная модернистской, отличающаяся от прежней, реалистической, поисками иных путей выражения мыслей и чувств. Это было время расцвета творческой мысли, новых идей, необычных форм и приемов, названное в истории русской литературы Серебряным веком, одним из направлений которого был символизм.

Определение «символ» пришло из древнегреческой культуры. Такое слово или словосочетание не воспринимается в его прямом значении, ему придается иной смысл, создающий новый образ.

Но у символистов это понятие использовалось не просто как литературный прием. Глубокое осмысление понятия символа принадлежит русскому религиозному философу В.Соловьеву, который вернул в русскую литературу вкус к мистическим размышлениям и подтексту. Эта культура искала пути осмысления реалий окружающего мира, стремясь увидеть скрытое от человеческого взгляда, передать смысл посредством символов, которые бесконечны и многолики, их порой сложно истолковать, можно лишь догадаться об их сути. Символ должен был служить эстетическим проводником между земным и потусторонним миром. Один из символистов, Д.Мережковский, так определил это явление: «Смысл мерцает сквозь красоту символа».

Зарождение течения символизма в России началось еще в 90-е годы XIX в., и его родоначальником считают В.Брюсова. К наиболее известным символистам относится Блок. Все созданные стихотворения поэт объединил в сборники, вошедшие в циклы трех книг, которые назвал «трилогией вочеловечивания». В них прослеживается история развития его лирического героя от романтического рыцаря до гражданина, разделившего судьбу России с потрясениями начала ХХ века. В каждой книге свои преобладающие мотивы и доминирующие образы в поэзии. В первой отражены внутренние переживания лирического героя и его поклонение одухотворенному образу Прекрасной Дамы, утверждение красоты бытия и ожидание откровения. Во второй передано противоположное мироощущение: смятение, поиски жизненного пути, отсутствие понимания мира, основные образы – стихия, город, смута. В третьей преобладают размышления о судьбе России, о своем месте в «страшном мире», ощущение безысходности.

В кого талант?

Каждый приходит к творчеству по-своему; кто-то — благодаря влиянию старших родственников и друзей семьи, кто-то — вопреки родительской воле и нравам ближайшего окружения. Так, во времена А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова умение сочинять какие-никакие стихи входило в перечень навыков, которыми должен обладать каждый уважающий себя дворянин: это было необходимо, чтобы, например, при случае написать стихотворное послание в альбом очаровательной даме. Поэтому неудивительно, что среди множества дворянских мальчиков, волей-неволей пробующих себя в литературном мастерстве, находилось немало тех, для кого литература становилась не просто данью моде, а чем-то большим. А вот во второй половине XIX века помещикам стало уже не до поэзии, тем более что времена наступили тяжёлые. Так, отец Н. А. Некрасова хотел видеть сына только военным — и лишил юношу покровительства, когда будущий классик признался родителям, что мечтает стать литератором. Так Некрасов уехал в Петербург без гроша за душой, голодал, тяжело болел и некоторое время был вынужден даже жить в ночлежке для нищих.

Что касается Блока, то ему не пришлось отстаивать перед родными желание заниматься искусством. Мальчик появился на свет в интеллигентной семье: его мама, Александра Андреевна, была дочерью ректора СПбГУ (Санкт-Петербургского государственного университета). К сожалению, отношения между родителями будущего поэта с самого начала складывались крайне напряжённо; супруги быстро разошлись, и после развода отец-юрист почти не интересовался судьбой Саши. Однако юный Блок никогда не чувствовал себя одиноким: в его воспитании принимали участие многочисленные интеллигентные родственники Александры Андреевны. С мальчиком проводил немало времени сам ректор СПбГУ Андрей Николаевич Бекетов, мама читала ему сказки, а бабушка — поэмы собственного сочинения. Поэтому неудивительно, что уже в пять лет юный Блок написал первые стихи о животных, а в четырнадцать принялся «издавать» собственный рукописный журнал. К тому же по соседству с Шахматовым — родовым гнездом Бекетовых, где жил и юный Блок, — располагалось имение Боблово. Его хозяином был не кто иной, как Дмитрий Иванович Менделеев — тот самый, который создал знаменитую на весь мир таблицу химических элементов. Блок часто ездил к Менделеевым и даже принимал участие в домашних театральных постановках. Кстати, именно в Боблово юный Александр познакомился с Любовью Андреевной Менделеевой — дочерью выдающегося химика, которая впоследствии стала его супругой. Юноша и девушка сразу прониклись симпатией друг к другу и поддерживали в увлечении искусством; так, будучи юными, они играли для родных и близких главных героев «Гамлета».

Символизм Блока

Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии. В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно. Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки». Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней. Наступала революция.

Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.

Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

Тема любви

Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов. Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты». Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.

В жизни Блока важное место занимала еще одна женщина – мать. Поэт доверял ей всё сокровенное

В стихотворении «Друг, посмотри, как в равнине небесной…» Александр Александрович описывает чувство грусти и утраты. Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни. Ведь она чудесна!

Темы стихов Александра Блока

Поэт прославился не только любовной и революционной лирикой. Тематика его стихов разнообразна. Дадим краткую характеристику основных мотивов поэта, которые он затрагивал в своих произведениях.

Любовная лирика

Поэт прославился как влюбчивый мужчина. Свои душевные переживания он озвучивал в стихах. Любовь – одна из основных тем его поэзии.

Большая часть произведений посвящена супруге – Л. Менделеевой. В жене поэт видит идеальную женщину, она – его муза.

Прием контрастности позволяет читателю почувствовать, какие глубокие страсти владели сердцем литератора.

Тема Родины

Отличительная особенность «Блоковской» лирики в том, что родина предстает перед читателем в образе реальной женщины. Это может быть невеста, мать, жена, возлюбленная.

Примечательно, что в раннем творчестве Россия представлена как загадочная, романтическая страна. Позже она становится зрелой, страстной, и даже грозной.

Однако поэт любит свою родину с любыми изъянами. Она ему по душе и нищая, и больная, и убогая. Этот факт мы понимаем, анализируя известное стихотворение «Россия».

Философская лирика

В лирике Блока часто прослеживаются философские мотивы. Мыслями о смысле жизни проникнуты стихи из цикла о «Прекрасной Даме». Она предстает как связующее звено между вымышленным и реальным миром.

Александр Блок был увлечен философией В. Соловьева. Принципы своего духовного наставника он отразил и в своем творчестве.

Несовершенство страшного мира в лирике Блока

Тема «страшного мира» поднимается поэтом в одноименном цикле стихов. Контрастом служат представления о Прекрасной Даме.

Свои представления о несовершенстве бытия литератор озвучивает в таких произведениях, как «Пляски смерти», «Черная кровь».

Критики уверены: последовательность стихов не случайна. Анализ подтверждает: полный образ страшного мира предстает перед читателем только после полного прочтения цикла.

Образ «прекрасной дамы» в лирике Блока

Утонченная, красивая, загадочная незнакомка, идеальная, неприступная женщина – лирический герой всех стихов о любви.

Литературоведы говорят о том, что такой Блоку представлялась его жена. Другие критики уверяют, что образ матери также идеализирован поэтом. Она – совершенная женщина.

Стихи про осень

Стихи про осень посвящены Родине. Природные пейзажи помогают добиться цели. В своих произведениях поэт размышляет о судьбе России, ее пути, народе.

В целом, тема осени появляется в произведениях Блока в сложные для него времена. Мы понимаем, поэт разочарован, погружен в тяжкие думы, однако это не мешает ему видеть красоту природы.

Поэт прожил всего 40 лет. За свою недолгую жизнь он написал более 1300 стихотворения. В них отражена вся жизнь поэта. Чтобы понять, о чём думал, мечтал, беспокоился и тревожился поэт, нужно познакомиться с его поэзией, прозой, с его пьесами.

Биография А. Блока полна тайн и мистических событий. Его жизнь была похожа на полосу взлетов и падений, она была бурной и насыщенной. Одно из последних стихотворений посвященное К. И. Чуковскому.

Александр Блок. К. И. ЧУКОВСКОМУ

«Как всегда, были смешаны чувства, Таял снег, и Кронштадт палил. Мы из лавки Дома Искусства На Дворцовую площадь брели…

Вдруг – среди приемной советской, Где «все могут быть сожжены», – Смех, и брови, и говор светский Этой древней Рюриковны.»

15 марта, 1921 г.

Стихи Блока изучают не только в российских школах. Они включены в программы образовательных учреждений во многих странах Европы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: